Василий Левашев – оренбургской. Клавдиан Добротворский – той же. Аполлон Люминарский – тамбовской. С правом на получение степени кандидата, если явится к устному испытанию и с успехом выдержит оное. Пятнадцатого курса (1842–1846) Магистры: 1 Иван Побединский-Платонов – из вифанской Семинарии. Василий Владиславлев – тверской. Иеромонах Феодор Бухарев – той же. Алексей Кедрский–московской. 5 Иеромонах Фотий Романовский – той же. Михаил Тихонравов – владимирской. Егор Хитров – тамбовской. Феодор Козелецкий – могилевской. Иеромонах Амвросий Успенский – тульской. 10 Иван Остроумов – московской. Павел Суворов – костромской. Димитрий Правдин – владимирской Афанасий Державин – калужской. Иеромонах Стефан Матвеев – пермской. 15 Алексей Воронцев – калужской. Андрей Доброхотов – костромской. Феодор Кушин – полоцкой. Алексей Морев – пензенской. Семен Озеров – вифанской. Кандидаты: 20 Николай Дружинин – тульской. Андрей Золотницкий – нижегородской. Афанасий Позднеев – орловской. Алексей Боголепов – московской. Петр Богословский – вифанской. 25 Василий Румянцев – московской. Лев Ильинский – тульской. Иеромонах Игнатий Стефанов – вятской. Александр Марков – калужской. Иван Лентовский – пензенской. 30 Павел Лебедев – ярославской. Александр Воскресенский – нижегородской. Аполлон Тихомиров – московской. Григорий Хальковский – литовской. Иван Павлушков – вологодской. 35 Димитрий Ловцев – рязанской. Александр Соколов – ярославской. Павел Остров – владимирской. Иван Пулькин – вологодской. Феодор Перлов – владимирской. 40 Алексей Беляев – той же. Алексей Ансеров – московской. Андрей Соколов – костромской. Макарий Теплов – рязанской. Алексей Смирнов – вифанской. 45 Виктор Зотиков – вятской. Николай Докторов – тамбовской. Михаил Тихонравов – нижегородской. Шестнадцатого курса (1844–1848) Магистры: 1 Василий Сперанский – из московской Семинарии. Никита Гиляров-Платонов – той же. Василий Нечаев – тульской. Семен Вишняков – владимирской. 5 Михаил Боголюбский – вифанской. Григорий Первухин – тверской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Уникальной сцене с таким глубоким символическим смыслом соответствует и приданный ей репрезентативный характер. Симметричная композиция, фронтальное положение главных персонажей, как бы застывших в неподвижных позах, отсутствие каких бы то ни было малозначительных, отвлекающих деталей сообщает сцене монументальность. Бросается в глаза и явное стремление мастеров как можно богаче украсить сцену: трон декорирован разноцветными вставками, имитирующими драгоценные камни (недаром Ж. Кледа называл его «византийским»), крылья ангелов-диаконов пестрят «павлиньими глазами», фон из цветущих апельсиновых деревьев, на котором выделяются желтый нимб Марии и белые нимбы Христа и ангелов, похож на многокрасочный восточный ковер. Это узорочье контрастирует с простыми и скромными по художественному оформлению другими изображениями, разворачивающимися на стене влево и вправо от сцены с Богоматерью, Христом и ангелами 434 . Подавляющее большинство изображенных здесь в рост персонажей (сохранившихся, к сожалению, не полностью) – это монахи обители апы Аполлона; здесь же, рядом с преподобными, изображено и несколько чтимых по всему христианскому миру святых 435 . На схематическом разрезе часовни Ж.Кледа указал их расположение, привел сопровождающие их надписи и дал воспроизведения многих из них на таблицах 436 . Приведу имена некоторых персонажей, находящихся в непосредственной близости от Богоматери. Вправо от нее, на восточной стене: апа Памун, ?, ?, брат Виктор, брат Сикер; на северной стене: ?, брат Аполлон, брат Иеремия, ... Павел, ..., апа Антоний, ?, брат Исаак, апа Аполлон и т. д. Влево от Богоматери, на восточной стене: святые Косьма и Дамиан (рядом с последним – погрудное изображение ангела), ?, на южной стене: апа Иоанн, брат Лазарь, апа Андрей, апа Памун и т. д. Если развернуть все эти изображения в одну линию, получится композиция из вереницы представителей человеческого рода: святые врачеватели, преподобные обители апы Аполлона (в ряды которых «вкраплен» архангел Михаил) и в центре – интересующая нас сцена. Святые и монахи как бы фланкируют ее.