24 июня 1892 года на Ходынском поле, в присутствии представителей (по одной роте) всех московских полков, состоялась торжественная закладка. Предварительно в устроенный перед походной церковью полотняный шатер привезли из Москвы чудотворные иконы: Иверскую, Спаса Нерукотворенного, целителя Пантелеимона, хоругви кремлевских соборов и монастырей, другие святыни. На торжество был приглашен митрополит Московский Леонтий и многочисленное духовенство. При закладке храма присутствовали практически все командиры московских полков и великий князь Сергей Александрович. Уже через четыре месяца после закладки громадный храм был вчерне готов, и 1 ноября на пять его глав были подняты кресты, а на колокольню — восемь колоколов. Сооружение Сергиевского храма совпало в сентябре 1892 года с 500-летием преставления преп. Сергия. В эти дни было особо много приношений в строящуюся церковь. Тогда же члены обществ хоругвеносцев кремлевских соборов и Владимир Иванович Байков пожелали соорудить на свои средства два придела: один – Александра Невского и Марии Магдалины, другой – Николая Чудотворца (как тезоименитых императору Александру III, его супруге и наследнику цесаревичу). Работы по благоукрашению храма не прерывались ни на день и продолжались всю зиму. Освящение состоялось 16 мая 1893 года, в присутствии цесаревича Николая Александровича. На торжестве были высшие армейские начальники, многочисленные жертвователи. Среди присутствующих был и настоятель Пантелеимоновской часовни в Москве о. Аристоклий, принимавший самое деятельное участие в сооружении лагерного храма. Сергиевская церковь с галереей и звонницей была сооружена в русском стиле из ветлужских сосновых балок. Оригинальным было устройство многорядного восьмиугольного купола, также рубленного из сосновых балок. Внутри внимание привлекал высокий четырехъярусный иконостас, представляющий собой точную копию с иконостаса Большого Успенского собора в Кремле. Из икон местного ряда прекрасной живописью и драгоценными окладами обращали на себя внимание иконы Владимирской Богоматери — пожертвованная Я.В. Шиловым, св. Георгия Победоносца — пожертвованная городским головою К.В. Рукавишниковым, Казанской Богоматери — пожертвованная архитектором-строителем храма И.П. Херодиновым. По сторонам солеи, в сосновых клиросах помещались иконы Богоматери «Скоропослушница» и целителя Пантелеимона — дар от Афонской Пантелеимоновской в Москве часовни.

http://sobory.ru/article/?object=34539

Большинство из участников Первого православного съезда давно разошлись по своим углам, «квартирам», уступив место другим инициаторам, движениям, лидерам. И только один Владимир Николаевич Осипов прилюдно всегда свидетельствует: объединение возможно! Он духом знает это. Отсюда Его неугасающее упорство. Моя нынешняя позиция полна «скептицизма». Все эти годы изучая исторические прецеденты различных российских смут, «кризисов», упадков Державности на протяжении тысячи лет, изучая Священную Историю, я давно перестал верить в то, что в наше время существующими общественными, общественно-политическими, политическими инициативами и технологиями возможно восстановить Россию и объединить, возродить Русский Народ как Соборную Личность. Более того, я пришел к убеждению, что слишком строго судить наших общественно-политических лидеров за их амбициозность и стремление объединить людей вокруг себя не следует. Сам Господь Бог попускает все эти годы «царить» среди нас духам разделения, разобщения и раздора. Неизбежное Воскресение России и Соборное Объединение Русского Народа в наши последние времена - событие Вселенского масштаба. И оно будет связано с другими мipobымu событиями, на свершение которых мы собственными общественными и политическими инициативами никак повлиять не можем. Мы очевидным и полным образом вступили в пору, которая была названа в одном из пророчеств 1917 года Преподобного Аристоклия Афонского: «Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди...» Именно поэтому мы сейчас и не видим людей, вокруг которых можно объединиться, даже среди современных выдающихся Церковных Пастырей мы уже не видим Путевождя. Наступила тяжелейшая пора сиротства для русского человека, которую мы должны с Божией помощью как-то вытерпеть и пережить. Ибо далее Преподобный Аристоклий говорил: «Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобное тому, что и в России, и о войнах услышите, и будут войны - вот, уже время близко. Не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость. Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем мipoм, потому что возвеличится наша Родина и будет как маяк во тьме для всех».

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/09/...

