О бытии Бога 631 Историческое доказательство бытия Божия Когда я обдумывал сегодняшнюю мою с вами беседу, то моему мысленному взору представилась картина, нарисованная гением нашего родного поэта, Пушкина. Представилась мне убогая келия одной из наших обителей. Суровая, серая комната, сводчатый потолок, высокое узкое окно, через которое мрачно глядит тёмная ночь. В углу, пред образом Спасителя, лампада, невдалеке от двери жёсткое ложе. Под окном простой стол, на нём светильник, ровным светом освещающий целые груды книг и свитков, разбросанных на подоконнике, по полкам и подле стола. В тяжёлом дубовом кресле с высокой спинкой сидит старец-инок и пишет свои правдивые сказания. Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу... И захотелось мне, «пыль веков от хартий отряхнув», раскрыть эти свитки и книги жизни и деяний людских, дабы услышать беспристрастный ответ истории на вопрос: есть ли Бог?.. Итак, от нелицемерной истории, от древних глиняных и металлических дощечек, от искусно выделанных пергаментных свитков седой старины и, наконец, от современных нам книг, а также от всякого рода памятников истории постараемся осветить данный вопрос. Как серьёзное изучение истории человечества, так и поверхностное знакомство с ней, даёт нам большие материалы и убедительнейшие доказательства бытия Божия. История человечества есть вместе с тем и история религий, ибо какой бы народ и какую бы эпоху мы ни взяли, всюду вы найдёте веру в Божество. Эта вера есть неотъемлемая принадлежность духа человеческого. На какой бы ступени умственного развития ни стояло человечество, оно всегда стремилось к Богу, к Нему возводило свои очи. Конечно, не все одинаково представляли себе Божество: у кого богом было солнце, у кого страшный зверь пустыни; кто молился Посейдону, сердитому богу морских пучин, кто приносил жертвы Зевсу; одни арфы звенели в честь Аполлона, другие прославляли Изиду; немало было и таких язычников, которые обожествляли даже пресмыкающихся и гадов. Но, несмотря на всё это разнообразие в определении Бога, всюду оставалось одно – вера в то, что есть Бог, Творец мира и человека, промышляющий о своих созданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Часть I. Беседы о бытии Бога 1. Доказала ли наука, что нет Бога? I. Атеисты говорят, что: 1) наука доказала несуществование Бога и 2) потому именно большинство учёных – люди неверующие. II. Ответ верующего атеистам: 1) Никакая наука не доказала небытие Бога. Укажите нам ту науку, которая доказала бы несуществование Бога: наук много, всех их мы перечислить не можем. Для примера возьмём: а) Математические науки; они не занимаются вопросом – есть ли Бог, или нет Его; они имеют дело с числами, вычислениями, формулами. б) Естественные науки: биология, физиология, минералогия, ботаника, геология и др. также этим вопросом не занимаются. Каждая из них имеет свой круг опытов и наблюдений и не говорит о том, есть ли Бог или нет Его. в) Не отрицают бытие Бога и медицинские науки, изучающие организмы, их жизнь, болезни и средства лечения. г) Не доказывает небытие Бога и астрономия. Хотя она и изучает небо с его звёздами, но Бога там она не ищет, а ищет и исследует Солнце, Луну, звёзды и разные планеты с кометами... Итак, пусть укажут нам безбожники такую науку, которая изучала бы Бога и доказала, что Его нет, т.е. чтобы она сказала: «Вот я, наука, существующая столько-то лет, ищу Бога, ничем иным не занимаюсь, имею учёных, которые всю свою жизнь посвятили исканию Бога, – я на основании всех своих исследований утверждаю, что Бога нет»... Но такой науки не было и не существует. 2) Среди учёных многие, даже большинство – люди верующие. А) Не будем говорить об учёных, давно живших. Самые знаменитые из них были люди глубоко верующие. Так, например: Линней, знаменитый шведский естествоиспытатель; Ньютон – знаменитый английский математик и физик; Кеплер – знаменитый немецкий астроном; Ломоносов – русский учёный; Пастер – знаменитый французский профессор-врач; Пирогов – наша русская гордость – доктор, и множество других знаменитостей и учёных. Б) И в настоящее время большинство учёных веруют в Бога. Вот доказательства: а) В 1911 году вышла книга англичанина Табрума «Религиозные верования современных учёных». Табрум обратился к современным нам учёным с вопросами: верят ли учёные в Бога и расходится ли Библия с наукой? Ответы прислали следующие учёные: физики – 21 человек, геологи – 8 чел., биологи и физиологи – 37 чел., зоологи – 8 чел., анатомы – 6 чел., патологи – 4 чел., ботаники – 4 чел., антропологи – 3 чел., гинекологи – 6 чел., психологи – 5 чел., математики – 5 чел., астрономы – 9 чел., инженеры-электротехники – 3 чел. и других учёных – 14 человек, итого 133 учёных, среди которых не оказалось ни одного атеиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В одной очень поучительной книге есть следующий рассказ: «Некоторый старец поведал: Была девица очень преклонных лет, преуспевшая в страхе Божием. Я спросил ее, что привело ее к монашескому жительству. Она, прерывая слова вздыханиями, рассказала старцу следующее: «Это было еще в детском возрасте, когда скончались мои родители. Отец мой был человек скромный и тихого нрава, но слабого и болезненного телосложения, он был весь погружен в заботу о своем спасении и большую часть времени проводил в посте и страданьях. Мать же, наоборот, ведя жизнь в высшей степени рассеянную и развратную, проводила время в пьянстве и расточила всё, принадлежавшее дому. Отец, истомленный продолжительною болезнью, скончался. После его смерти мать, получивши большую свободу, окончательно сделала дом свой домом разврата. Но умирает и она. По кончине матери я стала размышлять о том, чью жизнь избрать себе в образец подражания: отца ли, который жил скромно, тихо и воздержно, провел всю жизнь в печали и болезни, или жить, как мать жила: она всю жизнь свою провела в пьянстве, пользуясь здоровьем и счастьем. Когда я согласилась избрать жизнь, подобную жизни матери своей, настала ночь и я уснула. Во сне предстал мне некто высокий ростом, взором страшный и обличил меня в принятом решении. Когда же я упросила его даровать мне прощение, он сказал мне: «Пойди и повидай обоих – и отца и мать твоих, – потом избери жизнь по желанию твоему.» С этими словами он, схватив меня за руку, повлек. Привел он меня на большое поле, красоты неизреченной, со многими садами и плодовитыми разнообразными древами, ввел меня в эти сады. Там встретил меня отец, обнял, поцеловал, назвал своею дочерью. Я заключила его в объятия свои и просила, чтобы мне остаться с ним. Он ответил: «Ныне это невозможно, но, если последуешь стопам моим, то придешь сюда по прошествии непродолжительного времени.» Когда я опять начала просить о том, чтобы остаться, показывавший мне виденное снова схватил меня за руку, повлек и сказал: «Пойди, я покажу тебе и мать твою, как горит она в огне, чтобы знать тебе, по жизни которого из родителей твоих направить жизнь твою.» Поставив меня в дому мрачном и темном, где живет скрежет зубов и горе, он показал мне печь, горящую огнем и кипящую смолу; какие-то страшилища стояли у устья печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

