Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Радоница. Память св. великомученика Георгия Победоносца. (комментарий в аспекте культуры) Св. вмч. Георгий Победоносец. Икона, 1996 г. Иконография вмч. Георгия По материалам статьи из т. X «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г. Византия. Уже к VI в. были сформированы 2 основных типа изображения Георгия: мученик (как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх которого, плащ) и воин (в доспехах, с оружием (щит, меч, копье) в руках, пеший или конный). Георгий изображается безбородым юношей, с густыми кудрявыми волосами, доходящими до ушей (завитки волос часто в виде кружков, расположенных друг над другом рядами, напр. на мозаичной иконе 2-й пол. XII в. из монастыря Ксенофонт на Афоне), иногда с венцом на голове (напр., на миниатюре из Псалтири Василия II – Marc. Gr. 17., ок. 1019 г.; на иконе из оплечного деисусного чина, нач. XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Древнейшие из известных изображений Георгия относятся к VI в., причем в них представлены оба иконографических типа. Так, в Бауите (Египет) на столпе Северной церкви (VI в.) Георгий изображен фронтально в рост, в воинском облачении, с копьем (?) в правой поднятой руке и мечом в ножнах у пояса, на сев. стене Капеллы XVIII (VI в.) располагался в медальоне погрудный образ Георгия– в плаще, без оружия (известен по акварели – см.: Sanct Georg: Der Ritter mit dem Drachen. Linderberg i. Allgau, 2001. S. 49. Abb. 4). На энкаустической иконе VI в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае «Богоматерь на престоле с архангелами и предстоящими Феодором и Георгием» оба св. воина изображены как мученики – с 4-конечными крестами в правых руках, облачены в длинные хламиды и украшенные крупным орнаментом плащи с тавлионами с фибулой на правом плече. Тот же тип изображения мученика представлен, напр., на фреске в монастыре прп. Аполлония Фиваидского в Бауите (VI–VII вв.).

http://sedmitza.ru/text/414401.html

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Аполлония Фиваидского, почившего в мире 279 Достойный восхищения, св. Аполлоний вел жизнь отшельника в пустыне в IV в. Он подвизался с пятнадцати лет. Через сорок лет аскетической жизни он услышал Божественный глас, который повелел ему отправиться к местам обитания людей, чтобы через него Божественная благодать обратила в христианство множество язычников. Тогда Аполлоний попросил Господа очистить его от гордыни и суетной славы и обосновался возле Ермополя 280 в пещере, где укрывались некогда Богородица, Богомладенец и св. Иосиф во время бегства в Египет. Там преподобный вел поистине Небесную жизнь, день и ночь проводя в молитвах, не заботясь о телесных потребностях, так как Ангел часто приносил ему пищу. Исполненный благодати, прп. Аполлоний совершал множество чудес и исцелений, так что вскоре во всех окрестных землях его стали считать пророком и новым апостолом. Поскольку многие приходили к святому, чтобы жить под его наставничеством, он милостиво их принимал и учил – более примером, нежели словом, – как проводить жизнь, чтобы она была угодной Богу жертвой. Когда император Юлиан Отступник (361) начал гонения на христиан, прп. Аполлоний смело отправился в город, чтобы навестить одного монаха, заточенного в тюрьму, и ободрить его в славной решимости до конца исповедовать веру. Застигнутый стражниками, Аполлоний был тут же схвачен и закован в кандалы, но ночью его освободил Ангел, и подвижник смог беспрепятственно вернуться в монастырь. Однажды в видении прп. Аполлонию было открыто, какое дивное место уготовано на Небе его покойному брату. Аполлоний стал просить Господа забрать и его из этого мира, чтобы он без промедления наслаждался таким блаженством. Но Господь ответил святому, что он должен побыть еще некоторое время на земле, чтобы целые народы смогли заслужить Царство Небесное через него. Так и случилось: через некоторое время язычники из десятка окрестных селений, собравшиеся на один из своих нечестивых праздников, оказались парализованы на месте по молитве святого. Они исповедали истинную веру, после чего получили возможность двигаться. Тогда они пали к ногам Аполлония и предали своих идолов огню. Огромное количество этих новопросвещенных остались с Аполлонием, а со всех концов Египта к нему стали стекаться люди с намерением принять монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконография, посвященная вмч. Георгию Фрагмент статьи из т. 10 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Византия Уже к VI в. были сформированы 2 основных типа изображения Г.: мученик (как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх к-рого плащ) и воин (в доспехах, с оружием (щит, меч, копье) в руках, пеший или конный). Г. изображается безбородым юношей, с густыми, кудрявыми волосами, доходящими до ушей (завитки волос часто в виде кружков, расположенных друг над другом рядами, напр. на мозаичной иконе 2-й пол. XII в. из мон-ря Ксенофонт на Афоне), иногда с венцом на голове (напр., на миниатюре из Псалтири Василия II - Marc. Gr. 17, ок. 1019 г.; на иконе из оплечного деисусного чина, нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Древнейшие из известных изображений Г. относятся к VI в., причем в них представлены оба иконографических типа. Так, в Бауите (Египет) на столпе Северной ц. (VI в.) Г. изображен фронтально, в рост, в воинском облачении, с копьем (?) в правой поднятой руке и мечом в ножнах у пояса, на сев. стене Капеллы XVIII (VI в.) располагался в медальоне погрудный образ Г.- в плаще, без оружия (известен по акварели - см.: Sanct Georg: Der Ritter mit dem Drachen. Linderberg i. Allgäu, 2001. S. 49. Abb. 4). На энкаустической иконе VI в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае «Богоматерь на престоле с архангелами и предстоящими Феодором и Георгием» оба св. воина изображены как мученики - с 4-конечными крестами в правых руках, облачены в длинные хламиды и украшенные крупным орнаментом плащи с тавлионами с фибулой на правом плече. Тот же тип изображения мученика представлен, напр., на фреске в мон-ре прп. Аполлония Фиваидского в Бауите (VI-VII вв.). В отличие от произведений живописи, где облик Г. рано приобрел устойчивые узнаваемые черты, в малой пластике еще в X в. изображения Г. обладают большим разнообразием и узнаются по начертанию имени этого святого (или по сопроводительной надписи). На бронзовой гравированной детали пояса (сир. регион, VI - 1-я пол. VII в., собрание C. S., Германия) Г. изображен в коротком хитоне и пышном, в крупную складку плаще в типе оранта; по сторонам фигуры - греч. надпись: ΑΓΙΟΣ ΓΕΟΡΓΙΣ. Крест с подписным изображением Г. также в типе оранта был найден в районе совр. г. Смела (Черкасская обл., Украина; хранился в НИМУ, погиб в годы Великой Отечественной войны). Подобного типа кресты-энколпионы с гравированными изображениями Богоматери и святых как орантов были распространены по всему побережью Средиземного м. и датируются IX-XII вв.

