21 июля (3 августа). Пророка Иезекииля (VI в. до P. X.). 22 июля (4 августа). Мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины. 23 июля (5 августа). Почаевской иконы Божией Матери (1675 г.). Праведного воина Феодора (Ушакова) Санаксарского. 24 июля (6 августа). Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015 г.). 27 июля (9 августа). Великомученика и целителя Пантелеймона (305 г.). Преподобного Германа Аляскинского (1837 г.). 28 июля (10 августа). Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) – принесена из Византии в 1046 г. Святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698 г.). Собор Тамбовских святых. 31 июля (10 августа). Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922 г.). Август 1 (14) августа. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев (166 г. до P. X.). 2 (15) августа. Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557 г.). 3 (16) августа. Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147 г.). 4 (17) августа. Семи отроков Ефесских (около 250 г.). 6 (19) августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 7 (20) августа. Обретение мощей святителя Митрофана Воронежского (1832 г.). Преподобного Антония Оптинского (1865 г.). 8 (21) августа. Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566 г.). 9 (22) августа. Апостола Матфея (около 63 г.). Собор Соловецких святых. 13 (26) августа. Преставление (1783 г.), второе обретение мощей (1991 г.) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. 14 (27) августа. Пророка Михея (VIII в. до P. X.). Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского (1091 г.). 15 (28) августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 16 (29) августа. Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г.). 17 (30) августа. Преподобного Алипия Печерского (1114 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

125 Минеи митр. Макария 24 января; житие нового мученика у Толстого 2, 68, 266, у Царского 396; с грамоты митр. Гермогена оно напечатано в «Ученых запи­сках Казанского университета» (1839. Кн. 4). Ркп. святцы: «св. Иоанн убиен бысть в л. 7037 мес. января в 24 день». 126 Ркп. житие свт. Моисея, описанное Пахомием; у Царского 133, 136; в Минеях митр. Макария. К удивлению, оно не богато содержанием. 129 Собр. л. 3, 74. 75. 182. Львов. л. 2, 85–88. Руский времянник. Ч. 1. Составлявший 3-ю Новгородскую летопись (111, 224), приняв Богородичный храм на Десятине за Богородичный храм на Молоткове, внес строительницу Молотковского храма княг. Ярославлю в рассказ о построении Десятинного храма, тогда как та почти сто лет уже покоилась в земле. 136 Забелин И. Описание новгородской святыни в 1634 году//Чтения в Обществе истории и древностей Российских, 1862, Кн. 4. С. 31, 32 (далее – Чт. ОИДР. – Ред.); ИОРЯС. Т VI. 137 Собр. л. 3, 86. 87. 182. 227. 228; Соловьев П. Описание новгородского Софий­ского собора. СПб, 1858 (далее – Соловьев П. Описание новгородского Софийского собора. – Ред.). 138 Ркп. житие свт. Моисея; Пахомиева служба ему у Царскаго 133. 136. 364. 563. В чине поставления епископа (1646 г.) испрашивается заступление: «иже во святых отец наших Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов и прп. отца Антония Римлянина и Варлаама Хутынского, Новгородских чудотворцев» (Акты исторические. Т. 4). Митрополит Новгородский Никон свои грамоты 1650 и 1651 гг. оканчивал так: «милость св. Софии и великих чудотворцев, Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Се­рапиона архиепископов Новгородских – да будет на тебе» (Досифей (Немчинов), архим. Описание Соловецкого монастыря. Отд. III). 140 Жизнь св. Павлы описана блаж. Иеронимом: Patrol. I. 22 p. 878. Русский перевод (не очень искусный) см. в: Христианское чтение. 1847. 4, 186. 