3. Соделывает чадом Божиим и членом тела Христова – Церкви. Вси бо вы, – говорит св. Апостол Христианам, – сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся... вси бо вы едино есте о Христе Иисусе ( Гал. 3:26, 27, 28 ). И в другом месте: ибо единем Духом мы вси во едино тело крестихомся, аще Иудеи, аще Еллини, или раби, или свободни: и вси единем Духом напоихомся ( 1Кор. 12:13 ). 4. Спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни. Иже веру имет, – сказал Спаситель, – и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк. 16:16 ). Все эти действия благодати в таинстве крещения нераздельны между собою. Возрождая человека, она тем самым очищает его от всякого греха, оправдывает и освящает. Очищая от грехов, тем самым спасает от вечных наказаний за грехи. А оправдывая пред Богом и освящая, тем самым соделывает чадом Божиим, членом тела Христова и наследником жизни вечной. II. Вследствие таких действий, производимых таинством крещения в душах верующих, православная Церковь , последуя Слову Божьему ( Еф . 4:6 ), научает нас исповедовать «едино крещение», едино в том смысле, что крещение преподается каждому человеку только однажды, и если совершено правильно, ни для кого повторяться не может (Простр. Хр. Катех. о крещ.). Ибо таинство это в собственном смысле раждает нас в жизнь духовную ( Ин. 3:5 ). Но как для жизни естественной каждый человек может родиться только однажды, так точно – и для жизни духовной; как при естественном рождении каждый из нас получает от природы определенный вид, образ, остающейся с нами навсегда, так точно и при духовном нашем рождении, таинство крещения полагает на каждого неизгладимую печать, которая остается на крестившемся всегда, хотя бы он после крещения наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры (Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 16). Посему-то все, даже крещенные еретиками, если только были крещены правильно во имя Пресв. Троицы, по древним правилам церковным (I всел. Соб. прав. 8; II всел. 7; VI всел. 95), не были перекрещиваемы вновь, когда они приходили к православной Церкви, и не перекрещиваются ныне, – а были присоединяемы и присоединяются к ней через возложение рук, или через таинство миропомазания (Карфаг. прав. 68; Лаод. 7). Вновь же было преподаваемо крещение и преподается только тем, которые крещены прежде неправильно, не во имя Пресв. Троицы, не по Господню установлению, и которые след. вовсе не сподобились благодати этого таинства (Лаод. 8; II всел. прав. 7; IV всел. пр. 95). § 139. Необходимость крещения для всех; крещение младенцев; крещение кровью

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Соб. пр. 31, 59; VII Всел. Соб. пр. 10; Лаод. Соб. пр. 58; Двукр. Соб. пр. 12), исключая Таинства Крещния в случае крайней нужды, напр. при тяжкой болезни крещаемого. Назначенный для служения в известной церкви пресвитер не может без грамоты епископа переходить к другой церкви, а тем более в епархию другую; в противном случае он лишается предоставленных ему прав и преимуществ (Ап. пр. 15; I Всел. Соб. пр. 15–16; IV Всел. Соб. пр. 5, 10, 20; VI Всел. Соб. пр. 17 и 18; Ант. Соб. пр. 3; Сард. Соб. пр. 16 и др.). Карфагенский Собор простирает строгость в этом отношении до того, что если кто из клириков хотя однажды исправлял должность при церкви, к которой рукоположен, то принадлежит к ее клиру, и ни сам произвольно, ни по вызову других епископов, но без воли и согласия своего епископа, уже не может быть принят в клир другой церкви (Карф. соб. пр. 101). Когда же пресвитер переводится из одной церкви к другой по изволению или распоряжению епархиального епископа, то уже не должен числиться при двух церквях и не должен принимать никакого участия в делах прежней церкви и причисленных к ней храмов мученических, находящихся при богадельнях или странноприимных домах (IV Всел. Соб. пр. 10). Впрочем, VII Всел. Соб. пр. 15 не распространяет силу этого требования на те места, в которых был недостаток в клириках, и где невозможно было назначить особый клир к каждой домовой или приписной вообще церкви. Не только переход из одной епархии в другую или перемещение от одной