1179 В первые времена христианства в избрании как епископов, так пресвитеров и диаконов участвовал народ с клиром местной церкви. Епископы, избравши на своем Соборе одно или несколько лиц на епископскую кафедру, предлагали свой выбор на глас парода, в том смысле, чтобы он свидетельствовал о достоинстве избранных лиц и объявлял, что знает о них, в пользу их или против них (св. Киприан: письм. 70; Сократ: 4, 22. 6, 2. 7. 26; Феодорит: 1, 7. 2, 31. 32; Созомен : 8: 2; Пост. Апост., кн. 8, гл. 4, сн. Зонара на 6 прав. Ник. Соб.; Правосл. Собес., 1859 г., июль, стр. 244). Затем окончательное решение выбора принадлежало духовной власти (Прав. апн. 36, Ант. Соб., прав. 18). Впоследствии, когда, при участии народа, от его легкомыслия, увлечения страстями, происходили беспорядки, влияние народа на избрание пастырей (епископов) было ограничено (Соб. Лаод., прав. 12, 13). Но с IV века назначение на важнейшие кафедры подчинилось влиянию власти царской, а в провинциальных городах – влиянию знатнейших сановников города (Joannis Antioh. Tit. 7 . cf. 165. nov. const.; Collect, eccl. Constit. Balsamonis, lid. 3, cf. nov. Tit. 1 , § 17; ejusdem schol. ad. can. 4. Chalced. ef. nov. 6. nov. 123. cap. 1. Прав. Соб., 1859 г., июль, стр. 247). Но церковные правила не предоставляли избрание епископов непосредственно светской власти, мимо власти духовной (Апост., прав. 30, VII Всел. Соб., прав. 3). В избрании пресвитеров и диаконов в древности народ, хотя имел участие, но менее, нежели в избрании епископов. Соборами же вообще запрещено было самому народу избирать во священство (Лаод. Соб., прав. 13). У нас же в Регламенте сказано, что ищущий священнослужительского места должен иметь свидетельство от прихожан, что они знают его с хорошей стороны в нравственности и поведении (Прав. Собес., 1859 г., июнь, стр. 247 и след.). 1180 «Приемлют его два – протодиакон и диакон... и обходят святую трапезу, поюще водящий» (Чиновн. Чин хирот. диакона). 1181 Ектения для диакона печатается в Чиновнике архиерейском, но буквами наоборот, по отношению к буквам молитвы, читаемой архиереем, именно так: Таким образом диакон, держа книгу Чиновник, или стоя за держащим ее, при чтении архиереем молитвы, по книге же Чиновник, может в то же время произносить ектению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

66 ап. прав, подвергает клирика извержению, а мирянина отлучению за то, если кто-нибудь из них в споре ударит кого-либо и одним ударом убьет: «Аще кто из клира в сваре кою ударит, и единым ударением убиет: да будет извержен за продерзость свою. Аще же мирянин сие сотворит: да будет отлучен.» Господь всех верующих дал заповедь биющему в правую щеку обращать и левую, а не отмщать взаимно. И апостол Павел требует, чтобы служитель Божий был не бийца, не сварлив, не дерзок, не гневлив ( 1Тим.3:3 ; Тит.1:7–8 ). Сообразно с этим и 66 ап. прав, предписывает, чтобы клирик, ударивший кого-либо в ссоре, если получивший удар умрет, хотя бы от одного удара, извержен был из сана, как предающийся безрассудному гневу и запятнавший себя пролитием крови человеческой; а мирянин, сделавший это, как убийца, хотя бы и невольный, должен быть отлучен от церкви на более или менее продолжительное время. (Сравн. 8 пр. Вас. Вел.). 57 ап. прав, отлучает от церкви тех из клириков и мирян, кто смеется над хромым, глухим, слепым, или имеющим иное повреждение в теле: «Аще кто из клира хромому, или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеется: да будет отлучен. Такожде и мирянин.» Еще в законе Моисеевом внушалось каждому израильтянину: «Зла да не речеши глухому и пред слепым да не положити претыкания и да убоишися Господа Бога твоего» ( Лев. 19:4 ). Если подобный порок запрещался в Ветхом Завете, тем более он должен быть запрещен христианину и в особенности клирику, который если бы осмелился посмеяться над телесными недостатками ближних, то поступил бы совершенно противно духу христианского братолюбия и показал бы, что он недостойно пользуется от Бога духовным начальством над людьми, противясь судьбам Божиим и произнося своим смехом хулу на Творца и Промыслителя всякой твари. Дополнением к ап. правил, определяющим общественное благоповедение клириков, служат правила церковные, запрещающие им и всем христианам посещать гладиаторские игры, конские ристалища, театральные зрелища, ходить в общественные бани, где мылись вместе мужчины и женщины, также мыться вместе с супругами, предписывающие соблюдать в одежде и пострижении волос скромность, простоту, а запрещающие, как неприличное, всякое убранство и украшение тела. (VI, 24, 51; Лаод. 54; Карф. 18; Лаод. 30. VI, 27. VII, 16; VI 21. Гангр. соб. правил 12).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

