С именем обители связаны имена знаменитых старцев Арсения (Минина), Аристоклия и Кирика. Последний, уйдя молодым в Пантелеимонов монастырь, спустя несколько лет был послан на Афонское подворье в Москву, где участвовал в издании книг святителя Феофана затворника. Позднее старец был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе. Здесь он обрел широкий круг духовных чад «от градоначальника до торговок». Вернувшись на Святую Гору, он вступил в борьбу с ересью имяславия. После октябрьской революции отец Кирик оставался в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где был духовником братии. Старец был опытным делателем сердечной молитвы и учил своих духовных чад не словами, а прежде всего примером своей подвижнической жизни. Отец Кирик часто напоминал, что, становясь на молитву, надо помнить, что Бог смотрит на молящегося; не на одеяния риз лепоту, но на потаенного сердца человека. Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России; только, пожалуй, трапезная (построена в 1890 г., а расписана в 1897 г.) и храм вмч. Пантелеимона отделаны в обычном для Святой Горы стиле. Всего в обители 25 параклисов, в том числе: Покрова Пресвятой Богородицы, Александра Невского (вмещает 2000 человек), вмч. Димитрия, прп. Сергия, Успения Пресвятой Богородицы, свт. Митрофана Воронежского, апп. Петра и Павла, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионны, Филиппа, Архангелов, Серафима Саровского и Феодосия Черниговского, св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона и Преображения Господня. Главный соборный храм монастыря построен в начале XIX в. и расписан в традициях русской иконописной школы. На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом 818 пудов и 10 фунтов, т.е. более 13 тонн. Отлит он был в Москве на заводе почётного потомственного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина мастером Иоакимом Воробьевским и привезён на Афон в мае 1894 года. Когда звонят в этот колокол – звон слышен на противоположном берегу Сигитского залива.

http://sobory.ru/article/?object=15868

Святитель Григорий Нисский «Всё будет, но это великая тайна. Есть люди, которые занимаются изысканиями признаков кончины мира, а о душах своих не заботятся». Преподобный Нектарий Оптинский «Надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех; а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией...» Преподобный Аристоклий Афонский Даже великие столпы Церкви ошибались в назначении сроков «конца Вселенной». Например, святой Иоанн Златоуст прямо писал, что конца мира нужно ожидать около «четырехсотого» года. «Я не погрешу (!)», – говорил он, указывая приблизительную дату около 400 г. ... И погрешил: прошло 1548 лет, конца мира нет. (Писано это в 8-м томе его сочинений, в объяснении [беседы] Христа с самарянкой (ср: Ин. 4)…. Сам же Господь наш Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве просит о всех, верующих в Него, Бога Отца: «Я не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17, 15). Дорогие мои, это о нас молит Христос! Мы, верующие, повинуемся государственным законам, оставаясь при этом духовно свободными, как сыны Божии, сыны Света! Наш Святейший Патриарх Тихон в тяжелейшие времена испытаний встречал каждый день в спокойствии духа, ибо верил Богу и Ему предавал и Церковь, и себя, и народ Божий. Вера Богу – вот в чем наша сила, наше противостояние смуте... Страх, идеже не бе страха, теперь парализовал веру и отнял надежду, и тень вражья силится заслонить собой Солнце правды – Христа. Да не будет! Дорогие мои, как мы поддались панике – потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? А что сказать о контроле и тотальной слежке, которыми так пугают простодушных людей? Когда и в каком государстве не было Тайной канцелярии? Все было... и все есть... и будет... но ничто не мешает спасаться верующему человеку… Сейчас мы все больше боимся печати антихриста, которая будет во время о но, во время, до которого мы не знаем, доживем ли. А вот о печати нашего личного греха мало кто даже задумывается. Но именно она, эта печать, отдает человека во власть антихристовых стихий и дел и является действительным прообразом той печати, которой на самом деле стоит бояться! И ничто Божественное не пройдет сквозь эту страшную греховную печать, которой мы ежедневно печатаем свой ум и сердце...

