б) В 1907 году 90 профессоров Кембриджского университета (в Англии) подали архиепископу англиканской церкви записку, в которой заявили, что они веруют в Бога во Св. Троице, в воплощение Сына Божия, и находят нужным внести исправление только в один пункт Символа о т.наз. «осудительных заключениях», так как они, по их мнению, переходят за пределы, указанные Св. Писанием. в) Недавно в Милане был конгресс этнологов (учёные, изучающие нравы народов), которые торжественно засвидетельствовали, «что никогда ещё не было такого контакта (согласия) между верой и научным знанием, как в наши дни». г) Лейпцигский биолог Ганс Дриги в своей работе «Метафизика» (1925 год) утверждает, что в наше время существование Божества есть научно установленный факт. д) В прошлом году в Петрограде, по поводу 200-летия Академии Наук, американский профессор Моди, отвечая Зиновьеву, свою речь закончил такими словами: «Бог да благословит вашу Академию Наук, Бог да благословит Ленинград и вашу страну». На этом же съезде Планк, известный физик, сказал, что развитие физики не противоречит религии, но наоборот. 3) Учёным свойственно ошибаться, а посему, если бы даже учёные и отрицали Бога, то это не есть доказательство несуществования Бога. Вот вам яркие примеры ошибок учёных: A) Тысячу лет тому назад все учёные, и даже не так давно учёный – астроном Тихо Браге, утверждали, что Солнце ходит вокруг Земли. Люди тогда верили этим учёным и повторяли их ошибку. Б) Лондонское Королевское Учёное Общество некогда раскритиковало сообщение Франклина об изобретённом им громоотводе. B) Когда в 1838 году во французской Палате Депутатов поднялся вопрос о проведении железной дороги, то большинство высказалось против неё; инженеры и механики доказывали невозможность самого движения по железной дороге; врачи говорили, что от сильного движения будут заболевать пассажиры; финансисты видели убыток для государства в новом способе перевозки. В Баварии, в то же время, признают проведение железных дорог делом преступным и, если соглашаются на проведение их, то с обязательством обнести их с обеих сторон забором.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В начале мая 1928 года сотруднику ОГПУ Храмову был выдан ордер на арест епископа  Аркадия  за подписью Г. Ягоды. За «антисоветскую деятельность» владыку приговорили к пяти годам лагерей. Местом заключения на этот раз стали Соловки. В лагере его положение осложнялось тем, что он встретил своих бывших «оппонентов» из числа украинских автокефалов и обновленцев. Неприязнь к владыке с их стороны была настолько сильной, что они не гнушались доносами, «информируя» о его жизни лагерное начальство. Невзирая на возможные последствия, владыка  Аркадий  организовал для священников, не имевших никакой поддержки от близких, кассу взаимопомощи. Иногда ему удавалось совершать у вольных монахов, остававшихся еще в монастыре, службу архиерейским чином. Уважение, которое он вызывал к себе, стало причиной того, что его переводили с места на место, пытаясь «ограничить влияние», и так он оказывался то в кругу священников, то среди уголовных преступников. Срок епископа заканчивался 9 мая 1933 года, и 18 мая 1931 года против него было выдвинуто обвинение по новому, внутрилагерному «делу», возбужденному на основании доноса. Инкриминировали ему на этот раз «исполнение обрядов с антисоветским оттенком», «антисоветскую агитацию» и «призывы к организации материальной поддержки нуждающихся заключенных верующих деньгами, продуктами и одеждой». Дело рассматривалось внесудебным порядком. По решению тройки ОГПУ владыке определил дополнительный срок – еще пять лет. После оглашения приговора епископа  Аркадия  поместили на некоторое время в «штрафную роту», представлявшую собой своего рода внутреннюю тюрьму – на Секирной горе. Из лагеря владыка вернулся совершенно седым… Стоять до конца Когда-то владыка  Аркадий  писал своей духовной дочери: «Не тот блажен, кто хорошо начинает, но кто хорошо кончает подвиг свой. Посему подвиг покаяния и борьбы со страстями должен быть пожизненным» 2 . В его собственной жизни так и не было отдыха, передышки. Когда окончился десятилетний срок заключения в Соловецком лагере особого режима, его ожидало назначение на новую кафедру, в Бежецк. Но и в Тверской епархии ему служить не пришлось: место постоянного проживания для него было определено в Калуге. А через полгода, в сентябре 1937-го, он попал под «маховик ежовщины».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