Будем надеяться, что и в остальных случаях он также примет окончательное решение. А материала у нас хватает. Напомним, что в сонме русских афонских святых, помимо преподобного Антония Киево-Печерского , преподобного Нила Сорского , Антипы Валаамского, есть преподобный Паисий Величковский , преподобный Гавриил Афонский и преподобный Кукша (Величко). Правда, большинство этих святых своими подвигами более связаны с Россией, чем с Афоном. Кроме того, есть местночтимый преподобный Тимофей Валаамский и сонм афонских новомучеников Российских: преподобномученик Данакт (Калашниченко), преподобномученик Иона (Санков), преподобномученик Александр (Артемьев), преподобномученик Мефодий (Федоренко), преподобномученик Гедеон (Малышев), преподобномученик Александр (Носков), преподобномученик Иоанн (Лаба), преподобномученик Иларион (Громов), преподобномученик Антипа (Кирилов), преподобномученик Иларион (Цуриков) 3 .    Иеросхимонах Иероним (Соломенцев) – монах великих духовных подвигов, возобновитель Пантелеимонова монастыря Сейчас православными почитается великий русский благотворитель, ставший афонским монахом, Иннокентий (Сибиряков). О нем опубликовано много материалов, и на XXIV Рождественских чтениях даже планировался доклад об этом бессребренике. Также на них поднимался вопрос и было принято соответствующее обращение к священноначалию о прославлении русских афонских святых. 2-3 февраля 2016 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева), значительную часть своей жизни проведшего на Московском подворье Афона. Но странно будет, если при этом мы забудем о русском святом – возобновителе Пантелеимонова монастыря иеросхимонахе Иерониме (Соломенцеве). Он не только монах великих духовных подвигов. Он явился именно тем «камнем», на котором был отстроен новый Пантелеимонов монастырь, – в духовном и даже в какой-то степени физическом смысле. Всю свою монашескую жизнь старец боролся в монастыре с «республиканством», и благодаря основам общежития, заложенным иеросхимонахом Иеронимом, монастырь выстоял в больших искушениях и после его кончины, и в долгие годы советского безвременья.

http://pravoslavie.ru/91106.html

В XX в. большая часть построек скита была разрушена, на его территории предполагается провести полномасштабные археологические раскопки. На месте разоренного кладбища установлен деревянный поклонный крест. 8 мая 2008 г. решением Синода УПЦ учреждено празднование Собора преподобных отцов Глинских, в к-рый включено и имя Л. Торжественное прославление Собора состоялось 16 авг. 2008 г. в Глинской пуст. митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) . К 2016 г. мощи Л. не обретены. Прижизненных портретов Л. не сохранилось; в жизнеописании сказано, что «лицом отец Лука был схож» с киевским иеросхим. прп. Парфением (Краснопевцевым) ( Игнатенко. 1907. С. 42). Летом 2013 г. в Глинской пуст. мон. Ирина написала поясную икону преподобного. Лит.: Глинская пуст.: Очерк современного состояния обители: С видом мон-ря и портретами замечательных Глинских подвижников. Од., 1901. C. 53; Жизнеописание Глинского подвижника схим. Архиппа. Од., 1902; Игнатенко А. Очерк жизни схим. Луки, подвижника Глинской пустыни. Од., 1907; Глинский подвижник схим. Архипп//ЖПодв. Сент. С. 343-344; Схим. Лука, подвижник Глинской пуст.//ЖПодв. Май. С. 3-17; Глинская пуст.: Очерк совр. состояния обители. Курск, 19123. Ч. 1. С. 46; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пуст. М., 1992; он же. Глинский патерик. М., 1997. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/2110792.html