http://pravoslavie.ru/144608.html

Сестры трудились в иконописной и золотошвейной мастерских, занимались шитьем одежды и белья, вязанием, вышиванием по канве шелком. На Всемирной Парижской выставке в 1900 г. за золотошвейную работу с жемчугом мон-рь получил Гран-при. По приглашению Сидорова с 23 янв. 1883 г. богослужения в Казанской ц. совершал заштатный клирик Коломенского у. Московской губ. свящ. Василий Иоаннович Раевский, с 14 апр. 1883 г. (по др. сведениям, 1884) в общине служил также диак. П. Ф. Троицкий на вакансии псаломщика. Нек-рое время духовником сестер был старец московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря иеросхим. Иоанн (иером. Исихий; 17 окт. 1888). Оптинские старцы прп. Варсонофий (Плиханков) и прп. Анатолий (Потапов) в беседах советовали женщинам, собиравшимся посвятить себя монашеской жизни, поступать в К. м. или в Аносин Борисоглебский монастырь . К. м. посещали митр. Московский Иоанникий, Дмитровские викарные епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв) , Трифон (Туркестанов), иеросхим. Аристоклий Афонский (Амвросиев), старец Захария (Минаев; 1850-1936), отстраненный от управления Сербской митрополией и проживавший в России митр. Михаил (Йованович (9 февр. 1887)), обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев с супругой (30 мая, по др. сведениям, 30 марта 1883) и др. Постройки К 1880 г. первоначальная домовая Спасская ц. (1872) не вмещала всех насельниц, поэтому в К. м. на средства купца Сидорова была построена отдельная деревянная на каменном фундаменте ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с деревянной колокольней над папертью. В храме был установлен 3-ярусный резной иконостас. На колокольне висело 8 колоколов, самый крупный весил 32 пуда. 19 окт. 1882 г. митр. Московский Иоанникий в сослужении настоятеля Данилова московского мон-ря архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , ризничего Чудова мон-ря иером. Сергия, благочинного прот. Никанора Румянцева и свящ. Василия Успенского совершил освящение церкви. Это был первый храм, освященный митр. Иоанникием в Московской епархии, в к-рую он прибыл 27 авг. того же года. Одновременно с 1882 г. в Спасской ц. служили только ранние литургии и молебны для немощных сестер.

http://pravenc.ru/text/1319830.html

Слух о ней дошел и до Москвы. Помогла она некоему генералу, который, увидев, как ей трудно живётся, в благодарность за помощь, сделал всё, чтобы перевезти ее с сыном в Москву. Здесь она получила небольшую квартиру в доме в 1-м Бабьегородском переулке вблизи Крымского моста. В Москве матушка духовно сблизилась со многими в ту пору известными духовными людьми. Общалась она со старцем Аристоклием. Предсказала ему в 1918 году кончину. Преподобный Аристоклий Афонский (1838–1918) был прославлен в 2004 году.) Ходила и к Святейшему патриарху Тихону. Предсказала и ему день кончины: «А завтра ты будешь...» и, закрыв глаза, вытянулась. А потом, опустив голову, накрылась рукавом его Московский и всея Руси Тихон (Беллавин) (1865–1925), время служения (1917–1925). Святитель Тихон был прославлен в 1989 году). Вырастила Акилина своего приемного сына Ивана Евгеньевича. Он свою маму очень любил и воспринял от нее немало добрых качеств. Выучился, получил специальность слесаря- лекальщика, работал на заводе. Когда женился, Акилина помогала молодым, готовила трапезу… Жилье у них было тесное. Спала Акилина на сундучке в закуточке у двери. Родился у Ивана Евгеньевича сын Ваня, а затем и дочки Надежда и Инна, но вскоре их мать умерла. Иван женился второй раз. Родились ещё два сына. Положение Акилины ухудшилось. Новой жене Ивана Евгеньевича не нравилось, что к Акилине приходят люди. А людей приходило много. Бог уберегал её от преследования властей… Известность матушки Акилины возрастала и, чтобы не мешать близким и соседям, она стала ездить к людям, стараясь принести большую пользу и общалась с ними вне дома. А на период войны ей предоставили возможность принимать людей нуждавшихся в помощи в большой пустовавшей квартире дома на Лесной улице. Здесь в последствии и состоялась её последняя встреча с близкими ей людьми и прощание с ними. Почитатели Акилины обращались к ней по-разному: кто называл ее ласково – Акилинушкой, родственники – тетей, бабушкой и даже мамой. Приношения она тут же раздавала другим, иногда говорила, чтобы берегли. Это от одной беды, а то – от другой. Матушка давала людям свои фотографии, которые при жизни и после ее смерти помогали в трудных обстоятельствах…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Строительство его начиналось еще до войны (1938-1940 гг.), а закончилось в 1952 году. Архитекторы - А.К. Ростковский и Д.Н. Чечулин. Здание имело 32 этажа, а высота его достигала 176 метров. Оно было украшено башенками и скульптурными группами. Располагается в очень красивом месте - у слияния Москвы-реки и Яузы. Не новость, что сталинские высотки в Москве частично строились заключенными... Возможно, по задумке правительства здание должно было иметь другое предназначение. По этому поводу тоже ходят различные легенды. Однако после возведения дом отдали творческой интеллигенции. В разное время там жили Евгений Евтушенко, Галина Уланова, Андрей Вознесенский, Фаина Раневская, Людмила Зыкина, Нона Мордюкова и многие другие известные личности. Так что дом был элитным. На первом этаже располагались почта, булочная, кинотеатр. Вот за этой-то высоткой, как за крепостью, и находится тихая Швивая горка... Существует старинная экзотическая легенда, что здесь, в устье Яузы внук самого Ноя царь Мосох Иафетович (т.е. сын Иафета, прародителя народов Европы и Малой Азии) будто бы еще в те библейские времена основал Москву. И что получила она название от его имени, плюс имени жены - Ква. А сына звали Я, дочь - Вуза, так, мол, возникла Москва на Яузе. И первый «городец», т.е. крепость на месте Москвы, был не на Боровицком холме, где появился Кремль, а здесь - на Швивой горке, юго-западном склоне Таганского холма (тоже одного из семи). В летописи, где излагается эта легенда, говорится, что царь Мосох основал «градец себе малый на предвысоцей горе той, над устии Яузы реки, на месте оном первоприбытном своем, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святаго и великого мученика Никиты, бесов мучителя и от верных человеков тех прогонителя, иже котории от оных зло страждут и имя мученика святое призывают с верою». Много легенд и вокруг загадочного имени «Швивая горка». Тут и «вши», и мошкара, и Хива - Шива и «швецы»... Но современная наука выводит слово «швивая» из древнерусского «ушь», означающего колючую, тернистую, сорную траву. И горка «ушивая» - это поросшая терновником, колючей травой.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

