Примечания: 133. Прав. 3 карф.собора 401 г. 134. Соответственный закон приведен в 19 примеч. §144 моего соч., " Прав. црквено право " , 2-е серб. изд. 135. См. об этом y Van Espen, Schol. in h. c. (р.342).  Правило 60(71). Такожде подобает просити христианских царей и о сем: поелику вопреки божественным заповедям во многих местах от языческого заблуждения привнесенные пиршества совершаются, так что и христиане тайно привлекаются язычниками к участию в оных: то да повелят воспретити таковые пиршества, и в городах, и в селах, и наипаче, поелику в некоторых городах не страшатся сим образом согрешати, даже во дни памяти блаженных мучеников, и даже в священных местах. В сии дни, что и изрещи стыд есть, совершают на полях и на стогнах непристойные плясания, и непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств, и целомудрие других бесчисленных благочестивых жен, собирающихся во святый день, так что от прибежища самые святые веры почти убегании нужно бывает (Трул.24, 51, 62, 65; лаод. 54; карф.15, 45, 63). См. толкование 24 и 62 правил трулльского собора. Примечания: 136. Прав.4 карф. собора 401 г.  Правило 61(72). Подобает просити такожде и о сем, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный, и в прочие светлые дни христианские веры: тем паче, что в продолжение осми дней святые пасхи, народ более собирается на конеристалище, нежели в церковь. Должно применити определенные для позорищ дни, когда они встречаются с праздничными, и никого из христиан не должно принуждати к сим зрелищам (Ап. 9; трул. 24, 66; антиох. 2). См. толкование 66 правила трулльского собора. Примечания: 137. Прав. 5 карф.собора 401 г.  Правило 62(78). Подобает просити и о сем, да благоволят узаконити, чтобы клирика, в каком бы он ни был степени, осужденного за какое либо преступление судом епископов, не было позволено защищати от наказания ни той церкви, в которой он служил, ниже какому либо человеку: а чтобы в наказание за сие положено было денежное взыскание, или лишение чести, и да повелят, чтобы к извинению в том не был принимаем ни возраст, ни пол

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Примечания: 133. Прав. 3 карф.собора 401 г. 134. Соответственный закон приведен в 19 примеч. 144 моего соч., " Прав. црквено право " , 2-е серб. изд. 135. См. об этом y Van Espen, Schol. in h. c. (р.342). Правило 60(71). Такожде подобает просити христианских царей и о сем: поелику вопреки божественным заповедям во многих местах от языческого заблуждения привнесенные пиршества совершаются, так что и христиане тайно привлекаются язычниками к участию в оных: то да повелят воспретити таковые пиршества, и в городах, и в селах, и наипаче, поелику в некоторых городах не страшатся сим образом согрешати, даже во дни памяти блаженных мучеников, и даже в священных местах. В сии дни, что и изрещи стыд есть, совершают на полях и на стогнах непристойные плясания, и непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств, и целомудрие других бесчисленных благочестивых жен, собирающихся во святый день, так что от прибежища самые святые веры почти убегании нужно бывает (Трул.24, 51, 62, 65; лаод. 54; карф.15, 45, 63). См. толкование 24 и 62 правил трулльского собора. Примечания: 136. Прав.4 карф. собора 401 г. Правило 61(72). Подобает просити такожде и о сем, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный, и в прочие светлые дни христианские веры: тем паче, что в продолжение осми дней святые пасхи, народ более собирается на конеристалище, нежели в церковь. Должно применити определенные для позорищ дни, когда они встречаются с праздничными, и никого из христиан не должно принуждати к сим зрелищам (Ап. 9; трул. 24, 66; антиох. 2). См. толкование 66 правила трулльского собора. Примечания: 137. Прав. 5 карф.собора 401 г. Правило 62(78). Подобает просити и о сем, да благоволят узаконити, чтобы клирика, в каком бы он ни был степени, осужденного за какое либо преступление судом епископов, не было позволено защищати от наказания ни той церкви, в которой он служил, ниже какому либо человеку: а чтобы в наказание за сие положено было денежное взыскание, или лишение чести, и да повелят, чтобы к извинению в том не был принимаем ни возраст, ни пол