церкви к другой, хотя бы одного округа, без воли епископа возбраняется пресвитеру под угрозой лишения прав и преимуществ, но и произвольное путешествие. Предпринять путешествие пресвитер может только с грамотой епископа – по воле его, и то по нужде и на короткое время (Лаод. Соб. пр. 41–42, сн. Ап. пр. 12, 33; IV Всел. Соб. пр. 13; Сард. Соб. пр. 16 и 11–12), и только в таком случае пресвитер, отправляющийся по нужде в чужую епархию, мог пользоваться там полным уважением: ему, как почетному гостю, могли предоставить право совершать литургию и сказать поучение, вообще оказать братское общение и знаки уважения, как делали эту честь путешествующим епископам (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Молиться же непременно должно каждый день утром и вечером, пред обедом и ужином и после оных и по возможности при начале и окончании всякого дела. Катих. 106 стр. При начатии всякого и слова и дела лучший порядок начинать с Бога и Богом оканчивать. VI Всел. соб. прав. I (начало). Общественное богослужение: 1) почитание храма и святынь его.... И домы Божии почитаем и бывающие в них святые и полезные собрания с любовью приемлет – не потому, чтобы заключали благочестие в домах, но потому, что почитаем всякое место, созданное во имя Божие, и общее собрание в самой Церкви Божией на пользу общую с радостью допускаем и преизбыточествующие благотворения братии, раздаваемые согласно преданиям чрез посредство нищих, ублажаем. Кратко сказать: желаем, что бы в церкви было все, что предано божественными писаниями и Апостольскими преданиями. Гангрс. соб. пр. 21. Не должно устроять так называемые агапы (вечери любви) в зданиях, посвященных Господу, или Церквах, и есть и постилать возлежания внутри сей храмины. Дерзающие делать так или пусть перестанут, или да будут отлучены. IV Всел. соб. 74. Тоже в 28 пр. Лаод. соб. Не должно внутри священных оград устроять харчевни или предлагать съестные приготовления или производить другого рода мелочную торговлю, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, научая нас жизнью во плоти, повелел не делать дома Отца Своего домом торговли. Он рассыпал разменные деньги у менял и выгнал делающих священное место мирским. Посему, кто будет обличен в упомянутом преступлении, да будет отлучен. VI Всел. соб. пр. 76. Желаем, чтобы присутствующие в церквах при пении не употребляли бесчинных воплей и не насиловали естество к крику и не вводили чего-либо неприличного и несвойственного Церкви, но чтобы с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, видящему тайное; ибо священное слово учило сынов израилевых быть благоговейными. VI Всел. соб пр. 75. См. еще того же собора 88 и 97 прав. Никому из принадлежащих к разряду мирян не позволяется входить внутрь священного жертвенника; только отнюдь не запрещается это царской власти и достоинству, когда она захочет принести дары Создавшему, согласно некоему древнейшему преданию. VI Всел. соб. пр. 69. Срав. Лаод. соб. пр. 19. (конец).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Это понятно, но часто священнику позже приходится раскаяться в своей торопливости. Часто он при первых шагах службы чувствует, что во многом не уверен, многое не умеет. Мы знаем священников, которые после боялись совершать таинство крещения и обвинялись потом в обливанстве, неправильном крещении. Причина в том, что ни разу они не крестили под наблюдением опытного пастыря, не победили первой боязни перед трудным обрядом. Иногда у священника нет гармонии движений, уставной красоты внешних действий: это опять объясняется тем, что он не был направлен в самом начале. Конечно, можно научиться всему на деле, но это не так-то легко, и от многих шероховатостей службы спасся бы священник, если бы научился. Жалеть лишние три дня для практики совсем напрасно. Изучивши весь порядок общественного и частного богослужения, священник получает от рукополагавшего его епископа установленную грамоту за подписью архиерея и его печатью и принимает от него архипастырское наставление. Ставленая грамота (Краткие исторические сведения) Ставленая иерейская грамота представляет собой очень древнее установление. Уже в Церкви