Апостолы верили в Иисуса, потому что любили Его, и никак не наоборот. А фарисеи искали доказательств для любого религиозного верования: их мозг работал, а сердце молчало. Не сказано: «любовь от веры» (веры в смысле – знания), но наоборот. Сказано: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ( 1Кор.13:4–7 ). Конечно, фарисеи догадывались, что в момент их смерти все эти правила и предписания («чистый, не чистый» – «кошерное, не кошерное») потеряют для них смысл, как бы умрут вместе с ними. Но как разрешить это противоречие, они ни знали. Эта тайна была открыта только христианам и тем немногим книжникам и фарисеям, которые вместе с уверовавшими последовали за Христом. Сказано: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» ( 1Кор.13:8–10 ). И мы читаем далее: Мф.12:24 . «Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Блаженный Феофилакт так истолковал этот стих: «Хотя Господь и удалился ради их; но они издали, слыша, что Он делал людям благодеяния, клеветали на Него. Значит, они так были враждебны к человеческой природе, как сам диавол» . Им надо было бы радоваться о таком прославлении субботы, что в сей почитаемый день столько людей получили освобождение от тяжких недугов! Но они, напротив, злорадствовали, и чрез сие уподоблялись диаволу, ибо он тоже скорбит и злорадствует, когда видит освобождение человека от плотского и духовного недуга. Веельзевул, как сообщают ученые, «производное от Ваал (господин) – главное божество финикийского (и хананейского) пантеона и Зебель (муха). Возможно, Зебель – переосмысление (или искажение) слова Бел (от общесемитского ″Балу″ – ″владыка″, ″господин″) – аккадское верховное божество. В еврейской религиозной терминологии слово ″веельзевул″ ассоциируется с понятием ″повелитель бесов″. Здесь фарисеи называют этим именем сатану и обвиняют Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны» . Ранее мы смотрели это объяснение, теперь вновь возвращаемся к нему. Когда фарисеи говорили, что Иисус творит чудеса силою «повелителя демонов», тем самым они как бы видели в Сыне Божием воплощение всех диавольских сил (энергий). А так как Господь Иисус Христос был исполнен Духа Святого, то, говоря так, они произносили хулу на Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним пишет: «Они были слепы, не знали, к кому стремиться, и не могли следовать за Спасителем. В Иерихоне было много рвов, больших камней и обрывов над глубокими пропастями. Поэтому Господь останавливается, чтобы они могли подойти…» 172 . Действительно! Подойти к Христу не всегда легко. Иногда на этом пути перед нами разверзаются пропасти соблазнов и обрывы сомнений. Но Господь призывает к Себе всех и каждого. Сказано: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). «Все» – значит, и «ты», и я – каждый из нас призван ответить на Божественный призыв. И далее мы читаем: Мф.20:34 . «Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». Блаженный Августин пишет: «Господь поступил соответственно их вере: Он вернул им зрение. Если задумаемся, то прежде Он уже исцелял внутренне больного, внутренне глухого и мертвого; теперь исцеляет внутренне слепого» 173 . Внутренне слепой – это тот, кто не видит красоты божественных промыслов, управляющих этим миром, равно как и тот, кто не взирает очами веры на Начальника и Совершителя жизни Господа нашего Иисуса Христа; «дальтоник» – тот, кто не отличает красок божественного мира, от тусклых красок мира преходящего; внутренне больной –  суть тот, который не созидает Царство Божие внутри себя, то есть не занимается доброделанием; духовно глухой – это тот, кто не отличает небесной ритмики и поэтики пророческих текстов от хилых звуков человеческих словес и наставлений; духовно мертвый – суть не верующий в Бога, который подобно трупу проявляет полное бесчувствие к Божественным прикосновениям. Но почему Господь исцеляет одних и не исцеляет других людей от всевозможных телесных и духовных недугов? В данном случае мы видим секрет этих исцеленных, мы прочитали: « прозрели глаза их, и они пошли за Ним ». Как сердцеведец и Тот, у Которого в руке находятся и наше прошлое, и наше будущее, Он видел и предполагал, точнее, знал, как поведут себя эти исцеленные. Сказано: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29–30 ). И если в божественном «вечном настоящем» все уже предопределено, то в нашем проходящем настоящем мы сами теперь и сейчас решаем вопрос собственного спасения. Но всегда ли мы знаем, в чем мы действительно нуждаемся?