в) Никто и никогда не услышит от него о его добрых делах, да он их искренно не знает. Если ты ему их укажешь, он испугается самой мысли о том, что он делает добрые дела; ибо он видит только свои грехи. г) Он смиренно просит за всё прощения и молитв, за всякую милость, доброе слово, молитву смиренно благодарит. д) Всегда он считает себя последним, недостойным того, что имеет, а посему за всё благодарит, всем доволен. Гонят его – он благодушествует; обсчитывают в заработной плате – он молчит; отнимают ему принадлежащее – терпит, ни на кого не сердится, никому не завидует, всё переносит, за всё Бога и людей благодарит. III. Смиренный и людям мил, Богу любезен, себе полезен. 1) Уступчивый, добрый, приветливый, услужливый, незлопамятный, он имеет светлый лик, добрые глаза, приятный голос; он влечёт к себе; всюду вносит с собой мир, покой, любовь. 2) «Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать» ( Иак. 4:6 ; 1Пет. 5:5 ). Как с гор стекает вода после дождей и собирается в низкие места, так и Божественная благодать оставляет гордых и изобилует на смиренных... 3) Чем ниже склоняет человек свою голову и глубже входит внутрь себя, тем более зрит свои прегрешения; тогда он не видит грехов ближних своих, никого на осуждает и стаёт тихим, мирным, – Христос в нём растёт. IV. Заключение: Нищие духом – ваше Царство Небесное. Возлюби же нищету духовную. Стань на первую ступень пути ко Господу. Скажи душе своей: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши...» 14. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4) I. Много в мире есть плачущих. Плачут: 1) Мать над умирающим ребёнком... Но блаженна ли она?.. Нет... 2) Богач, потерявший богатство, но и он не блажен... 3) В болезнях... в темницах... оскорблённые, обиженные; плачут от злости, зависти... Но все они ни покоя, ни блаженства не знают. II. Не об этих плачущих сказал Господь, что они блаженны. Есть слёзы другие, благодатные, спасительные, приводящие плачущего ими в вечное блаженство. Это слёзы: 1) Когда человек плачет, видя свою греховность; плачет о потерянной чистоте своей души, о потерянном рае, о Царстве Небесном, вход в которое закрывают содеянные грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

в) Он благословением Своим умножает пять хлебов и две рыбы и ими насыщает пять тысяч человек. г) Он исцеляет больных, очищает прокажённых... д) Исповедание Апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Итак, вот несколько свидетельств из того многого, что говорят нам Апостолы об Иисусе. 2) Но чтобы нас не заподозрили в неправде и не сказали, что мы берём свидетельства от доброжелателей своих, послушаем, что говорят об Иисусе недоброжелатели: а) Жена Пилата называет Его Праведником: «Не делай ничего Праведнику сему, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» ( Мф. 27:19 ). б) Сам Пилат, разобравши дело Иисуса, не нашёл ничего лучшего, как умыть руки свои и засвидетельствовать: «Неповинен я в крови этого Праведника» ( Мф. 27:24 ). в) Иуда предатель, следивший за Иисусом, видя Его страдания, бросает сребреники и заявляет: «Согрешил я, предав кровь невинную» ( Мф. 27:4 ) г) Римский сотник, видевший немало распятых, поражается всем бывшим у Креста Иисусова и восклицает: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). Вот вам свидетельства от недоброжелателей Иисусовых. II. А вот вам свидетельства нехристиан и явных врагов христианства: 1) Иосиф Флавий, иудейский священник и историк первого века, в сочинении «Иудейские древности» пишет: «В это время жил Иисус, муж мудрый, которого едва ли можно назвать человеком, потому что он совершал чудесные дела, учитель таких людей, которые принимали истину с радостью. Он привлёк к себе многих последователей, как из иудеев, так и из греков. Он был Христос. И после того, как Пилат по доносу знатнейших наших мужей присудил его к крестной смерти, однако не оставили его те, которые и прежде его любили; он опять являлся им живой в третий день, как божественные пророки предсказали об этих и многих других, относящихся к нему делах» 686 . 2) Еврейский Талмуд, несмотря на всю свою ненависть к христианству, не может отрицать совершаемых Иисусом чудес, но объясняет их или силою диавола, или силою таинственного имени Иеговы, каковое Иисус будто бы похитил в Иерусалимском храме (Шаббат, 104, 2; Сангедрин 107, 2, «Толдот Ешуа»).