А 16-е правило того же собора (Лаод.) повелевает: по субботам с другими Писаниями читать и Евангелие. Ибо прежде существующего теперь чина в молитвах и песнопениях в субботу совершались только молитвы и таким образом священники приносили безкровную жертву; Евангелие же или какое-либо другое Писание не читалось в церкви, так как на основании правил [Ап. 64; VI Всел. 55. Кормч. Изд. 1816 г. стр.53.] обыкновенно праздновали, но не постились и не преклоняли колен в субботу [Пр. изд. буквально, с добавл. из Вальсамона и Зонары.]. А 17-е (того же соб.) с заботливостию повелевает, чтобы псалмы Давида были разделяемы на кафизмы и чтобы между ними были чтения, дабы народ, утомляясь непрерывностию псалмопения, не удалялся от церкви [Изъясн. из Вальсамона. Таковое же указание цели постановления 17-го пр. соб. Лаод. и в слав. Кормч.: " Да не трудни бывше собравшеся, на леность уклонятся " . Стр.53. Пр. Пом. соб. с толк. стр.227-228.]. А 18-е (правило того же соб.) повелевает, чтобы и на девятом часе и на вечерни читались преданные молитвы и чтобы не слагал, кто хочет, собственных молитв и не произносил их в собраниях [Прав. с изъясн. из Зонары и Вальсам.]. Согласно с сими правилами определяет и 103-е (116-е) прав. собора Карфагенского, чтобы т.е. в молебствиях всякой литургии читались только те молитвы, которые составлены просвещеннейшими (мужами) и утверждены собором, и предначинательные, т.е. произносимые до божественного Евангелия, и молитвы предложения оглашенных, в которых священники предлагают их Богу, и молитвы при возложении рук на хиротонисуемых и бывших в покаянии, а не допускать молитв новых, вводимых некоторыми; ибо, что не испытано отцами - сомнительно и возбуждает страх, чтобы не было примешано несоответствующего правой вере [Из Зонары на прав. 106 Карф.]. А 19-е правило собора Лаодикийского говорит, что прежде должны быть молитвы об оглашенных и тех, которые находятся в покаянии, а потом молитвы о верных; потом, определяет правило, одним только освященным позволено входить в алтарь и (там) приобщаться. Ищи еще в 9-й гл. буквы Β правила 5-е и 20-е собора Гангрскаго.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Заозерский? Таким образом, если признать, что выражение οι οχλοι должно соответствовать по своему значению выражениям οι λαοι, τα πληθη, populi, plebs, т. е. должно означать население определенной местности, входящее в состав паствы епископа или составляющее всю его паству, то перевод этого выражения термином «община» будет по существу верным. Только самое выражение «община» не совсем подходит к муниципальному строю того времени, к которому относится 13 правило Лаодикийского собора. Тогда употреблялись другие термины: город, муниципия, народ, курия, коллегия, плебс и т. д. Община явление нового времени. А затем в выражении «община», употребленном в переводе Казанской академии, есть еще другая обоюдность, именно та, что не указано, какая община – церковная или гражданская разумеется. Если бы было сказано «церковная община», то было бы яснее и вернее. Ведь гражданская городская община или курия выбирала жрецов только в языческие времена, как увидим это ниже; в христианское время она уже не могла пользоваться этим правом, хотя и принимала некоторое участие. Таким образом термин «община», употребленный в переводе 13 прав. Лаод. собора, изданном при Казанской академии, можно считать неясным и неуместным для того времени, когда издано 13 правило Лаодикийского собора; но он лучше передает смысл этого правила, чем выражение «сборище народа», принятое в Книге правил, и еще прежде нее толкователями Пидалиона, в том отношении, что разумеет под οι οχλοι постоянное христианское население известной местности, известного городского округа в целом его объеме или в известной части, а не случайное сборище народа. В дополнение к сказанному приведем на справку, что с пониманием и переводом 13 правила Лаод. собора, принятым в Деяниях поместных соборов, выразил свою солидарность Е.