216 Погребен в первом этаже колокольни Андреевского собора г. Ставрополя. Могила в настоящее время утрачена.   Арсений (Смоленец Александр Иванович ; 1873–1937), епископ Приазовский и Таганрогский, – на Соборе председатель II отдела – «О приходе», член отдела «О церковной дисциплине», член ВВЦУ Юга России, кандидат богословия, кандидат права. Родился в Варшаве, в католической интеллигентской семье, в юности перешел в православие. Окончил варшавскую гимназию и в 1896 г. юридический факультет Варшавского Императорского университета со степенью кандидата права. Назначен младшим кандидатом на судебные должности при Тверском окружном суде. В 1897 г. по прошению переведен на родину и определен кандидатом на судебные должности при Ломжинском окружном суде, в 1898 г. назначен младшим контролером 1-го округа Варшавского акцизного управления, затем переведен на ту же должность в 7-й округ. В 1899 г. поступил вольнослушателем в Казанскую духовную академию, в 1900 г. зачислен студентом и, как имевший высшее образование, получил право пройти полный академический курс за два года, окончил академию со степенью кандидата богословия в 1902 г. В том же году епископом Чистопольским Алексием (Молчановым) пострижен в мантию, рукоположен во иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1902 г. преподавал Священную историю, был помощником смотрителя Клеванского духовного училища Волынской епархии. С 1903 г. – инспектор Киевской духовной семинарии, включен в состав братии Киево-Печерской Лавры. С 1905 г. – ректор Александровской (Ардонской) миссионерской Духовной семинарии (Терская область), архимандрит. С 1907 г. – настоятель Белыничского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Могилевской епархии. 22 октября 1910 г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, при участии митрополита Флавиана (Городецкого), архиепископа Тихона (Белавина) , архиепископа Ставропольского Агафодора, архиепископа Варшавского Николая и других святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последние годы жизни Стефан принял монашество и правил вместе со старшим сыном от 1-го брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела Комнина , Стефаном Радославом (1192 - после 1235), к-рый в 1228 г. стал 1-м серб. королем, коронованным своим дядей, архиеп. Сербским Саввой. Будучи сыном гречанки и зятем эпирского императора (в 1224-1230) Феодора Ангела Комнина Дуки , Радослав ориентировался на политику тестя и даже по церковным вопросам обращался к архиеп. Охридскому Димитрию II Хоматиану . После поражения тестя в битве с болгарами при Клокотнице (1230) Радослав утратил поддержку серб. вельмож и в кон. 1233 или нач. 1234 г. был свергнут с престола младшим братом, Стефаном св. Владиславом (ок. 1200 - между 1264 и 1281). Бежав из Сербии, в 1234 г. Радослав вернулся в надежде возвратить престол, но потом принял монашеский постриг с именем Иоанн в мон-ре Студеница , где скончался, так и не оставив потомства. Авторитет Владислава, женившегося на дочери болг. царя Иоанна II Асеня († в 1241), ослаб, вероятно, также по причине утраты поддержки тестя. В результате он был свергнут младшим братом, Стефаном Урошем I (20-е гг. XIII в.- 1277), сыном Стефана Первовенчанного от 2-го брака с Анной Дандоло, внучкой венецианского дожа Энрико Дандоло. Но Стефан Урош дал Владиславу в удел часть владений в Зете с сохранением королевского титула. Стефан Урош I присоединил обл. Захумье (юж. часть совр. Боснии и Герцеговины), на недолгое время занял города Скопье и Прилеп в обл. Македония . В период его правления ослабло влияние Вукановичей, получили развитие горное дело и торговля, при нем Сербское гос-во окрепло в экономическом и во внешнеполитическом плане. В 1276 г. в результате военного столкновения со старшим сыном, Стефаном Драгутином (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист , прп.), воспользовавшимся поддержкой тестя, венг. кор. Стефана (Иштвана) Уроша V, Урош I был вынужден отречься от престола и принял монашеский постриг с именем Симон. Драгутин разделил страну на 3 части: одной управлял сам, 2-ю дал в удел матери, св. Елене Анжуйской , 3-ю - младшему брату, блгв. Милутину (ок. 1254-1321). При Драгутине Сербская Церковь отказалась признать Лионскую унию (1274). В 1282 г. Драгутин лишился возможности управлять государством, поэтому Собор передал власть Милутину (коронован как Стефан Урош II), при этом предполагалось, что его наследником станет сын старшего брата, Владислав (ок. 1270 - после 1326).