апостольской известны были так называемые представительные грамоты (γρμματα συνταξα), которые выдавались от местного епископа священнослужителям в удостоверение законности их рукоположения, с обозначением их степени и прав, им принадлежащих (апост. прав. 12 и 33). Без нее никто из клириков не мог быть принимаем в церковное общение в другой епископии. Такие грамоты существовали во времена вселенских (IV Всел. соб., прав. 13) и поместных (Карф., прав. 100) соборов и известны были иногда под особым названием «канонических» (Ант., прав. 8) или «правильных» (Лаод., прав. 41), а наша «Славянская Кормчая» прямо называет их (в толковании на 33-е апост. прав.) «ставильным писанием», или, что то же, ставлеными грамотами. Выдача таких канонических грамот, или свидетельств, основывается на божественном праве. Из посланий св. апостола Павла мы видим, что он рекомендует общинам, которым пишет, лиц, как удостоверяемых самим посланием, так и других, а из второго послания к Коринфянам ( 2Кор.3:1 ) видно, что уже и тогда общины требовали подобных удостоверений от лиц, неизвестных верным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

180 на об.; ср. также 26 пр. Апост. и 10 пр. Анкир. с 6 пр. 6 вс. с.). Изменяя или даже уничтожая некоторые правила апостольские, Церковь изменяла и соборные постановления. Так, напр., отцы Неокесарийского собора постановили 15-м правилом иметь в городе по семи диаконов, как писано в Деяниях Апостольских, «аще град и велик есть» (Кормч., л. 56 об.). Но отцы 6 вселенского собора 16-м правилом упразднили это постановление и заметили, что в книге Деяний Апостольских говорится не о служащих тайнам, а о служащих трапезам (Кормч., л. 182). Толковник этого правила Аристин, от имени отцов 6 вселенского собора, замечает, что отцы Неокесарийского собора «не добре разумеша» сказанное в книге Деяний Апостольских о семи диаконах (Кормч., л. 182); а другие толковники (Вальсамон и Зонара) свидетельствуют, что 15-е правило Неокесарийского собора не исполнялось и до издания настоящего правила 6 вс. соб. (Полн. Кормч., стр. 499–500; ср. также 41 пр. Карф. соб. с 29 пр. 6 всел. соб.). Были и такие правила, которые иногда отменялись и разъяснялись меньшими соборами, или даже низшею властью Церкви, а иногда и прямо, без всякой формальной отмены Церковью, не были приняты в руководство. Так, 59 пр. 6 вс. соб. безусловно запрещает совершать крещение в молитвеннице внутри дома (сн. 58 пр. Лаод. соб.), а поместный двукратный собор 12-м прав. поясняет, что это запрещение относится лишь к тем, которые совершают крещение без соизволения епископа. Толковник же 59 пр. Вальсамон прямо советует следовать в означенном случае не этому правилу вселенского собора, а новеллам императора Льва Философа, которыми в молитвенных домах крестить позволяется (Полн. Кормч., стр. 635; ср. также 31 пр. 6 всел. соб. с 58 пр. Лаод.). Четвертый вселенский собор, в прав. 29. назвал святотатцем того, кто сводит епископа на пресвитерство; между тем, 6 вселенский собор в 20-м правиле говорит, что если епископ станет учить во ином граде, то «да престанет от епископства и пресвитерская действует». Толкователь же этого правила, имея в виду 29 правило 4 вселенского собора, замечает, что должно руководствоваться этим правилом, а не правилом 6 вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

о вере л. 196). Раскольники возражают, что и предания изменять запрещается («Кирилл. кн.» л. 369, «Ник. Черног.» л. 559). Должно разъяснить, что преданиями называются в Писании: учение догматическое ( 1Кор.11:34 ), общее учение св. апостол о вере ( 1Кор.11:34 , 2Сол.2:15 , 1Тим.6:20 ), апостольские постановления обрядового характера ( Деян.16:4 ) и учение нравственное ( 2Сол.3:6–8 ). Указываемые раскольниками места из книг говорят о неприкосновенности догматических и нравственных преданий; другие же предания в Церкви Христовой изменялись. Следует при этом объяснить, что обряд (от слова «обряжать») служит только для внешнего «выражения» той или другой догматической истины, которая может быть выражена во внешних вещественных знаках и средствах различно. Отсюда, обряды, как видимая вещь, могут подлежать