Беседа 41. Евангелие от Матфея, глава 12, 15–30. «Избранный Отрок. Исцеление бесноватого, слепого и глухого» Рассмотрим две темы: «Избранный Отрок» и «Исцеление бесноватого, слепого и глухого». И мы читаем следующие стихи: Мф.12:15–16 . «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Зная козни их, зная, что они желают погубить Спасителя своего, Он удалился оттуда, чтобы отнять у фарисеев случай совершить нечестивое против Него дело» . Народ последовал во множестве за Иисусом, потому что видели исцеление сухорукого. Толпа всегда бурно реагирует на чудеса. Истинными последователями Господа Иисуса Христа остаются Его апостолы и те немногие из уверовавших, которые искали для себя наставления в вере и новой жизни – в Боге и с Богом. Блаженный Феофилакт дает на данный отрывок следующее толкование: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили: Он всеми способами старался уврачевать их» . Здесь говорится о том, что, удаляясь с места совершения чуда, Он проявлял заботу и о фарисеях. Так Феофилакт и пишет: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили» , – то есть чтобы Его хвалили в глазах завистников Его. Он понимает, что прославление Его за чудо исцеления сухорукого вызовет боль в сердцах завистливых фарисеев и ввергнет их и в большее озлобление. И чтобы читающие Евангелие не удивились сему, блаженный Феофилакт Болгарский прибавляет и следующие слова: «Он всеми способами старался уврачевать их» . Видите, как Свою заботу об исцелении рода человеческого Он распространяет и на врагов Своих! Вот пример подлинного человеколюбия! А так ли мы поступаем с врагами нашими, желаем ли мы им блага, духовного исцеления, молимся ли мы за них, благословляем ли их? И мы читаем далее: Мф.17–18 . «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иисус Христос как бы выжидал от нее такого ответа и, услышав его, с любовию и радостию сказал ей: – О, жена! Велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему. Хананеянка возвратилась домой и нашла свою дочь совершенно здоровою. § 49. Исцеление глухого-косноязычного и насыщение четырех тысяч семью хлебами Mф. XV:29–39 ; Mk. VII:31-VIII, 10 . От границ Тира и Сидона Иисус Христос перешел в пределы Десятиградия, где некогда исцелил бесноватого. Едва распространился слух о Его прибытии, как привели к Нему глухого и косноязычного и просили возложить на него руку. Любопытных собралось множество. Иисус Христос, отведши больного в сторону, вложил свои персты в его уши; потом, омочив в слюнях руку и коснувшись языка его, воззрел на небо, вздохнул и сказал: «Эффафа!», то есть, отверзись. У глухого тотчас же отверзся слух, разрешились узы языка, и он стал хорошо слышать и говорить. Заметив необычайное стечение народа, Господь удалился в пустыню и скрылся на одной горе; но хромые, слепые, глухие, увечные и страдавшие другими болезнями и там успели найти Его. Тогда Он снова начал благодетельствовать им, исцеляя одних и научая других. Народ не отходил от Него в течение трех дней, довольствуясь тою пищею, какую кто имел при себе в запасе. Но чрез три дня запасы у всех истощились, и обнаружился голод. Иисус Христос сказал своим ученикам: – Жаль Мне народа, что уже три дня находится при Мне и нечего им есть. Если отпущу в дома их голодными, ослабеют на пути: ибо некоторые из них пришли издалека. Ученики отвечали: – Откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? – А сколько у вас хлебов? – спросил Он. Ему отвечали: – Семь и несколько рыбок. Господь приказал народу возлечь на землю. Потом, взяв семь хлебов и рыбы и воздав хвалу Богу, переломил их и велел ученикам раздать народу. Все ели досыта и еще кусков осталось целых семь корзин. Народу же было около четырех тысяч человек, кроме жен и детей. После сего Иисус Христос отпустил народ и морем отправился в страны Магдальския, а отсюда через Вифсаиду пошел к Кесарии Филипповой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Мк.7:28 . Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. Слова Хананеянки: так (ей), Господи, ибо псы и пр. имеют следующий смысл: „пусть иудеи пользуются великими Твоими благодеяниями, но позволь и мне хотя мало воспользоваться ими, подобно тому, как псы пользуются остатками от трапезы своих хозяев, т. е. исцели и мою дочь“. „Какая твердость духа! восклицает при этом Златоуст. Господь говорить: несть добро, она отвечает: ей, Господи. Он называет ее псом, а она приписывает себе и действие, свойственное псу. Видишь ли тут и ее смирение?“ Мк.7:29 . И сказал ей: за это слово пойди, бес вышел из твоей дочери. Мк.7:30 . И пришедши в свой дом, она нашла, что бес вышел, и дочь лежит на постели. И Господь за великую веру и великое смирение женщины-хананеянки исцелил дочь ее. О женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему, по Евангелию Матфея, сказал Господь Хананеянке, исцеляя ее дочь. Такова сила усиленной, неотступной молитвы. Если Бог иногда медлит, это не значит, что совсем отказывает. Зач. 31. Возвращение Иисуса Христа из пределов Тирских и Сидонских и исцеление глухого-косноязычного. Читается в субботу 4-ой недели Великого поста. Мк.7:31 . Вышед из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Из пределов Тирских и Сидонских. Чит. объясн. 24 ст. К морю Галилейскому. О море чит. в объясн. 16 ст. 1 гл. Между пределы Декапольски (чрез пределы Десятиградия ( Мк.5:20 ). Это – путь по северо-восточному берегу Галилейского или Геннисаретского озера на восточную сторону Иордана. Мк.7:32 . Привели к Нему глухого косноязычного, и просили Его возложить на него руку. Исцеление сего глухого косноязычного описано только у одного еванг. Марка. Св. Марк не говорит, что болезнь этого несчастного происходила от действия злого духа, следовательно, этот человек не был бесноватым. Так Господь и евангелисты строго отличают простые естественные болезни от болезней, производимых действием злых духов на человека (Мих.). И моляху Его, да возножит нань руку (просили Его возложить на него руку), – т. е. для исцеления, как не раз делал Иисус Христос, исцеляя больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Закрыть Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви Суббота 4-я Великого поста (Мк, 31 зач., 7, 31—37) 13.04.2024 6 Время на чтение 3 минуты Фото: pravperm.ru Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими. Этот рассказ об исцелении глухого косноязычного — о нас. Сколько таких глухих косноязычных в нашем мире! Сколько людей, лишенных слуха и осмысленного слова . Обратим внимание, как совершается исцеление, и увидим, что в нем раскрывается не только чудотворная сила Господа. Оно помогает нам лучше понять «Таинство нашего богословия», а также таинства Церкви, к которым мы получили доступ с принятием крещения. «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия». Измученный огромными толпами, жаждущими и алчущими более хлеба, чем слова правды, Господь идет в языческую Финикию через Голанские высоты. Этот долгий путь позволяет Ему заняться обучением Своих апостолов. Тем временем молва о великом Целителе распространялась не хуже нашей электронной почты. Она шла впереди Него в земле язычников. Вот почему к Нему привели глухонемого для исцеления. Больной не сам пришел ко Христу. Будучи глухим, он не мог слышать о Нем. Будучи косноязычным, он не мог требовать исцеления. Но сердобольные души позаботились, чтобы привести его. Эти язычники не настолько плохие, как принято о них думать. И это не может не утешать Господа на Его пути ко Кресту.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/et...

