Свидетельство Предания подтверждается изучением писаний Луки. Формы 1 лица, встречающиеся в повествовании Деян. о путешествиях ап. Павла (ср. 16:10—17; 20:5—15; 21:1—18; 27:1—28:16) показывают что мы имеем дело с отчетом очевидца. Кроме того, анализ языка Лк. и Деян., предпринятый современными учеными, привел их к убеждению, что писания Луки в целом были составлены тем же лицом, которому принадлежит путевой дневник, нашедший место в Деян. 16-28. Эти же исследования показали, что составитель Лк. и Деян. пользовался медицинскими терминами. В греческом подлиннике болезнь, которою страдал отец Публия на Мальте (ср. Деян. 28:8), определяется, как дизентерия (русский перевод: боль в животе), а в Лк. 18для обозначения иглы в образе игольных ушей употреблен термин (βελνη), которым называлась хирургическая игла. Медицинская терминология в Лк. и Деян. может объясняться медицинским образованием и профессией их составителя.    Прошлое Луки нам неизвестно. В прологе Евангелия (1:1—4) он противополагает себя тем, которые служили делу благовестия («слову») с самого начала. Он не был непосредственным учеником Христовым, и для отожествления его с одним из семидесяти учеников, которым Господь поручил приготовить Его последний путь (Лк. 10:1, 17), или с неназванным по имени спутником Клеопы на дороге в Еммаус (Лк. 24и слл. ср. ст. 15) мы не имеем оснований. Лука уверовал впоследствии. Некоторые древние тексты связывают Луку с Антиохией. Если их свидетельство отвечает действительности, его обращение может подразумеваться в общем указании Деян. 11:20. Лука по своему происхождению, был, несомненно, язычник. В Кол. 4, ап. Павел ясно говорит, что из тех сотрудников, которые были с ним, когда он составлял послание, только Аристарх, Марк и Иисус-Иуст были из обрезанных. Значит, Лука (ст. 14) к обрезанным не принадлежал. Это одно уже доказывает, что он не мог быть в числе Семидесяти учеников Лк. 10. Мы не знаем среди учеников Христовых, особенно же, исполнявших Его ответственные поручения, людей не Моисеева закона. Как язычник по происхождению, Лука был человек эллинистической культуры. Его горизонт не замыкался в тесных географических пределах Палестины. Интересная подробность: Галилейское или Тивериадское море Матфея (4:18; 8:24 и др.), Марка (1:16; 3и др.) и Иоанна (6:1; 21:1) один Лука называет его точным географическим термином: «озеро» (Геннисаретское: 5:1; 8и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Христианство распространялось на территории Г. трудами мн. последователей ап. Павла: ап. Луки, скончавшегося в Фивах, апостолов Иасона и Сосипатра , проповедовавших на о-ве Керкира, и др. Нек-рые из апостолов от 70 были уроженцами Г.: Епенет, «начаток Ахайи для Христа» (Рим 16. 5), Епафродит из Филипп (Флп 2. 25), Аристарх из Фессалоники (Деян 20, 4; 27. 2), Сосипатр Пирров из Веррии (Деян 20. 4) и др. Ап. Андрей Первозванный проповедовал в Филиппах, Фессалонике, Мегаре и Коринфе. Ок. 67 г. в Патрах он был распят по приказу проконсула Ахайи Эгеата. В период гонения имп. Домициана ап. Иоанн Богослов был сослан из Эфеса на о-в Патмос, где провел неск. месяцев и, как считается, написал кн. Откровение. Предстоятелями первых христ. общин в Г. были ап. Тит - на Крите, ап. Сила - в Коринфе, сщмч. Дионисий Ареопагит, ап. Наркисс, сщмч. Иерофей, ап. Кодрат - в Афинах, апостолы Аристарх, Силуан и Гаий - в Фессалонике, ап. Иродион - в Патрах, ап. Руф - в Фивах, апостолы Карп и Онисим - в Веррии, ап. Ермоген - в Мегаре, ап. Крисп - на Эгине, ап. Урван - в Македонии, ап. Кодрат - в Магнесии. Ковчег с честной главой ап. Андрея Первозванного в соборе ап. Андрея в Патрах Ковчег с честной главой ап. Андрея Первозванного в соборе ап. Андрея в Патрах С нач. II в. сведения о жизни христ. общин в Г. становятся крайне скудными. Известно, что ок. 96 г. от гонения