Еще одна социальная роль монаха – речь о которой уже шла – посредника в конфликтных ситуациях (главным образом в хоре) также отражена в нашем источнике. Роль посредника тесно соприкасается с ролью заступника, «патрона». Так, известный подвижник авва Аполлон (cap. 8 ) вмешался в конфликт, возникший между двумя деревнями из-за межей 528 . Второй раз ему приходится улаживать ссору, возникшую между христианской и языческой деревнями 529 . Только благодаря его заступничеству здесь удалось избежать кровавого столкновения. В обоих случаях авва Аполлон либо сам приходит в «эпицентр» конфликта, либо, как сообщается в латинской версии, случайно там оказывается 530 . Однако можно предположить, что к помощи подвижника могла специально прибегнуть одна из конфликтующих сторон. В латинской версии упомянут случай, когда к преп. Макарию (cap. ) приходят с просьбой указать, виноват ли человек, обвиняемый в убийстве. Данный случай любопытен с точки зрения психологии жителей Египта IV в., которые, видимо, иногда склонны были доверять монаху больше, чем судебным властям империи 531 . Есть еще ряд эпизодов, когда жители хоры прибегают к заступничеству монаха, надеясь на чудо. Крестьяне (γεωργο/agricolae) просят авву Бена (cap. 4) избавить их от гиппопотама (πποποτμος/hippopotamus), опустошавшего их земли, а затем крокодила (κροκδειλος/corcodrillus), также доставлявшего им немало неприятностей. Жители хоры 532 приходят к авве Аммону (cap. 9 ) с просьбой умертвить дракона (δρκων/dracon – вероятно, большого крокодила), истреблявшего домашнюю скотину 533 . В «Истории монахов», как и в других наших источниках, мы видим довольно почтительное отношение к духовенству со стороны монахов. Авва Иоанн Ликопольский (cap. I) отказывается начать молитву, узнав, что среди пришедших к нему есть диакон, скрывающий по смирению свой сан. Бывший разбойник Патермуфий (cap. 10 ) получает первые навыки христианской веры у пресвитеров (ο πρεσβτεροι/presbyteri) 534 при церкви, потом удаляется в пустыню, но возвращается оттуда, прося у пресвитеров нового наставления 535 . В другом случае (cap. 12 ) 536 мы узнаем о деревенском священнике 537 , который совершает литургию в одном из монастырей по воскресеньям. При этом, чтобы добраться до монастыря, ему необходимо каждый раз переплывать реку 538 . Этот эпизод подтверждает связи монахов с хорой. Но он интересен и из-за упоминания о священнике, который, не будучи монахом, служит в монастыре. Такая практика была распространена в пахомианских монастырях, но, как видно из нашего примера, не только в них. К отшельнику Иоанну (cap. 13 ) в пустыню приходит пресвитер, который причащает его Св. Тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Отрывки из «Философии оракулов», сохранившиеся в творениях Евсевия, блаж. Феодорита и Августина 387 , в некоторой степени дополняют, наконец, понятие о взгляде Порфирия на христианство. Порфирий написал это сочинение не прямо против христианской веры; тем не менее, представляя в нем свод мнимо-божественных изречений касательно богопочтения, он имел целью удовлетворить недоверчивости, которую возбуждали в языческом народе философские умозрения о Божестве, и дать пищу жажде положительного божественного откровения, которая многих язычников вела ко вступлению в христианскую Церковь , следовательно, вместе с этим – более или менее воспрепятствовать распространению христианства. Некоторые же из составленных или подобранных христиан. Так в одном из них, подобно всем язычникам, он отдает предпочтение иудейству перед христианством и упоминает о смерти Господа нашего Иисуса Христа, как бы о противоречии вере в Его божество. В первые века своего распространения, христианство, как замечено было и прежде, скорее привлекало к себе женщин, нежели мужчин; так что в то время, как жены и дочери были уже усердными христианками, мужья и отцы нередко оставались преданными язычеству. Таким образом Порфирий представляет, что один муж обратился к Аполлону с вопросом: какому Богу он должен молиться, чтобы отвлечь свою жену от исповедания христианства. Зная непоколебимую твердость христиан в вере, мнимый Аполлон отвечал спрашивавшему, что он скорее выучится писать на текучей воде, или летать по воздуху, чем успеет исправить образ мыслей своей