18 Селезнёв Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002. С. 41–42. 19 См. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. М., 1994. С. 83–84. В царствование Юлиана эта схизма усложнилась рукоположением в антиохийского епископа “евстафианина” Павлина, которое “вырыло пропасть между старшим и младшим поколением никейцев”. — Спасский А. История догматических движений. Сергиев Посад, 1914. С. 446. 20 “Благочестивые и блаженные мужи Флавиан и Диодор, удостоенные рукоположения и управляющие православным народом”. — Бл. Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996. С. 161. 24 Послания каппадокийского Святителя ясно свидетельствуют об этом. См. Pouchet J.-R. Basile le Grand et son univers d’amis d’apr–s sa correspondance. Roma, 1992. P. 356–359. Не случайно А. И. Бриллиантов сравнивает Диодора с Каппадокийцами; см. Бриллиантов А. И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. С. 301. 25 См. Young F. M. From Nicea to Chalcedon. A Guide to the Literature and its Background. London, 1996. P. 191–199. 26 См. Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895. С. 65–76. Блаженный Иероним, бывший в это время в Сирии, пишет папе Дамасу: “Здесь церковь, разорвавшаяся на три части, спешит меня привлечь к себе”. — Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 1. Киев, 1893. С. 47. 28 См. Deconinck J. Essai sur la снаопе de l’Octateuque avec une edimion des commentaires de Diodore de Tarse qui s’y trouvent contenus. Paris, 1912. 29 Мы опираемся на издание: Catenae graecae in Genesim et in Exodum. II. Collectio Coiliniana in Genesim/Edita a F. Petit//Corpus Christianorum. Series Graeca. V. 15. Turnhout-Leuven, 1986. 30 Diodiri Tarsensis Commentarii in Psalmos. I. Commentarii in Psalmos I–L/Ed. J.-M. Olivier//Corpus Chrstianorum. Series Graeca. V. 6. Turnhout-Leuven, 1980. Доказательство авторства Диодора см.: P. LXXIII–CVIII. 32 Kannengiesser Ch. Handbook of Patristic Exegesis. The Bible in Ancient Christianity. Leiden-Boston, 2006. P. 281.

http://pravmir.ru/diodor-tarsskiy/

   Творения св. Григория могут быть подразделены на: а) экзегетические, б) догматико-полемические, в) нравственно-аскетические, г) проповеди и д) письма. А. Экзегетические    «О Шестодневе, слово защитительное к брату Петру» «Об устроении человека» (Оба трактата должны быть отнесены к годам непосредственно после кончины св. Василия, т.е. 379—380 гг.). «О жизни Моисея законодателя» (Время написания не поддается точному определению. Принято думать, на основании введения в эту книгу, поскольку автор говорит о своих «седых волосах», что он был уже старым человеком. Обычно сходятся на том, что этот труд надо относить к 380—390 гг.). «О надписании псалмов» «Толкование на Екклезиаст» «Толкование на Песнь песней» «Толкование блаженств» «Толкование молитвы Господней» «О чревовещательнице»    Эти шесть произведений, датировка коих представляет затруднения непреодолимые, являются скорее богослужебными беседами, чем трактатами экзегетического типа. Б. Догматико-полемические    «Большой Катехизис» (Написан около 383 г.). «Диалог о душе и воскресении» («Macrinia»). (Этот диалог между младшим братом и старшей сестрою, бывшей уже на одре смертельной болезни, происходил тотчас же по возвращении св. Григория с собора Антиохийского 379 года. Таким образом, можно отнести это произведение к тому же году или к 380 г.). «К префекту Иерию, о младенцах, преждевременно похищенных смертию». «Против Евномия» (12 книг, написанных, по-видимому, не в один прием. Это произведение направлено против «Апологии на Апологию» Евномия. Сначала была написана первая книга – вероятно, немного спустя по смерти св. Василия, т.е. в 380 году. Затем появилась и вторая книга, вероятно, скоро спустя после первой. Наконец, в 381—383 гг. была составлена и третья книга, разделенная на 10 частей. Таким образом составилось представление о 12 книгах, тогда как на самом деле их только три.). «О Святом Духе против духоборцев» (Окончание его не сохранилось. Точная датировка затруднительна). «К Авлавию о том, что не три Бога» «К Евстафию о Святой Троице» «К Симпликию, о вере в Отца, Сына и Святого Духа» «К Эллинам, на основании общих понятий» «Против судьбы» «Против Аполлинария Лаодикийского» (Написано не ранее 385 г.). Три трактата («Против Ария и Савеллия», «Против иудеев» и «Слово против Манихеев в десяти силлогизмах») признаны теперь неподлинными.