Хитростью занимает Фессалонику. Силою берет ее акрополь. После того, как Димитрий и другие вожди постыдно рассеялись, берет на капитуляцию Серры. Овладевает прочими городами Македонии, также детьми, женами и имуществом своих противников (4). Андроник старший боится войны; вошедши в союз с правителем болгар, ободряется. Его дочь королева, доверяя басням чревовещателей, ободряет его пустой надеждой. Логофет слишком озабочен. Встревожен сном. Распоряжается своим имуществом. Переходит во дворец. Правители македонских городов, будучи схвачены, заключены Андроником младшим в тюрьму. Бегство Димитрия Деспота. Несчастный конец Протовестиария. Асан занимает Просиак. Уходит к королю. Василик Никифор укрепляет и защищает замок Меленика; сдается Андронику младшему, лишь после смерти старшего. Андроник младший ценит его верность. Изречение Филиппа Македонского. Сражение при Мавропотаме. Войска Андроника старшего разбиты. Андроник младший спешит опередить болгар и войти в Византию. Городу – три опасности. Венецианский флот, оскорбленный галатскими генуэзцами, запирает пролив. Захватывает многие суда с грузом. Отсюда голод в Византии. Справедливость и благородство венецианцев. Они отказываются помогать Андронику младшему. Войско болгарское вторая опасность для города. Андроник младший тщетно пытается ворваться в город. Старший неумолим. Вождь болгар, поладив с Андроником младшим, ведет свое войско домой (5). Два стража городских условливаются с Андроником младшим о сдаче города. Напоив других сторожей, впускают его. Андроник старший получает дважды предостережение и находит нужным принять меры. Но логофет отклоняет от этого. Император крайне тревожится. Узнав о вступлении внука в город, прибегает к иконе Божьей Матери. Внук запрещает чем бы то ни было оскорблять деда. Увещевает своих не злоупотреблять победой. Жалобная просьба деда. Доброта внука. Патриарх с торжеством возвращается на свое место. Нескромность торжественного поезда. Богатейшие домы расхищаются, особенно дом логофета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отрицание Хун Сюцюанем равенства Христа Богу не привело его к отрицанию божественности Христа. Христос для него был полноправным членом Небесной Семьи и спасителем мира, чья жертва на кресте была абсолютным условием прощения грехов человечества. Однако, как и в ходе предыдущих культурных коллизий христианства с китайской духовной традицией, в позиции Хун Сюцюаня проявилась ограниченная приспособленность китайского классического менталитета для абстрактного освоения христианской догматики Троицы и Воплощения. Выражение «Сын Божий» в его реальном значении, преломленном через призму понимания отношений сына и отца в традиционной китайской семейной этике, могло означать для него лишь то, что Христос по определению был меньше Бога. Э.Р.Хьюз, охарактеризовавший движение тайпинов как выдающийся пример отуземливания христианской религии в Китае, заметил о провозглашении Хун Сюцюанем себя младшим братом Иисуса Христа следующее: «Представляется, что охотники за ересями не смогли понять весьма явное различие между старшим и младшим братом в традиционном китайском этическом кодексе. В западной цивилизации старший брат практически занимает позицию отца, тогда как китайский отец занимает высшую, почти божественную позицию… Поскольку традиционным титулом императора был Сын Неба, он (Хун Сюцюань) был описан как „Сын Бога“, а Иисус был выделен как перворожденный сын» [Hughes 1968, с. 67–68]. В комментариях Хун Сюцюаня присутствуют утверждения о том, что не только он сам есть сошедшее с небес Солнце, а его жена – Луна, но и прочие тайпинские вожди также спустились с небес. Именно так трактовал он образы мрачного солнца, луны цвета крови и павших на землю звезд небесных из Апокалипсиса (см. [Michael 1971, vol. 2, doc. 41, с. 235]). Более того, расширение круга тайпинских лидеров вело к расширению круга Небесной Семьи. Если Хун Сюцюань был сыном Небесного Отца и «младшим братом» Иисуса Христа, то теперь и «остальные лидеры были братьями Хуна и разделяли его близкие отношения с Богом» [Michael 1966, vol.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первую очередь изложим позицию СИ, а затем сравним ее с Библией. В их литературе сказано, что Иисус назван «первенцем из творения ( Кол.1:15 ), ...