Что же касается имени Москвы, то оно является гидронимом, т.е. произошло от названия реки. Нынешние ученые считают, что оно проистекает от старославянского корня «моск», что означает «быть вязким» или «топким». (От него же происходят слова «мокнуть», «промозглый»). В древности оно означало большую, разливающуюся реку... Повернув направо за «высотку», сразу попадаешь в тихое, приятное место, отсеченное от шума набережной, здесь только по соседней, верхней улице по-домашнему «прошлепывают» троллейбусы. В тишине поднимаешься по этой самой Швивой горке, слева - обычные панельные дома, и вот вверху открывается вход в монастырь, арка, колокольня... Храм св. великомученика Никиты на этом месте упоминается в летописи с 1476 г. Нынешний каменный храм построен в 1595 г., в XVII столетии была выстроена изящная шатровая колокольня и освящен Благовещенский придел, в следующем веке появился придел святых преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, а в XIX-м - редкий для московских храмов придел равноапостольной великой княгини Ольги (1878 г.). Никитский храм был закрыт сразу после революции, его собирались снести, на территорию в центре столицы претендовал даже Литературный институт им. Горького, однако сноса не последовало из-за вмешательства общественности (один из редких случаев, когда оно имело результат). В середине 1950-х годов архитектор Л. Давид отреставрировал древний храм, тогда шутили, что его обихаживают по причине тезоименитства Хрущева. В церковном здании вплоть до 1990 г. располагался склад студии «Диафильм», и только в 1991 г. храм вернули верующим, и в нем было открыто подворье Афонского Русского Свято-Пателеимонова монастыря. Мне полюбилось и это место в столице, во время приездов в Москву я всегда стараюсь хоть однажды побывать здесь. Тогда, в начале 90-х, на подворье, внутри Никитского храма была интересная книжная лавка, где наряду с литературой, продавались редкие газеты, всяческие любопытные листки... Ну и конечно, привлекало то, что можно было подавать записки на Афон. Простой деревянный пол, тишина, продолжительные монастырские молитвы... На подворье богослужение совершается по Афонскому уставу, по воскресеньям - ночная служба, которая начинается в 22.30 (великая вечерня, утреня, часы, ранняя литургия).