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Уже прошло время, когда недоверие ко всему лежащему вне области чувственного восприятия считалось признаком образованности. На Западе учреждаются целые ученые общества для изучения явлений, близких тем, каких было так много в жизни преподобного Иоанна. Лишь для людей с крайне ограниченным кругозором, лишь для младенствующих умов существование мира духов представляется сомнительным. И что удивительного в том, что люди, доведшие в себе развитие духа до такой исключительной силы, как египетские пустынники, чувствовали их, с ними говорили и боролись, когда этих же духов и чувствовал и видел один из самых трезвых, самых прозорливых и блестящих умов нашего времени — В. С. Соловьев! Не как на какие-нибудь интересные и оригинальные басни, а как на реальную действительность, более несомненную, потому что менее преходящую, чем тот чувственный мир, который нас окружает, нужно смотреть на эти заботливо собранные добросовестными христианскими писателями древности сказания. Собирали же они их на пользу будущих поколений, на помощь в той страшной и неизбежной борьбе, которая известна всякому сознательному христианину. XI. Преподобный Аполлон, отшельник в Нижней Фиваиде Он родился около 321 года неизвестно где. В возрасте пятнадцати лет он удалился в пустыню в обществе своего старшего брата, который вел там столь совершенную жизнь, что Бог после его смерчи показал его Аполлону в небе среди св. апостолов. Он явился наследником его добродетели и сделал громадные успехи в духовной жизни. Бог готовил его к великим делам на благо многих. Проведя сорок лет пустыннической жизни, он услыхал голос с неба, приказывавший ему идти в обитаемые места, где Бог хотел через него образовать совершенно стойкий в добродетели и ревностный ко всякому благу народ. Преподобный имел случай заметить, что те, кто поставлен над другими в качестве настоятеля или силой чрезвычайных своих дарований, особенно подвержены искушению тщеславия. Поэтому он просил Создателя укрепить его против этого опасного искушения и не дать погубить ему достигнутого таким трудом иноческого делания. Его молитва имела такие же последствия, как молитва Соломона, когда он просил Господа даровать ему мудрость. Тот же голос, который объявил ему, что он призывается к делу спасения своих братьев, велел, чтобы он занес руку за голову, взял то, что там найдет, и зарыл это в песок. Аполлон тотчас послушался и нашел там маленького эфиопа, который закричал: «Я без гордости!» Тогда Небесный голос произнес: «Иди же теперь; Бог будет давать тебе все, что ты просишь».

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

Бог олимпийского пантеона, сын Зевса и дочери титанов Лето. По греческим мифам родился на о. Делос и вскоре поразил стрелами чудовищного змея Пифона, насланного на Лето из ревности. Аполлон – брат-близнец богини Артемиды, грозный бог – за оскорбление своей матери убил великана Тития, вместе с Артемидой расстрелял 7 сыновей и 7 дочерей Ниобы. К Аполлону обращались с молитвами во время болезней и эпидемий. Его сын (от нимфы Коронады) – бог врачевания Асклепий (у римлян – Эскулап). Аполлон – предводитель муз, сам великолепно играющий на кифаре 25 Аристотель, 384–322 до н. э., великий греческий философ, ученый- энциклопедист, учитель Александра Македонского 19 Артемида, в греческой мифологии богиня охоты, владычица и покровительница зверей. Дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона, одна из олимпийских богинь. По греческим мифам, еще ребенком попросила у Зевса в подарок серебряный лук со стрелами и несколько десятков нимф в собственную свиту. Артемида – богиня-девственница. Жертвоприношения животных богине отличались особой жестокостью – их живыми сжигали на алтаре. Артемида была одной из самых почитаемых богинь Греции. Ей было посвящено около 80 храмов, больше, чем любому другому божеству. В Риме Артемиде соответствовала Диана 25 Аттис, фригийский бог, любимец Великой матери богов Кибелы. За нарушение безбрачия был наказан Кибелой безумием, в порыве которого оскопил себя. Из его крови весной вырастали цветы, трава, деревья 37 Афина, в древнегреческой мифологии любимая дочь Зевса, богиня мудрости, справедливой войны. Родилась необычным образом – из головы Зевса, выскочив из нее с боевым кличем и с оружием. В мифах Афина представлена как богиня-победительница, не проигравшая ни одной битвы, даже богу войны Аресу. Как богиня мудрости предпочитала улаживать конфликты мирным путем, но в боях сражалась безжалостно – в сражении с гигантами содрала кожу с одного из них и, надев на себя, продолжила битву в таком страшном виде. Храмы Афины были построены во многих местах Греции, но особенно ее почитали в Афинах, где она была богиней-покровительницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последствием его молитвы было то, что они остались на месте недвижимые со своим идолом и провели весь день под сильными лучами солнца, которое очень жгуче в этих местах. Они не могли понять причины этого неслыханного происшествия и только их священники