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог и Его Царствие присутствует в Иисусе и Его деяниях. Но что это означает, человек может узнать и пронять, если он смотрит на распятого, всеми покинутого и осмеянного Иисуса, Которому остались верными только несколько женщин ( Мк.15, 20–41 ). Именно в этой , полной отчаяния ситуации открывается Бог, пославший Своего Сына. Только при взгляде на Распятого в мире впервые могло быть возвещено: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» ( Мк.15,39 ). Для того, чтобы объяснить все это своим читателям, евангелист Марк прибег в своем Евангелии к так называемой «тайне Мессии». Согласно этому литературному средству, демоны, например, знают, что Иисус – Мессия, но Он запрещает демонам разглашать их знание: «И Он ... изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» ( Мк.1:24, 34 ); «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным» ( Мк.3, 11–12 ). То же касается исцеленных: «И сказал исцеленному от проказы: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что/Иисус/не мог уже явно войти в город» ( Мк.1, 44–45 ); после исцеления дочери начальника синагоги «Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал» ( Мк.5, 43 ); при исцелении глухого косноязычного Иисус «повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали» ( Мк.7,36 ). И так далее. Приказ молчания о том, что Он есть Мессия, отдается и ученикам: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем» ( Мк.8,29–30 ). После Преображения «Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» ( Мк.9,9 ). Впрочем эту тайну не удается полностью сохранить: время от времени, как мы видели, она открывается, разглашается и провозглашается ( Мк.1:45, 3:11, 7:36–37 ). Что все это означает? Это означает в Евангелии от Марка следующее: До тех пор пока люди не узнают Сына Божия в Уничиженном и Распятом , для Его учеников и для Церкви остается опасность неправильно понять сам смысл Богосыновства Иисуса, Его Мессианства. Такая опасность существовала в Церкви всегда. Существует она и теперь, когда люди ожидают от Господа всяческих земных благ и душевного покоя, в то время как Он обещал Своим последователям крест и ненависть мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В Иерихоне было много рвов, больших камней и обрывов над глубокими пропастями. Поэтому Господь останавливается, чтобы они могли подойти …». Действительно! Подойти к Христу не всегда легко. Иногда на этом пути перед нами разверзаются пропасти соблазнов и обрывы сомнений. Но Господь призывает к Себе всех и каждого. Сказано: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). «Все» значит и «ты», и я, каждый из нас призван ответить на божественный призыв. И далее мы читаем: Мф.20:34 . «Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». Блаженный Августин пишет: « Господь поступил соответственно их вере: Он вернул им зрение. Если задумаемся, то прежде Он уже исцелял внутренне больного, внутренне глухого и мертвого; теперь исцеляет внутренне слепого ». Внутренне слепой это тот, кто не видит красоты божественных промыслов, управляющих этим миром; равно как и тот, кто не взирает очами веры на начальника и совершителя жизни Господа нашего Иисуса Христа; «дальтоник», тот, кто не различает красок божественного мира, от тусклых красок мира приходящего; внутренне больной, суть тот, который не созидает Царствие Божие внутри себя, то есть не занимается доброделанием; духовно глухой, это тот, кто не отличает небесной ритмики и поэтики пророческих текстов, от хилых звуков человеческих словес и наставлений; духовно мертвый, суть не верующий в Бога, который подобно трупу проявляет полное бесчувствие к божественным прикосновениям. Но почему Господь исцеляет одних и не исцеляет других людей от всевозможных телесных и духовных недугов? В данном случае мы видим секрет этих исцеленных, мы прочитали: « прозрели глаза их, и они пошли за Ним ». Как сердцеведец и Тот, у Которого и наше прошлое и наше будущие находятся в Его руке, Он видел и предполагал, точнее, знал, как поведут себя эти исцеленные. Сказано: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В стихах 9–18 даются некоторые правила