В. Барсов в своей статье, помещенной в 4 Цер. Вед. 1907 года. Равным образом к сторонникам такого понимания нужно причислить и проф. М.А. Остроумова. Правда последний заявил, что «нет достаточных оснований переводить слово οχλος словом община, и потом прибавил, что в этом отношении он в сущности согласен с А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

( Ап. 31 , 34 ; I Всел. 8 ; II Всел. 6 ; III Всел. 3 , 8 ; IV Всел. 17 , 18 ; Трул. 25 , 31 , 34 , 38 ; Анкир. 13 ; Неокес. 14 ; Гангр. 6 ; Антиох. 5 , 8 , 10 ; Лаод. 57 ; Сердик. 6 , 14 ; Карф. 10 , 11 , 56 ; Двукр. 13 , 14 , 15 ).   Многие правила говорят о том, что не должно поставлять епископов в небольшия местечки, для которых достаточно и одного пресвитера (Лаод. 57; Сердик. 6 и др.). Если же условия времени или места требуют, чтобы была открыта новая епископская кафедра (IV Всел. 17, Трул. 38), то последнее может состояться не иначе, как с согласия того епископа, которому до тех пор было подчинено данное место или область. В данном правиле карфагенские отцы были вынуждены возобновить этот основной церковный закон, который нарушался со стороны некоторых властолюбивых епископов и пресвитеров Африканской церкви. Забывая этот закон, многие епископы насильственно присваивали себе некоторые места, подчиненные другим епископам, оправдывая свой поступок тем, что эти места принадлежали им по какому-то ими самими вымышленному праву давности; когда же подлежащие епископы указывали им на нарушение их законных прав, то эти властолюбцы гордо отклоняли от себя все обвинения и даже, как говорит правило, прекращали общение с братией ( την των αδελφν χοινωναν αποστρφονται). кроме епископов, упомянутый церковный закон нарушался и некоторыми пресвитерами и притом даже еще в большей степени. Народ, как мы знаем, имел в то время право указывать, кого желал бы он иметь своим епископом ( Карф. 50 ). Поэтому некоторые пресвитеры, «надменные и безумные» ( φυσιομβνοι κα μωρο), в погоне за властью, восставали против своих законных епископов, стараясь возбудить против них народ данного места и путем подкупов и всяческих убеждений, принуждали тот же народ избрать их своими епископами, что им иногда и удавалось. Карфагенские отцы восстают самым решительным образом против подобных случаев, разрушающих в самом основании церковный порядок, и предписывают, чтобы подобные лица силою, т.е. посредством государственной власти, лишались как своих полномочий, так и права не только на незаконно присвоенные ими места, но и на те, которыми «ко вреду их» ( κακς) они прежде пользовались в качестве епископов или пресвитеров. При этом подлежащий епископ первенствующей кафедры должен навсегда лишить их права священнодействовать, тогда как государственной власти предоставляется наказать их, как бунтовщиков и нарушителей мира и порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Епитимия (Ε=πιτμων от е=πitiμω – запрещаю) налагается или в виде духовного наказания грешнику (так бывает более тяжкая епитимия – отлучение от причащения Св. Таин, от общения верных и т. д.), или она назначается для врачества грешнику (так бывает менее тяжкая епитимия – пост, поклоны, милостыня, молитва и т. д.). Но епитимия не имеет ни силы, ни значения удовлетворения правосудию Божию; ибо удовлетворение за грехи принесено Господом на кресте ( Евр.10:14 ). Не будучи же удовлетворением за грехи, епитимия не составляет безусловной необходимости при исповеди (VI Всел. Соб., прав. 102, книга: О должн. пресв. 106, 107, 108, сн. Дух. Регл. о пресв., Чин исповед. отрок., лист 17). Епитимия назначается различная, смотря по грехам, по возрасту, по положению кающихся (см. в Требнике и в Чине исповедания отроком и в Духовном Регламенте о правилах причта церковн. 