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

И ныне, глас тойже, Богородичен: С е исполнися Исаиино проречение: Тропарь, глас 4: На Святей горе Афонской духовне утвердився,/яко звезда пресветлая, во граде Москве просиял еси,/Духа же Святаго благодать стяжав,/мир Христов в души твоей восприял еси,/преподобне отче Аристоклие,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. На утрени На Б ог Господь: тропарь святаго дважды. Слава, и ныне, Богородичен: Е же от века утаенное: По 1-м стихословии седален, глас 8: Мира сего суету презрев, нетленных Небесных благ ревностне вожделел еси, богоносе отче Аристоклие, и, Подвигоположнику Христу невозвратно последовав, Царствие Божие внутрь себе стяжал еси, добродетельми же многими душу твою украсив, Троицу Живоначальную прославил еси, Ейже молися о спасении душ наших. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Яко Всенепорочная Невеста Творца, яко Неискусомужная Мати Избавителя, Приятилище яко сущи Утешителя, Всепетая, беззакония мя суща скверно жилище и демонов игралище в разуме бывша, потщися и сих злодействия мя избавити, светло жилище добродетельми соделавши. Светодательная и нетленная, разжени облак страстей и Вышняго причастия сподоби, и Света Невечерняго молитвами Твоими. По 2-м стихословии седален, глас 3: Взем иго Христово на рамо свое, смирению и кротости от Божественнаго Пастыреначальника научился еси, и в терпении душу твою стяжав, в радость Господа Вседержителя вшел еси и жилище вечных благ, уготованное верным чадам Божиим от сложения мира, наследовал еси. Сего ради вопием ти, отче преблаженне Аристоклие: радуйся и веселися, яко мзда твоя многа на Небесех. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Яко невозделанная, Дево, Лоза, прекрасный Грозд, Христа, возрастила еси, источающа нам вино спасительное, всех веселящее души и телеса. Темже, яко виновну Тя добрых ублажающе, присно со Ангелом вопием Ти: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою. По полиелеи, седален, глас 8: Славит тя, угодниче Божий Аристоклие, первопрестольный град, обретый в радости велией твоя цельбоносныя мощи. Темже не забуди нас, чтущих твою святую память, но присно поминай, да твоими молитвами Человеколюбец Христос спасет души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь преподобному Аристоклию (Амвросиеву), глас 4 На Святей горе Афонской духовне утвердився,/яко звезда пресветлая, во граде Москве просиял еси,/Духа же Святаго благодать стяжав,/мир Христов в души твоей восприял еси,/преподобне отче Аристоклие,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак преподобному Аристоклию (Амвросиеву), глас 8 Яко звезда на тверди небесней возсиял еси/и, путь многотруднаго монашескаго жития прошед,/подвигами добродетелей венец нетленный стяжал еси,/темже и Христос Бог даром чудес обогати тя./Поминай нас, чтущих святую память твою, преподобне отче Аристоклие,//горы Афонския похвало и земли Русския украшение. Молитва преподобному Аристоклию (Амвросиеву) О, святый угодниче Божий и преславный старче Аристоклие, святыя горы Афонския подвижниче и града Москвы неустанный молитвенниче! Прилежно чтуще твою честную память, припадаем к святым твоим мощем и тепле вопием: призри на нас, чад твоих духовных, ищущих в бедах твоея помощи и заступления, в болезнех душевных и телесных исцеления, в скорбех утешение и вразумление. Сотвори твоими молитвами нашу веру непоколебиму, да ею спасаемся от всякия напасти и действа вражия, соблюди нашу надежду непостыдну, да не впадем в уныние в час злых искушений, потщися возгревати в нас, малодушных и немощных, любовь нелицемерну, да не всуе подъемлем труды христианскаго подвига и во след Христа грядуще добропобедно понесем крест нашего земнаго жития, ты бо обещался еси по кончине своей слышати прошения всякаго, аще с верою приидет к месту твоего упокоения. И ныне по прославлении тя Церковию Божиею рака твоих честных мощей явися залогом твоея любве и попечения о нас, чающих твоего предстательства пред престолом Царя Небеснаго. Испроси у Бога Вседержителя стране нашей мир и тишину, пастырем мудрое окормление, монашествующим обетов соблюдение, народу нашему благочестие и вся, яже ко спасению полезная. Не премолчи о нас молитися в Троице славимому Богу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. равноапостольному Косме Этолийскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

     Поехали утром. Старец был не совсем здоров и находился в келье. Он с такой любовью принял нас! А сам как-то все улыбался, сидел он не на своем месте, а как бы кого дожидаясь. Благословил нас и стал разговаривать. Взял руку, стал ее тереть. Я сняла с нее кофту, он все продолжал тереть руку, а сам улыбался, точно для нас у него было нечто утешительное, и он не мог от удовольствия не улыбаться. Потом оставил матушкину руку, дал просфорочку, помазал маслом и так, радуясь, отпустил. С тех пор болей не было. Думаю, мой старец и радовался, зная, что за его молитвы Господь исцелил мою мамашу.      А как батюшка утешал меня своими беседами! Бывало, скажет: “Ах, чадо мое возлюбленное, если бы ты знала, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь вас спасет! Только бы вас к Нему привести! Только бы вы спаслись, нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу, и нет серьезнее дела на земле, как спасение души...” Батюшка всегда радовался, когда видел усердие наше, детей духовных, друг ко другу или к другим. У него была необычайная благодарность за малейшее участие со стороны другого. Удивительно он любил детей. И всегда - всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки...      Бывало, старец идет из кельи двором, а уж народ его ожидает, он всех благословит, затем ему подадут ящик небольшой с кормом для голубей, и батюшка с молитвой им насыплет и благословит. И так каждое утро, а голуби - где только не усядутся, дожидаясь его. Потом старец входил черным ходом, и дети его уже ждали вместе со старшими, с парадного же впускались только взрослые. Сперва он принимал всех с детьми, а потом шел в большую комнату, всю заставленную иконами, наподобие часовни, для общего благословения. Батюшка изнемогал от народа, бывали дни, когда он принимал не одну тысячу человек.      Старец Исаия был очевидцем воскрешения по молитвам старца Аристоклия мертвой девочки, об этом он сам рассказал после смерти старца Аристоклия старцу Даниилу из Донского монастыря. Однажды к старцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвую девочку. Она рассказала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах старца. Она везла ему свою больную доченьку в надежде, что батюшка исцелит ее. Но в дороге девочка скончалась. И теперь мать умоляла старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства старца пред Господом и с верою ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось: по молитвам старца Аристоклия девочка ожила и исцелилась от болезни. Мать прижимала к себе ожившую дочку и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: “Дай Бог вам здоровья, батюшка, дай Бог вам здоровья!”