http://sedmitza.ru/text/886779.html

Однажды авва Сурус, сказал он, авва Исаия и Павел... Но в конце статьи об Еллине и в русском переводе видно, что предыдущее рассказано Коприем; далее автор Истории монахов говорит о пресвитере Апеллесе в Верхней пустыне, который рассказал им о чудотворце Иоанне, затем пишет о Пафнутии, скончавшемся в окрестностях Ираклеи фиваидской, которого Бог уподобил сперва флейщику, потом старшине ближнего селения и наконец купцу, о чудотворце фиваидском Питирионе, об Евлогии пресвитере, узнававшем, с какими мыслями монахи приходили к причастию, о настоятеле фиваидского монастыря Исидоре, который пускал в монастырь только тех, которые желали навсегда в нем остаться и братия коего все совершали знамения, о Серапине Арсинойском, игумене десяти тысяч монахов, о фиваидских мучениках Аполлоние и Филимоне, которых мощи путешественники лобызали, о Диоскоре Фиваидском, отце ста монахов, о Китрийских монахах, о пустыне Келлий (в греческих рукописях и русском переводе в гл. 60 Нитрия и пустыня Келлий слиты и сбиты, лучше изложена эта глава в переводе Руфина, снеси Созомена 6, гл. 36), об Аммоне, отдававшем свои келлии приходящим вновь братиям, а себе строившем другие, и братьях его Диоскоре, Евсевии и Евфимии, о Дидиме старце (не слепце писателе, а о другом), который наступал на змей и скорпионов безвредно и ногами растаптывал их, о Крониде (по иным спискам не верно: о Корнилии), стадесятилетнем чрезвычайно смиренном старце, ученике преподобного Антония, о Макарии ученике Антония, т. е. Египетском или Скитском 2 , об Аммуне Нитрийском, после брака жившем в целомудрии с женою, как с сестрою, коего кончину видел св. Антоний (русский перевод Лавсаика гл. 8), о Макарии Городском, о Павле Простом, об Аммоне пресвитере, точнее Пиаммоне, на берегу моря недалеко от Диолка, видевшем Ангела, во время службы записывавшего приходящих в церковь (русский перев. гл. 63), об Иоанне чудотворце в Диолке и наконец о восьми бедствиях, угрожавших путешествовавшим по Египту монахам, в числе коих был и писатель этой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вскоре монастырь, расположенный в Бауите 281 , насчитывал более пятисот человек братии, которые совершенствовались в добродетели и почти все могли творить чудеса. По молитве преподобного Бог снисходил к нуждам столь большой общины и часто чудесным образом посылал им еду. Узнав об этом, жители Фиваиды, страдавшие от жестокого голода, направились в монастырь. Аполлоний отдал им единственное, что ещё оставалось у монахов, – три корзины с хлебом. По его молитве они умножились, так что еды хватило для пропитания всех горожан на протяжении четырех месяцев, вплоть до жатвы. Наделенный даром прозорливости и замечательного духовного рассуждения, прп. Аполлоний стал для всего Египта оракулом Божиим. Когда в монастырь приезжали посетители, он выходил к ним навстречу, простирался ниц и мыл им ноги, прежде чем ободрить благодатными словами. По поводу братского милосердия он говорил так: «Ты увидел своего брата – значит, ты увидел своего Господа Бога!» 282 Каждый день, причастившись Святых Таин в девятом часу, братия собиралась и слушала наставления преподобного, после чего все расходились, исполненные радости, и размышляли в тишине о благах, обещанных Богом Своим «Можно было видеть этих ликующих в пустыне монахов, и невозможно было нигде встретить такого ликования на земле. Никого не было среди них опечаленного или удрученного, а если случалось, что кто-то из монахов имел грустный вид, тотчас авва Аполлоний спрашивал его о причине такого настроения и открывал каждому, что было у него на сердце. Он говорил: “Не подобает грустить о спасении тем, кто призван наследовать Царство Небесное... Ибо тот, кто привязывается к земным вещам, обретает радость в земных вещах, мы же, заручившись такой большой надеждой, как можем не радоваться во всякое время, когда апостол побуждает нас пребывать всегда в веселии, непрестанно молиться и выражать благодарность в любых обстоятельствах?” ( 1Фес.5:16–18 ) » 283 . 282 Об Авве Аполлонии, 3//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. С. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

