Мнения об этом настоятелей нескольких московских храмов узнал корреспондент “НС” Владимир Тоцкий. “Я бы на месте директоров давал объявления: ищу верующих сотрудников” Протоиерей Сергий Правдолюбов — магистр богословия, доцент Московской духовной академии и профессор Свято-Тихоновского Богословского института, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Храм занимается издательской деятельностью. Выпускается приходской журнал “Киприановский источник”, книги и брошюры богослужебного, житейского, научного содержания. При храме работает библиотека. Действует воскресная школа, где кроме Закона Божия преподается иконопись, пение, рукоделие, а подросткам — иконография, церковное зодчество, начала журналистики, выпускается детская приходская газета. Каждое воскресенье собирается родительский клуб. Особенностью приходской жизни стали крестные ходы к местным святыням, установление памятных крестов и молебны у них. — Отец Сергий, какие трудности у православного в светском обществе? — То, что неверующая среда нас окружает — это наша действительность. И не надо этого бояться. В раннем христианстве в Римской империи христиан окружали язычники. Верующие собирались ночью в катакомбах для богослужения, а днем работали. Надо уметь преодолевать эти трудности спокойно. Если над тобой смеются, ругают, плюют в спину — и такое было, — надо потерпеть. Трудности эти вполне переносимые. Это ведь не арестовывают, не сажают, как раньше. — Есть ли среди церковных организаций крупные работодатели? — Церковных организаций-работодателей у нас, видимо, очень мало. У нас нет и политических движений, связанных с Православием. Если есть патриоты, то они не всегда православные. Никто из правительства и Думы не сказал: “Я православный, верующий человек”. Может, только один Подберезкин. А между тем, будь я работодатель, то сделал бы то же самое, что сделал один немецкий юноша много лет назад. Он в одной газете дал объявление: “Ищу девушку христианского мировоззрения для создания семьи”. И я бы на месте директора давал подобные объявления, мол, ищу верующих сотрудников… Я бы знал, что верующий человек меня не обманет, не украдет — он Бога боится. Мне известно от моего отца, что владыка Аркадий (Остальский) занимал в Соловецком лагере должность казначея, т.е. выдавал зарплату офицерам НКВД, т.к. они сами себе не доверяли. Но они знали, что русский архиерей не украдет. Какие проблемы на церковной работе? Мало денег? Да. Искушения? Да, так как у нас бушуют страсти, здесь передовая, фронт, где постоянно нападают бесовские силы, и нам не всегда удается от них отбиваться. И в тоже время происходит какое-то чудо: денег нет, а храм восстанавливается. Жертвуют доски, кирпич, бетон. В храме свой особый курс валюты. Если мастер говорит, я в миру сделаю эту работу за столько-то, то для вас в три раза дешевле.

http://azbyka.ru/rabota

На богослужении присутствовал глава Ленинского городского округа Московской области А.П. Спасский. За Литургией молились игумении и насельницы ряда женских монастырей, священнослужители Бердянской епархии,  многочисленные паломники из Москвы и Московской области. Богослужебные песнопения исполнил хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (регент — Е.В. Пономаренко). Богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалами «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Затем были вознесены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих, «во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении и горькую смерть приемших, их же имена Ты Сам, Господи, веси». Проповедь перед причастием произнес иерей Иоанн Воробьев, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен новомученикам и исповедникам Церкви Русской и заупокойную литию по всем погибшим и погребенным на Бутовском полигоне. После пения «Вечной памяти» был пропет тропарь праздника Пасхи. Настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству панагию, изготовленную по образцу панагии священномученика Аркадия (Остальского), в Бутове убиенного. Епископ Аркадий был близко знаком с дедом Святейшего Патриарха Кирилла Василием Степановичем Гундяевым.  «Действительно, владыка был очень близок, вместе с моим дедом в тюрьме сидел и на Соловках, — сказал Святейший Патриарх, принимая панагию. — Вместе под страхом расстрела совершали Божественную литургию на пеньках. Первое свидетельство о владыке я получил от своего деда, который его очень почитал. Благодарю Вас за этот подарок». Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/6026611.ht...

