Закрыть itemscope itemtype="" > Олимпийский факел. А можно без молитвы? 11.07.2013 1085 Время на чтение 7 минут 28 сентября в Греции пройдет церемония зажжения олимпийского огня. Будет так: Верховная жрица - одетая в античную тунику и сандалии греческая актриса, выйдя из руин храма Геры в окружении других жриц, произнесет молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой послать на землю священный Олимпийский огонь: " Пусть настанет священная тишина. Пусть умолкнут небо, земля, море и ветра. Пусть умолкнут горы и крики птиц, ибо нас будет сопровождать Фивос, бог, приносящий огонь. Аполлон, бог солнца и идеи света, пошли нам свои лучи и зажги священный факел для гостеприимного города Сочи. А ты, Зевс, дай мир всем народам на земле и увенчай венками победителей священного состязания! " . После этого верховная жрица, преклонив колено у алтаря древнегреческого храма Геры, поднесет факел к параболическому зеркалу и от солнечных лучей вспыхнет Олимпийский огонь. Может ли наша Церковь попросить российский олимпийский комитет обратиться в Греческий олимпийский комитет с просьбой провести зажжение факела без молитв? Аналогичная просьба может быть передана и через Элладскую Церковь. Никто не сможет подсказать, когда именно эта молитва Аполлону вдруг стала сопровождать возрожденное олимпийское движение? При Кубертене ее точно не было. Церемония зажжения факела с эстафетой - изобретение доктора Геббельса для игр в Берлине 36 года. Германию в то время озаряло пламя нацистских факелов: штурмовики, как правило, отмечали народные праздники огненными шествиями. Историки сходятся во мнении, что эффектный способ доставки огня из Олимпии был подсказан Гитлеру профессором истории Карлом Димом, который отвечал за проведение Игр в Берлине. Идея настолько понравилась фюреру, что для ее осуществления были незамедлительно выделены специальные средства. Свою лепту в популяризацию этого символа внесла и кинорежиссер Лени Рифеншталь, создавшая фильм «Олимпия», где подробнейшим образом показана первая в истории эстафета олимпийского огня. Там на 10-й минуте есть намек на молитву прекрасных обнаженных жриц, но этом явно чисто режиссерская находка; документалистика начинается с 12 минуты (интересно, что на параде олимпийцев делегации Греции и Франции приветствуют фюрера зигами). Так что можно сказать, что идею молитвы солнцу и Аполлону при зажжении факела и начале эстафеты дало искусство Третьего Рейха.

http://ruskline.ru/opp/2013/8/11/olimpij...

Мы имеем возможность встречаться на Афоне со святыми людьми. Конечно, не все афонские монахи являются святыми. Но опыт святости, который передается из поколения в поколение и присутствует в разных монастырях, людей очень притягивает. И те покидают свои дома, оставляют на несколько дней свои семьи и приезжают на Афон, чтобы приобщиться к уже более чем десятивековой традиции православной духовности. В. Гуминский: Я хочу вернуться к своему любимому жанру древнерусских «хожений» и напомнить о том, что в русской литературе Афону были посвящены, пожалуй, самые удивительные произведения о паломнических странствиях. Кто читал, тот не может, например, забыть «Странствования Василия Григоровича-Барского» (XVIII век). Еще один шедевр русской литературы — знаменитая, не так давно переизданная книга «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле пострижника Святыя Горы Афонския инока Парфения». Ее называли великим произведением современники автора, придерживавшиеся самой разнообразной идеологической ориентации (что западники, что славянофилы) — и Аполлон Григорьев, и Николай Дружинин, и Иван Тургенев. В этом произведении в четырех томах (я говорю о первом издании) рассказывалось о пути, о духовном странствии человека, который перешел из старообрядчества в Православие и побывал, по сути, во всех местах, которые мы сегодня связываем с историей монашеского подвига. Он посетил Афон, не раз бывал на Святой Земле, в Царьграде, на Руси — и в Оптиной пустыни, и в Сибири. Закончил он свои дни схиархимандритом в Николо-Берлюковской пустыни под Москвой. Инок Парфений — одна из удивительных фигур, ибо он, на мой взгляд филолога, историка русской литературы, осуществил то, к чему стремился Николай Васильевич Гоголь: в своем произведении соединил светскую и духовную линии истории русской литературы. Это признали и Достоевский, и Салтыков-Щедрин, и многие другие выдающиеся его современники. Так что в этом смысле паломничество, в том числе и образ Афона, вошли и в русскую светскую культуру, в великую русскую литературу.

