3-е Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста Пр. Исаакий (30 мая) скончался в 383 году, передав игуменство в основанной им обители Далмату, по имени которого она и называлась Далматскою. Далмат, в мире воин, презрев все мирское и оставя жену и детей, взял только сына Фавста и принял (381 г.) монашество в обители Исаакия. Ставши игуменом, подвизался больше прежнего, боролся с еретиками и оказал важную услугу православию. Когда на Ефесском соборе (131 г.) сторона еретическая готова была подавить православных, он, став во главе игуменов, монахов и верных православию мирян, пошел к царскому дворцу и дерзновенно говорил пред императором за истину, тогда как до сего 48 лет не выходил никуда из монастыря, не смотря на просьбы самого царя, чтобы он, во время бывших землетрясений, участвовал в общих молитвах. Скончался в глубокой старости, после 437 года. Сын Далмата Фавст также славен был добродетелями и мирно предал дух свой Господу. Преп. Пелагии Сирской В тот же день преп. Пелагии Сирской. Искренняя подвижница, почившая в октябре 502 года. О ней см. 10-го июня в житии преп. Пансемнии. † Преп. Антония Римлянина Все возможно верующему ( Мк.9:23 ). Если кто скажет горе сей: двинься и бросься в море, и не усумнится в сердце своем, а поверит, что сбудется по слову его: будет ему, что ни скажет» ( Мк.20:23 ). – Это – слова Того, Чье каждое слово – ей и аминь. Опыты тому – в жизни пр. Антония Новгородского. Преподобный Антоний родился, как сам он рассказывал ученику своему Андрею 10 , в Риме, от родителей весьма богатых и православных. Известно и по другим сведениям, что в Италии в X и XI в. весьма много жило православных греков и были православные обители 11 . Антоний по смерти родителей, видя волнение и раздоры в мире, решился посвятить себя на служение Богу. На 19 году принял пострижение и несколько лет прожил в пустыни, где иноки проводили жизнь скитскую. К великой субботе поста собирались они в малый пустынный храм, слушали литургию и приобщались св. Таин; в пасху также в общем собрании слушали утреню и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Жизнеописание святого Тихона Задонского, епископа Воронежского и всея России чудотворца 473 Святой Тихон родился в 1724 году в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова села Короцка Новгородской губернии Валдайского уезда и наречен при святом крещении Тимофеем. Мать овдовела вскоре после рождения сына, и семья жила в большой бедности. Маленькому Тимофею случалось ходить на поденщину к крестьянам ради куска хлеба. Был в селе один бездетный ямщик, который полюбил мальчика и предлагал усыновить его. Мать согласилась и однажды повела к нему сына, но старший брат догнал их и упросил мать не делать этого. Дело расстроилось, Господь готовил его на другое... В 1735 году вышел указ императрицы Анны, чтоб забирать в солдаты всех недоучившихся детей представителей духовного сословия. Это побудило родных отдать Тимофея в Новгородское духовное училище. Повезла его мать, уже больная, да вскоре в Новгороде же и скончалась. Остался Тимофей круглым сиротой. Нелегко было ему; казенной стипендии не досталось, а брат, псаломщик в Новгороде, хоть и помогал по мере сил, однако этой помощи было недостаточно. Приходилось, как и в раннем детстве, ходить на поденную работу – копать гряды у огородников в свободное от занятий время. В 1740 году была основана семинария при монастыре святого Антония Римлянина 474 и выписаны учителя из Киева. В число избранных 200 учеников попал и Тимофей и был записан под фамилией Соколовского. Все свободное время он просиживал за книжками. Святитель вспоминал, как, случалось, продавал он половину своей дневной порции хлеба, чтобы на вырученные гроши купить свечу и читать где-нибудь в укромном уголке за печкой, пока товарищи шумели, резвились и нередко насмехались над ним. Возьмут старый лапоть и давай кадить, приговаривая «величаем тя»... За прекрасные успехи, еще не кончив курса, Тимофей получил место учителя греческого языка, а когда окончил, стал преподавать риторику. Теперь появилась возможность не только самому встать на ноги, но и помогать бедным родственникам. Сестра его овдовела и по крайней бедности ходила в Валдай мыть полы. Он взял ее к себе в Новгород. Но жениться и получить место священника Тимофей не пожелал, как ни уговаривали его родные. Позже он рассказывал, что два случая особенно повернули его ум и волю. Однажды, стоя на монастырской колокольне, тронул он перила, и они рухнули с большой высоты, так что он еле успел откинуться назад. Пережитая опасность дала ему яркое ощущение близости смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Бог готов каждому дать удивительный дар веры, но человек должен быть готов его принять 16 августа 2020 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили клирики храма. На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с этим воскресным днем, который совпал с днем памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Господь сподобил меня в предыдущую неделю посетить места, связанные с жизнью и служением этого святого в Новгородской земле, а также побывать в Варлаамо-Хутынском монастыре, где нес свои подвиги преподобный Варлаам Хутынский, небесный покровитель нашего святого храма. Вы, конечно, знаете, что храм, который изначально построили на этом месте, был посвящен именно Варлааму Хутынскому. Стоял он там, где сейчас находится правый придел, освященный во имя преподобного Варлаама. Со временем храм постепенно перестраивался, достраивался, расширялся; были возведены главный придел в честь Преображения Господня и придел в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Но почитание преподобного Варлаама в нашем храме всегда продолжалось благодаря чтимой иконе, которая находится в правом приделе. Один из настоятелей этого храма священномученик Константин Любомудров был горячим почитателем преподобного Варлаама Хутынского, и его мученическая кончина на Бутовском полигоне произошла в день памяти этого подвижника.