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Вообще, южное направление большевики облюбовали задолго до массовых расстрелов. Именно тут были расположены самые важные спецобъекты НКВД, совхозы, колхозы, дачи руководителей. Тут же было решено устроить и специальные зоны для арестованных – дополнительные тюрьмы и места массовых расстрелов и захоронений. Так, по Варшавско-Симферопольскому направлению, буквально в нескольких километрах друг от друга были расположены специальные зоны " Бутовский полигон " и " Коммунарка " , Сухановская тюрьма, расположившаяся в бывшей Екатерининской пустыни, а также дача одного из палачей – генерального комиссара госбезопасности Генриха Ягоды. Территории эти тщательно охранялись, и знали о них лишь единицы. Лидия Головкова убеждена, что в южном направлении, вероятно, были и еще специальные расстрельные зоны, о которых сегодня просто никому неизвестно.... Жителей Бутова заранее предупредили о том, что здесь будет создан полигон для обстрела нового оружия. Поэтому достаточно долго никто не догадывался о расстрелах, проводимых на полигоне. К концу 1937 года, когда уже " черные воронки " вереницей возили в Бутово людей на казнь, а выстрелы не прекращались ни днем, ни ночью, многим стало ясно – здесь творятся массовые убийства. По официальным данным, в Бутово было убито 20675 человек. Сегодня известны имена всех этих людей. Однако Лидия Головкова назвала и другую, более шокирующую цифру: свыше 90 000 – именно столько может быть жертв полигона реально. Ведь многие документы были уничтожены, на некоторых жертв репрессий дел и вовсе не заводилось... Бутовский полигон известен как последнее пристанище более тысячи активных верующих – от иерархов до простых мирян. Одним из самых знаменитых Бутовских священномучеников был митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Ему было 82 года и он тяжело болел, когда его пришли арестовывать чекисты. Ни почтенный возраст, ни смертельная болезнь не остановили " вершителей судеб " . Иерарх на носилках был переправлен сначала в тюрьму, а потом и в Бутово – на расстрел. Вместе с митрополитом было убито еще несколько архиереев. Среди них – архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Велижский Иона (Лазарев), епископ Нижнетагильский Никита (Делекторский) и другие.

http://religare.ru/2_39592.html

Живший в древности и много путешествовавший Плутарх, писал: «Обойдите всю землю, и вы увидите много во всём различий: вы увидите селения, где нет никаких законов; увидите людей, которые не знают, что такое деньги; встретите города без укреплений и целые племена, не имеющие жилищ; но нигде вы не найдёте стран или народов, среди которых не строились бы алтари и жертвенники, не сжигались бы жертвы и не возносились молитвы к небу» 632 . И культурный грек, и дикий индеец, и гордый римлянин, и житель Огненной земли – все они чувствовали Бога, к Нему возносили свои молитвы, Ему строили храмы и приносили жертвы. Это явление настолько всеобщее, что является законом человечества. Известный естествоиспытатель и антрополог Картфаж приходит к следующему выводу: «Обязанный по существу моих занятий изучать все человеческие расы, я напрасно искал безБожия у самых низших из них, точно так же, как и у самых высших; я его не встречал нигде, за исключением разве только у отдельных индивидуумов (людей) и в кругах более или менее ограниченных» 633 . Эти же слова подтверждает лингвист и учёный Вунд. Вот что он пишет: «Иногда утверждали, что есть народы, не имеющие никаких религиозных представлений. Но более тщательное наблюдение даже у самых грубых дикарей открывало такие нравы и обычаи, из которых можно категорически заключать о существовании у них религиозных представлений, хотя и не сходных с нашими. Если же возьмём случаи, где возможно было полное наблюдение, то не только придём к заключению, что нет ни одного народа, который был бы совершенно лишён религиозного чувства, но и заметим, что в религиозных представлениях, при всём разнообразии в частностях, существенное сходство» 634 . Последнее свидетельство особенно ценно потому, что оно устанавливает тот факт, что вера в Бога есть неотъемлемая принадлежность всех народов и времён, а также ту истину, что, несмотря на различие религий между собою, все они имеют нечто общее – сходство в главном. И это общее есть вера в Бога, создавшего мир и человека, признание у человека души, загробной жизни и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

