Прихожан муж. пола 96, жен. пола 106, занятия их – фабричный труд, все живут в Запрудненской слободе. При фабрике Зотовых имеется Спасо-Запрудненское училище министерское. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Каменная двухэтажная церковь, построенная 1754 года; приделы же устроены 1806 года иждивением купца Василия Ивановича Стригалева, с такою же колокольнею. Престолы: во имя Иисуса Христа Спасителя, празднования его нерукотворного Образа, и в честь Божией Матери, празднования явления ее иконы Феодоровской, на сем месте бывшего введения Божией Матери в храм Иерусалимский и преп. Димитрия, Вологодского чудотворца. В сем храме местная икона Христа Спасителя, древняя и многочтимая. Причт состоит: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви пахотной и сенокосной состоит 37 десятин. Планы и межевые книги на землю имеются. Прихожан муж. пола 46, жен. пола 45. В пособие к содержанию церковного причта и церкви с давних времен ежегодно получается от Костромского Успенского собора 14 руб. 28 коп. и столько же на содержание церкви. С капитала, внесенного в разные времена и разными лицами в кредитные учреждения на всегда, 1562 руб. 70 коп. Проценты поступают в пользу причта. Церковь состоит вне города, обнесена со всех сторон каменною оградою, внутри которой имеется кладбище. Иоанн Беляев «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», Санкт-Петербург, типография Почтового Департамента, 1863 г. На берегу небольшой реки Запрудни некогда стоял монастырь, история которого связана с явлением одной из самых почитаемых православных святынь – Федоровской иконы Божией Матери. Обитель построили в дремучих костромских лесах более 800 лет назад. Сегодня на память о ней остался красивый белостенный храм, в котором нашли отражение разные этапы развития костромского зодчества. Приходящийся младшим братом Александру Невскому, костромской князь Василий Ярославович имел прозвище Мизинный, так как был самым младшим в семье. По старинному преданию, однажды в лесу ему была явлена икона Божией Матери. Князь торжественно перенес чудесный образ в главный собор Костромы, а на месте его обретения повелел основать монастырь. Произошло это в середине XIII века. Поэтому историки считают, что созданная обитель была первым мужским монастырем на костромской земле. Обитель долгое время была небольшой, а все ее строения - деревянными. Самый первый монастырский храм, построенный еще Василием Ярославовичем посвятили Нерукотворенному Образу Иисуса Христа. Только в 1754 году здесь появилась первая каменная церковь. И деньги на ее строительство собирали все прихожане. Согласно преданию, храмовый алтарь устроили на месте соснового пня, где костромской князь впервые увидел чудотворную икону.

http://sobory.ru/article/?object=03088

Теперь же подойдём к данному вопросу с другой стороны и рассмотрим двух православных богословов, которые явили собой расцвет богословия в своих собственных странах, которые пережили коммунизм после Второй мировой войны. Оба эти богослова – о.Думитру Станилоэ в Румынии и о. (а ныне – прп.) Иустин Попович в Сербии – создали объёмные богословские труды традиционалистского направления, в отличие от многих других мыслителей, о которых мы говорим в нашей книге. Они были скорее современниками: св.Иустин был старше о.Думитру на десятилетие и преставился в день своего восьмидесятипятилетия, за десять лет до о.Думитру. Между ними было много схожего: оба были привержены своей родине и поэтому писали на языках, не понимаемых широко в других странах, так что их влияние было ограничено этими факторами. Оба находились под глубоким влиянием святых отцов, и их «Догматики» видятся как попытки выразить святоотеческое видение в современном мире. Оба они являются, таким образом, примерами «неопатристического синтеза». Оба учились за рубежом, и оба – в Афинах, о.Думитру также – в Берлине и Париже; прп.Иустин – в Петрограде (как он тогда назывался) и Оксфорде. Оба были в контакте с современными им представителями Русского Православия, о которых мы до этого писали, и оба были разочарованы тем, как православное догматическое богословие преподавалось в семинариях их юности (да и в более поздний период). Жизнь Начнём с румынского богослова, хотя он и был младшим из двух. Он родился 16 ноября 1903 года и был младшим сыном у родителей во Влэдени, который сейчас стал районом Брашова, на южной оконечности Трансильвании, вблизи от южной границы Карпатских гор. Его деревня была православной, но в этой области Румынии обитали также протестанты и католики восточного обряда. Он был очень способным ребенком и в 1917 году переехал в Брашов, чтобы поступить в лицей. После окончания лицея юный Думитру отправился в Сибиу, где его порекомендовали епископу Николаю Бэлану, который оказал важное влияние на его богословское образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

