Изображения Н. крайне редко встречаются в композиции «Собор Российских чудотворцев»: в частности, одно из них имеется на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Святой представлен в традиц. монашеской одежде, куколь лежит на плечах (судя по надписям в нимбах, написан дважды: в левой и правой группе преподобных). В иконографии «Собора Новгородских чудотворцев» изображения Н. и Д. практически неизвестны (на одной из икон 2-й пол. XIX в. из ц. ап. Филиппа на Нутной ул. в Вел. Новгороде появление имени Д. на нимбе относят ко времени поновления образа). Н. в монашеском одеянии с островерхим куколем изображен на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда иконостаса нижнего придела Всех Новгородских святых новгородской ц. ап. Филиппа. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 34, 39; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 98-99, 183. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/2577569.html

Благотворители и далее не обходили вниманием Петропавловскую церковь. На пожертвованные ими 4500 рублей был заново переделан шпиль храма, пострадавший от сильной бури в 1884 году. В 1887 под наблюдением архитектора Н. И. Поздеева прежняя деревянная лестница в храм верхнего этажа заменена мраморной. В 1887—1888 свод летнего храма был расписан художниками Н. Егоровым и Катасевым. Из достопримечательностей Петропавловской церкви стоит отметить резную, из слоновой кости, икону «Воскресение Христово с праздниками». По преданию, это был дар Петра I Ивану Максимовичу Затрапезнову. В храме хранился серебряный, украшенный жемчугом крест с частицей мощей Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. На колокольне Петропавловской церкви, кроме обычного набора колоколов, находились часы, их колокол весил двадцать пудов. В 1871 на средства Ивана Ивановича Карзинкина была сооружена богадельня, кроме того, при храме имелись начальная школа, больница, церковно-приходское попечительство. Церковь Петра и Павла была закрыта в 1929 году. В советское время в верхнем храме располагались клуб и кинотеатр, а в перестроечное время — ярославская товарная биржа, в нижнем тогда же было устроено кафе. Современное состояние [ править править код ] В 1997 году храм был передан в ведение Русской Православной Церкви. К 1999, когда по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея настоятелем храма был определен игумен Антоний (Бабурин), от былого великолепия затрапезновского храма почти ничего не осталось. В XXI веке в храме ведутся ремонтно-реставрационные работы. В январе 2002 года реставраторы выпрямили шпиль церкви. В сентябре 2002 тщанием прихожан восстановлена плита над могилой Ивана Максимовича Затрапезнова, а в память о былом значении храма в жизни Ярославской Большой мануфактуры. 29 июня 2003 года был проведен крестный ход вокруг бывшей территории ЯБМ — с тех пор на престольный праздник первоверховных апостолов Петра и Павла он совершается ежегодно. Виртуальная экскурсия вокруг храма Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Петра_и_П...

С апр. 2009 г. по 8 апр. 2011 г. руководил личным секретариатом Патриарха Московского. 3 апр. 2010 г. в Храме Христа Спасителя Патриархом Кириллом рукоположен во иерея с возложением набедренника. 5 июня 2010 г. окончил Санкт - Петербургскую ДА по первому разряду. Решением Свящ. Синода от 22 марта 2011 г. назначен клириком Свято - Николаевского ставропигиального прихода г. Рима. 30 мая 2011 г. освобожден от должности клирика Николаевского храма в Риме и назначен настоятелем ставропигиального храма в честь святой вмц. Екатерины в Риме. 12 июля 2011 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен секретарем приходов Московского Патриархата в Италии. 18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита. 7 окт. 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом в домовом храме св. прав. Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в мантию с наречением имени Антоний в честь прп. Антония Римлянина , Новгородского чудотворца. Решением Свящ. Синода от 22 окт. 2015 г. избран епископом Богородским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, с поручением осуществлять архипастырское окормление приходов Московского Патриархата в Италии, и назначен руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Наречен во епископа 23 окт. 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. Хиротонисан 26 окт. за Божественной литургией в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Указом Патриарха Кирилла от 28 окт. 2015 г. назначен настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы. Решением Свящ. Синода от 24 дек. 2015 г. включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. освобожден от должности управляющего Италийскими приходами Московского Патриархата и настоятеля ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины в г.