имп. Домициана пострадала община Коринфа, к к-рой обращался с посланием свт. Климент Римский. Сохранились письма сщмч. Поликарпа Смирнского к греч. общинам в Филиппах и в Афинах. В сер. II в. имп. Антонин Пий направил письмо к городским администрациям Фессалоники, Афин и Лариссы с просьбой не притеснять местных христиан ( Euseb. Hist. eccl. IV 26), что должно свидетельствовать о наличии общин в этих городах. Возможно, именно в это время в Афинах пострадал от гонений еп. Публий, преемником к-рого стал еп. Кодрат (Ibid. IV 23). Из Афин происходил Аристид , христ. апологет времен Марка Аврелия. В Афинах ок. 230 г. и позднее, между 238 и 241 гг., нек-рое время жил Ориген , упоминающий общины Афин и Коринфа ( Orig. Contr. Cels. III 30; ср.: Euseb. Hist. eccl. VI 23).

http://pravenc.ru/text/597843.html

Здесь Ап. говорит, что подробности о его положении в Риме сообщат Колоссянам Тихик (см. Деян 20:4 ) и Онисим, житель Колосс, приходивший в Рим к Павлу (о нем см. посл. к Филимону). Они должны оба сообщить Колоссянам и о всем «здешнем», т. е. о состоянии церкви в Риме. Впрочем «утешать» Колоссян должен только Тихик, как человек более окрепший в вере (Онисим был только недавно обращен). Кол.4:10 .  Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), Кол.4:11 .  также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных; они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. Кол.4:12 .  Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Кол.4:13 .  Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе. Кол.4:14 .  Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствия Колоссянам Ап. передает от своего добровольного товарища по заключению в узах Аристарха (см. Деян 20:4 ), от Марка, племянника Варнавы, о котором Колоссяне получили было от Апостола какие-то предписания (вероятно, запрещение этому, не твердому в своем деле, проповеднику дальнейшей общественной деятельности – см. Деян 15:37, 38 ), но которого теперь Ап. велит принять (это, конечно, был евангелист Марк. См. введение в Евангелие от Марка). Затем следуют приветствия от Иисуса Иуста, вероятно римского Иудея, которого церковное предание отождествляет с Иосифом Варсавою, носившим также имя Иуста ( Деян 1:23 ). Эти три лица были Иудеи по происхождению. Далее идут приветствия от христиан из язычников – именно от Епафраса (ср. Кол.1 ), который так любит своих сограждан – Колоссян, что постоянно молится о их нравственном усовершенствовании (чтобы они были вполне убеждены в истине открытой им воли Божией – по-русски: «исполнены всем, что угодно Богу») – И заботу – это слово лишнее: в греч. находится только одно слово ζλος – ревность. – О «Луке» – см. введение в Ев. от Луки. – «Димас» – вероятно, сокращение имени Димитрий (см. о нем 2Тим 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И все, что делаете, от души делайте как для Господа, а не для человеков: знаете, что от Господа приимете воздаяние в наследии: ибо Господу Христу вы служите. А кто неправду творит, восприимет по своей неправде: нет лицеприятия у Бога. Глава 4 Господа, правду и уравнение рабам подавайте: знаете, что и у вас Господь на небесах. В молитве не преставайте, бодрствуя всею душою, благодаря Бога. Молитесь и о нас, да отверзет нам Бог дверь слова, возвещать тайну Христову – за нее ныне я и в узах – дал бы мне Бог слово, как должно возвестить ее. Со внешними обходитесь рассудительно, соображайтесь с временем. Слово ваше да будет всегда благоволительно, растворено солию, чтобы знали вы, как отвечать каждому. Приветствия А что со мною происходит, о том все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник о Господе: для того его и послал я к вам, чтоб узнал он об вас и утешил бы сердца ваши 36 , – с ним и Онисим, верный и возлюбленный брат – он же из ваших. Они расскажут вам обо всем, что здесь