Молитва преподобному Антонию Римлянину   К тебе, преподобный отче Антоний, припадаем с усердною молитвою и поклонением. Мы веруем, что ты, почивая телом пред нами, духом живешь в горних селениях и молишься за нас, что молитва твоя, как молитва праведника, много может пред Благосердным Владыкою Умом Господа Бога, дивного во святых Своих, да сподобит Он Всевышний беспреткновенно преплыть нам, сущим во плоти, бурное житейское море и достигнуть тихой безмятежной пристани, иде же присещает Он Сам со всеми Своими избранными. Аминь! Сведения об игумене Андрее Новгородском 11 Память его празднуется в 3-ю Неделю по Пятидесятнице † 1157 Житие Антония Римлянина в сохранившихся списках X40;U-X40;VI в. приписывается Андрею, ученику и преемнику Антониеву по управлению монастырем. В самом житии Андрей не раз называет себя по имени: по его словам, он, священноинок Андрей, принял пострижение в обители Антония, был его послушником и учеником; умирая, Антоний призвал его к себе, сделал его своим духовным отцом и сообщил ему сведения о своей жизни, завещав ему описать ее по смерти. Из другого достоверного источника известно, что Андрей был поставлен игуменом в 1147 г. и умер в 1157 г. В конце жития читаем, что поручение написать его было повторено Андрею тогдашним епископом Нифонтом († 1156). (См. также Житие Антония Римлянина, Новгородского чудотворца – Сост.) Тропарь, глас 8 О тебе отче Андрее, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи Безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой. Кондак, глас 2 Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Андрее, отче наш, моли непрестанно о всех нас. – - Житие преподобного отца нашего Варлаама Хутынского 4, 6 Новгородского чудотворца Память его празднуется месяца ноября в 6-й день и 1-я пятница Петрова поста † 1192 Во второй половине XII века просиял в Великом Новгороде сей чудный подвижник. Хотя много уже было обителей иноческих, устроенных князьями и владыками внутри и в окрестностях Новгорода в течение первых двух веков его христианства, и Варлаам был уже одним из позднейших основателей. Он и преподобный Антоний Римлянин, за полвека до него живший, почитаются истинными отцами иночествующих в пределах Новгородских, подобно как Антоний и Феодосий Печерские были насадителями иночества на юге, а преподобный Сергий – в средней полосе России. Посему оба пустынные подвижника, Антоний и Варлаам, с особенной любовью чествуются в Великом Новгороде; преподобный Варлаам Хутынский вместе с Сергием Радонежским часто встречается и на иконах Московских, ибо его пустынное влияние благодетельно было в первопрестольной столице, и нередко являлся он в сонных видениях нашим Державным как ревностный заступник Церкви. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1508 г. 20 августа в 1 час дня загорелось на Славкиной улице в Окулове дворе Хмельникове у Логиновой жены Катерины в клети от свечи, и погорела Торговая сторона. Никогда в Новгороде такого пожара не было. Всего душ сгорело 3315 человек, много людей утонуло в Волхове. Был вихрь велик, суда с реки в огонь бросало. Пожар начался в воскресенье и прекратился в понедельник в 3 часа дня. Обгорели церкви Дмитрия, на Щитовой улице, церковь св. Андрея. Этот список пожаров далеко не полный. Постоянная угроза возникновения опустошительных пожаров потребовала принятия мер предупреждения и тушения пожаров. От населения требовалось осторожное обращение с огнем. В летнее время запрещалась топка печей в домах и банях. Выпечка хлебов разрешалась в печах, отдаленных от строений. На окраину города относились кузницы. Соборы и церкви покрывали свинцом. Наблюдение за строжайшим соблюдением мер против пожаров вели объезжие головы. После пожара 1531 года, при котором погибло 125 человек, по приказанию Великого князя на Софийской стороне были размежеваны улицы и поставлены «огневщики» (пожарные). Много столетий