касательно справедливости, честности, милосердия и любви к ближним. На первом месте ограждается право бедных, с которыми сопоставляются и пришельцы – чужеземцы, живущее среди Израиля. С великою гуманностью требует законодатель, чтобы эти люди не были забыты собственниками и владельцами при сборе хлеба, винограда, конечно, и других произведений земли (ср. Лев.23.22 ; Втор 24.19–21 ). Размер части, уделяемой бедным – край недожатого поля (peah), оставшееся или забытое в поле и винограднике, предоставлялся усмотрению каждого, великодушию и состраданию. В Мишне, где данному пункту посвящен целый тракт. «Пеа», minimum упомянутых пожертвований (в частности недожинаемого края) определяется в 1/60 всего достояния хозяина. Лев.19:11 .  Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Лев.19:12 .  Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]. Лев.19:13 .  Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Напоминается 8-я заповедь десятисловия, и предупреждаются преступления против нее – присвоение чужой собственности во всех видах этого греха: тайное похищение, явное с насилием (грабеж), хитрый обман с ложною клятвою, несправедливая задержка платы поденщику (ср. Втор 24.14–15 ; Иер 32.13 ; Мал 3.5 ; Иак 5.4 ). Лев.19:14 .  Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]. Лев.19:15 .  Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. Насмешка и злоба против лиц, имеющих тяжкие физические недостатки – глухоту и слепоту, обнаруживают недостаток страха Божия в человеке и сознания всеведения Божия; притом несметные обиженные лишены были возможности искать возмездия обидчикам. Посему грозное проклятие Божие (см. Втор 27.18 ) против обидчиков должно было охранять беспомощных. С другой стороны и в отношении к слабым, каковы бедняки, воспрещается всякое лицеприятное послабление (ср. Исх 23.1–3,5–8 ), недопустимое в отношении сильных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В этом пункте Его речи были продолжением того ожесточения иудеев, которое началось прежде, – отвержения их национальной замкнутости. Этими речами отвержению иудеев придавалось универсально-этическое основание, узкие границы их обрядоверия разрывались во имя нравственной свободы духа. В этом же пункте Его учение было переходом к тому последнему акту отвержения иудеев в последние Его дни, когда Он сказал им: «се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23:38 ). Из действий Господа Иисуса, в которых проявлялось Его учение в существенном содержании, за рассматриваемое время составляло предмет пререканий с Ним иудеев несоблюдение в обществе Его учеников преданий старцев, которых держались фарисеи и все иудеи. Так, иерусалимские фарисеи и книжники укоряли учеников Его за то, что они ели хлеб нечистыми, т. е. неумытыми руками. Тогда Господь стал порицать их за то, что они, соблюдая предания старцев, только на словах чтили Бога, сердцем же были далеки от Него, – устраняли своим преданием слово Божие. Затем в слух всего народа Он учил, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, а фарисеев и книжников назвал слепыми вождями слепых. § 39. Чудеса Христа, совершенные с медлительностью – исцеление бесноватой дочери хананеянки, глухого косноязычного, слепого в Вифсаиде, глухонемого лунатика, десяти прокаженных, иерихонского слепого и воскрешение Лазаря Характеру учения Господа Христа соответствовал образ Его чудес. Сосредоточив Свое учение на Своем лице, открывая Себя народу с той стороны, с которой Его самооткровение представляло наиболее соблазна для любостяжания и гордости, Он и дела Свои, в отличие от прежнего времени, теперь выставлял во свете Своего исключительного значения для открывшегося в них царства Божия. Прежде чрез Него совершались массовые чудеса, поразительные по своей многочисленности; они совершались при наличности веры по одному Его слову или даже без Его сведения и соизволения чрез одно прикосновение к Нему, – из Него исходила сила и народ искал прикоснуться к Нему; исцеления совершались даже на расстоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Вера знает, что против греха стоять, и победить его своей силой, и истинную добродетель творить не может, поэтому воздыхает и усердно молится к Богу своему, чтобы Он помог в том. Вера, ведая, что христианское наследие не в мире, но на небесах, где и отечество