141 Ер. 22. Письмо писано в 384 г. вскоре по возвращении Иеронима в Вифлеем. В письме к Евстохии писано было: «помню, что почти за 5 лет пред сим, быв в Риме, читал я со святою Блезиллою Екклезиаста, чтобы вызвать ее отречься от мира и при­знать все мирское за пустоту; я объяснял ей темные места, дабы могла понимать, что читает» (Ер. 116). В письме к Павле: «если говорит (Блезилла) по-гречески, подумаешь, что не знает она по латыни. Если обращаешься к римским звукам, в ре­чи не замечаешь ничего чужого. В немногие, не говорю месяцы, а дни, победила трудности еврейского языка до того, что состязалась с матерью в изучении и пении псалмов» (Ер. 25)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3 . При этой же раке: а) ВЕТВЬ морской травы, осоки, с которой Преподобный приплыл из Рима, держа оную в руке своей, так как изображается на Иконах; б) ШЕСТЬ Мусийных ИКОН; в) ПАНИКАДИЛО медное; г) КРЕСТ каменный шестиконечный над северными дверями алтаря придела преподобного Антония. Были ещё в сем монастыре священные сосуды сердоликовые, яшмовые и хрустальные, обложенные золотом и украшенные драгоценными камнями, так же привезённые в Новгород из Рима самим преподобным Антонием: но оные Царём Иваном Васильевичем при разорении Новгорода увезены в Москву и ныне находятся там в Патриаршей ризнице. 4 . ОБРАЗА: а) Софии, Премудрости Божией и Рождества Пресвятой Богородицы местные. б) Преподобного Антония Римлянина, у заднего столпа на правой стороне с подробным в миниатюрных лицах и весьма искусной старинной работы жизнеописанием его. в) Подобный сему св. Николая Чудотворца, у заднего же столпа на левой стороне, и г) Благовещения Пресвятой Богородицы древнейшего и искуснейшего письма; также д) на южной стене, так называемый Деисус, с надписью кругом: «лета зр (7109/1601), Марта в г (3) день сделаны быша табля сия во храме Пречистой Богородицы, честного и славного её Рождества, Антоньева монастыря, при Благоверном и Христолюбивом Царе и Государе и Великом Князе Борисе Феодоровиче и всея Русии Самодержце». Б) В приделе, на северной стороне Соборной церкви, во имя св. Иоанна Богослова, почивают МОЩИ под спудом пяти братий посадников Новгородских, по прозванию Алфановых: Климента, Кирилла, Никифора, Никиты и Исаакия, Сокольницких Чудотворцев. Подле этой раки вделана в стене высеченная на камне следующая надпись: «Здесь положенные святые пяти братий мощи, принесены на сие святое место по случаю обращённого в пепел пожаром Сокольницкого девичьего монастыря, при благочестивой Державе Великой Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ Второй, при Преосвященном Архиепископе Новгородском и Санкт-Петербургском Гаврииле и при Архимандрите сего монастыря Феофиле, в лето от Р. X. аое (1775), месяца Июля в (9) день» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

в) Послание к тому же князю о том, как поступать в отношении к латинянам, известно пока только по рукописям. «Понеже, чадо блаженне и сыну света, понеже земля Лядска в суде у тебе есть, живущеи, иже есть на ней, суть оплатки служащеи, Латинское есть прияли учение.» г) Четвертое Послание Никифора, к князю Ярославу Муромскому, против латинян, помещено в Четь Мин. м. Макария под 31 августа. 27. Преподобный Антоний Римлянин, основатель монастыря его имени и с 1131 г. игумен († 1147 г.). В Московском Успенском соборе хранятся сосуды его. Один яшмовый; на клеммах его изображены Святая Троица и четвероконечный крест; на ободке надпись: πινετε εξ αυτο παντες. Другой сосуд ониксовый; на ободке надпись: Пиите от нея вси. Се есть кровь моя нового завета, изливаема за вы и за многы. В Синодальной библиотеке хранится Служебник преподобного Антония 605) с одною литургиею Златоустого. Вот чтение одной молитвы: «Иже весь мир свой тако возлюби, яко иночадый сын свой дати, да всяк веруяй в нь не погибнет, не имать живот вечный, иже пришед и все, еже о нас, смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся за мирскый живот, приим хльб святыма своима и пречистыма рукама.» (Образцы древлепис. 