безбожной и раз навсегда заблудившейся жены. «Оставь ее, – продолжал Аполлон, – оплакивать своего умершего Бога, осужденного на смерть иудеями, которые во всяком случае лучше христиан имеют понятия о Боге» 388 . Другие оракулы еще яснее выражают мнение Порфирия о лице Иисуса Христа. Некоторые из язычников, слыша о чудесах Господа нашего, приходили к мысли почитать Его наравне с своими мнимыми Богами представляя, что один из таких людей по этому случаю обратился за советом к оракулу, Порфирий влагает в уста оракула следующий ответ: «Украшенный мудростью знает, что душа по разлучении с телом остается бессмертной; а душа того Мужа отмечена самой высшей степенью благочестия» 389 . На дальнейшее недоумение спрашивавшего, за что же таким образом Христос обречен был на страдания, оракул отвечал: «Плоть вообще подвержена страданиям; но душа благочестивых возносится от земли в небесные обители». Затем Порфирий прибавляет от своего лица: «итак Христос – муж благочестивый и, как вообще все благочестивые, достойный неба; Его невозможно порицать, но как не сожалеть о безумстве людей, почитающих Его Богом! 390 » Эта благочестивая и достойная неба душа, по понятиям Порфирия, невинно послужила предметом ослепления для тех людей, которым от природы не суждено познать предвечного Бога 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

Толкование Настоящее правило определяет, что тех епископов, которые вступили в общение с арианами и доныне удерживают церкви православных, должно изгонять из них, но при этом разрешать таковым находиться в общении с православными, поскольку икономия, введенная православными епископами Фиваиды, должна применяться и в остальных городах, где есть обращающиеся в православие ариане 285 . Итак, пусть они будут изгнаны из церквей, а на их место поставлены другие, православные епископы. А те православные, которых поставил еп. Аполлон, если они сами вступили в общение с арианами, пусть понесут епитимию. Если же они сделали это по изволению своего епископа, пусть состоят в общении с прочими епископами, потому что хотели сохранить послушание своему епископу и оказались не в силах понять, как разумно поступить (т. е. не вступать в общение с арианами). А если весь народ отвращается от них как от бывших в общении с арианами, пусть вместо них будут рукоположены другие, православные. Если же народ принимает как их, так и ариан, с которыми они вступили в общение, надо принять их по обычаю, которому следовали упомянутые епископы Фиваиды, принимая обращающихся от общения с арианами. Отметь, что ни к 1-му, ни к этому правилу не сохранились толкования Вальсамона. Смотри также Апост. 68. Правило 3 О Висте, поставленном в пресвитера в Ереве, следует провести расследование. И если он учинил насилие над женщиной, которая ушла от живого мужа, да не будет ему позволено быть пресвитером, потому что он не должен входить в собрания даже как мирянин, ведь у Церкви в обычае таких отлучать. Впрочем, это не наносит вреда еп. Аполлону, если он поставил его по неведению, поскольку святой Собор повелел извергать недостойных, которые после рукоположения будут изобличены в преступлении. Толкование Ходила молва, что этот Вист учинил насилие над замужней женщиной, которая ушла от своего живого мужа, и стал с ней жить. После этого Аполлон, не зная, что он с ней живет, рукоположил его в пресвитера города Ерева, расположенного в Египте. Итак, настоящее правило говорит, что это дело нужно расследовать и что если все обстоит именно так, то рукоположенный в пресвитера должен быть извержен и более он не может быть иереем и даже как мирянин не может стоять с верными в церкви, потому что Церковь отлучает таких от собрания верных. А рукоположившему его Аполлону это не вредит и не лишает его архиерейского сана, поскольку он рукоположил Виста по неведению. Ведь святой Собор (I Всел. 9) повелел недостойно рукоположенных извергать из священного сана, даже если их изобличат уже после рукоположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Чтоб, в вождях своих сияя Сил духовных полнотой, Богоносица святая, Мир вела ты за собой В свет – к свободе безконечной Из-под рабства суеты, На исканье правды вечной И душевной красоты...» Стихотворение впервые опубликовано в 1878 году в «Русском Вестнике» под названием «Молитва» и с подзаголовком «На манифест 19 февраля 1861 года», но в дальнейшем публиковалось под названием «Завет старины». В письме от 6 января 1879 года Аполлон Майков спрашивал своего двоюродного брата Александра: «По сердцу ли тебе пришлась моя «Молитва» в «Русском Вестнике»? Я счастлив от двух последних стихов... Ведь это то, что искала Русь православная, в особенности наша, великороссийская». Получив ответ Александра, по всей видимости, упрекавшего его в политизированности, он ответил ему: «Удивился я твоим словам, что в моих стихах «Молитва» нашел ты или предполагал во мне нечто политическое. Политики в поэзии я не терплю. Поэзия партий для меня не существует». Из трагедии «Два мира» О Ты, Седяй в эфире, Во свете вечном, со Отцом, Прославленный и вознесенный – Лишь по любви неизреченной Тобою поднятым крестом! Ты Пастырь, нас в едину паству Овцу сбиравший за овцой! Ты их вспоил живой водой И тучную им подал яству, – Когда бы, где б ни прозвучал Твой рог призывный – где преграды, Где те загоны, те ограды, Где та стена, тот ров, тот вал, Который их бы удержал На зор Твой ринуться мгновенно, – Свет бо светяй нам с небеси, Свет истинный, Свет неистленный, Жизнь и спасенье Ты еси! 1881 Кантата, исполнявшаяся на парадном обеде в день венчания на царство е.и.в. государя императора Александра Александровича Мне ли, Господи, Мне ль по силам Ты Тяжкий крест даешь! Недостоин есмь Твоея любви! Разве Ты мне дашь Силу крепкую... Умудришь меня Своей мудрость... Я как верный раб Предаюсь Тебе И готов в огонь И во всяку скорбь, Ибо дорог мне Не земной почет, А Христов венец. 1881 Смотри, смотри на небеса, Какая тайна в них святая Проходит молча и сияя И лишь настолько раскрывая Свои ночные чудеса, Чтобы наш дух рвался из плена,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Вроде бы воюют многие со многими: церковь – с нобелевскими лауреатами, сторонники традиционной медицины – с колдунами и знахарями, уфологи – с метеорологами, ну и так далее. На самом деле идет битва древних божеств – Дионис ополчился на Аполлона, и Аполлон терпит поражение. С тех пор как Ницше обозначил два полюса греческой трагедии этими именами, стало традицией видеть в них два начала европейской культуры: рациональное – аполлоновское, иррациональное – дионисийское. Под знаком Аполлона оказалось все, что связано с мерой, осознанными границами, четкими представлениями, и главное – личностным началом, человеческим “я”. Безмерное, безграничное, без – и надличностное, когда нарушаются границы “я” во имя “мы” и “целое” отошло под знак Диониса. Надо ли отдельно вспоминать о том, что наша культура всегда неровно дышала к Дионису. Так, всегда мыслилось, что русский Дионис добр, а русский Аполлон – немилосерден. То, что мы видим сейчас повсеместно во всех этих атаках на научное мировоззрение, индивидуализм и рационализм в поисках “единения” и “единства”, – все те же старые надежды на доброту Диониса. Только так ли уж он добр… “Чары Диониса” владеют не только художниками в порыве вдохновения или праздничными шествиями. Их власть – всегда власть толпы. Не важно кто в толпе – футбольные фанаты, подгулявший молодняк, политические сторонники, следующие за лидером… Это дионисийское начало уравнивает сорок академиков и сорок домохозяек, если они – толпа. Потому что само пребывание в толпе блокирует способность рационально мыслить. И даже когда человек, по доброй воле отказавшийся от этой способности, один, он все равно ощущает себя так, как будто его несет куда-то огромная коллективная сила… Конечно, с таким самоощущением легче жить. От него и уверенность в себе и собственной правоте, и отсутствие каких бы то ни было сомнений, и самодовольное невежество… Тот, кто поворачивает рубильник Наблюдая все учащающиеся веерные отключения разума, невольно начинаешь задумываться о том, что есть же кто-то, кто поворачивает рубильник. И этот кто-то рано или поздно может устроить потемки сразу для всех и очень надолго. Конечно, самый легкий путь предлагает теория заговоров. Проще простого обвинить в оболванивании народа то же телевидение или власти. Если только не помнить, что и власти, и телевидение – часть нас… И вот тогда вдруг ощущаешь рычаг рубильника под собственной ладонью.