И.В. Гарькавый рассказал, что внимание Его Святейшества привлекли экспонаты и из других залов, в том числе вещи священномучеников. «У нас в Бутово расстреляно более 900 человек по церковным делам, и судьбы некоторых из них иллюстрированы в нашей музейной экспозиции подлинными предметами, — сообщил директор Мемориального центра. — Это всегда имеет очень большое значение, когда не муляж, не копия, а подлинный предмет рассказывает нам о том человеке, который когда-то был его обладателем. Это может быть деталь одежды, это может быть письмо, личный документ, это может быть просто подлинная фотография, сохранившаяся с тех далеких времен. Каким-то образом через эти вещи мы устанавливаем прямой контакт с этими людьми, мы чувствуем, что нет этой временной дистанции, которая нас разделяет, а с другой стороны, понимаем, что эта дистанция есть. Потому что время прошло, потому что этих людей нет, но тем не менее как островки этого прошлого в современности лежат те раритеты, те подлинные вещи, которые для нас это прошлое сохранили». «В подарок Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу наш музей приготовил копию следственного дела владыки Аркадия (Остальского), исповедника веры, расстрелянного на Бутовском полигоне 29 декабря 1937 года, — продолжил И.В. Гарькавый. — Это следственное дело действительно очень интересно, потому что владыка Аркадий только в феврале 1937 года освободился с Соловков. Несколько месяцев он находился на свободе, общаясь со своими духовными чадами, со своими единомышленниками. Вот за это время сотрудники НКВД уже фактически взяли его на прицел, и он был арестован в сентябре 1937 года. Несколько месяцев длились следственные действия, собирались свидетельские показания людей. Они вели себя по-разному. Кто-то из знакомых владыки Аркадия свидетельствовал против него, давая материалы для того, чтобы его обвинить в контрреволюционной агитации и пропаганде. Кто-то, наоборот, отказывался что-либо сообщать о нем. В общем, как и все архивно-следственные дела — это такая кровоточащая рана». 

http://patriarchia.ru/md/db/text/5437181...

Итак, все исторические народы верили в Божество. Не изменилось положение и теперь. И теперь все народы, живущие в какой угодно части нашего земного шара, веруют в Бога. Если вы предполагаете, что современное богоборчество доказывает противное, то вы ошибаетесь. Посмотрите, кто современные богоборцы. Это, в большинстве случаев, или люди, легко подпадающие под чужое влияние, или юноши и девицы, не имеющие пока ничего установившегося. Как те, так и другие, суть только жертвы бесовского гипноза. А что это так, понаблюдайте их, и вы в этом убедитесь. У этих людей слова «Бог», «Христос» и им подобные вызывают приступы безграничной злобы и ненависти. Что для этих людей мог сделать Христос, несуществующий, за что бы они Его так ненавидели. Очевидно, что та злая сила (диавол), которая овладела этими людьми, хорошо знает, что Христос существует, что Он есть Бог, Освободитель человечества от диавола, поэтому так ненавидит Его, и ту же ненависть к Нему внушает тем несчастным душам, которые предались ей. Итак, современное богоборчество, проявляющееся в столь сильной религиозной нетерпимости, в хулах и ругательствах Бога, в злобе и ненависти к Нему, как раз является доказательством того, что и атеисты веруют в существование Бога. Ненавидят же они Его за то, что Он мешает им жить по их извращённой, злой воле, или, как говорили Спасителю бесы через одержимого ими, за то, что Он «прежде времени» мучит их ( Мф. 8:29 ). Итак, как в глубокой древности и в средние века, так и в наше время можно сказать словами Плутарха: «Нет народов, среди которых не строились бы алтари и не возносились бы молитвы к Богу». Обойдёте ли вы самую культурную часть Европы – вы всюду увидите христианские храмы, всюду услышите хвалу Христу и ощутите аромат кадильного дыма. Возьмёте ли крылья аэроплана и перенесётесь в ещё более передовую и культурную часть мира – Америку, и там также горят лампады и свечи, играют органы и поют хоры хвалу Богу. Ни свет знания, ни научные и технические достижения не уничтожили веры в Божество. Правда, и теперь, как и прежде, разные люди по-разному представляют себе Бога, но вся вселенная знает и чувствует, что есть Бог, Творец мира, и что не «человек создал Бога», а Всемогущий Господь единым Своим словом создал и эту песчинку, которая величаво и гордо именует себя «человеком» и «царём» земли. А если это так, если все люди и во все времена верили в Бога, то это есть могучее и неопровержимое доказательство бытия Божия. Ибо не может быть, чтобы то, что всегда и всеми было признаваемо, было ложно и ему в действительности ничто не соответствовало бы. Ещё Фома Аквинат сказал: «В чём все согласны, то не может быть ложным» 635 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Когда городской земли стало явно не хватать для захоронений, было создано несколько специальных зон за чертой города. К  ним относился и Бутовский полигон. В июле 1937 года тогдашним наркомом внутренних дел СССР Николаем Ежовым был подписан указ о проведении широкомасштабной операции по репрессированию целых групп населения, положивший начало одной из самых кровавых страниц истории России. 5 августа по всей стране начались массовые расстрелы. На то, чтобы закончить операцию, было отведено пять месяцев, но потом сроки продлевали еще четыре раза. Большая часть священнослужителей была осуждена в декабре 1937 года. Хотя репрессии продолжались и в 1938 году. На Бутовском полигоне именно в этот период — с августа 1937 по февраль 1938 года — были расстреляны десятки тысяч человек, среди которых было множество священнослужителей. Территория Бутова была обнесена колючей проволокой, а все местные жители записаны в сотрудники НКВД, с них была взята подписка о неразглашении. Их заранее предупредили, что здесь будет создан полигон для отработки новых типов оружия. Поэтому в первые месяцы никто не догадывался о проводившихся на полигоне расстрелах. Лишь к концу 1937 года, когда «черные воронки» стали вереницей свозить в Бутово людей на казнь, а выстрелы не прекращались ни днем, ни ночью, многим стало ясно, что здесь творятся массовые убийства. Местные дети ходили в школу мимо полигона, но через какое-то время все родители запретили им ходить в школу этой дорогой, говоря, что это место скверное. По официальным данным, в Бутово было убито 20675 человек. Однако предположительная цифра жертв намного больше — свыше 90 тысяч. Такое расхождение связано с тем, что многие документы впоследствии были уничтожены, а на некоторых жертв репрессий дела вообще не заводились.  Бутовский полигон стал последним пристанищем более тысячи верующих. Здесь был расстрелян митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Ему было 82 года, и он тяжело болел. Чекистам пришлось везти его в Бутово на карете скорой помощи, а к месту расстрела нести на носилках. В числе других жертв были архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Велижский Иона (Лазарев), епископ Нижнетагильский Никита (Делекторский) и многие другие.

