Прокошев Павел Александрович (1868–1942) – правовед, доктор права. Закончил Вологодскую семинарию (1888), Казанскую академию (1892). С 1893 г. преподавал греческий язык, словесность и историю литературы в Вологодской семинарии. С 1900 г. – экстраординарный, с 1914 по 1919 г. – ординарный профессор церковного права Томского университета, в 1918–1919 гг. – главноуправляющий по делам вероисповеданий в правительстве Колчака. См.: Свящ. Н.В. Солодов. Повесть И.Г. Шадрина «Бурса» как семинарское свидетельство//Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Вып. 2. М., 2022. С. 792 (775-811). События описаны в художественной форме в повести И. Шадрина «Бурса». Впрочем, Шадрин окончил семинарию годом ранее и описывает происшедшее со слов братьев или знакомых по семинарии. Семинаристы обвиняли ректора в «конкубинате». См. И. Шадрин. Бурса. Архимандрит Арсений (Тимофеев Аполлон Петрович; 28.11.1865 – 13.02.1917) родился в Санкт-Петербурге в семье турецкого подданного и при рождении был назван Алихан-бек-мурза. По смерти отца принял русское подданство. Окончил Императорский Гатчинский сиротский институт, Санкт-Петербургскую духовную академию (1890). Принял монашество, рукоположен в иеромонахи и назначен членом Российской духовной миссии в Японии. С 1893 г. инспектор Холмской духовной семинарии, с 1896 г. ректор Вологодской духовной семинарии. С 1897 г. настоятель посольской церкви в Афинах, с 1900 г. – член СПб духовного цензурного комитета. С 1902 г. епископ Владимир-Волынский, викарий Волынской епархии, с 1906 г. епископ Сарапульский викарий Вятской епархии, с 1909 г. – настоятель Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря, с 1910 г. – епископ Царевский, викарий Астраханской епархии, с 1911 г. – епископ Кинешемский, викарием Костромской епархии, с 1914 г. – епископ Омский и Павлодарский. По болезни вышел на покой (04.06.1915) и был назначен настоятелем Высокогорской пустыни Нижегородской епархии. Скончался в Москве на Сергиевском подворье. Похоронен 13 февраля 1917 г. в Новодевичьем монастыре. См. Е. Потехина. Епископы Кинешемские. Викарии Костромские. Уроки истории. Электоронное издание. ISBN 978-5-44-831922-8; Формулярный список о службе чина духовного ведомства иеромонаха Арсения (Тимофеева Аполлона Петровича) инспектора Холмской духовной семинарии//РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 152. Л. 1 об.; Преосвященный Арсений, бывший епископ Омский и Павлодарский (некролог)//Омские епархиальные ведомости. 1917. 10. С. 24.

http://bogoslov.ru/article/6175833

В 1918 году Соборной площади не стало. На смену приходили новые названия, и кафедральный собор теперь располагался на Площади 1 мая. С 1940 года – имени Ленина. А красавец Троицкий собор, гордость города, в 1936 году был взорван. Как, впрочем, большинство храмов Симбирска. В 1924 году город переименовали в Ульяновск. До известных событий 1917 года Симбирск было принято считать дворянским городом. Его даже называли «барином на Волге». Здесь жили и творили в разное время знаменитые подданные Российской империи: Николай Карамзин, Иван Гончаров, Аполлон Коринфский, Николай Языков, Денис Давыдов и… Илья Ульянов. Симбирск и Ульяновы Отец Владимира Ильича был чиновником от образования. В какой-то степени и борцом за права и свободы: Илья Николаевич ратовал за всеобщее равное для всех национальностей образование. Но по-настоящему известным директор народных училищ Симбирской губернии стал не благодаря трудам на педагогической ниве. «Славу» Ульянову принесли дети-революционеры: Александр, Владимир, Дмитрий и Мария. В 16 лет Владимир Ульянов сорвал с себя крест и бросил его на землю Сами дети вспоминали об Илье Николаевиче как о человеке религиозном. Вот что писала о нем дочь Анна: «Отец наш был искренне и глубоко верующим человеком и воспитывал в этом духе детей. Дома дети видели искренне убежденного человека, за которым шли, пока были малы». Мать Ульяновых Мария Александровна «не была богомольна и одинаково мало посещала как русскую церковь, так и немецкую». Несмотря на старания отца воспитать детей в вере, увлечение их с ранних лет революционными идеями пересилило. Интеллигенция того времени с презрением относилась к православной вере. В 16 лет Владимир Ульянов сорвал с себя крест и бросил его на землю. Позже, заполняя анкету всероссийской переписи членов РКП(б), Ленин напишет об этом. Илья Ульянов умер от кровоизлияния в мозг в январе 1886-го. Спустя год за покушение на императора Александра III казнили Александра – старшего сына. В 1891 году от брюшного тифа в Петербурге умирает Ольга Ульянова. Владимир, Анна, Дмитрий и Мария стали яростными революционерами, а впоследствии – государственными деятелями СССР.