5. М. 1840). В описи 1636 г. показаны: «три служебника харатейных чудотворца Антония Римлянина». (Опис. книг стат. Мои. 1927–929. М. 1848 г.). В обители его хранится каменный крест его; на верхней перекладине сего шестиконечного креста наведены мозаикою слова: ХС. Замечательны и шесть мусийных икон преподобного на медных досках: на трех изображен Господь Вседержитель, а на других трех распятый Спаситель. В духовной грамоте своей преподобный описывает труды и скорби, какие понес он при основании монастыря, и поручает обитель Богу и Пресвятой Богородице. В другой грамоте пишет, что он купил землю для обители у сыновей посадника и описывает границы земли. Не удивительно, что до нас дошли только списки грамот, а не подлинники. Довольно, что одна из них утверждена царем Иоанном. Они изданы у Карамзина, II, пр. 210, а списки их у Толстого, II, 220. Образцы подобных современных грамот, важных для истории: Около 1130 года князем Мстиславом дана была грамота на земли и судные пошлины Юрьеву монастырю (Вестн. Европы 1818 г. 15, 16, 20. Дополн. к Акт. ист. I, 2 ). В 1131 г. дана уставная грамота Новгородской Предтечевой церкви князем Всеволодом (Дополн. к ист. акт. I, 3). В 1137 г. Софийскому собору дана грамота князем Святославом (Дост. I. М. 1815). В 1150 г. Ростислав князь Смоленский дал грамоту Смоленской епископии (Дополн. к ист. акт. I, 4). Грамота князя Всеволода Предтечинской церкви дошла до нас в двух видах, как и устав Владимира; но не трудно угадать, что в позднейшем списке ее изменено против подлинника, по обстоятельствам времени. В летописи упоминаются еще: под 1144 г. договорная грамота Владимира Галицкого с князем Всеволодом, а под 1147 г. такая же грамота с князем Изяславом; но они не дошли до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В этом синодике между царскими именами первым поставлено имя Петра I, последним императрицы Елисаветы Петровны; потом следуют: имена всех десяти святейших московских патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов Новгородских и С.–Петербургских; преосвященных архиепископов и епископов; пречестных архимандритов и игуменов; Валаамского монастыря игуменов и игуменов Кириллова монастыря Белозерского; роды: преподобного Александра Свирского , святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа митрополитов и всея России чудотворцев, преподобного Варлаама Хутынского, преподобного Саввы Вишерского, Моисея, Иоанна и Ионы архиепископов Новгородских, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Кирилла белозерского, преподобного Антония Римлянина, преподобного Мартерия Зеленецкого, преподобного Пафнутия Боровского, преподобного Иосифа Волоцкого , святителя Николая Чудотворца, преподобного Макария Калязинского, преподобного Михаила Клопского, преподобного Арсения Новгородского, Феодора Блаженного, преподобного Зосимы Соловецкого, Николы Кочанова; далее имена Валаамских братий и их роды; роды: Кирилова монастыря архимандрита Иринарха, Александро-Свирского монастыря архимандрита Александра, Валаамского игумена Ефрема, бывшего строителя монаха Иосифа Шарова и преосвященного Антония епископа Олонецкого и Каргопольского; роды царствующего богоспасаемого града С.–Петербурга, разных господ и всякого чина людей, а именно роды: Сергиевской церкви протоиерея Игнатия Васильева, Казанской церкви священника Иоанна Иоаннова, Владимирской церкви священника Иоанна Кирикова, фельдмаршала и генерал-прокурора кавалера князя Никиты Юрьевича Трубецкого, князя Иакова Федоровича Долгорукова, господина адмирала князя Михаила Михайловича Голицына, болярина Феодора Матфеевича Апраксина, генерала сенатора и кавалера князя Ивана Васильевича Одуевского, графа Петра Антоновича Манойлова, графа Гавриила Ивановича Головкина, графа Чернышева, сенатора Бориса Григорьевича Юсупова, генерал-майора Александра Кондратьевича Зыкова, бригадира Михаила Петровича Аврамова, коменданта Тимофея Чоглокова, Св

