В своем твердом противостоянии обновленцам-новостильникам отец Тимон был самым верным учеником, содругом и неизменным помощником «соборного старца» – уже упомянутого иеромонаха Маркиана (Попова), являвшегося до «календарного раскола» общим духовником обители (по избрании его братией в 1921 году) и принявшего затем, в 1924 году, схиму с именем Михаил (его поэтому по отношению к отцу Тимону, принявшему позднее схиму с тем же именем, обычно называют Михаилом Старшим, в то время как того – Младшим). Какой великий труд по окормлению братии нес этот духовник (а ведь ее даже и после революции, во многом нарушившей течение монастырской жизни, в 1920-х годах, оставалось на Валааме все еще немало), свидетельствует хотя бы то, что на двери его кельи обычно висела табличка с надписью: «Прием с 7 утра до 9 вечера». И в его «маленькой приемной постоянно толпился народ. Тут были и духовные лица, и миряне, и военные, и молодые, и старые. Всех принимал старец с ласковой улыбкой и приветливыми словами». Лишь иногда он «удалялся... в какой-нибудь скит, где проводил в безмолвии два-три дня». Та внутренняя суть духовничества и старчества, которой годами учился у столь замечательного старца отец Тимон – преемник на поприще духовничества и прямой продолжатель пастырско-педагогической традиции Михаила Старшего, становится особенно ясной и понятной, когда мы читаем воспоминания об этом добром наставнике, написанные также одним из его чад, уже упоминавшимся архимандритом Афанасием (Нечаевым) . Пользовавшийся советами иеросхимонаха Михаила Старшего в самом начале личного монашеского пути (в первое из двух своих пребываний на Валааме – в 1925 году), отец Афанасий так рассказал впоследствии об этом старце-исповеднике (дав при этом и весьма яркую характеристику подлинного старчества вообще): «...Нужно уметь заглянуть в глубину... духовной жизни [Валаама], – пишет он, начиная свой рассказ о встречах с отцом Михаилом, – чтобы рассмотреть отдельных исполинов духа в его недрах. Первым таким исполином был духовник всего монастыря отец Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он был младшим ребёнком в очень бедной многодетной крестьянской семье. Он много болел в детстве. Отец умер, когда он был ещё мал, старший сын стал за главного. Мальчик хотел уйти в монастырь, но старший просил его остаться, считая, что его не примут в монастырь. Он говорил, что в монастыре нужно много работать, а ты слаб, оставайся с нами. Но вскоре семья так обеднела, что мать, отчаявшись, взяла ребёнка на руки и принесла в храм. Там перед иконой Божьей Матери она просила Её взять сына под свою опеку, так как у неё самой нет сил и возможностей содержать его. Она сказала: «Возьми его, теперь он твой сын, возьми его под твою защиту». Спешу добавить, что она не оставила там ребёнка. С этой молитвой она принесла его назад домой, и этой же ночью мальчик увидел во сне женщину, блистающую светом и славой. Он знал, что она императрица и его мама. Она даёт ему что-то завёрнутое в платок и говорит: «Отнеси это императору». Мальчик берёт этот платок и идёт в большой, длинный, богато убранный зал, в конце которого он видит трон, на котором восседает император, окружённый слугами, солдатами. Увидев себя, простого крестьянского мальчика в таком окружении, он испугался и от страха пал ниц. Император приказывает поднять мальчика и просит показать, что он держит в руке, завёрнутое в платок. Слуги подымают мальчика, принимают из его рук свёрток и разворачивают его. «Два сокрушённых сердца», — говорят они. Тогда император поднимается и говорит: «Теперь ты мой сын». Ребёнок проснулся. С того дня мальчик больше не болел. Он вырос и стал впоследствии монахом с глубокой молитвой. Именно этого монаха знал отец Софроний. Это не мелодрама, не сказка и не басня, хотя звучит намного красивее, чем наши сказки. Это истина, это наш Господь. Я слышал множество подобных историй, иногда биографичных, которые показывают, кто наш Господь. Кто Этот, которого мы называем Господом кающихся? Кто Этот, который не отвергает смиренное и сокрушённое сердце? Кто Этот, который хочет Своими заповедями сделать нас не только образом, но и подобием Божиим. Кто Этот наш Бог, который создал и нас богами, потому что мы уже боги, но мы должны стать богами?

http://azbyka.ru/filokaliya-lyubov-k-kra...