http://mospat.ru/ru/news/45444/

Согласно легенде, житель Рима Антоний чудесным образом приплыл на камне в Великий Новгород по реке Волхов в 1106 году, который сохранился до наших дней Мощи святого Антония Римлянина, которые считались утерянными около 80 лет, найдены в Великом Новгороде . Об этом  агентству «Интерфакс» сообщил источник в Новгородском государственном музее-заповеднике. Крышка раки Антония Римлянина, 16 век «Чудотворные мощи святого в драгоценной раке до революции хранились в Рождественском соборе Антониева монастыря. Во время антирелигиозной кампании в 1927 году раку вскрыли, а мощи отправили в антирелигиозный музей, который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи Антония Римлянина затерялись среди других и считались утраченными», — отметил сотрудник музея. Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 20 лет назад. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. «Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву», — отметил Пежемский. Дальнейшую судьбу мощей будет определять Новгородская митрополия. Согласно легенде, житель Рима Антоний чудесным образом приплыл на камне в Великий Новгород по реке Волхов в 1106 году, который сохранился до наших дней. В том же году Антоний основал в Великом Новгороде Рождественский монастырь, который впоследствии получил его имя. Ныне эта обитель является одной из древнейших в России. Торжественное обретение нетленных мощей Антония Римлянина и его канонизация, согласно летописным источникам, произошли в 1597 году. Мощи святого считались утерянными около 80 лет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-velikom-novgorode-na...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ († 17.06.1581), прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря , иконописец. Упоминается в повести «О преложении честного и многочудесного тела» св. Антония Римлянина и в рассказах о посмертных чудесах св. Антония, записанных Нифонтом - иноком Антониева мон-ря в 70-80-х гг. XVI в. (ГИМ. Хлуд. 199. Востряк. 1053, нач. XVII в.). В повести Нифонт рассказал о себе, что был учеником А., почитавшего прп. Антония Римлянина задолго до прославления последнего в лике святых. После совершения иноческого правила А. имел обыкновение молиться преподобному. Свою веру в святость прп. Антония А. передал и иноку Нифонту, благодаря к-рому в 1597 г. состоялось обретение мощей прп. Антония. По словам Нифонта, А. отличался терпением и строгой подвижнической жизнью, в течение 33 лет он не выходил за ворота обители. В 1570 г. А. стал свидетелем разгрома мон-ря войском царя Иоанна IV Васильевича Грозного и мученической кончины игум. Геласия с 20 братиями. В «Сказании о святых иконописцах» (кон. XVII в.) А. назван преподобным, «писаше дивныя иконы многих святых чудотворцов». Иконы, принадлежащие кисти А., неизвестны, но можно предполагать, что он исполнил первый образ прп. Антония на камне, на к-ром тот, по преданию, приплыл по Волхову. В 1547-1552 гг. камень был вложен в зап. стену Рождественского собора, изображение неоднократно поновлялось. Нет сомнений, что А. был погребен в родной обители, но где именно, неизвестно. Время местной канонизации А. также неизвестно, но уже в кон. XVII в. имя его входило в число святых Вел. Новгорода в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.; здесь указан день преставления А.). Канонизация А. была подтверждена включением в 1831 г. его имени в Собор Новгородских святых. В службе всем Новгородским святым А. прославляется как чудотворец: «Анания, добре соблюдый образ Божий в души твоей, из раки изобразуя святых и немощныя исцеливый тростию твоею, изобрази и в нас добродетельныя виды, всеславне» (3-й тропарь 6-й песни канона). На прориси с иконы «Новгородские чудотворцы» XVIII в. он представлен в правой группе в 5-м ряду 2-м слева, с надписью на нимбе: «Ahahiu» (Маркелов. Т. 2. С. 399).