Все строительные и монтажные работы по реставрации купола и водружению креста были безвозмездно проведены ООО " Эскиз " . За 1999 год членами Православной церкви стало 15 человек. 2000 год. Продолжаются молебны в стенах возрождаемого домового храма. Как и ранее, богослужения в больничном храме совершаются раз в неделю - водосвятный молебен о здравии больных и панихида. Богослужения проводятся на 2-ом этаже неврологического корпуса. Продолжается сбор пожертвований на строительство храма. 2001 год. На собранные пожертвования начинается строительство алтаря и алтарной перегородки в помещении госпитальной домовой церкви во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла на первом этаже на территории психиатрического отделения, в бывшей трапезной храма. Дважды в течение 2001-го года в госпиталь привозили благодатную икону святого великомученика и целителя Пантелеимона, хранящуюся в Москве на подворье Валаамского монастыря. История этой иконы, в течение восьмидесяти лет сокрытой от глаз людских, тесно связана с именем русско-афонского подвижника и московского чудотворца старца Аристоклия. Именно с этой целью - возить к страждущим - и был написан образ Святого великомученика и целителя Пантелеимона. На обороте иконы рукой старца выведено: " Икона святого великомученика Пантелеимона написана в 1915 году в Москве " . А ниже - другая надпись того же времени: " Икона освящена иеросхи-монахом Аристоклием " . Президент Клуба меценатов и благотворителей России, с помощью которого икона была вновь обретена, с товарищами послушно продолжают традицию: возят икону по больничным храмам. Всего за несколько месяцев с ним встретились уже многие пациенты московских больниц. В госпитале перед иконой состоялся Молебен о здравии, на котором присутствовали больные, их родственники и сотрудники госпиталя. По окончании молебна икону на руках пронесли по всем отделениям госпиталя, чтобы лежачие больные смогли тоже приложиться к святыне. 2002 год. Разрабатывается смета отдельно стоящего храма. Одним из первых в нашей стране военных медицинских учреждений наш госпиталь перекидывает прочный мост из прошлого в будущее, прерывая 80 - летнее молчание Православного Слова помощи и утешения. Мы верим, что возрождение традиций милосердия позволит объединить усилия всех, кто не может сегодня остаться равнодушным к судьбе госпиталя. Совместное служение врача и священника у постели больного приведет к скорейшему выздоровлению наших тяжелых пациентов, пойдет на благо их душевного и телесного здоровья и поможет выполнению госпиталем главной задачи - всегда быть очагом действенной помощи больным и страждущим.

http://sobory.ru/article/?object=05806

Для устроения общины Высокопреосвященнейшим митрополитом Московским Иоанникием 8 марта 1890 г. была назначена начальницей монахиня Евтихия, бывшая насельницей Московского Алексеевского монастыря. 19 апреля 1890 г., при посредничестве благочинного общежительных монастырей, Волоколамского Иосифова монастыря архимандрита Сергия, матушка приняла земли и постройки, завещанные благотворителем Ф.О. Захаровым, от его невестки, вдовы Матроны Семеновны и ее сына Василия Осиповича Захаровых. Деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы был построен в первую же осень – 30 августа 1890 г. состоялась его закладка, а 16 декабря того же года он был уже освящен. Возведением храма руководил архитектор С. Кузнецов. Освящение проводил архимандрит Сергий в присутствии настоятельницы Алексеевского монастыря игумении Антонии. В дальнейшем деревянная Троицкая церковь была перевезена в с. Высокое Клинского уезда. В 1892 г. в общину вступили известные благотворительницы обители, московские купчихи: Елизавета Ивановна Вишнякова (впоследствии м. Евстолия); Вера Григорьевна Соколова (м. Валентина), Ольга Игнатьевна Голушкина (м. Светлана, благочинная монастыря). К концу первого года создания общины в ней было около 70 сестер. В 1891 г. в жизни общины произошло знаменательное событие – Свято-Троицкий храм принял безценную святыни. Эти святыни – две писанные в русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре иконы: Божией Матери «Скоропослушницы», св. вмч. и целителя Пантелеимона и ковчег с частицей его мощей. 1 мая святыни были встречены настоятелем часовни вмч. Пантелеимона, что на Никольской улице, иеромонахом Аристоклием и настоятельницей м. Евтихией на Афонском подворье в Москве. Боголюбивые посетители часовни, узнав о даре для вновь открытой обители, поместили частицу мощей вмч. Пантелеимона в серебряный складень. Святые иконы были украшены серебряными ризами. Непрестанной заботой матушки Евтихии было исполнение завета устроителей обители братьев Захаровых относительно построения в ней каменного храма в честь св. блгв. кн. Александра Невского на молитвенную память о царях Александре II и Александре III. Для этой цели начальница общины пригласила архитектора А.С. Каминского, который составил проект будущего храма с тремя престолами: главного, во имя св. блгв. кн. Александра Невского, Божией Матери «Скоропослушницы» и Всех святых. В 1891 г. Московская Духовная Консистория одобрила проект. Для строительства храма было устроено собственное кирпичное производство при обители.

