За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)». 13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье Москвы. Сейчас мощи преподобного пребывают в храме святого великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы.   «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)»: В поисках смысла жизни человек многократно обращается к Милосердному Господу с мольбой вразумить его и помочь избежать зла, неудержимо переполняющего суетный мир. Но лишь немногим избранным Господом Богом и истинно Его любящим выпадает труд и счастье возлюбить весь страдающий мир как своего ближнего и как себя самого. Направляемый Промыслом Божиим и сознающий свое предназначение, человек свободно и без понуждения уходит в монастырь ради спасения своей души, а вместе с тем для того, чтобы с теплой молитвою и живою верою в Господа Бога просить Его заступничества за всех страждущих. С этими чувствами будущий старец Аристоклий прибыл на Святую Гору Афон и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Это было время духовного подъема и расцвета русского монашества на Афоне. Пройдя нелегкий послушнический искус под руководством знаменитых афонских старцев игумена Макария (Сушкова) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева), он принял великий ангельский образ. Неразрывны узы духовного родства между Святой Афонской Горой и Православной Россией. Войдя в меру возраста духовного, иеросхимонах Аристоклий собором старцев направляется из Удела Божией Матери в Первопрестольный град Москву в качестве настоятеля Афонского подворья, где и воспринял подвиг старчества. Тысячи людей, жаждущих духовного совета, из разных уголков России, самого разнообразного общественного положения, начиная с крестьянина или мещанина и кончая столичным чиновником, устремлялись к старцу, желая видеть живой образ святости, получить ответ на вопрос о том, как спастись.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203555...

И это не первый пример бодрой поступи необольшевизма на освобожденной территории. В моем понимании либерализм и большевизм — это разные инструменты уничтожения русского национального сознания. Кто-то задавался вопросом – а Богу угодно восстановление интернационального СССР-2 за счет русского народа, а не исторической Российской империи на которой паразитировал атеистический ленинский большевизм? В той статье я задался вопросом: «А для того ли Господь попустил Ленинопад на территории Украины, чтоб мы его снова воздвигали?» И подытожил: «Те, кто сейчас пытается поиграть в необольшевизм, продвинуть СССР-2 не знали, да ещё и забыли 126-й Псалом «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». БУДУЩЕЕ не за проектом СССР-2, а ЗА ОБНОВЛЕННОЙ, ВОЗРОЖДЕННОЙ, БЕЗСОСЛОВНОЙ, СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ, ЗАБОТЯЩЕЙСЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ!» Но как это может случиться? Как те, кто в юности носил комсомольский значок, те кто сейчас у властного кормила, откажутся от близкого их сердца Советского проекта? Откажутся от красного знамени и заменят это на знамя другое, тоже красное, но с Образом Спаса Нерукотворного? Может ли случиться такое, что знамя -- которое мы «Русь Триединая» подняли в Харькове еще в 2005 м году, знамя с которым мы заходили 24 февраля в Харьковскую область, знамя которое подняли ополчены Новороссии в 2014 м году может быть признано официально признано на самом высоком уровне? Что должно произойти, чтоб Христос, камень, отвергаемый строителями, стал бы во главе угла? Что должно случиться чтобы очевидный лозунг, «СЛАВА ХРИСТУ! СМЕРТЬ АНТИХРИСТУ!» на войне могли использовать подразделения российской армии? Это может случиться очень просто -- по принуждению Свыше, через опыт тяжелых поражений! Накануне Великой Отечественной войны иеросхимонах Аристоклий Афонский, пророчествовал: «немцы войдут в Россию и спасут ее, но в России не останутся и уйдут в свою страну... Германия понесет свою кару в своей земле. Будет разделена». На вопрос – от чего спасут? Аристоклий Афонский отвечал – «от атеизма!» 1941 год приходился на пик «безбожной пятилетки», в которую по планам Советского руководства, планировалось уничтожить оставшиеся храмы. А на 22 июня был спланирован взрыв Храма Рождества Богородицы в Путинках. Да и война началась в день Всех Святых в земле российской просиявших. Тогда терпение Сил Небесных похоже действительно кончилось.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/12/proryv...

