Мало древней утвари хранится в ризнице за главным алтарем по случаю многих разорений обители пожарами и неприятелями; даже довольно долгое время она находилась в совершенном запустении. В 1387 году выжгли ее сами Новгородцы в числе прочих 28 монастырей, когда готовились к обороне против Великого Князя Димитрия Донского; в 1570 году во время казней Новгородских игумен Антониевой обители Геласий с двадцатью иноками погибли под мечем Грозного Иоанна, и расхищена была вся ее казна, а драгоценные яшмовые сосуды, которые привез с собою из Рима преподобный Антоний, взяты в Москву и доселе хранятся в ризнице Успенской. В Антониевой однако уцелели ризы святого основателя, белые, шелковые, и орарь, шитый золотом. Игумен Кирилл был обновителем запустевшей обители после нашествия Грозного, и она процвела в царствование Феодора Иоанновича, но потом опять подверглась общему разорению Шведскому, так что в ней оставались одни только каменные церкви, соборная и Сретенская; последняя заложена также преподобным Антонием, но совершенно перестроена Владыкою Новгородским Алексием в 1537 году и существует доныне. Все же прочее, ограда и кельи, большею частью деревянные, были совершенно истреблены. С основанием семинарии в монастыре Антониевом, в 1740 году, начал он восставать из развалин усердием Архиепископа Новгородского Амвросия, который избрал себе место упокоения в паперти соборной против самого камня св. Антония. Духовное училище существовало прежде в палатах архиерейских, где учредили оное ученые братья Греческие Лихудии под покровительством Митрополита Иова, и оно процветало во время управления знаменитого витии церковного, Архиепископа Феофана; но преосвященный Амвросий был собственно основателем семинарии Новгородской, и после кратковременного ее упадка она просияла новым блеском в начале нынешнего столетия. Замечательна древность икон Греческого письма в иконостасе соборном, который был обновлен в царствование Петра Великого; особенно изящны: храмовая Рождества Богоматери. Благовещения и Софии Премудрости Божией и две на столбах с ликами и чудесами чудотворца Николая и преподобного Антония. Но в самом храме есть еще одна священная память блаженного Римлянина: это его молитвенная келья и над нею тесная церковь подобных ему подвижников, Онуфрия и Петра Афонского; туда ведет крутая лестница в столпе, пристроенном к собору. Там по примеру древних столпников спасался чудный пришелец Римский и приносил ежедневно бескровную жертву. Привыкший к тесноте своего камня, на коем провел целый год и совершил таинственное плавание, он как бы боялся простора новой своей обители в земле Новгородской и добровольно заточил себя в каменном столпе в ожидании еще теснейшего жилища, чрез которое взошел в небесные обители, и там ходатайствует всем нам спасение своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На первой странице изображен в раме череп, с синими глазными впадинами и таковыми же под ним костями. Наверху надпись: Кости зрак, Смерти знак. Се всяк Будеши так. А далее написано: «Зри человече и познавай сия глава по смерти твоей будет твоя такова. Глаголю сия зрящему на мя, аз убо бех яко же ты. Ты же будеши яко же аз. Сия глава сама о себе сказует и подобие свое нам показует». На следующем листе, по-видимому, было заглавие, но оно вырвано и заменено белой бумагой. Надпись: «Синодик или помянник» тоже наклеена. Очевидно, срезано именно то, что нас теперь и должно интересовать особенно, а именно: его принадлежность тому или другому монастырю или собору, о чем и остается догадываться по разным данным, которых в первой части нет почти никаких, ибо все здесь носит общий характер, начиная с предисловия и оканчивая 40 листом, где находится помянник патриархов, оканчивая Адрианом. С оборотной страницы 40 листа начинается вторая часть, но не в изначальном виде. Здесь, после рода статского советника Григория Александровича Кудрицкого, помещается род Чебоксарской Покровской церкви Священника Алексея Петрова Орловского, купившего эту книгу, и прежде других внесшего свой род. На следующей странице, в прекрасных колоннах и среди чудных цветов, написаны роды Чебоксарского купца Афанасия Колокольникова и купца Алексея Тим. Казанцева. Но все это, как и многое последуюшее – интерполяции. Только, кажется, через 10 листов начинается старый помянник. Здесь поминаются: Великий князь Владимир, Борис и Глеб, Ярослав, Всеволод, Владимир Мономах , Иоанн Калита, Димитрий Донской, Царевич Димитрий и т.