—93— Глава II. Спутники Спутники и сотрудники св. Ап. Павла при начале третьего путешествия Сотрудники Ап. Павла и его отношение к ним. – Их сотрудничество. – Возможность быть спутниками св. Ап. Павла в начала третьего путешествия для Тимофея, Тита и второго, не названного по имени, спутника Тита. – Тождество Эраста, οκονμος ’а τς πλεως, с Эрастом – спутником. – Присоединение к спутникам св. Павла Гаия и Аристарха. – Присутствие при св. Ап. Павле спутников в начала третьего путешествия. – Тимофей – любимейший сотрудник. – Природа Ликаонии, родины св. Тимофея. – Отечественный город св. Тимофея – Листра. – Воспитание Тимофея. – Св. Тимофей–христианин и призвание его св. Ап. Павлом к сотрудничеству в апостольских подвигах. – Сотрудничество Тимофея св. Ап. Павлу. – Эраст. – Гаий и Аристарх. – Характеристические черты пятого спутника св. Ап. Павла при начала его третьего путешествия. – Кто именно был этот спутник? Св. Ап. Павел в начале своей апостольской деятельности не имел сотрудников. В дамасских синагогах он проповедовал один 843 ; приобщенный к лику иерусалимских Апостолов и братии, благодаря содействию Варнавы, он тогда также проповедовал без сотрудников 844 ; а в первое время своей антиохийской деятельности он даже сам является в качестве сотрудника св. Ап. Варнавы. 845 – Но по мере того, как, по указанию Божию, постепенно все более и более расширялись пределы деятельности св. Апостола, когда его слово наконец раздалось в многолюдных языческих центрах, когда его —94— проповедь встретила многочисленных врагов, когда ему приходилось иметь постоянно заботу о всех многочисленных, основанных им, церквах, когда, словом, дело его апостольства расширилось до последней степени, он, по естественной необходимости, начинает озабочиваться приисканием для себя достойных сподвижников на трудном апостольском поприще. Так, по особому указанию Божию, в свое первое путешествие он берет Ап. Варнаву, а также и Марка-Иоанна. 846 Когда он вместе с Ап. Варнавой был в Ликаонии, то тут же находились и ο περ Παλον. 847 Когда перед началом второго путешествия приглашаемый им в спутники Ап. Варнава отказался сопровождать его, то он был озабочен приисканием другого сотрудника и, наконец, избрал себе (πιλεξμενος) Силу. 848 Встретив после, во время второго путешествия, Тимофея, он пожелал и его взять с собою (τοτον θλησεν Παλος σν ατ ξελθεν). 849 Встретившись в Коринфе с Прискиллой и Акилой, он приглашает их отправиться с собою на проповедь и делает их своими сотрудниками. 850 Впоследствии число подобных сослужителей св. Павла, как бывших при нем почти постоянно, так и сотрудничавших ему только некоторое время, возрастает до значительного количества. 851 По-ви-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( < < back) Агриппа — это был Arpunna II-oй, сын Ирода Arpunnы I-ro, последний царь из фамилии Иродов, владетель некоторых областей в Сирии. ( < < back) нынешняя Мальта, остров на юг от Сицилии; на Мальте и доселе существует предание о пребывании там Апостола Павла. ( < < back) приморский город на юго-восточном берегу Сицилии, в 18 милях от Мальты. ( < < back) ныне Реджио, в южной Италии, против Мессины, на северо-восточном берегу Сицилии. Путеолы — ныне Пуццоло, приморский город близ Неаполя. ( < < back) площадь — небольшой городок, около 60 верст от Рима. Три гостиницы — местечко в 15 верстах от Рима. ( < < back) Памфил — епископ Кесарии палестинской (268–340 гг.), церковный историк, близко стоявший ко многим великим событиям своего времени. ( < < back) Метафраст — собиратель и составитель житий святых, секретарь императора Kohcmahmuha VII; скончался ок. 940 г. ( < < back) Каллист — греческий церковный историк; особенно замечательна его «Церковная История» в 23 книгах, из коих до нас дошли первые 18, а из остальных только отрывки; скончался в 1350 г. ( < < back) римский император (54–68 гг.) запятнал себя своею жестокостью даже по отношении к самым близким своим родным и в особенности по отношению к христианам. Вместе с тем он был покровителем ученых, поэтов, певцов и сам участвовал в Олимпийских играх. Тщеславный, развратный, необузданный, он возбудил против себя заговор и принужден был умертвить себя. ( < < back) Апостол Павел оставил нам в своих посланиях имена и других сотрудников своих. Они с такой любовью помогали ему, и сам он так был доволен ими, что в очерке жизни его следует упомянуть хотя о некоторых из них, о которых он сам с благодарностью вспоминает. Так, например, он