8–14). За многие и особенно тяжкие грехи запрещается приступать, известное время, к таинству евхаристии, а позволяется только пить агиасму, т. е. богоявленскую и вообще освященную воду (Требн.). Впрочем, отлучению Святых Таин духовник сам собою никого подвергнуть не может, без особого донесения епархиальному архиерею и без его дозволения. Но ему духовник не именует лица согрешившего (Дух. Регл., о прав. причт., о пресвит., гл. 14). И отлучение от Святых Таин ныне на долгое время не допускается (там же). Для исполнившего епитимию полагается в Большом и Малом Требнике особая молитва над разрешаемым от запрещения. Посредством ее запрещенный освобождается от надлежащего ему уза запрещения (см. молитву) и вводится в общение с Церковью. Но кающихся, по исполнении ими епитимии, должно вводит в общение Церкви не открыто и не на литургии (Лаод. Соб., прав. 2-е; Карф. Соб., прав. 6-е); притом и разрешает тот, кто наложил запрещение. Духовник не имеет права принимать к себе на исповедь запрещенных другим духовником и разрешать их от запрещения (Апост., прав. 12, 13 и 32; 1-й Вселен. Соб., прав. 5; Номок., 119), исключая больных и умирающих, которых всякий священник может и должен исповедовать и разрешать (Кн.: О должн. пресв., ст. 103, и устав Духовн. Консист., ст. 103). То же он обязан и в случае смерти (Апост., прав. 32 и Карф. 52). Так как некоторые из кающихся могли умереть, не получив разрешения при жизни от запрещений и клятв, коими были связаны, то принято читать над умершим разрешительную молитву (о ней см. далее). Священство 1166

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Помазание св. миром должно сопровождаться произнесением совершительных слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь...» (II Всел. соб., прав. 7, Требник). Формула эта произносится по единожды при помазании каждой части. Священник должен эту формулу Миропомазания произносить четко и знать, какие члены надлежит мазать». Таинство Миропомазания совершается над всеми крещаемыми, при этом в Православной Церкви Миропомазание совершается вслед за Крещением (II Всел. соб., прав. 7; VI Всел. соб., прав. 95; Лаод. прав. 46; Прав, испов., 105 отв.). Обряды при Миропомазании Перед совершением Миропомазания, следующего вслед за Крещением, должно до «сухости» вытереть те части тела, которые должны быть миропомазаны, помазывать эти части тела следует «не скудно», и, пока миропомазанные части тела не будут омыты особенной употребляемой для этой цели губой, никто не должен прикасаться к ним рукою. Каждения при Миропомазании не полагается. Евангелие обычно читается лицом к крещаемому. Окропление ребенка при измовении совершается водою из купели. Обряд омовения младенца, положенный в 8-й день, совершается у нас вслед за Миропомазанием. Существенное содержание этого обрядового действия составляет омовение частей тела, помазанных миром, и разрешение от белых одежд, надетых при Крещении, что напоминает древний обряд разрешения белых одежд, носимых новокрещенными в течение восьми дней. Самый способ совершения указан в Требнике, где сказано, что священник «разрешает пояс отрочате и пелены, и соединив край их, омочает водою чистою я (их), и кропит отроча». Обряд измовения обычно совершается так: после прочтения положенных молитв священник берет крещальную губу, наполняет ее водою и кропит младенца крестовидно, произнося слова: «Оправдался еси...» Затем отирает губою места, помазанные миром, со словами: «Крестился еси...» Но, как мы видели, Требник указывает окропление краями пеленок и предпочтительнее следовать его указаниям. При словах «Благослови и главу...» не требуется благословения перстами. Постригается сначала затылок, затем передняя часть, затем правая, потом левая. Вырезанные волосы священник отдает восприемнику, который закатывает волосы в воск и по окончании пострижения опускает в купель.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Ибо долженствуют взирати на написанное: никто воинствуя Богу не обязуется куплями житейскими (2Тим.2:4). 20. Чтецов приходящих в совершенный возраст побуждати, или ко вступлению в супружество, или к обету целомудрия. 