(Притча по Г-вой) Однажды собравшись бичи человечества, разрушающие и губящие его, решили избрать себе царя. Кому же отдать царскую корону? Единодушно собрание решило присудить ее тому, кто докажет, что он делает наиболее вреда человечеству. Первой выступила чума и предъявила свои права на царскую корону. Но тут же объявилась и соперница её – холера, которая стала оспаривать первенство себе. После холеры к собранию обратилась чахотка. „Я не произвожу повальных болезней, как чума или холера – говорила она – но жертв у меня несравненно больше чем у них. Я всегда и везде. Для меня не существует: ни докторов, ни ядов-лекарств. Каждый день я уношу сотни людей, и никто еще не нашелся из людей, кто бы победил меня. А потому я по праву должна надеть царскую корону бичей человечества. „Мне корону! – запищала лихорадка – Хотя люди меня и не так боятся, как чахотки или холеры, но я несравненно больше кошу их. И только там, где была я, успешно работают другие болезни.» «Моя корона!» воскликнуло страшное чудовище с косой за плечами. Кто из вас может сравниться со мной? Кто как я, в один миг истребляет целые тысячи людей? Кто истребляет с лица земли самый цвет и красу человечества, как не я? Имя мое страшнее для людей нежели имена всех вас взятых вместе. Я – война, страх и ужас всех людей!» Но вот на кафедру подымается новый пришелец. Он такой незначительный и с виду безобидный, что присутствующее даже удивились, что и он доискивается короны бичей человечества. «Не кандидат – сказал он – я, только послан своим хозяином. Мой хозяин хотел бы сам явится в это собрание и лично доказать свое право на первенство, но у него каждая минута занята и поэтому он не может здесь присутствовать.» Входя в зал, я слышал крики: «Да здравствует холера! да здравствует лихорадка! да здравствует война!» Я радовался, слыша эти восклицания, радовался потому, что большая часть их относится к моему хозяину, ибо большая половина пагуб, которыми вы гордитесь, подготовлена моим хозяином. Что сделали бы вы с человеком, если бы мой хозяин не ослабил его тела, не попортил его крови и не затемнил его ума?