http://pravenc.ru/text/114732.html

Яковцево. Церковь Троицы Живоначальной. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянные церкви в селе существовали до начала 19 века. В 1816 году было начато строительство каменного храма Покрова. Было завершено в 1820 году. Престолов в этом храме было три: главный – во имя Живоначальной Троицы, в приделах теплых -  в честь и св. Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. По церковно-метрическим книгам она числится как Троицкая Церковь.. История основания Яковцевской церкви во имя  Живоначальной Троицы Сведения об Яковцевском приходе восходят к концу XVII столетия. В то время Яковцево было государевым пашенным селом. В писцовых книгах за 1676 год говорится, что в селе действует деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, в которой  имеются образы: Живоначальной Троицы, Пресвятой Богородицы Одигитрии и св. великомученика Дмитрия Солунского. Строена та церковь по велению архимандрита Пахомия  из Макарьевского монастыря, что на желтых песках, а освящена она в 1667 году. Была в данном селе ещё одна деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая построена в 1673 году на средства приходских людей. Огорожена церковь забором со створчатыми воротами. А на церковной земле: дворы - попов Якова и Афанасия Ивановых; дьякона Кирилла Афанасьева; просвирни, место пономарское, два двора бобыльских. Эти две вышеупомянутые церкви существовали в Яковцеве до начала XIX столетия. В 1816-20 годах вместо деревянных церквей был устроен каменный храм. Наружный вид его до 1896 года оставался без изменений. Внутренние убранства обновлялись несколько раз. Престолов в этом храме было три: главный – во имя Живоначальной Троицы, в приделах теплых - в честь и св. Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Как особая святыня, в церкви сохранялись два небольших креста с частицами святых мощей. В первом кресте находились мощи: главы Иоанна Предтечи, Василия Великого, Иакова Боровицкого, Сергея Радонежского, Иоанна Многострадального, епископа Новгородского Антония Римлянина, архидиакона Стефана и др. В другом кресте хранились частицы св. мощей благоверного князя Константина Муромского и чад Михаила и Федора. Сохранилось  также старинное напрестольное Евангелие – печати 1657 года.