под. Далее поминаются Московские Митрополиты: Петр, Феогност, Корнилий, Алексий и т.под., оканчивая Вениамином, причем Дионисий, Феопемт и Антоний приписаны. Потом идут имена Архиепископов и Епископов, начиная с Серапиона и оканчивая Варлаамом. Далее род (?) Соловецкого монастыря Архимандритов, оканчивая Фирсом Ионою. Потом идет род создателя Валаамского монастыря, род Зосимы Соловецкого, роды: Филиппа Митрополита Московского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского, Александра Свирского , Антония Сийского, Антония Римлянина, Иоанна Новгородского, Саввы Освященного, Гурия Казанского, Варсонофия Тверского, Германа Свияжского Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

О, великое и богоподражательное неизреченное смиренномудрие! Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил и нарек не рабом себе, но другом, и кому обещал, где Сам будет, и ему вселиться зреть славу Его! Все сие ведая, преподобный изволил наипаче быть в смирении, которое не может повредить, но только укрепляет в спасении. Ради этого молился такими словами. Помолившись, преподобный велел священноиноку Андрею, моей худости, кадить себя и отходную петь. И возлег на одр свой, и отошел к Богу в вечный покой. И погребен был святой честно архиепископом Нифонтом со священным собором и со множеством народа града того, со свечами и кадилами, со псалмами и пением песен духовных в лето 1147-ое, месяца августа в 3 день, на память преподобных отцов наших Исаакия Далматского и Фавста. И положено было честное тело его в церкви Пречистой Богородицы, что сам создал. Жил же преподобный с пришествия своего до игуменства 14 лет, в игуменстве же был 16 лет и всего жил в обители 30 лет. По благословению преподобного, архиепископ Нифонт поставил в игумены ученика преподобного Антония, священноинока Андрея. (2-й игумен Антониева монастыря (1147–1157 гг.) 55 С. 675). Сей Андрей и поведал архиепископу Нифонту, и князьям града того, и всем людям все, что слышал от преподобного о чудесах сих. Архиепископ же и все люди, подивившись, воздали хвалу Богу, и Пречистой Богородице, и великому чудотворцу Антонию. И с тех пор стал преподобный Антоний называться Римлянином. И повелел архиепископ Нифонт сие житие преподобного изложить, и написать, и церкви Божией предать на утверждение Веры Православной и спасение душ наших; римлянам, которые отступили от Православной Веры и предались латинской ереси, на посрамление и в укор и проклятие; во славу же и честь Святой Живоначальной Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Из «Слова нохвального на нречестную иамять нреподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Реконская Троицкая пуст., общ., в 45 в. от г. Тихвина, при р. Рекони. Основана до 1676 г.; в 1764 г. упразднена; возобновлена в 1860 г. Здесь находится древняя чудотворная икона Св. Троицы, известная с XIII в. Рождество-Богородицкий Антониев , 2 кл., в Новгороде, на бер. р. Волхова. Основан пр. Антонием Римлянином (см. 3 авг.). Каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен пр. Антонием, освящен в 1119 г. и сохранился до наших дней. Здесь в серебряной раке, сооруженной в 1860 г., открыто почивают мощи пр. Антония и под спудом почивают мощи свв. 5-ти братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия (см. 4 мая). К числу достопримечательностей мон. относятся: колокол (весом в 1 п. 10 ф.) и 6 мозаических икон XII в., каменный шестиконечный крест, ветвь морской травы или морская трость, которую пр. Антоний, по преданию, держал в руке, во время чудесного прибытия в Новгород, камень, на котором приплыл он, два медных паникадила и две фелони, по преданию, принадлежавшие пр. Антонию. В память открытия мощей пр. Антония ежегодно совершается в первую пятницу после Петрова поста крестный ход из Софийского Новгородского собора в мон.: по окончании литургии св. мощи обносятся с крестным ходом вокруг монастырского соборного храма. Савво-Вишерский , зашт., общ., в 10 в. от Новгорода, на бер. р. Вишеры. Основан в 1417 г. пр. Саввой Вишерским (см. 1 окт.); в 1764 г. упразднен; в 1769 г. восстановлен. Здесь почивают под спудом мощи пр. Саввы; в приделе его имени замечательна икона, писанная после кончины преподобного; в часовне мон. хранится крест, водруженный пр. Саввой. Свято-Духов , зашт., общ., на р. Мсте, при г. Боровичах. Основан в 1327 г. Здесь хранится часть мощей св. Иакова Боровицкого (см. 23 окт.). В день Пятидесятницы и Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается крестный ход из мон. в городской собор, в день Сошествия Святого Духа и 23 окт. – из собора в мон. Сковородский Михаиловский , 3 кл., в 4 в. от Новгорода, на бер. р. Волхова, в местности, углубленной в середине с отлогим возвышением по краям, на подобие сковородки. Основан в 1355 г. св. Моисеем (см. 25 янв.). В мон. находится древняя икона святит. Николая и хранится деревянный крест, который был положен в гроб со св. Моисеем и лежал 300 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Святая Церковь обратилась к народу с призывом к покаянию и молитве об избавлении от несчастья. По благословению Синода, распространялось среди народа и читалось ю всех храмах «Пастырское увещание православным христианам по случаю распространившейся заразительной болезни – холеры». «В настоящее время, – говорится в Увещании, – любовь к Богу весьма во многих у нас охлаждается, и на место ее становится самолюбие, любовь к ближнему уменьшается, а на место ее входит своеволие; приверженность к Святой Церкви погасает и на место ее многие стараются поставить свою « церковь », потворствующую страстям их.... Итак, мы можем и должны думать о постигающем нас несчастье не иначе, как о гневе Божием, который «открывается с небес, – как пишет Апостол, – на нечестие и неправду человеков». «Православные христиане, – взывали пастыри, – принесите Господу Богу искреннее покаяние, начните жизнь, угодную Богу, молитесь всею душою о милости Божией!» В Новгороде этот призыв был услышан. В храмах совершались покаянные молебны об избавлении от смертельного бедствия. 3 июля 1831 г., в первую пятницу после дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла, как всегда, множество новгородцев собралось в собор Рождества Богородицы Антониева монастыря на празднование обретения мощей преподобного Антония Римлянина. У раки с мощами Новгородского чудотворца возносились горячие молитвы к Пресвятой Богородице и угоднику Божию святому Антонию. С сердечным покаянием просил православный люд своих заступников, чтобы умолили они Всевышнего Бога сменить гнев Свой на милость, простить грехи, даровать помощь в постигшей беде, избавить от смертоносной язвы. И вот в собор пришли с вестью о чудесном явлении образа Божией Матери в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В нише над дверями, ведущими из западного притвора в большой храм, сама собой отпала штукатурка и раскрылся написанный на стене образ Богородицы Одигитрии. Услышав о новой святыне, дарованной умилосердившимся Богом по молитвам Богородицы и преподобного Антония, люди с радостью поспешили к ней. С благоговением совершили они молебное пение Богородице перед новоявленной Ее иконой, через которую, верили, получат от Господа скорое избавление. После этого болезнь в Новгороде пошла на убыль и вскоре совсем исчезла, и бунты военных поселян на губернию не распространились.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

49 . ПАВЕЛ II Чупровский. Из Новгородских студентов. С 1777 года. В 1779 году скончался. 50 . ВАРЛААМ II Маевский. Архимандрит. С 1779 года. В 1786 году скончался. 51 . ИОАСАФ II. С 1786 года; в 1789 году определён в Невский монастырь Наместником. 52 . ЛАВРЕНТИЙ. С 1789 года; в 1800 году определён в Уфимский монастырь Архимандритом. 53 . ГЕДЕОН II Мошатин. С 1800 года. Из казначеев Вяжицкого монастыря; в 1804 году переведён в Сковородский монастырь. 54 . ИАКОВ Богословский. В 1804 году, из казначеев Архиерейского дома. Добавление из VI тома Скончался в 1811 году, Мая 21, и погребён в паперти Соборной монастырской церкви. 55 . ВЛАДИМИР Ужинский, Префект Новгородской Семинарии, произведен в Игумена в 1811 году, Июня 2. В том же году, Ноября 24, посвящён в Архимандрита Антония Римлянина монастыря. 56 . ИЕРОНИМ Сретенский, в 1812 году, Марта 10, произведён из Иеромонахов Соборных и Инспекторов Новгородской Семинарии. В том же году, Марта 30, определён Префектом. В Июле 1813 года от должности Префекта уволен. Дерновская Спасская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Нижегородской епархии близ села Бармина на берегу реки Волги. В этой пустыни были две церкви деревянные: 1) во имя Божьей Матери Одигитрии с приделом Пр. Зосимы и Савватия Соловецких; 2) во имя Св. Николая Чудотворца. Десятин Новгородский монастырь 2 класса девичий. Находится внутри Великого Новгорода, на Софийской стороне, у земляного большого вала, близ Псковской заставы. Построен этот монастырь в 1327 году Великой Княгиней, Супругою Великого Князя Ярослава. По описи, в 1615 году сочинённой, значится, что здесь была церковь каменная во имя Успения Божьей Матери. Здания в монастыре сем ныне следующие: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Рождества Божьей Матери с двумя приделами: а) во имя Знамения Божьей Матери и б) во имя Св. Великомуч. Пантелеимона освящённый в 1808 году; 2) КОЛОКОЛЬНЯ над святыми воротами, построенная в 1788 году, и при оной несколько келий; 3) КЕЛЬИ Настоятельницкие, а прочие строения все деревянные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая. Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Преподобного Ефрема Перекомского. Преподобного Корнилия Комельского Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского. Равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Святителя Леонтия, епископа Ростовского. Преподобного Симеона столпника, преподобного Никиты, столпника Переяславского. 3-е Обретение честной главы Иоанна Предтечи. Великомученика Федора Стратилата. Преподобного Кирилла Белоезерского. Апостолов Варфоломея и Варнавы. Святителя Ионы, митрополита Московского. Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Собор Двенадцати Апостолов. Бессребреников Козмы и Дамиана. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Положение ризы Господней в Москве. Равноапостольного великого князя Владимира. Великомученицы Марины (Маргариты). Пророка Илии. Мироносицы Марии Магдалины. Благоверных князей Бориса и Глеба. Успение святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Преподобномученицы Параскевы. Великомученика Пантелеймона. Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. АВГУСТ 1 Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого. Преподобного Антония Римлянина Новгородского. Перенесение Нерукотворенного Образа Спасителя. Преподобного Аврамия Смоленского. Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. СЕНТЯБРЬ 1 Начало индикта (церковное новолетие), преподобного Симеона Столпника. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех. Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского. Праведных богоотец Иоакима и Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Девичий, упразднённый. Находится в городе Старице. Строения в нём ныне: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Вознесения Господня, построенная в 1759 году тщанием Игуменьи Ксанфиппы; 2) КЕЛЬИ деревянные; 3) ОГРАДЫ половина каменная, а другая половина деревянная. До состояния Духовных в 1764 году Штатов Настоятельство было Игуменьинское, а с того времени оставлен на своём содержании и вскоре потом упразднён. Вознесенский Харьковский Хорошевский монастырь См. Хорошевский Харьковский Вознесенский. Вознесенский Цивильский монастырь См. Цивильский Вознесенский. Вознесенский Яринский монастырь См. Яринский Вознесенский. Волокодержсковский Никольский монастырь Упразднённый (ныне приходская церковь ). Находился в Новгородской Епархии в Боровицком уезде, от города Борович к северу в 15, от Новгорода в 190 вёрстах на правом берегу реки Мсты на Волочке Держкове, почему и Волокодержсковским именовался. Около половины XVII столетия был он приписным к Антониеву Новгородскому монастырю, и строения в нём тогда были: 1) ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца с приделом Вознесения Господня; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня с трапезой; 3) ЦЕРКОВЬ Воскресения Христова; 4) пять КЕЛИЙ монашеских; 5) ОГРАДА кругом монастыря. А ныне ЦЕРКВИ: 1) каменная во имя Св. Николая, с двумя приделами; 2) деревянная во имя Преображения Господня; 3) каменная во имя св. Иоанна Предтечи с приделами: а) во имя Покрова Божьей Матери и б) Пр. Антония Римлянина; 4) во имя Живоначальной Троицы деревянная. Волоколамский Варваринский или Варварский монастырь См. Варваринский Волоколамский. Волоколамский Власьевский монастырь См. Власьевский Волоколамский. Прибавление из VI тома Волоколамский Воздвиженский монастырь Мужской. Находился близ Волоколамска. В нём Пр. Иосиф обучался грамоте (см. Житие его между рукописями Новгородской Софийской библиотеки. Волоколамский Возмицкий монастырь См. Возмицкий Волоколамский. Волоколамский Иосифов монастырь Московской Епархии 2 класса мужской находится в уезде Волоколамском, расстоянием от города Волоколамска в 18 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Макария, архиеп. Новгородского (1526-1542). На иконе из Боровичей цикл морских чудес на нижнем поле образует