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гавриила, а по левую – Богоматери и арх. Михаила. Это образец деисусного яруса в иконостасах бедных и малых церквей. В состав деисусного яруса в главном иконостасе новгородского Софийского собора входят иконы – Спасителя, по правую (от зрителя) сторону Которого изображены – Предтеча, арх. Гавриил, ап. Павел, Златоуст, Николай Чудотворец и великомученик Георгий, а по левую – Богоматерь, арх. Михаил, ап. Петр, Василий В., Григорий Богослов и Димитрий солунский 106 . В новгородской Петропавловской церкви, приписанной к Духову монастырю, пять средних икон деисусного яруса расположены в том же порядке, как и в Софийском соборе. Затем, за ап. Петром по направлению к северу следуют иконы – Василия В., Златоуста, св. Алексия московского , Дмитрия солунского и Антония римлянина; за ап. Павлом, по линии к югу, помещены образа – Григория Богослова , Николая Чуд., св. Петра московского , Георгия Победоносца и преп. Варлаама хутынского. Это образец деисусного яруса, в котором за вселенскими святителями помещены русские, а за великомучениками – местно чтимые преподобные. В новгородском Николаевском Дворищенском соборе в состав деисусного яруса входит икона Спасителя, по правую (от зрителя) сторону Которого помещены иконы – Предтечи, арх. Гавриила, ап. Павла, евангелиста Иоанна Богослова, Николая Чуд., великомученика Георгия и Варлаама хутынского; по левую сторону – Богоматери, арх. Михаила, ап. Петра, евангелиста Матфея, Василия В., Дмитрия солунского и Антония римлянина. Здесь за первоверховными апостолами примкнули два евангелиста. По описи Кирилло-Белозерского монастыря за 1718 год, в деисусном ярусе иконостаса, что в соборном Успенском храме, был «образ Спасов на престоле... по сторону того образа образ Пресвятые Богородицы, арх. Михаила, ап. Петра, Иоанна Богослова, Василия Великого , Григория Богослова , Леонтия ростовского, мученика Дмитрия, мученика Евстратия, преподобного Симеона Столпника на столпе. По другую сторону Спасова образа: Иоанна Предтечи, арх. Гавриила, ап. Павла, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Если этот случай, а равно и вышеописанный, и имел реальное место в истории, то вероятнее всего, что этот мусульманский марш – бросок совпал с молитвами кого – то из действительных святых, живших во время описываемого события, например: святителей Григория Никомидийского, Григория Асского, Мартина и Кирилла Туровских , Леонтия Иерусалимского , Леонтия Ростовского, Иоанна и Нифонта Новгородских, Саввы Сербского и Симеона мироточивого, или преподобных Варлаама Хутынского, Никиты Столпника Переяславльского, Антония Дымского, Антония Римлянина Новгородского, Герасима Вологодского, Авраамия Мирожского, Печерских преподобных Афанасия затворника, Эразма, Тита пресвитера, Николы Святоши, Исаии, Поликарпа, Ильи Муромского, благоверных князей Ростислава – Михаила, Игоря Черниговского, Евфросинии Полоцкой, Петра и Февронии Муромских, благоверной царицы Тамары Грузинской и многих других, как живых, так и усопших святых, именуемых чудотворцами, по молитвам которых Господь «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посыпает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). В настоящее технологичное время мусульмане широко используют данные астрономических и других наук для определения приближения возможных катаклизмов. При этом указывается, что даже если ученые, изучающие эти проблемы, являются кяфирами (неверными – арабские буквы «ка», «фа», «ра»), мусульмане все равно должны прислушаться к их заявлениям и готовиться к соответствующей молитве. Однако такие ситуации все же являются временным исключением. Так как мусульмане призываются к изучению не только религиозных, но и светских наук, чтобы самим быть в состоянии решать подобные проблемы и не быть в зависимости от «неверных», ибо это не соответствует природе ислама. 4) На погребение Ислам, как религия проповедующая учение о загробной жизни, содержит и особые молитвы (джаназа), касающиеся этой части человеческого существования. Молитва в погребальной церемонии считается одной из самых важных ее частей. Без чтения молитвы обряд считается несовершённым. Чтение погребальных молитв начинается еще до похорон, как правило, после омовения и укутывания усопшего в саван. Пока человек живой, то ему вслух читается шахада («свидетельство», исламский символ веры – нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник его). Молитву читает имам мечети или лицо, его заменяющее. Если умерший – мужчина, то имам стоит ближе к нему, если женщина – то дальше. Между имамом или муллой, читающим