Тогда как иночество у нас есть более легкий путь в архиерейство и в церковную администрацию, мирское священство никогда не может попасть на высшие ступени иерархии, откуда у него и развивается и неприязнь к иночеству, как к пути карьерному в мире образованных иноков. Латинство этого не знает. Простой сельский кюрэ при наличии дарования может всегда быть со временем и епископом и даже больше. Ни для кардиналата, ни для папства монашеское пострижение не нужно. Последний папа из монахов был Григорий XVI (камельдул), который к моменту своего избрания (1831 г.) даже и не был еще епископом. Некоторые монашеские ордена, правда, дали немало блестящих епископов и пап (например, Августинцы, Клюнийцы, Францисканцы), но зато одним из замечательнейших достоинств и прерогатив иезуитского ордена является их четвертый обет монашества: никогда не быть епископом. С вопросом брака священника в Православии связан ряд требований канонического характера, удовлетворение которых считается обязательным. Хотя они и относятся к области церковно-правовой дисциплины, все же упоминание о них может иметь интерес и в настоящем контексте. Священник не может быть женат на иноверной (IV Всел. соб. 14 прав.); дом его должен быть православным (Карфаг. 45 прав.); дети его не должны быть сочетаемы браком с еретиками (Лаод. прав. 10; Карфаг. прав. 30); сама супруга священника не может быть ни вдовой, ни разведенной, ни блудницей, ни «позорищной», т. е. актрисой (Апост. прав. 18; VI Всел. соб. прав. 3); в случае неблаговидного поведения жены священника, он должен или развестись с нею или быть растриженным (Неокесс. 8). В вопросе брачной жизни священника возникает ряд тем, которые не всегда могут быть легко и трафаретно разрешены. Возникает особая «проблема матушки», которая в наше время и в трудных условиях изгнания становится особенно нелегкой. В старинных курсах пасторологии этот вопрос рассматривался в категориях бытового уклада и в наивно-трогательных тонах. Особая тема «выбор невесты» в учебниках Пастырского богословия XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

С вопросом брака священника в Православии связан ряд обязательных требований канонического характера. Хотя они относятся к области церковно-правовой дисциплины, упоминание их может иметь интерес в настоящем контексте. Священник не может быть женат на иноверной (4 Всел. Соб. 14 прав.); дом его должен быть православным (Карф., 45 прав.); дети его не должны быть сочетаемы браком с еретиками (Лаод. 10 прав., Карф., 30 прав.); сама супруга священника не может быть ни вдовой, ни разведенной, ни блудницей, ни артисткой (Апост. Прав. 18; 6 Всел. Соб. 3 прав.); в случае неблаговидного поведения жены священника он должен или развестись с женой, или быть расстриженным (Неокесс. 8). В вопросе брачной жизни священника возникает ряд тем, которые не всегда могут быть легко и трафаретно разрешены. Возникает особая " проблема матушки, " которая в наше время, особенно в эмиграции, становится весьма нелегкой. В старинных курсах пастрологии этот вопрос относился к категории бытового уклада и выбор невесты имел оттенок традиции. Вся жизнь способствовала этому наивно-бытовому освещению проблемы. Прежде всего: наследственное священство. За немногими исключениями в священническое сословие не входили извне. Сын священника наследовал отцу в приходе или же получал приход за невестой, и не был чужеродным элементом в духовной среде. Эта же среда силой вековых обычаев и благодаря мудрой попечительное™ великих русских иерархов Филарета московского и Исидора санкт-петербургского прекрасно организовала дело духовной подготовки кандидатов священства и их жен. Если будущий иерей проходил нормальную 10-летнюю подготовку училища и семинарии, или высшую — 14-летнюю; то, с