Приблизительно в то же время, в 1185 г., болгары подняли восстание. Его возглавили два брата, Петр и Асень - аристократы влахского происхождения. Византийцы не смогли подавить восстание, и после 1190 г. на карте Балкан появилось независимое болгарское государство на территории между Дунаем и Балканской грядой. Это стало началом Второго Болгарского Царства. Хиротония Василия, первого архиепископа Тырновского, была совершена митрополитом Видинским, а Асень провозглашен «царем болгар и влахов». Конечно, эти действия не были признаны ни Константинополем, ни Охридом, но новое государство продолжало распространяться, а новый церковный центр - строиться. Тырново стало славянской альтернативой управляемому греками Охриду. Более решительные шаги были предприняты после IV Крестового похода младшим братом Петра и Асеня - Калояном, наследовавшим Петру в 1197 г. Калоян (1197-1207) вел победоносные войны со слабеющей Империей и даже заслужил почетное наименование Грекобойцы. Тень царя Самуила была отомщена. Шаги, предпринятые им, не могут быть верно поняты вне контекста политической и религиозной идеологии, которую славяне восприняли от византийцев: христианское общество должно возглавляться двоеначалием императора и патриарха. В то время как легитимная империя, несомненно, должна быть «римской» и вселенской, вторичные или «региональные» империи имели право на существование, если того требовали исторические обстоятельства. Однако, так как единство христианской «экумени» не могло подвергаться сомнению, региональные императоры (или цари), также как и региональные патриархи, должны были быть легитимизированы верховной вселенской имперской властью. Как мы уже видели в случае с Охридом, эти региональные империи и патриархаты, хотя обычно и имели национальное название, не были, строго говоря, «национальными церквами»: в них (особенно на Балканах) всегда входило смешанное население и даже целые епархии, в которых греческое богослужение было распространено гораздо шире славянского. Калоян, как и все его современники, принимал правила этой политической игры в качестве данности. Однако, так как константинопольские власти наотрез отказались предоставить имперский статус ему, а патриарший - его архиепископу Василию, он обратился к другой христианской вселенской силе, которая на Западе заняла место империи и сама стала источником политической и церковной власти, - к римскому папству.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

Русская Церковь и вся Русская земля уже были охвачены пламенем монголо-татарского нашествия. Стали явью предсказания святого Авраамия Смоленского. Разграблены и уничтожены многочисленные храмы, монастыри, церковная утварь, книги; погибли при взятии русских городов многие епископы, священники, монахи; церковное управление пришло в расстройство: пропал без вести грек Митрополит Иосиф, епископы Владимирский Митрофан и Переяславский Симеон были убиты. Киев, краса и «мать градов русских», был превращен в руины (1240 г.) и утратил значение политического и церковного центра. Русская государственнная жизнь сосредоточилась на северо-востоке страны. Митрополит Кирилл III (1243—1280), избранный возглавлять Русскую Митрополию князем Галицким Даниилом (1229—1264), был посвящен Патриархом Константинопольским в г. Никее. Более чем тридцатилетняя церковная деятельность Митрополита Кирилла проходила в непрестанных трудах в обширной Русской Митрополии по упорядочению расстроенной монголо-татарским нашествием церковной жизни (54, с. 50—89.) Созванный им во Владимире-на-Клязьме церковный Собор в 1274 г. наметил меры, направленные на устранение недостатков в церковном управлении, в совершении богослужений, на улучшение нравов клира и мирян (55). Для руководства церковной жизнью на Соборе была принята новая редакция славянской Кормчей книги, восходящая к святителю Сербскому Савве (1237). В основе этой редакции Кормчей лежит, как известно, Номоканон Патриарха Фотия с краткими комментариями знаменитого канониста православной церкви Алексея Аристина (XII в.). Книга была прислана Митрополиту Кириллу III из Болгарии в 1262 г. и дополнена затем русскими статьями. Первые годы управления Митрополитом Кириллом III Русской Митрополией совпали с годами княжения святого князя Александра Невского (1252—1263) (56). Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (1238), павшего в битве с татарами на р. Сити.

