Мертвых, живых, умирающих вдруг две стены взгромоздились – И на коне он въезжает – и – радостный взор устремивши под купол, – Меч обнаженный в руке, а в другой Магометово знамя – «Слава Аллаху!» гласит, пораженный величием храма... Старец-иерей между тем, продолжая служенье, подъемлет С пеньем Святые Дары – и идет – и пред ним вдруг разверзлась Арка в алтарной стене, и вошел он – и арка замкнулась... Вот что мне виделось в Айя-Софии... И правдой казалось Дней тех преданье: в тот миг, как уже разрушенье свершилось, В храме последних святынь, и икон, и крестов, и покрылись Известью лики святые на стенной златой мусикии 115 , – В оную ночь в окна купола, вдруг, осветивши весь город, Свет необычный исшел, и раскрылося небо – и тихо Свет сей приявши, закрылось опять – и сей свет был – Господня Храму сему благодать, отошедшая паки на небо... И по ся дни стоят голые стены – чертог опустелый, Где, за отбытьем владыки, вселилися пришлые люди. Где же владыко?.. Искал я глазами – где арка, в которой Скрылся с Дарами иерей, – и когда же разверзнется, ждал я, И – как предсказано было – он выйдет опять с той же Чашей, Прерванный чин литургии окончить, при возгласах славы, Светлый воскресный канон воспевая... и известь исчезнет, И – уже тонко сквозящийся ныне – Спасителя облик Купно со всеми Святыми опять просияет на злате Вкруг загоревшейся вновь мусикии... Впервые: «Русский Паломник» (1888, 21), с примечанием: «Читано самим поэтом в торжественном собрании Славянского Благотворительного Общества, 11 мая 1888 г.». В русской поэзии к этой византийской легенде обращались Андрей Муравьев, Михаил Розенгейм и Аполлон Майков. 112 Городец на Волге; там умер на возвратном пути из Орды великий князь Александр Ярославич Невский в 1263 г. 114 В 1724 г. Петр I перенес мощи Александра Невского из древнего Владимира в новую столицу, где они стали самой чтимой святыней Александро-Невской лавры. Стихотворение заканчивается словами митрополита Кирилла, возвестившего о смерти Александра Невского. (Примеч. сост.)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

В овраге состоялся заключительный акт трагикомедии. Аполлон Труфанов произнес речь, подробно объяснив народу символическое значение гидры и перечислив категории сидящих в ее утробе лиц: «проклятые жиды, газетчики вроде Булгакова и его сотрудников, толстовцы, октябристы, все безбожники, вся революционная дрянь и все враги православного русского народа». Затем он передал слово «палачу», якобы выписанному из другого города . Роль палача играл Савва. Он тоже был облачен в черную хламиду, закрывавшую лицо, поэтому один репортер его даже не признал и спутал с Аполлоном. Савва прочел приговор, написанный на большом красном картоне. «Да послужит сожжение сей мерзопакостной гидры символом позорной гибели проклятой революции со всеми жидами», - говорилось в этом длинном витиеватом тексте, ссылавшимся на пресловутый «конгресс», якобы постановивший ежегодно совершать 15 августа «сей народно-патриотический обряд» . Затем гидра была облита керосином, и Савва торжественно поджег ее спичкой. Пока чучело горело, собравшиеся насмехались над ним. Аполлон и Савва били его ногами, причем первый плевал и кричал: «Смотрите, как я плюю на него». Толпа кидала в гидру камнями, вопила, свистала и т.д. Не обошлось и без излюбленной илиодоровцами «анафемы» . Газеты изложили эти события без приукрас, поскольку разыгранный илиодоровцами сценарий в таковых не нуждался. Не менее точно процедуру сожжения гидры описал Стремоухов в письме обер-прокурору , что не помешало ему впоследствии дать волю фантазии в своих мемуарах: «На дворе монастыря иеромонах соорудил картонного пятисаженного дракона - " гидру революции " . По окончании проповеди он пронзал ее копьем, наподобие Георгия Победоносца, и отрубал одну голову, которая за ночь вырастала» . Для чего же была изготовлена и, в особенности, для чего сожжена гидра? Одни видели в этом действе «патриотическую потеху» , другие - «нечто дикое, прямо языческое» , «камлание», «шаманское бдение» . С другой стороны, о.Илиодор и его сторонники подчеркивали назидательный смысл спектакля. «Сжигая гидру, - говорил иеромонах, - русские люди как бы сожгли революцию» .