их сокровенное есть, – на него взирает, к нему стремится, и достичь старается, и потому в мире ничего не хочет, ни чести, ни славы, ни богатства, ни сладостей, чего сыны века сего ищут, и ни к чему не прилагает сердца своего, и все, пищу, питье и прочее, ради нужды и немощи плотской употребляет, и крайне опасается, чтобы небесного наследия не лишиться. Поэтому со страхом и трепетом совершает свое спасение (Флп 2:12). Словом, верное сердце в мире этом пребывает как путник на пути, как странник и пришелец на чужой стороне, как изгнанный от отечества и дома своего, ибо не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего (Евр 13:14), которого художник и строитель Бог (Евр 11:10). Итак, видишь отчасти, что такое истинная и живая вера, то есть та, живность которой от действий и дел добрых показывается. Этой живой вере противополагается мертвая вера, о которой святой апостол Иаков написал: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак 2:26). Мертвую веру имеют те, которые христианское имя имеют, но не по-христиански живут; чают, или говорят только, что написано в Символе: «чаю воскресения мертвых», но противно вере в воскресение мертвых живут; слышат в Писании о вечной жизни и славе ее, но к мирским вещам, чести, славе, богатству, роскоши прилепились и мир этот за отечество и рай себе поставляют. Мертвую веру имеют те, которые в приданное дочерям своим многого богатства не жалеют, а ради имени Христова просящему или ничего не дают, или копейкой и мелкой монетой довольствуются. О таковых апостол Иаков говорит: Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, – но не даст им потребного для тела: что пользы, (Иак 2:15-16)? Таковые люди живут для мира и прихотей своих, ибо им угождают, а не Богу, Которому не угождают послушанием. Для Бога они мертвы, хотя и живут. Как? Рассуждай. Как мертвый не слышит и не внимает, что ему ни говорится, так и этим духовным мертвецам, что ни говорит Бог в Писании, не внимают тому. Слово Божие для них, как для глухого пение, и как бы к другим, а не к ним слово говорится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Вокруг нас стоял тот-же самый безмолвный, исполненный кроткой печали библейский пейзаж, те-же самые пустынные вершины гор, на которых отдыхал с любовью и грустью задумчивый взор Христа, в которых Его сердце отыскивало знойные краски и поэтические образы своих вдохновенных притчей... Те-же одинокие пастухи, как и при Нем, неподвижно торчат в тени утесов, окруженные спящими стадами... Те же тихо двигающиеся фигуры странников, в длинных библейских одеждах, на библейских осликах, с библейскими посохами... Голова нечувствительно переносится в мир евангельских событий, в тихую жизнь Лазарей и Марий. Кажется, что перед тобою двигается по этой каменной дорожке, освященной святыми стопами, давно знакомый сердцу, простой и величественный образ... С кроткой задумчивостью смотрят на Божий мир Его глаза, глубокие, как тихое озеро, и из Его спокойных уст струится безмятежным ключом мудрая речь... В благоговейном молчании, в неведомом жаре сердца, внимает словам братства и любви теснящаяся вокруг Него простодушная босоногая толпа... «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим!»... Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая-же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя! На сих двух заповедях утверждается вес закон и пророки», вещает этому труженику и страдальцу в дни насилия и неправд божественный голос Учителя. Вот остатки «бесплодной смоковницы», не накормившей Христа и апостолов Его, когда Он «взалкал, возвращаясь поутру из Вифании в город»... Пророческое заклятие Христа: «Да не будет же впредь от тебя плода во веки!», кажется, осуществилось не на одном этом иссохшем дереве, а на всей печальной окрестности, видимой теперь нашему глазу. В Вифании уцелело мало исторических памятников. Но за то она сохранила до наших дней тот скромный деревенский характер глухого уголка, который привлекал к ней простое сердце Его и учеников... «И оставив их, вышел вон из города в Вифанию, и провел там ночь». «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и осмотрел все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью», постоянно встречается в евангелиях...