http://pravoslavie.ru/112801.html

В образе сына сенатора Николая Аполлоновича, студента-кантианца — стилизованный портрет самого автора эпохи 1905 года. В центре романа сложный «комплекс» отношений между сенатором и его сыном. «Проблема отца», сдавившая, почти задушившая детское сознание Белого, раскрывается теперь как любовь-ненависть, как подсознательное желание смерти отца. Белый беспощадно анализирует свое двойственное чувство. «Николай Аполлонович проклинал свое бренное существо, и, поскольку был образом и подобием он отцу, он проклял отца: богоподобие его должно было отца ненавидеть. Николай Аполлонович отца чувственно знал, до мельчайших изгибов и до невнятных дрожаний: был чувственно абсолютно равен отцу: он не знал, где кончается он и где в нем начинается этот сенатор… Когда оба соприкасались друг с другом, то они являли подобие двух повернутых друг на друга отдушин; и пробегал неприятнейший сквознячок… Менее всего могла походить на любовь эта близость: ее Николай Аполлонович ощущал, как позорнейший физиологический акт». Так же трагически двоится отношение сенатора к сыну. Он боится и ненавидит его. «Сидя в своем кабинете, сенатор пришел к убеждению, что сын — негодяй. Так над собственной кровью и плотью шестидесятивосьмилетний папаша совершал умопостигаемый террористический акт». Не только сын — потенциальный отцеубийца, но и отец «умопостигаемый сыноубийца». Но это — неполная правда: полная правда в том, что сыноубийца— нежнейший отец. Белый любит совместимость несовместимого, правду в неправде, добро во зле: он наслаждается трагизмом противоречий. В одной из самых сильных сцен романа передается разговор отца с сыном во время обеда. Николай Аполлонович «в порыве бесплодной угодливости, подбегая к родителю, стал поламывать пальцы… Аполлон Аполлонович перед сыном стремительно встал (все сказали бы— вскочил)». Тянется вялый разговор с пустотами напряженного молчания. Наконец сын говорит о «Theorie der Erfahrung» Когена — сенатор путает Конта с Кантом… «Не знаю, не знаю, дружок; в наше время считали не так…» И вдруг старик вспоминает время, когда его Коленька был гимназистом и объяснял ему все подробности о когортах… А позже, когда он подрос, отец бывало клал ему ладонь на плечо и говорил: «Ты бы, Коленька, читал логику Милля: полезная книга.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

[В Шестодневе Ио. Екзарха 1263г.,– Описание Синодальных рукописей стр. 22 начало: «Гривну цетаву (из монет) на выи носеща».– Греческое изображение гривны см. у Несселя, I, р. 99–101 (Иосиф в гривне, возложенной на него Фараоном).] 966 В настоящую минуту мы не имеем под руками текста «Древностей Российского государства» и не знаем, что там писано; из статей, писанных по поводу Черниговской гривны в своё время и вообще давно, мы имеем под руками: две статьи и заметку Каченовского в Вестнике Европы 1822г. 967 Сказание о Медузе, подобно тому, как и о наибольшей части личностей греческой мифологии, многообразны и разнообразны. Кто хочет обстоятельно с ними познакомиться, тот должен обращаться к специальным руководствам по мифологии. 968 См. статью г. Л. Стефани: «Аполлон Боэдромиос», помещённую в Записках Академии Наук, т. III, книга 2, стр. 41 sqq. 969 См. в Журнале Министерства Народного Просвещения 1836г., ч. 9, статью о гривне профессора Крузе, стр. 336. 970 Оба эти снимка напечатаны ранее в Журнале Министерства Народного Просвещения за 1836г. в 9 части, а один из двух в том же журнале за тот же год в 10 части. 971 Святой Никита, не знаем – какой, ибо их в святцах несколько, на обеих иконках изображён держащим за волосы и поражающим посредством вервия бегущего от него беса (можно было бы подумать на Никиту, епископа Новгородского; но, во-первых, он канонизован только во второй половине XVI в.; во-вторых, как ясно видно на одной иконке, он не в святительской одежде). 