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1190

В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники, будущие основатели и настоятели русских монастырей: прп. Антоний Киево-Печерский, Иларион Новгородский (игумен новгородского Лисицкого монастыря), Дионисий Царьградский (архимандрит Спасо-Каменного монастыря), прп. Арсений Коневский (основатель Коневской обители), Досифей Печерский (архимандрит нижегородского Печерского монастыря), Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, прп. Сергий Нуромский (основатель Преображенского Нуромского монастыря), Савва Тверской (игумен тверского Сретенского монастыря), прп. Савва Вишерский (основатель обители Вознесения Господня), прп. Иннокентий Комельский, прп. Нил Сорский, прп. Макарий (игумен Калязинской обители), архиепископ Дионисий Ростовский, митрополит Киевский и всея Руси свт. Киприан, прп. Максим Грек, прп. Паисий Величковский, прп. Антипа Исихаст (валаамский подвижник), прп. Аристокл Афонец, прп. Силуан Афонский и другие. Со Святой Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: например, Иларион Новгородский привез Тактион Никона Черногорца, Савва Тверской — Иерусалимский устав и Кормчию, архимандрит Досифей — Устав Святой Горы и Чин пения двенадцати псалмов. Все эти святые праведники и угодники Божии не просто оставили след в летописи Русской Церкви, но во многом предопределили ее развитие. Обратимся к житиям только тех из них, чье влияние на Церковь было наибольшим. Преподобный Антоний Киево-Печерский Фреска прп. Антония Киево-Печерского в его келье рядом с монастырем Эсфигмен. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Афонские подвиги прп. Антония Печерского не могли не возбудить в русских людях подражания. К XI веку русские уже имели на Афоне свой монастырь под именем «Богородицы Ксилургу» с храмом Успения Богоматери, что оказало немаловажное влияние на ход русского просвещения. Здесь произошел первый книжный обмен между славянами. Отсюда памятники болгарской церковной письменности впервые проникли в Россию именно в то время, когда она более всего нуждалась в этом: после царствования Ярослава в 1054 году держава св. Владимира раздробилась на множество враждебных друг другу удельных княжеств, без единого гражданского и церковного центра (7, 18). Об авторитете Афона на Руси как образца иноческой жизни с домонгольского времени свидетельствует периодическое возникновение здесь обителей, именуемых «святогорскими», например монастырь «Святая Гора» близ Владимира-Волынского, возникший в XI веке (3, 149).