http://sobory.ru/article/?object=05557

Воскресенский храм (Витебск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Воскрешения Христова на Рыночной площади, Воскресенская (рынковая) церковь — православный храм в Витебске. Построен в 2009 году по образцу церкви XVIII века, стоявшей на этом месте и разрушенной в 1936 году. Содержание История [ править править код ] Первые сведения об основании православной Воскресенской Рынковой церкви относятся к XVI веку. На вкладном листке на четвероевангелии XVI века, которое хранится в Российской Национальной библиотеке в Москве, есть запись: «Василие и Симеоне Сисцче, мещане витебские на церковь Рынковую Воскресения Христова в Витебску стоячую, року тысяча пятьсот пятьдесят осмого (1558г.) на честь и хвалу Господу Богу вечными часы». Церковь также упоминается в инвентаре от 10 января 1618 года. На чертеже города Витебска 1664 года нарисован деревянный храм, который ориентирован по оси восток- запад. Упоминание о деревянной православной церкви, стоявшей именно на этом месте, есть и в «Памятной книге Витебской губернии 1865 года», в статье известного историка, краеведа и этнографа Витебской земли Александра Сементовского. Каменное здание церкви было заново построено на месте прежнего православного храма в 1772 году. Возведенная в стиле позднего барокко церковь стала украшением Ратушной площади. В 1926 году храм был отнесен к памятникам архитектуры, что не помешало властям взорвать его в 1936 году. В сентябре 2001 года начались строительные работы по возведению храма. В 2002 году в цокольном этаже устроен нижний храм святого преподобного Антония Римлянина, Новгородского Чудотворца. 5 июля 2006 года над Свято-Воскресенским храмом поднялись купола. За рекордно короткий срок их изготовила российская фирма «Морион». 7 апреля 2009 года храм посетил Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Филарет. 5 мая 2009 года на колокольне впервые зазвучали колокола. К открытию храма были выполнены иконы и установлен иконостас. Первая Божественная Литургия в воссозданном храме была совершена 10 июля 2009 года Патриаршим Экзархом всея Беларуси митрополитом Филаретом. 28 сентября его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В храме Святейший Патриарх подписал антиминс и преподнес в дар икону Богородицы. Описание [ править править код ] Внутреннее убранство

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ (Мартыновский Августин Васильевич; 1793, мест. Мясковка Ольгопольского у. Подольской губ.- 8.08.1872, Гербовецкий Успения Пресв. Богородицы мон-рь Бессарабской губ.), архиеп. Могилёвский и Мстиславский. Обучался в Шаргородском ДУ, с 1801 г.- в Каменец-Подольской ДС. 15 дек. 1817 г. рукоположен во священника к церкви мест. Гранов Гайсинского у. Подольской губ. Овдовев, в 1819 г. поступил в каменец-подольский Троицкий мон-рь, 5 мая 1822 г. принял монашеский постриг. В 1812-1823 гг. преподавал в Каменец-Подольской ДС, с 1821 г.- также польск. язык в Каменец-Подольском ДУ и ДС. 12 окт. 1823 г. поступил на высшее отд-ние КДА, к-рую окончил в 1825 г., в 1827 г. защитил магистерскую диссертацию. С 11 дек. 1825 г. бакалавр по кафедре Свящ. Писания и польск. языка в КДА. 18 мая 1829 г. назначен ректором Курской ДС, настоятелем рыльского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря с возведением в сан архимандрита (7 июня), 14 апр. 1832 г. переведен ректором в Новгородскую ДС, настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря . 4 авг. 1840 г. А. был хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, с 10 июня 1841 г. епископ Острожский, викарий Волынской епархии. С 22 нояб. 1844 г. епископ Могилёвский и Мстиславский, с 19 апр. 1853 г. архиепископ. На Могилёвской кафедре А. много внимания уделял повышению духовно-нравственного уровня священнослужителей, заботился об увеличении количества приходов (при нем в епархии насчитывалось 526 церквей), часто проповедовал, в наиболее многолюдных приходах епархии устраивал катехизические беседы, активно содействовал открытию школ. Проводил большую просветительскую работу среди старообрядцев-ветковцев (см. Ветка ): проповедовал, устраивал диспуты. Благодаря А. ок. 1 тыс. старообрядцев в Могилёвской епархии присоединились к Православию. Содействовал обрусению края, для чего в сельских школах епархии вводил преподавание рус. истории. Лично составил правила для западнорус. гимназий в деле правосл. воспитания и образования. 17 июля 1860 г. уволен на покой с местом пребывания в Гербовецком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , где и погребен.