Голуби, которых старец при жизни любил кормить и о чем-то с ними ласково разговаривать, слетелись со всех сторон огромной стаей и, кружась, образовали в небе живой крест, осеняя им старца Аристоклия до самой могилы, рассказывал старец Даниил». ЧУДО ИСЦЕЛЕНИЯ СЛЕПОРОЖДЕННОГО ПРОИЗОШЛО ОТ МОЩЕЙ МОСКОВСКОГО СТАРЦА АРИСТОКЛИЯ Москва, 7 июня 2005 г. В наше время, как и в первые века христианства происходят явные чудеса по молитвам к святым, передает ИТАР-ТАСС. О подобном случае рассказал настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон: " В монастырь в ноябре прошлого года перенесли с Даниловского кладбища мощи почитаемого московского святого старца Аристоклия, последнего в период гонений на Церковь настоятеля Афонского подворья, скончавшегося в 1918 году. Тогда же на торжестве были священники из Владимирской епархии, которые увезли с собой освященное масло из лампады, горевшей у мощей " . Как сообщил потом в письме владимирский иерей Владимир Ведерников, он передал флакончик прихожанам местного храма супругам Александру и Марине, у которых родился младенец с нераскрытыми глазками. " Они очень скорбели, и батюшка, утешая молодых родителей, вручил святыню и рассказал, как при жизни старец Аристоклий своими молитвами исцелил 10-летнего мальчика, который от рождения не открывал глаза " . " В тот же день вечером ко мне прибежала мать Марины с радостным известием, что глазки у Коленьки открылись после того, как ему их помазали священным маслом " , - написано в письме священника. Отец Никон, прочитав прихожанам на службе это современное свидетельство, напомнил, что первое чудо исцеления слепорожденного совершил сам Иисус Христос. ЦАРЬ МОСОХ И ШВИВАЯ ГОРКА В начале 90-х узнал от знакомых, что в Москве открылось подворье Афонского монастыря. Где? На Швивой горке...Там, объяснили, храм ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ. Поехал в первый раз, помнится, на трамвае, от «Чистых прудов». А когда вышел на Котельническую набережную, конечно, первым делом глаза «затмила» сталинская высотка. Одна из семи - так называемый «Дом творческой интеллигенции».

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

Храм Никиты Мученика был закрыт в 1936 году. Церковные ворота и ограда были разрушены, а само здание храма от сноса спасло только вмешательство общественности. В середине 1950-х годов за реставрацию храма взялся известный советский архитектор Лев Артурович Давид. В здании храма вплоть до 1990 года располагался склад студии «Диафильм». Современное состояние [ править править код ] В 1991 году храм Никиты Мученика был передан Русской Православной Церкви. В 1992 году он становится подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря , в настоящее время здесь проходят подготовку будущие насельники этой обители. В 1996 году были построены церковные ограда и Святые врата, в башнях которых были устроены часовни святого великомученика Пантелеймона и преподобного Силуана Афонского. Комплекс подворья включает: Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 109240, Москва, ул. Гончарная, 6 Проезд: м. Таганская (кольцевая), м. Таганская (радиальная), м. Марксистская Телефон: +7 495 698 05 58 Электронная почта: templeofnikita@rambler.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений [ править править код ] Актуальное расписание богослужений см. на сайте храма Богослужение на подворье имеют особенности, характерные для афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30). Поздняя Литургия по воскресным дням совершается в 9.00. В будние дни богослужения начинаются в 17.00. Литургия ежедневно в 7.30 утра. В воскресенье вечером читается акафист св. вмч. Пантелеимону, в среду вечером — прп. Аристоклию (у раки с мощами), в пятницу вечером — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Экскурсии [ править править код ] По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в историческом здании Афонского подворья в Москве, расположенного по адресу 1-й Хвостов пер., д. 3, стр. 1, открыто частное учреждение культуры «Музей Русского Афона».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Никиты_му...

Одна из главных святынь подворья — чудотворная Валаамская икона Божией Матери. Об одном из чудес от нее прихожане и гости подворья узнали, кстати, в момент работы над поясками. Тогда поблагодарить Матерь Божию за Ее милости пришла молодая семья. Оказалось, у Елены и Павла семь лет не было детей. К Валаамской иконе их направил духовник, и вот теперь они пришли с семимесячным сынишкой Кириллом на поклон к Царице Небесной. Здесь, в верхнем храме (нижний освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского) находится знаменитая чудотворная икона великомученика Пантелеимона, написанная по благословению преподобного Аристоклия Афонского, начальника Афонского подворья на рубеже XIX-XX веков. Чудес от нее, так же, как и от Валаамской, тоже записано много. Есть здесь писаная на Афоне копия известнейшей иконы святой праведной Анны, бабушки Господа. По молитвам пред нею тоже происходят уже зафиксированные чудеса. Кроме того, прихожане подворья особо почитают иконы святителя Луки (Войно-Ясенецкого), святителя Иоанна Шанхайского, святого благоверного князя Александра Невского с частицами мощей. И, конечно, образ святителя Николая в житии, пожертвованный храму в середине 90-х годов народным артистом СССР Иннокентием Смоктуновским. Частенько люди застывают в безмолвной молитве перед ковцежцами с частицами мощей великих подвижников России — преподобных старцев Глинской пустыни, Антипы Валаамского и Афонского, святых Дивеевских преподобных и блаженных. На Валаамском подворье, слава Богу, большой и дружный приход. Священники успевают окормлять паству еще и в приписных храмах — святителя Николая при НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, во имя иконы Божией Матери «Целительница» при ведомственной медсанчасти 33 Московского почтамта, во имя иконы Божией Матери «Всецарица» при Центральной клинической больнице 2 им. Н.А. Семашко. Кроме того, уже 16 лет в Коломенском районе в селе Бортниково действует еще одно подворье Валаамского монастыря, где верхний храм освящен во имя Валаамской иконы Божией Матери, а нижний — во имя святых Царственных мучеников.

