День кончины святителя Арсения 3-го, архиепископа Тверского (Суздальского) Память Вассы (в иночестве Феодоры), княгини Нижегородской Обретение мощей св. Моисея, Новгородского архиепископа Пр. Савватия, основателя Савват. Сретенского монастыря Май Дата Память Перенесение мощей пр. Ефрема Новоторжского из Введенской тёплой церкви в Борисоглебский собор, а обратное перенесение мощей его ежегодно совершается 15 сентября Преставление святителя Серапиона, митрополита Сарского и Подонского (панихида в Колязинском Троицком монастыре) Обретение мощей св. князей Бориса и Глеба Тезоименитство святейшего патриарха Иова Память пр. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры Обретение мощей пр. Ефрема Перекопского Пр. Корнилия Комельского Обретение мощей св. Алексия, митрополита Московского Обретение мощей пр. Макария Колязинского Обретение мощей пр. Нила, Столобенского чудотворца Поминовение в Ниловой пустыни настоятелей обители Июнь Дата Память Празднество в честь св. благоверной княгини Иулиании Новоторжской Преподобного Паисия Угличского (преставление) Пр. Вассиана его ученика (память) Обретение мощей пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца Празднование в г. Кашине благоверной Великой княгине Анне (с 1649 г.). В неделю всех святых – всеградский крестный ход с иконой благоверной княгини Анны из Воскресенского собора в г. Кашине Кончина святейшего патриарха Иова в г. Старице (панихида по нём в Старицком Успенском монастыре и крестный ход к часовне его имени) Празднество (в Казани) св. Гурию, Казанскому архиепископу Память благоверной княгине Ржевской Агриппине, ради её тезоименитства св. мученицы Агриппины Празднование в Твери св. благоверному Великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому, по случаю спасения города от морового поветрия. Крестный ход с мощами св. благоверного Великого князя Михаила из Тверского кафедрального собора по первой части г. Твери В воскресный день после праздника св. апостолов Петра и Павла – крестный ход из Спасо-Преображенского кафедрального собора в Успенский Желтиков монастырь, где совершается празднество в честь св. Арсения 1-го, епископа Тверского

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Лк.6:17–28; 24 зач.). Идеже лежат мощи его, совершается полиелей. См. От 24 авг. до 21 сент. (сн. 14 авг.) катавасия: Крест начертав Моисей. Преставление пр. игумена Комельского, Вологодского чудотворца. Он родился в Москве и происходил из рода дворян Сухарусовых. Он рано начал тяготиться шумом столицы и почувствовал отвращение к мирской жизни, хотя по правам рождения мог надеяться иметь в ней большие успехи, прибрести честь и богатство. Его юное сердце, еще не связанное никакими житейскими узами, свободное от всяких мирских пристрастий, горело любовью к одному Богу, стремилось всецело посвятить себя на служение Ему. Сделавшись учеником пр. Сергия Радонежского (25 сент.), он в обители последнего совершенно предал себя иноческим трудам, со всем усердием и с юношеским жаром он проходил монастырские послушания, в числе первых приходил в церковь и по своему смирению считал себя последним и слугой всех. Трудами и постом изнуряя свое тело и умерщвляя страсти, он в то же время старался укреплять душу свою молитвой, чтением душеспасительных книг и переписыванием их для своего монастыря и для других церквей и так прославил себя дивными подвигами, что был поставлен, по желанию братии, во игумена. В сане игумена он не изменил своей любви к нищете и посту и честь своего игуменства поставлял только в том, чтобы служить всем и трудиться более других. В 1527 г. великий подвижник, стремясь к безмолвному житию в пустыне, оставив Сергиеву обитель, удалился в глухой Комельский лес. Здесь на берегу реки Кохтыжи он основал обитель (си. Волог. еп.). После