520), в хитоне и гиматии (в росписи часовни мон-ря прп. Аполлония Фиваидского в Бауите, Египет). Одно из ранних сохранившихся изображений Иуды-Фаддея, атрибутируемых по надписи,- оплечный образ святого в медальоне, входящий в мозаичную декорацию алтаря кипрской ц. Пресв. Богородицы Канакарии в Литрангоми (2-я четв. VI в.) наряду с др. апостолами от 12. И. показан темноволосым молодым человеком с темными, едва начавшими расти усами и 2 завитками короткой, еще не оформившейся бороды. В росписи апсиды часовни мон-ря прп. Аполлония Фиваидского в Бауите (VI-VII вв., зал 6, Коптский музей, Каир) И. показан вместе с др. апостолами от 12, стоящими по сторонам тронного образа Богоматери с Младенцем, в надписи он поименован Фаддеем, изображен с седыми волосами и со средней длины клиновидной бородой, в руках - кодекс. В сценах НЗ, связанных с земной жизнью Христа, И. среди др. апостолов может быть наиболее точно идентифицирован, только если его имя есть в надписи. Так, на фреске с изображением «Тайной вечери» в церкви монастыря Честного Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр (1494), где каждый из 12 апостолов имеет надпись в виде начальной буквы имени (кроме Иуды Искариота), И. обозначен инициалами ΘΔ (Фаддей), он молод, волосы темные, вьющиеся, борода короткая. Изображение И. (без подписи) входит также в состав неск. сцен НЗ, в которых показаны сыновья прав. Иосифа в связи с историей Богоматери. Так, вместе с братьями Иаковом, Иосией и Симоном (Мф 13. 55-56; Мк 6. 3) И. представлен на миниатюрах из Гомилий Иакова Коккиновафского (Paris. gr. 1208, 1-я пол. XII в.), иллюстрирующих пребывание Девы Марии в доме прав. Иосифа: Иосиф вводит Марию в свой дом в Назарете, Мария провожает Иосифа на работы (Fol. 142, низ); Иосиф возвращается с работ (Fol. 142v); Иосиф объявляет Марии о своем отъезде (Fol. 146); сомнения Иосифа (Fol. 220v, 225); оправдания Марии (Fol. 228, 236v); взятие Иосифа и Марии под стражу (Fol. 238v); оправдание Марии, Захария отпускает Марию (Fol. 254v).