сказали им, что оно могло быть причинено только христианином по имени Аполлон, жившим в этой пустыне, и что можно надеяться быть избавленными от их неведомых уз лишь при его посредстве. То же самое подтвердили им люди, которых слух о таком суде привлек к этому месту; они уверяли, что некоторые на самом деле видели, как тут проходил преподобный Аполлон. Тем не менее язычники привели быков, чтобы постараться сдвинуть идола. Но усилия этих животных остались бесплодными, и язычники послали к преподобному упросить его сжалиться над ними и обещали ему отказаться от своих кощунственных суеверий и принять веру в Христа. Преподобный, который имел в виду единственно их обращение к Богу, пришел к ним и немедленно разрешил их своей молитвой. Они тотчас бросились к его ногам, уверовали в Иисуса Христа, сожгли идолов и последовали за своим спасителем, который их научил истинам христианской религии. Некоторые из них приняли монашеское звание и остались с ним. Спустя некоторое время он имел утешение обратить к Богу одного знаменитого разбойника и умиротворить два поселения, озлобленные друг на друга из-за границ их владения. При первом известии об их распре он поспешил, чтобы их примирить. Но он нашел их столь раздраженными, что они не желали ничего слышать, особенно одна их сторона, которую поддерживал этот знаменитый вор, главный виновник этого раздора. Преподобный, видевший, что именно он больше всего противится примирению, сказал ему такие кроткие слова: — Брат мой, если ты хочешь изменить свои чувства и содействовать со мной улажению этой распри, я буду молить Бога за тебя, и Он отпустит тебе твои грехи. Только что он это сказал, благодать уже подействовала на сердце этого преступника. Он бросился к его ногам, заклинал его исполнить обещание, которое он ему только что дал, и, обращаясь вместе с тем к людям, избравшим его предводителем, он отправил их домой в мире. Когда все они ушли, он последовал за святым, который отвел его в свой монастырь; здесь он приобрел своими молитвами такое живое чувство сокрушения о грехах, что оба они получили извещение от Бога, что Он простил ему его преступления.

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным нуждам. Собственными трудами добывая себе пропитание, они избытки своих трудов делили с неимущими. «Отцы монастырей Египетских, – пишет Кассиан, – постоянно трудились и исполняли возможные для них труды с терпением и смирением. Плодами от трудов рук своих они не только пользовались сами, но и уделяли их приходящим к ним странникам, разсылали по пустынным и безлюдным местам Ливии. Кроме того, иноки Египта чрез граждан доставляли пищу и одежду тем, которые в городах томились в смрадных темницах, веруя, что такими пожертвованиями они приносят истинную жертву Богу» 480 . Так, в обители Арсинойской, бывшей под управлением Серапиона, иноки, которых было числом до 10 000, зарабатывая каждый по сорока мер хлеба, большую часть из того раздавали бедным. Они питали не только бедных Арсинойской области, но отправляли целые суда с хлебом в Александрию для раздачи находящимся в темницах чужестранцам и бедным 481 . Если и всегда, по словам Палладия, много было в Александрии имеющих нужду в дневном пропитании и потому милость иноков была великим благодеянием; то особенно важна была помощь их во время общественного голода. Однажды в Фиваиде сделался страшный голод. Преподобный Аполлон разделил бедным жителям, которые с женами и детьми приходили к нему за хлебом, все запасы своего монастыря. Во все время голода он не отказывал нуждающимся, силою молитвы умножая его монастыря. Во все время голода он не отказывал нуждающимся, силою молитвы умножая свои запасы 482 . При монастырях всегда были странноприимницы, где иноки принимали, питали и покоили странников. Распространение иночества в Египте, способствуя душевному и телесному благу верующих, вместе с тем содействовало распространению веры Христовой и окончательному падению язычества. Высокая жизнь иноков, приводившая в удивление самых язычников, часто сопровождаемая даром чудес, была великим доказательством святости Христианской религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Введение Часть I. На пороге философии Глава I. До эпохи Петра Великого Глава II. XVIII век. Перелом в церковном сознании. Философия Г.С. Сковороды Глава III. Начало светской культуры в России. Философское движение в России в XVIII веке Часть II. XIX век Глава I. Философия в высших школах и её судьбы. Мистицизм начала XIX века. Раннее шеллингианство. Новый гуманизм Глава II. «Архивные юноши». Д.В. Веневитинов, кн. В.Ф. Одоевский, П.