называет Луку, по всем церквам похваляемого за Евангелие и притом избранного от церквей сопутствовать Павлу для благотворения (2 Кор.8:18–19), Тимофея, который подобно Апостолу трудился для дела Господня, и Павел не имел никого равно усердного. Тимофей служит ему в благовествовании как сын отцу (1 Кор.16:10; Флп.2:19–22); называет Тихика, как возлюбленного брата и верного в Господе служителя, способного доставить сердечное утешение (Ефес.6:21–22); Прискиллу и Акиллу, сотрудников своих во Христе Иисусе (Рим.16:3); Епафраса, возлюбленного сотрудника своего и верного служителя Христова (Кол.1:7); Аристарха, Марка, Иуста, сотрудников для Царствия Божия и как свою отраду (Кол.4:10–11); Тита, истинного сына по общей вере, которому Павел поручал довершить в Крите неоконченное, который утешал его и своим прибытием, и радостью, и расположенностью к верующим: «это мой товарищ и сотрудник» (Тит.1:4–5; 2 Кор.7:6,13,15; 8:23); Сосфена, бывшего потом епископом в Колофоне (1 Кор.1:1). Вспомним, наконец, Силу, который вместе с Тимофеем остался в Берии среди всех опасностей, лишь бы утвердить братию в вере, согласно желанию Ап. Павла (Деян.17:13–15). И много их было даже по имени не названных, и только по делам любви своей памятных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Едва ли нужно аргументировать специально, что такое двойственное посредство – Антиохийской общины и Апостола Павла – открывало широкую и верную возможность собрать хороший и обильный материал касательно исторических судеб возрастающего христианства. Так, насчет обращения Савла заимствовано, конечно, из уст его самого, а это величайшее событие было тесно связано с деятельностью Стефана, речь которого должна была глубоко запечатлеться в душе молодого фарисея и иногда тенденциозно считается первоосновой богословия Павлова, но, несомненно, слышится известными созвучиями в апостольских посланиях. Следовательно, и по этому предмету источник ясен и безупречен. В остальном проследить его труднее, хотя и там достаточно опорных пунктов. Отмечается, что вместе с Павлом референт был в Кесарии у Филиппа (XXI, 8), и этот последний, активно участвовавший в первохристианских движениях (VI, 5.VII,5 сл.), – разумеется, – не замедлил посвятить во все тайники славного прошлого касательно провозглашения имени Распятого 349 . Не маловажно, что в это время приходил сюда и Иерусалимский пророк Агав (XXI, 10), имевший прочную и обширную информацию о первенствующем христианстве. За сим достойно внимания, что огорчивший некогда св. Павла Иоанн Марк снова снискал его отеческое благоволение и был с ним в Риме ( Koл. IV, 10 ; Филим. 24 и ср. 2Tuм. IV, 11 ), где находился и Дееписатель. Такая встреча и содружество гарантировали многое. Племянник Варнавы ( Koл. IV, 10 ) был сыном Марии, владевшей в Иерусалиме собственным домом, который, видимо, был давним и обычным, общепринятым прибежищем для верующих (Деян. Xll, 12). Само собою понятно, что в этой благочестивой семье тщательно собирались и заботливо сохранялись дорогие христианские предания и светлые воспоминания. Их известность Марку бесспорна, но не менее несомненно, что он в точности сообщил о них своему сотоварищу, если мы видим, что последний с наглядной пунктуальностью и яркою живостью говорит об избавлении св. Петра, не забывая даже «отроковицы» Роды, с ее опасениями, радостями и пр. Наконец, имя Марка встречается в первом Петровом послании (V, 13), и все древние авторитетные данные удостоверяют его теснейшую связь с этим Апостолом, почему он был носителем и «истолкователем» традиций Петровых, т. е. древних, полных и бесспорных. Возможно еще участие Аристарха, Гаия 350 и Силы 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

— Прости меня, раб Божий, за то, что я, питая любовь и веру к твоей святости, осмелился войти к тебе. Молю твое преподобие, напутствуй меня на дорогу твоим благословением, чтобы мне, охраняемому твоими святыми молитвами, благополучно путешествовать. Когда Иоанн говорил это, — в ответ не было ни гласа, ни послушания, потому что святая душа преподобного отошла уже к Господу, и в то время по всей келии распространялось сильное благоухание. Увидев, что преподобный ничего ему не отвечает, и подумав, что он спит, Иоанн подошел к нему и коснулся его рукой; но, убедившись, что он скончался о Господе, — ужаснулся и вместе с тем умилился и испустил теплые слезы из очей. В то время возвращался от больного игумен Нафанаил. Он вошел в келию и, увидев, что святой преставился, горько плакал и лобызал его честное тело. Игумен и купец рассказывали друг другу о преподобном, первый — как он сподобился вчера преподать угоднику Божьему Божественные Тайны, а второй — как удостоился насладиться полезной для души беседой с преподобным. После надгробных песнопений они похоронили святое тело преподобного, отдавши землю земле. Скончался преподобный Савватий в двадцать седьмой день сентября месяца 13 ]. В этой день и память его почитается во славу Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святого Духа, Ему же честь и поклонение во веки. Аминь.   