Местный епископ дал ему благословение основать здесь общежительную обитель с церковью в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы (празднование 2 июля) и снабдил его иконами, книгами и утварью. Тогда прп. Арсений стал расчищать лес и обрабатывать землю для монастыря. Часто он ходил в Шилегодскую свою пустынь, стоявшую в 30 верстах от Комельского леса. По дороге он беседовал со встречными, заходил к поселянам, даже жил у них по нескольку дней. Он наставлял их на путь спасения, причем запрещал им трудиться в праздничные дни, и раз, когда крестьяне его ослушались, сильный ветер разметал все их снопы. Хозяевам, в избах которых он останавливался, он не позволял готовить для себя особую пищу и раз обличил своего ученика, когда тот сделал это от лица хозяина дома. Так прошло много лет его подвижнической жизни. Он изнемог и, чувствуя приближение смерти, собрал братию и заповедал им взаимную любовь и хранение церковных и монастырских уставов, а сам, причастившись Святых Христовых Тайн, тихо скончался 24 августа 1550 г. Погребли его близ алтаря монастырской церкви. Через 100 лет была воздвигнута в обители, вместо первоначальной деревянной, каменная церковь с приделами во имя прпп. Сергия Радонежского и Арсения Комельского. Обитель прп. Арсения существовала до наших дней. На могиле прп. Арсения творилось много чудес. • Среди подвизавшихся в Комельском лесу, на юге Вологодской земли, прп. Арсений был последним основателем в этих местах новых обителей. Освоение этого края монашествующими было начато и закончилось выходцами из Троице-Сергиевой лавры. • В 1527 2. преподобный вышел из лавры и направился в Комельский лес. При слиянии речек Лежа и Кохтыш (ныне Грязовецкий р-н Вологодской обл.) была устроена первая келья святого. • После оставления этой пустыни — под давлением недобрых людей — преподобный обосновался в Шилегодском лесу на р. Шингур, где провел 7 лет до вторжения в эти места в 1538 г. казанских татар. • В 1541 г. по благословению епископа Вологодского был освящен храм в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы и основана Комелъская Ризоположенная обитель (в 25 верстах от совр. г. Грязовца).

http://sedmitza.ru/lib/text/437585/

ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121670_6.html

За правым клиросом, у южной стены храма, стояла посеребренная с золочеными украшениями бронзовая рака над мощами преподобного Елеазара Анзерского. Она была установлена в 1838 году на средства иеромонаха Арсения из Новгородского Юрьева монастыря. Над ракой была устроена сень в виде шатра на четырех деревянных резных колоннах. Вокруг стояло девять резных позолоченных крестов. Над ракой располагалась икона преподобного Елеазара высотой в человеческий рост – сто семьдесят сантиметров. Нимб и одежду преподобного покрывало золотое и серебряное шитье с блестками и стразами, по углам иконы помещались резные золоченые изображения херувимов. На южной стене храма сохранились остатки росписи с изображением преподобного Елеазара. Есть основания предполагать, что его святые мощи и ныне почивают в церкви под спудом. Западнее раки преподобного располагалась Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, написанная на кипарисовой доске, – вклад игумена Корнилиево-Комельского монастыря Арсения, сделанный в 1852 году. Образ был украшен серебряной чеканной ризой с золоченой короной и надписями из синей финифти. К западной стене храма были пристроены хоры; вход на них был прямо со второго этажа келейного корпуса. Снизу, из храма, на хоры вела деревянная винтовая лестница. В советское время церковь перестраивалась под нужды Соловецкого лагеря, затем долго оставалась без присмотра. Церковная утварь, иконостас и рака преподобного Елеазара утрачены, росписи уничтожены, деревянные конструкции полов, оконных и дверных проемов, отопительные системы разрушены. С 1994 года в церкви ведутся антиаварийные работы. Вход в церковь сейчас расположен с северной стороны; прежде существовал и другой, западный,– через паперть. Теперь на этом месте провал. Двустворчатые двери в восточной стене паперти выходили в холодный, Свято-Троицкий храм. Двери в западной стене вели в ризницу и кладовую. Под папертью размещался подвал, западнее нее располагалась трапезная XVII столетия с приделом во имя преподобного Михаила Малеина, в которую вел отдельный вход. Двустворчатые двери открывались в уютное сводчатое помещение. Стены его были украшены росписями с растительным орнаментом и медальонами. В восточной части трапезной располагалась теплая зимняя церковь во имя Михаила Малеина. Одноярусный иконостас голубого цвета с позолотой включал в себя пятнадцать икон. Северо-западный угол занимала печь, облицованная бело-голубыми изразцами с изображениями единорогов и сказочных птиц и орнаментом из виноградных кистей. На втором этаже размещались покои настоятеля.