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот где истинная монархия, слабым подобием которой думала считать себя римская держава! Но её превосходит царство Христово и в другом отношении, а именно: со своим могуществом оно не навязывается насильственно и никого не порабощает вопреки личной воле и свободному расположению. Христос «дивится неверию» ( Мк. 6:6 ), но не склоняет к принудительному согласию. Он просто устраняется совсем или удерживается в своих чрезвычайных воздействиях. «И не мог совершить там (в Капернауме) никакого чуда; только на немногих больных возложив руки, исцелил их» ( Мк. 6:5 ),– пишет Евангелист. «Истинно говорю вам, – замечает Иисус ( Мк. 8:12 ), – не дастся роду сему знамение». Сила Божия неизмерима, но она не внешне победительна, а внутренно спасительна и потому ждет душевного признания. С этой стороны для Марка весьма характерны некоторые особые эпизоды фактического и дидактического содержания. Глухого и гугнивого Христос исцеляет не сразу, а сначала удаляет от народа, давая ему удобства собраться с мыслями, и постепенно возводит его на высшую ступень верующего убеждения вложением пальца в уши и прикосновением к языку: – лишь после сего всемогущее «еффафа» разрешает все узы ( Мк. 7:32–35 ). Все это – моменты последовательного возрастания души, пока она сделается достойною божественного дара. Полное зрение получается не сразу, но по мере личного и добровольного усовершенствования самого страдающего субъекта. Подобно случаю с Вифсаидским слепцом, – действие Божие возжигает в человеке мерцающий пламень, чтобы затем Он разгорелся ярким огнем. Плюновение позволяет слепому видеть проходящих людей, как деревья, и уже потом по милости Господа, возложившего руки на глаза, для него стало все ясно ( Мк. 8:22–25 ). Необходима, поэтому, сознательная и свободная предрасположенность, чтобы сила объективная сделалась живительным основанием ищущей души. Всякое зерно в руках сеятеля было одинаково плодовито, но оно требовало удобной почвы. Если таковой нет, – и труд и материал пропадают напрасно, а при её наличности «земля сама собою произведет сперва, зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мк. 4:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека. И встав, Он пошел оттуда в область Тира и Сидона. Мк 7:14–24А. Среда 16 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 30 В то время пошел Иисус в область Тира и Сидона. И войдя в дом, хотел, чтобы никто не узнал; и не мог укрыться. Но, тотчас услышав о Нем, женщина, дочка которой имела духа нечистого, пришла и упала к ногам Его – а женщина была язычница, Сирофиникиянка родом – и просила Его изгнать беса из дочери ее. И Он говорил ей: дай прежде насытиться детям; нехорошо, ведь, взять хлеб у детей и бросить собакам. Она же ответила Ему: да, Господи; и собаки едят под столом крошки у детей. И сказал Он ей: за это слово, иди; вышел из твоей дочери бес. И уйдя в дом свой, она нашла, что дитя лежит на постели, и что бес вышел. Мк 7:24–30 . Четверг 16 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 31 В то время, выйдя из области Тира, Иисус пришел через Сидон к морю Галилейскому в области Десятиградия. И приводят к Нему глухого и косноязычного и просят Его возложить на него руку. И отведя его в сторону от толпы и оставшись с ним наедине, Он вложил пальцы Свои в уши его и, плюнув, коснулся языка его; и подняв глаза к небу, тяжело вздохнул и говорит ему: эффафа, то есть откройся. И открылись его уши, и тотчас разрешились узы языка его, и он стал говорить правильно. И приказал Он им, чтобы никому не говорили. Но чем больше приказывал, тем больше они разглашали. И чрезвычайно изумлялись, говоря: хорошо Он все сделал: и глухим дает слышать и немым говорить. Мк 7:31–37 . Суббота 4 Великого поста. Евангелие от Марка, зачало 32 В то время, когда снова было много народа, и им нечего было есть, Он, призвав учеников, говорит им: жаль Мне народа, уже три дня остаются они со Мной, и нечего им есть; и если отпущу их неевшими домой, они обессилеют в дороге, а некоторые из них пришли издалека. И ответили Ему ученики Его: как насытить их хлебами здесь, в пустыне? И Он спрашивал их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. И повелевает толпе возлечь на землю; и взяв эти семь хлебов, воздав благодарение, преломил и давал ученикам Своим, чтобы они разносили; и они разнесли народу.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010