Чудо преподобного о старце Дометиане, пономаре, имевшем ту же зубную болезнь Был в обители преподобного Антония старец именем Дометиан, пономарь. Случилось ему быть одержимому лютой зубной болезнью так, что не мог ни есть, ни пить, ни говорить. Братия же, видя его долгое время страдающим, вспомнили прежнее чудо преподобного Антония, бывшее от тростей его, и сказали о том старцу. Он же едва встал, пошел в церковь и припал ко гробу преподобного, молясь со многими слезами. Также взял трости и положил в уста на зубы – и тотчас болезнь потихоньку стала облегчаться. Увидев сие, старец тем ревностнее припал ко гробу, со многими слезами молясь, и тут болезнь совсем прошла, и стал он здрав. Игумен же, братия и люди, видевшие сие чудо, прославили Бога и преподобного отца нашего Антония. O явлении мощей и о преложении честного и многочудесного тела преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина, Новгородского чудотворца К прежде реченному и сие приложено будет об обретении многочудесного тела преподобного, когда и как случалось. При державе благочестивого Государя и великого князя Феодора Иоанновича, всея России самодержца, при святейшем Патриархе Иове, при митрополите Великого Новаграда Александре и при игумене Кирилле изволил Господь Бог еще больше прославить угодника Своего, и обитель сию распространить, и честнейше воздвигнуть спустя четыреста пятьдесят один год по преставлении преподобного. Был тогда в обители святого Антония старец именем Анания – иконописец, житием весьма блажен и духовен. (См. Сведения об Анании Новгородском, иконописце – Сост.) Он имел великую веру к монастырю и к преподобному и богоносному отцу нашему Антонию. Многие добродетели явил он в обители преподобного. По обету своему, он тридцать три года совсем не выходил из монастыря и во все те годы Господа ради терпел все, что случалось тогда в обители. Был у него ученик, той же обители обетник, некий монах именем Нифонт (Нифонт – инок Антониева Новгородского, потом Троице-Сергиева монастыря. Написал житие преподобного Антония Римлянина, основой которому была записка о житии святого, написанная учеником и преемником преподобного Антония Андреем. К житию Нифонт прибавил витиеватое предисловие, похвальное слово и повесть о чудесах) 57 . Старец его всегда понуждал ко всякой добродетели и учил великую веру иметь к Богу, Пречистой Его Матери и к преподобному Антонию. Но спустя немногое время блаженный сей Анания в добром исповедании в лето 1581-ое, июля в 17 день, на память великомученицы Марины в третьем часу ночи отошел ко Господу в вечный покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антония Римлянина монастырь в Новгороде. Обитель прп. Антония Римлянина находится в г. Новгороде, на правом берегу Волхова, в 3 верстах от Кремля. Эта обитель принадлежит к числу древнейших. Основана она в 1106 году прп. Антонием Римлянином, который, по преданию, чудесным образом приплыл на камне в Новгородские пределы. Прп. Антоний скончался в 1147 году и погребен в основанной им обители. В XIV веке монастырь троекратно горел, а затем в 1570 г. он сильно пострадал во время кровавого разгрома Новгорода Иоанном Грозным. После этого обитель запустела, но, впрочем, по приказанию Грозного была вскоре восстановлена и даже прославлена обретением мощей прп. Антония. Управляет обителью архимандрит. Храмов два. Главный соборный в честь Рождества Пресвятой Богородицы с четырьмя приделами. Здесь открыто почивают в серебряной раке мощи прп. Антония, возле раки под стеклом хранятся стебли морской травы, с которыми приплыл прп. Антоний в Новгород. В Богословском приделе этого храма почивают под спудом мощи братьев Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, сокольницких чудотворцев. На паперти в притворе погребено много разных лиц, среди которых обращает на себя внимание могила архиепископа Новгородского Амвросия Юшкевича. Второй храм в честь