происходит. Привет вам от Аристарха, заключенного вместе со мною, и от Марка, племянника Варнавина (о нем было вам указано – когда придет, примите его). И от Иисуса, прозванного Иустом – оба из обрезанных, и из таковых они одни трудились со мною для Царствия Божия и были отрадою мне. Привет вам и от вашего же Епафраса: раб он Иисуса Христа и всегда за вас подвизается в молитвах, чтобы пребыли вы совершенны и исполнены веры во всем, что есть воля Божия. О нем свидетельствую, что имеет великую ревность и заботу о вас и о сущих в Лаодикии и в Иераполе. Привет вам от Луки, врача возлюбленного, и от Димаса. Привет наш братии, сущей в Лаодикии, и Нимфану и домашней его церкви. И когда прочтется у вас это послание, устройте, чтобы прочитано было и в церкви Лаодикийской; а что будет из Лаодикии, то и вы прочтите. И скажите Архиппу: смотри, исполняй служение, что принял ты о Господе, чтоб тебе совершить его. Привет вам моею рукою Павловою. Поминайте мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

К Филимону послание Апостола Павла Писано, вероятно, из тюремного заключения в Риме около 61 г. по Р. Х. Онисим, посланный с этим посланием, был раб Филимона. Он бежал от своего господина, унеся разные вещи, но, придя в Рим, встретил Апостола, коим и обращен в христианство . Филимон, живший, по преданию, в Лаодикее, в Малой Азии, был тоже христианин, обращенный Апостолом, и св. Павел посылает к нему Онисима и просит Филимона простить его и принять, как брата о Христе. Глава 1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону, возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, сестре возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего, всегда поминая тебя в молитвах моих, слыша о любви твоей и вере, которую являешь ко Господу Иисусу и ко всем святым. Молюсь, чтобы общение веры твоей оказалось во всяком добром деле. – к откровению всего, что есть у вас доброго во Христе Иисусе. А я имею радость великую и утешение в любви твоей, зная, что сердца святых, брат, утешены были тобою. Итак, имея великое о Христе дерзновение повелевать тебе, что делать должно, по любви желаю лучше просить тебя, не иной кто, как я Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа. Молю тебя о сыне моем Онисиме, коего родил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а ныне весьма благопотребен и тебе и мне, и его возвращаю тебе; ты же прими его, как сердце мое. И я хотел у себя удержать его, чтоб он вместо тебя послужил мне в узах моих, кои приял за благовестие. Но без твоего согласия ничего не хотел делать, чтобы доброе дело твое было не вынужденное, а добровольное. Может быть, он для того и был отлучен от тебя на время, чтобы потом ты получил его навсегда, но уже не как раба, но выше раба, как брата возлюбленного, особенно мне, а тем более тебе, и по плоти и о Господе. Итак, если имеешь общение со мною, то прими его как меня. Если же он нанес тебе какой вред или должен тебе, считай это на мне. Я Павел написал моею рукою: я заплачу тебе. Не говорю уже о том, что ты и самим собою мне должен. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя о Господе: успокой мое сердце о Господе. Надеясь на послушание твое, написал я тебе, зная, что ты сделаешь и больше того, чего прошу. А вместе приготовь и мне помещение, ибо надеюсь, что по молитвам вашим дарован буду вам. Привет тебе от Епафраса, узника вместе со мною ради Христа Иисуса; от Марка, Аристарха, Димаса, Луки, сотрудников моих. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь. Читать далее Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. - С.-Петербург : Синод. тип., 1906. – VI, 629, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1234 . См. доказательства в Bleek, vol. I, pp. 338–375. Некоторые толкователи просто закрывают на это глаза, см. Speaker " s Сот., р. 13. 