долгой иноческой жизни в посте, молитве и непрестанных трудах, пр. Арсений скончался в 1550 г. «По преставлении пр. Арсения, быша от честнаго гроба его чудеса различныя, яко от источника непрестанно текущи: слепым прозрение, глухим слышание, немым глаголание, бесным очищение и всяким недугом исцеление». Ныне мощи пр. Арсения почивают в его обители под спудом. Пр. Лимниота. Родом с о. Лемноса, он, в юности оставив суетный мир, подвизался отшельником при озере на Олимпе Вифинском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Некоторые общие указания на характер Арсения сделаны в начале, при описании его жизни в Троицкой обители, где он был иноком и игуменом; отмечается, что он отличался духом смирения и любовью к братии, которою в свою очередь был любим; отмечается также послушание и книголюбие. К этим-то подробностям и сводится все содержание жития, если не считать рассказа о медведе, который хотел похитить одну из коров монастырских (Арсений заставляет его смириться, поклониться святому, побил его лозой и отпустил в лес); кроме того, сжато передаются основные моменты его биографии (первоначальные подвиги в Сергиевой обители; игуменство там; почитание памяти Стефана Махрищского и посещение его монастыря; любовь к безмолвию, уход в вологодские пределы, собрание иноков). При рассказе о преставлении преподобного житие опять влагает ему в уста краткое поучение; кроме наставления хранить предания иноческие, оно содержит увещание соблюдать благоговение и любить ближнего своего, как самого себя. В итоге следует признать, что в житии Арсения Комельского отразилось кроткое снисхождение к людям, что проповедь любви занимает в нем видное место, выделяясь и в поучениях, приписанных преподобному, что внешние проявления благочестия оставляются биографом в стороне. Еще севернее вологодских и белозерских обителей, уже недалеко от „студеного моря», в Сийском монастыре, подвизался в конце XVI в. довольно видный писатель житий, инок Иона. Первым его трудом, которым он обратил на себя внимание, было житие основателя монастыря и первого его настоятеля, Антония († 1558 г., память 7 декабря), именуемого Сийским; писано оно в 1578 г. 395 Это житие представляет лучший и наиболее ценный и обстоятельный труд Ионы, как потому, что автор застал в монастыре многих очевидцев жизни Антония, еще сравнительно недавно скончавшегося, так и потому, что к известной обстоятельности и полноте изложения его обязывало его собственное положение, как постриженника Антониевой обители. В. О. Ключевский не разбирал обстоятельно данного жития, отдав все-таки ему предпочтение перед переделкой его, сделанной несколько позднее царевичем Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через несколько лет место подвигов преподобного Арсения было открыто охотившимся в тех местах крестьянином Алексеем Охотиным. К святому подвижнику стали приходить жаждавшие спасения иноки и миряне, некоторые поселялись с ним. Постепенно возникла обитель, получившая название Александро-Коровинской (позднее Троицкая пустынская церковь ). В 1538 году на Вологодские земли напали казанские татары. Жители соседних с обителью святого Арсения деревень нашли себе прибежище в глухом лесу, где стоял монастырь. После ухода татар многие остались на новом месте, безмолвие пустыни было нарушено появлением большого села. Тогда преподобный Арсений ушел на прежнее место на реке Кохтыш в Комельском лесу. Вместе с преподобным отправился его ученик Герасим. Отшельники расчистили участок земли под огород. Никто не тревожил их безмолвия, кроме медведей. Однажды, когда медведь схватил корову, преподобный послал инока Герасима, чтобы он высек медведя лозой. Медведь не только не бросился на Герасима, но поклонился ему до земли и с тех пор не вредил. Когда рядом с