молитву, и ложем, на котором лежит мертвый, не должно быть никакой преграды или занавеса. Перед тем, как опустить тело в могилу, имам берет покойного за плечи (правой рукой за правое, левой – за левое), сильно трясет его и близко у его уха трижды повторяет: «Слушай и пойми (имя)». И дальше идет чтение молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Как только Алёша стал монахом, получил имя в честь известного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, и стал отцом Антонием, он сразу обратил на себя внимание. Он собрал вокруг себя молодёжь – и сверстников, и тех, что были помоложе. Это была его постоянная линия воспитания. Он все время думал о молодых, о детях, о студентах. Молодой монах был прекрасно образован, говорил на нескольких языках. Впоследствии множество его произведений было собрано в несколько томов полного собрания сочинений и напечатано в Белграде, а потом и в Америке его учеником Николаем Павловичем Рклицким, которого я очень хорошо помню. Он приходил к владыке Антонию, слушал и записывал его рассказы. Позже он стал в Америке архиепископом Никоном Вашингтонским и Флоридским. И он издал полное собрание сочинений владыки с целым рядом дополнительных статей о митрополите Антонии, о его богословии. Это очень ценные материалы. Честь и хвала владыке Никону, бывшему Николаю Павловичу Рклицкому, за всё то, что он сделал. Владыка Антоний поставил своей целью с ранней молодости не только воспитание молодёжи, но и развитие чисто богословского направления. Он считал необходимым приблизить богословие к жизни, чтобы оно не было отвлечённой школьной тематикой, как это произошло в последние годы XIX века в русских духовных школах. Чтобы это сделать, надо было приблизить богословскую мысль, богословское понимание смысла жизни к подвижнической жизни святых отцов. Такой была его главная мысль и главная цель. Святоотеческое богословие было для него нормой и источником всего. И сама жизнь, считал он, должна была идти в соответствии с богословием. Богословствовать надо было не о Боге, а с Богом. В этом была огромная разница в подходе к богословским проблемам митрополита Антония и многих церковных мыслителей. И здесь самое большое, что он дал, – удивительное, богословское понимание догмата о Святой Троице и догмата о Церкви, которые для него были двумя сторонами одного и того же Откровения Божия. Оно заключалось в том, что мы в состоянии нашего греховного разделения (или, говоря языком Василия Великого , «рассечения естества человеческого первородным грехом») получили как бы преграду друг между другом и не можем её преодолеть и поэтому не можем понять тайну Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

«Которым обычаем царевича не стало? И что его болезнь»? Вообще следственное дело, сохранившееся до нашего времени, доказывает, что следователи действовали криводушно. 108 Царская дума утвердила следствие, и донесла царю, что «жизнь царевича прекратилась судом Божиим; что Михайло Нагой есть виновник кровопролития ужасного и действовал по внушению личной злобы; что граждане Угличские вместе с ним достойны казни за свою измену и беззаконие». Бояр Нагих сослали в отдаленные города и заключили в темницы; вдовствующую царицу, неволею постриженную, отвезли в дикую пустыню, в обитель св. Николая на Выксе (близ Череповца); тела злодеев, Битяговского и товарищей его, кинутые Угличским народом в яму, вынули, отпели в церкви и предали земле с великою честью, а граждан тамошних, объявленных убийцами невинных, казнили смертью, числом около 200; другим отрезали языки; многих заточили; большую часть вывели в Сибирь и населили ими город Пелым, так, что древний, обширный Углич, где было, если верить преданию, более 100 церквей и не менее 30 тысяч жителей, опустел на веки, в память ужасного Борисова гнева на смелых обличителей преступления. Тело невинного страдальца-царевича предано земле в Угличском Спасском соборе. 