Тропарь, глас 3: Удалився мира, и водворився пустыню, добрым подвигом подвизался еси, злостраданием и вниманием и молитвами: отонудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш. Моли Христа Бога, спастися душам нашим.   Кондак, глас 2: Житейския молвы отбег, вселился еси в морский остров мудре, и крест твой взем, Христу последовал еси, в молитвах и во бдениих и в пощениих, злостраданьми плоть твою изнуряя. Тем был еси преподобных удобрение: сего ради любовию память твою празднуем, преподобне Савватие, моли Христа Бога непрестанно о всех нас Память святых Апостолов Марка, Аристарха и Зины Святой Апостол Марк, называвшийся Иоанном 1 ], о котором упоминает святой Лука в книге Деяний святых апостолов (Деян.15:37), был поставлен Апостолами епископом в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Скачать epub pdf 6087 Спутник Апостолов Павла и Варнавы в первом их апостольском путешествии; во втором апостольском путешествии Апостола Павла, Ап. Варнава, отделившись от Апостола языков, предпринял вместе с Иоанном Марком отдельное апостольское путешествие. 6088 Апамея Сирийская находилась в юго-западной Сирии, при самой большой реке Сирии Оронте, который около этого города вытекает из-под земли, образуя собою большое озеро. Апамея в древности была главным городом области Сирии Апамены и получила свое наименование по Апаме жене Селевка I Никатора, правителя Сирии, которому город этот и был обязан своим значением. 6089 Св. Зина был ученик и сотрудник Ап. Павла. Около 64 года по Р. Х., когда Ап. Павел писал свое послание к Титу, он трудился на Крите вместе с Титом. Законниками (иначе – книжниками) назывались ученые люди, составлявшие из себя среди грубой и простой черни класс особенно привилегированных людей, сведущих в законоведении и ведавших юридические дела в церковных судилищах. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Родственники репрессированных в Мариинске священников почтут их память 8 августа 2008 г. 15:04 14 августа на городском кладбище Мариинска у братской могилы репрессированных в годы Советской власти священнослужителей и политических деятелей будет отслужена заупокойная лития. Богослужение совершит благочинный церквей Мариинского округа протоиерей Алексей Баранов. Перед литией в Никольском храме Мариинска будут отслужены Божественная литургия и панихида. Почтить память новомученников соберутся представители муниципальной администрации, местные верующие и родственники погибших, среди которых 92-летняя дочь Софья Георгиевна и внуки расстрелянного в 1937 году протоиерея Георгия Непомнящих из Москвы. Братская могила репрессированных в Мариинске священников и политдеятелей, отбывавших срок в кузбасских тюрьмах и лагерях, найдена в конце 2007 года усилиями благочинного округа протоиерея Алексея Баранова и местных верующих. По его словам, на это понадобилось 8 лет. В результате поисков обнаружены также расположенные неподалеку могилы протоиерея Митрофана Остапчука из Одессы (Украина), священника Геннадия Голубовича из Луцка (Украина), священника Марка Снегирева из Екатеринбурга (Россия) и священника Дмитрия, фамилию и место жительства которого установить не удалось. Также найдены могилы матушки Евфросинии и Нины — жены и дочери священника Геннадия Голубовича. В начале августа на братской могиле отец Алексей с прихожанами установили деревянный поклонный крест, высотой 5 метров. В ближайшее время о захороненных в Мариинске священниках будет издана документальная книга. Ее авторами являются протоиерей Алексей Баранов и штатный пономарь местного Никольского храма Владимир Винников. Выпуск книги по благословению епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха будет приурочен к празднованию в сентябре 2008 года 15-летия Кемеровской епархии . Сайт Кемеровской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/446173.htm...