Сретения Господня; здесь хранится древняя икона прп. Антония. В числе предметов, принадлежавших прп. Антонию, доселе благоговейно сохраняются шесть мозаичных икон, две фелони и орарь, небольшой колокол и камень, на котором преподобный приплыл в Новгород. В монастырской библиотеке хранится много старопечатных книг и древних рукописей. В первую пятницу после Петрова дня совершается вокруг собора торжественный крестный ход с мощами прп. Антония и с чудотворными иконами новгородских церквей. Боровичский Свято-Духов монастырь в Боровичского уезда находится вблизи города Боровичи с западной его стороны. Местность, где расположен монастырь, очень красива и живописна. Она представляет из себя равнину, окруженную с трех сторон высокими холмами, покрытыми густым хвойным лесом, с четвертой стороны его огибает быстрая полноводная река Мста. Все дышит здесь миром и уединением, располагающим душу к тихому созерцанию и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Начальная история древнерусского частного акта. Μ., Л., 1937. С.295–300; Тихомиров М.Н. О частных актах в древней Руси//ИЗ. 1945. Т.17. С.233–241; Янин В.Л. Новгородские грамоты Антония Римлянина и их дата//Вест. МГУ. История. 1966. 3. С. 69–80 [(перепеч.: он же. Очерки комплексного источниковедения. Μ., 1977. С.40–59); см. также: Янин В.Л. Новгородские акты XII–XV вв.: Хронологический комментарии. Μ., 1991. У 122. С.206–207. – Прим. изд. (А.Н.)]. (Андреев Н.Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв. Л., 1986. С.93–96 (и по указат.).) 678 (Аноним). Жизнь преп. Антония Римлянина, новгородского чудотворца, с приложением краткой истории Антониева монастыря... Новгород, 1862; Ключевский В.О. (прим. 272). С.58, 306–311; Барсуков Н. (прим. 474). С.48–51; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.2. С.89, 95; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С.589–595; Буслаев Ф.И. Памятники (прим. 651). С. 109– 113; Leib В. (прим. 140). Р.91–93; Benz Е. Russische Heiligenlegenden. Zürich, 1953. S. 445, 448 f.; Onasch K. Zur Vita Antonijs “des Römers”//Orbis scriptus (прим. 222). S. 581–585 [см. также: Фет E.A. Житие Антония Римлянина//СлККДР. Вып.2. 4.1. С. 245–247. – Прим. изд. (А.Н.)]. 682 Барсуков Н. (прим. 474). С. 467–471; см. также введения к изданиям [см. еще: Соколова Л. В. Похвала князю Ростиславу Мстиславичу//СлККДР. Вып. 1. С.374–376. – Прим. изд. (А.Н.)]. Только ввиду смоленского же происхождения упомянем здесь и предание XV/XVI в. о мученике Меркурии Смоленском (пострадал в 1238 г.): Белецкий Л.Т. Литературная история “Повести о Меркурии Смоленском”//СбОРЯС. 1922. Т.99. С. 1–95 [Бахтина О.Н. Повесть о Меркурии Смоленском//СлККДР. Вып.2. 4.2. С.248–252 (здесь издания и литература). – Прим. изд. (А.Н.)]. [См. также: Плюханова Μ. (прим. 660). С.63–104. – Прим. изд. (К.А.)]. 683 (Аноним). Исторические сведения о жизни преп. Евфросинии, княжны полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Ключевский В.О. (прим. 272). С.262; Димитрий (Самбикин) (прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 сентября того же года, по прошению архимандрита Моисея и по усердному желанию граждан города Старой-Руссы, с благословения Амвросия, митрополита Новгородского, и при грамоте, подписанною преосвященным Евгением, епископом Старорусским, в монастырь сей принесены в дар от Новгородского Софийского собора, для благолепия и украшения св. обители, части мощей святых угодников Божиих, числом 50, а именно: 1) Никиты, епископа Новгородского, 2) Иоанна, архиепископа Новгородского, 3) священномученика Антипы, епископа Пергамского, 4) преподобного Антония Римлянина, 5) апостола Андрея Первозванного, 6) Евфимия, архиепископа Новгородского, 7) Иоанна Златоустог о, 8) преподобного Иоанна Дамаскина , 9) преподобного Макария Египетского, 10) преподобного Ефрема Новоторжского, 11) Преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, 