2 Опасение твое, касательно ответственности пред Господом за сестер твоих, в случае поданного тобою повода к их соблазну, или греху, не безосновательно. Горе, по словам Христа Спасителя, человеку тому, имже соблазн приходит ( Мф. 18:7 )! Относительно же тех уклонений твоих с пути Божия, коих не видят они и не замечают в тебе, всего лучше, как и делаешь ты, не говорить младшим тебя по возрасту, и неутвержденным еще в добре, чтобы не преткнулись они подчас об этот камень соблазна. Обязанность, налагаемая на нас правом старейшинства, действительно нелегкая из обязанностей; потому что больший или старейший должен быть, по слову Господа, слугою младших ( Марк. 10:43 ), т. е., будучи старше других возрастом и выше по опытности и по развитию умственному, он должен заботиться не столько о себе, сколько о младших и менее опытных в жизни. При всем том не следует тяготиться сею обязанностью), как возложенною на нас самим Господом; особенно когда служение наше, по милости Божией, оказывается не бесполезным для них, и когда оно видимо венчается Его благословением благостынным. И ты уплатишь отчасти долг этот в отношении к младшим сестрам, если будешь давать им советы, решать недоумения, устранять смущения – снисхождением, увещаниями, кротостью и ласкою. Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью, говорить св. апостол Павел ( Рим. 12:10 ). Голосу совести, обличающему тебя за проступки, хотя бы то и легкие, внимать непременно следует: это есть голос неба к нашей душе, предохраняющей ее от падений, есть откровение воли Божией о нас – в нашем уме, воле и сердце, пробуждающее в ней святые мысли, желания и чувства мира и радости, после точного исполнения его велений. Совесть служить проводником для внушения и влияний благодатных. Впрочем в сомнительных случаях, обнаруживающихся по отзыву опытных в этом деле, вначале смятением в уме, тугою и боязнью в сердце, а в дальнейшем развитии и ходе – тщеславием или высокоумием, советуйся всегда с духовным отцом: он взыскавше возвестит тебе суд ( Втор. 17:9 ); потому что устны иереовы, по словам пророка Малахии сохраняют разум ( Мал. 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Ну, мода такая была тогда давать детям коминтерновские иностранные экзотические имена. Двадцатые годы, ну, зовется он по паспорту Адольф и зовется, ну и ничего. В тридцатые годы с именем Адольф, как вы понимаете, в мире стало жить неуютно, в сороковые годы просто невозможно, ну и в последующие тоже. Так вот, у него было христианское имя, он был окрещен, но он никогда никому, кроме батюшки его не называл. Почему? Потому что объяснял так: ежели мое крещеное имя узнают прихожанки, бабки, они ж меня заживо отпоют. Значит, вот из этого глубокого чувства братской христианской любви он скрывал свое имя от своих сестер во Христе. Кстати говоря, тоже очень устойчивая вещь, может кто-нибудь из православных людей знает, что никакого царевича Димитрия в истории Русской церкви не существовало. Царевич Димитрий Угличский, последний Рюрикович на царском троне или около него, в крещении он был Уар, младенец Уар. У многих русских людей были крещальные тайные имена, которые не назывались. Так вот в Библии, скажем, тема: имя равняется сущность, а знание имени равняется власть, — в Библии эта тема звучит разнообразно. Например, когда Моисей встречается с Купиной Неопалимой — куст, объятый огнем, горит, но не сгорает. Так же поясняют — Божия Матерь: в Нее Огонь Божий вошел, Слово Божие в Нее вместилось, но Она не сгорела, не исчезла и так далее. Ну и после этого отступления будет понятно, что происходит на первых страницах Библии. Господь дает повеление Адаму назвать имена животных. Дело в том, спрашивает Ефрем Сирин в четвертом веке: кто в семье дает всем имена? Старшие члены семьи дают имена младшим членам семьи или, наоборот, младшие старшим? Конечно, старшие нарекают имена младшим. Но тут вопрос: кто старше на нашей планете, жираф или Адам? Несомненно, жираф. И это даже не то, что из дарвинизма, а даже по библейскому рассказу. Так вот то, что Адам, человек, нарекает имена животным, это означает утверждение первенства Адама. Тут начинается чрезвычайно важная тема для всего библейского повествования: тема переходящего первенства: «И последние станут первыми, и первые станут последними» – евангельские слова.