отшельниками стали селиться иноки, преподобный Арсений, по благословению епископа Вологодского Алексия (1525–1543) построил храм, который был освящен 2 июля 1541 года в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Так возникла Комельская Ризоположенская обитель. Преподобный Арсений не жалел ни сил, ни времени, чтобы наставить иноков и приходивших поселян истинам Православной веры и правилам христианской жизни. Он часто сам ходил в селения, на покосы и проповедовал слово Божие. Не забывал святой Арсений и Шилегонской обители, которую также нередко посещал и назидал братию. Преподобный Арсений не любил лжи и обличал людей, допускавших обман. Однажды крестьяне близлежащего села испросили у преподобного разрешение на ловлю рыбы в пределах монастырского участка в реке Леже. Старец, благословив их, сказал, чтобы в случае хорошего улова они принесли часть рыбы в монастырь. По молитве преподобного улов был хороший, но рыбаки скрыли лучшую долю. Преподобный Арсений обличил их лукавство, и рыбаки принесли искреннее покаяние. Особенно строг был преподобный к тем, кто нарушал воскресные дни и оскорблял их святость работой на пользу своего дома. Однажды одна крестьянка в воскресный день вышла в поле жать. В то время преподобный находился в этом селе и, узнав об этом, велел ей прекратить работу и молиться Богу. Крестьянка сначала послушалась, а затем вновь пошла в поле. Тогда по молитве праведника поднялся ветер и разметал все снопы непослушной женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это было в 1525 году. При том богатстве доходов, какие тогда имела обитель Сергиева, преп. Арсений не изменялся в любви своей к нищете и посту. Раз в. к. Василий пришел на богомолье в обитель Сергия и на игумене богатой лавры увидел одежду, разодранную и ушитую заплатами. На вопрос изумленного в. князя братия отвечали: «игумен наш истинный раб Божий и живет в Боге; но он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в безмолвную пустыню». В. князю жаль было, если обитель лишится такого настоятеля, и братия просила его держать блаж. наставника их с ними. В. князь убедил Арсения остаться на несколько времени в Сергиевой обители, и Арсений исполнил волю в. князя. Но в конце 1527 г. он оставил игуменство 1015 и отошёл в Комельский лес. На берегах речек Кохтыжа и Лежи была тогда такая глушь, что преподобный, неся на себе для смирения тяжелый деревянный крест, споткнулся и крест упал с плеч труженика; небесный луч, озаривший в туже минуту подвижника, заставил остановиться на месте; труженик водрузил тут крест. Он поставил себе хижину вблизи креста и стал подвизаться в безмолвном уединении. Место это в 36 верстах от Вологды, еще и поныне окружено трясинами и болотами. Крестьяне, ходившие сюда то для рубки леса, то для звериной ловли, сочли помехою себе келью Арсения и убили келейного старца Арсениева. Давая место гневу, преподобный прошел в Шилегонский лес, на речку Ингорь или Маслянку, и здесь стал подвизаться. К нему стали приходить за наставлениями ревнители благочестия. Между тем безбожные татары сделали нападение на страну вологодскую, предавая все огню и мечу. Жители толпами бежали из селений в Шилегонский лес. Варвары покушались проникнуть сюда же, но удержаны были невидимою силою. И однако безмолвие пустынное отселе уже изгнано было, поселившимися вблизи пустыни изгнанниками. 1016 Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в комельском лесу. Он отправился в Москву искать защиты от своеволия людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1513 год – освящение надвратной церкви во имя Преподобного Сергия с приделом Василия Парийского в Троице-Сергиевом монастыре. 1515 год – начало игуменства Иакова Кашина – ученика святителя Серапиона (1515–1520). 