12) святой мученицы Параскевы, 13) святого благоверного князя Феодора Ярославича, 14) святого Моисея, архиепископа Новгородского, 15) св. великомученика Никиты, 16) св. Епифания, епископа Кипрского, 17) св. мученика Иоанна воина, 18) св. апостола Иакова, брата Господня, 19) святых Гурия и Варсонофия, святителей Казанских, 20) св. великомученика Феодора Тирона, 21) св. апостола Анании, 22) ризы св. Ионы, архиепископа Новгородского, 23) святых благоверных князей Феодора и Давида Ярославских, 24) св. четыредесяти мучеников иже в Севастии, 25) св. великомученика Пантелеймона, 26) св. Николая, архиепископа Мирликийского, 27) св. великомученицы Варвары, 28) св. великомученика Георгия, 29) св. благоверного князя Михаила Черниговского, 30) преподобного Алексея, человека Божия, 31) преподобного Евфимия Суздальского, 32) св. Стефана, епископа Пермского, 33) св. Климента, папы Римского, 34) св. мученика Меркурия, 35) св. мученика Прокопия, 36) св. младенцев, избиенных Иродом в Вифлиеме, 37) св. архидиакона Стефана, 38) св. Иакова Боровичского, 39) св. мученика Христофора, 40) св. мученика Иакова Персиянина, 41) св. мученика Феогния и других Кизическпх мучеников, 42) Антипатра, 43) Феостиха, 44) Артемия, 45) Феодота, 46) Магна, 47) Фавмасия, 48) Филимона, 49) Руфа и 50) преподобного Моисея Мурина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. упоминается также в Житии прп. Антония Римлянина (кон. XVI в.). Если из раннего новгородского летописания известно, что Н. в 1131 г. поставил прп. Антония во игумены основанной им более 20 лет назад (еще при жизни Новгородского свт. Никиты ( 1109)) обители, то в Житии Н. показан как следующий Новгородский архиерей после св. еп. Никиты; он по просьбе братии мон-ря Рождества Пресв. Богородицы последовательно рукополагает прп. Антония во диакона и во иерея, после чего поставляет его во игумена, «бе бо любляше преподобнаго за премногую его добродетель». Далее сообщается о том, что Н. возглавил погребение прп. Антония 3 авг. 1147 г. и поставил во игумена ученика преподобного Андрея, к-рому повелел составить Житие почившего святого; о последнем повелении также ничего не говорится в более ранних источниках (Святые рус. римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов, исслед.: Н. В. Рамазанова. СПб., 2005. С. 265, 271; Житие Антония Римлянина/Подгот. текста, пер., коммент.: О. А. Белоброва//БЛДР. СПб., 2005. Т. 13. С. 30, 34). В ризнице псковского Спасо-Преображенского Мирожского мон-ря хранились реликвии, по преданию связанные с Н., среди них - упоминаемый в Житии Василия (Варлаама) «жезл», оставленный Н. в обители (посох «в длину мерою аршин и шесть вершков, золоченый по дереву и вверху обложенный серебром гладким, на нем камни - хрусталь белый и лазоревый» - Васильев И. И. Псковский Спасо-Мирожский муж. 3-кл. мон-рь: Ист.-стат. очерк. Псков, 1868. С. 21). На посохе имелась резная по серебряной пластине надпись: «Лета 6664 Сей посох Святителя Нифонта Епископа Новгородского чудотворца Создателя Мирожского монастыря построения Михайлы Сарпунова» ( Ильинский Н. Ист. описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания. СПб., 1790. С. 10; М. Б. Сарпунов - псковский мастер серебряных дел кон. XVII - нач. XVIII в.). Посох хранился в обители до 1805 г., был похищен во время чтения Евангелия над скончавшимся архим. Иаковом. Вторая реликвия, связываемая с Н.,- обложенная серебром чаша (ПГИАХМЗ. 99/404) с надписью 1707 г.: «...707 по благословению тое обители архим. Киприана и братии построен жезл тот и чаша сия и серебряным венцем обложена подаянием Михаила Сарпунова». По краям чаши помещался текст с цитатой из Жития о посещении Н. Пскова и основании им Мирожской обители. На круглой пластине на дне чаши также имелась надпись: «В лето 6664 апреля в 8 день в пречестную обитель Преображения Спасова Мирожского монастыря» (цит. по: Круглова. 