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Великий молитвенник и создатель литургии, учитель нравственности и глубокий мыслитель–богослов, отшельник и епископ, Василий Великий проявлял живой интерес и к вопросам природоведения, уделяя им значительное внимание. Описания растительного и животного мира в его произведениях свидетельствуют о его энциклопедических познаниях в естественных науках; порой он ставит вопросы, относящиеся, скажем, к биологической сфере, которые, кстати, до сих пор не получили ответов. На примере Василия Великого мы можем убедиться, что Церковь относилась к миру и природе не только поэтически, но и поощряла их изучение как важный элемент мировоззрения христианина. Другим представителем Церкви, который сыграл важную роль в развитии христианской философии и богословия, был брат Василия, Григорий Нисский. Григорий Нисский (ок.330 — ок.395) Григорий, родившийся в Каппадокии, в городе Кесарии, был младшим братом Василия. Его и сестру Макрину Григорий называл своими учителями. Получив хорошее классическое образование, он преподавал риторику, но под влиянием Григория Назианзина посвятил себя христианскому служению. По просьбе Василия Григорий священствовал в его епархии — Каппадокии, а потом был рукоположен в епископы, заняв в 371 году вакантную кафедру в Ниссе. Он принимал активное участие в борьбе с арианами, за что был смещен с кафедры императором Валентом. В 378 году он продолжил свое епископское служение, помогая становлению церквей в Палестине и Аравии, одновременно отстаивая православные богословские взгляды: известно, что на Константинопольском Соборе 381 года Григорий защищал Никейский Символ против Аполлинария Лаодикийского, учившего о неполноте человеческой природы Христа. Достижения Григория Нисского как общественно–церковного деятеля вряд ли можно признать особенно выдающимися. Здесь брат затмил его. Однако как замечательный философ и богослов Григорий Нисский внес поистине великий вклад в христианскую мысль. Он разрабатывал учения о Воскресении, о Божественной благодати, Именах Божиих. Глубоки его христологические разработки и учение о Троице. Он писал труды по аскетике и о мистическом единстве с Богом. Как и его брат, большое внимание Григорий уделял строению мира, сотворению вселенной Богом. Мир, по его учению, разумен и человек есть воплощение разума в природе. Его мысль, его ум воплощаются в слове, прообразом которого является Логос — Слово Бога. Волею Логоса творится мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

(Время написания не поддается точному определению. Принято думать, на основании введения в эту книгу, поскольку автор говорит о своих «седых волосах»  , что он был уже старым человеком. Обычно сходятся на том, что этот труд надо относить к 380–390 гг.) 4. «О надписании псалмов» 5. «Толкование на Екклезиаст» 6. «Толкование на Песнь песней» 7. «Толкование блаженств» 8. «Толкование молитвы Господней» 9. «О чревовещательнице» Эти шесть произведений, датировка коих представляет затруднения непреодолимые, являются скорее богослужебными беседами, чем трактатами экзегетического типа. Б. Догматико–полемические. 10. «Большой Катехизис» (Написан около 383 г.) 11. «Диалог о душе и воскресении» («Macrinia»). (Этот диалог между младшим братом и старшей сестрою, бывшей уже на одре смертельной болезни, происходил тотчас же по возвращении св. Григория с собора Антиохийского 379 года. Таким образом, можно отнести это произведение к тому же году или к 380 г.) 12. «К префекту Иерию, о младенцах, преждевременно похищенных смертию». 13. «Против Евномия» (12 книг, написанных, по–видимому, не в один прием. Это произведение направлено против «Апологии на Апологию» Евномия. Сначала была написана первая книга — вероятно, немного спустя по смерти св. Василия, т. е. в 380 году. Затем появилась и вторая книга, вероятно, скоро спустя после первой. Наконец, в 381–383 гг. была составлена и третья книга, разделенная на 10 частей. Таким образом составилось представление о 12 книгах, тогда как на самом деле их только три.) 14. «О Святом Духе против духоборцев» (Окончание его не сохранилось. Точная датировка затруднительна). 15. «К Авлавию о том, что не три Бога» 16. «К Евстафию о Святой Троице» 17. «К Симпликию, о вере в Отца, Сына и Святого Духа» 18. «К Эллинам, на основании общих понятий» 19. «Против судьбы» 20. «Против Аполлинария Лаодикийского» (Написано не ранее 385 г.). Три трактата («Против Ария и Савеллия», «Против иудеев» и «Слово против Манихеев в десяти силлогизмах») признаны теперь неподлинными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