http://pravoslavie.ru/31792.html

На коллаже: грузинские фрески XII века, которые расчищала, отмывала и реставрировала впервые Екатерина Александровна Домбровская Первые десять лет моей жизни – вплоть до своей тяжёлой болезни – бабушка была на ногах: и со мной много занималась, и в реставрационные командировки выезжала, она ведь была замечательным реставратором древнерусской живописи – фресок и икон. В те послевоенные годы бабушка работала в Третьяковке. Она каждый день ходила по своим делам, а я, держа её за руку, повсюду пребывала вместе с ней, ощущая себя то ли помощником бабушки, то ли её проекцией… Как обычно, поутру выходили мы с бабушкой на тихую и пустынную Большую Полянку, отправляясь в поход мимо бывшего Подворья Пантелеимонова Афонского монастыря, где жил в начале ХХ века преподобный старец Аристоклий, мимо церкви Святителя Григория Неокесарийского, где в 20-е годы ХХ века в доме, принадлежавшем храму, тихо и прикровенно доживали монахини закрытого Аносино-Борисоглебского монастыря. Только много лет спустя, прочитав впервые об этом монастыре и его насельницах, могла я горько подосадовать, что, живя с матушками на одной улице, мне так и не довелось их встретить под сводами колокольни храма, где был пробит сквозной проход для пешеходов. Хотя кто знает. Может быть, мы всё-таки встречались? Древние врата этого храма как магнит притягивали моё внимание. Казалось, что за ними живёт что-то совершенно необычайное, может, даже немного страшное. Мой дух замирал, и я искала какое-нибудь крохотное отверстие, чтобы заглянуть внутрь. Увы, храм был закрыт, а потом, словно в издёвку, его превратили в место скупки и продажи «русского света» – древних наших икон. На обочинах тротуаров ещё сохранялись каменные тумбы, к которым раньше извозчики привязывали лошадей. Дома шли по Полянке, осевшие с вросшими в землю окошками, превратившимися из первых этажей в подвалы. Как же это, думала я, умудряется жизнь насыпать за одно-другое столетие столько земли? Зачем так вообще засыпается землёю жизнь? Как бы откопать эти домишки да посмотреть, каким был тротуар, по которому ходили в стародавние времена…

http://pravoslavie.ru/60848.html

Сретенский монастырь : свт. муч. Иларион Верейский (ХХ в.). Покровский женский монастырь : блаж. Матрона Московская (ХХ в.). Зачатьевский женский монастырь : преп. Иулиания и Евпраксия Московские (XIV в.), «Милостивая» икона Божией Матери. Новодевичий Смоленской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь : преп. Елена Московская (XVI в.), «Иверская» икона Божией Матери. Донской монастырь : свт. Тихон Московский (ХХ в.), «Донская» икона Божией Матери (в алтаре). Подворье Афонского Пантелеимонова монастыря : преп. Аристоклий Афонский (ХХ в.). Ново-Спасский монастырь: «Смоленская» икона Божией Матери. Высокопетровский монастырь : «Казанская» икона Божией Матери. Иоанно-Предтеченский женский монастырь: икона св. Иоанна Предтечи с обручем. Посёлок ДСК Мичуринец: Святой источник Казанской иконы Божией Матери Поселок Святой источник Параскевы Пятницы (Ерино): Святой источник Параскевы Пятницы Сводная таблица храмов и монастырей Москвы [ править править код ] Административный округ Храм Монастырь Центральный Северный Северо-Восточный Восточный Юго-Восточный Юго-Западный Западный Северо-Западный Ильинское благочиние (поселения НАО: Внуковское, Воскресенское, Десёновское, Московский, «Мосрентген», Сосенское, Филимонковское) Никольское благочиние (поселения НАО: Рязановское, Щербинка) Одигитриевское благочиние (поселения НАО: Кокошкино, Марушкинское) Новотроицкое благочиние (образовано 5 декабря 2019 г., объединяет приходы на территории Троицкого административного округа) Монастыри [ править править код ] Все монастыри Москвы Донской мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Донской монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

     Я просто оторопела:      - Да ведь нет никакой возможности!      - А вам будет.      Говорил он об этом в 1918 году, незадолго до своей смерти, а случилось все по его слову в 1922 году: брат неожиданно и необъяснимо вышел из тюрьмы с предписанием высылки за границу, через несколько дней отца отпустили без всякой видимой причины, и нас отправили в Германию. Воистину это было для нас чудом. Дорогого батюшки с нами уже не было. Я часто с болью вспоминала, как за 10 дней до его кончины я была у него, и он как-то особенно тепло меня благословил: “Прощай, чадушко, прощай...” Помню, как-то в разговоре о судьбе России после революции, я ему сказала, что надеюсь на Белую Армию, которая тогда образовалась. “Нет, не надейся, - сказал батюшка, - потому что дух не тот”. Спрашивала я его о войне, которая тогда еще не закончилась, а он ответил: “А еще и другая будет... И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда... Что оружие немецкое бряцает на границе России”. Так и случилось, в Иерусалиме мы именно эти слова и прочитали. Конечно, по-английски. Батюшка дальше сказал так: “Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевистской власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, так как еще не время будет спасения. Это будет потом, потом...” Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: “Ведь и крыло мухи имеет вес, - говорил батюшка, - а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией”.   Из воспоминаний монахини Евфимии:      -У мамаши моей очень болела рука уже несколько лет. И каких только лекарств мы ни испробовали, и к каким докторам ни обращались, но боль не унималась. Я говорю раз: “Поедем к старцу, он поможет”.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1190