Я. Чаадаев Глава III. Возврат к церковному мировоззрению. Н.В. Гоголь. Начало «славянофильства». А.С. Хомяков Глава IV. И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков Глава V. Гегельянские кружки. Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский Глава VI. А.И. Герцен Глава VII. Философское движение в высших Духовных школах в первой половине XIX века. Голубинский, Сидонский, Карпов, Авсенев, Гогоцкий, Юркевич и др.) Глава VIII. Перелом в русской жизни (эпоха Александра II). Начатки позитивизма и материализма в русской философии (Чернышевский и его последователи). Дальнейшая эволюция радикализма в 70-е годы. (Н.В. Чайковский и «Богочеловеки») Глава IX. Полупозитивизм в русской философии XIX века. К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.К. Кареев Глава X. Преодоление секулярной установки на почве натурализма и позитивизма. Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой Глава XI. «Почвенники». Аполлон Григорьев. Н.Н. Страхов. Ф.М. Достоевский Глава XII. К. Леонтьев, В.В. Розанов Часть III. Период систем Глава I. Общие замечания. Владимир Соловьев Глава II. Владимир Соловьев (продолжение) Глава III. В.Д. Кудрявцев. Архиепископ Никанор Глава IV. Несмелов. Тареев. Каринский. Мит. Антоний Глава V. Н.Ф. Федоров Глава VI. Позднейшие гегельянцы. Чичерин, Дебольский, Бакунин Глава VII. Неолейбницианство в русской философии. Козлов, Аскольдов, Лопатин, Лосский Глава VIII. Неокантианство в русской философии. Введенский, Лапшин, Челпанов, Гессен, Гурвич, Яковенко, Степун Глава IX. Новейший позитивизм в России и поиски «научной философии». Лесевич, Грот и др., Вернадский, Мечников, dii minores. Часть IV. XX век Глава I. Общие черты последнего периода русской жизни. Материализм. Неомарксизм. Плеханов, Богданов, Ленин, т. наз. «советская философия» Глава II. Религиозно-философское возрождение в XX в. в России. Мережковский и его группа. Религиозный неоромантизм (Бердяев). Иррационализм (Шестов) Глава III. Кн. С. и Е. Трубецкие Глава IV. Метафизика на основе трансцендентализма. Спир, Вышеславцев, Струве, Новгородцев, философские искания И.А. Ильина. Гуссерлианцы (Шпет, Лосев) Глава V. Метафизика всеединства, а) системы А.П. Карсавина и С.Л. Франка Глава VI. Метафизика всеединства, б) о. П. Флоренский и о. С. Булгаков Приложение Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Я идеями не шутил и нелегко мне было «сжигать то», чему меня учили поклоняться и наши и западные писатели...» 788 Это признание подтверждает, что сам Леонтьев – русский интеллигент, который идеями не шутит и с горечью сжигает, чему поклонялся: самый язык этот типично интеллигентский! Идейный и беспочвенный интеллигент – это удачное определение Г. П. Федотова – вполне к нему применимо 789 . Красота: «Эстетика жизни (не искусства!.. Черт его возьми, искусство – без жизни!..), поэзия действительности невозможна без того разнообразия – положений и чувств, которое развивается благодаря неравенству и борьбе...» 790 Вот его почва, которую он обрел после отказа от интеллигентских идеалов, но не от интеллигентской идейности (зрелого Леонтьева можно определить как идейного врага интеллигенции, т. е. тоже интеллигента по типу...). Красоту же, основную его «реалию», ему отчасти помог открыть Аполлон Григорьев. Переоценка политическая: «Эстетика спасла во мне гражданственность для меня стало понятно, на которую сторону стать: на сторону всестороннего развития или на сторону лжеполезного разрушения. Я стал любить монархию, полюбил войска и военных, стал и жалеть и ценить дворянство, стал восхищаться статьями Каткова и Муравьевым-Виленским; я поехал и сам на Восток с величайшей радостью – защищать даже и православие, в котором, к стыду моему, сознаюсь, я тогда ни бельмеса не понимал, а только любил его воображением и сердцем» 791 . Эта политическая (и историческая) переоценка была продумана и определена довольно поздно, вероятно в Янине, около 1870 г. Переоценка духовная: «Государство, монархию, «воинов» я понял раньше и оценил скорее; Церковь , православие, «жрецов» – так сказать – я постиг и полюбил позднее; но все-таки постиг; и они-то, эти благодетели мои, открыли мне простую и великую вещь – что всякий может уверовать, если будет искренно, смиренно и пламенно жаждать веры и просить у Бога о ниспослании ее. И я молился и уверовал. Уверовал слабо, недостойно, но искренно» 792 . Эта духовная переоценка произошла в Салониках (1871) после чудесного исцеления Божией Матерью и позднее, на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Когда они кончили, император Феофил, громко восстенав, подобно льву, скрежеща зубами, дланями