«Не дети» обозначаются как будто жестоким словом. Так потому, что отвергающие Божественное слово попирают его, уподобляясь неразумным животным. Оттого в другой раз и заповедует: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» ( Мф.7:6 ). А когда «не дети» захотят взять хотя бы «крохи» Божественной Правды, крохи от пищи детей, тогда Отец открывает им всю любовь и за один миг, за одно обращение веры дарит им Свою благодать: За это слово, пойди... дочь твоя здорова (ст.29). Здесь укор неразумной душе! О тебе первая забота Отца. Тебе приготовлен первый стол. И такой стол, что даже крошки с него дают жизнь! А ты все черства и все небрежешь! Привели к Нему (Христу) глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись». И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто ( Мк.7:32–35 ). Это речь о душе. Она глухая и она косноязычная. Она глухая, потому что она бесчувственна и черства, как будто замкнуты у нее уши сердца и она не слышит Божиих зовов. И она косноязычная, потому что нет у нее языка говорить со своим Отцом, от Которого Свет, Премудрость и Жизнь. И говорить со своею Матерью и со своими братьями – нет у нее молитвы. Надо привести душу ко Христу и молить Его возложить на нее Свою руку. Надо молить Христа, чтобы Его рука невидимо осенила нашу душу и повлекла ее к Отцу Небесному, сняв с нее глухоту и развязав язык сердца. Привести душу ко Христу – значит прежде всего вывести ее из мира, в сторону от греха людей. Как Господь совершает исцеление глухого, отведя его «в сторону от народа», так и отверзение нашей души может совершиться только вне мира греха, когда душа будет свободна от связывающего и разлагающего влияния земли – греха и будет наедине с Богом. Тогда она, свободная, легче устремится к небу, и Господь, как при чуде исцеления, коснется ее, «вздохнув» Своим Божественным Дыханием, и вольет в нее от Своей Божественной Силы. Он невидимо вложит персты в уши сердца, коснется его языка, скажет: «отверзись», и откроется слух души, спадет ее черствость, бесчувствие, станет чуткой совесть. Божии зовы повлекут за собой. Открытое сердце наполнится живым, трепетным чувством к Отцу, и тогда молитва к Нему потечет легко, свободно, проникновенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Но кажется, что это изречение намекает и на что-то другое. Ибо если столь великая была забота у Законодателя о том, чтобы мы подавали помощь даже в том случае, когда пострадало какое-нибудь бессловесное животное, то не гораздо ли угоднее Ему будет попечительность о людях и взаимная любовь, долженствующая быть между существами одного рода? Поэтому, если бы случилось, что даже враг заблудился, то пусть он узнает от нас прямой путь и будет направлен нами туда, куда ему нужно. Так и Христос, несмотря на то что израильтяне бросали в Него камнями, говорил им: «ходите, пока есть свет, ходите в свете, чтобы не объяла вас тьма» (Ин. 12:35). И если кто-нибудь из обидевших нас будет тесним трудностями и испытаниями и, как бы поверженный на землю, будет подавляем непреодолимой нуждой, то пусть, говорит (закон), он получит от нас помощь и пусть находящийся с ним в неприязни станет выше оскорбления. Не есть ли это то же самое, что высказано в словах: «благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас»? (Мф.5:44.)     П. Ты сказал весьма хорошо.     К. Итак, святым прилично сострадать страждущим и не делать поводом к оскорблению то, о чем лучше было бы сожалеть, не нападать и не устремлять свой гнев на тех, которые и без того обижены. И хотя бы кто легко мог тайно исполнить злоумышление, закон весьма хорошо говорит, что должно удерживаться и от такого рода злых поступков; он сказал опять: «Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему» (Лев. 19:14). Не лучше ли и не приличнее ли всего людям весьма честным иметь на языке как бы узду и избегать злословия относительно чего бы то ни было, а особенно относительно каждого человека: «Не злословьте друг друга, братия», — говорит ученик Спасителя (Иак.4:11). А вот и закон говорит: «не злословь глухого», имея целью, как я думаю, гадательно показать, что люди истинно честного нрава необходимо должны уклоняться от нанесения обиды, хотя бы и легко мог потерпеть ее кто-либо. Так, глухой и слепой не свободны от бессилия, потому что они страдают телесными недостатками и лишены чувств, именно зрения и слуха; и глухой не услышал бы того, кто захотел бы его бранить, также и слепой не увидел бы полагающего пред ним преткновение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