16 марта 1516 года – кончина святителя Серапиона, Троицкого игумена в 1495–1506 годах. А в 1517 году, 7 апреля, были обретены мощи святителя Серапиона (в настоящее время почивают в Серапионовой палатке). В мае 1518 года Василий III, готовясь к продолжению войны с Литвой, посетил Троицкий монастырь, чтобы «помолитися и благословитися, хотя пойти на Жихдимонта». 1520 год – начало игуменства Порфирия 1-го (1521–1524). Из пустынников Белоезерских, устроивший близ Кириллова Белоезерского монастыря собственную пустыню, которая носила название Порфириевой пустыни. 6 мая скончался уже находящийся на покое игумен Памва (Мошнин). В конце июля 1523 года Василий III побывал в Троицком монастыре перед походом на Казань. В 1524 году, в день Пятидесятницы, игумен Порфирий осмелился просить у посетившего монастырь Великого князя Василия III за внука Дмитрия Шемяки Путивльского князя Василия, за что был изгнан из монастыря и ввергнут в темницу. 1525 год – начало игуменства преподобного Арсения (Сахарусова; 1525–1527) Комельского. Родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Его послушанием была переписка книг. Известно Евангелие, переписанное им в 1506 году. Часто он удалялся в уединенную Махрищскую обитель. Великий князь Василий, посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь. Удалился в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды. Там основал две уединенные обители. Скончался в 1550 году в Комельском лесу на реке Кохтыше. 1525 год – вклад в Троицкую обитель великим князем Василием III и его супругой Соломонией пелены «Явление Богоматери Сергию». Великоняжеская чета долгие годы безуспешно молилась о чадородии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

17 . Мчч.: Мирона, Стратона, Филиппа, Евтихиана, Киприана, Фирса, Левкия, Короната, и дружины их Павла и Иулиании сестры его, Патрокла; прп. Алипия, иконописца Печерского. 18 . Мчч.: Флора и Лавра, Ерма , Серапиона, Полиена, Илариона, Дионисия и Ермиппа; сщмч. Емилиана и иже с ними; свв. патр. Константноп. Иоанна и Георгия. Св. Флор и Лавр († II: в.), каменотесы по ремеслу, при всех своих житейских занятиях достигли царства небесного; значит, можно и в мире спастись и нет необходимости для спасения души непременно удаляться в пустыню и скитаться по дебрямь, как учат странники-бегуны. 19 . Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593 мчч., Тимофея, Агапия и Феклы. Празднование Пресв. Богородицы Донская. 20 . Прор. Самуила, мчч.; Севира пресвитера, Мемнона сотника и с ним 37 других. 21 . Ап. Фаддея, мчч.: Вассы и чад ее: Феогния, Агапия и Циста; преставление прп. Авраамия архиман., Смоленского чудотв.; прп. Авраамия Печерского, трудолюбивого. 22 . Мч. Агафоника и иже с ним: Зотика, Феопрепия, Акиндина, Севериана и др.; мц. Евлалии девы, прп. Анфусы, сщмч. Афанасия епископа; мчч.: Харисима и Неофита, празднование иконе Пресв. Богородицы Грузинская. 23 . Отдание праздника Успения Богородицы. Мч. Луппа, сщмч. Иринея, еп. Лионского; свт. Каллиника, патр. Константиноп.; прпп. Евтихия и Флорентия. Свт. Ириней Лионский († 202 г.) ревностно распространял веру Христову и боролся с еретиками. От него осталось сочинение: «Пять книг против ересей», в котором он говорит, что только в Церкви православной находится истина и только чрез нее, как дверь, можно войти в царство небесное, вне же ее нет спасения. «Те, которые не прибегают к Церкви, не причастны действию Духа Св. и потому лишают себя блаженной жизни». Следовательно, наши несчастные братья раскольники и сектанты, блуждающие, как овцы, вне ограды Церкви, – не могут иметь надежды на спасение. 24 . Сщмч. Евтиха; перенесение честных мощей свт. Петра, митр. Киевского и всея России чудотв.; преставление прп. Арсения Комельского; прп. Георгия Лимниота, исповедника; мч. Татиона, мц. Сиры девы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