После православного Иовиана (и веротерпимого Валентиниана I Валент опять воздвиг гонение на всех не принимавших «датированной веры» (см. выше), а т. к. разногласие с нею православных антиникейцев уже определилось, то от такой политики его выиграли только одни ариане. Но нравственная сила их была уже сломлена. Взаимное понимание в среде православных сделало теперь уже такие успехи, что вместо никейцев и антиникейцев теперь нужно уже говорить о «старших» и «младших» никейцах. Виднейшим деятелем среди «младших» никейцев, или – «младоникейцев», является Василий Великий ; его программа была: 1) убедить «старших» никейцев и Рим, что младшим никейцам не надо обращаться от некоторой ереси, что они православны не в настоящем только, но и в прошедшем; 2) убедить их заняться теперь, когда арианский вопрос решен, вопросом маркеллианским и аполлинариэнским; признать, что прежние антиникейцы не во всем были неправы; что маркеллианство надо осудить, и чтобы предупредить его повторение надо 3) условиться твердо в слововыражении о Лицах (Троицы), хотя бы и без внесения в символ. Деятельными его сотрудниками являются его младший брат Григорий (Нисский) и его земляк и товарищ по афинскому университету Григорий из Назианза (впоследствии именуемый Григорием Богословом ). Василий по преимуществу был философ-ученый, но также – и юрист и практический деятель; его брат – чисто философ; его друг – мягкая, созерцательная, поэтическая натура – был по преимуществу обаятельным проповедником, привлекавшим слушателей. В лице Василия и обоих Григориев в догматическую работу вступило первое христианское поколение после Константина, и первое – получившее систематическое научное образование; глубокое рвение к делу веры равняло их с Афанасием, но они имели преимущество перед «старшими» никейцами в строгом научном образовании: Афанасий и его поколение учились либо сами, либо в христианских же катехизических школах. Василий Великий родился около 331 г. в Кесарии каппадокийской, в аристократической знатной семье, и получил заботливое воспитание у своей бабки Макрины и матери Еммелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Синклитикия скончалась около 350 года. Житие преподобной Аполлинарии по разделе Римской империи отцом его Фeoдocueм I Великим, царствовал в Восточной Римской империи, или в Византии с 395–408 г. сын Аркадия, названный Младшим, в отличие от деда своего Фeoдocuя I Великого; царствовал в Византии с 408–450 г. другой сын Феодосия Великого — получил, при разделе империи, Запад и царствовал с 395–423 г. или проконсул (греч.) — сановник в Византийской империи, занимавший государственную должность правителя отдельной области или провинции. отец Аполлинарии — был проконсулом или анфипатом с 405 г. и пользовался влиянием при дворе, так что по смерти императора Аркадия в 408 г. брат его Гонорий, император Западной империи, назначил сего Анфемия опекуном к 8-ми летнему сыну Аркадия Феодосию и доверил ему временное правление всей Восточной империей. Поэтому Анфемий в житии называется царем. О нем упоминает блаженный Феодорит, и сохранилось письмо к нему св. Иоанна Златоуста. один из пяти главных филистимских городов в Палестине на берегу Средиземного моря, между Газою и Азотом. Назначенный в уделе колену Иудину и завоеванный им, он, однако, после был независим и, подобно другим филистимским городам, был во вражде с Израилем. разумеется св. великомученик Мина, память коего празднуется 11-го ноября. Мученическая кончина святого Мины последовала в 304 г. и останки его верующими были перенесены в Александрию, где на месте погребения их был воздвигнут Храм; сюда то и стекались многочисленные поклонники, так как по молитвам святого совершалось здесь множество чудес. правитель области. иначе называемый аналав, — это принадлежность монашеского одеяния. В древности параманд состоял из двух ремней, надеваемых поверх хитона или рубахи крестообразно на плечи, в знамение поднятия на рамена крестного ига Христова. Иначе параманд устроялся из двойных шерстяных перевязей, спускавшихся с шеи и обнимавших крестообразно плечи под мышками и затем препоясывавших нижнюю одежду. Впоследствии к этим ремням и перевязям стали прикреплять небольшой льняной плат на груди с изображением страданий Христовых, опоясываясь концами ремней или перевязей его крестообразно, на подобие дьяконского ораря. Некоторые из иноков надевали параманд поверх одежды монашеской, иные не только сверх хитона, или рубахи, как носят и теперь. В настоящее же время поверх одежды носят удлиненный параманд или аналав только схимники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Все трое покушали пищи и попили