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/09/...

В монастыре о.Илиодора встретили револьверным салютом, очевидно, в тех же целях устрашения злоумышленников. «Употребление огнестрельного оружия в жизни монастыря становится обычным явлением», - отмечал корреспондент «Русских ведомостей» . Как и при московской поездке, о.Илиодор счел нужным подразнить своих недругов сказками. Повторилась прежняя история: объявление о конгрессе перед поездкой и фантастический рассказ о нем спутника о.Илиодора после возвращения. В роли сказочника выступил на сей раз Аполлон. На вечерней беседе с прихожанами (23 августа) он рассказал, что в большом южном городе прошел съезд 50 вождей правых, постановивший покончить с «жидами» и дураками и назначивший даже дату. В связи с этим предстоит будто бы подсчет врагов по городам. В Царицыне, например, 78 русских безбожников и 6354 еврея. Рассказ Аполлона, как и недавний рассказ Саввы, был щедро приправлен авантюрными подробностями вроде 25 городов, посещенных за 8 дней, и двух ростовских аэропланов, предложенных к услугам о.Илиодора . Жадно проглотившие рассказ о первом конгрессе, газеты охотно напечатали и о втором. Должно быть, о.Илиодор ликовал: дураки снова всему поверили. Аполлон продолжал дурачиться и далее. После всенощного бдения 27 августа он объявил богомольцам, что саратовские духовные книгоноши, проездом через Царицын в Астрахань, доставили сюда знаменитый квач, которым кто-то вымазал в Саратове репортера В.А. Мирославова. Обнаруженный на архиерейском дворе, квач оказался сделан не из паломнического национального флага, а из обычной старой тряпки, что неопровержимо доказывает непричастность илиодоровских паломников к этому делу. Чтобы все могли в этом убедиться, квач завтра будет выставлен на площади перед монастырем . На время этой речи о.Илиодор демонстративно ушел в келью, для чего ему пришлось сначала демонстративно показаться народу. Как видно, братья Труфановы продолжали упражняться в мифотворчестве. Жандармское донесение упоминает, что лицо, вымазавшее Мирославова, после этого сбежало, «бросив тут же жестянку с нефтью и мазилку» . Хранить эти предметы в течение целого месяца могла разве что саратовская полиция, в качестве вещественного доказательства. Больше они никого не могли интересовать, и трудно поверить, что по архиерейскому двору за месяц не прошлась метла дворника. Наконец, братья Труфановы, только что сами прибывшие из Саратова, не нуждались бы в курьерских услугах для доставления посылки.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/09/...

Причем в обвинительной речи, составленной Михаилом Пселлом, занятие алхимией объявлялось делом преступным, хотя сам «обвинитель» - М.Пселл в ранние годы своей жизни был увлечен этой наукой настолько серьезно, что оставил после себя внушительный трактат по алхимии: «О том, как делать золото» (который был посвящен не кому иному, как «обвиняемому» им Патриарху Михаилу Керуларию) С. 334]. Роль писателя и философа Михаила Пселла (воскресившего в XI веке интерес к забытому неоплатонизму) в распространении герметических текстов была весьма важной. Именно ему мы обязаны сохранившимся до наших времен наиболее полным текстам т.н. «герметического корпуса». В дальнейшем, один из последователей Пселла - Георгий Гемист Плетон перенес свое увлечение герметическими знаниями в Италию, где тексты корпуса были переведены на латынь главой неоплатонической Флорентийской академии Марсилио Фиччино в 1463 году С. 130]. Именно Флорентийская академия оказала огромное влияние на мировоззрение гуманистов (особенно в области их мистической натурфилософии и т.н. «натуральной магии»). К сожалению, повальное увлечение герметизмом не миновало и молодое Московское государство. Если внимательно осмотреть массивные золоченые ворота Успенского собора Московского Кремля (сооруженного Аристотелем Фиораванте в XV в.) то в нижней части их можно найти изображение «еллинского философа Ермия (Гермеса)». Этого самого Ермия (Гермеса) просвещенные русские книжники величали так: «...бе муж хитр и уму учен, иже изобрете руду златую првие и ковати злато» С. 5]. На вратах этого православного храма имеются и другие герметические символы: например, «еллинский философ» Платон и Аполлон стоят над гробом и мертвым телом, а Бог-Отец взирает на них сверху. В верхней стороне изображено солнце с человеческим лицом и лучами, исходящими из его рта. Надпись, оставленная неизвестным мастером, гласит: «Аполлон не бог, но жрец...». Причем, философ Платон изображен дважды - мертвым, лежащим в гробу и живым, стоящим у гроба. Мертвый и живой философ в одном лице наглядно выражают идею Воскрешения.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/11/...