другой стороны, во многих епархиях России существовали епархиальные училища для дочерей священников со специальной программой мудро приспособленной для будущих матушек. В этих училищах епархиалки проходили, кроме предметов общеобразовательных, также такую широкую церковную программу, как изучение церковной истории, богословских курсов, знание славянского языка, церковного пения и богослужебного Устава. Особое внимание посвящалось на воспитание в духе церковности, строгой морали и светского приличия, равно и на подготовку девиц к ведению домашнего хозяйства и воспитания детей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

И почему оно необходимо, сие само собою очевидно. Пастырь есть служитель религии, проповедник веры и благочестия, совершитель Таинств и служб цер­ковных, посредник между Богом и людьми: что же должно быть более все­го свойственно ему, как отличительный его характер, если не благочестие? Что может наиболее давать и ему самому уважение от всех, а его служению должную цену и значение, как не сие качес­тво? Что наконец может наипаче укреплять и одушевлять его во всех трудах и скорбях его служения, как не благочестие, имущее по слову Апостола, обетование живота нынешняго и грядущаго? § 58. Противоположные благочестию недостатки Противоположный благочестию недостаток есть неблагочестие, неблагогове­ние, отсутствие религиозного чувства и духа Христианского. Порок сей может обнаруживаться: а) в недостатке истинной православной веры в сердце Пастыря, когда он заражен духом неверия, или неправоверия, или же индифферентизма, а тек же в отсутствии прочих видов внутреннего Богопочтения Христианского; б) в пренебрежении и нарушении наруж­ных видов Богопочтения, каковы: посты, церковные обряды и постановления и прочее; в) в неуважении к святым ве­щам и глумлении над ними, будет ли то делом, или словом, намеренно или по легкомыслию, вне храма или, в особенности, в храме при Богослужении, что называется кощунством. г) В тесном и приязненном общении с нечестивыми людьми, неверующими, или неправоверующими, а тем более в участии в катких-либо религиозных обрядах и обычаях иноверцев. д) Противно так же истинному благочестию благочестие лицемерное, фарисейское, или же смешанное с суеверием и пустосвятом. Все сие крайне искажает характер Пастыря, унижает его самого пред людьми и дела­ет богопротивным, а вместе с тем, навлекает уничижение и поношение на самое его служение и служит самым па­губным соблазном для других; а по­тому воспрещается и осуждается с особен­ною силою церковными правилами. Так ими повелевается изгонять из клира не постящихся в среду и пяток и в прочие церковные посты, или же постящих­ся в субботу, так же входящих в религиозное общение с Иудеями и еретиками и прочими. (Смотри Прав. Апост. 45. 53. 62. 64. 65. 69. 70. VI Всел. Соб. 11. Лаод. 29. 36. 37. 38. 39). § 59. Целомудрие

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Примечания: 45. Толкование Зонары в Аф. Синт., III,359.  Правило 20(29). Аще пресвитеры, или диаконы обвиняемы будут: то, по собрании узаконенного числа из ближних мест избираемых епископов, которых обвиняемые вопросят, то есть, при обвинении на пресвитера шести, а для диакона трех, вместе с сими собственный обвиняемых епископ исследует принесенные на них обвинения, с соблюдением тех же правил, касательно дней и сроков, и изследования, и лиц обвиняющего и обвеняемаго. Дела же по винам прочих клириков един местный епископ да рассмотрит и окончит. (Ап. 14; IV всел. 9; антиох. 4; карф. 12, 15). Как 19 правило содержит постановление относительно обвиняемых епископов, так и настоящее (20) правило содержит подобное же постановление относительно пресвитеров, диаконов и прочих клириков. Чтобы понять постановление этого правила о том, что пресвитера судят 6 епископов, а диакона-3, нужно обратиться к тому, что сказано об этом в толкованиях 12 и 14 правил этого собора. Примечания: 46. Правило 8 иппон. собора 393 г.  