972 Помимо самых филактериев и иконок в Древностях см. их в Журнале Министерства Народного Просвещения 1836г. книга 9, стр. 343. 973 Другие вероятные чтения см. в Журнале Министерства Народного Просвещения ibid. стр. 344 и 362 (также у Афанасьева в Поэтических воззрениях, II, 565). 974 Часть приложений, относящаяся к Студийскому уставу, будет напечатана вместе с приложениями следующей главы. 976 νισταμνων δ τν ερων, Т. е. священники, выйдя на вход, сидели где-то и на чём-то (в стасидиях?). 977 По-гречески κτενς δησις, собственно: напряжённое, усиленное моление (в нашем служебнике молитва, читаемая священником во время сугубой ектеньи, называется молитвой «прилежного моленья»). 981 В Солунской ли только Софии находилась икона архангела на указанном месте, или она должна была находиться на нём в каждом храме, у Симеона не ясно. 985 Эта стихира и две предшествующие в печатной Минее – на великой вечерне на стиховне стихиры 1-я, 2-я и 3-я. 986 Эта стихира и предшествующая в печатной Минее – двй первые (вторые) стихиры на Господи воззвах. 988 В месячном Стихираре XII века, находящемся в библиотеке Академии Наук, помещено 11 стихир святым Борису и Глебу. Из них две первые суть наши две первые на стиховне (

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Койген Д.. русский философ-неокантианец. Койре Александр (1892–1946), французский философ. Константин Павлович (1779–1831), великий князь, второй сын Павла 1, престолонаследник, в 1823 г. тайно отрекшийся от своих прав. Конт Огюст (1798–1857), французский философ и социолог, основоположник позитивизма – 304 Коперник Николай (1473–1543), польский астроном и мыслитель, создатель современной гелиоцентрической картины мира. Кронос, Крон (миф.), сын Урана и Геи, низвергший своего отца и занявший его место верховного бога; опасаясь той же участи, проглатывал своих детей, но в конце концов был побежден и свергнут своим сыном Зевсом; в переносном смысле – символ всепоглощающего времени. Ксенофан (VI–V в. до н. э.), древнегреческий философ, основатель элейской школы. Куэ Э., франдузский психолог. Кьеркегор (Киркегард) Сёрен (1813–1855), датский теолог и философ. Лаланд Андре (1867–1963), французский философ, редактор «Технического и критического философского словаря» (1926). Лассаль Фердинанд (1825–1864), деятель немецкого рабочего движения, публицист и философ. Левицкий Сергей Александрович (1909–1983), русский философ. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716), немецкий философ, историк, математик и физик. Ленин Владимир Илъич (1870–1924). Леонардо да Винчи (1452–1519), итальянский художник, ученый и философ. Лесков Николай Семенович (1831–1895). Локк Джон (1632–1704), английский философ-просветитель. Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765). Лопатин Лев Михайлович (1855–1920), русский философ и психолог. Лосский Николай Онуфриевич (1870–1965), русский философ, представитель интуитивизма и персонализма. Людовик XVI (1754–1793), французский король в 1774–1792 гг., казненный по приговору Конвента. Лютер Мартин (1483–1546), основатель немецкого протестантизма. Люцифер (букв. «светоносец»), падший ангел, обозначение дьявола. Магомет (Мухаммед) (ок. 570–632), арабский религиозный и государственный деятель, основатель ислама . Матов Аполлон Николаевич (1821–1897). Майтрея, персонаж буддийской мифологии, выступающий одновременно и как бодхисаттва, и как будда.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Как Христос оставляет человечеству самого себя, так и святой; он тоже своим духовным наследникам оставляет не тот или иной результат своего труда, а самого себя. «Пока не требует поэта, — говорит А.