http://pravenc.ru/text/2201593.html

Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в Колюпанове. Фотография. 2011 г. Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в Колюпанове. Фотография. 2011 г. В храме почитались также икона Божией Матери «Троеручица», два 4-конечных напрестольных позолоченных серебряных креста, уцелевшие от пожара 1779 г.: большой (81/4×41/2 вершка) и малый (3×23/4 вершка). Согласно надписям на большом кресте, в него были вложены частицы мощей свт. Иоанна Новгородского, преподобных Антония, Агапита врача, Иоанна Многострадального и Исаакия Киево-Печерских, Никиты Новгородского, а также части камилавки, трости и камня прп. Антония Римлянина. На оборотной стороне малого напрестольного креста имелась надпись: «Кровь Христова, риза Спасова, часть древа Креста Господня, мощи святых: Николая Чудотворца, Иосифа Обручника, Иакова, брата Господня, Иоанна милостивого, Святого Дементия ис Сарака мучеников Единаго, архидиакона Стефана, Иоанна Синайского, Святаго Иакова». Согласно фамильному преданию рода Бобрищевых-Пушкиных, малый крест был пожалован (как наперсный) царем одному из членов их рода при крещении. Местонахождение этих святынь после закрытия храма в 1929 г. неизвестно. Согласно церковной летописи села, с XVIII в. до 1873 г. Казанский приход состоял из с. Колюпановка и дер. Игнатовки. По ревизии 1858 г. в приходе числилось 143 крестьянина муж. пола (100 чел. проживало в селе, 43 чел.- в дер. Игнатовке), с 1873 г. к Казанской ц. приписаны жители дер. Свинки; общая численность прихожан, по данным 1895 г., достигла 214 чел. В 1896 г. дер. Игнатовка, отстоявшая от Казанской ц. на 12 верст, по просьбе жителей за дальностью расстояния была отчислена от прихода с. Колюпановка и присоединена к приходу с. Сенева. К 1914 г. приход Казанского храма насчитывал 156 чел. После упразднения штатных мест священника и псаломщика Николаевской ц. с. Фомищева 29 марта 1873 г. к Казанскому приходу был приписан и малочисленный фомищевский приход с дер. Болото, в составе 200 крестьян муж. пола.

http://pravenc.ru/text/1319832.html

Николаю (Ярушевичу ; впосл. митрополит), управлявшему тогда не признавшими обновленческого ВЦУ («автокефальными») приходами Петроградской епархии. Еп. Николай полностью оправдал К., а клеветников запретил в священнослужении. В кон. 1922 г. Крестецкий еп. Серафим (Велицкий) вышел из подчинения ВЦУ и встал во главе «автокефальной» Новгородской епархии. В связи с обострением борьбы с обновленцами, поддержанными органами власти в организации репрессий против правосл. духовенства, весной 1923 г. были учреждены новые викарные кафедры. Кандидатами на поставление викарными епископами в Новгородской епархии стали наиболее видные борцы с обновленчеством - К. и настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря архим. Иоанникий (Сперанский) . Еп. Серафим, находившийся под домашним арестом в Вяжищском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , поручил просить о помощи еп. Андрея (Ухтомского) , ранее совершавшего тайные хиротонии для «автокефальной» Уфимской епархии (в мае 1923 еп. Андрей недолго находился на свободе в Москве после тюремного заключения и перед отправкой в ссылку). Получив обращение из Новгорода, еп. Андрей благословил прибывших в Москву для встречи с ним викарных архиереев Уфимской епархии Бирского еп. Трофима (Якобчука), бывш. насельника Макариевой пуст., и Аскинского еп. Серафима (Трофимова) совершить просимые епископские хиротонии для Новгородской епархии. 3 июня 1923 г. прибывшие в Воскресенский мон-рь епископы Трофим (Якобчук) и Серафим (Трофимов) с ведома и согласия управляющего Новгородской епархией Крестецкого еп. Серафима (Велицкого) совершили хиротонию К. во епископа Макариевского или, по др. сведениям, во епископа Любанского (в ПЭ в ст. «Воскресения Господня мужской монастырь (Макариева пустынь)» было ошибочно указано, что хиротония К. состоялась 4 апр. (ПЭ. Т. 9. С. 440)). 9 июня К. вместе с еп. Трофимом совершил хиротонию архим. Иоанникия (Сперанского) во епископа Старорусского. В июле 1923 г., узнав об освобождении патриарха Тихона из-под ареста, Крестецкий еп. Серафим направил ему рапорт о хиротонии К., к-рого характеризовал как «достойного и ревностного мужа, пользующегося уважением всего окрестного населения и всего мона[ше]ства, молитвенника и поборника за веру Христову» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 316 об.). Пребывая по-прежнему в Воскресенском мон-ре, К. продолжал вести энергичную борьбу с обновленчеством. В одном из своих обращений в Новгородский губисполком обновленцы просили гражданские власти «парализовать вредное действие, вносящее смуту в массы, епископов «тихоновских» Серафима [Велицкого], Кирилла [Васильева] и Иосифа [Николаевского]… Если их почему-либо нельзя удалить из Новгородской губернии, то желательно было бы их изолировать, чтобы они не могли влиять на темные массы» (ГАНО. Ф. 269. Оп. 1. Д. 5. Л. 66-67).