После сего Господь уже не мог удержать Своего милосердия. За такое смирение, за такую высокую веру Он щедро награждает женщину и даже похваляет ее пред апостолами: о жено, велия вера твоя, буди тебе якоже хощеши. И исцеле дщи ея от того часа. Рука Всеблагого и Всемогущего не сократится в подаянии нам даров Своих, если они нужны и полезны нам, только бы вера наша не сократилась, не ослабела и только бы мы не возгордились своими силами или добродетелями. Сознание своего недостоинства и слабости необходимо верующему, когда он просит милости Всесильного. Путешествие Господа по области Десятиградия Исцеление глухого косноязычного и других больных ( Мк. 7:31–37 ; Мф. 15:29–31 ) Вышедши из пределов Тира и Сидона, Иисус Христос за иорданскою стороною, чрез пределы Десятиградия, пришел к морю Галилейскому и, взошедши на гору, сел там. Тут привели к Нему глухого косноязычного и просили Его, чтобы возложил на него руку. Иисус Христос, отведши его от народа в сторону, вложил персты Свои в уши его, и, плюнув, окропил язык его; потом воззрел на небо, (давая разуметь, что помощи надобно ожидать от Бога), вздохнул, (показывая, чтобы немой этим вздохом заменил словесную молитву) и сказал: «эффафа», то есть отверзись! И тотчас отверзся слух его, и разрешились узы языка его: и стал говорить чисто. И запретил им, чтобы никому не сказывали. Но чем более Он запрещал им, тем более они разглашали. Приводили к Нему и других больных, хромых, слепых, немых, увечных, и повергли к ногам Его. Он исцелял всех; так что в изумлении говорили о Нем: «Как все это хорошо Он делает! Дает глухим слышать, немым говорить, хромым ходить и слепым видеть!» И прославляли Бога Израилева. Насыщение четырех тысяч человек семью хлебами ( Мк. 8:1–9 ; Мф. 15:32–38 ) Так как к этой за Иорданской пустыне народу собралось множество, и нечего было им есть, то Иисус Христос, подозвав учеников Своих, сказал им: «Жаль Мне этого народа. Вот они уже три дня при Мне, а пищи с ними нет. Отпустить их голодными не хочу, чтобы не ослабели в дороге, потому что некоторые из них пришли издалека». Ученики Его на это сказали Ему: «откуда нам здесь в пустыне взять столько хлебов, чтобы накормить такое множество»? Иисус Христос спросил их: «Сколько у вас хлебов?» – Они сказали: «Семь». Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов, воздал хвалу Богу, преломил и стал раздавать ученикам Своим, а ученики разносили народу. Еще было у них несколько рыбок. Он благословив велел раздать и их. И ели все и насытились. И собрали оставшихся кусков семь полных корзин. А евших было около четырех тысяч человек, кроме женщин и детей. После этого Иисус Христос отпустил их. Возвращение в Галилею, в пределы Магдалы и Далмануфы. Ответ фарисеям и саддукеям, требовавшим знамения с неба. Отшествие вновь на северо-восточную сторону галилейского озера и предостережение учеников от закваски фарисейской, саддукейской и Иродовой

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Потому что изнутри, от сердца человеческого, исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лихоимство, лжесвидетельства, богохульство, высокомерие. Все это зло, исходя изнутри, сквернит человека: а есть неумытыми руками – это не оскверняет человека». 23. Исцеление бесноватой дочери у хананеянки (Мф. 15:21–28; Мк. 7:24–30) Избегая козней книжников и Фарисеев, вышедших из Иерусалима, Иисус Христос удалился в пределы Тирские и Сидонские; и, чтобы не могли узнать о Нем, Он хотел войти в дом: но не мог утаиться. Услыхала о Нем одна Сирофиникиянка, язычница, у которой дочь была одержима нечистым духом. Она кричала вслед Ему: «помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется». Но Он не отвечал ей ни слова. Тогда, подошедши к Нему, ученики Его стали просить: «отпусти ее; потому что она кричит за нами». Но Он сказал: – «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». – Между тем, Хананейская женщина вошла за ними в дом, и, упавши к ногам Иисуса Христа, умоляла: «Господи! помоги мне». Но Он отвечал: – «дай Мне прежде накормить детей: потому что несправедливо взять хлеб у детей, и бросить псам». – Этим ответом, на вид суровым, Господь довел Хананеянку до того, что она выказала самое глубокое смирение, и самую высокую веру, в пример всем последователям Христовым. Она сказала: «так, Господи! но и псы под столом едят крошки, падающие со стола от детей господ своих». Тогда Иисус Христос сказал ей: – «женщина! велика твоя вера. За то что ты сказала так, пойди; пусть будет тебе по желанию: бес вышел из дочери твоей». – Действительно, дочь ее исцелилась в тот же самый час. И, когда она возвратилась к себе в дом; нашла, что бес вышел, а дочь лежит на постели (совершенно спокойно). 