С. Пушкин, — к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружен… и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Действительно, жизнь поэта, да и всякого художника, вне его творчества, без его текстов или картин не представляет для потомков никакого интереса. Так, греческий трагик Агафон, современник Сократа и Еврипида, хотя он и изображен в «Пире» у Платона и хорошо известен нам по отзывам современников, мало кому интересен, ибо тексты его до нас не дошли. Полигнот, Зевксис, Паррасий и другие художники древней Эллады, картины которых не сохранились, не могут вызвать по отношению к себе живой реакции у человека ХХ века, в отличие от скульпторов (Мирона, Поликлета), чьи произведения, пусть не в оригиналах, а в слабых копиях, но все же дошли до нас. Иная картина со святыми: Николай Мирликийский, великомученик Пантелеймон или преп. Сергий не оставили ни текстов, ни икон, ни каких-либо особых, отличных от того, что предлагали их предшественники или последователи, рекомендаций для потомков; от них осталось Евангелие, которое они прочитали не устами и не глазами, а самой своею жизнью. Во французском языке есть выражение vivre l " Evangile, то есть «прожить Евангелие» (именно так, а не «прожить жизнь по Евангелию, согласно Евангелию» и т. п.!). Франциск Сальский, известнейший религиозный мыслитель начала XVII beka, писал: «Между Евангелием и жизнью святого разницы не больше, чем между музыкой, которая записана на листе бумаги, и музыкой исполненной». Жизнь преп. Сергия эти слова характеризуют великолепно. Он не предлагает своего пути, а воплощает в своей жизни евангельский путь. Хорошо говорится о том, что это такое, в «Подражании Христу», латинском трактате, написанном в начале XV beka и обобщающем духовный опыт монашеского делания на Западе (обычно его автором называют Фому Кемпийского): «Не Моисей пусть говорит мне или кто другой из пророков, но Ты глаголи… всех пророков Вдохновитель… Ты один без них можешь меня полностью наставить; а они без Тебя ничего не сумеют».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

С. В. Булгаков, Ещё в открытом письме от земца до земцев Харьковской губернии было озвучено мнение, что построения часовни на решение городской думы будет не достаточно для увековечения такого удивительного явления, как спасение Господом императорской семьи. На эту идею откликнулась городская власть. 27 апреля 1889 г. по инициативе Харьковского губернатора А.И. Петрова лично императором было утверждено создание особого Комитета по устройству благотворительных памятников на месте крушения царского поезда 17 октября 1888 г. под председательством Харьковского губернатора. Почти сразу в Комитет начали поступать финансовые пожертвования на строительство. Городская дума пожертвовала 30 000 р. на строительство часовни, а Губернское земское собрание - 60 000 р. на строительство Храма и благотворительных памятников. Уже 30 мая состоялось первое заседание Комитета, на котором постановили при строительстве в центре архитектурного ансамбля поставить храм, а на месте самой катастрофы возвести часовню. В тот же день решился вопрос с земельными ресурсами под этот проект - землевладелец Аполлон Михайлович Мерненков пожертвовал 9 десятин 1920 кв. саженей земли у самого места катастрофы. Параллельно с идей строительства Храма и часовни Комитетом, Амвросий, архиепископ Харьковский и Ахтырский вместе с настоятелем храма Святогорской пустыни архимандритом Германом инициировали строительство на месте катастрофы Спасового Скита, чтобы обеспечить монахами храм для богослужений. Почти сразу после катастрофы архимандрит Герман жаловался Амвросию, что народ толпами приходит к месту катастрофы царского поезда, разглядывает его и высказывает недовольство, что не имеет никакого помещения, хотя бы часовни, для принесения Господу благодарных молитв за спасение