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. АПОЛЛОС (Федосеев Алексей Васильевич; 1892 – 1937), иером., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРЕФА (Митренин Александр Федорович; (1879-1932), иером., исп. (пам. 24 окт., в Соборе Валаамских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРЕФИЙ Петрович Ерёмкин(1884-1937), мч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРКАДИЙ Иванович Лобцов (1895 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АРКАДИЙ Николаевич Гаряев (1877 – 1918), свящ., сщмч. (пам. 1 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум.

http://pravenc.ru/rubrics/122346_10.html

Москва. Церковь Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове (старая). Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Год постройки:1996. Архитектор:Д.М. Шаховской Адрес: 142720 Московская область, Ленинский район, пос. Бутово, ул. Юбилейная, д. 2. Координаты: 55.53336, 37.59422 Проезд:От станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» авт. 18 до Бутовского Полигона (экспресс каждые 15 минут); авт. 108 до ост. «Ново-Никольское», далее пешком около 800 метров; 94 до ост. «2-Мелитопольская д. 17», далее пешком около 800 метров или электропоездом с Курского вокзала до ст. «Бутово», далее пешком около 1,5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянный храм, освященный во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских построен в 1996г. он был по проекту Д.М. Шаховского, сына расстрелянного в Бутово иерея Михаила Шика. Построен в недавнее время в районе бывшего Бутовского полигона, где в 1930-х гг. были расстреляны и захоронены многочисленные жертвы политических репрессий, в основном священнослужители. На фотографиях видна колокольня, вокруг нее - плиты с именами похороненных здесь жертв политических репрессий. История: Храм построен на территории бывшего полигона НКВД-КГБ «Объект-Бутово», официально признанного местом массовых захоронений жертв политических репрессий. По данным полученным из архива ФСБ на территории полигона только в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г. было расстреляно и захоронено 20.765 человек. Общее же количество пострадавших и захороненных в Бутово неизвестно. В числе убиенных к настоящему времени выявлено 939 священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших за веру во Христа. В основном это священнослужители и миряне Москвы и Московской области. Собор новомучеников бутовских (на 01. 04. 03.) составляет 230 прославленных святых. Его возглавляет канонизированный в лике святых Архиерейским Собором 1997г. митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов) [день памяти 11.12.1937.]. Кроме сщмч. Серафима в Бутово пострадало еще шесть иерархов РПЦ: сщмч. Димитрий (Добросердов) архиепископ Можайский [день памяти 21.10.1937.], сщмч. Николай (Добронравов) архиепископ Владимирский и Суздальский [день памяти 10.12.1937.], епископ Серпуховской Арсений (Жадановский) [+27.09.1937.], сщмч. Аркадий (Остальский) епископ Бежецкий [день памяти 29.12.1937.], сщмч. Никита (Делекторский) епископ Нижне-Тагильский[день памяти 19.11.1937.], сщмч. Иона (Лазарев) епископ Велижский [день памяти 21.10.1937.]. Среди убиенных более десяти человек из братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с последним до ее закрытия наместником сщмч. Кронидом (Любимовым).