Мысль о нем зрела у меня с 9 января 1905 г. Как выяснилось, почти одновременно со мной тою же мыслью был охвачен и Аполлон Аполлонович Майков. Другие присоединились уже к нам. Первые шаги по образованию Союза были сделаны из моей квартиры, где и собирались вначале. Учредители в моем доме сделали и первые взносы, кто сколько мог… Из учредителей избран был Совет и должностные лица: председатель - я, Дубровин; два товарища председателя: А.А.Майков и А.И.Тришатный; секретарь С.И.Тришатный и казначей Ив.Ив.Баранов. Начались работы; в моей квартире было собираться неудобно, и я предоставил Союзу в своем доме отдельную квартиру. Я оставил за собой общее руководство, А.А.Майков принял на себя заведование Советом и канцелярией, а А.И.Тришатный занялся формированием и открытием отделов. А.А.Майков с раннего утра приходил в Союз и оставался там до ночи… Деятельное участие в работе принимали не только члены Совета и учредители, но и простые союзники. Денежные поступления, хотя и не обильно, но притекали ежедневно и давали возможность скромно существовать начатому делу… Работали все и несли свой труд идейно, без ожидания какого-либо вознаграждения, благодаря чему Союз разрастался незаметно, но быстро; волна оскорбленного чувства за поруганную Родину быстро разливалась по всему пространству униженной России, охватывала умы и сердца во всех слоях населения и привлекала к Союзу массу новых единомышленников». В состав Главного Совета Союза Русского Народа вошли: детский врач Александр Иванович Дубровин (председатель), художник Аполлон Аполлонович Майков (товарищ председателя), инженер Александр Иосифович Тришатный (товарищ председателя), присяжный поверенный Сергей Иосифович Тришатный (секретарь), купец Иван Иванович Баранов (казначей), присяжный поверенный Павел Федорович Булацель , предприниматель Георгий Васильевич Бутми, купец Петр Петрович Сурин, приказчик Василий Андреевич Андреев, купец Василий Львович Воронков, а также Е.Д.Голубев, М.Н.Зеленский, Г.А.Слипак, С.Д.Чекалов, Н.Н.Языков и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/21/de...

Но, обращаясь к историческим сюжетам, он не ушел от современности, а лишь изменил форму разговора с ней, перевел его на другой уровень вечных религиозных и философских проблем. Его «Упраздненный монастырь», созданный в 1860 году, был вполне актуальным ответом на попытки «шестидесятников» упразднить саму веру. В этом отношении характерен его комментарий к образу Циника в трагедии «Два мира»: «Я, признаюсь, особую осторожность приложил к Цинику, чтоб он не смахивал на нынешнего нигилиста (хотя в сущности он то же самое), чтобы не заподозрили меня в умысле обличения последнего». Он настолько вжился в образы своих героев первых веков христианства, что в последние годы стал публиковать свои религиозные стихи под именем Аполлодора Гностика. Лишь единицы из его ближайшего окружения знали, что он не просто переводил, как указывалось в журнальных публикациях, «из гностиков» (о философии и религии гностиков в эти же годы писал Владимир Соловьев), а создал образ поэта-гностика, в стихах которого, как и у подлинных гностиков, соединил христианские и античные мотивы. В письме к Сухомлинову от 28 сентября 1889 года он признавался: «Вы знаете, что это за Аполлодор Гностик? Это моя выдумка: не люблю обнаруживать моих интимнейших мыслей и представлений, вот и прибег к такой уловке. Но секрет обнаруживаю не многим, а многих оставляю в заблуждении (даже филологов), что будто есть такой поэт II века; некоторые отвечали мне: «Знаю, знаю! " » Эта уловка зашла так далеко, что 29 декабря 1893 года, на торжественном академическом обеде, Аполлон Майков обратился к академикам со словами: «Милостивые господа! Я имею счастье в настоящую минуту находиться посреди, так сказать, последних слов науки. Я выбрал прочесть нижеследующее стихотворение и – был бы счастлив, если бы кто-нибудь из сотни мужей науки сказал бы мне с убеждением, что сказанная в стихах мысль – неверна, что чувство, ее вызвавшее, он никогда не испытывал и никакой представитель истинной науки не должен его испытывать». Вслед за этими он зачитал стихотворение Гностика:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