Обычай же носить некоторыми мужами длинные волосы – обычай не новый и не людьми заведённый, а древний, Богом установленный. Ещё в Ветхом Завете Бог дал Своё повеление, чтобы посвящённые Ему «назореи» носили длинные волосы. В книге Чисел вот что мы об этом читаем: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решиться дать обет назорейства... во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей» ( Чис. 6:1,2,5 ). Такими назореями были Самсон, Самуил, Илия и др. Все они в силу заповеди Божией носили длинные волосы, как знак своего посвящения Богу. Подобно тому, как жена не стрижется и покрывается, по слову Апостола, в знак власти над нею мужа ( 1Кор. 11:10 ), так точно и назорей не стриг волос в знак особой над ним власти Бога и своего особого Ему подчинения и посвящения. Этот, Богом положенный благочестивый обычай назореев, перешёл и в Новый Завет . Особо посвящённые Богу новозаветные назореи – православные пастыри стали растить волосы, памятуя своё особое назначение и имея примером сему Апостола Павла, который носил длинные волосы, которые он снял только по особому обету в Кенхреях ( Деян. 18:18 ). Итак, братие, не смущайтесь сектантскими осуждениями православных пастырей за их длинные волосы. Не длинные волосы священников препятствуют сектантам быть в лоне Православной Церкви, не они играют важную роль в вере, и не потому их затронули сектанты, что они нововведение, несогласное с Евангелием, а потому, что им хочется осудить православных пастырей, посмеяться над ними. Ведь есть и православные пастыри (за границей), которые стригут волосы, однако же сектанты и к ним не идут. И там, где православные пастыри с короткими волосами, там сектанты находят новые для них обвинения, следуя всегда одному и тому же своему правилу: «порази пастыря и рассыпятся овцы». Следуя сему правилу, сектанты всегда стараются обесчестить, опозорить православного пастыря, подорвать к нему доверие его паствы, и тогда паства, как стадо, лишённое своего пастыря, сама нагонится на волка-сектанта, который и погубит её 600 . Кто первый продал свою православнню веру? 601

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Отвечаем: а) Ни одна мать не посадит в тюрьму и не убьёт своего родного сына, каков бы он ни был злой и непочтительный. Бог же любит людей больше самой нежной матери и посему ищет не погибели кощунников, а покаяния и исправления их. б) К тому же всеведущий Бог знает, что некоторые из кощунников, покаявшись, станут верными Его детьми, как гонитель Савл сделался Апостолом Павлом, блудница Мария – преподобной Марией, Египетской подвижницей. в) Святынь же своих Бог не вырывает из рук кощунников потому, что предоставил человеку свободу делать, что тот пожелает, а также и потому, что после совершения кощунства часто у грешника просыпается спавшая дотоле совесть, начинает его мучить и приводит к покаянию. Иной совести нужно великое преступление, чтобы она пробудилась. II. Доказательства бытия Бога: 1) Существование богатой, прекрасно устроенной Земли. Как существование картины говорит о художнике, написавшем её, а дома – о его строителе, так и существование Земли свидетельствует о бытии Бога. 2) Существование надземных миров (Солнца, звёзд, планет), непрестающее, правильное их движение (точность в восходе и заходе солнца), порядок в их бытии – всё это свидетельствует не о простой случайности, а о том, что вселенной управляет Премудрый и Всемогущий Бог. 3) Стремление души человека к Богу, ощущение ею Бога. А раз огромнейшее большинство людей (почти все люди) и во все времена, не исключая и теперешних учёных, признают Бога, – то значит, Он существует. III. Заключение: Очисть себя от грехов – и узришь Бога. 2. Иисус из Назарета есть Истинный Бог «Что вы думаете о Христе, чей Он Сын?» ( Мф. 22:42 ) I. Когда мы хотим знать о ком-нибудь или о чём-либо правду, то мы спрашиваем очевидцев. Начнём свою беседу об Иисусе из Назарета с очевидцев Его жизни и слушателей Его учения. 1) Выслушаем св. Апостолов, Его учеников, которые три года неотступно следовали за Ним, изучая Его, следя за каждым Его шагом. а) Свидетельство Симона Петра: «Ты – Христос, Сын Бога Живого!» ( Мф. 16:16 ). б) Он, к ужасу Апостолов, одним мановением Своей руки утишает бурю на море.