http://pravmir.ru/moleben-ob-osvobozhden...

Агиасма ( святыня) – 1.святой источник на берегу моря напротив монастыря св. Филофея, где, по преданию, появилась чудотворная икона  Божией Матери «Гликофиллусса» ( «Сладкое лобзание»); 2. всякий освященный  называется так у греков; 3. название святой воды, освященной накануне Богоявления. Агиасма св. Афанасия – святой источник на берегу моря напротив монастыря св. Филофея. Агиография – отдел литературы , касающийся жизни и деяний святых. Айнерос – турецкое название Афона. Айон  Орос –  название Святой Горы, Афонского полуострова и залива. Акратос – мыс на востоке Афонского полуострова ( другие его названия – св. Иоанна Предтечи, Смерна );  местность; владение Лавры св. Афанасия Великого. Аксиос – достоин. Акроафос – бывший древний языческий город у вершины Афона. «Альтернативная» община монастыря Эсфигмен – вновь созданная монашеская община монастыря Эсфигмен, лояльная  Константинопольскому патриарху, признавший за ней юридическое право на обладание монастырем. Аналой ( подставка для книг) – высокая подставка с покатым верхом , на которую при  богослужении кладут для чтения книги, ставят крест и иконы. Анастасиматарий ( анастасиматарион) –   книга воскресных богослужений ( по гласам ). Анахорет ( анахоритис) – 1)удалившийся от мира,отшельник, пустынник; 2) келлиот. Антиминс-  прямоугольный плат с особыми изображениями, на котором совершается Божественная литургия. Он имеет небольшой зашитый карман, куда вложены частицы святых мощей мучеников. Антипросоп (андипросолосос) – представитель святогорских обителей  в Священном Киноте; просвещенный и образованный монах. Анфологий (анфологион) – богослужебная книга. Апсида( конхой) –  свод арки или ниша в храме, образующая крайнюю часть хора и покрытая массивным сводом. Первоначально служила  местом, где сидело духовенство, а позже в ней ставился алтарь. Арапис – мыс, омываемый водами залива Иерисос в Эгейском море. Аристоклиева церковь – название храма Святителей Московских в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Арсана  (арсанас)  – пристань.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

В 1914 г. становится иеромонахом. В июле того же года, после начала войны с Турцией, вместе с русским консульством выезжает в Одессу. Служит на Пантелеимоновском подворье до его закрытия в 1923 г., потом приходским священником —до закрытия церкви в 1927 г., потом на другом приходе - также до ее закрытия в 1930 г. Переезжает в Московскую область приходским священником. Расстрелян 7 июня 1938 г. в Бутове.   Данакт (Калашников Дометит Ианнуариевич), иеромонах5, родился в 1882 г. в семье крестьян, в Киевской губернии. С 1903 г. пребывает на Афоне, послушником в Пантелеимоновом монастыре. Там же подвизается монахом до 1914 г. (в архиве монастыря были найдены указания на его послушания — в Преображенской больнице и на Цареградском подворье). С 1914 по 1923 г. находится в Москве, на подворье Афонского Русского Панте-леимонова монастыря и числится в составе монастырской братии. Затем служит в Московском Покровском монастыре (1923-1929). В 1929 г. осужден на 3 года ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей). Вернувшись из ссылки, поселился в г. Владимире, где был рукоположен в сан иеромонаха. Служит в Рождественской церкви (1933-1935), затем переезжает в Московскую обл. (1935-1937). Расстрелян 15 декабря 1937 г. в Бутове.   Иларион (Громов Иван Андреевич), иеромонах6, родился в 1864 г. в деревне Тверской губернии, из крестьян. Из архива Пантелеимонова монастыря известно, что он выполнял послушание в Одессе, потом уехал в Москву, на монастырское подворье - до 1922 г. После кончины преподобного Аристоклия в 1918 г. возглавлял подворье. Видимо, именно он описал кончину и погребение старца7. С 1922 по 1930 г. служит в церкви Григория Неокесарийского, иеромонах, сверхштатный священник. Арестован 28.12.1930 г. Осужден за «антисоветскую агитацию» на 3 года высылки в Северный край. Вторично арестован 27.08.1937 г. Расстрелян 11.10.1937 г. в Бутове.   Антипа (Киршмов Антон Петрович), иеромонах1 " , родился в 1870 г. в Воронежской области, в крестьянской набожной семье. С 1898 по 1912 г. послушник Афонского Пантелеимонова монастыря. В архиве монастыря есть данные о его послушании в Одессе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2458