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

В 1869 году он со своими сыновьями поступил в Андреевский скит, но испытание его решимости неуклонно идти по пути спасения этим не закончилось. Неожиданно заболели его старшие сыновья, видимо, заразились от матери еще дома, и через год он похоронил и их. Даже это невыносимое горе не поколебало Симеона Петровича в вере, и он сказал твердое «да», когда игумен скита предложил ему постриг в монахи. Его постригли в мантию с именем Андрей. Скоро он был вынужден расстаться и с младшим сыном, которого призвали на военную службу в Россию. Отец Андрей не смог жить рядом с могилами своих сыновей и попросил благословения настоятеля скита перейти в Русский Пантелеимонов монастырь, что и случилось в 1876 году. Начался новый этап его 30-летней монашеской жизни, во время которого он служил уже не своей гордости, а Богу и людям, творил дела христианской любви и шаг за шагом прокладывал путь к человеколюбивому Богу. 14 марта 1878 года его постригли в схиму с именем Серафим. В 1878 году отца Серафима послали в Москву на послушание – управлять Полянским домом, а потом наблюдать за постройкой новой монастырской часовни у Владимирских ворот. Он часто переписывался со своими духовными отцами, духовником Иеронимом и игуменом Макарием 201 . Возвратился на Афон через шесть лет, в 1884 году. За это время дочка его стала совершеннолетней и решила последовать примеру отца и поступить в монастырь. Она стала монахиней в Покровском монастыре Киева с именем Евдокия, при этом поддерживала тесные духовные связи с родным отцом, переписываясь с ним. В архиве монастыря сохранились все ее письма 202 . С 1884 года до самой смерти отец Серафим проходил послушание в канцелярии монастыря. Он отличался смирением и полным доверием воле Божией. Монашеские обязанности исполнял в точности, особенно был ревностен на богослужениях. Преставился отец Серафим 20 ноября 1899 года. Схиархидиакон Лукиан (Роев) Схиархидиакон Лукиан (в миру Лев Григорьевич Роев) родился в 1834 году в мещанской семье города Азов Екатеринославской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особым утешением ее была молитва; непоколебимая вера в Бога поддерживала ее и давала мир душевный, хотя она всегда была склонна к меланхолии. Припоминаю нашу жизнь на «Штандарте», и насколько беспечно, если так можно выразиться, жили мы, настолько предавалась думам Государыня. Каждый раз по окончании плавания она плакала, говоря, что, может быть, это последний раз, когда мы все вместе на дорогой яхте. Такое направление мыслей Государыни меня поражало, и я спрашивала ее, почему она так думает. «Никогда нельзя знать, что нас завтра ожидает», — говорила она и всегда ожидала худшего. Молитва, повторяю, была ее всегдашним утешением. Припоминаю наши поездки зимой в церковь ко всенощной. Ездили мы в ее одиночных санях. Вначале ее появление в углу темного собора никем не замечалось; служил один священник, пел дьячок на клиросе. Императрица потихоньку прикладывалась к иконам, дрожащей рукой ставила свечку и на коленях молилась; но вот сторож узнал — бежит в алтарь, священник всполошился; бегут за певчими, освещают темный храм. Государыня в отчаянии и, оборачиваясь ко мне, шепчет, что хочет уходить. Что делать? Сани отосланы. Тем временем вбегают в церковь дети и разные тетки, которые стараются, толкая друг друга, пройти мимо Императрицы и поставить свечку у той иконы, у которой она встала, забывая, зачем пришли; ставя свечи, оборачиваются на нее, и она уже не в состоянии молиться, нервничает… Сколько церквей мы так объехали! Бывали счастливые дни, когда нас не узнавали, и Государыня молилась — отходя душой от земной суеты, стоя на коленях на каменном полу никем не замеченная в углу темного храма. Возвращаясь в свои царские покои, она приходила к обеду румяная от морозного воздуха, со слегка заплаканными глазами, спокойная, оставив свои заботы и печали в руках Вседержителя Бога. Воспитанная при небольшом Дворе, Государыня знала цену деньгам и потому была бережлива. Платья и обувь переходили от старших Великих Княжон к младшим. Когда она выбирала подарки для родных или приближенных, она всегда сообразовалась с ценами. Государь же, выбирая, брал, что ему лично нравилось, не спрашивая о цене: о деньгах он понятия, конечно, никакого не имел, так как был сын и внук Царя, и все уплачивалось за него Министерством Двора.

http://azbyka.ru/fiction/stranicy-moej-z...

