Примечания: 215. Прав. 10 карф. собора 407 г.; в Кормчей прав.104.  Правило 105(118). Кто быв отлучен от общения церковного в Африке, прокрадется в заморские страны, дабы приняту быти в общение, тот подвергнется извержению из клира (Ап. 12, 13; I всел. 5; IV всел. 11, 13; трул. 17; антиох. 6, 7,8, 11; лаод. 41, 42; сердик. 9; карф. 23). Согласно постановлению 12 Апостольскаго правила, подвергается наказанию каждый клирик, который, будучи отлучен своим епископом, отправится в другую епархию и будет принят в ней, несмотря на то, что находится под отлучением. Кроме указанного клирика, тому же наказанию должен подвергнуться и тот, кто примет к себе такового. 23-е правило настоящего же собора постановляет, что ни один епископ, a следовательно и ни один клирик, принадлежащий к Африканской церкви, не должен отправляться в Италию и Рим без увольнительной (отпустительной) граматы, подтверждающей, что он не отлучен от церковного общения. Основываясь на вышеприведенных правилах, данное правило предписываете исключить из клира каждого клирика Африканской церкви, который, несмотря на отлучение, тайно проберется " в заморские земли " , т.е. в Италию, с тем, чтобы там быть принятым в церковное общение. Из этого следует, что и каждый заморский епископ, принявший такого отлученного клирика без увольнительной (отпустительной) граматы, подлежит отлучению, согласно вышеприведенному Апостольскому правилу. Примечания: 216. Прав. 11 карф. собора 407 г.; в Кормчей прав.105.  Правило 106(119-120). 119. Положено: аще кто восхощет ити к царской палате: то да будет сие означено в отпустительной грамоте, посылаемой к церкви римской, и оттуда еще да получит отпустительную грамоту к палате. Того ради, аще получивший отпустительную грамоту до Рима только, умолчав о нужде, побуждающей его ити к палате, восхощет прямо отити к палате: да будет отлучен от общения. Аще же, тама в Риме, откроется внезапная нужда отити к палате: да явит оную нужду епископу римскому, и да принесет писание того же римского епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

4) Впавшая в блуд (с язычником) дьяконисса, кроме того что навсегда удаляется от служения церкви, подвергается еще и епитимьи блуда (т. е. семилетнему удалению от причащения Святых Тайн. Св. Васил. Вел. пр. 44). g. Любостяжание. Этим наименованием обозначается то порочное направление воли, которое обнаруживается нарушением имущественных прав ближнего для удовлетворения личных корыстолюбивых желаний. С Евангельской точки зрения этот грех равняется греху идолослужения и называется корнем всех зол ( I Tuмoф. VI: 10 ; Карф. соб. пр. 5). Так смотрит на него и церковное законодательство рассматриваемого времени, различая, однако ж, в нем виды более и менее тяжкие. Так, по учению святого Григория Нисского , к видам этого порока относятся следующие преступления: 1) Татьба, подразделяющаяся на разбойничество и подкопание [тайное похищение] (св. Григ. Нисск. пр. 6; сн. св. Вас. Вел. прав. 61). 2) Лихва или рост и разного рода обманы с целью присвоения чужого имущества или – выражаясь словами святого Григория – «приобщение к своему стяжанию чужого чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора» (пр. 6, сн. I Всел. соб. пр. 17, Карф, соб. прав. 5 и 21, Лаод. соб. 4, Апост. пр. 44). 3) Гробокопательство. Оно разделяется на два вида: простительное и непростительное. Основанием для этого различения служит вопрос о том, была ли поругана при этом честь праха усопшего через обнаружение гроба с целью похищения драгоценных вещей (украшений, закопанных с умершим) или нет – похищены вещи, находящиеся поверх гроба, например, камни памятника (св. Григ. Нисск. пр. 7). IV. Брачные дела Дела этого рода содержат в себе и такие элементы, которые не входят в область церковного законодательства, а составляют естественное содержание светского гражданского права и потому подлежат ведению гражданского суда. Брак есть, бесспорно, основание общественного