http://pravenc.ru/text/2564902.html

—344— Церкви небесной, как и духи усопших праведников, удостоенных прославления на небеси, имея вместе с ними одну главу, Христа, и будучи от Него в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение ( Евр.1:14 ), как старшие и более совершенные братья к младшим и слабейшим. Некоторые отцы и учителя Церкви, проникая в глубокий смысл Апостольского учения, понимали Церковь именно в таком обширном смысле. Св. Игнатий Богоносец говорит: «где Христос Иисус, там и кафолическая Церковь » (Смирнян. 8). Ориген выражается: «естественно, что и ангельские силы служат в собраниях верующих…, так что в собраниях святых находится двоякая церковь: одна состоит из людей, а другая из ангелов» (о молитве, п. 31). По блаж. Августину, «Церковь святейшей Троицы обнимает все существа небесные и земные (Enchirid. с. 56). Св. Иоанн Дамаскин (по друг. изданиям, св. Иосиф песнописец) в вышеприведенной церковной песни говорит о Христе, что Он неизреченно соединил с небесным земное и едину Церковь составил из ангелов и человеков. Но здесь возникает вопрос: можно ли считать ангелов в собственном смысле членами Церкви Христовой, которая утверждена кровью Его и основана главным образом с целью освящения людей грешников и воссоединения их с Богом; ангелы же, как существа бестелесные и безгрешные, не отторгнутые от союза с Богом, не нуждаются ни в воссоединении с Богом, ни в тех средствах спасения, какие подаются людям в Церкви? Иисус Христос, как учит нас Св. Писание и св. Церковь , пришел спасти род человеческий от греха, проклятия и смерти; а эти три бедствия, свойственные роду человеческому, не простираются на мир чистых ангелов, так что они не нуждаются в спасении от них. Тем не менее в прямой принадлежности ангелов к Церкви Христовой не может быть никакого сомнения, и чтобы убедиться в этой истине, мы должны обратить внимание на некоторые обстоятельства, имеющие ближайшее отношение к грехопадению человека, вызвавшему главным образом необходимость искупительного дела совершенного Христом. —345— I

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По внушению Господа Бога она решила судьбу ельчанина Николая Васильевича Тихонова, будущего преподобного Оптинского старца, когда он юношей пришел к ней благословиться на брак. Он служил младшим приказчиком в лавке купца Хамова, торговавшего тканями, а старший приказчик, имевший дочь на выданье, желал выдать ее за честного, тихого и благочестивого своего подчиненного. Николай колебался, и хозяин лавки посоветовал ему пойти к старице, чтобы она сказала свое слово об этом деле. Она и сказала, но вот что: «Юноша, пойди в Оптину к Илариону. Он скажет, что тебе делать». Перекрестила его и дала на дорогу чаю. А Иларион – это Оптинский скитоначальник, преподобный старец. Купец Хамов отпустил Николая в Оптину пустынь, благодушно снабдил его всем необходимым, в том числе и деньгами. Было начало мая 1873 года (по новому стилю, а по старому – конец апреля). Николаю исполнилось двадцать лет. Он решил идти пешком – через Мценск, Волхов и Белёв до Козельска. Мысли его о будущем были не слишком определенны. Он шел для совета, твердо уверенный, что Сам Господь ведет его через Своих угодников. Но и о прошедшей жизни на долгом пути повспоминалось ему и подумалось немало. Детство прошло в бедности. Отец, последнее время трудившийся на мельнице, человек весьма благочестивый, скончался, когда Николаю было лет семь. Перед кончиной он благословил сына иконой святителя Николая. Мать зарабатывала на жизнь поденной работой – стирала, но главным образом шила на заказ. Как и покойный ее супруг, она была глубоко верующей и сына воспитывала в православных обычаях. Как ни мало было у нее денег, не имея возможности отдать сына в городскую школу, она посылала его учиться грамоте, конечно церковнославянской, к простому дьячку (пономарю или алтарнику) за медные гроши. Немного помогали семье крестные Николая – Николай и Матрона, которых он, как и родителей, потом всегда с благодарностью вспоминал. Было в семье и еще несколько детей, но все они умерли в раннем возрасте. Учился Николай хорошо – у него были способности быстро постигать «научность», как он говорил позднее. Постиг он и русскую, и церковнославянскую грамоту, начал читать, с особенным прилежанием – духовные книги. В церковь ходил с матерью, потом и один; бывал в елецких монастырях и в огромном Воскресенском соборе, высившемся над городом. Богослужение потрясало его. Душа его жила в Боге. В одиннадцать лет мать, раба Божия Елена, отдала сына в ученики к купцу Хамову. Он пробыл там лет восемь или девять, возрос, освоил торговое дело, но и осиротел – мать его скончалась, и больше не осталось у него родных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Священник Авва ставить может, кого находит нужным, достойного. Посвященный да блюдет себя от возношения или гордости и ни на что не дерзает, кроме того, что приказано будет аввой Место держит по порядку вступления в обитель, если только авва не повысит или не понизит Странноприимник Назначаются каждый год два брата на служение странникам Сам авва – встречает и омывает руки и ноги страннику, принимая, как Христа. Вначале вести на общие молитвы и только потом давать целование Для странников особая кухня (можно для них прерывать пост) Привратник «Старца мудрого». Имеет келью вне монастыря и отвечает всем пришедшим Правила на послушаниях Желательно иметь все необходимые послушания в ограде монастыря (мельницу, воду, сад, мастерские), чтобы насельники не выходили за стены обители Кто выходит, после возвращения кается перед всем, но о том, что видел, молчит Правила. Режим Тема Содержание Поучение Общие правила Отношения между братиями Старшие обращаются к младшим: «брат…», младшие: «отец…», к авве: «Господин авва» (место Христа) Младшие у старших всегда берут благословение и стоят, пока не укажет старец «В монастыре никто другого защищать не должен» – большие соблазны Рукоделие Если кто гордиться станет мастерством своим, яко доставляющий монастырю нечто, такого отставить надо от мастерства Цену лучше всегда назначать несколько меньше, чем это делают миряне Прием в обитель Четыре-пять дней за воротами оскорблять пришедшего. Если устоит, принять в гостиницу, потом в келью для новоначальных Определить к старцу, чтобы следил всегда. Через два месяца первый раз прочитать устав. Через шесть месяцев еще раз прочитать устав. Еще через четыре месяца вновь прочитать устав. Затем (всего через год) принять в братию Постриг В церкви перед всей братией дает обещания. Письменное обещание на имя святого храма полагает на алтарь со словами Пс. 118: 116. Братия повторяет и «Слава» Новоначальный брат кланяется всем в ноги, после этого он принят в братство Снимает в храме свои одежды и облачается в монашеские. Мирские остаются у рухольного на случай выхода