тушение пожаров осуществлялось населением, которое прибывало на пожар со своим инвентарем и участвовало в его тушении. Обычно тушение сводилось к спасанию людей и движимого имущества, заливанию огня из ведер и ушатов, разборке горящих и соседних с ним строений. Житие преподобного отца нашего Антония Римлянина 12 , 29 , 19 , 56 , 55 , 57 Новгородского чудотворца Память его празднуется месяца января в 17-й день, месяца августа в 3-й день и 1-я пятница после июня 29-го дня † 1147 «Если оставить Торговую сторону, которая кипела всею гражданскою жизнью Новгорода, с ее летописными церквями, и следовать вниз по течению шумного Волхова, вдоль его правого берега – там открывается начало и развитие иноческой жизни нашего севера в двух обителях Антония и Варлаама... Таинственно было явление Римлянина в пределах новгородских; оно обличено всею поэзией юношеской поры Новгорода и может казаться странным, если верующее сердце не оградит себя мыслию о великих знамениях, которыми не раз прославлял Господь своих угодников, чтобы посредством их утвердить веру в народах...». 19 (1846 г. – Сост.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наверное, в дореволюционной России люди даже не подозревали, что такое может случиться; им и в голову подобное не могло прийти. Россия была могучей, благоденствующей державой, в которой православие было государственной религией, повсюду строились храмы и монастыри, богословие и прочие духовные дисциплины тогда процветали. Глава государства, император, был православным… Когда же произошла катастрофа, многие оказались к ней не готовы. Пусть это будет для нас уроком, а не просто историей. В XIX веке и начале XX тоже казалось, что гонения на христиан, бывшие в III столетии, – это далекое прошлое, которое никогда не вернется. Однако это время вернулось. Думаю, такого беспрецедентного гонения, как на Русскую Православную Церковь , не было ни в одной Поместной Церкви. Поэтому нам нельзя быть беспечными, а нужно бодрствовать над собой и подражать мученикам. Хотя мы и будем надеяться, что нам не придется столкнуться с такими испытаниями, но подвизаться мы должны так, будто готовимся к ним. Разве не будет для нас страшным испытанием время естественной смерти, даже если она придет к нам в глубокой старости и мы будем в окружении духовно близких нам людей? Поэтому нам необходимо стяжать помощь Божию непрестанной молитвой, трезвением, послушанием, самоотвержением, бескомпромиссным понуждением себя к жизни по Евангелию, чтобы уподобиться всем новомученикам Российским недавнего времени и древним мученикам в их решимости следовать за Господом, а также мученикам Маккавеям, пострадавшим за Христа еще до Рождества Христова. Аминь. 14 августа 2006 года Истина – в православии Слово в день памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца Сегодня мы совершаем память преподобного Антония Римлянина, великого угодника Божия, который попал к нам в Россию в начале XII века. По происхождению он был либо действительно римлянином, либо происходил из какого-то другого города в Италии. Воспитывался он в западном христианстве, которое еще в середине XI века отделилось от Вселенской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

А.Г. Бобров считает эту точку зрения вполне правдоподобной, так как именно этим соображением может объясняться наличие «трапезницы» в Антониевом монастыре, что является характерной чертой общежительных монастырей и не типичной в то время для основной массы новгородских общежительных (келлиотских) монастырей. В качестве дополнительного аргумента исследователь называет поставление Антония в игумены лишь в 1131 г. владыкой Нифонтом, выходцем из Киево-Печерского монастыря (хотя основатель обители именуется игуменом уже в летописных известиях под 1117, 1125 гг., видимо, в этом, по мнению А.