http://sobory.ru/article/?object=08561

Мы знаем примеры из житий, жизнеописаний, когда люди поступали именно так: продолжая жить в миру, готовились к монашеству, испытывая и воспитывая себя. Знаем и другое: приходил человек к старцу или к старице с вопросом о монашестве. Кому-то советовали другое: " Тебе полезно жениться, завести семью " . Кого-то из стремящихся к монашеству сразу благословляли в монастырь - но это особые примеры, когда богопросвещенные старцы духом провидели полезное для вопрошающих. Опять вспоминаю мать Пантелеимону. Отец у нее был владельцем бахромной мастерской. И вот у нее, молодой тогда девушки, возникло желание поступить в монастырь. Это было начало ХХ века. И она решила взять благословение у старца - иеросхимонаха Аристоклия (он ныне причислен к лику святых). Старец уже находился в преклонном возрасте; принимал народ на Полянке в доме Афонского подворья. Он сидел в зале на стульчике, а к нему люди подходили, становились на колени, спрашивали его, он им что-то отвечал. К нему выстроилась немалая очередь. Пришла и Евдокия, встала в очередь. А родители хотели уже знакомить ее с возможным женихом - сыном владельца другой бахромной мастерской. Девушка же рассуждала так: если она познакомится с этим молодым человеком и он ей понравится, то тогда как же ее желание идти в монастырь? И прежде, чем знакомиться, решила сходить к старцу. Перед ней в очереди стояла другая девушка, вся в черненьком. И вот подходит она к отцу Аристоклию и просит благословения в монастырь. Он говорит: " Нет, не благословляю " . Она начинает настаивать. Он, рассердившись на нее, говорит: " Уходи! Я тебя не благословляю, а то ты пойдешь, поживешь месяца три-четыре в монастыре и уйдешь, монастырь опозоришь. Уходи! " . Евдокия в страхе и трепете: и с ней может такое же быть, но все же старцу просьбу свою излагает. А он и говорит: " Да, хорошо в монастырь идти, но только не в городской, не в шумный " . И благословил ее идти вот в эту обитель в Филимонках. Вот как бывает. - А какие монастыри и обители Вы бы порекомендовали для ищущих монашества сегодня?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

– С одной стороны, я вижу ее как страшную трагедию для нашего народа. Победа была достигнута страшной ценой. Были потеряны жизни миллионов, погибла молодежь и лучшие люди. С другой стороны, война спасла нас, нашу душу от материалистического вырождения. Материализм довлел буквально над всем. Его идолы были настолько могущественными, что казалось, они вечны. – Вы имеете в виду двадцатые и тридцатые годы ХХ столетия? – Нет. Революция произошла не потому, что из-за рубежа приехала кучка каких-то мерзавцев – Троцкие, Свердловы и Ленин в том числе. Она назревала давно. Ее главная причина была в том, что душа русского человека потеряла веру. И когда мы постепенно утвердились в этой страшной материалистической идеологии, тогда и грянул семнадцатый год. Материализм тогда принял не только жестокую, но и хитрую личину, чтобы подменить собой христианство. У него был свой Символ веры – Интернационал, были свои мощи, которые до сих пор лежат у Кремля, была почти вся христианская атрибутика. Но у него не было Христа. Мало того, XVIII съезд партии принял решение: к 42-му году – XIX съезду ВКП(б) – закрыть все церкви. Россия должна была стать страной сплошного атеизма. Между тем великий афонский старец Аристоклий, который приехал в Россию перед войной, произнес удивительные слова: «Россию спасут… немцы!» Все были поражены: как?! Да, получалась парадоксальная вещь. Немцы – наши враги. Они обрушили на нас страшную военную силу, но тем самым, наконец, пробудили в русском народе национальное сознание. Ведь до войны коммунисты вытравили и осмеяли понятие патриотизма, ратного подвига, все национальные традиции, неотделимые от христианства. Вы только представьте себе – они поехали в Бородино на могилу Багратиона и взорвали ее – да так, что даже его ботфорты взлетели на воздух! – Какие ботфорты? Настоящие? – Ну да! Я читал об этом у Солоухина. Вот какая ненависть была к России! Ладно уж – взорвали в Москве Храм Христа Спасителя. Здесь все понятно – это был символ православия. Но памятник Багратиону-то тут при чем? Оказалось, что очень даже при чем.

http://pravmir.ru/protodiakon-nikolaj-po...