благосостояния и потому может быть рассматриваем как учреждение гражданское, предъявляющее вступающим в него требования и обязательства, которые они должны выполнять как члены общества и государства. Вступление в брак соединено иногда бывает с изменением личных и по состоянию принадлежащих прав и преимуществ для лица, вступающего в брак (например, рабы с сенатором и наоборот). Вступление в брак соединяется иногда с вопросом о праве собственности, перенесением этого права с одного лица на другое, вообще затрагивает имущественные, следовательно, чисто гражданские права брачующихся. Тем более это нужно сказать о расторжении и разводе, когда выступает на очередь вопрос о воспитании детей, рожденных от такового брака, вопрос о наследстве и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Какие удовольствия дозволяются пастырю? Здесь не место говорить о позволительности или непозволительности театра или публичных зрелищ. Вопрос этот принципиальный – широк и труден. Когда говорят о соблазнительности театра, то, кажется, это недоразумение: разве не соблазнительны иногда исповедь или бракоразводный процесс? Разве не соблазнительна часто книга, но можно не бежать от соблазнительного тому, кто должен знать все недуги паствы. Театр недопустим потому, что появление там священника соблазняет, вызывает смущение. И потому, по крайней мере, сейчас, такого вопроса быть не может – ввиду ясных правил Церкви. Присутствовать во время сценических представлений, посещать конские ристалища, смотреть разные нескромные забавы и увеселения не дозволено, хотя бы они происходили в частном доме (VI Всел. соб., прав. 24, 51; Лаод., прав. 54). При брачных пиршествах правила церковные не воспрещают пастырю Церкви разделять радость своих прихожан и близких ему лиц своим личным участием в их семейных торжествах; но повелевают ему оставлять подобные пиршества непременно, если они примут нескромный характер, например, при появлении игр, служащих к обольщению (VI Всел. соб., прав. 24). Позволительнее концерты в общих залах – но и здесь сохраняется (ослабление) то же возражение. Известно, что у нас не допускают, считают запретной для священника музыку (или даже книгу «не божественную»). С этим надо считаться там, где особенная опасность соблазна немощных (в приходах, находящихся под старообрядческими влияниями) хотя едва ли, конечно, можно видеть в серьезной музыке что-нибудь предосудительное. Определением апостольским 42 запрещаются азартные игры. О некоторых мелочах пастырства – в отделе об отношении к прихожанам в 1-ой части. Священник в обществе Священник не может и не должен избегать общества. Следовательно, он может быть в чужом доме как знакомый, как член общества. Как должен он вести себя там? Конечно, неуместно какое-нибудь особое пуританство и ханжество, которое вообще неуместно в христианстве. Но священник не должен забывать о важности и серьезности своего сана. Он принимает участие во всяком разговоре – кроме фривольного (в данном случае он может серьезно заметить о неуместности такого разговора), но в разговоре он должен следить и за формой своей речи (потому что за ним иногда следят).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Много, что в устах мирянина совершенно не замечается, кажется неладным в устах священника. Если праздник или времяпровождение общества начинает носить характер неудобный (при появлении игр, служащих к обольщению), «священник да встанет и удалится» (VI Всел. соб., прав. 24; Лаод., прав. 54). Там, где возможно, должно и временем трапезы пользоваться для пастырского дела, для пастырской беседы. Существенно важно поведение священника за обедом в пост. Его могут угощать скоромным. Иногда это приглашение – результат просто невежества (есть круги, где не знают, что в пост и рыба скоромное). Не всегда можно делать из этого предмет проповеди. Мы знали владык, которые при большом постничестве принимали неудобное блюдо и только незаметно