– Вы арестованы за проведение контрреволюционной деятельности, дайте показания следствию по этому вопросу. – Контрреволюционной деятельностью я не занимался. – Вы врете, следствию доподлинно известно, что вы, будучи враждебно настроены к существующему советскому строю, занимались антисоветской агитацией, следствие требует от вас правдивых показаний. – Антисоветской агитацией я не занимался и виновным в предъявленных обвинениях себя не признаю. – Следствию известно, что вы, как враждебно настроенный к советско­му строю, занимались антисоветской агитацией; прекратите запиратель­ство и дайте правдивые показания следствию; учтите, что ваше чистосердечное раскаяние будет учтено советской властью к 20-й годовщине октябрьской революции. – Виновным в предъявленных обвинениях себя не признаю и к своим показаниям больше добавить ничего не могу. Подписывая протокол допроса, Николай Петрович в конце листа дописал: «Читал. Виновным себя не, – подчеркнул он, – признаю и считаю себя в соответствии со своими убеждениями не способным к подобным яв­лениям». 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила псаломщика Николая Смирнова к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, по прибытии в который он вскоре скончался. Мученик Аполлон (Аполлон Ксенофонтович Бабичев) родился 30 марта 1874 года в городе Калуге. Окончил городское училище и служил в Георги­евском храме псаломщиком. 16 октября 1937 года власти арестовали его. На следствии он сразу занял твердую позицию, настаивал на точной записи ответов и ставил после каждого ответа подпись. – Вы арестованы и обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, дайте правдивые показания по существу, – потребовал следователь. – Контрреволюционной деятельностью я не занимался. – Напрасны ваши запирательства, следствие располагает достаточными данными, уличающими вас в контрреволюционной деятельности, которую вы проводили совместно с церковными лицами, предлагаю говорить правду. – Вновь заявляю, что контрреволюционной деятельностью я не занимался и виновным в этом себя не признаю.

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

Ягве – непременный советник и участник военных дел. Он дарует и в гневе отнимет царство из рук Саула и отдаёт его Давиду (1 Цар. 15: 28), так как тот «не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его». Господь через пророка Самуила выносит Саулу смертный приговор: «завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян (1 Цар. 31: 6; Сир. 46:23)». У Давида громовик Ягве не улыбается. У Гомера громовержец Зевс может разрядить конфликтную ситуацию, объяснив свою угрозу шуткой. Видя ужас девы Афины: «Ей отвечал, улыбнувшись, Зевес, собирающий тучи: " Тритогенея, не бойся, дитя мое милое! Это я говорю не всерьез, а к тебе я вполне благосклонен " ». (Ил. 8: 38-40). В 2 псалме Ягве, Сущий, «Тот, Кто сидит на небе, смеётся» над народами всего мира, теми, кто «восстали против Ягве и Его помазанника». Переход в понимании Ягве как Единого Бога правды, царящего над всеми народами, относится к VIII веке до РХ. Зевсу подчинены боги и демоны. Ягве подчинены низшие божества, ангелы смерти. У Давида: «И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и началась язва в народе и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его…» (2 Цар. 24: 15-16). Полагают, речь об эпидемии чумы. У Гомера гневный Аполлон занят устройством мора, так же полагают, чумы: «Тучами копья и стрелы летали, народ поражая» (Ил. 15: 319). Лосев остроумно замечает: «Аполлон и Артемида являются у Гомера прежде всего богами смерти и вероломного убийства. Как отличны эти гомеровские персонажи от позднейших общепризнанных красавцев!» (Продолжение следует). Слушая Гомера СНОСКИ 1. Нестор – царь Пилоса, могучий старец, многоречивый оратор, если пьёт, выпивает не обычный кубок – ведёрко. 2. Греческие острова в ПВЛ: Эвбея (Евбея), Родос, Хиос (местное население называет Хиос местом рождения Гомера), Лесбос, Китир (Кифера), Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира. 3. Гомерь – имя бывшей блудницы, жены пророка Осии. Этот тот самый ветхозаветный пророк, за которым в Пасхальные дни мы повторяем: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14).

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/12/...