http://e-vestnik.ru/history/tragediya_xx...

Посему, имея в виду всё вышесказанное, священник, прежде чем принять участие в диспуте, должен узнать, если возможно, как ведёт себя лектор на диспуте, и каков будет состав слушателей, и тогда только решать вопрос – принимать ли ему вызов на диспут или нет. Если лектор ведёт себя неприлично: ругается, говорит глупости, не даёт возможности оппоненту говорить или же, если предполагается аудитория в большинстве своём из антирелигиозников, то ни в коем случае не советуем принимать участия в подобном диспуте. В таком случае нужно действовать, согласно словам Господа: «Не мечите бисера перед свиньями, да не растерзают вас " (см. Мф. 7:6 ), и если уже силой заставят вас принять участие в таком споре, то ни на минуту не забывайте, что вы говорите со «свиньёй» и будьте готовы ко всяким со стороны её выходкам. Не выступайте на диспуте и тогда, когда вы мало знакомы с темой спора, или когда вы больны. Особенно не советуем участвовать в диспутах людям нервным, невыдержанным, легко теряющим самообладание. Раздражение – самое верное средство проиграть спор. Когда человек волнуется, то происходит неправильное кровообращение и дыхание, вследствие чего ослабляется его память, почему он теряется и заметно проигрывает спор, будучи разбитым по всем пунктам. Никто не может человеку сделать такого зла, как он сам себе, если потеряет самообладание. Приходилось мне видеть таких спорщиков, которые, при массе своих знаний, в спорах оказывались всегда побеждёнными, потому именно, что чрезмерно волновались, раздражались, чем притупляли свою память, и сами загоняли себя в тупик, и тогда умелый и хладнокровный противник, обладающий несравненно меньшими знаниями, выходил победителем. Этого обстоятельства, как одного из существенных, нельзя забывать; и если вы не обладаете спокойным характером или потеряли способность владеть собой, то ни в коем случае не рискуйте выступать в публичном споре. Если рассматривать диспут со стороны положения в нём спорщиков, то он бывает двух видов: один – когда мы устраиваем диспут, и другой – когда нас вызывают на диспут.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010