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Разбирая разницу в текстах греческом и латинском этого правила, Гефеле замечает, что латинские переводчики это слово так перевели, по всей вероятности, потому, что нашли его в своих рукописях, и, допуская далее предположение, что отцы могли употребить и слово вместо ου, основательно присовокупляет: " может быть, собор хотел сказать - всехъ чужих клириков, равно и чтецов " и т.д. Примечания 88. Толкование Вальсамона на это прав. в Аф. Синт., II,251. Ср. Van Espen, упом. соч., р.245. 89. Толкование Зонары на это прав. в Аф.Синт., II,250. 90. Упом.соч., р.245. 91. Conciliengeschihte, II,518. Правило 14. Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступали в брак: то определил святый собор, чтобы никому из них не было позволено брате себе в жену иноверную: чтобы родившие уже детей от такового брака, и прежде сего уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с католическою церковью: а не крестившие не могли крестити их у еретиков, ни совокупляти браком с еретиком, или иудеем, или язычником: разве в таком токмо случае, когда лице, сочетающееся с православным лицем, обещает прейти в православную веру. А кто преступит сие определение святого собора: тот да подлежит епитимии по правилам. (Ап. 26, 45, 65; трул. 6, 72; лаод. 10, 31-34, 37, 39; карф. 21). О том, что чтецам и певцам дозволено вступать в брак, мы говорили в толковании 26 Апостольскаго правила. В настоящем правиле говорится: будто " в некоторых епархиях " дело иначе обстояло. Правило признает предписание 26 Ап. правила и лишь определяет, с какими женщинами по вероисповеданию чтецы и певцы могут вступать в брак, и что нужно делать с детьми от брака, в котором, случайно, состояли с иноверной. На слова правила " в некоторых епархиях ( ) " Вальсамон в своих толкованиях замечает: " как кажется ( οε), в некоторых странах чтецам и певцам дозволялось заключать брачные союзы на основании 26 Ап. правила, а в других им, без основания ( , praeter rationem), запрещалось " Если в некоторых епархиях запрещено было чтецам и певцам вступать в брак, то это происходило вследствие слишком ригористического взгляда на брак, равно и потому, что считалось неуместным, чтобы вступал в брак тот, кто безбрачным посвятил себя служению церкви. Впрочем, в виду того, что брак этим лицам был допущен Апостольскими правилами, что это допущение в практике церкви постоянно имело место и что впоследствии специальными правилами оно было подтверждаемо, мы вместе с Вальсамоном должны сказать, что если где-либо это было запрещаемо, то это запрещение, во всяком случае, было несправедливым и неосновательным ().

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

1. Наставление оглашенных в христианской вере Во время приготовления своего ко св. Крещению оглашенный обязан, согласно апостольскому наставлению, издревле принятому (Лаод. собора прав. 7) церковию в основание учения благочестия для вступающих в нее и указующему христианам в настоящей жизни преимущественно на веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему ( 1Кор. 13:13 ), изучить руководство в вере христианской – Символ, содержащий краткое изложение веры, необходимой всякому верующему; руководство к надежде христианской – молитву Господню или молитву верных и иные молитвы, особенно молитву ко Пресвятой Богородице, извлеченную из слов Архангела Гавриила, благовествовавшего Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия; наконец, руководство к любви христианской – заповеди Божии, заключающиеся в десятословии. Начало обычая произносить пред Крещением исповедание или Символ веры вкратце указано Самим Спасителем, установившим Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и апостолами, при которых крещаемый или призываемый в церковь Христову, «исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (Тим. 6:12). Так произнес пред Крещением исповедание веры евнух ( Деян. 8:37 ). Впоследствии в 364 г. 7 правилом Лаодикийского собора постановлено присоединять к церкви по изучении символа веры . Первоначально Символ веры пред Крещением произносили апостольский (Постановл. Апостол. кн. 7, гл. XLII. Тертул. в прещениях против еретиков, 13), а потом никео-цареградский, составленный первым и вторым вселенскими соборами в 325 и 381 годах. Отцы первого всел. собора, изложив Символ веры , говорили: «Как приняли мы от предшествовавших нам епископов и при оглашении и при восприятии Крещения, как научились божественных писаний: так веруем и теперь и представляем вам нашу веру» (Сократ, «Церковн. истор.», кн. 1, гл. 8). Об изучении молитвы Господней верующими свидетельствуют «Постановления Апостольские» (кн. VII, гл. 25, 45). Тертуллиян в книге своей о молитве (О молитве, IX), св. Златоуст (Златоуст в XIX беседе на Мф., 5), бл. Августин (Августин в 42 слове говорит, что молитву Господню оглашенные начинали учить за неделю до Крещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вопрос: Как должно относиться к тому и другому стилю по священным правилам? Ответ: Первый должно всячески хранить, а от второго твердо уклоняться. Доказательства: «Аще предприимем отвергать неписаные обычаи, аки