http://pravoslavie.ru/93884.html

Для богослужений в Мерано Синод в 1898 постановил командировать иеромонахов Александро-Невской лавры. Они приезжали вместе с двумя певчими только на зимний сезон (с октября по май), так как на лето Русский дом закрывался. Всего до Первой мировой войны здесь побывали четыре иеромонаха: Паисий (с 1897), Вениамин, Антоний (с 1907) и Алексий (с 1912). Умерших русских хоронили на местном лютеранском кладбище; на Фоминой неделе по ним в церкви служили панихиду. Во время Первой мировой войны храм был закрыт и в Мерано осталось жить всего двое русских: брат и сестра фон Мессинги. После революции больные из России приезжать перестали — Южный Тироль перешел к Италии и Русский дом заселили эмигранты. Из его квартирантов наиболее видными были Ф. И. фон Мессинг, сестра основателя русского благотворительного общества (который в конце жизни стал католиком) и почетная начальница Дома, а также композитор Наталья Михайловна Правосудович, ученица Скрябина и Глазунова. Весной 1926 здесь короткое время жила Л. Ф. Достоевская, дочь писателя, умершая в местечке Гриес (предместье Больцано) и погребенная в Больцано. Число русских, однако, постоянно сокращалось и перед Второй мировой войной, когда их осталось трое, в правление Русского дома, который начали сдавать в наем, были введены итальянцы. В 1995 скончалась последняя русская — Вера Владимировна фон Стуре, долголетняя староста церкви. С 1920-х Никольскую церковь окормляли священники, приезжавшие из Флоренции (о. Иоанн Лелюхин, о. Иоанн Куракин), с 1950 — из Милана (прот. Аполлон Сморжевский), а с 1967 — из Ниццы (прот. Иоанн Янкин). В 1973 в судьбе Русского дома произошла печальная перемена — из-за «обмена с доплатой» он перешел в частные руки, и немногих русских жильцов перевели в другое, более скромное здание. Новый владелец открыл пансион и ресторан «Царенбруннен» для пожилых людей, но дело не пошло и в 1985 после банкротства пансиона зданием завладели городские власти. Когда строение отошло городу, храм был закрыт, и службы проходили в частной квартире. Оставшаяся горстка прихожан (всего 5 человек) сменила юрисдикцию и перешла в РПЦЗ. Служить стали священники из Рима (прот. Виктор Ильенко) и Болоньи (иером. Марк Давитти). В 1991 община вышла из РПЦЗ и раз в год ее снова навещал прот. Иоанн Янкин. Со смертью фон Стуре община распалась, но столетний юбилей храма был отмечен богослужением и презентацией книги «Русская колония в Мерано». В 1998, в связи с появлением в Южном Тироле новых эмигрантов из России, начались попытки восстановить общину.