http://pravenc.ru/text/1237747.html

95 Авва – почетное название старца. Не является титулом или знаком священного сана, что подтверждается рассказом о том (см. ниже), как Еллий ездил на крокодиле за священником, чтобы братия могли причаститься. 99 Непонятно, о каком месте здесь идет речь, возможно, об Акорисе, который находится недалеко от совр. Эль-Миньи. 100 Этот пустынник явил два образа аскетического подвига: скитание по пустыне и стояние на одном месте (некий прообраз столпничества). И в том, и в другом случае подвиг заключается в ограничении своей воли (желания иметь свою келью, некий привычный уклад жизни, хотя и простые, но все-таки необходимые в быту вещи). 101 Обычно подвиг столпничества (и подобные ему подвиги, связанные с ограничением движения: пребывание в колесе, на дереве и т. д.) связывают с сирийским монашеством (Анатолий [Грисюк], иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI в. Киев, 1911; Charalampidis К. Dendrites «Martyrs of peace»//Studi sull’ Oriente Cristiano. Roma. 1997. 1 (1/2). P. 136). 104 Старец указывает купцу на выгодную сделку – принять, «приобрести» монашеское имя и таким образом стяжать Царство Небесное. 105 Историк Сократ Схоластик называет Питириона в числе известных египетских монахов: «[Питирион] имел некоторые естественные познания и всегда разговаривал о том или другом, с кем случалось, но при всяком своем рассуждении молился Богу...» ( Сократ Схоластик . Указ. соч. IV, 23). Память преп. Питируна (Питириона) Фиваидского празднуется в Русской Православной Церкви в субботу сырной седмицы. 109 Монахи часто нанимались работать за плату, вырученные деньги частично шли на общие монастырские расходы, частично на помощь нищим. 110 Модий – римская мера измерения сыпучих продуктов, упоминаемая уже в Евангелии, 1 модий равен 8,754 литра; следовательно, 1 артаб (египетская мера измерения) – 29,18 литра. 112 Мемфис – первая столица единого Египта, находился недалеко от нынешней Гизы, рядом с Каиром, на западном берегу Нила. 114 Память сщмч. Аполлония Антинойского совершается 14/27 декабря вместе с памятью мчч. Филемона, Ариана и Феотиха. Рассказ об их мученичестве, совпадающий с рассказом «ИЕМ» лишь в общих чертах, см.: Malaty T. Y. Introduction to the Coptic Orthodox Church. Alexandria, 1993. P. 30–31. Коптская церковная традиция, а за ней русская, называет сщмч. Аполлония диаконом и считает, что он пострадал в Антиное (совр. деревня Шех-Ааббада недалеко от Маллави). В западной традиции (Festugiére A. Op. cit. Trad. P. 106) мч. Аполлоний назван Александрийским пресвитером, его память празднуется 10 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Другие анахоретские монастыри Египта Кроме этих трех важнейших монастырей, не имевших писанного устава, но способствовавших сформированию его, в древнем христианском Египте возник еще ряд монастырей такого же типа, имевших без сомнения тоже некоторое слияние на выработку позднейших иноческих правил. Так на горе Ферма к югу от Нитрии по пути в Скит жило до 500 подвижников [ 431 ], между которыми особенно знаменит был прп. Павел и которые, вероятно, составляли одну общину. Около Гермополя (в Фиваиде) был монастырь Аполлоса или Аполлония (по Руфину), имевший около 500 братий. Особенностью этого монастыря было ежедневное приобщение евхаристии в 9 часу дня; «после приобщения (иногда — по Руфину) садились слушать поучение Аполлоса, которое продолжалось до вечера, затем (по Руфину, по Палладию — до поучения, сразу после приобщения) принимали пищу, после чего одни удалялись в пустыню и там целую ночь читали Св. Писание наизусть, другие оставались на месте собрания и проводили всю ночь до рассвета в гимнах и хвалах (laudibus) Богу; иные же сойдя с горы в 9 часу (для приобщения) и приняв евхаристию, тотчас опять удалялись, довольствуясь одной духовной пищей до другого девятого часа; и так поступали (по Палладию — многие из них) в течение многих (plurimos) дней. И при таких подвигах у них была всегда такая радость, веселие и ликование (exultatio), какая невозможна на земле у обыкновенных людей; между ними никого на было скучного и печального; если же кто казался печальным, авва Аполлос тотчас спрашивал о причине скорби и открывал, что было у каждого в тайне сердца». Аполлос и всем внушал мысль о необходимости ежедневного приобщения для монаха [ 432 ].   Из других монастырей, должно быть, такого же типа были монастыри Фиваидского же города Оксиринха. По Руфину в этом городе (ныне представляющем засыпанные песком развалины) было около 10 тыс. иноков и ок. 20 тыс. дев; древние публичные здания и храмы обращены были здесь в монастыри и последних было более, чем частных домов; под влиянием монастырей жители города отличались особым благочестием (имели 12 церквей, кроме монастырских, и гостеприимством, особенно к пришлым инокам [ 433 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