– Я не думал вступать на престол, – говорит сам, – меня воспитывали, как будущего бригадного. Уже молодым человеком, в Твери, в саду великой княгини Екатерины Павловны, статую Аполлона взорвал порохом, в виде забавы . Он и сам хорош, как Аполлон, только все что-то не в духе: Аполлон, страдающий зубною болью. Недавно, на ученье, перед фронтом, обозвал офицеров «свиньями» и грозил всех «философов» вогнать в чахотку. … … … … … … Кто-то сказал о нем: «Il y a beaucoup de praporchique en lui et un peu de Pierre le Grand». Как-то будет он царствовать? Не знаю, впрочем, кто лучше, – Николай или Константин? У того отвращение к престолу врожденное. – Меня, – говорит, – непременно задушат, как задушили отца. Когда я смотрю на это курносое лицо с мутно-голубыми глазами навыкате, с светлыми насупленными бровями и светлыми волосиками на кончике носа, которые щетинятся в минуты гнева, – мне всегда чудится привидение императора Павла. – Не понимаю, – говаривала бабушка, – откуда вселился в Константина такой подлый санкюлотизм! Однажды сказал он о беременной матери: – В жизнь мою такого живота не видывал: тут место для четверых! Я собственными глазами читала письмо его к Лагарпу с подписью: … … …. Это, впрочем, может быть, искреннее смирение «санкюлота», потому что он искренен и добродушен по-своему. Но когда я думаю о нем, передо мною встает тень госпожи Араужо … … … … … … и тень Алеши, убитого из-за угла наемным кинжалом злодея. А все-таки – лучше Константин, чем Николай. Теперь понимаю, откуда у них у всех эта надменность: царствование императора Александра кончилось, царствование императора Николая началось. Мне иногда кажется, что государь ими предан и продан. Что-то будет с Россией? Все думаю о Тайном Обществе. У этих злодеев есть правда, – вот что всего ужаснее. И почему «злодеи»? Не мы ли показали им пример 11 марта? Не я ли когда-то проповедовала революции, как безумная? Не говорила ли: «Мы должны – через кровь»?.. Тогда – мы, теперь – они: кровь за кровь. Может быть, я ничего не понимаю в политике. Но, кажется, в России все идет не так, как следует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

В конце июля он неоднократно повторял эти настояния устно при свиданиях с навещавшими его приверженцами, убеждая их объединиться с другими и увезти его силой. «…Если я вам дорог, то придите и возьмите меня, тюрьмы не бойтесь, – только нужно знать, за что сидеть, чтобы сделать мне пользу». При этом о.Илиодор показывал гостям какой-то изобретенный им план, стоящий, по его подсчетам, только 3 тыс. р., а раз спросил, нет ли в здешнем бору поляны . Наконец, в те же дни узник написал своим приверженцам гневное послание, громя тех, кто не одобрил его затею. «Господь не потерпит с вашей стороны такой обиды мне и воздаст вам; некоторые из вас говорят, что если батюшка приедет каким-либо незаконным путем, то он тогда нам не нужен. О, Боже! да мне так рассуждающие пятьсот раз не нужны... Я мог бы вам написать целую книгу о том, что я действую непогрешительно, но сейчас не время рассуждать, а нужно действовать… Если бы любили Бога, любили меня, если бы ничего не боялись претерпеть за правду, то давно бы уже взяли меня отсюда, но вы до сих пор ноете там, я сижу без дела здесь, почему! потому, что вы не любите сильно Бога, меня и правду Христову» . Исполнение замыслов о.Илиодора легло на плечи совета царицынского отдела «Православного братского союза русского народа». По распоряжению своего брата Аполлон и Максимилиан Труфановы реформировали это учреждение, переизбрав членов совета, председателя и казначея. Теперь сюда входили только самые преданные флорищевскому узнику лица. Организацией нового побега руководил Аполлон. План был прост. Илиодоровцы, переодетые крестьянами, отвлекают стражников, подняв в лесу шум. Тем временем о.Илиодор покидает монастырь и едет на приготовленном извозчике до ближайшей деревни, а оттуда на автомобиле в Нижний Новгород. Готовясь к исполнению этого плана, заговорщики устроили в окрестностях монастыря несколько баз – лесной шалаш в трех верстах от пустыни и две квартиры в селе Мячково Гороховецкого уезда, за 25-30 верст. Один, особенно отчаянный, даже попытался внедриться во вражеский лагерь, попросившись в число братии, но не был принят.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/15/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010