Г. Боброва, проявляется расхождение между именованием летописцем Антония «игуменом» и официальным статусом основателя монастыря). Таким образом, противопоставленность Антониева монастыря новгородским обителям до 1180 гг., кажется в данном контексте вполне закономерной (см. Бобров А.Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//Книжные центры Древней Руси: Северно-русские монастыри. СПб. 2001, с. 11−13. 29 Житие цит. по: Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский. С. 252−253. Здесь и далее в тексте работы курсив мой. 30 Антоний считается основателем одной из самых древних обителей не только Новгорода, но и Русского государства. Об Антониевом монастыре Рождества Богородицы впервые говорится в Новгородской I летописи старшего извода под 1117 г. и под 1119 г.: «В то же лето игумен Антон заложил церковь камяну святую Богородицы монастырь», а в 1119 г. «совершена бысть черкы Антонова святая Богородица» (цит. по: Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. Под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М.; Л., 1950. С. 20, 21. 34 Там же. С. 265−266. В позднем списке Жития середины XVIII в. (РНБ, собр. Лосева, 443) на л. 28 об. 29 об приведена «Краткая табель хронологическая о истории преподобного Антония Римлянина новгородского чудотворца», в которой находится перечень сооружённых в Новгороде при Антонии Римлянине церковных строений и примечания, разъясняющие историю римской («латинской») церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так заступлением Пресвятой Богородицы и молитвами преподобного Антония Господь не только избавил Новгород от бед, но и даровал еще одну чудотворную икону, получившую в народе название «Холерная». Через нее не раз еще новгородцы сподоблялись благодатной помощи Небесной Заступницы рода человеческого. И в наше время многочисленны случаи помощи преподобного Антония Римлянина разным людям в их бедах. При этом преподобный не просто помогает в болезни или иных невзгодах, но, главное, обращает людей на путь спасения души. Один из известных нам случаев произошел в начале 90-х годов. Некто H., человек верующий, но не церковный, ведя жизнь распутную, стал тяжело страдать частыми приступами зубной боли. Однажды, во время одного из таких приступов, он вспомнил, как случайно видел в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря женщину с опухшей от болезни зубов половиной лица. Она приехала из далекого города, чтобы приложиться к камню преподобного Антония и попросить у чудотворца облегчения своих страданий. Тогда Н. скептически отнесся к этому, но на сей раз, вспомнив, стал молиться святому об исцелении. Во время молит- вы в голове у него стали звучать псаломские слова: « Зубы грешников сокрушил еси» ( Пс. 3:7 ). Понял тогда H., за что послана ему эта болезнь, и стал молить Бога о прощении грехов своих, и просить преподобного Антония о заступничестве. Потом вспомнил он образ чудотворца, стоящего на камне с тростью в руке, и мысленно припал к нему. И, наконец, после искреннего сердечного покаяния и молитв к преподобному Антонию боль отошла. Несколько раз после того Н. снова начинал вести распутную жизнь, но тут же Господь молитвами преподобного как бы останавливал его сильнейшей зубной болью, которая опять проходила после покаяния и молитв к преподобному Антонию. И стал H., призывая на помощь угодника Божия, исправлять жизнь свою. По молитвам святого, он обрел духовного отца, начал жить благодатной жизнью церковных Таинств, часто бывать на богослужении, серьезно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. И зубы у него с тех пор не болели. Так преподобный Антоний не просто человека от телесной болезни исцелил, но и на путь спасения наставил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вы с сестрами чувствуете молитвенную помощь ее небесных покровителей?  — Чувствуем ее постоянно. И постоянно взываем в своих молитвах к защитнику и благодетелю Николаю Чудотворцу и святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому. Святые мощи Новгородского чудотворца почивают под спудом в нижнем приделе Никольского собора, им же построенного и благоукрашенного. Богослужения здесь совершаются в зимний период. Каждую неделю служится молебен у мощей святителя Евфимия небесным покровителям монастыря. А с мая по октябрь службы проходят в верхнем приделе монастырского собора. Святитель Евфимий стал для нас таким же родным, как Николай Чудотворец. В его житии особо обращают на себя внимание два момента: великое смирение при несении многих скорбей и — неутомимость, большое усердие в деле обновления ветхих церквей и возведения новых домов Божиих на Новгородской земле. В 15-летнем возрасте вымоленный сын благочестивых родителей — священника одной из новгородских церквей, долго не имевшего с супругой детей, — отрок Иоанн решил отречься от мира и сделаться иноком. Иноческий постриг он принял в Николо-Вяжищском монастыре. И потом, возглавив Новгородскую кафедру, владыка имел обыкновение проводить в любимом Вяжищском монастыре — тихой обители — всю первую седмицу Великого поста, уединяясь здесь от житейской молвы. В 1458 году святитель отошел ко Господу. Отпевали любимого архипастыря в соборе святой Софии Премудрости Божией. Затем, согласно его завещанию, тело отнесли для погребения в Вяжищский монастырь. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба и начала праздноваться память святителя Евфимия.  — Матушка Антония, в этом месяце, 16 августа, Церковь будет отмечать память преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, в честь которого Вас нарекли в монашестве. Некоторые факты из жития святого, которого часто называют «русским итальянцем», приплывшим на берег реки Волхов на камне, когда этот камень во время страшной бури откололся от скалы на его родине в Италии, люди неверующие сочтут чем-то из области фантастики.

http://patriarchia.ru/db/text/4982782.ht...

Преставися в лето 6937 месяца генваря в 10 день. Прииде же во иноческой чин 22 лет и поживе по разным пустыням в безмолвии 50 лет а в строении своего монастыря поживе 40 лет и всех лет живота его 112 (224 об.), служба ему (226); января 11 – память преподобного Михаила Клопского иже Христа ради юродивого Новгородс чудотворца (227), служба ему поется 16 января (234 об.–236); января 14 – память Саввы архиепископа Сербского. Преставися в лето 6777. Служба ему (230 об.–232); января 17 – память преподобного Антония Римлянина (236); января 20 – память преподобного преставление Евфимия игумена Сянженьского нового чудотворца, составльшаго пречистую обитель Вознесения Господа Иисуса Христа и Пречистыя Богородица честного Ея Покрова. Преставися в лето 6952 (239 об.); на л. 241: «се тропарь Евфимию и Харитону Сянженьским»; на л. 241 об.: «Харитон преставися преподобный игумен в лето 7017 апреля 11-го на память святого священномученика Антипы»; января 24 – удушен бысть от своих домочадец иже во святых отец наш священномученик Герасим епископ Вологодскый и Велико-Перьмьскый (244); января 31 – память Никиты епископа Новгородского чудотворца. Преставися Никита в лето 6616 генваря в 30 день и бысть на епископстве 13 лет, служба ему (251–252); февраля 4 – память преподобного Кирилла игумена Белозерского Новоозерьского чудотворца нового белаго (264 об.); февраля 6 – память Иакова епископа Ростовского чудотворца (265 об.); февраля 11 – преставление преподобного Димитрия игумена Прилуцкого монастыря Вологодского чудотворца. Преставися в лето 6090, служба ему (269 об.