Правило 21(30). Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками (IV всел. 4; трул. 72; лаод. 10, 31). Нам уже известно постановление 72 правила трулльского собора, воспрещающее вообще брак православных с еретиками. Если такой брак был заключен раньше, то его надлежало расторгнуть, и он считался недействительным. Основанием такого постановления данное правило указывает то, что разрешение подобного брака было бы равносущно желанию соединить овцу с волком и удел грешника с делом Христовым. Итак, если такой брак воспрещен вообще всякому мирянину, исповедующему православную веру, то тем более он должен быть воспрещен детям духовенства. В этом и состоит постановление этого правила карфагенского (иначе иппонского) собора. Примечания: 47. Прав. 12 иппон. собора 393 г.  Правило 22(31). Епископы и состоящие в клире да не усвоивают ничего тем, кои не суть православные христиане, хотя бы то были сродники: ничего из своих вещай, как речено, да не упрочивают таковым, посредством дара, епископы и состоящие в клире

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

51. VI Всел. соб. 58. гангр. 6. двукр. соб. 19. Вас. 1). – б) нерадение о исполнении религиозных обязанностей вообще, и в особенности уклонение от св. тайн (Апост. 9. антиох. 2VI Всел. 80. сардик. 11), – в) поругание святыни (VI Всел. 97. VII Всел. 9), – г) святотатство, – не только похищение церковн. вещей, но и своевольное, несвященное употребление их, несогласное с их назначением (двукрат. 10. Григ. Нисск. 6. 8), – д) несоблюдение уставов Церкви в общественном и домашнем быту, напр. постов, праздничных дней и пр. (Ап. 64. 69. VI Всел. 57. 66. лаод. 29), – е) смешение обрядов христианских с языческими, и пр., также с суевериями, и т. п. (Ап. 70. 71. лаодик. 59. VI Всел. 62), – ж) духовное общение (напр. в молитвах) с еретиками, или отлученными от Церкви (Ап. 10. 45. 65. лаодик. 55. 57) и пр., – з) принятие к себе церковнослужителей запрещенных, или изверженных (антиох. 4. Вас. 88), – и) пренебрежение общих церковных собраний в храме, уклонение от них, или неблагочинное поведение в них (Апост. 9. гангр. 6. антиох. 2), – и т. д. Наконец, есть преступления против законов церковного управления и правил христианской жизни. В порядке церковного управления самим начальствующим лицам вменяется в преступление: а) смешение Церквей, или нарушение пределов поместного их управления, по областям и городам (II Всел. 9. III Всел. 8. IV Всел. 17); б) нарушение местных прав и преимуществ, принадлежащих разным Церквам (III Всел. 8. IV Всел. 28. VI Всел. 29); в) распространение епископской власти из одной епархии на другие (антиох. 9. карф. 84 и пр.), как напр. учение в чужой епархии (VI Всел. 20. сардик. 11), священнодействие и особенно рукоположение клириков (Ап. 14. 55. I Всел. 15. II Всел. 2. IV Всел. 5) и пр.; г) принятие и удержание в своей Церкви чужих клириков (VI Всел. 18. карф. 91); д) неуважение, или изменение в своей Церкви законного суда других Церквей, как напр. общение с отлученными или изверженными от других Церквей (Ап. 16. I Всел. 5. Антиох. 5), и т. п.; е) самовольное отступление от общих правил и постановлений, признанных всеми Церквами (VI Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