2008. С. 26-27). По мнению Кругловой, «возможно, посох имел какое-то отношение к этому новгородскому архиепископу, но чаша только в начале XVIII в. была связана с именем Н., так как псковский агиограф Василий (Варлаам) не упоминает о ней в своем агиографическом произведении» (Там же. С. 27). В обители хранилась и частица мощей святителя, заключенная в его икону ( Васильев. 1868. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Июнь. 5. Св.      благоверного великого князя Феодора Ярославича. Июль. 8.      Св.      великомученика      Прокопия. 27. Св.      великомученика      Пантелеймона. 30.      Св.      Иоанна воина. Август. 3. Преподобного Антония Римлянина (Новгородского). 28. Преподобного Моисея Мурина. Сентябрь. 7. Св. Иоанна, архиепископа Новгородского. 15. Св. великомученика Никиты. 19. Святых блоговерных князей Феодора      и Давида, Ярославских чудотворцев. 20. Св.      благоверного князя Михаила      Черниговского. Октябрь. 1. Св. апостола Анании. 4. Св. Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. 23.Св. апостола Иакова, брата Господня и св. праведного Иакова Боровицкого, Новгородского чудотворца. 28.      Св.      мученицы Параскевы. Ноябрь. 5. Св.      Ионы, архиепископа Новгородского,      (риза). 13. Св.       Иоанна Златоустог о. 24. Св.      мученика Меркурия. 25. Священномучеников: Климента папы      Римского и Петра Александрийского. 27.      Св.      великомученика Иакова Персянпна. 30.      Св.      апостола Андрея Первозванного. Декабрь. 4. Св. великомученицы Варвары и преподобного Иоанна Дамаскина . Св. Николая, архиепископа Мир-Ликийского чудотворца. 27. Св. первомученика и архидиакона Стефана. 29. Св. младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме. В 1805 году, по ходатайству настоятеля монастыря, архимандрита. Моисея, и по усердному желанию граждан города Старой Руссы, с благословения высокопреосвященнейшего Амвросия, митрополита Новгородского, при грамоте от 10 сентября, за подписом преосвященного Евгения, епископа Старорусского, дарованы в монастырь из Новгородского Софийского собора, для блоголепия и украшения святой обители, частицы мощей святых угодников, числом 50. Эта Святыня – частицы мощей угодников Божиих, вставленные в кипарисную доску была отправлена в ковчеге, из Новгорода в Старую Руссу водяным путем, по озеру Ильмень, в сопровождении архимандрита Моисея , который 17 сентября прибыл с нею блогополучно в бывший Кречев монастырь. Здесь частицы святых мощей находились до 23 числа Сентября. В этот день все духовенство Старорусских градских и загородных церквей, собравшись в Старорусский Воскресенский собор, во главе с настоятелем монастыря, отправились за ним с крестным ходом, при стечении многочисленного народа. После краткого молебствия в бывшем Кречеве монастыре, частицы св. мощей были подняты, с подобающею честию торжественно перенесены в сей монастырь и поставлены в соборном храме Преображения Господня, на приготовленное место, до начала Божественной литургии. По окончании литургии было отправлено блогодарственное Господу Богу молебствии с коленопреклонением и целодневным звоном, как в обители, так и во всех городских церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О проявлении многочудесного и целебоносного тела Преп. и богоносного Антония чудотворца, л. 234–247 об. Нач. «Минувшим летом многим по преставлении Преподобного». Преложение честного и многочудесного тела Преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина Новгородского чудотворца, л. 248. Нач. «По преставлении же отца нашего Антония чудотворца.» О чудесах Преп. Антония (21 чудо), л. 231–303 об. В 4-й день. Мучение св. и блаженой мученицы Евдокеи, л. 304–313 об. Нач. «Иногда Еллинским требам неправды закон держаше.» В той же день и Октября в 21-й день память свв. 7-ми отрок, иже но Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна, слово вкратце, л. 316–320. Нач. «Сии