–270); в той же день преставление благоверного и Христолюбивого князя Всеволода Псковского нареченного во святом крещении Гаврила (268 об.); февраля 12 – преставление Алексея митрополита Киевского и Московского чудотворца всея России. Преставися в лето 6885 а инде пишет 7-е (271 об.); февраля 13 – память преподобного Симеона Сербского чудотворца, нового мироточица (273); февраля 14 – преподобного Кирилла епископа Катаньского учителя словеном и болгаром иже преложи русскую грамоту с греческой и крести словены и болгары в лето 6363 (274); марта 2 – память Арсения епископа Тверьского (292 об.); марта 5 – принесение мощей новоявленных чудотворцов – великого князя Федора Смоленского и Ярославского и детей его Давида и Константина (294); марта 9 – принесение мощей великомученика Авраамия нового чудотворца; принесены быша мощи его из болгар в Володимер (296 об.); марта 11 – преставление Евфимия архиепископа Великого Новаграда (300); марта 17 – преставление преподобного Макария игумена Колязиньского чудотворца, составльшаго обитель Колязино именуем (302); изложение особенностей богослужения на каждый день месяца весьма часто оканчивается интересными уставными указаниями относительно трапезы и трезвона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Декабря (л. 79) 3. Преставление преп. Саввы Сторожевского. 5. Успение Гурия, архиеп. Казанского. 7 ч. Преставление Антония Сийского, нов. чуд. 15 Стефана, архиеп. Сурожского. 18 ч. Св. Григория, Суздальского чудотворца, д. б. ошибка: ни одного Григория Суздальского чудотворца неизвестно, равно и другого какого-либо русского Григория под сим числом в ркп. не значится. 21 ч. Успение Петра митрополита Киевского. Января (л. 86 об.) 1. Обретение мощей св. Никиты, архиеп. Новгородского. 2 ч. Преставление преп. Мартемияна в Ферапонтове монастыре, Белозерского Чудотворца. 3 ч. Св. священномуч. нового страстотерпца Исидора Юрьевского и с ним 72-х, пострадавших в Юрьеве (@ливоско нмецъ. в л т (См. Преосв. Филарета, Русские Святые, под 8 янв.). 4 ч. на поле: Филиппа, нового исповедника, митр. Московского. 8 ч. преставление пр. о. н. Павла Коломенского. 9 ч. преп. о. н. Корнилья, составившего обитель на Вологде, нов. чуд. 10 ч. Преп. Павла Комельского, (@и на обнор рц, ново чю о @). 11 ч. Память пр. Михаила Клопского (Душеп. чтен. 1861. Июнь, 180). 13 ч. Преставление иже во св. Феогноста (Филиппа) Митрополита Московского. Имя Феогноста по ошибке поставлено: кончина его, согласно с летописями, записана ниже под 11 Марта. 14 ч. Память св. Саввы, первого архиеп. Сербского, нового чуд. 16 ч. Преп. Петра, Царевича Ординского, (@и есть в ростов в л т . (Слич. Июня 29). 17 пам. Антония Римлянина. 19 ч. пр. о. н. Макария Желтоводского. Прсетавление преп. Евфимия (@иже на сыжеме@) Вологод. Чуд. 21 ч. Блаженного Максима Юродивого. Москов. чуд. 23 ч. Преп. Геннадия, создавшего обитель в Костромском уезде, (@ корниеб обители, попри@). 24 ч. Св. муч. Ивана пострадавшего во граде Казани. (@В лта з.лз. родо ниграде. сано сигкити. В днь сконча, иже во с цъ на, гераси еппъ свои служебни задуше@). – по др. ркп. скончался 4 Марта (см. у преосв. Филарета, Рус. Свв., под 4 Марта) (@на днь блговрный и хртолюбивый самодежецъ кнзь васиевичь@) (чит. – Василий Иванович), (@взлъ гра псковъ. в л т , з (Слич. Псков. 1 лтп. Полн. Собр. Летоп. IV, 282). 26 ч. Память Стефана Пермского. 28 ч. Преп. Ефрема, архимандрита Новоторжского, нового чуд. 31 ч. Успение иже во святых Никиты, еп. Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

3-го числа Преподобного Антония Римлянина Новгородского чудотворца Преподобный Антоний называется Римлянином потому, что родился в 1067 году в городе Риме от родителей весьма богатых и православных, в то самое время, когда Римская или Западная церковь начала уже отделяться от восточной, а между тем в Италии (в X и XI веках) жило еще много православных греков и были православные обители. Видя раздоры и волнения в мире, Антоний, по смерти родителей, решился посвятить себя на служение Богу. Посему, раздав бедным большую часть своего имения, а оставшееся золото, серебро, драгоценные сосуды и другие церковные вещи, по таинственному внушению, заключив в бочку и опустив в море, Антоний в 1086 году, когда ему было только 18 