23 «Самочинным сборищем» правила называют составление обществ ради религиозных целей, или в видах открытого противодействия распоряжениям епископа. Таково, наприм., отделение пресвитера со своей паствой от епископа, сооружение храма и отправление в нем богослужения вопреки воле епископа (Ап. пр. 31, сн. Карф. Соб. пр. 64; IV Всел. Соб. пр. 18). 25 «По двух седмицах св. Четыредесятницы – говорится в 45 пр. Соб. Лаодикийского, – не должно принимать крещение». Смысл этого правила такой: в древней Церкви крещение совершалось преимущественно в Великую субботу (в вечер и в ночь ее); оглашенные, готовящиеся принять крещение в этот день, обязаны были начинать свое приготовление с первого дня Четыредесятницы. Посему приведенное правило Собора Лаодикийского и запрещает крестить в Великую субботу тех, которые начинали приготовление к крещению спустя две недели Великого поста (по двух седмицах св. Четыредесятницы). Таких должно было крестить после (Опыт. курс. церк. зак. Иоанна т. I стр. 445). Таким образом, видно, что полное оглашение продолжалось не менее 40 дней. 27 «Под возложением рук» над кафарами (последователями Новата), присоединяющимися к Церкви, упоминаемом в 8 пр. I Всел. Соб., по толкованию Аристена должно разуметь Миропомазание, а не хиротонию; так это поясняется и в толковании Славинской Кормчей; так должно быть и по другим правилам Церкви (сн. 8 пр. 1 Всел. Собор, с 7 прав. II Всел. Соб., 95 пр. VI Всел. Соб. и 1 пр. Васил. Вел.). 28 Литургия может быть совершена только в храме и притом устроенном с дозволения епископа (ап. пр. 31; Ант. Соб. пр. 5, Лаод. пр. 58; Карф. пр. 10) и на мощах святых, или, по крайней мере, имеющем частицы мощей, положенные самим епископом (Карф. Соб. пр. 14; VII Всел. Соб. пр. 7). К богослужебным местам, в которых может быть совершена пресвитером литургия, несомненно, должны быть отнесены домовые церкви и находящаяся при богоугодных заведениях, как освященные епископом и часто упоминаемые в правилах Вселенских Соборов (IV, VI и VII) и Поместного двукратного. Но совершение литургии в каком-либо частном доме, не освященном от епископа безусловно запрещается (Лаод. Соб. пр. 58). Запрещается совершать литургию полную (т. е. приношение и освящение даров) во дни св. Четыредесятницы, в какие дни должна быть совершаема литургия преждеосвященная, за исключением субботних, воскресных дней и праздника Благовещения, случающихся во св. Четыредесятницу (Лаод. соб. пр. 49; VI Всел. Соб. пр. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Примечание 2. Сроки эти к сектантам не применяются. § 5. Смертно больные иноверцы просвещаются святым крещением по вере восприемников без оглашения (46 пр. Лаод. соб., Карф. соб. пр. 45 и Тимофея Александрийского Пр. 4.). § 6. Иноверцы бесноватые должны быть просвещаемы св крещением по выздоровлении, но в случае смертной опасности не запрещается крестить их (Тимоф. Арх. Алекс. Прв.2) § 7. Женщины иноверки, оглашаемые ко крещению, если приключится им «обычное женам» просвещаются св. крещением по очищении (Тимоф. Арх. Алекс, пр. 6.). § 8. Оглашаемый иноверец, впадший в тяжёлый грех не просвещается св. крещением, пока не исправится и не очистится покаянием, но если снова впадёт в грех , то лишается быть крещёным в течении 3-х лет (Неок. соб. Пр. 5, Всел. соб. Прав. 14). § 9. Оглашение должно состоять в живом наставлении в вере и благочестии христианском. § 10. Оглашаемые всё время оглашения должны а) удаляться с прежними единоверцами, б) проводить в посте и молитвах, являться ко всем церковным службам к самому началу, молиться с полным сокрушением и слезами о прежде содеянных ими грехах и с пламенным желанием принять св. крещение и стоять в храме во время литургии до начала литургии верных, после чего должны выходить из храмов и стоять на паперти (44 пр. Лаод. соб.). § 11. Самыми подходящими местами для оглашения иноверцев простых являются монастыри, где учителя и учительницы монастырских школ совместно с настоятелями и настоятельницами монастырей или избранными благочестивыми иеромонахами и монахинями могут в узаконенный срок оглашения