http://pravmir.ru/v-chem-provinilis-adam...

Заполнил тогда ангельский свет церковь со всех сторон вокруг него, и так отправился дух почтенного клирика на небеса, к радости всех душ небесных» 1013 . Его мощи были преданы земле в основанном им монастыре, и с тех пор остров Иона стал центром притяжения паломников из Ирландии и Британии и святым местом для христиан. После кончины основателя монастыря обитель сохранила тесную связь с королевским домом Дал Риады, и, по словам современного историка М. Рихтера, «преемники Колум Килле в 7 веке, подобно ему самому, почти все происходили из королевской семьи» 1014 . Младшим современником святого Колумбы был другой подвижник, носивший почти одинаковое с ним имя и потому именуемый Колумбаном Младшим. Он родился в Лейнстере в 543 г. и, в отличие от королевского сына Колум Килле, имел незнатное происхождение, о котором никаких сведений нет; известно только, что уже в отроческие годы он пристрастился к чтению книг, а в юности, как это свойственно его возрасту, увлекся двумя красивыми девушками и не знал, которую из них выбрать в невесты. Не оставляло его и стремление к книжной премудрости и ученым занятиям. И вот, по подсказке одной мудрой старушки, выход он нашел в бегстве от искушений: оставив родные места, он поступил в монастырь в Беннхоре, расположенный на северо-западе Ирландии, в Королевстве Улад. Там он принял тонзуру и погрузился в чтение Священного Писания и ученые занятия. Колумбан получил в обители блестящее образование, изучил латинский, греческий и еврейский языки, внимательно штудировал греческих и латинских отцов, а также древних философов и поэтов. Преподобный почитал не только прославленных Церковью святых, но и современных ему подвижников, особенно папу Григория Великого , с которым он состоял в переписке. В монастыре у Колумбана обнаружился дар красноречивого проповедника и поэта, а душа монаха стремилась к подвигу ради Христа. И тогда – это случилось около 590 г. – его духовный отец, преподобный Комгалл, благословил ему вместе с двенадцатью спутниками из монастырской братии отправиться в Галлию проповедовать Евангелие – в таком именно числе, по подобию Спасителя с Его учениками апостолами, нередко отправлялись в миссионерское плавание ирландские монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

175 Данная публикация, подготовленная К.Б. Юлаевым, представляет собой улучшенный вариант его дипломной работы в МДС, защищённой в мае 2005 г. 176 De incarnatione Unigeniti (Περ τς νανθρωπσεως το Μονογενος) 678:1–714:4. TLG 4090/26 (PG 75. 1189–1254; Durand 1964. Ρ. 188–301). 177 De sancta et consubstantiali Trinitate 383:1–659:40. TLG 4090/23 (PG 75, 657–1124; SC 231, 237, 246). 178 Durand 1964. P. 35–36. В этом отношении к диалогу близки два других христологических трактата святителя, написанных после 431 г.: диалог «О том, что Христос один» (Quod unus sit Christus 714:1–778:21. TLG 4090/27 [PG 75, 1253–1362; Durand 1964. P. 302–515]) и «Схолия на вочеловечение Единородного» (Scholia de incarnatione Unigeniti). Последнее сочинение целиком известно лишь в латинском переводе, выполненном в V веке Марием Меркатором, возможно, ещё при жизни св. Кирилла (Mahé 1938. Col. 2490 ). Этот перевод издан в патрологии Ж.-П. Миня (PG 75, 1369–1412). Фрагменты греческого текста сохранились у Иоанна Кесарийского и свт. Фотия (см.: АСО 1, 5, 1, 219:1 – 231:28. TLG 5000/2). 179 De recta fide ad Theodosium (Πρς τν εσεβστατον βασιλα Θεοδσιον προσφονητικς περ τς ρθς πστεως τς ες τν Κριον μν ησον Χριστν). ACO 1, 1, 1, 42–72. TLG 5000/1 (PG 76, 1133–1200). 