не великую имеющие силу, то непременно повредим и Евангелию в главных предметах» ( Василий Великий , пр. 91). «Не должны быть вводимы новости, вопреки писаниям и церковным преданиям» (Книга Правил. Алфавит). «Да бывают в Церкви вся принятая от Божественных Писаний и Апостольских Преданий» (Гангр. Соб., пр. 21, и I Всел. Соб.. пр. 2). Вопрос: Введение нового стиля имеет ли важное или маловажное значение? Ответ: Очень важное, особенно же в связи с пасхалиею, и есть крайнее бесчиние и раскол церковный, отчуждающий от общения и единства со всею Церковью Христовой; лишающий благодати Святого Духа; колеблющий догмат о единстве Церкви и, подобно Арию, раздирающий нешвенный хитон Христов, то есть повсеместно разделяющий православных, лишая их единомыслия; разрывающий связь с церковным Священным Преданием и подпадающий под соборное осуждение за презрение Предания, – по вышереченному догматическому определению VII Вселенского Собора. Доказательства: «Еретиками называли древние отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных; хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа, и отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодати Святого Духа, от которой сами отпали» (Василий Вел., прав. 1). Вопрос: Как должно Православным, по правилам, относиться к новостильникам-раскольникам? Ответ: С ними у них не должно быть никакого молитвенного общения и прежде – церковного осуждения их. Доказательства: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Лаод. Соб. пр. 39. Толкование к сему в Греч. Кормчей, с. 252): «Определяет сие правило, чтобы мы не молились ни с еретиками, погрешающими в вере, ни с раскольниками, православными в вере, но отделившимися от Кафолической Церкви за некоторые предания» (Сравни: 45-е и 46-е правила Святых Апостолов; 6-е, 9-е, 32-е и 37-е правило Лаодикийского Собора и Тимофея, епископа Александрийского, правило 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Девы, посвященные Богу, когда разлучаются с отцами, соблюдавшими их, попечением епископа, или в отсутствии его, пресвитера, да будут поручаемы честнейшим женам: или, живя купно, да хранят взаимно друг друга, дабы, скитаясь повсюду, не повредили доброй славе церкви (IV всел. 16; трул. 4; карф. 6, 126; Василия Вел. 18). О том, кто были эти посвященные Богу девы, о которых говорит это правило, мы знаем из толкования 4 правила трулльского собора; а из 6 правила данного собора мы велели, что право посвящать девиц, завещавших себя Богу, принадлежало только епископу. Настоящее правило указывает, как должны жить эти посвященные Богу девы. А именно, разлучившись со своими родителями, которые наблюдали за ними во время их пребывания дома, они, приняв посвящение, не должны быть предоставлены самим себе, но епископ, или, во время его отсутствия, подлежащий пресвитер, должен вверить их надзору богобоязненных женщин, которые следили бы за тем, чтобы они жили соответственно их обету. Если же посвященные Богу девы живут вместе в общежитии, то правило предписывает им наблюдать друг за другом, конечно, под верховным надзором епископа или пресвитера - их духовника. Как видно из правила, этот церковный надзор за девицами не был достаточно строг, так как им предоставлялось жить отдельно и по своему усмотрению избирать себе местожительство, что вызывало относительно некоторых из них подозрение и подрывало авторитет церкви. Вследствие этого, иппонским собором 393 г. и издано было данное правило, усвоенное и отцами карфагенского собора 419 года. Примечания: 105. Прав. 31 иппон. собора 393 г. Правило 45(54-55). 54. Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью. 55. Позорищные и глумящиеся на зрелищах и прочие таковые лица, или отступники, кающиеся и обращающиеся к Богу, да не лишаются благодати или примирения (Ап. 46, 47, 49, 50, 52, 61, 75, 80; 1 всел. 2, 9, 11, 12; трул. 24, 51, 95, 102; VII всел. 8; лаод. 2, 3, 12, 17, 47, 75; неокес. 12; карф. 63; двукр. 17; Василия Вел. 1, 5, 89; Кирилла алекс. 4, 5; Григория нисск. 1, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Слово «миро» в греческом языке означает «благовонный елей». Миро употреблялось для освящения еще во времена Ветхого Завета. Моисей, например, освящая скинию Господню, употребил для этого миро. Этим веществом был помазан Аарон на первосвященническое служение ( Лев. 8, 10–12 ). Все последующие ветхозаветные первосвященники, а также пророки, были помазуемы миром при вступлении на служение Господу. Состав мира для священного помазания был указан Моисею Самим Богом ( Исх. 30, 22–25 ). Приготовление мира Священное Писание именует святым делом, а само миро – «святыней великой» ( Исх. 30:32 ). Употребление мира в Таинстве низведения Духа Святого было воспринято церковными общинами как весьма целесообразное. Епископы и пресвитеры, поставляемые апостолами пасти стадо Христово, совершали Таинство миропомазания. «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все, – пишет апостол Иоанн Богослов в своем Первом Соборном послании, -…помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20,27 ). То же и апостол Павел говорит об употреблении мира: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1, 21–22 ). Помазание ( χριδμα) имеет свою сакраментальную значимость через предваряющее его другое священнодействие – запечатление – крестное знамение, совершаемое над святым миром. «Кладу печать», «запечатлеваю» – понималось христианскими писателями в значении «знаменую», «делаю крестное знамение». Выражение «в сердца наша» указывает на помазание святым миром груди, как части тела, наиболее близкой к сердцу человека, жилищу благодати Святого Духа 87 Церковь всегда совершала Таинство Миропомазания как самостоятельное, но в связи с Крещением. В IV веке Таинство совершалось через миропомазание непосредственно после Крещения (Лаод. Соб. 48 прав.). Этим помазанием запечатлевались различные части тела: чело, ноздри, уши, перси – с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» (2 Всел. Соб. прав.7). Само помазание совершалось крестообразно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Без сомнения, либеральной мысли подобное отношение народа к лицемерным хлыстам и скопцам может показаться противным духу любви христианской и евангельскому учению об отношении к ближним, но, как учит св. Григорий Богослов «не должно заключать мира во вред учению истины, уступая что-нибудь ради славы именоваться снисходительными». (Слово 42-е). О еретиках, подобных нашим хлыстам, апостол любви св. Иоанн так говорит: «кто приходить к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте, ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Иоан. 10–11 ); и ап. Павел учит: «я писал вам не сообщаться с теми, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем или злоречивым, или пьяницею, или хищником: с таким даже и не есть вместе... И так извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5:13 ), ибо, говорить св. апостол, «какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным»? ( 2Кор. 6:15 ). Такого же отношения к еретикам требуют и каноны Церкви, запрещая даже допускать их до общения в молитве, не позволяя им входить и в храм Божий (Прав. 6-е Лаод. соб. и 33. Тимоф. Александр. 9-е). Но как поступать с теми из хлыстов и скопцов, которые после всех изложенных мер вразумления и нравственного воздействия на них остаются упорными, продолжая коснеть тайно, а иногда и открыто, в своей гнусной секте? Что с ними делать? К ним должна быть применяема последняя, имеющаяся в распоряжении Церкви мера, как показывает опыт, иногда достигающая желательных результатов, но очень редко практикующаяся: я разумею публичное отлучение хлыстов и скопцов от Церкви епископскою властью. В то время как все рационалистические секты открыто отпадают от Церкви, последователи хлыстовщины и скопчества, как сект тайных, но только всеми способами скрывают свое отступление от нея, но лицемерно всеми силами стараются показать себя пред духовенством и народом лучшими прихожанами, вернейшими и преданнейшими сынами православия. Лицемеры, равных которым нет в мире, самым кощунственным образом относящиеся ко всему, что носит имя православия, самым решительным образом отвергающие и Церковь , и священноначалие, и благодатные спасительные таинства, до основания исказившие догматы христианской веры, совершающие во время своих «радений» и вне их то, «о чем стыдно и говорить», наши хлысты и скопцы сотни лет находятся в видимом общении с Церковью , тайно и незаметным образом прививая православной среде и свое дикое вероучение и свою гнусную безнравственность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В числе обвинительных пунктов против святого Златоуста, представленных дьяконом Иоанном, между прочими находятся следующие: a) Он распродал множество драгоценных вещей. b) Продавал мрамор, пожертвованный неким Нектарием для украшения церкви св. Анастасии. c) Наследство, оставшееся после Феклы (вероятно, назначенное в пользу церкви) продал чрез Феодула. d) Никто не знал, куда расходовался церковный доход 99 . С. Проступки против церковной дисциплины. 1) Предвосхищение мирянами права певцов в предначинании церковного пения (Лаод. соб. пр. 15). 2) Совершение заклинаний лицами, не получившими на то права от епископа (Лаод. соб. прав. 26). 3) Выход из церкви до окончания литургии и уклонение от святого Причащения (Ант. соб. прав. 2). 