1235 Что касается остальных друзей Павла, кандидатура Тимофея исключается упоминанием о нем в Евр. 13:23. Кандидатуры Марка, Димаса, Тита, Тихика, Епафродита, Епафраса, Аристарха, Акилы, Иисуса Иуста никогда не выдвигались. В пользу Силуана, или Силы, ссылаясь на его видное положение (Деян. 15:22,27,34,40; 16:19; 1 Пет. 5:12), высказывались Бёме, Минстер и Рим (pp. 890 sqq.). 1236 Тертуллиан, Ульман, Визелер, Тирш, Ритчль, Ренан, Цан. У. Р. Смит (в «Британской энциклопедии») также склоняется к кандидатуре Варнавы. 1237 Климент Александрийский (который, однако, ошибочно считал Луку всего лишь переводчиком послания), Кальвин, Гроций, Крелль, Эбрард, Дилич, Доллингер. Эбрард полагает, что Лука написал это послание от имени и по поручению Павла, который сообщил ему общий план и основные мысли. В такой форме гипотеза об авторстве Луки наиболее приемлема, однако она не объясняет богословские расхождения. 1238 Дилич преувеличивает значимость филологических доводов; надуманные или натянутые аналогии скорее компрометируют подобную точку зрения, чем свидетельствуют в ее пользу. См. критические замечания Люнемана (pp. 24–31). 1239 Субъективное мнение, которое Ориген высказывает (Κλμης γενμενος επσκοπος Ρωμαων γραψε τν πιστολν) наряду с гипотезой об авторстве Луки. Было подхвачено Эразмом и Биспингом. 1240 Лютер, Озиандер, Нортон, Землер, Блик, Толук, Креднер, Реусс, Бунзен, Гильгенфельд, Ланге, Молль, Кендрик, Олфорд, Люнеман, Куртц, Сэмюэл Дэвидсон, А. Б. Дэвидсон. Гипотеза об авторстве Аполлоса пользовалась наибольшей популярностью до тех пор, пока в последние несколько лет Ренан, Цан и У. Робертсон вновь не привлекли внимание к гипотезе об авторстве Варнавы. Рим колебался между Аполлосом и Силуаном, но в результате обстоятельной и здравой дискуссии, как и Ориген, смиренно признался в своем невежестве (с. 894). 1241 Послание к коринфянам, гл. 47. 1242

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

νδσασθε – наденьте на все это любовь), потому что только подпоясанный человек является вполне одетым и готовым к шествию, и точно так же, только при любви получают значение все прочие добродетели (она есть σνδεσμος τς τελειτητος). Мир Божий или от Бога, который является в таком украшенном добродетелями человеке, должен решить победу христиан или помочь христианам достигнуть небесной награды (βραβεετω ср. 2:18). При этом обновлении большую пользу приносит слово Божие и апостол желает, чтобы к нему прибегали христиане как можно чаще, вразумляя им друг друга в различных обстоятельствах жизни. Точно так же, взамен прежней языческой болтовни и языческих песен, христиане должны посредством новых песней разного содержания (гимнов, псалмов и од) с особенным одушевлением (ν χριτι) и, притом, от искреннего сердца воспевать Господа на своих домашних собраниях (ср. Еф.5:19 ). Вследствие этого почтения к Слову Божию, все в жизни христиан должно освящаться именем Христовым, все должно быть достойно последователей Христа, и за все должно быть возносимо благодарение Богу (ст. 12–17). Затем следуют наставления членам семьи, почти до буквальности сходные с наставлениями, находящимися в послании к Ефесянам (ст. 18–25 и 6:1. ср. Еф. гл. 5 и 6). Глава 4-я. Увещания общего содержания. Извещение апостола о себе и приветствия Колоссянам Закончив увещательную часть послания, ап. говорит, что самое послание он посылает с Тихиком и с Онисимом, родом Колоссянином. Первый должен известить колоссян о положении апостола, а с другой стороны ознакомиться с состоянием колоссян и утешить их души (ст. 7–9). Затем ап. приветствует колоссян от лица своего товарища по заключению Аристарха, родом из Солуни ( Деян.20:4 ), от лица Марка, племянника Варнавы, о котором колоссяне получили было от апостола какие-то предписания (вероятно, запрещавшие этому не твердому в своем деле проповеднику евангелия церковно-общественную деятельность см. Деян.15:37:38 ), но которого теперь ап. велит принять. Затем следуют приветствия от Иисуса Юста, вероятно, римского иудея, от известного коллосянам Епафраса, их просветителя, от Луки, евангелиста и ближайшего друга апостола, и от некоего Димаса (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