http://pravenc.ru/text/115000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Доронин Денис Валентинович; род. 18 дек. 1980, г. Баку, Азербайджанская ССР(ныне Азербайджанская Республика)), еп. Слуцкий и Солигорский. Из семьи служащих. В 1986 г. семья переехала в Беларуссию. В 1998 г. окончил Дубовлянскую среднюю школу. С 1991 г. исполнял послушание алтарника в храме Марии Магдалины г. Минска. В 1993 г. окончил двухгодичную воскресную школу при том же храме. В 1998- 2003 гг. обучался в Минской ДС , по окончании которой зачислен на 1-й курс Минской ДА. С окт. 2005 г. по июль 2006 г., после окончания 2 курса Минской ДА, командирован в для прохождения обучения в Высшем институте православного богословия при Православном центре Вселенского Патриархата в Шамбези (Женева, Швейцария). В сент. 2008 г. в Минской ДА защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Белорусские требники XVII-XVIII вв.: история и литургическое богословие» с присвоением учёной степени кандидата богословия. С фев. 2007 г. по апрель 2010 г. исполнял послушание иподиакона митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) , патриаршего экзарха всея Беларуси. 1 нояб. 2007 г. принят на должность референта по связям с общественностью в Минское епархиальное управление. 14 авг. 2009 г. пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Постриг в Свято-Успенском соборе Жировичского мужского монастыря совершил митр. Минский Филарет. 28 авг. 2009 г. рукоположен во диакона в Свято-Успенском соборе Жировичского монастыря. 31 авг. 2009 г. назначен клириком Свято-Духова кафедрального собора г. Минска с поручением несения послушания личного секретаря патриаршего экзарха всея Беларуси митр. Минского Филарета. 6 апр. 2010 г. рукоположен во иерея в Свято-Успенском соборе Жировичского мон-ря. 7 апр. 2010 г. назначен клириком Свято-Духова кафедрального собора г. Минска. 14 дек. 2010 г. возведён в сан игумена. С окт. 2010 г. по июнь 2011 г. проходил обучение в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Москвы по программе повышения квалификации «Основы церковного управления».

http://pravenc.ru/text/2078164.html

Старая Русса. Церковь Александра Невского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Шел 1866 год. Как гром, поразила всю необъятную Русь весть о покушении на жизнь Царя-Освободителя. Всколыхнулись в ужасе, а потом обрадовались горожане и решили ознаменовать спасение Государя. На месте небольшой Тихвинской часовенки Городская Дума постановила выстроить церковку во имя св. благоверного Александра Невского. Быстро закипела работа. Самую часо­венку превратили в алтарь, пристроили к ней церковь с колоколенкою, и в 1871 году 30 августа новая церковка была торжественно освящена. Так и ныне нерушимо стоит она. Ярко блестит в ней золото на иконостасе и киотах. У южной стены, как раз против входа в церковь с улицы, в золоченом изящном киоте, стоит почитаемый образ Тихвинской Богородицы. Кругом иконы в серебряном окладе находятся мелкие изображения чудес от иконы. А по краям, в том же киоте, стоит справа образ Предтечи Спасова и слева — образ подвижника Новгородской земли Антония Римлянина. На северной стене церкви по сторонам дверей находятся образа — преподобного Варлаама Хутынского и Николая Чудотворца в серебряной ризе. Все эти образа из старой Тихвинской часовни. А в алтаре церкви хранится еще образ Тихвинской Божией Матери в ризе, украшенной жемчугом. Неизвестна история этого образа, но может быть, он и прислан был тихвинцами в 1570 году взамен иконы Старорусской Божией Матери, взятой тогда в Тихвин. Есть тут еще две небольшие иконы Бо­гоматери древнего письма, пожертвованные горожанами из родовых божниц. Это образ Богоматери, склонившейся над плащаницею с изображением усопшего Спасителя. Пожертвован он Северовыми. Другой образ Богородицы, сидящей на престоле, в фольговой ризе. Такова небольшая Александро-Невская церковь — Тихвинская часовенка, как зовут ее до сего времени горожане. Тихо, мирно мерцают около чудного образа негасимые лампадочки от усердных приношений горожан. И редко кто пройдет, не остановится около часовенки и не осенит себя крестным знамением при виде этого таинственного мягкого света пред образом Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=36572

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010