http://pravenc.ru/text/1840317.html

После осмотра музея я ещё раз обошёл кругом памятника 1000-летию России и в Пречистенскую арку вышел на берег бурливого Волхова. Милый Волхов! Старого моста нет, не сохранилась и часовня Чудный Крест, но вместо старого моста я увидал широкий новый мост. Проходя мимо Владимирской башни Кремля, можно ещё ясно увидать древнюю фреску, изображающую святителя и чудотворца Николая в рост. В бытность мою в Новгороде это изображение находилось в часовне, которая была пристроена к стене Владимирской башни. С Волховского моста я любовался красавцем Ильменем, близ которого виден древнейший Юрьев монастырь, но не видать девяти золочёных глав Юрьевских соборов, не слыхать весёлых песен-поозерок: «Где горит? чего горит? Юрьевские главушки...» Не слышно звону 2100-пудового великана под названием «Неопалимая Купина». Я направил свой путь в бывший Антониев Римлянина монастырь, который сохранился полностью, за исключением колокольни. Обошедши два раза вокруг монастырского собора, я посмотрел в окно, внутрь его ничего не видать из достопримечательностей, правда, виден иконостас, но без икон, сохранилась живопись на стенах, виден постамент, на котором стояла рака св. мощей преп. Антония Римлянина. От собора мимо здания бывшей духовной семинарии я направился в дубовую монастырскую рощу с намерением набрать на память желудей, но придя на то место, где был монастырский сад, я не нашёл ни одного дуба, только жалкие обгорелые пни – всё уничтожено огнём войны! Вернувшись вновь к собору и посидев минут 5–10 на ступеньках крыльца, и постояв у дверей трапезной церкви Сретения Господня, поглядел на окна келий, где жили архимандрит о. Сергий и иеромонах о. Серафим. Через бывшие святые врата я вышел на автобус, на котором через 5–10 минут был в центре Торговой стороны на Ярославовом дворище. Осмотрев наружно Николо-Дворищенский собор, церкви Жен Мироносиц, Параскевы Пятницы, великомученика Прокопия, Успения Божией Матери, я направил свой путь к церкви великомученика и Победоносца Георгия на Торгу, в коей в 1932 году была кафедра новгородского архиепископа. Я даже не узнал этого храма – нет ограды, нет колокольни, да пожалуй, нет даже и трапезной с притвором, а на месте примыкавшей с востока часовни, в коей почивали под спудом св. мощи Феодора блаженного, разбит садик с клумбами цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Иван Максимович умер в 1741 году, тогда как свой окончательный вид эта часть Ярославля приобрела только спустя три года. Петропавловский храм стал местом погребения Затрапезнова. У входа в церковь появилась соответствующая доска. Хозяева мануфактуры всячески заботились о том, чтобы церковь, поражавшая всех своим размерами, оставалась в хорошем состоянии. Они тратили немалые средства на учреждение образовательных и лечебных заведений в Петропавловском приходе. При церкви действовали богадельня, начальная школа и больница. В храме периодически происходили обновления. Крупнейшее из них относится к 1835 году. Тогда у Петропавловского храма появились два новых придела - справа: Покрова Пресвятой Богородицы, и слева: преподобного Саввы. В 1880 году стены нижнего (тёплого) храма Симеона и Анны расписали " под вид дикого мрамора " . Тогда же позолотили иконостас, поставили новые иконы, повесили новое паникадило, устроили изразцовые печи и чугунные полы. Владельцы Большой мануфактуры Андрей Карзинкин и николай Игумнов пожертвовали на эти цели более 16 тысяч рублей. Крупные изменения датируются 1880-ми годами. В 1884 году шпиль храма пострадал при пыльной буре, и его пришлось срочно переделать. Спустя два года художник И. Е. Дьяконов и учитель рисования П. А. Костров написали для храма 32 композиции и поновили в нём ещё " десять картин старой живописи " . В 1887 году прежнюю деревянную лестницу, ведущую в верхнюю церковь, заменили мраморной. Ещё через год, заново расписали своды летней церкви. ХХ век Петропавловская церковь встретила в цветущем состоянии. Прихожан особенно восхищала огромная люстра с 26 подсвечниками, украшенная двуглавым орлом и изображением апостола Андрея Первозванного. Среди икон выделялся образ " Воскресения Христово с праздниками " . Согласно преданию, и икону, и люстру подарил Ивану Затрапезнову сам император Пётр I. В храме хранился серебряный крест с частицей мощей преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Кроме обычного набора колоколов, на колокольне Петропавловской церкви имелись часы.