4) Коленопреклонение в день Пасхи и дни Пятидесятницы (I Всел. соб. прав. 20). 5) Общение с отлучённым в домашней молитве; (Антиох. соб. прав. 2). 6) Нарушение правил относительно установленных церковью постов вообще (Гангр. соб. пр. 19) и в частности в среду и пяток и Святую Четыредесятницу (свят. Тимоф. Александр. 8 и 10). 7) Соблюдение поста во времена, в которые церковью не разрешается пост, именно в субботу и день воскресный (Лаод. 18, 29). 8) Употребление в пищу звероядины, удавленины и крови животных (Гангр. соб. пр. 2). 9) Гнушение мясом и вином как чем-то нечистым (Анк. соб. прав. 14). 10) Скитание повсюду дев, Богу посвященных, как вредящее доброй славе церкви (Карф. соб. пр. 53). D. Занятия духовных лиц мирскими делами. 1) Вмешательство в распоряжения по мирским делам (IV Всел. соб. пр. 3). 2) Взятие на откуп чужих имений (IV Всел. соб. прав. 3). 3) Управление чужими имениями и вообще приобретение пропитания бесчестными занятиями (Карф. соб. прав. 19). 4) Отправление должностей по военной или гражданской службе (IV Всел. соб. прав. 7). III. Преступления против нравственности. а. Клятвопреступление. Понятию «клятва» церковным законодательством усвояется весьма обширный объем, и соответственно этому нарушение её рассматривается весьма различно: иногда – как тяжкое преступление, иногда же низводится до степени неблагоразумного поступка, который обязывает судью не столько к наказанию злой воли, сколько к наставлению и научению впредь не дозволять виновному таких неблагоразумных и необдуманных клятв 100 . Под именем клятвы разумеется вообще торжественно выраженное (именно с произнесением имени Божьего или) во Имя Божье обещание непременно исполнить какое-либо намерение с торжественно данным обязательством в случае его неисполнения понести на себе условленный вред или лишение чего-либо. Клятва может быть выражена как священное действие перед церковью, и тогда она принимает форму обета, например, девства; может быть произнесена и без соблюдения религиозной обрядности, частным образом перед несколькими людьми, друзьями или подчиненными (свят. Васил. Велик, прав. 17) и, наконец, может быть дана наедине как зарок (например, не есть свиного мяса, не принимать духовного звания и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

9. ...He следует принимать от еретиков благословений, так как благословения их скорее суесловия, чем благословения. Лаод. соб. 32. В Божественной литургии диакон пред временем целования возглашает: не приемлемые ко общению, изыдите. Посему таковые не должны присутствовати, аще не обещаются покаятися и оставите ересь. – Тимоф. Александр. пр. 9. ...He дозволять еретикам, коснеющим в ереси, входить в храм Божий. Лаод. соб. прав. 6. (Шестая заповедь Церковная предписывает) молиться... также за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере православной прежде конца своей жизни. Испов I, отв. на вопр. 92; срав. II, отв. на вопр. 33. Во свидетельство против епископа не приимати еретика; но и верного единого не довольно... прав. Св. Апост. 75. Не дозволяется православному мужчине сочетаться с еретической женщиной, ни православной женщине сопрягаться с мужчиной еретиком; а если бы и оказалось, что кто-либо сделал что-нибудь подобное, то брак считать недействительным и незаконное сожитие расторгать. Ибо не должно смешивать то, что не способно к смешению, ни сочетавать волка с овцею или с частию Христовою жребий грешников. Если кто преступит определенное вами, да будет отлучен. Если же кто-нибудь, еще находясь в неверии, и не будучи причислены к стаду православных, сочетались между собою законным браком, потом один из них, избравши доброе, приступил к свету истины. а другой, не желая воззреть на божественные лучи, остался в узах заблуждения, а неверующей жене угодно продолжать сожитие с верующим мужем или, наоборот, неверующему мужу с верующею женой, то пусть они не разлучаются, согласно с божественным апостолом: ибо неверующий муж освящен женою и неверующая жена освящена мужем ( 1Кор.7:14 ). VI Всел. соб. прав. 72., срав. Лаод. соб. прав. 31. Когда с помощию Господнею предстанут они пред благочестивейшими царями, то объяснят им, как во время собора прошедшего года старейшины донатистов приглашаемы были собраться и, если имеют дерзновение отстаивать свое учение, избрать из своей среды несколько лиц, которые были бы способны мирно состязаться с нами и, если бы какая-либо доля истины на их стороне, то явили бы ее не колеблясь и с христианскою кротостию, дабы таким образом, по невежеству и односторонности противоборников, можно было познать, где находится ныне издревле сиявшая кафолическая чистота.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010