Иисус – самый любимый Сын Иеговы. Он единственный, кто был создан Самим Богом» («Чему на самом деле учит Библия», стр.41). Иисус не рожден, а сотворен Богом Отцом. При этом дается ссылка на послание апостола Павла к Колоссянам. Рассмотрим это место. В синодальном переводе читаем: «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ). Обратимся, например, к протестантскому переводу Нового Завета: «и Он был прежде всего» («Книга Жизни», Стокгольм, 1991). Если обратиться к древнегреческому тексту, то увидим, что там стоят слова «protokokos pasis ktisesos», которые можно перевести и как «первопричина (или – первопричинный) всей твари». Важно учитывать, что слово «protokokos», кроме числительного, может быть употребляемо и как прилагательное, и вовсе необязательно должно быть переведено как «первенец». Более того, слово «первенец» не всякий раз означает числительное вообще, и этому есть подтверждения в Писании: «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли» ( Пс.88:28 ) – сказано о Давиде, несмотря на то, что Давид был самым младшим в семье и даже не самым могущественным из современных ему царей. Тем не менее он назван все же первенцем. Также Иаков получает первенство – именно как главенство, хотя и был младшим братом. Ефрем родился позже Манассии, но Писание называет Ефрема первенцем ( Иер.31:9 ). Можно сказать, что Давид был первенцем над царями, то есть главой над царями. Так и Христос есть глава над творением, Он есть его причина, ибо Им все создано. Тем более что далее, и это очень важно, стоят слова, объясняющие данную фразу: «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол.1:16 ). Получается такой смысл фразы: Христос рожден прежде всякого творения, потому что Им-то и было все создано. Надо заметить, что рассматриваемое место очень трудное в силу особенностей древнегреческого языка. Но то, что Христа апостол Павел признавал рожденным, а не сотворенным Отцом – вне всякого сомнения: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?» ( Евр.1:5 ) – рассуждает апостол Павел словами псалмопевца. «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Евр.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Умер в 1288 году. 5 . ФОМА (Никифорович), 1288 – 1318 г. малолетним вступил на престол отеческий и правил страною под опекой матери своей, женившей его на своей двоюродной племяннице, тоже Анне (Михайловне), дочери императора Михаила II Палеолога (не царствовавшего) и сестрее императора Андроника Младшего. По случаю брака сего, Фома тоже пожалован в Деспоты от имени императора Андроника Старшего. Супружество это было, бездетным. В 1818 году Фома был убит своим шурином, мужем сводной сестры Марии, Иоанном. С ним пресекся по прямой линии дом Михаила I. Наследство перешло на старшую сестру Марию, которой помощником, поверенным, соправителем явился муж ее. ИОАНН, граф Кефалонский и Закинфский, 1318 – 1324 г. Он был француз родом, но из какой фамилии, неизвестно. Негде отыскать и справиться, что именно произошло между братом и сестрой или, вероятнее, между ним и ее мужем. Но его, а не другого кого, современники обвиняли в убийстве Фомы. Мотив овладения престолом был-бы самым подходящим при этом. Но Иоанн оказывается хорошим человеком. Чтобы совершенно сойтись со своими подданными, он даже перешел из латинства в православие. Борьба между императорами дедом и внуком (Андрониками Старшим и Младшим) помогла ему утвердиться на деспотстве. Властвовал он предположительно до 1324 года, оставив после себя двух детей Фому и Иоанна 154 . К его времени можно относить первую, неудачную попытку Империи (Андроника Старшего) поглотить в себя монархию Деспотов. ФОМА II (Иванович) наследовал отцу. О нем известно только то, что он сосватал за себя племянницу императора Андроника (Старшего?) еще раз именем Анну (Андрониковну), которая и прибыла в Эпир, чтобы повенчаться со своим женихом, но, прежде чем это случилось, Фома был убит младшим братом. Когда и как, и почему произошло это новое братоубийство, неизвестно. ИОАНН II (Иванович) воцарился вместо брата и женился на его невесте, которая и отравила его за его жестокости в 1835 году, имея от него трех детей, одного -мужского и двух – женского пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