http://sobory.ru/article/?object=09540

94 По словам блаж. Феофилакта словом " Божий” поражается неверие в бессеменное рождение Иисуса Христа. «Рождение Господа, говорит он, встречало недоверие. Посему евангелист, желая показать, что и в другое время человек произошел без семени, от низших восходит до Адама и Бога. Он говорит как бы так: если ты неверуешь, как второй Адам родился без семени, то прошу – обратись умом к первому Адаму, и найдешь, что он сотворен Богом без семени, и после сего не будь неверен» (Толк. на ев. Луки). 97 Штраус однако не отрицает подлинности самых сказаний евангелистов о чудесном рождении Иисуса Христа, считая их только недостоверными. Но другие из рационалистов, как Баур с последователями, отвергают и самую их подлинность, т. е. происхождение от апостолов этих сказаний, вопреки древнейшим свидетельствам, утверждающим несомненную их подлинность. Таковы свидетельства писателей глубокой древности: св. Игнатия в посл. Ефес. 17 гл., Иустина в Разг. с Триф. 100 гл. и I апол 33 и 66 гл., Иринея в кн. Прот. ерес. I кн. XV, 3. Даже Цельсу были известны эти сказания евангелистов. См. у Оригена, Прот. Цельса, I, 37. 98 Таковы мифы о происхождении напр. Александра Македонского, Энея, Пифагора, Платона, и др., особенно миф о Юноне или Гере, которая родила Гефеста вне брака, не имея мужа (χωρς ενς). В греко-римских мифических сказаниях о происхождении людей от богов чаще других упоминается Зевс, Аполлон, Юнона. У народов востока были подобные же мифы о происхождении основателей религий, напр. Конфуция, Будды, Зороастра. 100 Иустина. Разгов. с Трифоном, 49 гл. Нет учения о сверхъестественном рождении Мессии от Девы и в талмудической письменности; чуждо такое верование и современному иудейству. См. у о. Смирнова. Мессиан. ожидания и верования иудеев. 339 стр. и след. 102 Литература – Светлакова А. свящ. Нравственный образ Иисуса Христа Н. Новг. 1880 г. Петропавловского И. Д. прот. Иисус Христос-Богочеловек. (Безгрешность И. Христа). См. 1-й вып. ст. «В защиту веры» Москва 1898 г. Шаффа Ф. Иисус Христос – чудо истории. Спб. 1874 г. 4–5 гл. Янышева И. Л. протопр. Прав.-христианское учение о нравственности. Спб. 1906 г. § § 49–51, Бронзова А. А. Иисус Христос – совершеннейший образец нравственности (Богосл. энцикл. VI т. 648–665 стр.) Светлова П. Я. прот. Опыт апологет. излож. прав. христ. вероучения. II ч. 419–451 стр. Рождественского Н. П. Христ. апологетика. II т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Амос, отец пророка Исайи, библ. – 612 Ананий, св. – 7, 562 Андрей (см. Адриан, русский патриарх) Андрей, сын старицы Маремьяны – 388 Андрей Критский , архиепископ, проповедник, писатель – 578 Андрей Первозванный, апостол, св. – 19, 140, 256, 569, 570 Андрей Юродивый, св. – 496 Андриан, митрополит Московский – 637 Андреян, паломник (см. Адриан) Анна, мать Богородицы, св. – 100, 101, 217, 218, 340–342, 437, 520, 607, 609 Анна Иоанновна, русская императрица 405, 575 Анненков, полковник – 135, 252, 410, 504 Антон Фрязин, итальянский архитектор – 620 Антоний, архимандрит – 391 Антоний, волоколамский старообрядец – 385 Антоний, священноинок – 385, 390, 392, 402 Антоний Великий , основатель монашества, св. – 460 Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря, св. – 19–21, 122, 123, 140, 141, 241, 256–258, 371, 401, 467, 478, 492, 570 Анфимий, греческий архитектор – 580 Аполлон, античный бог – 581 Апполинария Петрова, старица – 385, 388 Арефьев Семен, тверской купец, владелец рукописи – 491, 531 Арина, дочь В.И. Сабинина (?) – 500 Аристотель, древнегреческий философ – 616 Аркадий Цареградский, сын сенатора Ксенофонта, св. – 86, 201, 350, 600 Арсений Суханов , писатель-путешественник – 396, 462, 463, 466, 467, 477, 496, 499 Артемьев Захар, крестьянин – 387 Архипов А., исследователь – 438, 439 Аса, отец иудейского царя Иосафата, библ. – 610 Астахова А.М., исследователь – 468 Афанасий, грек, основатель монастыря на Афоне – 591 Афанасий, священник – 29, 149, 267, 538 Афанасьев Тимофей, старообрядец – 408 Ахав, иудейский царь, библ. – 593 Ахаз, иудейский царь, библ. – 612 Ахмед III, турецкий султан – 616 Б артенев П.И., исследователь и издатель – 409, 482–485, 516, 517, 623, 624 Басов Евсевий (Евсей), посадский человек – 10, 12, 13, 130, 132, 133, 249, 250, 423 Басов Илья, посадский человек – 12, 132, 247, 524 Басов Нил, посадский человек – 249, 423, 427, 472, 524 Беливский Сергей, историк старообрядчества – 398, 403, 626 Белобоцкий Андрей, писатель – 414 Белоброва O.A., исследователь литературы и искусства Древней Руси – 470