игнорировали его, как бы по отсутствию желания. Скрывать пост нет, конечно, нужды – но во всем нужна экономия, сдержанность не ради благоволения человеческого, а из пастырского расчета. Семейная жизнь священника Чем семейная жизнь священника отличается от жизни всякого мирянина? Да, конечно, ничем, кроме усиленного внимания к этой жизни прихода, мирян. Бывает жизнь мирная, дружная, святая и, к счастью, нередко даже в большинстве. Бывает и разлад семейный – нелады. Странно было бы говорить, что это нехорошо, не должно быть. Достаточно сказать, что отсутствие мира в священнической семье делает его совершенно бессильным в устроении семьи в приходе. Если где, то именно здесь, в семье священника, все неладное нужно таить от чужого взора. Крест нужно нести молча. Если в семье мирской разделение между женой и мужем -иногда нравственная неизбежность, священнику нужно всячески избегать его как великого соблазна. Тяжел иногда этот крест, но нужно его принять. Нечистая жизнь в лице пастыря и по нашим законам церковным вызывает особый надзор и следствие, если даже причины разделения неизвестны. В указе Св. Синода 16 марта 1820 года сказано: священнику, изгнавшему от себя жену или не живущему вместе с нею, запрещается священнослужение, пока примет ее в сожительство неразлучное. (Ср.: апост. прав. 5). Св. Синод не раз давал очень суровые решения по поводу разлада семейной жизни священника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

на 31 апост.; ср. 12 сард.; на 10 прав. 7 всел. соб.; на 26 гл. 1 тит. пом. и на 2-ю гл. тит. 8-го; на 18 прав. 1 всел. соб.). Но эта самая тенденция Вальсамона сообщала его толкованиям высокую практическую важность. Он являлся апологетом действующего права византийской церкви, и это доставило ему, по мнению современников и отдаленного потомства, первенство между всеми толкованиями канонического кодекса восточной церкви. Уже в 14 в. константинопольский патриарх Филофей называл его искуснейшим канонистом голос которого решает самые трудные и запутанные вопросы церковной практики. Даже светские юристы пользовались трудами Вальсамона, в особенности его толкованиями на номоканон, откуда они брали многие места в свои компиляции по гражданскому праву, например – в так называемый «Дополненный Прохирон», составленный в 14 веке. Сколько известно, один только голос на востоке отозвался о нашем канонисте не совсем одобрительно, укоряя его в некоторой непоследовательности и даже противоречиях. Это – Дмитрий Хоматин, архиепископ болгарский, автор значительной массы канонических ответов и трактатов, младший современник Вальсамона. И нельзя не сознаться, что приведенный упрек имеет свои основания. Так, напр., в толкованиях на номоканон Вальсамон отмечает один и тот же закон, то как принятый в Базилики, то как не принятый (Геймбах, История греко-рим. права, стр. 314; ср. 335). Равным образом в толкованиях на синтагму он не всегда следует своему принципу, что каноны должны иметь преимущество перед законами, и нередко отдает предпочтение этим последним (см. его толков. на 58-е прав. лаод. собора и на 90 и 146-е карфаг.). § 32. Алфавитная синтагма Властаря и  Επιτομ τν καννων Арменопула Толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, принятые высшей церковной властью, как необходимое руководство для правильного понимания и приложения к современной практике древних церковных канонов, сделались как бы необходимой принадлежностью канонического кодекса восточной церкви. Можно сказать, что на практике они ничем не отличались от самих правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Правило добавляет, впрочем, что каждому члену клира свободно предоставляется ходатайствовать перед императором о назначении ему епископского суда, но последнее применяется только в исключительно важных случаях, так как, по постановлению 9 правила четвертого вселенского собора, епископский суд в определенное время решает все спорные дела клириков, и