http://sobory.ru/article/?object=03289

На Украине установлены дни празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской 26 июля. ПРАВМИР. Во время очередного заседания Священный Синод УПЦ принял решение об установлении Дней празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской. Это следует из информации, опубликованной в журналах 22, 23, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. По благословению Синода Собор Балтских святых будет праздноваться 22 ноября (9 ноября по старому стилю). В него вошли 8 угодников Божиих: 1) свт. схиархиепископ Антоний (Абашидзе) 2) сщмч. Кирион (Садзаглишвили), Католикос-Патриарх всея Грузии; 3) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 4) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 5) сщмч. Павел Гайдай, пресвитер; 6) прмч. Иов (Протопопов) Раифский; 7) прав. Феодосий Левицкий, пресвитер Балтский; 8) блж. Агафья (Маранчук) Кушеловская. День Собора святых земли Житомирской будет отмечаться 5 сентября (23 августа по старому стилю), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. Среди них 16 подвижников благочестия: 1) свт. Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский чудотворец; 2) свт. Мардарий (Ускоковича), епископ Сербской Православной Церкви в США; 3) сщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; 4) сщмч. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский; 5) сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий; 6) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 7) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 8) прмч. Макарий (Токаревский), архимандрит Овручский, Каневский, игумен Пинский, Переяславский чудотворец; 9) сщмч. Александр Хотовицкий, протопресвитер; 10) сщмч. Максим Сандович, пресвитер; 11) сщмч. Арефа Насонов, пресвитер; 12) сщмч. Мирон Ржепик, пресвитер; 13) сщмч. Павел Гордовский, пресвитер; 14) сщмч. Василий Малахов, пресвитер; 15) мч. Николай Варжанський; 16) мц. Веру Трукс. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-kalendar-u...

Новомученики «Благодарю Бога за все»: священномученик Аркадий Остальский Судьба Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого, во многом похожа на историю митрополита Крутицкого и Коломенского Петра. Он так же относился к числу тех священников, для которых согласие на принятие архиерейского сана было равносильно тому, чтобы уготовать себя на смерть. Священномученик Владимир Лозина-Лозинский: «Среди скорбей – “воздушно-светел”» Еще одна судьба с окончанием – 1937 год. Священник, а когда-то прежде - юрист, историк, отец Владимир Лозина-Лозинский. Священномученик Сергий Знаменский: «Претерпевший до конца» В сонме бутовских мучеников есть не только хорошо известные, но и совсем скромные имена. История отца Сергия Знаменского – одна из многих, типичная для того времени. В ней нет особо ярких моментов, только терпеливое – изо дня в день – несение общей для этого поколения русских священников участи. Святитель Афанасий (Сахаров) исповедник, епископ Ковровский: Когда время не имеет значения Ни одна книга, посвященная истории Русской Церкви в XX веке, не обойдется без упоминаний имени святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Небольшая дистанция отделяет наше время от времени новомученика, нам дается уникальный опыт постижения святости Будьте теплом и светом для окружающих Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно; так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. Перенесение святых мощей праведного Алексия (Мечева) (+ фото) 10 лет назад, 29 сентября 2001 года, состоялось перенесение святых мощей праведного Алексия (Мечева). Крестный ход отправился из Новоспасского монастыря до храма святителя Николая в Кленниках, на Маросейке. Мучеников нельзя не любить Протоиерей Николай Доненко - автор исследований о новомучениках и исповедниках Русской Православной Церкви, пострадавших в 1920-30-е годы, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Нижняя Ореанда, преподаватель Симферопольской духовной семинарии, член комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/tag/novomucheniki/page...