бия себя по лицу и вскричав “увы”, повелел через скорохода доставить с острова Афусия учеников его, я разумею предивного Михаила, святых Феодора и Феофана, а святым Михаилу с пресвятым Иовом, старцам, изможденным всевозможными утеснениями и недугами, почти слепым и согбенным, измученным голодом, жаждой и холодом, он повелел цепью сковать пресвятые шеи, на ноги надеть деревянные колодки и не дозволять никому с ними видеться, дабы не обращали людей к идолослужительной вере. О Христос мой! Как прославлю море безграничной мудрости Твоей и долготерпения? Злословимый нечестивыми устами, Ты молча сносишь, что изображенный на иконе образ Твой, который Ты принял от Святой Девы Богородицы ради спасения нашего, они называют идолом! О нечистые и враждебные правде, о неблагодарные творения и образы зла, за которых, если сказать словами Священного писания, Христос напрасно умер.   Разве икона Христа, которого в неверии своем вы, нечестивцы, только по видимости считаете Богом, такой же идол, как Аполлон, икона преблагословенной Богородицы, матери Его, идол, как Артемида, а иконы святых Его — идолы прочих лжебогов? Разве напрасно было  воплощение Христово? Напрасно учение апостолов и вселенские соборы? Но довольно. Это не так. Не так, как вы говорите. Мы, Христов народ, царевы иереи, по учению апостолов православно поклоняющиеся изображенному на иконе Господу нашему Иисусу Христу, отвратившись от них и от суесловного их учения, продолжим рассказ о подвиге святых исповедников отцов наших, я разумею Михаила, Феодора и Феофана, великих светильников церкви, возблиставших подобно солнцу и озаривших всю вселенную светом истинного учения. Как мы уже сказали, упомянутому нечестивому владыке приспешники его напомнили о несогласии святых отцов наших с верой его, об их исповедничестве, а также об их православных поучениях, и через скорохода он повелел тотчас доставить их в счастливый град Константинополь. Беззаконнейший слуга беззаконного императора, посланный за ними, тотчас прибыл на названный остров и, не мешкая забрав их оттуда, препроводил в Константинополь, уверяя, что не знает причины, по какой это было ему приказано. Когда святые прибыли в город июля месяца восьмого дня четырнадцатого индикта, приведший их сначала сам вошел к императору и доложил о них. Тот приказал заключить святых в государственную тюрьму, называемую Преторий, а наутро велел узникам предстать перед ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Предсмертные слова преподобного – «Свет Христов просвещает всех!» – имели особое значение для Гоголя, много размышлявшего о том, что такое истинное просвещение. В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), в главе «Просвещение», он писал: «Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово „просвещение“. Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружающие, и знает, зачем произносит». Утверждая, что слова «просвещение» нет ни на каком языке, кроме русского, и перебирая переводы возможных соответствий этому слову в других языках, Гоголь не находит в них оттенка, который отражал бы воздействие и на нравственную природу человека. Даже такой чуткий критик как Аполлон Григорьев в статье «Гоголь и его последняя книга» писал, что ему «непонятно в высшей степени», что Гоголь называет просвещением, и утверждал, что немецкое Aufklärung значит «решительно то же самое». Гоголь употребляет это слово в его духовном, литургическом значении. Без духовного просвещения («Свет Христов просвещает всех!»), по Гоголю, не может быть никакого света. Словенские учители святые Кирилл и Мефодий являются просветителями славянских народов именно потому, что воцерковили их. Святая равноапостольная Нина была просветительницей Иверии (так называлась Грузия) потому что способствовала крещению (просвещению) жителей этой страны. Наконец, напомним, что девизом Московского университета, начертанным на наружной стене храма Святой мученицы Татианы были – и теперь восстановлены – слова: «Свет Христов просвещает всех!». Заканчивает статью «Просвещение» Гоголь следующими словами: «Недаром архиерей, в торжественном служении своем, подъемля в обеих руках и троесвещник, знаменующий Троицу Бога, и двусвещник, знаменующий Его сходившее на землю Слово в двойном естестве Его, и Божеском и человеческом, всех ими освещает, произнося: „Свет Христов освещает всех!“ Недаром также в другом месте служенья гремят отрывочно, как бы с Неба, вслух всем слова: „Свет просвещенья!“ – и ничего к ним не прибавляется больше».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/09/sv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010