лет от роду, удалился в одну пустынь и там принял пострижение монашеское. В этой пустыне, среди глубокого уединения Антоний провел 20 лет. Когда же волнение и раздоры превратились в гонение на православных, так что не было пощады и пустынножителям, которые разбежались, кто куда мог: то Антоний, переходя с места на место, нашел на берегу моря камень и стал жить на нем. Так прожил он целый год в посте и молитвах. Но вот однажды – это было 5 сентября, во время страшной бури, морская волна оторвала от берега камень, на котором стоял Антоний, и на этом камне, повергшемся в море, он поплыл, как на легком корабле или лодке, держа в руках ветвь морской травы – осоки, под Божьим покровом преподобный плыл морями – Теплым и Балтийским, рекою Невою, Ладожским озером (Нево-озером) и рекою Волховом, против течения её. Камень остановился, наконец, близ Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском на том самом месте, где ныне обитель. И это было в ночь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы – с 7-го на 8-е число сентября месяца 1106 года. Явление Римлянина в пределах Новгородских было таинственно; оно породило бы тысячи недоумений, если бы христианин не имел пред глазами дивных знамений, которыми не раз прославлял Господь избранных своих, чтобы посредством их утвердить веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

После осмотра музея я еще раз обошел кругом памятника 1000-летию России и в Пречистенскую арку вышел на берег бурливого Волхова. Милый Волхов! Старого моста нет, не сохранилась и часовня Чудный Крест, но вместо старого моста я увидал широкий новый мост. Проходя мимо Владимирской башни Кремля, можно еще ясно увидать древнюю фреску, изображающую святителя и чудотворца Николая в рост. В бытность мою в Новгороде это изображение находилось в часовне, которая была пристроена к стене Владимирской башни. С Волховского моста я любовался красавцем Ильменем, близ которого виден древнейший Юрьев монастырь, но не видать девяти золоченых глав Юрьевских соборов, не слыхать веселых песен-поозерок: “Где горит? чего горит? Юрьевские главушки...» Не слышно звону 2100-пудового великана под названием «Неопалимая Купина». На Торговой стороне города какие прекрасные вновь выстроенные здания! В столовой я ел вкуснейший борщ и гречневую кашу, запив двумя стаканами чая. Пообедав, я направил свой путь в бывший Антониев Римлянина монастырь, который сохранился полностью, за исключением колокольни. Обошедши два раза вокруг монастырского собора, я посмотрел в окно, внутрь его ничего не видать из достопримечательностей, правда, виден иконостас, но без икон, сохранилась живопись на стенах, виден постамент, на котором стояла рака св. мощей преп. Антония Римлянина. От собора мимо здания бывшей духовной семинарии я направился в дубовую монастырскую рощу с намерением набрать на память желудей, но придя на то место, где был монастырский сад, я не нашел ни одного дуба, только жалкие обгорелые пни – все уничтожено огнем войны! Вернувшись вновь к собору и посидев минут 5–10 на ступеньках крыльца, и постояв у дверей трапезной церкви Сретения Господня, поглядел на окна келий, где жили архимандрит о. Сергий и иеромонах о. Серафим. Через бывшие святые врата я вышел на автобус, на котором через 5–10 минут был в центре Торговой стороны на Ярославовом дворище. Осмотрев наружно Николо-Дворищенский собор, церкви Жен-Мироносиц, Параскевы Пятницы, великомученика Прокопия, Успения Божией Матери, я направил свой путь к церкви великомученика и Победоносца Георгия на Торгу, в коей в 1932 году была кафедра новгородского архиепископа. Я даже не узнал этого храма – нет ограды, нет колокольни, да пожалуй, нет даже и трапезной с притвором, а на месте примыкавшей с востока часовни, в коей почивали под спудом св. мощи Феодора блаженного, разбит садик с клумбами цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010