В апреле только три службы: св. Георгия 23, евангел. Марка 25 и апост. Иакова 30. 1 авг. не говорится о выносе креста. Августа 6 положено петь антифоны и елицы во Христа крестистеся. Синаксарь устава монастыря Богородицы Мили 1292 г. имеет памяти на все дни года и вообще сходен с Иерусалимским, где расходится с Иерусалимским, там сходствует часто с Евергетндским или с другими восточными уставами. Особенностей довольно. Марта 4 вместо Герасима мученика Исихия, так и в Евергетидском, 28 марта Марка арефусийского по Студ. минее, 31 св. муч. Феофила, так и в Евергет. Апреля 4 Феодула и Агафопода, а 5 пр. Феодоры Солунския, так в Студ. минее и в Евергет. Есть и в других местах сходство с Евергетидским. Апр. 13 папы Мартина вместо 14, а 14 ап. Аристарха, Пуда и Трофима вместо 15, так и в славянских Студийских древних минеях XI-XII в. и Евергетид. 11 мая рождение Царяграда. Мая 13 Мефодия патриарха со Студ. минеями XII в. Июня 9 Ореста и Диомида. В других службы им не найдено, но память есть. 20 июня Инны, Пинны и Риммы. Показана служба только в минее Иерус. библ. X-XI. Т. II. 125 с каноном Иосифа. Июля 6 свв. мучеников Руфа и иже с ним. Нет их сегодня ни в восточных, ни в западных памятниках агиологии. Июля 5 св. муч. Асклипиада и дружины его. Нет ни в восточных, ни в западных. Есть 3 июля Асклипиодот с другими, но службы им нет. Авг. 1 выноса креста нет. Августа 4 св. мучч. Катидия и Катидиана и преподобномуч. Евдокии. Первые есть в восточных месяцесловах, но службы им нет. Находятся в этом месяцеслове весьма не многие следующие западные святые: 12 мая преп. Филиппа Аргирия, пресвитера в Сицилии в г. Алжирон. Есть в Р. М. и Син. 2. (В Деян. мая 111. 26–33 и прилож. 1–7). Жил при импер. Аркадии. Житие признается сомнительным. Июля 5 св. муч. Стефана, Сократа и дружины их, лежащих в Регии калаврийской. Стефан первый епископ Регии. Есть и в восточных некоторых месяцесловах. Июля 15 Сенатора, Виатора и Кассиодора и матери их Доминаты. Мученики неизвестные. Мощи их в Калабрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Лукавствия покорил еси духи, Духа Святаго явився сосуд,/силу тебе вдохнувшаго, Богоносе всеблаженне Феоктисте. Словесною палицею твоею, преподобне,/на пажити постничества, отче, воспитал еси словесную твою паству/и ко ограде Небесней направил еси. Богородичен: Небо прострый мановением/иное на земли Небо Тя показа, Богородительнице Непорочная,/и из Тебе сущим во тьме явися. Кондак апостолов, глас 2. Подобен: Вышних ища: Христовых учеников лик седмьдесят/Божественно, вернии, в песнех восхвалим,/теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную,/и пребывают светильницы Божественныя веры. Икос: Седмьдесяти апостолов лик согласно, вернии,/священными песнопеньми да восхвалим:/Стефана, Прохора же, и Силу, и Никанора,/Тимона, и Амплия и Пармена,/Апеллия же, Иакова, Филиппа,/Аристарха, и Марка, и Матфия, и Иродиона,/Крискена и Флегонта,/Варнаву, Лина и Олимпа,/Ананию, Луку и Асинкрита и прочия,/пребывают бо светильницы Божественныя веры. Песнь 7 Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел/преподобным отроком,/халдеи же опаляющее/веление Божие мучителя увеща вопити:/благословен еси. Боже отец наших. Како Тя струи подымут речныя, сладости суща потока, Христе?/Како Предтеча прострет руку на Тя, рукою создавшего его/и от руки льстиваго избавльшаго ны? Струя, Господи сый, благости, ко струям Иорданским како приходиши,/нетления водами ища напоити/вкушением лукавым низложенныя во тлю завистию змия? Да каплют горы радование,/и холми да взыграют, веселящеся,/реки да восплещут рукою:/явися, грядет Христос в реце человеческая погрузити прегрешения. Ин. Апостолов Ирмос: Не послужиша твари Богомудрни/паче Создавшаго,/но, огненное прещение мужески поправше,/радовахуся, поюще:/препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Уловивше словом, извлекосте из глубины безбожия языки многоразсеянныя,/знаменьми и чудесы утвердивше мудрования сих,/мудрии апостоли, путевожди