последним нет надобности обращаться для сего к императору. Впрочем, мы лично не знаем, каковы могут быть обстоятельства, которые вызвали бы необходимость особого императорского указа относительно созыва собора епископов для судебного производства, ибо известно, что епископские соборы собираются ежегодно два или, по крайней мере, один раз, для решения всех, без исключения, дел, касающихся членов клира. Примечания: 215. Прав. 10 карф. собора 407 г.; в Кормчей прав.104. Правило 105(118). Кто быв отлучен от общения церковного в Африке, прокрадется в заморские страны, дабы приняту быти в общение, тот подвергнется извержению из клира (Ап. 12, 13; I всел. 5; IV всел. 11, 13; трул. 17; антиох. 6, 7,8, 11; лаод. 41, 42; сердик. 9; карф. 23). Согласно постановлению 12 Апостольскаго правила, подвергается наказанию каждый клирик, который, будучи отлучен своим епископом, отправится в другую епархию и будет принят в ней, несмотря на то, что находится под отлучением. Кроме указанного клирика, тому же наказанию должен подвергнуться и тот, кто примет к себе такового. 23-е правило настоящего же собора постановляет, что ни один епископ, a следовательно и ни один клирик, принадлежащий к Африканской церкви, не должен отправляться в Италию и Рим без увольнительной (отпустительной) граматы, подтверждающей, что он не отлучен от церковного общения. Основываясь на вышеприведенных правилах, данное правило предписываете исключить из клира каждого клирика Африканской церкви, который, несмотря на отлучение, тайно проберется " в заморские земли " , т.е. в Италию, с тем, чтобы там быть принятым в церковное общение. Из этого следует, что и каждый заморский епископ, принявший такого отлученного клирика без увольнительной (отпустительной) граматы, подлежит отлучению, согласно вышеприведенному Апостольскому правилу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

130 Вальс. на 24-е прв. Анкирск. соб. tom. 137, p. 1192. Ср. Зак. Гос. Российск. в Уст. о пред. и пресеч. прест. изд. 1876, ст. 32, 33 и др. 132 В подлин. тексте закона (в Василиках): «Если же и этого не найдется, то должно быть соблюдаемо то право, которым пользуется Рим». 136 Ср. Зак. Госуд. Российский 1) «Недвижимые имущества, принадлежащие архиерейским домам, монастырям и церквам, не нужные для их употребления, могут быть отдаваемы в наем... первые по распоряжению епархиальных архиреев, вторые – монастырского настоятеля с братиею, третьи – приходских священнослужителей, церковного старосты и почтеннейших прихожан». Том X, часть I, ст. 1711; 2) «При отдаче в оброчное или арендное содержание недвижимых имений и вообще оброчных статей, принадлежащих архиерейском домам, монастырям и церквам, Консистория входит в подробное соображение предполагаемой отдачи в арендное содержание, обозревает выгоду и законность условий контракта и представляет свое заключение епархиальному архиерею там же ст. 1712. См. Уст. Дух. Консист. 137, 106, 126. 137 Ср. Инстр. благоч. 38. Дух. Регламентом требуется, чтобы священники хранили на себе благообразие, а именно, чтобы одеяние их верхнее, хотя убогое, но чисто было, и единой черной, а не иной краски и не ходили б простовласы. Таковая бо неблагообразия показуют их быти ярыжными. Ч. III, приб. п. 28. См. также Святител. Поуч. иерею, ст. 3. 141 Из толков. в виде перифраза на прав. 6-е и 7-е частию Зонары, частию Вальсамона на 6-е I Вс. Соб. 147 Заимств. в виде перифраза из замеч. Вальсамона на введение к прав. Трул. соб. Tom. 137, p. 509. Сн. замечание Вальсамона в конце толк. на 28-е пр. IV Вс. Соб. 148 См. «сделанное императором Львом Мудрым распределение того, какой порядок должны иметь Церкви, подчиненные Константинопольскому патриарху», у Леунклавия, в его Jure Graeco-Roman. tom. 1, р. 89. Россия занимает здесь 61-е, а Алания 62-е место в ряду кафедр, подчиненных Цареградской кафедре. 149 Апост. 1; Корф. 60; Всел. 4; VII Всел. 3; Ант. 19; Лаод. 12; Карф. 13; 1 Всел. 6; Карф. 3; Апост. 