http://pravoslavie.ru/31621.html

В 1986 г. ЮНЕСКО включило монастырь Студеница в список Всемирного культурного наследия. Посвященный Успению Богородицы, монастырь (сегодня – Свято-Успенская лавра) был возведен основоположником сербского государства и родоначальником династии Неманичей – Стефаном Немани в 1190 г. Первая стадия его строительства была завершена весной 1196 г., когда Стефан Немани отказался от трона и поселился в монастыре. Стефан Немани родился в 1114 г. и был в семье младшим из четырех сыновей. После смерти отца ему была отдана в управление большая часть страны. Он был женат на дочери византийского императора княжне Анне. Супруги, стяжав сами святость, воспитали двоих, тоже ставших святыми сыновей. Один из них стал впоследствии первым архиепископом и сербским национальным героем святым Саввой. Стефан Немани (в монашестве Симеон) много сделал для утверждения православия в Сербии, воздвигнув множество храмов и монастырей. Венцом его жизни стало отречение от трона и уход в монастырь. Преподобный Симеон скончался в возрасте 86 лет, а его мощи святитель Савва, к всеобщей радости, перенес в Сербию и упокоил в монастыре Студеница. Сохранились достоверные свидетельства, что привезенные мощи преподобного Симеона сохраняли теплоту, а сам он являл вид заснувшего человека. Многие века мощи святого благоухали и мироточили так сильно, что для собирания миро у основания его гробницы был сделан широкий каменный желоб, а сам святой получил прозвание Симеон Мироточивый. Но так было в прошлые века, во времена чудодейственного господства православной веры. Продолжил строительство обители Стефан Первовенчанный, первый из сербских королей, венчанный на царство. Внутри укрепленных стен монастыря была воздвигнута церковь Пресвятой Богородицы. Она была выполнена в виде нефа, завершенного куполом и имеющая трехгранную апсиду, а с западной стороны у нее был устроен длинный притвор. В 1230х гг. был пристроен и большой притвор, придавший окончательный вид храму, к которому с северной и южной стороны пристроены вестибюли.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Затем митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом: «Ваши Высокопреподобия, досточтимый отец наместник, досточтимый отец ректор, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас сердечно приветствую от имени Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день я хотел бы напомнить вам о притче Господа Иисуса Христа о блудном сыне. Эту притчу мы слышали в сегодняшнем Евангелии и, наверное, если б из всех евангельских притч надо было выбрать одну, которая содержит в себе самую суть евангельской проповеди, то следовало бы выбрать именно ее. Все притчи Господа Иисуса Христа говорят о взаимоотношениях между Богом и человеком — о том, как Бог относится к человеку и как человек относится к Богу. Но притча о блудном сыне, которую мы слышим за две недели до Великого поста, когда все мы, подобно блудному сыну, встанем на путь покаяния, открывает нам лик Божий и образ Божий совершенно особым образом. Через эту притчу Господь говорит, что Бог всегда любит и всегда ожидает возвращения к Себе любого человека, который от Него отпал или уклонился на стези лукавства. Мы слышим историю человека, который был одним из двух сыновей своего отца, младшим сыном. Ему следовало бы трудиться в доме своего отца, помогать ему до тех пор, пока отец не перейдет в вечную жизнь, а он не унаследует ту часть имения, которая ему причитается. Но младший сын захотел эту часть имущества получить сразу, не дожидаясь смерти отца. А когда получил, то быстро растратил свое наследство, ибо не имел опыта, ушел в далекую страну, а страсти и молодость привели его к тому, что он стал жить блудно и нечестиво. И после того, как все имущество было растрачено, он осознал, что в доме его отца рабы и наемники живут лучше, чем он в этой далекой стране, где он лишен всего, желая теперь напитаться хотя бы рожками, которыми кормили свиней. Но даже этого у него не было. Как говорят нам святые отцы, путь возвращения к Богу, путь покаяния происходит постепенно, не сразу. И первым шагом на этом пути для блудного сына было осознание того, что у него есть отец. Он вспомнил о своем отце, как он жил в его доме. Он вспомнил, как другие люди, в том числе прислуга, живут в доме его отца, и понял, что лучше быть последним в доме отца, чем быть первым на чужбине, среди чужих людей, которые тебя ни в чем не поддержат, а наоборот, обдерут до нитки и потом оставят умирать с голоду.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5593160...