20 Хохол – чуб, клок волос на голове; прическа хохлом – долгих волос на темени, малороссийский оселец (Даль). Это было принадлежностью людей, пришедших с «вором» с запада. 21 Панталеон Лигарид учился в греческой коллегии в Риме. Его современник, Лев Алаций, писал в 1645 г. своему другу Нигузию: «Панталеон Лигарид, три года назад, удалился из Рима в Константинополь, для посещения своего отечества Хиоса и для распространения в той стороне римской веры». Еще прежде он издал «Апологию Петра Аркудия», известного своими ревностными трудами на пользу унии в югозападной России и между греками. В таком же духе писаны и другия сочинения Лигарида. Будучи потом учителем в Угро-Валахии сумел расположить к себе, пребывавшего там, патриарха иерусалимского Паисия. Последовав за ним в Иерусалим, он принял пострижение с именем Паисия, был потом митрополитом гасским. Преемники патр. Паисия, Досифей и Хрисанф, подвергли его осуждению за прежния неправославные сочинения. Старец Арсений Суханов , находившийся в Иерусалиме, был восприемным отцем Лигарида. Он и рекомендовал его Никону, который в 1657 г. приглашал его приехать в Москву. (Гр. М. Толстой ). 22 Царь, по поводу этого заявления, сказал на соборе: «Никон о том мне не писывал, а Семен Лукьянович поклялся предо мною, что того вовсе не бывало». 23 Об этом намерении говорится, под 1685 г., и в «Летописи церковных событий» архим. Арсения (1880). 24 Седмиезерская икона Божией Матери дана была в благословение Седмиезерской пустыни иноком Евфимием, прибывшим в 1615 г. в Казань и основавшим монастырь. 25 Длина храма внутри 50 сажен, ширина 20, окружность 173 сажени. В храме 29 приделов. В приделе всех Святых погребен патр. Никон. Внутри гроб Господень точная копия Иерусалимского. Зимний храм в честь Рождества Христова с Вифлеемской пещерой. Под Голгофской горой устроена церковь , в которую ведет ход в 33 ступени – число земных лет Спасителя. 28 При патр. Иове: 1) в 1591 г. написан канон и исправлена им служба пр. Иосифу волоколамскому, память которого собор положил праздновать во всех церквах; 2) в 1600 г. установлено праздновать везде преп. Корнилию комельскому. 30 В 1450 г. Марфа Борецкая подарила Соловецкому монастырю землю на обоих берегах р. Сумы. Там в 1586 г., в 3,5 верстах от Сумского залива, для отражения нападений шведов и финляндцев, сооружен был Сумский острог. Позднее он значился посадом в Кемском у. Архангельской губернии 31 Полное название: «Мечец духовный, или разговор с иезуитом Руткою в польской земле». Переведен на славянский язык в 1690 г. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

21) Общецерковное празднование сщмч. Филиппу II, митр. Московскому и всея Руси († 23.12.1569, пам. 9 янв.), установлено в 1652 г. (на 17 июля) в связи с перенесением мощей свт. Филиппа из Соловецкого мон-ря в Москву (в 1669 г. празднование перенесено на 3 июля). В 1591 г. гроб с телом сщмч. Филиппа был перенесен из Твери в Соловецкий монастырь. Е. Е. Голубинский полагал это установлением местного празднования (с. 118). При Патриархе Иоасафе I (1634–1640) служба свт. Филиппу была включена в богослужебные Минеи. Местное празднование на переложение мощей установлено 31.05.1646 (грамота Патриарха Иосифа в Соловецкий мон-рь от 29.04.1646). 22) 21.02.1657 Патриарх Никон перенес часть мощей прав. Иакова Боровичского († ок. 1540, пам. 23 окт.) в Валдайский Иверский монастырь, что, вероятно, явилось основанием к установлению общецерковного почитания. «Панихидная память» святому была установлена 6.10.1544, а 8.02.1572, вероятно,— местное празднование. 