http://sobory.ru/article/?object=03601

Наибольшее внимание на протяжении всех лет издания уделялось местной церковной истории, что объяснялось личным интересом Н. И. и И. Н. Суворовых, обилием старинных памятников в пределах епархии и наличием уже в сер. XIX в. значительной посвященной им лит-ры, в т. ч. не изданных прежде сочинений митр. Евгения (Болховитинова) и трудов учрежденного в 1851 г. епархиального церковного историко-статистического комитета. Так, Н. И. Суворов составил или прокомментировал работы: «Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии» (1865-1873), «Вологодский летописец» (1873), «Устюжский летописец» (1874), «История г. Сольвычегодска», составленная в 1789 г. А. Соскиным (1881-1882), «О бывшей Великоустюжской семинарии и современных ей духовных училищах в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске» (1887), «75-летие Вологодского духовного училища» (1889), историко-статистическое описание почти всех мон-рей и мн. древних приходских церквей. Заслуживает внимания ст. П. И. Савваитова «Об учреждении Вологодской епархии» (1865. 5, 6). В журнале публиковались биографии Вологодских и Великоустюжских архиереев, мн. др. местных церковных деятелей, жизнеописания свт. Стефана Пермского (1871, 1896), блаженных Прокопия Устюжского (1865), Иоанна Устюжского (1894), преподобных Сильвестра Обнорского (1864, 1866), Димитрия Прилуцкого (1865, 1901), Феодосия Тотемского (1866, 1867, 1887, 1896), Иоасафа Каменского (1867, 1893), Галактиона Вологодского (1867, 1901), Арсения Комельского (1869), Павла Обнорского (1870), Дионисия Глушицкого (1870, 1900, 1901), Вассиана Тиксненского (1897), Кассиана и Григория Авнежских (1900), Киприана Устюжского (1900), Агапита Маркушевского (1905), Стефана Махрищского (1906). Важным источником для истории приходской жизни православных и старообрядцев являются описания поездок епархиальных миссионеров и их дневники (см., напр.: Заплатин А. Записки епархиального миссионера - 1914. 7-9, 11, 12, 20), др. материалы местных корреспондентов (см., напр.: Этнографические наблюдения в Кадниковском уезде - 1907. 11, 12, 22).

http://pravenc.ru/text/155167.html

Или другой пример. После того как святого Арсения отпустили с игуменского послушания, он ушёл с леса вокруг Вологды, места в те времена совершенно глухие. Там сперва монах поселился возле реки Бабайки (пишу об этом только потому, что такое название нельзя не упомянуть), но затем и там ему показалось людно, и он снова ушёл, обосновался у реки Кохтыш, где поставил келью вместе с ещё одним старцем. И жили себе монахи тихо и спокойно, преодолевая обычные монашеские искушения. Но тут внезапно на них ополчились местные крестьяне. Опасаясь, что на месте поселения монахов создастся монастырь и захватит окрестные земли, они начали гнать отшельников и строить им всяческие пакости, обижать и оскорблять. Кончилось дело совсем плохо – какие-то разбойники убили жившего с Арсением старца, а самому Арсению пришлось переселиться в другое место. Казалось бы, что нам до ссор крестьян с монахами пятисотлетней давности? Но ведь прямо сейчас происходит практически то же самое. Два благотворительных фонда хотели открыть в Москве место, где бездомные и малоимущие могли бы бесплатно стирать одежду, – “Культурную прачечную”. И когда уже всё было готово, против них выступили местные жители . Организованно и дружно, плечом к плечу, вышли пенсионеры, матери с детьми и гражданские активисты. И потребовали убрать подальше с глаз долой неприятное место. Потому что “вонючим бомжам” не место в их чистом районе. И помимо обещаний пожаловаться во все инстанции, жители заявили, что если «Прачечная» откроется, то её просто сожгут, а собравшихся бездомных будут бить. Нефиг потому что, как говорится, шастать. Понимаете, ничего не изменилось. Мы ездим на автомобилях, мы ходим со смартфонами, даже деньги у нас теперь на каких-то загадочных “карточках” – но у нас те же грехи, те же страсти и те же проблемы, что и во времена преподобного Арсения Комельского. Это, конечно, весьма печально. Особенно про “Культурную прачечную”. Но есть в этом и хорошая сторона. Если люди и правда не изменились, то значит, что и “Жития святых” – книга о нас. Если святость была доступна столетия назад – значит, она реальна и сейчас. Трава пробивается сквозь асфальт, свет рассеивает тьму, а благодать Божья всегда преодолеет человеческое свинство.