109 Царь еодор, по словам летописца, горько плакал о смерти нежно-любимого брата, наконец сказал: «Да будет воля Божия»! и всему поверил. Еще несколько лет продолжалась тихая, чуждая житейских попечений, богомольная жизнь последнего царя из дома Рюрикова. По выражению летописца, «Господь возлюби и смирение царево» и посылал Русской земле благодатные знамения Своего благоволения. К числу таких знамений относится прославление мощей двух угодников Божиих: преп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца и св. князя Романа Угличского. Протекло уже 450 лет после преставления преп. Антония. После трех пожаров в XIV веке и страшного разгрома в 1570 году 110 обитель совершенно запустела, так что не было в ней ни братии, ни церковной службы. Гонителю Новгорода, Грозному царю, пришло наконец на мысль, что нельзя оставить в запустении монастыря столько знаменитого по святости основателя его, чудодейственно прибывшего из Рима. Для возобновления обители, царь избрал и послал туда игуменом добродетельного старца Кирилла, 111 который собрал братию и ввел строгий устав общежития, чем навлек на себя злобу людей неблагонамеренных и был ими отравлен на трапезе; но по усердной молитве к Божией Матери и преп. Антонию получил исцеление. За этим первым чудом преподобного, по возобновлении обители его, вскоре последовали и другие чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Мало древней утвари хранится в ризнице за главным алтарем, по случаю многих разорений обители пожарами и неприятелями; даже довольно долгое время она находилась в совершенном запустении. В 1381 году выжгли ее сами новгородцы в числе прочих монастырей, когда готовились к обороне против Великого князя Димитрия Донского. В 1570 году, во время казней новгородских, игумен Антониевой обители Геласий с двадцатью иноками погибли под мечом Грозного Иоанна и расхищена была вся ее казна, и драгоценные яшмовые сосуды, которые привез с собой из Рима преподобный Антоний, взяты в Москву и доселе хранятся в ризнице Успенской. В Антониевой, однако, уцелели ризы Святого основателя, бельи шелковые и орарь, шитый золотом. Игумен Кирилл был обновителем запустевшей обители после нашествия Грозного; и она процвела в царствование Феодора Иоанновича, но потом опять подверглась общему разорению шведскому, так что в ней оставались одни только каменные церкви, Соборная и Сретенская. Последняя заложена также преподобным Антонием и совершенно перестроена Владыкою Новгородским Алексием в 1537 году и существует доныне. Все же прочее, ограда и келлии, большею частию деревянные, были совершенно истреблены. С основанием семинарии в монастыре Антониевом в 1710 году начал он восставать из развалин усердием Архиепископа Новгородского Амвросия, который избрал себе место упокоения в паперти соборной, против самого камня Святого Антония. Духовное училище существовало прежде в палатах архиерейских где учредили свое учение братья греческие Лихудии под покровительством митрополита Иова, и оно процветало во время управлений знаменитого витии церковного, Архиепископа Феофана; но преосвященный Амвросий был собственно основателем семинарии Новгородской, и после кратковременного ее упадка она просияла новым блеском в начале нынешнего столетия. Замечательна древность икон греческого письма в иконостасе соборном, который был обновлен в царствование Петра Великого. Особенно изящны храмовая Рождества Богоматери, Благовещения и Софии Премудрости Божией, и две на столбах, с ликами и чудесами Чудотворца Николая и Преподобного Антония. Но в самом храме есть еще одна священная память Блаженного Римлянина: это его молитвенная келлия и над нею тесная церковь подобных ему подвижников Онуфрия и Петра Афонского; туда ведет крутая лестница в столпе, пристроенном к собору. Там по примеру древних столпников спасался чудный пришелец Римский и приносил ежедневно бескровною жертву. Привыкший к тесноте своего камня, на коем провел целый год и совершил таинственное плавание, он как бы боялся простора новой своей обители в земле Новгородской и добровольно заточил себя в каменном стане в ожидании еще теснейшего жилища, чрез которое взошел в небесные обители и там ходатайствует всем нам спасение своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010