царя. Герман говорил, что было бы неплохо построить хотя бы деревянную церковь. Примерно в то же время был создан и Комитет, который разрешил строить временную часовню, чем весной и занялся архимандрит Герман. Но довольно быстро Амвросию удалось получить собственную землю возле места катастрофы, пожертвованную крестьянами Соколова (5 десятин). Считая, что в Храме богослужения будут проводиться «без полноты, требуемой чиноположением церкви», они решили и себе построить храм. А поскольку для богослужения необходимы монахи, то надо строить для них кельи и монастырь. Так и появилась идея о строительстве Святогорского Спасова Скита, что 27 апреля 1889 г. получили личное разрешение императора.

http://sobory.ru/article/?object=32453

Стоит сказать, что из первого разобранного собора в существующий были перенесены древние металлические двери, являющиеся вкладом в монастырь Д. И. Годунова. Медные двери, украшенные сюжетами из церковной истории, выполнены в технике " огневого золочения " . Образцом при их изготовлении послужили, вероятно, аналогичные двери из Благовещенского собора Московского Кремля. Помимо библейских и евангельских событий здесь изображены и знаменитые личности христианской истории: греческие философы Платон, Сократ, а также бог Аполлон, античный драматург Менандр и другие. В подклети Троицкого собора находится придел во имя св. праведного Лазаря, воскрешенного Спасителем, и сохранилась одна из трёх бывших некогда в монастыре усыпальниц знатных лиц. Первые две усыпальницы до середины XVIII века с 38 древними захоронениями располагались рядом с церковью Рождества Богородицы, стоявшей с юго-запада от Троицкого собора. Здесь были погребены сам Чет и его потомки. Храм этот, сооружённый в 1564 году, не раз перестраивался (1757, 1864 гг.) и был снесён в советское время после закрытия монастыря. В единственной сохранившейся ныне под собором так называемой Годуновской усыпальнице погребены только три представителя этого рода, остальные захоронения разных лиц. Из книги-путеводителя: С. В. Демидов. " Ипатьевский монастырь " . - Москва, ИП " Верхов С. И. " , 2018 В ряду зданий Ипатьевского монастыря, без сомнения, первое место принадлежит Троицкому соборному храму, как по важности исторических событий, в нем совершившихся 14 марта 1613 года, так и по самой величественности этого священного здания, архитектурным его формам, изяществу и внутреннему богатству. Троицкий храм первоначально был построен, по преданию, в 1330 годах татарским мурзою Четом и, без сомнения, был деревянный, притом малых размеров. Троицкий храм того времени построен был, как полагают, на подклете, о пяти верхах, с папертями и с приделом во имя св. ап. Филиппа и свм. Ипатия. Других каких либо сведений о древнем Троицком храме до нашего времени не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=05167

3 . Третий памятник Ипподрома, есть древний колос, составленный из 4-х гранитных камней, высотой в 94 фута, на мраморном подножнике (в 7 футов высоты); был поставлен Константином Багрянородным; прежде был покрыт медными позолоченными листами. Колонна Константинова находится на втором холме Царьграда, где ныне Таук-Базар , перенесена из Рима, имеет 90 футов вышины, на ней стоял Аполлон Фидиев, увенчанный лучами, с надписью: «Константин, которого правосудие сияет подобно солнцу». Так как наши паломники ничего не упоминают об этой статуе, то и надобно полагать, что она в это время (в XIV столетии) ещё не была на своём месте, а, следовательно, похищена Латинами (в 1204 г.). Эта колонна составлена из восьми кусков Египетского порфира и по швам скреплена медными обручами, в виде венцов. Землетрясение разрушило верх колонны, и тогда она была достроена плитами камня. Колонна Константинова, как много пострадавшая от пожаров, теперь