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Первый наш совет – это никогда не забывать главного – что диспут устраивается не для уяснения истины, а с целью произвести впечатление на слушателей. Пусть священник, которого вызывают на диспут, это запомнит хорошо и не забывает во всё время спора. Это весьма важно и необходимо для него. Поэтому, отвечая диспутанту, имейте в виду, что вы говорите не столько с вашими противниками, сколько со слушателями. Старайтесь не столько убедить своего противника (да его и нельзя убедить, ибо часто он не имеет никаких убеждений, а говорит из-за выгоды), сколько произвести благоприятное впечатление на слушателей. Что такова именно цель устройства современных диспутов, это ясно каждому, видевшему хотя бы только один подобный диспут, на котором лектор иногда и совершенно не касается поставленной на афише темы, а язвит своего оппонента – священника и изрыгает словесное зловоние. Поставив на афише вопрос: «Есть ли Бог?» и не имея возможности доказать небытие Божие, лектор, поддерживаемый сочувствующей ему аудиторией, пускает остроты, шуточки, усыпает свою речь нецензурными словечками, а то и явно переходит на открытую ругань. А толпа в ответ на это рукоплещет ему и ржёт, подобно табуну степных коней. Вы возмущаетесь, видя, что никакие доводы ваши не слушаются, что правда явно попирается, а глупость и ложь торжествуют; недоумеваете, для чего вас вызвали, если вам не дают высказаться. Но не удивляйтесь сему и не ломайте головы над решением подобных вопросов, а раз и навсегда запомните, что вас вызывают не для того, чтобы при вашем содействии познать истину, но дабы в вашем лице осмеять самую Церковь , её законы и служителей, и тем самым уронить и унизить в глазах слушателей Божию правду. Вот что читаем мы в современном руководстве лекторам советской России: «Диспут – это не средство разрешения вопросов, это – трибуна для пропаганды идей. Большой ошибкой является, когда от диспута ждут разрешения каких-то вопросов. Диспут никогда никаких вопросов решить не может... Различные группы пользуются диспутами для пропаганды своих идей» 630 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Святейшего Владыку также приветствовал священник Виталий Перин, настоятель Крестовоздвиженской церкви села Конотоп Шепетовской епархии. С 1911 года и до начала Первой мировой войны священномученик Аркадий нес послушание уездного миссионера и неоднократно служил в этом храме. В 2007 году для Крестовоздвиженской церкви была написана икона священномученика Аркадия (Остальского), через некоторое время она стала мироточить. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Спасибо, это очень ценные материалы. Очень тронут тем, что есть люди, которые занимаются этой мрачной, но очень важной страницей истории нашей Церкви. Благодарю вас за музей. У Бутово теперь совсем другое лицо с этим музеем. Это очень надо было сделать».  В беседе с корреспондентами СМИ после посещения музея Предстоятелем Русской Православной Церкви директор Мемориального научно-просветительского центра при храме Новомучеников и исповедников на Бутовском полигоне И.В. Гарькавый сообщил, что музей находится в развитии, постоянно пополняется новыми экспонатами, расширяется его экспозиция.  Директор Мемориального центра отметил, что многие экспонаты заинтересовали Святейшего Патриарха: «Его Святейшество очень заинтересовался, например, факсимильными копиями постановлений " тройки " московской и актами о приведении в исполнение расстрельных приговоров. Собственно, по этим документам и происходили здесь, на Бутовском полигоне, казни. Точнее сказать, " тройка " московская решала, кто будет расстрелян, а те чекисты, которые приводили в исполнение приговор, составляли акт о приведении в исполнение приговора. Эти документы есть в нашей музейной экспозиции. Некоторые из них представлены в виде факсимильных копий. Его Святейшество соблаговолил внимательно прочитать эти документы, потому что они здесь, на Бутовском полигоне воспринимаются особо. Это не абстрактное какое-то знание, а это понимание того, как эти люди попали сюда, в эти братские могилы. Мне кажется, поскольку Святейший Патриарх к этой теме очень не равнодушен и понимает ее значение для нашей Церкви, понимает ее значение для всей истории России, то эти документы его тоже не оставили равнодушным сегодня».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5437181...