б) Апостол видит в разлучении Онисима с Филимоном нарочитую руку Промысла Божия. Раб Онисим как бы затем и отлучился на время в Рим, чтобы сподобиться там крещения, и чтобы потом господин его принял навсегда уже не как раба, но выше раба – как брата возлюбленного ( Флм. 15, 16 ). в) Апостол настолько полюбил Онисима и в такое крепкое принял общение с собой, что если Филимон дорожит общением с Апостолом Павлом, то должен принять и Онисима, как самого Апостола Павла ( Флм. 17 ). г) Если от самовольного удаления Онисимова Филимон потерпел какие-либо убытки, то Апостол обещается заплатить их, говоря в то же время, что Филимон самим собою должен ему, т. е. с погибельного пути язычества поставлен Апостолом Павлом на христианский путь к вечному спасению ( Флм. 18, 19 ). д) Как единственной за сие награды Апостол и просит успокоить его сердце в Господе за Онисима, выражая надежду, что Филимон сделал бы и гораздо большее для своего учителя и просветителя ( Флм. 20, 21 ). IV. В заключении ( Флм. 20, 21 ) св. Павел делает распоряжение насчет того, чтобы Филимон приготовил для него помещение, ибо Апостол выражает надежду на скорое освобождение из римского своего заключения. Послание заключается прощальными приветствиями от Епафраса, соузника Павлова, также от Марка, Аристарха, Димаса и Луки, сотрудников Павловых, и желанием благодати Господней от самого Павла. 131 Что Филимон имел свое местожительство в Колоссах, это видно из того, что домочадца его Архиппа Апостол приветствует между прочим и в послании к Колоссянам ( Кол. 4:17 ), которое послано было в одно время с посланием к Филимону, и даже чрез одних и тех же лиц. 132 О своем узничестве св. Ап. Павел неоднократно упоминает в ходатайственном послании за Онисима к Филимону (ст. 1, 9, 10, 13, 23). 133 Что это было первое римское узничество, видно из того, что Апостол предвидит скорое свое освобождение, и даже собирается посетить Филимона, прямо назначая для себя у него приют; ибо надеюсь, – говорит, – что по молитвам вашим я буду дарован вам ( Флм. 22 ). Читать далее Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

29. Святых младенец мучеников четыренадесяти тысящ, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме. Преподобнаго отца нашего Маркелла, игумена обители Неусыпающих (485). Преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI – XII). Преподобнаго Феофила Омучскаго (XV). Преподобнаго Фаддея Исповедника (818). 30. Святыя мученицы Анисии (285–305). Преподобнаго Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Преподобнаго Даниила Переяславскаго (обретение мощей, 1652). Апостола от 70-ти Тимона (I). Мученика Филетера Никомидийскаго (311). Преподобныя Феодоры Кесарийския (VIII). Преподобныя Феодоры Цареградския (X). 31. Преподобныя Мелании Римляныни (439). В сей день отдается Рождества Христова праздник. Месяц Январь 1. Еже по плоти обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийския (379). Мученика Василия Анкирскаго (ок. 362). Запев на 9-й песни: Величай, душе моя, по закону плотию обрезавшагося Господа. Отпуст: Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш: Зри: Суббота пред Просвещением. Неделя пред Просвещением (между 1 и 5 ианнуария). 2. Предпразднство Просвещения (Богоявления). Святителя Сильвестра, папы Римскаго (335). Преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца (1833). Преподобнаго Сильвестра Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Праведныя Иулиании Лазаревския, Муромския (1604). Священномученика Феогена, епископа Парийскаго (ок. 320). 