святии бяху при Декии царе; и время обретше и совещавшеся.» Слово от Патерика, еже не осуждати никогоже. Осуждаяй бо иного, яко антихрист есть, л. 320 об. Нач. «Чудный Иван Саваитский поведание глаголя: «Яко седящу ми, рече, на краи пустыни». В той же день и Декабря в 21-й день св. Петра Митрополита Московского и всея России чудотворца, л. 322–329 Нач. «Сей убо блаженный Петр родися от христиану и благоговейну родителю». Августа в 24-й день пренесение мощей св. Петра Митрополита Московского, л. 330–333. Нач. «Пренесены быша мощи иже во святых отца нашего Петра Митрополита». В 5-й день.       – Мучение св. мученика Евсигния, л. 334–346 об. Нач.» Иулиан царь отвергся Христа; бе живый во Антиохии.» В 6-й день. Св. И. Златоуста слово на Преображение Господне, л. 348 – 353. Нач. «Слышасте ныне Владыку нашего Иисуса Христа.» Кирилла Архиепископа Александрийского слово на Преображение Господне, л. 354–360. Нач. «Иже умеют добре братися. Преп. Ефрема Сирина слово па Преображение Господне, л. 362–377. Нач.» От нивы жатва и радовании». Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, л. 378–389. Нач. «Бог исперва человека сотвори и в рай всели его.» В 7-й день. Повесть полезна, от древнего списания сложена, воспоминание являющи преславно бывшего чудеси, егда Персы и варвары царствующий град облепила бранию, иже и погибоша Божиим судом и искушени бывше, град же неврежден быв молитвами Пречистый Госпожи нашея Богородицы, и оттоле молебное благодарение поется неседальное, день той именуя, л. 390–413. Нач. «Стих: песньми неусыпными благодарствует тебе, град Твой, Богородице, иже в пособии неусыпную воспевает Заступницу.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

4 октября 1595 г. были обретены мощи Казанских чудотворцев — Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Этот день и был закреплен как праздник в честь двух святителей. Царь и Патриарх повелели построить особую церковь при той, где нашли гробы с нетленными мощами, с южной стороны алтаря, и там поставить мощи святых для всенародного чествования. Патриарх Иов благословил митрополита Гермогена составить Житие святителей, что и было исполнено . В том же году были обретены нетленными мощи Угличского князя Романа Владимировича, жившего в XIII в. Освидетельствование останков, по указу Патриарха Иова, было произведено митрополитом Казанским Гермогеном, после чего святые мощи перенесены в новую соборную церковь города Углича. По благословению Святителя Иова было постановлено праздновать день памяти благоверного князя 3 февраля. Воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили Житие благоверного князя Романа Угличского и канон ему. В 1597 г. были открыты мощи преподобного Антония Римлянина (XII в.). Кратко о том, как это произошло. Одному иноку Антониевой обители в Новгороде после келейной вечерней молитвы было во сне откровение. Нифонту, так звали инока, казалось, что он находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где был погребен преподобный Антоний. Он увидел мощи Антония, лежавшие наверху церковного помоста в гробнице около святителя Никиты. Сам же храм был весь наполнен светом. Проснувшись, Нифонт рассказал о видении своему духовнику и некоторым из братии монастыря. Спустя некоторое время Нифонт решил поклониться мощам преподобного Антония. По монастырскому обычаю, он поднял доску гробницы преподобного и обнаружил нетленные мощи Антония «как бы живые». От них исходило благоухание. Нифонт поспешил известить о произошедшем игумена Кирилла, который через некоторое время, при личной встрече с Патриархом Иовом, поведал ему о чудесах, происходивших у гроба преподобного Антония, и о том, что он сам видел их нетленными. Патриарх Иов послал грамоту митрополиту Новгородскому Варлааму с повелением открыть мощи преподобного. Митрополит Варлаам отправился в Антониев монастырь и вместе с братией исполнил патриаршее указание .