Патриарх Алексий совершил закладку каменного храма на месте массовых расстрелов в Бутово Москва,15 мая 2004 г. Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения) Фото: Православие.Ru Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию на территории Бутовского полигона, ставшего местом мученической кончины множества православных архипастырей, пастырей и мирян, за веру Христову пострадавших. Патриарху Алексию сослужили сонм архиереев Русской Православной Церкви, сотни клириков московских и подмосковных храмов. На богослужении присутствовала делегация Русской Зарубежной  Церкви, возглавляемая ее первоиерархом Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. По традиции, богослужение, за которым молилось несколько тысяч верующих,  было совершено под открытым небом возле деревянной церкви во имя Новомучеников и Исповедников Российских, после чего Патриарх Алексий совершил молебное пение российским Новомученикам. Далее состоялась панихида, вовремя которой присутствовавшие молились о всех, " за веру и правду страшные истязания в годы лихолетья и гонений на Церковь Христову претерпевших и на сем месте мученически жизнь свою скончавших " . " Русской Голгофой " называют Бутовский полигон. По официальным данным, только в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года на этом месте было расстреляно и захоронено 20 765 человек. Немалое число из них были осуждены на смерть за свою веру. Среди принявших мученическую смерть на Бутовском полигоне - сотни священнослужителей, в том числе ныне прославленный в лике святых митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Николай (Добронравов), архиепископ Димитрий (Добросердов), последний наместник Чудова монастыря епископ Арсений (Жадановский), епископы Аркадий (Остальский) и Никита (Делекторский), последний настоятель Свято-Троице-Сергиевой Лавры до ее закрытия преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов) и многие другие. В 1994 году, на Радоницу, на месте расстрелов в Бутове был воздвигнут деревянный крест. 5 мая того же года, во вторую неделю по Пасхе, при большом стечении православного духовенства было освящено место расстрелов российских мучеников за веру. А в 1995-1996 годах здесь был воздвигнут деревянный храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

http://pravoslavie.ru/9782.html

священномученик Аркадий (Остальский) (1889–1937) Нравственно-аскетические труды Сборники Слова священномученик Аркадий (Остальский) Епископ Русской Православной Церкви, замечательный проповедник. Неоднократно подвергался арестам и тюремным заключениям вплоть до своей мученической кончины в 1937 году. В миру Остальский Аркадий Иосифович, родился 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Был окрещён 16 мая того же года в Иоанно-Богословской церкви с. Скаковки, где его отец был священником. Таинство крещения совершил священник села Янковец Павел Стефанович (родной дед по матери). Восприемниками были: приходской священник м. Кодня Елеферий Иванович Яроцкий и дочь священника с. Янковец Вера Павловна Стефанович, девица (сестра матери Аркадия). Обучался в Волынской Духовной Семинарии. По её окончании в 1910 году был учителем церковно-приходской школы с. Великая Цвиля Новоград-Волынского уезда. В это время он, по настоянию родителей, женился на Ларисе Константиновне (1893 г. р.), хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу. Священник 14 сентября 1911 года, по ходатайству епархиального миссионера архимандрита Митрофана (Абрамова), был рукоположен в священный сан к собору г. Староконстантинова с назначением помощником уездного миссионера. Был священником на диаконском штате. На этом поприще проявил себя ревностным и энергичным деятелем. В отчётах он излагал свои впечатления от поездок, суждения относительно сектантов на Волыни, опубликованные впоследствии в «Епархиальных Ведомостях». Душа о. Аркадия искала подвига ради Христа, и миссионерство представлялось ему как единственно верное, дарованное ему Богом служение; он был прирождённым миссионером. Проповедовал просто и ясно, так, что огонь любви к Богу, горевший в его сердце, воспламенял ревность о благочестии у всех, кто находился рядом. Религиозный опыт не оставался его внутренним, частным делом, но с удивительной ясностью изливался в благодатных словах. Не умея быть равнодушным ко всему, что касалось спасения души и блага Церкви, он увлекал за собой всех, способных слышать Евангельское благовестие и жаждущих реальной жизни во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010