3. Святаго пророка Малахии (400 г. до Р. X.). Мученика Гордия (IV). 4. Собор святых 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки, евангелистов, Клеопы (брата Иосифа Обручника), Симеона, Варнавы, Иосия (он же Варсава, Иуст), Фаддея, Анании, Стефана архидиакона, первомученика, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента (Криска), Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия , Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта (Кварта), Евода, Онисифора, Климента (Клима), Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка (он же Иоанн), Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка (племянника апостола Варнавы ), Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно Симеону Метафрасту (PG. 115. Col. 1129), который, возможно, заимствовал сведения из неизданных греч. Житий Л. (BHG, N 990 y-z), апостол учился в Египте и Греции. О судьбе Л. после смерти ап. Павла существуют различные версии. Свт. Епифаний Кипрский сообщает, что он проповедовал в Далмации, Галлии, Италии и Македонии ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 51. 11//PG. 41. Col. 909), свт. Григорий Богослов ( Greg. Nazianz. Or. 33. 11//PG. 36. Col. 228) - в Ахайе (блж. Иероним добавляет к ней Беотию), Симеон Метафраст - в Ливии, Египте (в т. ч. в Фиваиде) и Беотии (PG. 115. Col. 1136), по анонимному «Списку апостолов» из рукописи Vindob. Theol. gr. 95 (кон. XV в.) - в Иберии, Абазгии, Алании, Зихии и до Месопотамии. Согласно Гомилии Исихия Иерусалимского BHG, N 993a (Les homélies festales. 1980. Р. 948-950), «Хождению и преставлению ап. Луки» BHG, N 992 ( Meyer. 1890. S. 430) и Житию Симеона Метафраста BHG, N 991 (PG. 115. Col. 1137), Л. мирно почил в Фивах Беотийских, в «Списках апостолов» он назван епископом этого города (эти сведения впосл. вошли в визант. Синаксари - SynCP. Col. 148). Сообщение свт. Григория Богослова о мученической смерти Л. ( Greg. Nazianz. Or. 4. 69//PG. 35. Col. 589) неоднократно повторялось в более поздних источниках, напр. в ряде визант. Синаксарей (Laurent. San Marco 787, 1050 г.- SynCP. Col. 147-148). Информация о Л. во всех текстах краткая, большая часть - это похвалы апостолу, что, по всей видимости, отражает скудость сохранившихся о нем сведений. Ап. Лука. Роспись в катакомбах Коммодиллы в Риме. 2-я пол. VI в. Ап. Лука. Роспись в катакомбах Коммодиллы в Риме. 2-я пол. VI в. С «элладской» версией проповеди Л. связано и т. н. Послание ап. Луки, к-рое сохранилось в 2 вост. редакциях (на сирийском, коптском бохайрском, арабском и эфиоп. языках) и якобы было найдено свт. Василием Великим в Иерусалиме в доме Марии, матери ап. Иоанна Марка ( Esbroeck. 2004). Этот псевдоэпиграф, как отмечено в тексте, представляет собой ответ общинам Иерусалима и Галилеи на послание, отправленное через фессалоникийцев Тита и Варнаву по поводу строительства церквей для обращенных из язычников. Суть дела такова: обращенные в Коринфе не помещаются в доме Аристарха, и поэтому апостолы Павел и Варнава пишут в Антиохию, чтобы там нашли место для собрания обращенных. Получив это послание, апостолы Петр и Иоанн молятся и постятся 7 дней (до 6 июня), после чего облака приносят всех апостолов в дом Аристарха, а затем являются Христос и Богоматерь. Спаситель велит строить церкви для обращенных язычников и отправляет ап. Петра в Филиппы, где тот закладывает церковь. Христос приглашает всех на освящение ц. во имя Пресв. Богородицы 15 июня, и ап. Павел проповедует в течение месяца в Коринфе и Филиппах. После освящения храма Спаситель призывает строить церкви повсюду и возносится с Богоматерью на небо. Текст явно зависит от апокрифического «Успения Богородицы» и возник в VI в., вероятно, в монофизитской среде.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010