http://sueverie.net/veernoe-otklyuchenie...

Именины в августе Августовские православные праздники Август в церковном календаре начинается с празднования памяти преподобного чудотворца Серафима Саровского, одного из самых почитаемых русских святых. 1 августа, 2010 Август в церковном календаре начинается с празднования памяти преподобного чудотворца Серафима Саровского, одного из самых почитаемых русских святых. Именины в августе. Всё о том, как назвать ребенка, мальчика и девочку, рожденного в августе по православному календарю. Список августовских имен по святцам. Именины в августе 1 августа — Варлаам, Григорий, Дмитрий, Митрофан, Роман, Серафим, Степан, Тихон. 2 августа — Афанасий, Илья. 3 августа — Анна, Георгий, Евгений, Иван, Петр, Семен, Федор. 4 августа — Алексей, Корней, Корнилий, Мария, Михаил, Фока. 5 августа — Анна, Андрей, Аполлон, Виталий, Трофим, Федор 6 августа — Анатолий, Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Иван, Иларион, Кристина, Николай, Поликарп, Роман, Христина. 7 августа — Александр, Анна, Ираида, Макар, Олимпиада. 8 августа — Моисей, Прасковья, Федор. 9 августа — Анфиса, Герман, Климент, Наум, Николай, Пантелеймон, Савва. 10 августа — Анастасия, Антонина, Василий, Елена, Ефим, Иван, Ирина, Мавра, Моисей, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Юлиан. 11 августа — Алексей, Кузьма, Константин, Михаил, Николай, Роман, Серафим, Серафима, Феодосий. 12 августа — Агния, Анатолий, Ангелина, Аполлон, Валентин, Герман, Иван, Лука, Максим, Павел. 13 августа — Анна, Антон, Арсений, Василий, Вениамин, Владимир, Георгий, Евдоким, Елизавета, Иван, Иосиф, Константин, Максим, Николай, Сергей, Степан, Юрий. 14 августа — Александр, Антон, Гурий, Леонтий. 15 августа — Василий, Никодим, Степан. 16 августа — Антон, Кузьма. 17 августа — Антон, Денис, Евдокия, Иван, Константин, Максимилиан. 18 августа — Дарья, Евдокия, Ефим, Иван, Кристина, Максимилиан, Мария, Нонна, Симон, Христина. 20 августа — Александр, Алексей, Антон, Афанасий, Василий, Дмитрий, Иван, Митрофан, Наркисс, Михаил, Никанор, Петр, Феодосий. 21 августа — Герман, Григорий, Емельян, Иосиф, Леонид, Мирон, Моисей, Никодим. Николай, Савва, Федор.