Активная деятельность священника обратила на себя внимание безбожных властей, и если он не был арестован сразу, то лишь потому, что на Волыни шла гражданская война, и область наряду с большевиками занимали то немцы, то петлюровцы. В 1920 году в Житомире утвердились большевики. Весной 1922 года началось изъятие церковных ценностей из храмов советской России. В Житомире было получено послание Святейшего Патриарха Тихона относительно изъятия ценностей, в котором предлагалось отдавать только те церковные вещи, которые не имели непосредственного употребления в богослужении. По распоряжению Волынского архиерея о. Аркадий огласил послание в церкви. Это явилось достаточным поводом для ареста. Священник Аркадий и его отец, священник Иосиф Остальский, были арестованы и заключены в тюрьму, где о. Иосиф вскоре и умер. Отец Аркадий был арестован в то время, когда он выходил из храма после окончания божественной литургии. Его и сотрудников ГПУ окружила толпа верующих, которые сделали попытку отстоять пастыря. После этого часть людей была арестована и заключена вместе с ним в Житомирскую тюрьму.Через два дня всем арестованным за защиту священника было предложено освобождение под условием, что они подпишут бумагу, в которой о. Аркадий обвинялся в сопротивлении органам советской власти и возбуждении против нее народа. Арестованные отказались, написав, что пошли за о. Аркадием по собственной воле, но всё же были освобождены. Вскоре состоялся открытый судебный процесс над священником. Отец Аркадий обвинялся в чтении послания Патриарха Тихона, что суд истолковал как деяние контрреволюционное. Суд приговорил о. Аркадия к расстрелу. Рассказывают, что во время чтения обвинительного заключения и приговора о. Аркадий заснул, и конвоиры вынуждены были его разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. — Ну что ж, — сказал священник, — благодарю Бога за все. Для меня смерть — приобретение. После суда паства стала хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен пятью годами заключения, которое о. Аркадий отбывал в Житомирской тюрьме. В 1924 году власти приняли решение освободить всех тех, кто был приговорен революционными трибуналами по делам об изъятии церковных ценностей, и таким образом о. Аркадий после двух лет заключения был освобожден.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

В 1912 году он был награжден набедренником «за примерное исполнение пастырских обязанностей». В 1914–17 годах, в период Первой мировой войны, отец Аркадий – полковой священник 408-го Кузнецкого пехотного полка. В августе 1917 года молодым священником прибыл отец Аркадий с фронта в город Житомир Волынской губернии и стал настоятелем маленькой церкви преподобного Серафима Саровского при гарнизонном военном госпитале в центре города. Организовал Свято-Николаевское благотворительное братство. Первое учредительное собрание братства состоялось в здании Житомирского суда 1 сентября 1918 года. Члены братства оказывали помощь нуждающимся и больным, хоронили умерших, не имевших родных и близких. Отец Аркадий поименно помнил всех опекаемых им больных. Деятельное участие в делах братства приняли княгиня Наталья Ивановна Оржевская, ее племянница княжна Наталья Сергеевна Шаховская и многие другие. Воспитывая членов братства в духе ревностного христианского служения, отец Аркадий вместе с ними предпринимал долгие пешие паломничества к православным святыням, в частности в Киев. Дорогой они пели акафисты и церковные песнопения. Крестными ходами проходили более двухсот километров, когда паломники останавливались помолиться у святынь, встречавшихся им на пути. Это были паломничества в кругу и среди верующего народа, укреплявшие волю и веру, в чем многие тогда, оказавшись среди испытаний и государственной разрухи, особенно нуждались. В конце концов Свято-Николаевское братство получило такую известность, что в Житомир стали приезжать люди из других городов. Отец Аркадий показывал пример жертвенности и подлинного нестяжания. У него не было почти никаких личных вещей и ничего ценного. Близкие, зная что он нуждается и не имеет средств, сшили ему шубу, которую он отдал бедной вдове, у которой было двое больных туберкулезом детей. Эту шубу он надел всего раза два, затем она внезапно исчезла из дома. Когда мать священника, Софья Павловна, спросила его, где шуба, он ответил, что она висит в алтаре. Но затем и в церкви поинтересовалась, куда делась шуба, и отец Аркадий вынужден был со смущением ответить: «Она висит там, где нужно». Однажды он вышел из Житомира в сапогах, но, встретив на пути какого-то бедняка, поменялся с ним на лапти и уже в них пришел в Киев. В другой раз отдал бедняку свои брюки, а чтобы это было незаметно, зашил полы подрясника, чтобы они не распахивались.