180 De recta fide ad reginas (PG 76, 1201–1336) и De recta fide ad reginas oratio altera (PG 76, 1335–1420). Вопрос об адресатах этих двух посланий долгое время был предметом спора. В настоящее время общепринятым является высказанное ещё в VI веке мнение Иоанна Кесарийского, который уточнял, что первое из этих посланий адресовано «царевнам», младшим сёстрам императора Феодосия, Аркадии и Марии, второе – «царицам», т. е. его супруге Евдокии и старшей сестре Пульхерии (Quasten 1986. Р. 126). С этим соглашается и Э. Шварц, издатель АСО, который называет их соответственно De recta fide ad dominas (ACO 1, 1, 5, 62–118. TLG 5000/1) и De recta fide ad augustas (ACO 1, 1, 5, 26–61, в издании Э. Шварца послания помещены в иной последовательности, чем у Ж.-П. Миня) (Durand 1964. Р. 22). См. также аргументацию Лященко, который считает, что это две части одного послания, направленные одним и тем же лицам, сёстрам императора (Лященко 1913. С. 280– 283). Свящ. В. Дмитриев в своей кандидатской диссертации полагает, что первое послание было направлено Пульхерии, а второе – Евдокии (Дмитриев 1916. С. 4–8). Иером. Пантелеймон (Успенский), рецензировавший данную диссертацию, высказал предположение о том, что, задуманное как одно послание к царицам, это сочинение вылилось в две книги. Поскольку первая из них вышла «необработанной и довольно элементарной по содержанию», то она была адресована младшим сёстрам императора Феодосия, в то время как вторая, содержание которой оказалось «более сложным и менее удобопонятным», – Пульхерии и Евдокии (см.: Успенский 1916. Л. 3–8). Таким образом, иером. Пантелеймон в своей краткой рецензии предвосхитил выводы, сделанные современными западными учёными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно представлению преосв. Елпидифора, 3 февраля 1860 г. Св. Синодом было утверждено: 1) кафедральным собором быть симферопольскому Александроневскому собору, с оставлением при нем протоиерея Мих. Родионова и других членов причта и с перемещением к нему на должность ключаря карасубазарского протоиерея Григория Левицкого и 2) членами консистории быть: архимандриту Геронтию, соборным протоиереям Родионову и Левицкому и настоятелю церкви при богоугодных заведениях, протоиерею Федорову, а секретарем – коллежскому асессору Голосову. Из членов консистории: Геронтий, архимандрит первоклассного Георгиевского балаклавского монастыря, в мире Григорий Артюховский, из астраханской епархии, в 1841 г. окончил курс в киевской академии со степенью младшего кандидата, приняв пострижение в 1840 г.; проходил разные должности в харьковской и херсонской епархиях, 1 декабря 1846 года возведен в сан архимандрита, с 1854 г. был настоятелем балаклавского монастыря и скончался в 1865 г. настоятелем новгородского Юрьева монастыря. – Протоиерей Михаил Родионов, из черниговской епархии, окончил курс в 1833 г. в киевской академии младшим кандидатом и в том же году, 30 ноября, рукоположен во священника, а 3 декабря 1836 г. определен настоятелем симферопольского собора. Он написал: Статистико-хронологико-историческое описание таврической епархии. – Протоиерей Григорий Левицкий, пономарский сын, из киевской епархии, окончив курс в 1835 г. в киевской академии младшим кандидатом, был учителем и инспектором в херсонском духовном училище, в 1839 году рукоположен во священника к одной из приходских церквей г. Херсона, в 1848 году возведен в сан