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Владыка, и его сестра очень интересовались космическими достижениями. Дневники монахини Евфросинии пестрят записями о запусках космических кораблей. Космонавтов она знала по именам, молилась об их благополучном возвращении на Землю. «Эли продолжала энергично интересоваться физикой, астрономией, науками о Земле. В самых восторженных тонах она рассказывает о космонавтах, о том, какая была с ними пресс-конференция… Президент Академии наук акад. Келдыш заключил свое слово тем, что сказал: «Через 30–40 лет наша теперешняя совершенная наука будет казаться дикарским челноком, на котором катались первобытные люди!» В то же время она неукоснительно выполняла монашеское правило и пятисотницу». Эли пишет: «Наслаждалась игрой на пианино. Читала сегодня в послании св. апостола Иоанна: «Дабы вы знали, что, веруя в сына Божия, имеете жизнь вечную… И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас… Знаем и то, что получаем просимое от Него». Какое дерзновение и надежду дарят эти слова! Весь день я лежа читала книгу «Ядерная астрофизика» о ядерных частицах. Это помогает читать статьи о звездах… Вчера запустили «Союз-6» с двумя космонавтами. Сегодня – «Союз-7» с тремя космонавтами…» «После обеда я улеглась и стала читать интереснейшие статьи о Венере и ракетах: «Венера-5» и «-6», которые братик вырезал мне из газет. Наши ракеты прибыли на Венеру, вошли в ее атмосферу». Эли не забывала отметить, что «Аполлон-10» уже четвертый день летит к Луне: «Сегодня он должен облететь Луну и быть в 15 километрах от нее!» Через несколько дней делает запись в дневнике о благополучном возвращении «Аполлона». «22 декабря мы услышали по радио, что американцы полетели на Луну! Американцы на этот раз ограничились тем, что делали кольца вокруг Луны, но не сели на нее. 24 декабря их начальник – космонавт и в то же время методистский священник – читал в космосе несколько строчек из Книги Бытия». Интерес к освоению космоса в то время проявляли многие служители Церкви. Стремление прикоснуться к замыслу Творца соседствовало с гордостью за успехи своего народа. Митрополит Нестор (Анисимов) , не один год отсидевший в лагерях, пишет в письме родным: «…Поздравляю вас с Новым годом, принесшим великую СЛАВУ нашей дорогой Родине! Поздравляем с грандиозной победой русского, советского, гения – запуском спутника. Ура, ура и слава!» Его близкие рассказывают, что он следил за полетом первого спутника и гордился тем, что первой была НАША СТРАНА.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Разве не за нечистоту Иродову и Иродиадину пострадал святой Иоанн? А Христос за что пострадал? Вы скажете, что Он пострадал из-за невоздержания прародителей, преступивших заповедь Божию и вкусивших от запрещенного древа? Я же скажу: не от того ли яблока зародилось у прародителей семя тления и похоть плоти? Ибо тотчас же познали они наготу свою, ощутили в своих членах иной закон, закон плоти, воюющий против закона духа, и стали стыдиться друг друга и прикрывать свою наготу смоковными листьями. И за этот-то грех , более же всего за нечистоту плотскую, наказывал Бог людей первого мира то потопом, то огнем серным. Потом Он и Сам, как понесший на Себе грехи всех, принял казнь смертную. Ныне же особенно этим грехом, то есть плотской нечистотой, вторично распинается теми, которые живут блудно, которые «члены Христовы делают членами блудницы». Для обоих смертей – Христовой и Иоанновой – одна причина: нечистота человеческая. Иоанн умер однажды, а Христос еще и в нас умирает. Ибо каждый раз, когда кто-либо дерзает совершать скверное плотское беззаконие, он распинает в своих членах Христа. Оскверняя