А я скажу одно: лучше не медлить, чтобы не углубляться в осень. Ректорскую должность на время отсутствия Вашего поручить надобно и удобнее протоиерею Голубинскому» (14:31). И о студентах: «Заметьте плоды человекоугодничества, по которому недостойные студенты вписываются в первый разряд по поведению. Лучше бы назвать недостойного недостойным и выгнать, нежели подвергнуть Академию нареканию бедственным происшествием» (14:4). «Один из бывших в Лавре с высокими гостями заметил, что студенты не благовидно смотрят. Можете сказать студентам и семинаристам, что при необыкновенных посещениях не надобно позволять себе смущения или радости, так как и не нужно принимать искусственного вида веселости, а надобно сохранять присутствие духа и спокойствие. Такое предварительное охранение себя полезно и для того, чтобы в случае вопроса, или испытания, не запутать смущением своего ответа и не затмить познания» (14:43). Делаются святым Иерархом своевременные указания о необходимости благоговейного поведения в святом храме и такого же отношения ко всему тому, что в нем имеется: «Что в Семинарской церкви на хорах найдены конфетные обертки, того нельзя извинять, а надобно попещись об исправлении» (14:2). «Если старого иконостаса не берут в церковь – можете отдать резчику с условием, чтобы дерево употреблено было опять на иконостас, и чтобы стружки и щепы, остающиеся от него, сожжены были в печи, а не брошены на двор или в грязь» (14:43). Что касается новых храмов, то «построение монастыря желательно, но сомнительно. В Святейший Синод нельзя представить иначе, как с указанием способов и построения и содержания. Если начнете строить церковь под именем домовой и донесете Святейшему Синоду – кто поручится, что не вздумают прислать Вам вопросы, на которые трудно будет отвечать? Если не донесете – у Вас могут оказаться люди, которые донесут по своему и причинят затруднение. И что если начнете строить, и вдруг способы пресекутся?» (14:199–200). Давая те или иные распоряжения, Святитель замечает, что в решении дел для вящей пользы надо советоваться друг с другом – и старшим, и младшим: «Мы старые люди не стыдимся советоваться с младшими: тем паче не грех младшим советоваться со старшими в делах, в которых нет еще опытности» (14:79).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

534 Вопрос, являлся ли Лев VI законным сыном Василия I или скорее внебрачным сыном Михаила III, обсуждался чаще и жарче, чем некоторые основополагающие проблемы византийской истории. В настоящее время может считаться установленным, что Лев VI был сыном Василия Ï ср.: Adontz . Basile I er . Р. 501 sv. Фогт ( Vogt A. Oraison funèbre de Basile I er par son fils Léon VI le Sage. Rome, 1932. P. 10 sv.) отказался от своего прежнего мнения о незаконнорожденности Льва (Basile I er . Р. 60 sv. и СМН, IV. Р. 51,54). Новая хронология Фогта тем не менее неприемлема; скорее, следует согласиться с Адонцем, что Константин происходил от первого брака Василия, что Евдокия Ингерина стала женой Василия лишь в 865 г., и далее вслед за Грюмелем ( Grumel V. Notes de chronologie byzantine//EO 35 (1936). P. 331–332) полагать, что Лев родился 19 сентября 866 г. (ср. заметку Фогта: Revue Historique 174 (1934). P. 389, п. 1, где рождение Льва VI относится уже не к 864 г., а к 1 сентября 866 г.). 535 Сведения источников о возрасте Александра и Стефана противоречивы, и Адонц ( Adontz . Basile I er . P. 503 sv.) стремится доказать, что родившийся в 870 г. Александр был младшим сыном Василия I. Однако мне кажется, что ясные сообщения Жития Евфимия (ed. P. Karlin-Hayter//Byz 25–27 (1955–1957). P. 10.20) и самого Константина Багрянородного, безусловно, заслуживают предпочтения перед утверждениями хроники Логофета, сведения которой об истории семьи Василия I и в остальном не лишены ошибок. В высшей степени неправдоподобно, что Константин VII не был осведомлен о распределении по возрасту братьев своего отца и был вынужден установить его по акростиху BEK ΛA Σ, как это предполагает Адонц. Скорее, сам этот приписываемый Фотию акростих (состоящий из начальных букв имен Василия, Евдокии, Константина, Льва, Александра и Стефана) является доказательством того, что Стефан был младшим сыном Василия I. В качестве такового он был определен для духовной карьеры. Равным образом Роман I посвятил Церкви своего четвертого и младшего сына Феофилакта. Как тот, так и другой в возрасте 16 лет вступили на патриарший престол, поскольку Стефан, который на основании вышесказанного родился примерно в 871 г., достиг сана патриарха в декабре 886 г. – Колиас ( Κολας Γ. Βιογραφικ Στεφνου Α’ Οκουμενικο Πατριρχου (886–893)// Προσφορ ες Στ. Κυριακδην. Θεσσαλονκη, 1953. Σ. 361) ссылается на ямбический стих Льва Хиросфакта, согласно которому Стефан прожил « πενταπλν πεντδα χρνων». Тем не менее довольно сомнительно, что этот стихотворный оборот следует понимать буквально, как это делает Колиас, который исходя из этого полагает, что умерший 17 или 18 мая 893 г. Стефан родился «немногим до или после 17 или 18 мая 868 г.», то есть точно 25 лет тому