протоиерея, в 1850 году перемещен в таврическую епархию, к Николаевскому собору г. Карасубазара, в 1860 году перемещен в кафедральный собор на должность ключаря, но вскоре, оставив эту должность, занял настоятельское место при церкви богоугодных заведений в Симферополе и был духовником; в 1865 г. оставил должность члена консистории, в 1881 г., по прошению, уволен за штат и скончался 11 августа 1884 г. – Протоиерей Илия Феодоров окончил курс в екатеринославской семинарии, 2 марта 1819 г. рукоположен во священника и в 1835 году возведен в сан протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

- У дедушки с бабушкой была хорошая интеллигентная семья,- начинает свой рассказ собеседница.- Бабушка, Ольга Ивановна, тоже ведь из семьи священника. Она учительствовала, преподавала в младших классах. У них с дедушкой было четверо детей: две дочери и два сына. Нина - старшая - это моя мама. Потом были Вера, Сергей и самый младший - Александр. Сейчас, конечно, никого в живых из них не осталось. Сергей раньше всех ушел, молодым - на войне погиб: как взяли его, так в первые же месяцы он без вести и пропал. А Александр дольше всех прожил. Все, конечно, верующие были... Казахстанская ссылка отца Николая на время разметала из Пугачева большую и дружную семью священника. Матушка Ольга вместе с младшим сыном Александром поехала вслед за мужем в далекий Павлодарский край. Старшим детям тоже пришлось разъехаться. - Время было трудное, за арестованного отца-священника начались преследования,- объясняет Зинаида Дмитриевна.- На работу нельзя было устроиться. Куда бы ни пришли - как узнают, что дочь или сын священника, сразу отказывали, а если работал - увольняли. Мои мама с папой уехали в Среднюю Азию. Я в Туркмении родилась, в 1937 году, так что дедушка меня так и не видел никогда. Из Средней Азии семья дочери священника вскоре вернулась обратно в Пугачев. Туда же после смерти мужа с младшим сыном вернулась и овдовевшая матушка Ольга. - Бабушка рассказывала, как они жили в Казахстане. Там дедушка был на хозяйственных работах - кажется, на конюшне работал. А ее попросили учительствовать, преподавала она детям тюремных служителей. Три года они там жили, а потом - это мне уже дядя рассказывал (младший-то сын Александр, который с бабушкой там жил) - пришли, дедушку забрали, и куда перевели - так они толком и не узнали. И где он умер, где похоронен - тоже неизвестно... Еще до ареста был в семье священника один крохотный эпизод, который наверняка забылся бы, если бы один из его участников сам не напомнил о себе. В один из дней в пугачевский домик постучался мужичонка. Было ему сильно плохо - то ли с голода, то ли от извечной российской болезни. Попросил у батюшки денег.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

«Если вы хотите, чтобы Бог хранил вашу республику в ненарушимом благоденствии, в котором она теперь находится, то охраняйте св. Его церковь от всех грехов, заблуждений и раздора. Потому что, по словам Его, прославляющих Его Он прославит, а презирающих презрит. Он единый есть великий Бог, Царь царей и Господь всех господей. Молитесь, как Он Сам заповедует, чтобы вам быть послушными Его божественной воле и при этом старайтесь со дня на день усовершаться в правде и верности. Пока мы живем в этом мире, мы должны учиться, преуспевать и исполнять то, что Бог требует от нас. «Я хорошо знаю мысли и поведение каждого из вас, знаю и то, что все вы нуждаетесь в увещании... «Мы все знаем, как вообще много грехов у правителей. Одни