наставлять ищущих крещения в истинах веры и где оглашаемые ежедневно могут посещать церковные службы. § 12. Оглашение иноверцев может быть на указанных выше началах и в приходских храмах, если только ищущий крещения иноверец по каким–либо уважительным причинам не сможет быть оглашаем в монастыре. § 13. В 45 правиле Лаодикийского собора читаем: ,,да речет веру пред Епископом и пред пресвитером в четверток коеяждо недели хотяй креститися». В толковании на это правило сказано: «Подобает приходящего к соборной церкви и хотящего прияти крещение поучать вере прилежно и еже аще навыкнет, да исповедает пред Епископом или пред пресвитером в четверток коеяжды недели, дóндеже креститися, не подобает бо вскоре такового крестити, прежде даже веры не навыкнет». Итак, нужно не только поучать оглашаемого, но и испытывать знания его в области веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Примечания 81. По учению древнеримского права, " раб - совершенно бесправен, не только по jus civile, но и по jus gentium, ибо рабство относится не только к тому праву, но также и к jus gentium. Раб не считается лицем (человеком), рабство удаляет человека из круга правомощных существ, оно делает его вещью, на подобие животного, предметом собственности и произвольного распоряжения его господина " . Puchta, Cursus der Institutionen. Leipzig, 1857. II,432. Cp. и упом. соч. Troplong, De l " influence etc., p.149 и сл. Правило 41. Во вдовстве имеющая власть в самой себе, может сочетаться неповинно, аще нет никого, различающего сие сожитие. Ибо апостол рек: аще умрет муж, свободна есть, за негоже хощет, посягнути, точию о Господе (Рим.7:2; 1Кор.7:39). (Ап. 17; I всел. 8; трул. 3, 87; анкир. 19; неокес. 3, 7; лаод. 1; Василия Вел. 4, 12, 22, 30, 53, 87). Вдова, не зависящая от старших, родителей или опекунов, которые могли бы иметь над нею какие бы то ни было права, может без всяких препятствий вступить во второй брак. Это и предписывает св. Василий в настоящем своем правиле, причем это предписание он основывает на божественном праве (Рим.7:2; 1Кор.7:39). Впрочем, предписание это, в связи с предписаниями других правил, имеет и свои ограничения, а именно: 1) вступая во второй брак, вдова должна подвергнуться епитимии, предписанной для второбрачных (Василия Вел. прав. 4), и 2) вступить в брак она должна с лицем, имеющим право, согласно правилам и законам для вступления в законный брак, но православная вдова, напр., не может выйти замуж за неправославного (трул. 72; лаод. 31; карф. 21), и кроме того, по толкованию Вальсамоном настоящего правила, не может выйти замуж за человека, не достойного ее происхождения С канонической точки зрения, это относится к браку с лицем, не свободным или не занимающимся честным трудом (трул. 51, 62; карф. 45, 63; Василия Вел. 42, 53); с точки же зрения гражданского права относится к так называемому морганатическому браку. Так называется брак, заключенный между лицами, принадлежащими к различным общественным сословиям, в котором муж и жена, равно и дети, не пользуются всеми семейными и наследственными правами, которые иначе могли бы иметь при нормальных обычных условиях заключения брака. На этот брак еще в древнеримском праве смотрели неблагоприятно, однако он был терпим, как он был терпим и впоследствии во все времена У немцев морганатический брак (matrimonium ad morganaticam) назван так потому, что в нем жена со своими детьми должна была довольствоваться той частью имущества мужа, которое получила в дар после первой брачной ночи (Morgengabe, donum matutinale) Такой брак, если он заключен был с соблюдением канонических предписаний, церковь считала законным и вполне приравнивала к прочим правильно заключенным бракам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1330...