назад, и, соответственно, вынужден менять даты рождения Льва VI и Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предначертывая как бы план желательного взаимообщения архиереев, автор указывает самые центры, в которых удобнее всего и с успехом могли бы осуществляться эти общения. Он пишет: «экзарх Грузии, с пользой служит таким общительным духовным центром для подчиненных ему епископов Имеретии, Мингрелии, Грузии и Абхазии, кроме собственного викария, и его пастырскими заботами оживает церковь грузинская. Москва и Киев, где также украшены пастырскими добродетелями старцы-митрополиты, и старшие епископы, Казанская епархия-на востоке и Виленская-на западе России, могли бы действовать столь же поразительно на окружающие их епархии, по крайней мере на ближайшее; а это действовало бы на благочиние церковное и на самые расколы, потому что опытность старших помогала бы младшим. Так доселе бывает на востоке, где титло архиепископа и митрополита не есть только одна личная степень, но как у нас в Грузии-выражает некоторое преимущество старшего над младшим, при равенстве степеней епископских в служении» 179 . Записка А. Н. Муравьева «о состоянии православной церкви в России» получила официальный ход 180 . Митрополит Филарет, по поводу этой записки и содержащихся в ней суждений о недостатках церковной жизни, высказал несколько своих замечаний. Относительно затронутой и развитой в записке мысли об оживлении в русской церкви соборного начала, московский святитель замечал: «предположение созвать поместный собор принадлежит к древнему характеру церковного управления, и может принести пользу, если будет приведено в исполнение искусно и верно», но при этом, подвергая критике предположения записки, говорит: «надобно ли выражаться так тяжело, что собор составляется для исправления беспорядков по духовному ведомству? Не лучше ли выразиться скромнее, что собор составляется по древнему обычаю для совещания о делах церковных к вящему благоустройству духовенства и паствы». Свой взгляд на возможность сования собора и пользу взаимных сношений архиереев, митрополит Филарет выразил в таких словах: «всех епископов собрать на соборе неудобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Кому именно она адресована, в самом тексте прямо не сказано, что прежде вызывало разноречивые суждения исследователей 6 . Уточнить это позволил составленный сторонниками Халкидонского Собора в конце V в. «Кириллов сборник» (Florilegium Cyrillianum). В нем эта книга названа «посланием к царицам Аркадии и Марине» 7 , то есть к младшим сестрам императора Феодосия II, в отличие от третьей книги, обозначенной как «послание к благочестивейшим царицам Пульхерии и Евдокии» 8 , то есть к его старшей сестре и его супруге. Это хорошо согласуется с теми данными, которые можно извлечь из самого текста. В книге к царевнам святитель называет своих адресатов «невестами Хритовыми» и говорит, что они украшены «славой девства» (гл. 1, 2:20). В книге к царицам он очевидным образом различает адресатов обоих посланий, также обозначая предыдущую книгу, как написанную для «святых дев» 9 , а отмеченную самим автором ее сравнительную ясность и простоту 10 естественно объяснить тем, что она была предназначена для «младших» цариц. В некотором противоречии с этим стоят слова императорской грамоты к свт. Кириллу, откуда можно заключить, что было лишь два послания святителя к царским особам, из которых одно написано для Феодосия II и его супруги, а другое – для св. Пульхерии 11 . На основании этого свидетельства, а также ввиду отсутствия в книге к царевнам какого-либо заключения, иерей Т. Лященко (будущий еп. Тихон) сделал вывод, что оба послания к царственным женам являются одним сочинением, разделенным на две части, или две книги (λγοι), адресатами которого были св. Пульхерия и ее сестры 12 . Иером. Пантелеимон (Успенский) , в свою очередь, предположил, что свт. Кирилл изначально действительно задумывал написать к царицам одну книгу, но из-за разросшегося объема оборвал ее изложение и написал для Евдокии и св. Пульхерии особое сочинение, куда вошла оставшаяся часть предполагаемого плана. А поскольку первая книга «оказалась необработанной и довольно элементарной по содержанию», он посвятил ее младшим сестрам императора. Таким образом, он определил адресатов посланий к царственным женам именно так, как сообщает «Кириллов сборник», поставивший точку в этом вопросе еще прежде его публикации. Слова императорской грамоты иером. Пантелеимон удачно объясняет тем, что послы свт. Кирилла в Константинополе вручили одно послание императору, посчитавшему, что оно предназначено и его супруге, а два других – св. Пульхерии 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