воды. Наступил вечер и юноши спросили пр. Макария, останется ли он у них на ночлег. Когда старец изъявил желание остаться, юноши постелили одну рогожу для него, другую же для себя. Все улеглись спать. Св. авва Макарий при этом молился Богу открыть ему «делание» пришельцев. И вот когда прошло немного времени, отверзлась крыша и был свет как днем. В это время старшей пробудил младшего, оба они встали, опоясались и воздали руки к небу.... И я видел, передает Макарий, как демоны подобно мухам летели на младшего и старались сесть ему на уста и глаза, но ангел Господень отражал их. К старшему же они не могли приблизиться. На утро, когда юноши стали петь псалмы, пр. Макарий заметил, что из уст старшего выходит как бы огненная веревка, которая касается неба, а из уст младшего – луч. Из всего этого наш старец понял, что старший брат совершенен, а с младшим еще борется злой дух. Уходя, Макарий просил у юношей святых молитв. Скоро потом юноши скончались. После смерти этих двух отроков авва Макарий часто водил приходящих к нему отцов в келии их и при этом говаривал: «смотрите, где мучились юные странники». – Были случаи, когда к пр. Макарию приходили даже женщины под именем мужчин с целью подвизаться под его руководством. Известен следующий рассказ об Аполлинарии, дочери императора Антония 28 . Аполлинария сначала надолго подвизалась в одной пустынной болотистой местности Египта и имела вид евнуха. Повстречавшись однажды с преп. Макарием, она просила отвести ей келью в его скиту. Наш отец не зная, кто она, разрешил незнакомке поступить в число братий, при этом Аполлинария назвалась Дорофеем. Дорофей – Аполлинария – день и ночь проводила в молитве, усердно занималась обычным монашеским рукоделием и скоро за свои подвиги получила от Бога дар исцеления от болезней. Так, между прочим, она исцелила больную свою сестру, в которую вселился демон. Никто из братии не знал, что у них под именем Дорофея подвизается женщина. Только после смерти Дорофея-Аполлинарии узнали, что это была женщина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

На стук его в дверь юноши отворили и молча приветствовали вошедшего авву. Сотворив обычную молитву, старец присел. Между тем старший юноша дал знак младшему выйти из пещеры, а сам, храня молчание, принялся за рукоделие. В девятом часу явился младший юноша, приготовил похлебку, и по знаку старшего поставил ее на стол, положил сюда и три хлеба. Юноши ожидали благословения трапезы от Макария. Макарий благословил и началась трапеза. Все трое покушали пищи и попили воды. Наступил вечер и юноши спросили преп. Макария, останется ли он у них на ночлег. Когда старец изъявил желание остаться, юноши постлали одну рогожу для него, другую же для себя. Все улеглись спать. Св. авва Макарий при этом молился Богу открыть ему «делание» пришельцев. И вот когда прошло немного времени, отверзлась крыша и был свет как днем. В это время старший пробудил младшего, оба они встали, опоясались и воздели руки к небу... И я видел, передает Макарий, как демоны, подобно мухам, летели на младшего и старались сесть ему на уста и глаза, но ангел Господень отражал их. К старшему же они не могли приблизиться. На утро, когда юноши стали петь псалмы, преп. Макарий заметил, что из уст старшего выходит как бы огненная веревка, которая касается неба, а из уст младшего – луч. Из всего этого наш старец понял, что старший брат совершен, а с младшим еще борется злой дух. Уходя, Макарий просил у юношей святых молитв. Скоро потом юноши скончались. После смерти этих двух отроков авва Макарий часто водил приходящих к нему отцев в келлию их и при этом говаривал: «Смотрите, где мучились юные странники». Были случаи, когда к преп. Макарию приходили даже женщины с именем мужчин с целию подвизаться под его руководством. Известен следующий рассказ об Аполлинарии, дочери императора Антония 346 . Аполлинария сначала долго подвизалась в одной пустынной болотистой местности Египта и имела вид евнуха. Повстречавшись однажды с преп. Макарием, она просила отвести ей келлию в его скиту. Наш отец, не зная, кто она, разрешил незнакомке поступить в число братий, при этом Аполлинария назвалась Дорофеем. Дорофей-Аполллинария день и ночь проводила в молитве, усердно занималась обычным монашеским рукоделием и скоро за свои подвиги получила от Бога дар исцеления от болезней. Так, между прочим, она исцелила больную свою сестру, в которую вселился демон. Никто из братии не знал, что у них под именем Дорофея подвизается женщина. Только после смерти Дорофея-Аполлинарии узнали, что это была