214-216 216-217 217-218 АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 217-218 АРЕФИЙ Петрович Ерёмкин(1884-1937), мч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 218-220 220-221 АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.) АРИАН мч. Антинойский (пам. 14 дек.) - см. Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих, мученики Антинойские АРИАНСТВО ересь, появившаяся в Александрии в период между 315-320 гг., связанная с именем пресвитера Ария 221-225 225-226 226-227 АРИЛЬЕ сел. с церковью в честь преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, в Сербской Православной Церкви 227-228 228-229 229230 230-231 АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 231-232 АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви 232-233 233-235 235-236 236-237 237-238 238-239 АРИСТОВУЛ (I в. по Р. Х.), апостол от 70-ти (пам. 16 марта, 31 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов) 239-240 АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) 240-241 242-257 257-259 259-260 260-261 261-262 АРКАДИЙ прп. (пам. 26 янв.) - см. Ксенофонт, прп. Константинопольский, супруга его Мария и сыновья их А. и Иоанн АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 262-263 АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/iii.html

29 нояб. 1909 г. А. А. вновь был назначен настоятелем московской Пантелеимоновской часовни и заведующим московским Афонским подворьем. В 1912 г. начал строительство нового комплекса зданий подворья на участке, соседствовавшем с усадьбой на Полянке, к-рый был ранее приобретен для Пантелеимонова мон-ря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом схиархим. Макария. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале к-рого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (освящена 30 сент. 1918 г. свт. Тихоном , Патриархом Московским и всея России), а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых мон-рем, и др. хозяйственные постройки. Главным в деятельности А. А. в этот период стало старчество . Несмотря на тяжелый недуг (большую часть жизни А. А. страдал водянкой и болезнью ног), он духовно окормлял множество людей, иногда принимая в день более тысячи чел. Особо почитали старца свт. Тихон и еп. Трифон (Туркестанов) . А. А. прославился дарами прозорливости (предвидел Октябрьскую революцию 1917 г. и Великую Отечественную войну), исцеления, изгнания бесов. В тяжелое революционное время по молитвам старца люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря А. А. мн. неверующие обратились к Богу. А. А. был погребен в усыпальнице, устроенной под храмом в подвале главного дома Афонского подворья; старца отпевали еп. Трифон, еп. Арсений (Жадановский) и Можайский архиеп. Иоасаф (Каллистов) , викарий Московской епархии. В нояб. 1922 г. домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы, на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии. В 1923 г. духовные дети А. А. и братия перезахоронили останки А. А. на Даниловском кладбище, близ Никольской часовни, как предсказал старец; по свидетельству очевидцев, тело его было нетленно.

http://pravenc.ru/text/75994.html

       Только из сообщений “Душеполезного Собеседника” духовные дети старца могли узнать о жизни духовного отца. В выпусках журнала сообщалось, что отца Аристоклия избрали казначеем и духовником монастыря, а в 1909 году имя иеросхимонаха Аристоклия (к тому времени принявшего схиму) стояло первым в списке кандидатов в наместники настоятеля монастыря.     Пятнадцать лет духовные чада старца посылали письма в Синод и на Афон, в которых умоляли вернуть им любимого пастыря. Наконец собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.      В семидесятилетнем возрасте старцу предстояло вернуться в Россию. К тому времени он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему помощнике.      В последние годы своего пребывания в обители он сблизился с послушником Ипатием Ставровым. По просьбе старца Аристоклия послушника Ипатия постригли в монахи с именем Исаия, рукоположили и благословили помогать старцу в Москве. Отец Исаия (будущий знаменитый старец Исаия) стал не только келейником старца, но и секретарем, незаменимым помощником во всех делах подворья.     После отъезда старца 1894 на Афон приход уменьшился, и казна опустела, не на что было ремонтировать здания.      По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить в часовню. С 1909 по 1918 на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря выросли два трехэтажных здания: одно для книг, в другом же разместились монастырские службы и богоугодные заведения, а на третьем этаже в одной из угловых комнат батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери “Скоропослушницы”.      Земная жизнь старца закончилась 26 августа/8 сентября 1918 года, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.      Отпевали иеросхимонаха Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1190

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010