своеобразное подножие для святого в среднике, так что создается эффект парения фигуры святителя над бескрайними просторами моря с островками земли; морской ландшафт изображен не в соответствии с визант. приемами, а как бы с высоты в виде клубящегося позема синего цвета с волнами-завитками, с фигурами людей и строениями как частью огромного синего моря-мира. В цикл морских чудес оказывается включено и Чудо о 3 иконах, поскольку сцена с присутствием патриарха Афанасия в доме благочестивого константинопольца Феофана дополняется событием на море: Н. явился патриарху во время шторма и спас его вместе со спутниками. С нач. XVIII в. в московской старообрядческой среде формируется убеждение, что Деисус с Н., прославленный визант. патриархом Афанасием, хранится в Успенском соборе Московского Кремля ( Смирнова. 2007. С. 205; Маханько М. А. Легенды о «греческом» происхождении рус. древностей в XVII в.: Икона Николы К-польского патриарха Афанасия в Успенском соборе Московского Кремля//Каптеревские чт. М., 2010. Вып. 8. С. 208-237). Иллюстрация Чуда о 3 друзьях как сюжет спасения 3 христиан с языческого корабля, плывшего из Понта в К-поль, станет традиционной для житийных циклов XVII-XVIII вв. Иконография эпизодов близка к истории прор. Ионы - сходен образ чудовища, глотавшего мореплавателей, упавших в воду, а их спасение на камне напоминает историю новгородского прп. Антония Римлянина, к-рый приплыл на камне к Новгороду. Иконы, подобные образу миниатюрного письма из Боровичей, отличаются искусностью композиций, сиянием драгоценных красок, сочетанием сложной архитектуры с дворцами, где происходят пиры. В отдельный цикл в XV-XVI вв. выделяются т. н. детские чудеса чудотворца, клейма с их иллюстрациями следуют после клейма, иллюстрирующего рождение святого. Сюжет, связанный с отказом младенца Н. от материнской груди, есть на житийной иконе святителя из Никольского Вяжищского мон-ря рубежа XIV и XV вв., вывезенной, видимо, уже в XVI в.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

О. В. широко почитался на всех слав. землях. На Руси его почитание зафиксировано в домонг. период, о чем свидетельствуют иконографические источники (см. разд. Иконография); особенно ярко оно выражено на территории Галицко-Волынского княжества. В XV в. во Львове был основан мон-рь во имя О. В. (место захоронения первопечатника И. Фёдорова), известно неск. др. мон-рей во имя О. В. на территории Украины, Белоруссии, Польши (подробнее см.: Войтенко. 2017. С. 86-89). В России придел во имя О. В. был в Спасо-Елеазаровом монастыре (основан в 1424/25 г., совр. Псковская обл.), в дальнейшем продолжилась традиция посвящать преподобному приделы храмов. Особенности почитания О. В. на Руси связывают с представлениями о нем как об избавляющем от внезапной смерти, помогающем в сложных и опасных случаях деторождения и исцеляющем тяжело больных детей ( Å kerman Sarkisian. 2007; Трубачёва. 2005. С. 31; C. 50-51). С этим связывают устройство рус. царицами с XVII в. особого придела в честь О. В. в домовой церкви вмц. Екатерины в Московском Кремле. В народных эсхатологических представлениях О. В. замещает собой прор. Еноха и вместе с прор. Илией выступает посланцем Бога накануне Страшного Суда ( Федотов Г. Стихи духовные. М., 1991. С. 106). Одним из давних центров почитания О. В. был также Вел. Новгород. Посвященные преподобному престолы известны в мон-рях этого города и его округи с XII в.: в лестничной башне собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря (посвящен О. В. в паре с прп. Петром Афонским, возможно, был молельней самого основателя мон-ря, прп. Антония Римлянина, см.: Димитрий (Сперовский), еп. О внутреннем устройстве храмов новгородского Антониева мон-ря в XVII ст. по сравнении с наст. их состоянием//Тр. XV Археол. съезда в Новгороде 1911 г. М., 1914. Т. 1. С. 238; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII вв. СПб., 2004. С. 150). Деревянный обыденный (построенный за день) храм с престолом во имя О. В. был возведен в 60-70-х гг. XV в. в Отенском мон-ре в округе Вел. Новгорода по инициативе постриженика и ктитора мон-ря, свт. Ионы, архиеп. Новгородского. Изображение О. В. часто встречается в росписях новгородских храмов; появившееся после 1528 г. оно составляет пару с изображением прп. Макария Египетского на поле чудотворной иконы «Знамение» Божией Матери (ныне в соборе Св. Софии).

http://pravenc.ru/text/2581421.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010