http://sedmitza.ru/lib/text/439785/

Но в 1570 г. во время опричного похода Ивана Грозного на Новгород под мечом опричнины пал антоньевский игумен Геласий с 20-ю братьями и вывезено было из монастыря «почти все более замечательное». Только через два года царь снял опалу с монастыря. Позже игуменствовать было повелено здесь Кириллу Завидову, Монастырь обязан ему многим – как лучшим внутренним и внешним устройством, так и сохранением многих древностей. Старец Кирилл собрал братию и ввел строгий устав общежития, чем навлек злобу некоторых, и его попытались отравить на трапезе, но Божия Матерь и преподобный Антоний спасли игумена, и вслед за этим чудом последовали другие. Шведское разорение начала XVII века было последним бедствием монастыря. Со второй четверти XVII века монастырь не подвергался никаким нападениям, процветал и обстраивался. ...В стенах Антониева монастыря покоятся останки многих достойных новгородцев: пяти святых братьев-чудотворцев Алфановых, чей прах перенесен из Сокольницкого монастыря; погребены представители старинных новгородских родов боярских – князья Василий Иванович и Иван Иванович Одоевские, стольники и воеводы новгородские – Иван Самуйлович Салтыков, Иван Игнатьевич Татищев и Иван Иванович Стрешнев, Олсуфьевы, Княжнины, Чоглоковы, Приклонские. В соборной паперти находится погребение архиепископа Амвросия Юшкевича (умер в 1745 г.) – основателя новгородской духовной семинарии, размещавшейся на территории и в зданиях Антониева монастыря. ...1 июля (по ст. стилю) 1860 г., в день празднования памяти святого Антония Римлянина, его мощи торжественно были переложены в новую серебряную раку, имевшую вид гробницы с 4-мя барельефами по сторонам, на которых было изображено чудесное приплытие преподобного Антония к берегу Волхова на камне; свидание преподобного Антония с епископом Никитою; чудесное обретение бочки с имуществом преподобного и суд преподобного с рыболовами перед посадниками. Рака была выполнена известным мастером ФА. Верховцевым и весила более 5 пудов, что впоследствии, вероятно, и решило ее участь во время изъятия церковных ценностей в начале 20-х годов. Служба совершена была епископом Евфимием, и впоследствии в этот день стали совершать торжественное обнесение святых мощей преподобного Антония вокруг созданного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ч. 2. С. 71, 158), образ свт. Николая Чудотворца с др. святыми (традиционно он относился к 1500 г.; после раскрытия реставраторами датировка изменена на XIII в.; ныне в ГРМ: Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. Кат. 1), сребропозлащенный крест 1627 г. с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия Солунского и «трости» прп. Антония Римлянина (крест пожертвован игум. Леонидом), сребропозлащенный крест 1664 г. (вклад архим. Киприана), деревянный посох Новгородского свт. Моисея с железным наконечником. В соборе находились частицы мощей свт. Моисея (принесены в мон-рь 12 мая 1693, при архим. Никодиме) и вмц. Евфимии Всехвальной (принесены в обитель в апр. 1788 из Евфимиева мон-ря в Плотниках). Имелись колокола 1568, 1588 и 1589 гг. и 2 колокола 1678 г. ( Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 2. С. 282-283, 288-289). Известно также, что до 1917 г. в храме свт. Василия Великого в дер. Чернавино (ныне дер. Б. Чернавино Волховского р-на Ленинградской обл.) хранился серебряный вызолоченный напрестольный крест с частицами «трости» прп. Антония Римлянина и гроба прп. Александра Свирского. Согласно надписи на его лицевой стороне, крест был «сделан» 21 июня «лета 7172», т. е. в 1664 г., «в Ладогу, в Васильевской монастырь, повелением Духова монастыря архимандрита Киприана по своих родителех». По указу Новгородской духовной консистории в 1888 г. Свято-Духов собор был разобран и на его месте возведен одноименный храм (1892) - большая 2-этажная 4-столпная 3-нефная 3-апсидная постройка. На 2-м этаже имелись приделы в честь Рождества Христова и в честь Казанской иконы Божией Матери, на 1-м этаже - свт. Митрофана Воронежского и вмц. Евфимии Всехвальной. Собор был перекрыт многоскатной кровлей и увенчан 8-гранным световым барабаном со сферическим куполом. С зап. стороны к храму примыкал настоятельский корпус сер. XIX в. В 1910 г. к юж. фасаду трапезной Свято-Троицкого храма на пожертвования потомственного почетного гражданина В. Л. Морозова был пристроен трапезный корпус с приделом во имя св.

http://pravenc.ru/text/2577781.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010