по единоверч. изд. л. 479). 565 Трул. 55 (направл. прот. римск. ц.). Точно также коленопреклонения воспрещаются в известные дни: I всел. 20; трул. 90. 567 L. 14 § 1 Cod. Justin, de judiciis (III, 1). Nov. XLIX, c. 3. Nov. LX, c. 2, § 1. Nov. XC, c. 9. Nov. CXXIV, с. 1. Но каноны, не воспрещая клятвы вообще, воспрещают начальникам и лицам, власть имеющим, клясться сделать зло подчиненным: Вас. В. 29. В канонах нет указания на лжеприсягу, как на другой вид клятвопреступления, отличающийся от первого тем, что здесь не обещание клятвенное нарушается, а клятвенно подтверждается факт заведомо ложный. О последнем виде клятвопреступления говорит Никифор (пр. 169); впрочем о лжесвидетельстве рассуждает и Вальсамон в толков. на 18 гл. XIII тит. номокан. Точно также в канонах восточных нет указания на преступление, прямо направляющееся против имени Божия – на богохульство; но по императорским законам, это было уголовно-наказуемое преступление. Nov. Just. LXXVII. В 45 прав. Вас. В. говорится, правда, об оскорблении Христа, но, по верному замечанию Иоанна (Опыт, II, 64), здесь разумеется оскорбление неисполнением заповедей и порочною жизнию вообще. Правило читается так: „аще кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, таковому нет никакие пользы от наименования“. 587 Вас. В. 90; Геннад. конст. окружн. посл.; халкид. 2; трул. 22; VII всел. 5 и 19; Тарасия посл. к папе Адриану. 592 Лаод. 19. Трул. 69. Но по некоему древнейшему преданию, говорить трулльский собор, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу. 595 Лаод. 26. „Заклинатели, φορκσται, exorcistae, в первые века христианства были лица, которые молитвою, именем Иисусовым и возложением рук на одержимых нечистыми духами изгоняли духов. Вначале сила заклинания, как дар благодати, принадлежала многим верующим, даже из мирян. Потом образовался особый разряд заклинателей с постоянною должностию заклинания. Впрочем, заклинания совершались не над одними бесноватыми, но по церковному чиноположению и над обращающимся к церкви от язычества и вообще над приготовляемыми к таинству крещения; кроме того, должность заклинания соединялась с наставлением оглашаемых в вере. Потому и упоминаемое в лаодик. правиле заклинание некоторые разумеют в частности о наставлении оглашаемых в вере“. Иоанн, Опыт курса, I, 444; ср. Hefele, I, 766.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

– II Всел. соб. пр. 6. …Да предается анафеме всякая ересь, и именно – ересь евномиан или аномеев, и ариан или евдоксиан, и полуариан или духоборцев, также и савеллиан, и маркеллиан, и фотиниан и аполлинариан. II Всел. соб. пр. 1. Если кто будет составлять особые собрания вне Церкви и, презирая Церковь , захочет исправлять церковные нужды без пресвитера, поставленного епископом; да будет анафема. Гангр. соб. пр. 6. Если какой-либо пресвитер или диакон, презрев своего епископа и отделившись от церкви, начнет устраивать частные собрания и, поставив (с этою целию) жертвенник, не будет внимать увещаниям епископа, не захочет покориться ему и не послушает ни первого, ни второго его приглашения; то да будет совершенно низвержен (из своего чина) и уже ни служить, ни возвратить своего сана не может. Если же он будет упорно возмущать Церковь и производить беспорядки в ней, то укрощать его внешнею властию, как бунтовщика. Антиох. соб. прав. 5. Срав. Карф. соб. пр. 10 и прав. 11 104 . ...Не дозволяется также ни иметь общения с отлученными от общения, ни сходиться по домам и молиться с теми, которые не молятся вместе с Церковью, и лиц, чуждающихся одной Церкви, не принимать в другой. Если же окажется, что кто-либо из епископов или пресвитеров или диаконов или кто-либо из клира имеет общение с отлученными от общения, то да будет и сам вне общения, как нарушитель канона церковного. Антиох. соб. пр. 2. Аще, кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен. Прав. Св. Апост. 10. Епископ или пресвитер или диакон с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен. Прав. Св. Апост. 45. Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром? или какая часть верному с неверным ( 2Кор.6:15 )? Прав. Св. Апост. 46. ...Не следует молиться вместе с еретиком или раскольником. Лаод. соб. пр. 33; срав. прав.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010