беспечны и нерадивы по отношению к общему благу и заботятся только о своих делах; другие предаются похотям и страстям; иные не употребляют на пользу тех даров, которые получили от Бога; иные делаются надменны и хотят угодное им сделать обязательным для других. «Старших я увещеваю не завидовать тем младшим, которым Бог даровал более способностей. Младшим напоминаю соблюдать приличие, смирение и умеренность в своем поведении. Все же храните себя от зависти, всякой личной вражды и соперничества. Потому что все это препятствует успешному развитию государства и ниспровергает лучшие цели. «Поэтому пусть каждый хранит свое звание и призвание, в котором он находится и не ищет другой чести, кроме верного исполнения долга, возложенного на него. В пользовании правом суда именно в том случае, где идет дело о моем и твоем, прошу и заклинаю вас, избегайте всякого пристрастия... Если вы чувствуете искушение благоприятствовать неправильному делу, то сопротивляйтесь искушению со всею твердостью, при чем смотрите на Того, от кого вы получили свое достоинство и со слезами призывайте Его Святаго Духа. «Наконец я еще раз прошу вас, мои милостивые государи, простите мне и забудьте многие мои слабости и недостатки, которые я исповедую пред Богом, Его ангелами и пред вами 549 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

И что если начнёте строить, и вдруг способы пресекутся?» (14:199–200). Давая те или иные распоряжения, Святитель замечает, что в решении дел для вящей пользы надо советоваться друг с другом – и старшим, и младшим: «Мы, старые люди, не стыдимся советоваться с младшими: тем паче не грех младшим советоваться со старшими в делах, в которых нет ещё опытности» (14:79). Видно, что Святитель сам так и поступал. «Что делать с Никанором, не знаю, особенно заочно, – пишет он наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Афанасию. – Болезнь полудуховная: и потому трудная к хождению за нею; хотя при удачном хождении не опасная. Надобно, чтобы во время припадков задумчивости был при нём человек, который бы расположен был попещись о нём с кротостью и любовью, и к которому бы он имел некоторую доверенность. Не надобно с ним усильно спорить, но, применяясь к нему, потихоньку приводить его в спокойное расположение. Советовать ему, чтобы как можно часто призывал со смирением Господа Иисуса, и отдавал себя в волю Его; а на бродящие мысли и чувствования, как можно, не обращал бы внимания, как будто они чужие. Нужно также, чтобы он как можно часто и искренно открывал совесть, и что в нём происходит... Сколько можно, не оставляйте его... Но заметьте, что во время припадков надзор за ним нужен, не всегда приметный, но всегда неослабный. Врагхитр и нагл» (17:20). Итак, святой Архипастырь, давая советы и делая распоряжения, учит: «Укрепляйте себя в трудностях надеждой на Бога... Не предлагайте трудного поста менее крепкому и менее опытному, чтобы себе избрать совершенное бездействие» (14:234). И паки замечает: «Мне на сих днях диакон пишет в прошении, что я не так управляю, как надобно; и что по моей кончине Московское духовенство будет преобразовано. Читаю и думаю: да дарует Бог лучшее. А при том не с голода ли он пишет? Нельзя ли дать ему положение менее скудное, поколику справедливость позволит?» (14:235). Наконец: «В преддверии покаяния, простите меня. Мир Господень с Вами» (14:235). 19. Взаимоотношения – начальствующие и подчиненные «Мир Вам. Мир братии» (7:268)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010