Воспоим любовию, братие,/подвиги преподобнаго отца Аристоклия,/пречестнаго старца Афонскаго/и прехвальнаго чудотворца Московскаго,/той бо многое попечение о страждущих/и от демонов мучимых в житии своем яви./И ныне присно молится Христу Богу/о спасении душ наших. Слава, глас 6: Бог, прославляемый в совете святых/и преподобными гласы воспеваемый,/ныне приемлет тя, преподобне отче Аристоклие,/яко цевницу духовную,/с лики ангельскими славящую/Троицу Живоначальную,/Отца и Сына и Святаго Духа. И ныне, Богородичен, глас тойже: К то Тебе не ублажит: На литии стихиры, глас 5: Подобен: Р адуйся: Радуйся, священная главо,/преподобне отче Аристоклие,/горних чинов собеседниче,/монахов богомудрый наставниче,/скорбящих утешение,/недугующих исцелителю,/заблудших вразумление/и о всех, хотящих спасения,/усердный молитвенниче. Слава, глас 6: Яко ангел во плоти,/на земли пожил еси,/преподобне отче Аристоклие,/и, Духа Всесвятаго благодать стяжав,/сокровище некрадомое обрел еси./Темже и Христос Бог прослави тя,/яко вернаго слугу Своего,/и введе в Чертог славы вечныя. И ныне, Богородичен, глас тойже: Т ворец и Избавитель: На стиховне стихиры, глас 2: Приидите, возрадуемся, людие,/празднующе память добропобеднаго мужа,/преподобнаго отца нашего Аристоклия,/той бо, многотрудным путем земнаго странствия шествуя,/силою смирения, терпения и послушания/лютыя козни вражия посрами./Сего ради славою вечною/увенча Человеколюбец Господь угодника Своего. Стих: П раведник яко финикс процветет/и, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Отче святый Аристоклие,/настави нас на путь правый,/имже добре шествуя,/стяжал еси велия добродетели,/веру, надежду и любовь,/и возшел еси враты райскими в Небесный чертог,/уготованный Господем всем, любящим Его. Стих: Ч естна пред Господем/смерть преподобных Его. Славят тя, преблаженне отче Аристоклие,/земля Московская и Святая гора Афонская,/ты бо, подвиги монашескаго жития подъем,/повеленная от Господа исполнил еси,/ егоже моли спастися душам нашим. Слава, глас 1: Кто возможет изрещи труды и подвиги твоя,/преподобне старче Аристоклие?/Кто познает брани твоя/с похотию плоти, очес и гордостию житейскою?/Кто не удивится неустанному попечению твоему/о спасении чад духовных?/Ты бо, яко пастырь добрый,/душу полагал еси за овцы своя./Темже восхваляем тя,/яко небеснаго молитвенника/о чтущих любовию святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Летом 2004 г. на Даниловском кладбище были обретены мощи А. 6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митр. Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, еп. Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных. За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)». 13 ноября 2004 года святые мощи прл. Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы. Лит.: Удивительный московский подвижник и целитель старец Аристоклий. М., 1997; [ Миропия, схим.] . Старец иеросхимонах Аристоклий. М., 1998; Тимкина В. А. Иеросхимонах Аристоклий: Мат-лы к житию//К Свету. 2000. Вып. 18. С. 129-171; Житие прп. Аристоклия Афонского, старца Московского. М., 2006. Игум. Петр (Пиголь), игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/75994.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010