изменению. (5 пр. св. апост.; 12 пр. шест. вс. соб.; 37 пр. св. апост.; 5 прав. перв. вс. соб.; 19 пр. четв. вс. соб.; 8 пр. шест. вс. соб.; 6 пр. седм. вс. соб.; 26 пр. св. апост.; 10 пр. анкир., 6 пр. шест. вс. соб.; 3 пр. неокесар. соб.; л. 574 кн. «Корми.»; 15 пр. неокесар. соб.; 16 пр. шест. вс. соб.; 1 пр. св. ап. Петра и Павла; 29 пр. Лаод. соб.; 41 пр. Карф. соб.; 29 пр. шест. вс. соб.; 11 и 19 прав. Лаод.; 82 пр. шест. вс. соб.; 101 пр. шест. вс. соб.). Раскольники возражают, что изменение обрядов допускалось только во времена вселенских соборов. Но это мнение неправое («Кн. о вере» л. 107, 135–136). Раскольники возражают: у нас в русской Церкви обряды не нуждались в исправлении (Кн. «Кормч.» Иосифовск. л. 9 и 15). В опровержение этого прочитать («Стогл. соб.» гл. 4; гл. 41; вопр. 30; гл. 68, «Кормч.» л. 3–4) и указать примеры изменения чинопоследований, напечатанных в потребниках первых пяти русских патриархов. В заключение спросить у раскольника: кто может лишить святую Церковь права поступать в отношении обрядов так же, как поступала и древняя Церковь ? Раскольники переходят к вопросу о перстосложении для крестного знамения. VI. О перстосложении для крестного знамения Во вступительной речи нужно выяснить, что перстосложение для крестного знамения есть обряд церковный и, как таковой, может подлежать изменению, поскольку о нем нет указаний ни в священном, ни в святоотеческом писании, не упоминается о нем и в постановлениях вселенских и поместных сборов, и – в разные времена употреблялись разные перстосложения (единоперстие: Злат. 54 бес. на Ев. Матф.; пролог 2 ноября, твор. св. Епифания ч. 1, стр. 234; троеперстие: Вып. Озерск. ч. 2; Правосл. Собеседн. 1869 г. ч. 2, стр. 329; Русск. Паломн. 1887 г. 26 и двуперстие: «Учебн. Псалт.»; «Кн. Кирил.», «Б. Катих.», «Кн. о Вере»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Священнослужители также не должны брать на себя поручительство по частным делам, заниматься откупами и предпринимательством. Отцы Халкидонского Собора в 3-м прав. изрекли: «Дошло до святаго Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнуснаго прибытка, берут на откуп чужия имения, и устрояют мирския дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал, разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступити сие определение, таковый да будет подвергнут церковному наказанию». Правило определяет, по толкованию Зонары, чтобы все принадлежащие к клиру занимались исключительно делами своей службы, и никоим образом, из «гнусной страсти к наживе», из сребролюбия, не занимались бы мирскими делами, в ущерб служению Богу, Которому себя посвятили. Любое, даже непредосудительное, занятие хозяйственной деятельностью, особенно в условиях рыночной экономики, несет в себе риск – как репутационный, так и собственно материальный — через нанесение ущерба участникам экономического процесса. Предпринимательская деятельность в классическом понимании предполагает в качестве базовой цели извлечение прибыли путем совершения гражданско-правовых сделок и заключения иных договоров, неисполнение которых может повлечь различные виды ответственности, вплоть до уголовной. В 6-м Апост. прав. говорится: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священнаго чина». Правило это выражает в виде законного предписания мысль апостола Павла, высказанную им во втором послании к Тимофею (2, 4). Это предписание выражено и во многих других канонических правилах (Апост. 20, 81, 83; IV Всел. 3, 7; VII Всел. 10; Карф. 16; Двукр. 11). Так, прав. 20 святых апостолов гласит: «Кто из клира даст себя порукою за кого-либо, да будет извержен», то есть должно быть извержено из сана всякое духовное лицо, выступающее чьим-либо поручителем в делах мирских, судебных, торговых или тому подобных, имея в виду материальную выгоду. Неоднократно устанавливается для клириков и запрет на ростовщическую деятельность. В частности, прав. 10 Трулл. Соб. гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, взимающий лихвы или так именуемыя сотыя, или да перестанет, или да будет извержен». (см. также 4 прав. Лаод. Соб., 14 прав. Вас. Вел.; 6 прав. Григ. Нисск.).