члены свои, он оскверняет не свои члены, а Христовы, ибо они искуплены Кровью Христовой, как говорит и апостол: «Вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6:19–20 ). Христос восшел на Крест, чтобы упразднить силу дьявола. Но в чем, как не в плотском, похотном грехе утвердилась вся сила дьявола? Ибо страсть эта всех побеждает, ее же редко кто может одолеть. Все ей служат: и премудрые, и сильные, и богатые. Вспомню здесь одну древнюю еллинскую басню, подходящую нашей беседе. Собрались некогда в один сонм все еллинские боги на состязание, каждый желая показать свою силу, насколько кто может, и каждый явился со знамением своей силы. Дий, или Зевс (Юпитер) пришел с молнией, которую держал в руке в знак своей премудрости или царской светлой власти и чести, ибо он считался царем над богами. Аполлон явился с луком и стрелами, которые носил в знак своего благополучия. Геркулес пришел с копьем в знак своей силы. Арес (Марс) – с мечом в знак храбрости, Гермес (Меркурий) пришел или, лучше, прилетел на златых крылах, и это – в знак своего богатства. Прочие явились с другими знамениями и орудиями силы своей, и каждый из них похвалялся, что один может то, другой – другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Толкование Поскольку постный день, т. е. навечерие Богоявления 284 , совпал с воскресным скоромным днем, настоящее правило определило, что нам следует с мудростью и рассуждением распорядиться относительно этих двух противоположных вещей. Вкушая немного фиников (или смокв и изюма), таким разрешением поста да почтим скоромный воскресный день и избежим ересей, последователи которых не почитают воскресенье и доказывают это тем, что совершенно ничего не вкушают в этот день (см. также Гангр. 18). Ведь и долг, и древний обычай, и предание Церкви требуют, чтобы мы, православные, непременно почитали воскресный день и праздновали его, радуясь воскресению из мертвых, которое в этот день даровал нам Господь. Потому воскресенье называется в Божественных Писаниях и днем первым, как начало нашей жизни, и днем восьмым, как превзошедшее седьмой день, т. е. иудейскую субботу, потому что считается следующим после седьмого дня (см. Василия Велик. 91). Таким разрешением поста, не нарушив его и не разрешив вкушение другой более жирной и тяжелой пищи, да почтим и постный день навечерия, ожидая часа вечерни, которая по Божией воле совершится после 9-го часа. Смотри также Апост. 64. Из наставления, которое получил Аммон для города Лика Правило 2 С теми, кто был в общении с арианами и доныне удерживает церкви, нужно поступать по обычаю, т. е. поставлять других, о которых известно, что они православные, а тех оставлять в общении, применяя к ним такое же правило, какое применяли православные епископы Фиваиды и в остальных городах. Те, которых поставил еп. Аполлон и которые вступили в общение с арианами, имеющими церкви, да подвергнутся епитимии, если сделали это добровольно; если же из послушания своему епископу, да пребывают в общении, поскольку они не знали, что поступили неразумно. Впрочем, если весь народ отвергает их вместе с прочими, пусть будут рукоположены другие; если же принимает их вместе с теми, с кем они вступили в общение, пусть и к ним применяют тот обычай, которому следовали все православные епископы Фиваиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

171 Нива. 1906. 5. Картины его: «Шествие грозы», «Громовый удар», «Огненный потоп», «Над печальной страной», «Тень Креста», «Курганы», «Гейнал», «Рапсодия», «Радуга – врата новой жизни» – писаны за 10 лет до великой войны 1914 г. Но легко заметить уже по заглавиям, что здесь намечены постепенные этапы шествия антихриста, близ грядущего, а не просто общеевропейская свалка и мир после нее. 172 См.: Иванов Вяч. Чурлянис и проблема синтеза искусств/Аполлон. 1914. III (март). С. 5–58. Рисунки представляют в высшей степени наглядно дело антихристово и носят демонический характер. Краткость места не позволяет мне подробно поговорить о всех этих замечательных художниках. Пришло время, когда Бог попускает бесам пророчествовать, раз люди не хотят слышать истинных пророков. 