http://sobory.ru/article/?object=00583

Т. 3. С. 230-231). Во Введенском мон-ре хранилась духовная грамота Д., в к-рой помимо вклада во Введенский мон-рь указаны денежные вклады на заупокойные богослужения в др. мон-ри: тихвинский Успенский, Соловецкий в честь Преображения Господня (туда Д. ранее уже давала вклады по 10 р.), Антониев Дымский , Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы , Зеленецкий во имя Св. Троицы , Никольский в Сторожно (см. Киприан , прп., Стороженский), Медведский во имя свт. Николая Чудотворца , Горицкий Воскресенский, Оятский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (Островский), а также в приходские храмы. Д. была похоронена во Введенском храме на левой стороне, при входе, во 2-й пол. XVII в. рядом с ней были погребены ее племянницы, подвизавшиеся во Введенском монастыре. Над могилой Д. была устроена позолоченная гробница под резной сенью, перед гробницей горела неугасимая лампада. В 1814 г. по благословению С.-Петербургского и Новгородского митр. Амвросия (Подобедова) взамен старого надгробия было установлено новое, устроенное «старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей», о чем сообщала помещенная рядом плита. Д. почиталась в Тихвине и окрестностях как устроительница и благотворительница Введенского мон-ря, к-рый называли Царицыным. В духовной грамоте записано: «Мне шло царского жалованья за годовые запасы денег, и что доходишки имела с вотчинишки, и мы тем питалися. И после разорения литовского и немецкого в монастыре в храмах устроено, и кельи, и житницы, и мельница, и конюшенной двор, и коровей, поповские и служебниковы дворы, и всякое монастырское строение теми деньгами устроено» (цит. по: Описание Введенского девичьего 2-классного мон-ря. С. 23). В мон-ре память Д. праздновалась на ее именины - 19 марта и в день преставления - 5 апр. В обители хранились шитая золотом и жемчугом Тихвинская икона Божией Матери - благословение Д. одному из граждан Тихвина, после кончины к-рого образ поступил в мон-рь, 2 покрова на гробницу царицы-инокини (один - из красного бархата, опушенный горностаем).