В 1930-е годы храм был снесен, а все церковные ценности пущены с молотка. В том числе и золотой крест Козьмы Солдатёнкова. Его приобрела на аукционе некая богатая американка. Видимо, был в том тайный Божий промысел, чтобы эта бесценная реликвия попала в ее добрые руки. В Париже, где американка проездом остановилась в русском доме Треповых, она показала свое необычное приобретение главе семейства. Старый генерал первым обратил внимание на надпись, выгравированную на оборотной стороне креста: «Дар лейтенанта Козьмы Васильевича Солдатёнкова в память дорогих друзей, погибших в бою». И год освящения храма — 1911-й. Но еще больше удивлением для заокеанской гостьи стало то, что сам даритель жил в одном из парижских пригородов. Безымянная американка (жаль, что запамятовали ее имя) разыскала деда и вернула ему храмовый золотой крест. Совершенно бескорыстно. Не взяв за свой подарок предлагаемых денег. – Так теперь Вы владелец этой драгоценной реликвии? – Нет, лишь ее хранитель. Так завещал дед. Золотой фамильный крест я передам в Петербург, в Цусимскую церковь, как только ее восстановят и в ней зазвонят колокола. Я вхожу в состав Попечительского совета строящегося храма. А пока в городке Семюр-эн-Оксуа, близ Дижона, где я живу с семьей, каждый год в конце мая, когда две эскадры, русская и японская, сошлись в бою близ острова Цусима, совершаю с золотым крестом панихиду по погибшим морякам… – Николай Васильевич, несколько лет назад прошло сообщение, что Вы получили и второе гражданство? – Да, теперь, наконец-то, я стал полноправным российским гражданином, и указ о моем гражданстве подписал, будучи президентом, Владимир Путин. Можно сказать и так, Владимир Владимирович подарил мне Родину, а вот мой русский друг, Алексей Михайлович Жарков, которого я считаю младшим братом, — свой дом, теплый и гостеприимный, где я не чувствую себя гостем. – А что бы Вам хотелось ещё осуществить в России? – Вместе с Алексеем Жарковым мы создали «Купеческий клуб» (он – вице-президент Клуба), и силами потомков русских меценатов, да и современных тоже, надеемся продолжить традиции отечественной благотворительности. Убежден, – помощь должна быть адресной и всем, кто в силу жизненных обстоятельств в ней остро нуждается!