http://blog.predanie.ru/article/zhitiya-...

Родился в Москве во второй половине XV века. В юности принял пострижение в Троице-Сергиевой лавре. С 1525 года избран игуменом Троицкого монастыря. В 1529 году покинул обитель и ушел в комельские леса, основав в 40 верстах к северо-западу от Вологды, на слиянии рек Лежи и Кохтыши, новый монастырь, впоследствии названный его именем. В 1539-1541 годах при жизни преподобного в обители была сооружена деревянная церковь во имя Положения Честныя Ризы Богоматери во Влахерне. Преподобный Арсений Комельский преставился 24 августа 1550 года. Мощи его находятся под спудом в основанном им монастыре (память - 24 августа). Местное почитание преподобного началось предположительно вскоре после его кончины, к лику святых причислен в конце XVI - первой половине XVII века. Первое житие преподобного, написанное вскоре после его кончины одним из иноков монастыря, погибло во время пожара трапезной Сергиевской церкви в 1596 году. В рукописной книге " Служба и чудеса преподобного Арсения " , составленной иноком Иоанном в 1600 году, записано 17 чудес, совершившихся у гроба святого с 1602 по 1657 год. Свидетельством церковного почитания преподобного Арсения Комельского являются: 1) описание 17 чудес и общее замечание о его чудесах: " По преставлении пр. Арсения быша от честнаго гроба его чудеса различныя, яко от источника непрестанно текущи " ; 2) житие преподобного; 3) нахождение его имени в рукописных святцах; 4) изображения преподобного Арсения Комельского на иконах. Иконография преподобного Арсения Комельского сложилась в первой половине XVII века в Вологде, где он почитался местночтимым святым. На иконе-пяднице XVII века из коллекции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВОКМ. 6228, 33x26,5, из Казанской Порошинской церкви Шепяковской волости Вологодского уезда) преподобный изображен в полный рост в молении перед иконой Богоматери Одигитрии. Голова его слегка откинута назад, взгляд обращен к иконе, помещенной в левом верхнем углу ковчега.