Слава, и ныне, Богородичен: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный Храме и Раю словесный, девственная Похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш, ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Ч естна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? В сякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 43. По 50-м псалме стихира, глас 6: Возжелав града Небеснаго,/прелестнаго мира сего, во зле страстей лежащаго,/мужественне отреклся еси/и в удел Пресвятыя Богородицы/с радостию вселился еси,/Еяже Покровом вся стрелы разженныя угасил еси/и, яко крин сельный, процвел еси/в преподобстве и правде. Канон преподобнаго, глас 8. Песнь 1 Ирмос: К олесницегонителя фараоня погрузи/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив/и разделив море,/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа. Богоблаженне отче Аристоклие, измлада скорбная обстояния претерпевая, Христа всем сердцем возлюбил еси, егоже с лики ангельских сил на Небесех непрестанно ныне славословиши. Тяжкую болезнь во отрочестве претерпев, молитвами матере твоея от святителя Николая исцеление получил еси, темже, Чудотворцу великому подражая, правило веры и образ благочестия людем явил еси. Плоть распяв со страстьми и похотьми, в вертоград Святыя горы Афонския вселился еси и всего себе воли старцев обители покорил еси. Темже Господь твое сердце чисто содела и дух прав обнови во утробе твоей. Богородичен: Ч удес Твоих Божественных множество благохвалити предначиная, Тя, Дево, со умилением молю: благодать Твою подаждь ми, недостойному. Песнь 3 Ирмос: У тверждей в начале Небеса разумом/и землю на водах основавый,/на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди,/яко несть свят паче Тебе,/Едине Человеколюбче. В подвизех монашескаго жития преуспевая, вся козни демонския силою веры и упованием на Христа превозмогл еси, Имже и вечною славою увенчан был еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тётя Маня осталась незамужней, потому что в их семье было тринадцать детей, и моя будущая крёстная посвятила себя воспитанию сестёр и братьев. Такая традиция была в многодетных семьях, ведь, естественно, одна мать не могла с детьми управиться, и старшие избирали эту стезю, потому что все были глубоко верующими людьми и смотрели на семью как на малую Церковь. А когда умерла бабушка, тётя Маня взяла на себя заботы о младших. Вот она­то и была моей крёстной матерью, наставляла меня в вере. С нею я с самого раннего детства ходил в Свято-Никольский храм, что на Новокузнецкой улице, в Скорбященский храм на Ордынке. И, видимо, моя крёстная сыграла главную роль в выборе мной жизненного пути. Не могу не считать своими наставниками моих родителей, мужа моей сестры - священника Василия Изюмского (он и сейчас милостью Божией жив, здоров, служит), моих родных, которые своим укладом жизни сформировали и воспитали меня. С редким в те времена единомыслием все мои домашние сошлись на том, что мой путь должен быть путём священнослужителя нашей Святой Церкви. И я постоянно благодарю всех, кто этому послужил, благодарю Бога за путь, конечно, Им предопределённый. Вот так из обстоятельств житейских складывается Промысл Божий о человеке. Вот что меня привело в Семинарию: молитва моей крёстной матери и её, наверное, пророческое видение. Конечно, родители заволновались, больше всего родительница, потому как знала, что значило быть священником в 30-е годы. Я родился в 1935 году, а затем были 37-й, 39-й годы. В нашем доме и до войны, и во время неё частенько бывали священнослужители и старцы Аристоклий Афонский, Иларион, Исаия. Это были старцы Пантелеимонова подворья. Всегда желанные, и гостями их не назовёшь, потому что это были свои люди. Я всех их помню, хотя был совсем крохотным человечком. Кое-кто из них, например, иеросхимонах Исаия, подолгу жил у нас. По-видимому, это было, когда Пантелеимоново подворье закрыли... Мать знала судьбу этих людей, священнослужителей, которые ходили из квартиры в квартиру, из дома в дом, - где ночь переночуют, где две, а где их приютят, где накормят, - и выражала вполне понятное опасение. Ведь перед её взором прошли трагические судьбы священнослужителей в послереволюционной России. Слухи о постоянных арестах, ссылках священнослужителей были известны в семье. Конечно, маму пугала перспектива возврата репрессий, которые в первое послевоенное время поутихли. А к моменту моего пострига началась хрущёвская «оттепель», точнее - «заморозки», новые гонения на Церковь. Все переживали, ожидая худшего.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010