называется: «Погорелая колонна». Колонна Аркадиева существовала до 1695 года, но землетрясение и пожары привели её в такое состояние, что со дня на день ожидали её падения; а как было ещё в памяти падение, другой колонны, Феодосиевой, от бури, случившееся в 1517 г. при Султане Селиме, при чём было разрушено несколько окрестных домов и погибло несколько человек, то Правительство Турецкое, чтобы предупредить другое подобное несчастие, приказало обрушить колонну, и ныне остаётся от неё один полуразрушенный подножник на Аврат-Базаре . На этом подножнике было изображено 4 скульптурных орла и 7 гениев, держащих в руках лавровые венки. Б. Церкви и монастыри I. Храм Святой Софии, Премудрости Божьей 10 Так как Святая София, бесспорно, занимает первое место между святынями Царьграда, то обычно с неё и начиналось посещение оных: ей принадлежала, по достоянию, большая доля похвал и удивлений со стороны наших паломников. Чем менее в их описаниях даётся места подробностям архитектурным, по незнакомству их с технической стороной этого искусства, тем внимательнее они останавливаются над описанием внутренних украшений храма и современным им расположением в оном различной святыни: икон и святых мощей, и в этом-то отношении их сказание служит почти единственным материалом для истории этого величайшего и славнейшего из Христианских святилищ Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Во время господства тьмы идолослужения, было одно место в Элладе, наиболее известное своим волшебством, называемое Пифия, где был воздвигнут прекраснейший идольский храм, и в нем был знаменитый идол, бывший у всех неверных в особом почитании, который назывался языком их бога Аполлона. Сюда отовсюду стекались неверные всех народов, и каждый на свой вопрос, демонским коварством, получал от прорицательницы жрицы бога Аполлона ответ, и потому все неверные народы имели к этому богу боль­шую веру. После же спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа и по вознесении Его на небо, когда свет истинного богопознания осиял всю подсолнечную, и одни с радостью последуя апостольской проповеди, принимали святое крещение, а другие крепко сопротивля­лись сему и противоречили, и настало по всей вселен­ной многое исследование о сем и междоусобные брани, тогда некоторый жрец Аполлонов, видя постигшее всю вселенную столь великое смущение, которое в короткое время поколебало все народы, и желая узнать от своего бога Аполлона — что такое эта новая проповедь, пронес­шаяся по всей вселенной, о новоявленном Боге, Иисусе Христе, — дерзнул вопросить об этом идола своего бога Аполлона. Бес же, враждуя тайно против Христова благоверия, разгневался на своего служителя за сделанный им вопрос, не похвалил его, а сказал: «Лучше бы ты меня совсем не спрашивал об этом, о окаянный служитель мой!» Однако, будучи принужден Божествен­ною силою, в кратких словах и нехотя, сказал слу­жителю своему страшную тайну вочеловечения Христа Бога Слова и спасительной Его страсти, присовокупив в конце: «Пострадавший есть Бог, но Божество Его не по­страдало». Что после этого скажет бесславный Севир с своими последователями, трижды проклятыми армя­нами, признающими пострадавшим Божество Христово? Вот этот лживый во многом другом прорицатель Аполлон, будучи принужден силою Божиею, исповедал, и против своей воли, Спасителя Христа, как подлежавшего страданиям и как не подлежавшего им; подле­жавшего страданию по человечеству, ибо был совершен­ный человек, и не подлежавшего по Божеству. Диоскор же и Севир и их последователи, проклятые армяне, как не страшатся, утверждая, что бессмертное Божество Христово во время спасительных Его страданий подверглось страданию?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3616...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010