Схиигумения Олимпиада (в миру Вера (Иванова)) родилась в 1871 году в семье московского купца, уже в юности пришла в эту скромную обитель и оказалась связанной с ней на всю жизнь. В детстве маленькая Вера была исцелена от тяжелой болезни, когда в дом ее родителей с Афонского подворья старец Аристоклий с другими монахами принес икону «Скоропослушница». Именно эта икона была прислана старцем Аристоклием в благословение новообразованной Акатовской обители в 1891 году. (Преподобный Аристоклий Афонский (1838 –1918)) Игумения мудро руководила сестрами, имела стихотворный дар (сохранилась ее автобиографическая поэма, стихи для детей и другие). Духовно окормляли матушку и других сестер монастыря братья-архиепископы Герман и Варлаам (Ряшенцевы) 2 , первый из которых был расстрелян в 1937 году и ныне прославлен как священномученик, а второй также после многих страданий скончался в тюрьме в 1942 году. В 1925 году монастырь был закрыт, а на его месте была организована «Трудовая Акатовская сельскохозяйственная артель», которая состояла в основном из монахинь. В 1928  году артель была закрыта. (Следует отметить, что служба в монастырском храме Александра Невского продолжалась до 1933 года.) Случалось, здесь скрывались преследуемые властью архиереи. Но вот умолкли колокола монастыря, он был разорен.  Многие сестры приняли мученическую смерть в годы безверия. Уже прославлены в лике преподобномучениц бывшие послушницы монастыря Анастасия (Бобкова) (1890–1938), Екатерина (Черкасова) (1892–1938) и Александра (Дьячкова) (1893–1938). В 1938 году их расстреляли на Бутовском полигоне под Москвой. Сестры святой обители готовят материал для прославления остальных мучениц за Матушка Олимпиада отозвалась на закрытие монастыря скорбными строками: Прощай, дорогая обитель, Прощай, наша мать, навсегда, Тебя мне уж больше не видеть, В стенах не бывать у тебя. Стоишь ты печально, угрюмо, И звон колокольный затих. Погасли лампады во храмах, И свечи не теплятся в них. В 1930 году подвижница была арестована, перенесла много страданий в тюрьмах и ссылке в Северном краю. После освобождения она, совсем больная, поселилась в тверской деревне Редкино, а затем в селе Новом.  По милости Божией  к старице Олимпиаде подвижнице вернулась чтимая в  обители  икона «Скоропослушница», и игуменья хранила ее.  Вокруг матушки Олимпиады объединилось несколько акатовских сестер. Она укрепляла их своими наставлениями, сама много трудилась, не уставала напоминать:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стих: Б лажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Преподобне отче Аристоклие,/приими моление наше,/да избавимся от бури бед и искушений/и всяких напастей вражиих,/ты бо имаши дерзновение ко Владыце Христу,/спасающему род человеческий. Слава, и ныне, глас 8: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. На велицей вечерни Б лажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 2: Преподобне отче Аристоклие,/ты, издетска Богу в любви прилежав,/силу благодати Божия познал еси,/еюже со одра болезни тяжкия/здрав востал еси/и в радости воспел еси:/слава Тебе, Господи, благодеявшему ми. Преблаженне отче Аристоклие,/измлада верою душу утвердив,/великому угоднику Божию Николаю/материю твоею молитися научен был еси,/ егоже ходатайством воздвиже тя Господь/от недуга тяжка и мучительна. Мира сего славу возненавидев/и душу твою гор е устремив,/единаго Бога зрети вожделел еси/и Тому единому служити поревновал еси,/темже дарова ти Господь по сердцу твоему/зрети славу Небесную/и благодатию тя яве просвети,/сего ради ублажаем тя,/угодниче Божий Аристоклие. Ныне славит тя земля Оренбургская,/идеже ты, избранниче Божий, родился еси,/и в благочестии материю своею воспитан быв,/в меру мужа совершенна достигл еси,/жития иноческаго возжадал еси/и имже вшел еси в чертог славы Небесныя. Глас 8: Преподобне отче Аристоклие,/прият тя Святая гора Афонская,/идеже сподоби тя Пречистая Богородица/чин ангельский восприяти./Ты же, от силы в силу восходя,/демонския полки победил еси/и в подвизех Христа Бога прославил еси,/ егоже днесь с лики горних сил присно воспеваеши. Радуйся, священная главо,/преподобне отче Аристоклие,/иноков изрядный наставниче/и усердный о людех пред Богом предстателю!