заблуждших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кораблекрушение во время путешествия ап. Павла (XXVII, 1-XXVIII, 15) Рассказ Деяний ап. о путешествии ап. Павла из Кесарии в Рим обставлен такими подробностями, что нам остается только повторить его, дополняя его по местам географическими и техническими замечаниями. Путешествие до Мир Ликийских (1–5). Лука, пришедший с Павлом в Иудею, совершенно исчезает из виду до времени отъезда в Рим. Его имя встречается только в приветствиях в двух посланиях, и нельзя определенно сказать, был ли он постоянно с апостолом; но образ выражения, каким снова изображается появление его на сцену, достаточно показывает, что он не оставлял Павла или, по крайней мере, не упускал его из виду. «Решено было, говорит он, плыть нам в Италию» ( Деян. 27, 1 ). Это нам, как увидим далее, касается и Аристарха, которого в послании к Колоссянам Павел называет заключенным вместе с собою (4, 10). Те, которые признают, что послание к Колоссянам написано из Рима, заключают отсюда, что Аристарх действительно, по крайней мерс, некоторое время был в темнице вместе с Павлом. Предание добавляет, что он даже и пострадал вместе с апостолом. Но если мы признаем, что послание написано из Кесарии, то такое объяснение теряет значение. По рассказу Деяний, Аристарх свободен и отправляется с Павлом добровольно. Если же послание написано из Рима, чего мы не допускаем, то выражение: «заключенный вместе со мною» не может указывать на заключение в собственном смысле слова. Так как Павел разделяет честь своего апостольства со всеми, трудившимися или содействовавшими успеху Евангелия, называя их своими «сотрудниками», то по смирению и из благодарности разделяет и честь страданий со всеми, кто был предан ему во время его страданий. Если же Аристарх назван им «заключенным вместе со мною», а Лука только «возлюбленным врачом», то это объясняется какими-нибудь неизвестными нам обстоятельствами и не уничтожает верности заключения, выведенного из целого ряда фактов. «Когда наступило время... то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию» ( Деян. 27, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

15-е Святых Апостолов от 70-ти: Аристарха, Пуда и Трофима О Св. Аристархе, обращённом к И. X. Апост. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.19:29 ), что ремесленники, делавшие серебряные храмы Артемиды и получавшие от того немалую прибыль, возмутились против Апост. Павла и спутников его, проповедовавших, что «делаемые руками человеческими не суть боги», и, «схватив Македонян Гаия и Аристарха, они единодушно устремились на зрелище» ... Другое упоминание об Ап. Аристархе – в послании Ап. Павла к Колоссянам – свидетельствует о том, что он был узником вместе с Ап. Павлом: «Приветствует вас Аристарх, заключённый вместе со мной» ... (Посл. Кол.4:10 ). Ещё упоминает о нём св. Павел в послании к Филимону: «приветствуют тебя Епафрас, Марк, Аристарх и другие сотрудники мои» ( Флм.1:23 ). Аристарх был епископом в Апамее Сирской. – Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с Апп. Павлом, Пудом и Трофимом. Св. Пуд, упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею ( 2Тим.4:21 ): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был Римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы Церковью. Об Ап. Трофиме, бывшем родом из Ефеса, обращённом ко Христу св. Ап. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.20:4,21:29 ), что он сопровождал Ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею ( 2Тим.4:20 ) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими Апостолами. Святых мучениц Василисы и Анастасии Просвещённые верой Христовой от самих Апостолов, эти благородные Римлянки, посвятив себя на служение Христу, погребали замученных в Риме за исповедание Иисуса Христа и за это сами после истязаний обезглавлены при Нероне. – Мощи их в Риме, в церкви Божией Матери – Умиротворительницы. Свв. мучч. Сухия и 16 Месукевийцев

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010