http://sobory.ru/article/?object=53930

Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в Комельском лесу. Он отправился в Москву искать защиты от своеволия людей. Вел. князь Василий столько уважал старца Арсения, что в февр. 1530 года выдал грамоту в ограждение покоя его. Грамотою строго запрещалось всем «около пустыни старца Арсения Сухарусова, в Комельском лесу на р. Кохтыже», рубить дрова, ставить новое поселение, гоняться за зверьми и обращать в свое владение землю или лес 218 . Огражденный такою грамотою, преп. Арсений поселился с учеником своим Герасимом там, где прежде водружал он крест свой, и стал расчищать лес. Его стали тревожить не люди, а зверино молитвою своею он смирил их и медведи уступили ему свои берлоги. Когда собралось к нему несколько учеников: он, по благословению вологодского епископа Алексия, поставил храм в честь положения ризы Богоматери во Влахерне. В 1539 году в. князь Василий выдал еще старцу Арсению несудимую грамоту, с тем, чтобы никакое светское начальство не простирало своей власти не только на живущих в пустынной обители Арсения, но и на крестьян, которые стали бы селиться под ведением обители его, не дальше 5 верст от обители 219 . В 1543 г. в. князь Иоанн Васильевич пожаловал игумена Арсения грамотою своею, которою обитель его с ее имениями освобождалась как от подсудности властям мирским, так и от постоев 220 . Преп. Арсений не забывал и Шилегонской своей пустыни. По временам он посещал ее. На пути из одной пустыни в другую он имел обычай беседовать о спасении души с встречавшимися с ним останавливаясь в селениях, назидал простых людей словом спасительным. Если замечал, что кто-либо трудится в поле в праздник, или в день воскресный: то строго обличал за то. Раз поселяне ослушались его, – не перестали работать в праздник и внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы их. Проведя долгую иноческую жизнь 221 в посте, молитве и непрестанных трудах, преподобный пред кончиною приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Господу, 24 авг. 1550 г. 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