http://pravoslavie.ru/37350.html

14 февраля 2016, 01:49 Отвечаю на телефонные звонки в больнице и по голосу звонящей женщины могу определить ,что она будет спрашивать- о контракте на роды или делаем ли аборты.У будущих мамочек голоса спокойные, счастливые, умиротворенные, у абортниц- взвинченные,злые, говорят с вызовом.К счастью, про аборты спрашивают редко, 95% хотят узнать о контракте на роды.Полностью поддерживаю батюшку- аборты надо выводить из системы ОМС, я не желаю платить за гулящих девиц. Надо себя вести более ответственно и порядочно. И не только женщинам, конечно. Наталия 13 февраля 2016, 23:57 Дорогие друзья ! Те, кто пишет про защитников абортов. Конечно ,это проще , в праведном гневе взывать к небесам и проклинать защитников абортов. Но здесь таковых нет, вы просто половину не читаете и начинаете изобличения. Никто не хочет абортов , все против абортов. Просто предлагают бороться не запретами , что в нашей стране уже было. А предлагают подумать , что может общество сделать , чтобы не было такого. И хватит уже клеймить наших женщин , они и так все тащут на себе. И именно женщинами заполнены храмы. Ну стыдно должно быть. Про мужчин не слова. Они ни при чем ! Иван 13 февраля 2016, 23:22 Наталия 13 февраля 2016, 18:00: " почему тогда от церкви не отлучают? " . Наталия, ну так и убийц, и маньяков, и террористов от Церкви точно так же не отлучают. Но не потому что Церковь не считает всё это гнусным грехом. Просто это совсем из другой области вопрос. Изучите матчасть. Отлучают за вероучительные заблуждения и за упорство в этих заблуждениях. А за убийство налагается епитимия - и на террориста, и на насильника, и на бандита, и на совершившую убийство ребенка абортницу... Лев 13 февраля 2016, 23:06 Ирина13 февраля 2016, 16:00 " Мой дед... не курил, никогда не пил, трудился не покладая рук. Осталось на него шестеро детей (один из них мой отец). Младшим было 4 и 6 лет. Что бы выжить дети ели сосновую дранку... " . Ирина, ну так по логике защитников абортов Ваш дед должен был просто убить младших детей, что бы семья меньше нуждалась. Чтож, это вполне оправдано и разумно, с прагматической точки зрения сторонников абортов...

http://pravoslavie.ru/90498.html

О. послал в Рим своих представителей - епископов Лиутпранда Кремонского и Отгара Шпайерского. 1 окт. 965 г. в присутствии послов императора и по его указанию был избран новый папа Римский - Иоанн XIII (965-972). Однако в дек. произошло выступление рим. знати, папу взяли в плен и сначала поместили в замок Св. ангела, а затем отправили в заточение в Кампанию. Летом 966 г. понтифику удалось бежать и укрыться в Капуе под защитой кн. Пандульфа I († 981). Папа обратился к императору за помощью, что стало поводом для 3-го итал. похода О. (966-972). 14 нояб. 966 г. папа Иоанн XIII торжественно вернулся в Рим, месяц спустя в город прибыл О. Мятежники были осуждены, останки скончавшихся к тому времени зачинщиков выступления - гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана - выкопали и выбросили за городские стены, др. участников восстания подвергли казням, заточениям или ссылкам. В следующем году в Италию прибыл Оттон II, и на Рождество, 25 дек. 967 г., в Риме папа Иоанн XIII короновал его императором-соправителем отца. О. пытался распространить свое влияние на Юж. Италию; за господство в этом регионе боролись византийцы, сарацины и правители лангобардских княжеств. Князь Капуи и Беневенто Пандульф I был вознагражден императором за союзничество: при поддержке О. в 967 г. он занял вакантный престол герц-ства Сполето. В 968 г. О. совершил военный поход в Апулию и Калабрию, его поддержал Пандульф I вместе с младшим братом и соправителем Ландульфом III (961-968/9). Они осадили Бари - ключевой стратегический центр византийцев в регионе, но взять город, защищенный не только сухопутными силами, но и флотом, им не удавалось. В 968 г. за помощью к византийскому имп. Никифору II Фоке (963-969) обратился Адальберт, не оставлявший попыток вернуть власть над Италией. Византийский император дал ему войска, командование которыми было поручено брату Адальберта - Конраду. Однако тот предпочел сохранить верность О., за что в 970 г. получил от германского императора власть над Иврейской маркой. Адальберту пришлось отказаться от своих притязаний и бежать в Бургундию, где он провел остаток жизни.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010