30, 76; Ант. 23 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Священник не может сообщать сведений следствию об умерших от побоев и отравы, о которых он узнал на исповеди; не может открыть преступника, сознавшегося в преступлении, хотя бы этим мог раскрыть дело или спасти невинного, несправедливо обвиняемого в том же преступлении; не может требовать гражданским путем похищенные у него вещи, хотя бы на исповеди узнал, кто украл у него эту вещь и у кого она находится; не может открыть родителям о проступках их детей, хотя бы знал, что открытие это могло бы принести пользу для тех или других и т.п. Тайна исповеди связывает и тех, которые каким бы ни было образом узнали о грехах другого, сказанных на исповеди; например, епископа, на разрешение которого священник предлагает известный грех своего духовного сына, переводчика, который был посредником между духовником и кающимся, бывших при исповеди больного, которого без помощи посторонних нельзя было исповедывать, того, который нечаянно услышал исповедь или заметил из взора, движения и обращения духовника или самого кающегося. Священник за открытие слышанных на исповеди грехов, кроме вышеуказанных случаев, подвергается лишению сана. Молитва над разрешаемым от запрещения Эта молитва (см.: гл. 49 в Большом и гл. 8 в Малом Требнике) полагается для исполнившего епитимию. Через нее запрещенный освобождается от «належащаго ему уза» и вводится в общение с Церковью (см. Лаод., прав. 2, Карф., прав. 6, 52). По правилам церковным разрешить запрещенного не может никто другой, кроме запретившего, исключая случая смерти запретившего или когда самое запрещение окажется, по формальном дознании, неправильным; но в последнем случае право разрешения представляется только такой иерархической власти, которая выше лица, наложившего запрещение на грешника; исключение делается только для больных. Таинство Причащения Таинство в своей моральной 149 природе слишком светоносно, чтобы нужно было его защищать и оправдывать. Достаточно уже остановиться хотя бы на том факте, что сектанты-рационалисты не отвергали обряда преломления хлеба. Мало того, даже те из них, которые отвергали этот обряд прежде, теперь снова вернулись к нему. Очевидно, что это таинство, по крайней мере во внешней своей стороне, кажется нужным, глубоким, поучительным, святым даже и тем, которые отвергают всякий обряд и внешность. И это понятно. Что может сильнее выразить христианское единство людей, чем единение их в священной трапезе. В одной сказке Лескова («Христос в гостях у мужика») к этой трапезе приглашают Самого Господа Христа, и Христос является на эту трапезу, приходит освятить единение в этой трапезе Своих учеников. «Иде же два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их». Эта картинка, очевидно, есть достаточно яркое оправдание моральной стороны таинства Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Данное правило составляет исключение из 12 правила этого собора (419 года) и толкование последнего служит толкованием и настоящего. Примечания: 28. Это правило составлено из 5 и 8 прав. иппонокого собора 393 г. Правило 15(15-18). 15. Разсуждено такожде, чтобы кто бы то ни был из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или причетников, аще имея возникшее в церкви дело обвинительное или тяжебное, отречется от церковного суда, и восхощет оправдаться пред судилищами светскими, лишался своего места, хотя бы и в пользу его решение последовало. И сие по делу обвинительному, по делу же тяжебному да лишается того, что приобрел по решению дела, аще хощет удержати место свое. 16. Разсуждено такожде и сие: аще от каких бы то ни было судей церковных судное дело принесено будет к другим судиям церковным, имеющим высшую власть: да не будет никакого нарекания тем, коих приговор отменен будет, аще не могут быти обличены, яко или по вражде, или по пристрастию осудили, или неким угождением прельщены были. 17. Аще же по согласию обеих сторон судящихся избраны будут судии: то, хотя бы число их было менее определеннаго в правилах, да не будет позволено приносити суд к другим. 