http://bogoslov.ru/article/5203315

Каноны по существу дела знают исключительно собор епископов области, другими словами, поместной Церкви. Так, 19 прав. IV Всел. Соб. гласит: “Посему определил святый собор, согласно правилам святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется.” Как уже сказано ранее, 8 прав. Трулл. Соб. изменило периодичность в созыве соборов, но нисколько не коснулось их состава: “Но как по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето.” Тот же исключительно архиерейский состав собора предусмотрен в 6 прав. VII Всел. Соб. и 14 прав. Карф. Соб… В 27 прав. Карф Соб. речь идет о том, чтобы на соборах Африканской Церкви, епископат которой был особенно многочисленным — насчитыывая многие сотни архиереев, каждая митрополия была представлена не всеми епископами, но особыми представителями, при этом, конечно, непременно в епископском сане: “Подтвердити подобает на сем святом соборе, чтобы по правилам Никейского собора ради цековных дел, которыя не редко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие.” Об исключительно епископском составе соборов говорят также 14, 87, 141,142 прав. Карф. Собора. 40 прав. Лаод. Соб. гласит: “Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти, или вразумлятися ко благоустроению церкви, и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется.” Одним словом, всюду, где в канонах идет речь о соборе, подразумевается собор архиерейский. Каноны не предусматривают соборов, в которых бы участвовали пресвитеры, дьяконы и миряне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Подробности об этом находим в 8 главе I титула Номоканона в XIV титулах, где приведены постановления из CXXIII (с.2) и CXXXVII (с.3) новеллы императора Юстиниана, которая, будучи принята в Номоканон, получила законодательную силу для церкви Примечания: 116. 3 прав. карф.собора 397 г. 117. Аф. Синт., I,46 и сл. Правило 51(62). Понеже памятуем, яко давно уже признали мы должным в каждое лето собираться ради совещаний: то, когда соберемся во едино, тогда день пасхи да возвещается чрез местоблюстителей, обретающихся на соборе (Ап. 7, 64, 70, 71: II всел. 7; трул. 11; лаод. 7, 37, 38; карф. 34, 73, 106). 18 правилом этого собора было установлено, что каждая епархия (митроделичья область) Африки должна посылать, в качестве овоих представителей, по дава епископа на общий ежегодный собор Африканской церкви. Данное правило добавляет, что через посредство этих представителей надлежит объявлять всем о дне, в который положено в текущем году праздновать Христово Воскресение. Относительно прочаго см. толкование 34 правила этого собора. Примечания: 118. Первая половина 4 правила карф. собора 397г. Правило 52(68). Онорат и Урван епископы рекли: словесно поручено такожде нам просити, чтобы по опредедению иппонийского собора, яко подобает во время собора каждой области посещаемой быти, по порядку посещаема была и Мавритания, что вы отлагали от года до года. Аврилий епископ рек: тогда о мавританской стране мы не определили ничего, поелику она лежит на краю Африки и сопредельна варварской земле. Да дарует же Бог, да возможем, и не обещав, по преизбытку сотворити сие, и прибыти в страну вашу (Ап. 58; трул. 19; сердик. 11; лаод. 19; карф. 71, 121, 123). Посещение каждого места и каждой церкви и наблюдение за ними (εο, inspectio, visitatio), являющееся, как установлено было с самого начала церкви, одною из первых обязанностей каждого епископа вменяется данным правилом и в обязанность митрополиту, причем предписывается ежегодно, во время собора, ему самому или его заместителю объехать все елископские церкви своей митрополии, так чтобы при этих посещениях могли быть улажены всякие несогласия и недоразумения

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010