в каждом. Общее число монахов пахомианских киновий приближалось к 3 тыс. чел. ( Palladius. Hist. Laus. Cap. VII) либо к 7 тыс. чел. (Ibid. Cap. XXXII), несовпадение цифр в разных источниках, возможно, отражает динамику численности мон-рей. Др. данные о братстве прп. Пахомия (напр., у блж. Иеронима) носят округленный и завышенный характер. После кончины прп. Пахомия в пахомианской конгрегации начинались волнения и часть мон-рей пыталась выйти из состава братства. Возможно, эти нестроения сильно подорвали могущество пахомианского монашества, о последующем состоянии мон-рей св. Пахомия практически ничего неизвестно. Общежительная форма организации получила свое дальнейшее развитие в братстве Шенуте , к-рый ок. 383 г. стал настоятелем Белого мон-ря. В его конгрегацию входили как минимум 3 мон-ря (1 из них жен.). Ее устав, разработанный при предшественнике Шенуте, Пжоле, был более суровым, чем Устав прп. Пахомия. Исследования творений Шенуте позволяют предполагать, что организация его мон-рей имела строгую иерархию («старцы» и «старицы», «отцы», «начальники домов», простые монахи и монахини), где осуществлялось довольно жесткое регулирование жизни иноков (см., напр.: Layton B. Social Structure. P. 25-30). К провинившимся могли применяться телесные наказания, регламентировались состав и количество вкушаемой пищи, запрещалось употребление вина и т. д. (см.: Ibid. P. 30-54). Киновия как тип организации оказалась весьма жизнеспособна: благодаря Правилам свт. Василия Великого и прп. Венедикта Нурсийского (использовавших Устав прп. Пахомия) она широко распространилась как на востоке, так и на западе христ. мира. Помимо перечисленных типов организации монашества в Египте можно обнаружить уникальные случаи: напр., мон-рь прп. Аполлония Фиваидского (см. Бауит ) ( Rufinus. Hist. mon. VIII (lat. VII)) на ранних этапах своего развития сочетал элементы колонии отшельников и киновии, мон-рь аввы Исидора (Ibid. Cap. XVII) был скорее всего сходен с киновией, но имел более строгие правила (запрет монахам покидать мон-рь и пр.).

http://pravenc.ru/text/ВИЗАНТИЙСКАЯ ...

Древнейшие из известных изображений великомученика Георгия относятся к VI веку, причем в них представлены оба иконографических типа. Так, в Бауите (Египет) на столпе Северной церкви (VI век) святой Георгий изображен фронтально, в рост, в воинском облачении, с копьем в правой поднятой руке и мечом в ножнах у пояса; на северной стене Капеллы XVIII (VI век) располагался в медальоне погрудный образ святого Георгия – в плаще, без оружия. На энкаустической иконе VI века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае «Богоматерь на престоле с архангелами и предстоящими Феодором и Георгием» оба святых воина изображены как мученики – с четырехконечными крестами в правых руках, облачены в длинные хламиды и украшенные крупным орнаментом плащи с тавлионами с фибулой на правом плече. Тот же тип изображения мученика представлен на фреске в монастыре преподобного Аполлония Фиваидского в Бауите (VI–VII века). В отличие от произведений живописи, где облик великомученика Георгия рано приобрел устойчивые узнаваемые черты, в малой пластике еще в X веке изображения святого Георгия обладают большим разнообразием и узнаются по начертанию имени этого святого (или по сопроводительной надписи). Так, на бронзовой гравированной детали пояса святой Георгий изображен в коротком хитоне и пышном, в крупную складку плаще в типе оранта. Военные успехи императоров, небесным покровителем которых был святой Георгий, сделали его наиболее почитаемым святым в Византийской империи уже в V – начале VI века. Иконографический тип Георгия-воина (в рост, с копьем в правой руке, левой опирается на щит), возможно, восходит к изображению стоящего императора, как на византийских монетах и моливдовулах . Среди ранних примеров – моливдовул с изображением (на коне) святого Георгия, поражающего змея. На моливдовулах X–XII веков святой Георгий чаще представлен как воин, фронтально, погрудно или в рост, реже – как мученик. Моливдовулы с изображением святого Георгия сопровождаются не только посвятительной надписью на обороте, но и молитвенным обращением как к великомученику Георгию, так и ко Христу или к Божией Матери. На моливдовулах палеологовского времени святой Георгий часто изображался в рост, в паре с другими святыми воинами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010