18. Детям священников не представляти мирских позорищ, и не зрети оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления (Ап. 74; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 9, 17; трул. 24, 51, 62, 66; антиох. 5, 12, 14, 15; лаод. 54; сердик. 3, 5, 14; карф. 12, 28, 61, 97, 104, 122; двукр. 9). Это карфагенское правило говорит о двух совершенно различных предметах: во первых - о судах за уголовные и гражданские преступления, во вторых - о поведении детей духовенства. Относительно первого предмета в русской Книге правил имеются три правила (15, 16 и 17), так же как и в греческом Пидалионе (прав. 14, 15 и 16). Второй предмет составляет в Книге правил особое 18 правило, а в Пидалионе особое 17 правило. В Афинской Синтагме оба эти предмета изложены в одном (15) правиле, вследствие чего и мы приводим все указанные предписания в одном правиле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

207 «Св. соборы не полагают решительно никакой разницы, говорит Усов, между священником, рукоположенным православным епископом, и священником, рукоположенным еретичествующим епископом, если этот священник обратится от ереси к православию». (Усов стр. 122), Говоря так, Усов говорит неправду, потому что противоречит не только правилам апостольским и соборным, но и своим собственным действиям. Апостолы 33 пр., двукр. соб. 15 пр. и др. православного священника повелевают принимать с честью, а I вс. соб. 8 прав. наватианских клириков повелевает принимать уже как еретиков через покаяние, 19 же правилом павлианских клириков повелевает уже вновь рукополагать, (снес. 68 апост.; посл. к Март. Корм. 37 гл.; Феоф. 12). Да и австрийцы так поступают. Если бы из московской или другой какой губернии пришёл в Нижний к Усову австрийский священник, то он принял бы его с честью, как православного. Но если бы к нему пришёл неокружник, то он принял бы его уже третьим чином, священника же нашей церкви – вторым чином, а католика окрестил и вновь рукоположил бы. Как же он говорит, что между рукоположением православного епископа и рукоположением еретического епископа нет разницы? Напротив, разница есть и очень большая. 208 «Избирати имеющих произвестися во священство», читаем в 13 пр. Лаод. соб. (кн. прав.) «Может принят быти во священство», говорит св. Василий вел. (14 пр., кн. пр.) «Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества» ( 1Тим. 4:14 ). «Дарованием апостол назвал учение, говорит Феодорит, а священством называет здесь сподобившихся апостольской благодати», (ч. 7, стр. 696). 209 «Сила слова соделывает и священника важным и достаточным, говорит св. Григорий Нисский , отделяя его через новое благословение от сообщества многих. Быв вчера и прежде одним из простого народа, вдруг является он наставником, предстоятелем, учителем, совершителем сокровенных таинств, – и это делает, нимало не изменившись по телу или виду. Но, оставаясь по-видимому тем же, чем и был, он преобразился в невидимой душе к лучшему невидимой некоторой силой и благодатью». (Бог. Мак. т. 11, стр. 419). «Есть особне действо другое самех точию трех св. таин, читаем в Б. Кат. сиречь крещения, св. мира, и священничества яко вам души начертание содевают и печатают, еже во веки не истребляется, ниже изменяется... Хиротонисанных разделяет святыня от мирских человек верных, и пребывает сие начертание на души во веки неотъемлемо на земли и на небеси». (л. 357), « Великая вещь предлежащее крещение, говорит св. Кирил. Иерус. Оно есть... святая нерушимая печать», (стр. 13), «Подобно тому, как воины запечатлеваются печатью, так и верующие – Духом Св., что бы всякому ты был заметен, если выйдешь из строя. Иудеи имели печатью обрезание, а мы обручение Духа», говорит Св. Злат. (т. X, 2 Кор., бес. 500; см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010