http://pravmir.ru/imeniny-v-avguste/

«Слава Аллаху!» гласит, пораженный величием храма… Старец-иерей между тем, продолжая служенье, подъемлет С пеньем Святые Дары – и идет – и пред ним вдруг разверзлась Арка в алтарной стене, и вошел он – и арка замкнулась… Вот что мне виделось в Айя-Софии… И правдой казалось Дней тех преданье: в тот миг, как уже разрушенье свершилось, В храме последних святынь, и икон, и крестов, и покрылись Известью лики святые на стенной златой мусикии , – В оную ночь в окна купола, вдруг, осветивши весь город, Свет необычный исшел, и раскрылося небо – и тихо Свет сей приявши, закрылось опять – и сей свет был – Господня Храму сему благодать, отошедшая паки на небо… И по ся дни стоят голые стены – чертог опустелый, Где, за отбытьем владыки, вселилися пришлые люди. Где же владыко?.. Искал я глазами – где арка, в которой Скрылся с Дарами иерей, – и когда же разверзнется, ждал я, И – как предсказано было – он выйдет опять с той же Чашей, Прерванный чин литургии окончить, при возгласах славы, Светлый воскресный канон воспевая… и известь исчезнет, И – уже тонко сквозящийся ныне – Спасителя облик Купно со всеми Святыми опять просияет на злате Вкруг загоревшейся вновь мусикии… Впервые: «Русский Паломник» (1888, 21), с примечанием: «Читано самим поэтом в торжественном собрании Славянского Благотворительного Общества, 11 мая 1888 г.». В русской поэзии к этой византийской легенде обращались Андрей Муравьев, Михаил Розенгейм и Аполлон Майков.  Городец на Волге; там умер на возвратном пути из Орды великий князь Александр Ярославич Невский в 1263 г. Князь Михаил Черниговский В 1724 г. Петр I перенес мощи Александра Невского из древнего Владимира в новую столицу, где они стали самой чтимой святыней Александро-Невской лавры. Стихотворение заканчивается словами митрополита Кирилла, возвестившего о смерти Александра Невского. (Примеч. сост.) Мусикия – мозаика (греч.). Рекомендуем 2 комментария Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2861  чел. Всего просмотров 67 млн.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

7. О имеющих рукоположитися сей да будет устав. Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовать о нем. Тайно же да не бывает рукоположения. Ибо когда церковь пребывает в мире, тогда рукоположениям прилично совершатися в церквах в присутствии святых. В местах же, где есть единомысленные с бывшими в общении еретиков, рукоположения да совершаются не иначе, как по испытании от истинно православных священнослужителей, такожде в присутствии епископа, и при провозглашении его к присутствующему народу, токмо так, чтобы не последовало некоего уклонения от праваго пути. 8. Приношения для безкровной жертвы, по употреблении нужнаго для таинства, да разделяют между собою принадлежащие к клиру: и да не яст и да не пиет от оных оглашенный, но токмо принадлежащие к клиру, и сущие с ними верные братия. 9. Понеже Иеракс глаголет: яко некто не должен быть в клире, как обвиняемый в любодеянии; но епископ Аполлон утверждал тогда, что ни единаго обвинителя не явилось против него: то да произведется изследование и о сем. И аще явится некий достоверный обвинитель, и преступление доказано будет представлением достоверных свидетелй, то да извержется от церкви: аще же достоин клира, и имеет свидетельство о своем целомудрии, то да пребудет в клире. 10. С согласия всего священства да назначится другий иконом, на определение коего соглашается и епископ Аполлон, дабы церковное достояние употребляемо было на что должно. 11. Вдовицы и убогие, и странствующие пришельцы, да получают всякое успокоение, и никто да не присвояет церковнаго достояния. Его же к Афингию епископу о так именуемых чистых. 12. Известило меня твое благочестие, яко некоторые из именующих себя чистыми, желают присоединится к Церкви. А понеже великий собор блаженных отцев наших, бывший в Никее (Прав.8,19), определил рукополагати приходящих от ересей, то по сему уставу, благоволи и ты рукополагати восхотевших присоединится к Церкви, аще токмо житие их добородетельно, и нет никакого тому препятствия. Его же Агафону епископу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