/Ты бо, красотою духовною обитель твою озаряя/и лукавых духов силою молитв сокрушая,/дерзновение велие к Человеколюбцу Христу стяжал еси,/ егоже моли спастися душам нашим. Преславне отче Аристоклие,/ублажает тя земля Московская,/в нюже вселился еси,/идеже, исполняя послушание отцев святогорских/во устроении подвория Афонскаго,/наипаче же в окормлении душ человеческих,/усердно потрудился еси,/многия бо привел еси ко спасению/и наследию Царствия Небеснаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся, Бога в души своей и телеси прославивый, радуйся, храм Духа Святаго в себе благодатию Божиею устроивый. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче. Кондак 5 Богоугодное бысть житие твое, преподобне отче Аристоклие, и яко раб, ведый волю Господина своего, в послушании отцем обители быв, притекл еси во град Москву подъяти труд устроения Афонскаго подвория и тамо послужити призвавшему тя Богу Небесному, к Нему же приводил еси всех ищущих спасения, воспевая: Аллилуия. Икос 5 Видеша людие твое богоугодное житие, узреша тя великаго светильника веры, надежды и любве и текоша к тебе яко к целебному источнику, да обретут себе богопросвещеннаго утешителя и наставника в богоугодном житии. Сего ради и мы взываем к тебе, в благодарении зовуще: Радуйся, седящим во тьме луче умнаго Солнца Христа, радуйся, всего себе воли Его покоривый. Радуйся, повелению отцев духовных вопреки ничтоже глаголавый, радуйся, в кротости стопы своя во град Москву абие направивый. Радуйся, во смирении бремя служения в нуждах сущим понесый, радуйся, любовию во Христе и молитвами многия к Богу приведый. Радуйся, заповедей евангельских ревнителю, радуйся, добродетелей христианских неленостный учителю. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче. Кондак 6 Проповедник любве и милосердия неотступно был еси, егда дух ненависти и злобы обдержа в помрачении страну российскую и вверже корабль Церкве в пучину лютых бед и напастей, мнози же в страсе смятошася, ищуще избавления от скорыя погибели, и текоша к тебе яко к доброму пастырю. Приимше же тобою утверждение в православней вере, с радостию возопиша Богу Спасителю: Аллилуия. Икос 6 Возсия неизреченным светом яко велия свеща твоя жизнь во Христе, прогоняя в людех тьму неверия и заблуждения, по множеству беззаконий нашедшую на ня, постави бо тебе Господь на свещнице, да видят тя вси обремененнии грехми и исходят от тьмы нечестия к свету Божественныя Истины. Мы же, ведуще толикую благодать в тебе, вопием ти сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче. Кондак 3 Силою любве Божия влекомый и хотяй всего себе предати служению в Троице славимому Богу, избрал еси узкий путь богоугоднаго монашескаго жития и, оставив суету многомятежнаго мира, пришел еси во удел Пресвятыя Богородицы, на святую гору Афонскую, в радости Спасителю Богу поя: Аллилуия. Икос 3 Имеяй ревность в подвизех иноческаго жития, всего себе вверил еси духовному водительству богомудрых афонских старцев русския обители Макария и Иеронима и их молитвами, стяжав мир Христов в сердце своем, преуспел и умножил еси добродетели души своея. Сего ради вопием ти, во умилении зовуще: Радуйся, красоту мира сего презревый, радуйся, славу земную нивочтоже вменивый. Радуйся, в духовный вертоград Божия Матере вселивыйся, радуйся, под Ея Богоматерним омофором добропобедно подвизавыйся. Радуйся, отсечением воли своея диавола препобедивый, радуйся, силою послушания старцем вся козни его посрамивый. Радуйся, воздержанием похоть плоти и очес своих укротивый, радуйся, смиренномудрием гордость житейскую поправый. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче. Кондак 4 Бурю многострастнаго житейскаго моря преплыв, обрел еси немятежное пристанище страны Афонския, восходя тамо на гору духовнаго совершенства, ничтоже помышляя земная, точию горняя взыскуя, и тако угодил еси Человеколюбцу Богу, немолчно воспевая Ему: Аллилуия. Икос 4 Слыша Господь твоя усердныя молитвы, сподоби тя пострига монашескаго и великия схимы и возведе на степень иерейскаго служения, ущедрив многими дары духовными, аки пятию талантами, да умножиши их в поте трудов монашескаго жития во спасение не токмо души своея, но и многих братий и ближних. Мы же, видяще плоды подвигов твоих, взываем ти сице: Радуйся, монашеских обетов непреложный блюстителю, радуйся, чистоты сердца своего неуклонный хранителю. Радуйся, многих даров Духа Святаго сподобивыйся, радуйся, на поприще старчества неослабне потрудивыйся. Радуйся, в служении Богу дарованные ти таланты зело умноживый, радуйся, вся повеления Домовладыки Господа прилежно исполнивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

    Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви - ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году - иеромонах Феофан... Поэтому духовные чада старца в 1922 году приняли решение о его перезахоронении. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Очевидцы рассказывали, что голуби, которых старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. До самой могилы живой голубиный крест сопровождал старца.   Следует отметить, что незадолго до смерти иеросхимонаха Аристоклия, одна из духовных его дочерей А.П. Солнцева, проживающая в Духовском переулке, рядом с Даниловским кладбищем, пригласила старца в гости. Старец ласково ответил на приглашение: “Чадо мое возлюбленное, скоро, скоро я к тебе приду. Приду навсегда”. Вскоре батюшка умер, так и не побывав у нее в гостях, женщина недоумевала. А через четыре года после смерти старца (в 1922 году) женщина, случайно встретив похоронную процессию недалеко от своего дома, узнав, что хоронят старца Аристоклия, вспомнила о пророчестве духовного отца.      Из воспоминаний Матушки Варвары (Цветковой): “По молитвам афонского старца Божия Аристоклия в Пантелеймоновой часовне на Никольской совершалось много чудес, исцелений больных и несчастных одержимых. Батюшка принимал на Большой Полянке в Афонском подворье, бесконечных посетителей, жаждавших его духовных советов и руководства. Батюшка всегда утешал нас, молился и говорил, что будет. Однажды, когда и брат, и отец находились на Лубянке, и не было никакой надежды на то, что выйдут они оттуда живыми, и мне было невыносимо тяжело, батюшка вдруг весело сказал:      - А вы уедете в другие страны, и открыто.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1190

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010