женщина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Учение вообще о неполной человеческой природе Христа прямо в них не выражается, напротив, нередко можно находить замечания, что Христос, будучи совершенным Богом, соделался и совершенным человеком по воплощении. Этим объясняется возможность подлога и то доверие, какое он встретил среди православных. Не возбудило подозрений и встречающееся в них неоднократно утверждение о единой природе Христа. Когда в V в. возобновились христологические споры и на борьбу с догматическими крайностями Антиохийской школы выступил св. Кирилл Александрийский, надписанные авторитетными именами произведения из прямо противоположного антиохийцам лагеря были приняты им с полным доверием, и он первый воспользовался ими, как одним из самых сильных оружий против ереси Нестория, утверждавшей двойство не только природ, но и ипостасей в Богочеловеке. Сравнение соединения Божества и человечества во Христе с органическим единством природы состоящего из души и тела человека и приложение поэтому ко Христу наименования также «единой природы» оказывалось вполне соответствовавшим в данном случае полемическим целям, будучи принято в качестве наследства от прежних отцов. При каких обстоятельствах и в каком объеме под ложные документы сделались Кириллу известными, дать на эти вопросы точный ответ трудно. Доверие Кирилла, главного борца против несторианства, к столь важным в борьбе с ересью патристическим свидетельствам, разделяли и другие участники этой борьбы. В собрании подобных свидетельств, прочитанном в Ефесе на первом заседании III Вселенского собора 431 г. 22 июня протонотарием пресвитером Петром, фигурируют в ряду других авторитетов и имена пап Юлия и Феликса с выписками из аполлинарианских документов, находящимися в Апологетике Кирилла. Противники Кирилла, несмотря на свой полемический интерес к аполлинарианству, со своей стороны, по–видимому, не имели в своем распоряжении средств к раскрытию подлога. Обвиняя Кирилла и его союзников в аполлинари–анстве и арианстве за отнесение к Божеству свойственных человеческой природе предикатов, они могли отвечать на приводимые против них цитаты из отцев только общими предположениями о допущенной Кириллом и его сторонниками подделке или, по крайней мере, о злоупотреблении сходством имен известных православных и еретических авторов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Но, приняв такое объяснение, сразу сталкиваемся с трудностью: как же тогда объяснить, что в списках сыновей Ноя Хам всегда идет вторым, раньше Иафета, хотя и после Сима (см. 5:32, 6:10, 7:13, 9:18; 10:1; также 1Пар.1:4 )? И здесь толкователи, принимающие точку зрения, что именно Хам назван младшим сыном, распадаются на два лагеря: одни считают, что Хам по рождению был вторым сыном Ноя, но в наказание стал считаться младшим из сыновей; другие говорят, что Хам изначально был младшим сыном Ноя, но в списках сыновей он поставлен автором книги Бытия на второе место. Итак, первое мнение: Хам действительно был вторым сыном Ноя, но после этого проступка он потерял свое место в иерархии сыновей Ноя и в наказание «разжалован» отцом, получив статус самого меньшего из сыновей. Таким образом, в этой версии место Хама в списках сыновей Ноя считается первичным, тогда как именование его младшим сыном – вторичным. В «классическом» виде это мнение представлено в комментарии свт. Иоанна Златоуста : «Хам, конечно, не был самым младшим; он был второй и старше Иафета. Но, если он и был старше его по возрасту, зато по душе оказался моложе, и дерзость поставила его ниже [младшего брата]. Так как он не хотел остаться в своих пределах, то и потерял честь, предоставленную ему природою, и как он злой своей волей потерял то, что имел от природы, так Иафет, чего не имел от природы, то приобрел доброй волей» [ Иоанн Златоуст , 1898, 306]. Несколько иной вариант этой точки зрения предлагает Раши, который слово принимает в его втором значении – «незначительный, презренный», и говорит: «Меньший сын его – порочный и презренный. Подобно сказанному: „…Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми“ ( Иер.49:15 )» [Классические комментарии, 2010, 141]. Представители другой группы исходят из противоположной аксиомы: первичным источником информации о возрасте Хама относительно других сыновей считается Быт.9:24 , тогда как списки сыновей Ноя считаются вторичными. Почему же автор младшего сына Ноя поместил на второе место во всех родословиях? Вот три варианта ответа на этот вопрос:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010