http://pravenc.ru/text/171388.html

Адрес: 210001 г.Витебск, ул.Замковая, 1а. Телефон: (0212) 36-93-85 . Воскресенский храм (Витебск) [ править править код ] Воскресенский храм (Витебск) Первые сведения об основании православной Воскресенской Рынковой церкви относятся к XVI веку. На вкладном листке на четвероевангелии XVI века, которое хранится в Российской Национальной библиотеке в Москве, есть запись: «Василие и Симеоне Сисцче, мещане витебские на церковь Рынковую Воскресения Христова в Витебску стоячую, року тысяча пятьсот пятьдесят осмого (1558г.) на честь и хвалу Господу Богу вечными часы». Церковь также упоминается в инвентаре от 10 января 1618 года. На чертеже города Витебска 1664 года нарисован деревянный храм, который ориентирован по оси восток- запад. В 1926 году храм был отнесен к памятникам архитектуры, что не помешало властям взорвать его в 1936 году. В сентябре 2001 года начались строительные работы по возведению храма. В 2002 году в цокольном этаже устроен нижний храм святого преподобного Антония Римлянина, Новгородского Чудотворца. Адрес: 10026 г. Витебск, Воскресенская площадь, 1а. Телефон: (0212) 36-47-01 . Софийский собор (Полоцк) [ править править код ] Софийский собор (Полоцк) В истории Беларуси Полоцкий Софийский собор занимает совершенно особое место. С ним связаны воспоминания как о событиях тысячелетней давности, так и о недавнем прошлом. В судьбе этого храма запечатлелись вехи истории белорусов, он — почти ровесник своего народа, хотя и сохранился в значительно измененном виде. Первоначально это был пятинефный крестовокупольный храм о пяти или семи верхах, выстроенный, вероятно, под руководством греческих мастеровых: по архитектурному исполнению он был очень близок одноименным церквям Киева и Новгорода. Поскольку его основание в Полоцке последовало за учреждением местной епископской кафедры, можно с уверенностью считать, что он явился древнейшим каменным собором Полоцкой епархии. Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен во имя Святой Софии, Премудрости Божией.

http://azbyka.ru/palomnik/Витебская_обла...

Прп. Авраамий, свт. Игнатий и прп. Ефрем, Смоленские. Икона. 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Аврамиева мон-ря, Смоленск) Прп. Авраамий, свт. Игнатий и прп. Ефрем, Смоленские. Икона. 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Аврамиева мон-ря, Смоленск) Рус. иконописные подлинники XVII-XIX вв. указывают память святого под 21 авг., в день преставления прп. Авраамия Смоленского. Они сходятся в описаниях изображения Е.: его облик может быть уподоблен облику прп. Антония Римлянина («Сед, аки Антоний Римлянин, иже в Новегороде, и всем подобием» - ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 152 об.) или при подобии прп. Антонию Римлянину святой мог изображаться как прп. Савва Освященный («Преподобный Ефрем Смоленский чудотворец, в схиме, сед, брада Антония Римлянина Новгородского, ризы преподобническия, а инде пишет аки Савва Освященный» - Большаков. С. 130, ошибочно указана память под 12 авг. (С. 44); то же - БАН. Строг. 66. Л. 138; Филимонов. С. 67). Одно из ранних изображений Е. имелось на миниатюре в рукописи XVII в. из Смоленской ДС 78; местонахождение неизв., воспроизведение см.: Розанов. 1912. Вклейка). Е. и его наставник прп. Авраамий представлены напротив друг друга в предстоянии Спасителю, изображенному в облачном окружении вверху листа. Святые облачены в монашеские одежды (мантию, рясу, схиму), характерно, что на голове Е.- клобук, голова прп. Авраамия не покрыта (куколь лежит на плечах), оба с нимбами. Молитвенное сложение рук разное: правая рука Е. прижата к груди в области сердца, левая слегка опущена вниз. Образ Е. включен в состав Собора Смоленских святых. На иконе 80-х гг. XX в. (до 2008 в Успенском кафедральном соборе в Смоленске) Е. помещен первым во 2-м ряду, держащим перед собой раскрытую книгу. В 2001 г. был разработан извод с изображением 3 Смоленских святых, чьи имена связаны со Спасо-Преображенским Авраамиевым мон-рем, прп. Авраамия, свт. Игнатия и Е. (иконописец С. Кульманов, Преображенский собор Авраамиева мон-ря). Святые изображены в рост, в руках Е.- свиток.

http://pravenc.ru/text/182093.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010