Со времени этого договора прошло уже около 15 лет и прежние отношения между Русью и Византию могли существенно измениться. Обращение Василия за помощью к Владимиру может быть объяснено иначе. У армянского историка Асохика сохранилось следующее любопытное известие, на которое, насколько нам известно, до этого времени не обращали внимания наши исследователи. Под 986 годом Асохик передает следующий факт: «в том же году царь Василий отправил его (митрополита севастийского) в страну Булхаров водворить мир. Булхария просила царя Василия отдать сестру свою замуж за ее царя. Император в сопровождении митрополита отправил (к Булхарам) какую-то женщину из своих подданных, похожую на сестру свою. По прибытии той женщины в землю Булхаров, узнали, кто она, и потому осудили митрополита, как прелюбодее и обманщика: цари булхарские сожгли его, обложив хворостом и соломою: это было сделано двумя братьями Комсадцаг-ами, из которых старший, Арманин родом из дерджанского округа, назывался Самуилом» 42 . Здесь под Комсадиаг-ами следует, конечно, понимать Комитопулов византийских историков, т. е. четырех сыновей комита (боярина) Шишмана, между которыми Самуил был не старшим, как утверждает Асохик, а самым младшим, но за то самым воинственным и властолюбивым. Шишман очень рано получил известность в Болгарии, как вожак национальной партии, враждебно относившейся к старой Аспаруховой династии, симпатизировавшей ненавистному для Болгар византийскому влиянию. Когда дети Петра Симеоновича – Борис и Роман заключены были Цимисхием в Константинополе, в Болгарии не осталось представителей царствовавшей династии и Шишман, как есть основание думать, провозглашен был царем. У него было четыре сына: Давид, Моисей, Арон и Самуил. Честолюбивый и крайне жестокий Самуил очень рано стал проявлять свои властолюбивые замыслы. Есть известие, что он сначала ослепил, а потом убил своего отца, а затем думал было приняться и за старших братьев. Судьба помогла осуществлению его намерений. Два старших брата Давид и Моисей погибли в борьбе за независимость отечества, а третьего Арона он сам потом убил 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но юная жизнь не была безоблачной. Отец Василия умер, не дожив и до 40 лет, и десятилетний мальчик остался с больной матерью и маленькой сестрой Ольгой, став единственным кормильцем семьи. Ему пришлось отправиться на заработки в Петербург – там он устроился в купеческую лавку в Гостином дворе к своему земляку. Мальчик проявлял большое рвение в работе, был крайне добросовестен. Все заработанные деньги Василий отсылал матери в деревню, а сам в свободное от работы время посещал богослужения в петербургских храмах. В шестнадцать лет хозяин назначил его младшим приказчиком, а уже в семнадцать – старшим. Старший приказчик уже считался заместителем хозяина. Жалование Василия выросло до немалых по тем временам двенадцати рублей – эти деньги все так же исправно он отправлял в родную деревню. Однако в душе юноши давно уже жила заветная мечта – уйти в монастырь. И вот однажды он решил попытать счастья: с разрешения хозяина ранним утром пришел к вратам Александро-Невской Лавры и испросил встречи с наместником. Но по причине раннего часа ему предложили поговорить для начала с лаврским схимником. Юный Василий встал перед старцем на колени, умоляя взять его в монастырь на любых условиях. Однако ответ мудрого старца был иным: оставайся, мол, в миру, создай благочестивую семью, воспитай детей, а потом уже, вместе с супругою, посвяти оставшуюся жизнь монашескому подвигу. Кроткий и смиренный Василий воспринял тогда слова лаврского старца как Божие благословение и всю последующую жизнь прожил так, как определил ему Бог через Своего посланника. Будущая супруга Василия, Ольга Ивановна Найденова родилась в 1872 году в том же селе, что и сам Василий, также в крестьянской семье. История, предопределившая ее будущую жизнь удивительно похожа на то, что произошло с Василием. Дело было так: Ольга с отроческих лет мечтала о монашеской жизни, и однажды упросила родственников взять ее с собой на богомолье в Иверский женский монастырь. В обители Ольга встретилась и имела беседу со схимонахиней Пелагией.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Ответить на этот вопрос поможет наша поговорка: вы не можете заставить голодных волов пахать, вместо того, чтобы пахать, они будут спать. Я думаю, что это также относится и к нашим христианам в Африке. Вы не можете проповедовать голодному человеку и ожидать, что он всё поймет. В какой-то момент он начнет думать о том, что делать, чтобы раздобыть еду, идти ли чернорабочим или на ферму, чтобы его семья сегодня не голодала. И поэтому дневной заработок уходит на питание в течение нескольких дней, включая воскресенье – то есть, пожертвовать в Церковь нечего. Поэтому, распространяя информацию, мы не можем не учитывать такие вещи. Необходимо и несколько небольших проектов, помогающих поддерживать местную Церковь. Таких, как изготовление свечей, или любых других предприятий, приносящих доход, для которых в данном случае им понадобится стартовый капитал. Также необходимы воскресные школы для детей. Всегда поражаюсь и испытываю радость, когда вижу, как маленькие русские дети младше 5 лет хорошо осеняют себя крестным знамением, кланяются и прикладываются к иконе. Знаю, что с Божией помощью и мы достигнем этого, но для этого нам нужны также и средства массовой информации, чтобы передать духовные знания нашим младшим братьям и сестрам во Христе. Все это, конечно, зависит от Божьего благословения и от того, как благословит Владыка». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/politnews/2023/09/06/...