После сих истязаний Юлиан снова отослал его в темницу, повелев морить святого голодом и жаждой, сам же ушел на место называемое Дафне, чтобы принести жертвы богу своему Аполлону и вопрошал его об исходе своей войны против персов [ 21 ]. Там пробыл он довольно долго, всякий день принося в жертву скверному Аполлону большое количество животных, но все-таки не получил желаемого ответа. Ибо бес, находившийся в идоле Аполлона и дававший ответы людям, умолк с того времени, когда на то место перенесены были мощи святого Вавилы (епископа и мученика Антиохийского) вместе с останками трех младенцев, пострадавших с Вавилой [ 22 ]. Итак Аполлон ничего не ответил Юлиану. Когда царь узнал, после долгого расследования, что Аполлон онемел потому, что невдалеке от него были положены мощи Вавилы, то тотчас повелел христианам взять оттуда мощи; но лишь только святые мощи были взяты со своего места, как на храм Аполлонов ниспал огонь с неба и сжег его вместе с находившимся в нем идолом. Артемий же, находясь в темнице, был посещен Самим Господом и Его святыми ангелами. Когда Артемий молился, ему явился Христос и сказал: — Мужайся Артемий! Я с тобою и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми на земле, так и Я исповедаю тебя пред Отцом Моим Небесным. Итак будь мужествен и радуйся: ты будешь со Мною в Моем Царстве. Услышав сие от Господа, мученик тотчас стал славословить Его; ни одной раны или язвы не осталось на его святом теле, душа его исполнилась Божественного утешения и он пел и благословлял Бога. А между тем, с тех пор как он был брошен в темницу, он ничего не вкушал и ничего не пил, и так продолжалось до самой его смерти. Питаем же был Артемий свыше, — благодатью Святого Духа. Возвратившись со стыдом от своих жертвоприношений, Юлиан возложил вину в сожжении храма Аполлонова на христиан, — говоря, что его зажгли ночью именно они, — и, отняв у христиан святые церкви, превратил их в идольские храмы и стал делать большие притеснения христианам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ему волхвы принесут дары — золото, смирну и ладан, и это будет Ему приятно». Также и о кресте Христовом та же Сивилла говорит: «о, блаженное древо, на котором будет распростерт Христос! Тебе достойно быть не на земле, а на небе». Затем и о втором пришествии говорит: «с неба придет великий Царь, Владыка всех веков, имеющий судить всех людей и весь мир. Его, как истинного Бога, верующие и не верующие увидят восседающим на высоком престоле и воздающим каждому по заслугам» . — Если же и еще захочешь послушать предсказаний пифийского Аполлона [ 28 ], ливийского Аммония [ 29 ], Додоны [ 30 ] и Пергама [ 31 ], то прочти внимательно их книги и узнаешь Христа, Бога вышнего, о Котором они предсказали и Который должен был придти для спасения и обновления человеческого рода. Когда Язон, вождь Аргонавтов [ 32 ], спрашивал дельфийского Аполлона о капище, которое в Афинах считалось самым древним: «скажи нам, пророк, солнцеобразный Аполлон, кому будет принадлежать этот храм в самые последние времена?» — то Аполлон отвечал: «вы можете исполнять свои обряды, какими выражаете почтение богам, а я исповедую Единого Бога, царствующего на небесах, Коего вечное Слово зачнется чистою Девой. И как стрела, пущенная из огненного лука, Оно пройдет по всей вселенной, всех захватывая и приводя как дар к Отцу. Матери Его будет принадлежать храм этот, а имя ей Мария». — И опять, когда Ваттос [ 33 ] спросил того же Аполлона о боге, тот отвечал: «один только причинит мне горе — это Муж с неба, Который, будучи Богом, всё-таки будет страдать, хотя Божество не будет страдать. По Божеству и по человечеству Он будет иметь от Отца бессмертие и жизнь и силы, а по Матери Он будет иметь смерть, крест и гроб. Из Его очей будут течь теплые слезы и Он пять тысяч людей насытит пятью хлебами. О Нем всякий скажет: Христос есть Бог мой, распятый, умерший, воскресший из гроба и восшедший на небо». Когда святой приводил свидетельства о Христе Боге из греческих книг, правитель сидел как глухой аспид, не желая слышать и уразумевать правды.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010