23 и 24 авг. – «Евтихиевы дни». Церковь праздновала в эти дни двух Евтихиев – преподобного и священномученика (см.: Евтихий Тихий). Существовала примета, что, если в эту пору поспевала брусника, то и со жнитвом овса надо торопиться. 23 авг. кроме Евтихия вспоминали св. Луппа-мученика. «На Луппа льны лупятся!» По примете, лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую – семя летит. «Хорошо, – говорили крестьяне, – коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится!» 24 авг. праздновалась Петровская чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Она была названа так потому, что была написана св. митр. Петром в 1307. В 1613 вместе с Федоровской иконой она была при избрании на престол Михаила Романова. 24 авг. празднуется память русского св. Арсения Комельского. В Сибири с Луппова дня начинались во многих местах первые заморозки – «лупенские», за которыми шли и другие: покровские, катерининские и михайловские. За 6 суток до конца августа- " соберихи» приходил на Русь Титов день (см.: Тит Грибник)). «Святой Тит последний гриб растит!» – говорили в Среднем Поволжье. «Грибы грибами, а молотьба – за плечами!» – восклицали в Симбирской губ., напоминая, к слову, об известной прибаутке: «Тит, Тит! Иди молотить! – Зубы болят! – Тит, Тит! Иди кисель есть! – А где моя большая ложка?..» С Титова на Натальин (26 авг.) день варили ввечеру овсяный кисель. День Адриана и Наталии назывался «овсяницами»; с этой поры начинали косить в полях овсы: «Ондреян с Натальей овсы закашивают». В XIX в. в этот день к вечеру носили мужики сноп овсяный (связанный из первого скошенного овса) на барский двор. При этом пелись впроголос особые песни. В ХХ в. этот обычай уже не соблюдался, хотя по старой памяти кое-где уже ставился отдельно первый сноп: захватывали с поля в избу, где и помещали в «большой кут», под образа. Возвратившись с работы с поля, хозяйка поспешно собирала ужин, приготовленный заранее. За столом начинали угощаться толокном, замешенным на кислом молоке («дежень»), овсяным киселем или блинами. «Ондреян толокно месил, Наталья блины пекла!» – говорила хозяйка. – «Спасибо за сладкий дежен, за сытые блины!» – вставая из-за стола, обращались к ней угощавшиеся. – «А нет ли еще грешневой кашки?» – «Грешневая не выросла, не хотите ли березовой!» – отвечала она смешливым ребятам, убирая со стола. С этого дня толокно уходило из домашнего обихода. «В овсяный покос – толокном паужинай!» – говорили хозяева. «Скорое кушанье толокно – замеси да в рот понеси!», «Хвалился пест, что толокно ест!», «Толокном Волги не замесишь!», «Поел пест толокна, да и не хвалит: нынче толокно, завтра толокно, все одно – прискучит и оно!», «Было бы толоконце, а толоконнички-то всегда найдутся!» и т. д. В этот же день праздновалась Владимирская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец Моисей с рыбаками в осеннее время застигнут был бурей на озере; погибавшие обратились с молитвой к Господу, призывая на помощь и блаженного Арсения; явившийся чудный старец осенил их мантией и лодка благополучно пришла к берегу. В другое время Арсений явился во сне слепцу и велел идти ему на поклонение Коневской иконе Богоматери; послушный слепец прозрел у иконы. Коневский инок Леонтий, расслабленный всеми членами, получил исцеление при гробе преподобного. – В 1573 году обитель неожиданно спаслась от Шведов, разорявших Карелию; попавшемуся в плен Афанасию голос сказал: «если хочешь уйти, возьми с собой образ Спасителя, найденный здесь»; когда пленник вместе с другим подобным был уже на море в ладье, оба заснули от утомления и оба увидели преподобного Арсения, который говорил: встаньте, по морю плывёт змий. Пробудившиеся увидели Немецкое судно, шедшее на них, и вовремя принявшись за вёсла, успели скрыться от опасности 121 . † Преставление преп. Онуфрия Мальского Преподобный Онуфрий основал обитель в честь Рождества Богородицы на Малах, в 4-х верстах от Изборска и в 56 верстах от города Пскова, и скончался 12-го июня 1592 года. По Рукописным святцам он новый чудотворец; мощи его почивают под спудом в Рождественской церкви, в которой придел посвящён его имени. Обитель его упразднена в 1764 г. 122 . † Преставление преп. Стефана Озерского Отец блаженного Стефана служил при дворе князей Бородатых – отрасли князей Ярославских; в доме благочестивого родителя сын получил приличное воспитание 123 . Начало иночеству полагал он в Глушицкой обители, где провёл несколько лет. Потом странствовал по северным пустыням, жил несколько времени в Тихвине и, увлекаемый любовью к безмолвию, возвратился в родные Вологодские пределы: на восточном берегу Комельского озера, при истоке реки Комелы, в 35 верстах к югу от Вологды, поставил себе келью и потом часовню, а в ней иконы Божией Матери и св. Николая, и стал подвизаться, незнаемый людьми и знаемый единым Богом. – Много вытерпел он нужд и огорчений в своей пустыне: грубый рыболов, опасаясь, что преподобный овладеет ловлей рыбы в озере, то осыпал его жестокой бранью, то возмущал неприличными песнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таковы же описания юности святого и его первых опытов в иночестве, очень пространно и однообразно излагаемые в житиях: это – отвлеченные характеристики благонравной юности и строгого иночества вообще, а не черты из жизни Антония Сийского или Арсения Комельского; их содержание есть лишь развитие заглавия биографии, ибо без этих черт описываемая жизнь не могла бы стать предметом жития 28 , Сюда принадлежат «известия, «что святой, родившийся в глуши древнерусской деревни именно на седьмом году; выучивается грамоте и 12 лет уходит в монастырь, внезапно увлеченный евангельскими словами о тех, кто оставляет родителей ради имени Христа, и биограф заносит это в рассказ, хотя бы ничего не знал о детстве святого» 29 . Несмотря на то, все же задача рассмотрения житий святых в качестве источника для истории русской школы и просвещения не должна быть оставлена вовсе без внимания. Положим, что жития святых дают мало годного исторического материала, но в такой скудной материалом научной области, как история русской школы и просвещения, чрезвычайно важно всякое сведение, вносящее сколько-нибудь света в изучаемую сторону древнерусской жизни. Во-вторых, понятие «просвещения» в применении к истории древней Руси не должно быть понимаемо только в узком смысле общего интеллектуального развития, знакомства с общеобразовательными науками и искусствами. Кроме такого просвещения, существует просвещение религиозно-нравственное, состоящее в усвоении правильных понятий христианской веры и жизни. Если по незнакомству агиографа с детским и юношеским периодом жизни святого, он не может дать сведений о школьной жизни последнего, то это нисколько не мешает вместо того при описании монашеского периода жизни святого обрисовать степень его просвещенности в первом смысле этого слова и значение в истории русского просвещения, понимаемого во втором смысле. Сведения последнего рода не могут быть вовсе опущены в содержании житий: ведь, святые подвижники, как руководители религиозно-нравственной жизни монахов ли, мирян ли, тем самым необходимо являются распространителями религиозно-нравственного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010