23) Общецерковное празднование свт. Арсению, архиеп. Тверскому, вероятно, установлено в 1665 г. в связи с перенесением мощей по благословению Патриарха Никона . Местное празднование было установлено Собором 1547 г. Имена названных святых включены в месяцесловы Уставов 1682-го и 1695 гг. (за исключением прп. Корнилия Комельского, блгв. кн. Георгия Владимирского, блж. Прокопия Устюжского, прп. Кирилла Новоезерского, свт. Арсения Тверского, отсутствующих в месяцеслове Устава 1682 г.). Установление соборной памяти «всех святых новых чудотворцев Российских» послужило примером для установления местных соборных памятей, одни из которых складывались задолго до сер. XVI в., а другие стали образовываться позже: ок. 1549–XVII в.— Собор Новгородских святителей (4 окт., в день памяти блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, и 10 февр., в день памяти блгв. кнг. Анны Новгородской). Начало соборного празднования восходит к 1439 г., когда архиеп. Новгородский Евфимий (Вяжицкий) установил местное почитание свт. Иоанна, архиеп. Новгородского († 7.09.1186), и уставное панихидное поминовение кн.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

26 ноября – память освящения церкви св. Григория в Киеве. 27 ноября – преп. Палладия. 4 февраля – благоверного князя Георгия Всеволодовича Владимирского. 2 марта – Арсения Тверского. 24 марта – иже во святых отца нашего Артемия еп. Фессалонитского (это св. Артемий Селевкийский, переделанный в Солунского вследствие неправильного чтения его имени писцами; см. Агиолог. II, 24 марта). 16 мая – преп. Ефрема Перекомского. 19 мая – Корнилия Комельского. 26 июня – Тихвинской иконы Божией Матери. 3 июля – Филиппа Митрополита. 8 июля – Прокопия Устюжского и знамение от иконы Пресв. Богородицы. 4 августа – преп. муч. Евдокии. Исключены: 3 июня – патриарха Анатолия. 5 июля – преп. Ламнада. 7 июля – муч. Кириаки. 27 июля – преп. Николая Качанова. Все эти разности перешли из правленых миней последнего выхода. XII Основателям и владельцам монастырей в Византии было предоставлено право давать этим учреждениям особые уставы, которые, в отличие от общецерковного, называются ктиторскими – «τυπικ κτητορικ» (Ducang Glossar. sub h. voc. Theod. Bals. ad can. 1. Synod. Cpl. sub Phot.) От этой богатой отрасли памятников в настоящее время сохранилось очень немного представителей, да и те далеко не все изданы, и остаются кое-где в монастырских библиотеках на Востоке. Для истории церковного обряда они дают, впрочем, не много и, устанавливая главным образом дисциплинарную, юридическую и хозяйственную сторону монастырского быта, предоставляют исполнение службы уставу общему и вносят в эту часть лишь самые незначительные изменения. Но зато для знакомства с внутренним бытом и обиходным порядком монашеской жизни, с характером управления и имущественной частью в них заключается масса разнообразных и чрезвычайно полезных сведений. Известнейшие монастыри были снабжаемы такими уставами или от своих владетелей, или от более энергичных настоятелей. Феодор Студит является таким устроителем в своих епитимиях, в завещании и краткой записи, патриарх Алексий в той части синодального типика которая называется уставником. Подобного рода типик дал своему монастырю пр. Павел Латрский, оставив его на вечные времена в руководство его насельникам (Acta Patriarch. IV, p, 306) Симеон Дивногорец передал ученикам своим правила монастырской жизии, которые и во времена Никона Черногорца сохранялась письменно. К этому разряду типиков, вероятно, относится и упоминаемый преосвященным Порфирием устав из Святогробской библиотеки 1150 г. Типик Барбериновой библиотеки, составленный «отчасти и по преданию Иосифа, основателя Касульского монастыря», относится к числу ктиторских Фабрицием (De libris Gr.) и Дюканжем (Sub voce τοπικ κτητορικ); такого же характера и типик крипто-ферратский (о трёх последних см. приложение III).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010