179 Его же. Творения. Т. 8. СПб., 1902. С. 421. Беседы на Евангелие св. апостола Иоанна Богослова. Беседа 63. 181 Там же. С. 188. Толкование на послание к Ефесянам. Беседа 21. Беседы, происходившие иногда в древности между философами и монахами, чудотворцами и подвижниками (например такими, как Антоний Великий ), о существе истинной философии и о силе и значении наук, хорошо выясняют для христианина, где ложь и где истина. За краткостью места, я могу только указать на наиболее любопытные примеры в этом отношении. Св. Афанасий Великий . Творения. Ч. 3. 1903. С. 234–240. Жизнь Антония, 72–80 (где рассказывается о разговоре Антония с философами и о чудесах, совершенных им при них же); блаж. Иоанн Мосх . Луг Духовный. Свято-Троицкая Лавра, 1896. С. 187. Гл. 156; Древний Патерик. М., 1899. С. 311–312. Гл. 16, 24 (как философы пытали сперва простого монаха, а потом великого и что из этого вышло); преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. М., 1892. Собеседование 8 (о том, как два языческих философа бесов к Антонию Великому подсылали) и многие другие. 182 Верхарн Э. Монастырь. Акт 1. См. интересные с точки зрения «здравого смысла» рассуждения одного турецкого чиновника о бесполезной «возне» европейцев на месте древнего Вавилона, т. е. об их научных археологических изысканиях (именно, знаменитого Лэйярда): Рагозина 3. Древнейшая история Востока. История Халдеи. СПб., 1902. С. 50–51.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Учитывая относительную скудость источников XVI века, все это составляет серьезную проблему. Иоанна Грозного не понимают и не хотят понять, его просто принято «не любить», это считается хорошим тоном, потому что так воспитали историков их учителя. Один из откликнувшихся на нашу дискуссию публицистов на сайте АПН привел аргумент, который хорошо иллюстрирует только что сказанное: «В числе моих преподавателей на истфаке были выдающийся русский историк Аполлон Кузьмин, человек радикальных патриотических взглядов, Николай Павленко, один из крупнейших современных историков и знаток эпохи Ивана Грозного либерал Владимир Кобрин. Так вот, несмотря на различные взгляды, разные исторические школы и пр., все трое ненавидели Грозного». Но ведь именно это и должно настораживать! Многое смущает в нашей историографии и в историках-профессионалах. Тяжело признавать, но при всем уважении к Кузьмину и к другим преподавателям МПГУ, каноны их профессии в случае с Иоанном IV и особенно с опричниной не срабатывают, над сознанием профессионалов начинают тяготеть мотивы, далекие от профессионального долга и пресловутой «приверженности источникам». Трудно сохранить веру в профессионализм, когда один за другим историки цитируют одни и те же клеветнические и пропагандистские свидетельства, не удосуживаясь отделить сведения наверняка подлинные от сомнительных (согласно методике Е.Ф. Шмурло). При этом наши историки еще и крайне эмоциональны в оценках, примешивая к ним не столько даже партийные, сколько ложно понятые гуманистические и индивидуалистические критерии. Вывод из этого запутанного дела прост: эпоха опричнины еще ждет своего настоящего серьезного исследователя. Весьма ярким исключением в литературе об эпохе опричнины стал митрополит Иоанн (Снычев). Не имея возможностей построить мощную историческую картину исследования, опровергающую клевету на царя и отражающую всю иррациональную ненависть к нему, он нашел в себе духовные силы этой клевете и ненависти противостоять. Это настоящий подвиг, учитывая, что он зашел на «поляну» профессиональных историков. Историки-ремесленники с их копанием в источниках, с их жонглированием ссылками и ссылками на ссылки, с их казуистикой, превышающей нередко казуистику юристов в суде, конечно, в своем ремесле стоят выше владыки Иоанна. Но его подвиг открывает дорогу новым исследованиям, которые обязательно будут проведены. Сегодня можно назвать несколько крупных историков (Фроянов, Фурсов, Альшиц), которые свободны от антиопричного мифа.

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/04/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010