21. Разсуждено такожде, чтобы клирик давший в заем деньги, столько же денег и получал: а давший вещи получал сколько дал. 22. Диаконы да не будут поставляемы ранее двадесяти пяти лет возраста. 23. Чтецы во время богослужения да не кланяются народу (Ап. 5, 6, 20, 26, 44, 51, 81, 83; 1 всел.17; IV всел. 3, 7, 14; трул. 6, 9, 10, 13, 33; VII всел. 10, 14, 15; анкир. 10; лаод.4; карф. 5, 25, 126; двукр.11; Василия Вел. 14, 69; Григория нисск. 6). Это правило содержит пять различных постановлений. 1) Кн. прав. 19; Пид. 18. Относительно первого постановления, воспрещающего духовным лицам заниматься мирскими делами, см. толкования 3 правила IV всел. собора и др. параллельных правил. При этом правило добавляет еще и то, что ни одно духовное лицо не имеет права зарабатывать себе пропитание каким-либо постыдным или бесчестным делом (ο οο ο, turpi vel vili negotio); a между такими делами Зонара упоминает и содержание корчмы (ο ο " εοο) 2) Кн. прав. 20; Пид. 19. По 26 Ап. правилу чтецам разрешалось свободно и когда они хотели вступать в брак; поэтому постановление этого правила относительно того, что чтецы, по достижении зрелого возраста, должны были или жениться, или навсегда дать обет девства, имело только значение для Африканской церкви 3) Кн. прав. 21; Пид. 20. Относительно третьего постановления этого правила о том, что ни одно духовное лицо не должно взимать процентов на отданные взаймы деньги, см. толкование 44 Ап. правила и 17 правила I вселенского собора. 4) Кн. прав. 22; Пид. 21. Также см. толкования 14 и 15 правил трулльского собора о том, что никто не может поставлять диакона ранее 25 лет. 5) Кн. прав. 23; Пид. 22. По поводу последнего постановления данного правила о том, что чтецы не должны кланяться ( ου) народу, Зонара говорит, что они (чтецы) во время богослужения должны только кланяться епископам и пресвитерам, а не находящемуся в церкви народу, так как они приняли посвящение, а народ по своему положению отстоит далеко от священства (ο , ο ε ο ου ε ), Почему нужно воздавать им самим честь, особенно во время богослужения Примечания: 35.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Да не будет позволено кому-либо из числящихся в священном чине или монахов развлекаться на конских бегах или придерживаться сценических игр. Но если бы какой клирик был приглашен на брак, то лишь только появятся игры, служащие к обольщению, пусть встанет и тотчас удалится; ибо так повелевает учение отцов наших. Если же кто будет обличен в этом, тот пусть или перестанет или будет извержен. VI Вселен. соб. прав. 24. ...Бегайте также неприличных зрелищ, театров, т.е., и церемоний елинских, нашептываний, чарований, волхвований и проч... Должно бегать также и их торжищ и совершаемых на них игрищ; ибо верующий должен ходить на торжище только для выкупа тел 93 и приобретения души и для покупки чего-либо другого, нужного для жизни. Пост. Апост. кн. II. гл. 62. Если кто приходит (к вере христианской) из актеров, мужчина или женщина, или возница, или мечебоец, или ристалищный бегун, или начальник игрищ, или участвующий в олимпийских играх, или игрок на свирели, или игрок на гуслях, или игрок на скрипке, или плясун, или корчемник, то или пусть перестанут заниматься этим или да будут отринуты. Пост. Апост. кн. VIII, гл. 32. б) Очи твои да право зрят и всяцем хранением блюди свое сердце, завещевает премудрость ( Притч.4:23, 25 ), ибо телесные чувства очень удобно передают свои впечатления душе. Поэтому мы повелеваем, чтобы отныне отнюдь не начертывать на досках ли или на другом чем изображений, чарующих зрение, растлевающих ум и приводящих к взрыву нечистых удовольствий. Если кто отважится делать это, да будет отлучен. VI Всел. соб. пр. 100. в) ...Христианам, ходящим на браки, не следует прыгать или плясать, но ужинать и обедать скромно, как прилично христианам Лаод. соб. прав. 53. ...Не должно лицам священным и даже мирянам делать пиршеств на складчину. Его же, прав. 55. Епископы или пресвитеры да не угощаются в церкви, разве только во время странствования по необходимости будут иметь там отдых. И мирянам, насколько возможно, да воспрещаются таковые пиршества. Карф. соб. прав. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010