Но не Спасской обители, созданной усердием и богатством великого князя, суждено было сделаться главною и знаменитейшею в ряду всех обителей московских, а обители, основанной трудами, и слезами, и молитвами смиренного инока Сергия. В этом отношении судьба Свято-Троицкого Сергиева монастыря имеет большое сходство с судьбою монастыря Киево-Печерского, точно так же как в житии самого преподобного Сергия будто повторились некоторые черты из жития преподобного Феодосия Печерского. Преподобный Сергий родился около 1320 г. в одной из весей Ростовского княжения, находившейся не очень близко от Ростова . Родители его, Кирилл и Мария, были бояре знатные и богатые, но потом обедневшие и отличались добродетельною жизнию. Еще до рождения преподобного начался ряд знамений, указывавших на его особенное предназначение. Однажды, когда мать его была в церкви за литургиею, он трижды прокричал во чреве ее: в первый раз — пред чтением Евангелия, в другой — еще сильнее — при начатии херувимской песни, так что голос его слышен был по всей церкви и мать пришла в ужас; в третий раз — после возгласа священника: «Святая святым»,— и опять с такою силою, что устрашенная мать едва не пала на землю, заливаясь слезами. После этого мать в остальное время чревоношения не употребляла ни мяса, ни молока, ни рыбы, ни вина, а питалась только хлебом и семенами и пила одну воду. Когда младенец родился, вскоре заметили, что он не касался сосцов матери, если она питалась мясом, а в среды и пятки оставался вовсе без пищи. Достигнув семилетнего возраста, Варфоломей (так назван был преподобный Сергий в крещении) отдан был на обучение книжное вместе с двумя братьями своими, старшим Стефаном и младшим Петром. Но те учились успешно, а Варфоломей, при всех усилиях и побуждениях, крайне плохо . И только по молитвам одного неизвестного старца-черноризца, которого он случайно встретил в поле и которому поведал свою скорбь о безуспешности своей в учении, внезапно открылся у отрока смысл к пониманию грамоты . С этого времени Варфоломей прилепился к чтению книг и неопустительно посещал церковные службы, а спустя несколько до того начал изнурять свою плоть, что в среды и пятки ничего не ел, в прочие же дни употреблял только хлеб и воду и часто ночи проводил без сна в молитве, хотя ему не исполнилось тогда, по словам матери, и двенадцати лет.

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010