5654 380. Марциан правил шесть лет./исправлено: 5656 380. Марциан правил семь лет. (450–457 гг.) 381. В начале его царствования состоялся Халцедонский собор, на котором осудили Евтихия и Александрийского епископа Диоскора. 382. На шестом году царствования этого императора король готов Теодорих вошел в Гиспанию во главе огромного войска. 5670 383. Лев Великий правил шестнадцать лет вместе со Львом Младшим./исправлено: 5673 Лев Великий правил семнадцать лет вместе со Львом Младшим. (457–474 гг.) 384. Александрия и Египет, больные злой ересью Диоскора и одержимые нечистым духом, взлаивают, аки бешеные псы./исправлено: Александрия и Египет, отвергнув Халцедонский собор и отдавшись во власть нечистого духа, взлаивают, аки бешеные псы. 385. В это же время возникает ересь ацефалов, отвергающих Халцедонский собор. А прозваны они ацефалами вот за что: никто не знает , кто был первым, т.е. главой этой ереси. Чумой этой ереси и до сих пор поражены многие восточные народы. 5687 386. Зенон правил шестнадцать лет./исправлено: 5690 (474–491 гг.) /добавлено: Он поддерживает ересь ацефалов, и те аннулируют каноны Халцедонского собора. 387. Вероятно потому, что Зенон намеревался умертвить своего сына Льва Августа, мать подложила вместо него другого схожего младенца, а настоящий Лев тайно стал священнослужителем. Будучи членом клира, он дожил до времен Юстиниана. 388. В это самое время найдены останки апостола Варнавы и, промыслом Господним, евангелие от Матфея, написанное его собственным стилом. 5714 389. Анастасий правил двадцать семь лет./исправлено: 5717 /добавлено: Отстаивая ересь ацефалов, он изгоняет приверженцев Халкедонского собора. /добавлено: Он поносит Евангелия, исправляет их так, как будто они были написаны неизвестными евангелистами. (491–518 гг.) 390. Тразамунд, король вандалов, закрывает католические церкви и отправляет в изгнание на Сардинию сто двадцать епископов./исправлено: В это время Тразамунд жестоко преследует католиков в Африке. 391. Тогда выделяется своею мудростью и преданностью вере Фульгенций./исправлено: Фульгенций блистает своей крепостью в вере и мудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

События, следовавшие за смертью Андрея, ярко освещают этот мир. УСОБИЦА ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ По смерти Андрея в Суздальской земле разыгралась усобица, по происхождению своему очень похожая на княжеские усобицы в старой Киевской Руси. Случилось то, что часто бывало там: младшие дяди заспорили со старшими племянниками. Младшие братья Андрея Михаил и Всеволод поссорились со своими племянниками, детьми их старшего брата, давно умершего, с Мстиславом и Ярополком Ростиславичами. Таким образом, местному населению открылась возможность выбора между князьями. Старшие города Ростов и Суздаль с боярами Ростовской земли позвали Андреевых племянников, но город Владимир, недавно ставший великокняжеским стольным городом, позвал к себе братьев Андрея, Михаила и Всеволода: из этого и вышла усобица. В борьбе сначала одержали верх племянники и сели – старший в старшем городе области Ростове, младший во Владимире, но потом Владимир поднялся на племянников и на старшие города и опять призвал к себе дядей, которые на этот раз восторжествовали над соперниками и разделили между собой Суздальскую землю, бросив старшие города и рассевшись по младшим, во Владимире и Переяславле. По смерти старшего дяди, Михаила, усобица возобновилась между младшим Всеволодом, которому присягнули владимирцы и переяславцы, и старшим племянником Мстиславом, за которого опять стали ростовцы с боярами. Мстислав проиграл дело, разбитый в двух битвах, под Юрьевом и на реке Колокше. После того Всеволод остался один хозяином в Суздальской земле. Таков был ход суздальской усобицы, длившейся два года (1174 – 1176). Но по ходу своему эта северная усобица не во всем была похожа на южные: она осложнилась явлениями, каких незаметно в княжеских распрях на юге. В областях южной Руси местное неслужилое население обыкновенно довольно равнодушно относилось к княжеским распрям. Боролись, собственно, князья и их дружины, а не земли, не целые областные общества, боролись Мономаховичи с Ольговичами, а не Киевская или Волынская земля с Черниговской, хотя областные общества волей или неволей вовлекались в борьбу князей и дружин.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010