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Как-то в присутствии младенца Аркадия его родители обговаривали один случай, произошедший в соседнем селе. Речь шла об убийстве одной пожилой крестьянкой своего мужа. Маленький Аркадий понял о какой «бабе» идёт речь, и впоследствии, когда её видел, делал «рожки» и говорил: «баба ууу». Это проявление детской восприимчивости дало хороший урок родителям, и они больше никогда не позволяли себе подобного 11 . Позже Епископ Аркадий в одной из своих проповедей советовал родителям: «Оберегайте первые годы ребёнка от греха и дурных примеров. Не обманывайтесь, говоря, что ребёнок мал – ничего не понимает. Он не может высказать и понимать всего, но происходящее пред ним западает в душу его, и надолго, а то и навсегда остаётся в ней» 12 . О том, каким было детство самого Аркадия и об обстановке в семье можно судить по сохранившимся свидетельствам о его родителях. Иерей Иосиф, отец будущего священномученика, писал: «С прихожанами я, вообще, обращаюсь мирно, и состою с ними в хороших отношениях. Все мои пастырские замечания, внушения, наставления и прочее я привык делать тоном спокойным, не волнуясь и не раздражаясь, а напротив, сохраняя полное присутствие Духа. О сем могут засвидетельствовать все мои прихожане. Никаких ругательных и укорительных слов никогда не употреблял вообще » 13 Иерей Иосиф Остальский был внимателен к себе, и поэтому старался никогда не допускать разгорячения крови. Об этом состоянии души святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет следующее: «Душа всех упражнений о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения, тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума. Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар в крови, очень содействует вниманию к себе; а разгорячение крови – как-то: от излишнего употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других причин – рождает множество помыслов и мечтаний, иначе – рассеянность. Святые отцы предписывают желающему внимать себе, во-первых, умеренное, равномерное, постоянное воздержание в пище» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

…Обычный приходской батюшка, каких в России тысячи. Пример – в удостоверение того, что святость новомучеников XX века выросла из повседневности, из «рутины»: обязанности, определенные службой, бедность, часто вместо благодарности – насмешки и презрение, и как будто «ничего выдающегося». Отец Аркадий был просто одним из таких, вот, честно исполнявших свой долг пастырей. Родился он в бедной семье и пошел по стезям отца, приняв священство как наследство. После окончания Волынской семинарии и Киевской Духовной Академии служил по послушанию – в годы Первой мировой – полковым священником, потом – на приходе, занимаясь одновременно и миссионерской работой. Выделял его только, пожалуй, дар слова. Его проповеди приходили послушать специально. Говорил он кратко, емко, но сказанное доходило до сердец потому, что и исходило от сердца. За проникновенные проповеди прихожане и сами священники между собой называли его «Златоустом». В остальном он был, как все, и лишь после революции, когда начался голод, а нищета превзошла все границы, раскрылось то, что между словом и поступком для «Златоуста» нет расхождения: если он призывал жить свято, то готов был и сам исполнить заповеди. Подаренная ему духовными чадами шуба, в виду отсутствия у него теплой одежды, вскоре оказывалась в распоряжении вдовы с двумя сиротами на руках, свои сапоги он мог благословить нищему, взяв взамен худые лапти, а чтобы не смущать никого отсутствием брюк, ушедших в том же направлении, просто зашить полы подрясника. И это внутреннее восхождение подготовило его к свидетельству веры. Освободившись из заключения, отец Аркадий направился в Дивеево и Саров, и там принял монашеский постриг. По-существу, это означало следующее: нет больше ничего, что могло бы удержать, если придется снова пострадать за Христа. Передают, что в ту поездку в Дивеево он встретился с блаженной Марией Ивановной, сказавшей ему примерно следующее: «Епископом будешь, но из тюрьмы не bыйдeшь»i. Понесенные Церковью потери и необходимость срочно «закрывать» пустующие архиерейские кафедры, обеспечивали в те годы и более молодым священникам быстрое продвижение. В 1926 г. отца Аркадия возвели в сан архимандрита, а через несколько месяцев в Москве состоялась его епископская хиротония. Митрополит Сергий (Страгородский) назначил его викарием Полтавской епархии. Но служить в Лубне так и не пришлось: въезд для него был закрыт, и единственная его тайная пасхальная служба осталась знаком архипастырского благословения «верным». «Скитаясь по пещерам и ущелиям земли»

http://pravmir.ru/blagodaryu-boga-za-vse...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010