24. Исцеление глухого, косноязычного и других больных (Мк. 7:31–37; Мф. 15:29–31) Вышедши из пределов Тира и Сидона, Иисус Христос, за Иорданской стороной, через пределы десятиградия пришел к морю Галилейскому, и, взошедши на гору, сел там. Тут привели к Нему глухого, косноязычного; и просили Его, чтобы возложил на него руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Таким образом, вновь и вновь, была изобличена логическая и моральная несуразность фарисейского понимания Моисеева Закона о хранении покоя субботнего дня. ИСЦЕЛЕНИЕ ГЛУХОГО КОСНОЯЗЫЧНОГО ( Мк.7:32–37 ) Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, после изгнания беса из дочери сирофиникиянки, Христос, проходя чрез пределы Десятиградия, по сю сторону Иордана, направился к морю Галилейскому. Здесь «привели к Нему глухого косноязычного и просили возложить на него руки», т.е. исцелить его от болезни. Судя по тому, что это было в пределах Десятиградия, населенного язычниками, или очень близко к нему, возможно, что и приведенный больной был язычник; или во всяком случае человек, по своей глухо-немоте, не просвещенный верой Израиля. Его душа была закрыта для восприятия Истины. Но, ведь, всякая болезнь, вообще говоря, есть ни что иное, как последствие первородного греха, а иногда, и действия диавола. Быть может этот глухо-косноязычный, по естественной морали, лично ничем особенным и не согрешил против Бога и людей, быть может он был даже очень хороший человек. У него оказались друзья, которые заботились о его исцелении. Христос пожалел несчастного человека и отверз ему замкнутую – в пределах земной жизни – дверь общения с людьмии слышания проповеди Христовой. Отведя его в сторону от народа, как свидетельствует евангелист, «Иисус вложил перста Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: «отверзись». И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто». Теперь исцеленный, бывший глухо-немой, получил в полной мере, общую для всех людей, возможность, усилием своей свободной воли, искать путей в Царствие Божие. Глубокий вздох Христа и взор Его на небо, свидетельствовали, что здесь, действительно, шла глубочайшая борьба против дела диавола, а переданное Евангелистом точное и подлинное арамейское слово Христа «еффафа» явилось тем «ключей», которым была открыта дверь в одну из многих обителей Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Толкование К тем, кто имеет увечные и поврежденные члены тела, люди с невредимыми и здоровыми членами должны быть особенно сострадательны, должны помогать им и поддерживать их, а не смеяться и глумиться над ними. Поэтому настоящее правило определяет отлучать всякого клирика, который посмеется над глухим, или хромым, или слепым, или имеющим раненые или искалеченные ноги. Равным образом и мирянин, если он так поступает, пусть будет отлучен. Ведь неужели недостаточно для таких калек наказания, которое посылает им Бог по судам, Ему одному ведомым? Зачем еще и люди, предваряя суд Божий, своими глумлениями и насмешками добавляют этим многострадальным наказание к наказанию?! О бесстрашие перед Богом и великая бесчувственность! Нет, братья мои, ради Господа не дерзайте впредь ни высмеивать таких убогих, ни бежать от них, как от огня и заразы; не привыкайте твердить бессмысленную и безрассуднейшую поговорку: «Бог шельму метит». Напротив, спешите помочь им чем только можете, чтобы и вас помиловал Господь за то, что вы оказались сострадательными и милостивыми к сорабам. Ведь и Бог повелевает не бранить глухого, потому что он не слышит, и не класть под ноги слепому того, обо что бы он споткнулся, потому что не видит. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Господа Бога твоего ( Лев 19:14 ). Правило 58 Епископ или пресвитер, не заботящийся о клире или народе и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же он и впредь пребудет в нерадении и лености, да будет извержен. (IV Всел. 25; VI Всел. 19, 80; Двукрат. 16; Сардик. 11, 12; Карфаг. 79, 82, 86, 131–133; Григория Нис. 6; Петра Александр. 10.) Толкование Епископ имеет непременный долг каждый день учить подчиненный ему народ догматам православной веры и направлять его к правой вере и добродетельной жизни. Ибо говорит Бог через прор. Иезекииля к правителям народным: Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву и дому Иудову. Если не возвестишь и не скажешь, то умрет беззаконник в беззаконии своем, и кровь его от руки твоей взыщу (см. Иез. 3:17–18 ). Поэтому и настоящее правило определяет: епископ или пресвитер (и пресвитеры должны быть способны поучать других) [ 453 ] , который не заботится о своих клириках и обо всем остальном народе и не учит их догматам православной веры и делам благочестия, да будет отлучен до тех пор, пока не исправится. Если же и потом останется в нерадении и лености, да будет окончательно извержен как недостойный епископства и пресвитерства [ 454 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010