Великий подвижник египетский после 85-летних пустынных подвигов мирно преставился на 105-м году от роду, в 358 году по P. X. Честное тело Антония, по завещанию его, предано земле учениками его в прославленной им пустыне, – в сокровенном месте. Современник Антония, св. Афанасий, епископ Александрийский, который был другом Антония и которому завещал Антоний свою милоть и ризу, написал о его примерном и назидательном житии. По словам св. Афанасия, «жизнь Антония есть образец подвижничества; все знавшие Антония называли его боголюбивым, человеком Божиим. Антоний был истинный Богоносец, имевший благодатные дары прозорливости, целения, совета и различения духов. Он дарован был Богом Египту как врач, отец и руководитель. Всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его – и это служит доказательством его добродетели и боголюбивой души. Лице Антония было выражением его св. души, – имело великую и необычайную приятность, так что не знавшие его прямо подходили к нему. Поскольку душа его была безмятежна, то внешние чувства оставались невозмутимы. Весьма чуден был по вере и благочестив; никогда не имел общения с отщепенцами и еретиками; был готов умереть за Христа. По блаженном успении Антония, каждый из получивших милоть и изношенную одежду его хранит, как нечто великое. Ибо взирать на сие – значит как бы видеть самого Антония» 1836 . Св. Иоанн Златоуст говорит о нем: «Египет произвел славнейшего после апостолов мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно, что он предсказал о недугующих Ариевым зловерием и о вреде, который имел от него произойти» 1837 . С особенным уважением также упоминает о св. Антонии Иероним 1838 , называя его блаженным, о коем слава распространилась по всему Египту 1839 . Созомен пишет об Антонии: «Все согласны, что монашеский образ жизни на высоту строгости и совершенства своими нравами и приличными упражнениями возвел монах Антоний Великий » 1840 . Феодорит говорит: «Много сияло вождей иноческого жития, но превосходнейшим руководителем в исполнении подвижнических уставов был многохвальный Антоний» 1841 . Имя Великий усвоено было Антонию при жизни его 1842 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Постоянный участник семинаров по осмыслению наследия митрополита Антония, протоиерей Владимир Архипов представил доклад, в котором были поставлены важные вопросы о роли Церкви в современном мире, об опасности " приспособить Церковь к духу времени " , о " коварных сюрпризах " , которые ожидают входящих в Церковь. В частности, о.Владимир говорил о социальном служении, которое обречено на неудачу в том случае, если христиане забывают, " во имя Кого и благодаря Кому " они помогают нуждающимся. " В нашем приходе было принято незаметное служение, о котором иногда узнавали только из некролога, а в храме не было ни одного платного сотрудника " , – рассказывала об особенностях общинной жизни в Сурожской епархии Ирина фон Шлиппе. На духовные уроки митрополита Антония, на его понимание социального служения она опирается в деятельности православного благотворительного фонда св.Григория, помогающего социально незащищенным семьям и сиротам на Северо-Западе России. " Живая епархия в служении Богу Живому " – обширный доклад на эту тему прислал на конференцию близкий соратник митрополита Антония, председатель приходского совета в Лондоне, член епархиального совета по разработке Устава епархии Коста Каррас. Он вспоминает и анализирует тот путь, который прошла вместе со своим пастырем община от прихода до епархии, выстраивая Церковь как " цельный организм " . Разным аспектам осмысления Церкви в наследии митрополита Антония были посвящены в первый день конференции доклады диакона Григория Геронимуса " Тема Церкви в последних беседах митрополита Антония " , библеиста Анны Шмаиной-Великановой " Литургия как соучастие: беседы владыки Антония о богослужении " , философа Александра Филоненко " Экклезиология митрополита Антония как свидетельство о тайне Церкви " . Все эти и другие сообщения носили отнюдь не отвлеченно-академический характер, они вызывали живое обсуждение и многочисленные вопросы. [И.фон Шлиппе,А.Архангельский, Е.Майданович] Например, оживленную дискуссию спровоцировало сообщение публициста Александра Архангельского " Как перевести интеллигента через разрытую дорогу к храму? Новое расцерковление и воцерковляющий опыт митрополита Антония " .

http://religare.ru/2_89113.html

158). Современники свидетельствовали о том, что архимандрит Антоний «пользовался такой огромной популярностью, что во многих домах Москвы имелись портреты его наряду с портретами митрополита Филарета» (53, с. 367). Почитание наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония продолжается и до настоящего времени. Имя архимандрита Антония записано в братском синодике обители, который читается за каждой Божественной литургией и во время совершения панихид. О упокоении архимандрита Антония молятся постоянно и в Московской духовной академии. В синодиках многочисленных паломников значится имя отца Антония. О упокоении архимандрита Антония постоянно молятся в Свято-Покровском женском ставропигиальном Хотьковском монастыре, Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре в Москве, в Валаамском Спасо-Преображенском ставропигиальном мужском монастыре, в Свято-Троице-Серафимо-Дивеевском женском монастыре Нижегородской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II священноначалие Свято-Троицкой Сергиевой Лавры соорудило на могиле архимандрита Антония величественный мраморный крест с надгробием. Ссылки и примечания 1 . Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Лавра. 2-е изд. М., 1902. 2 . М.С. Архимандрит Антоний, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Репринт. Сергиев Посад: Изд. ТСЛ, 1990. 3 . Казанский П. С. Очерки жизни архимандрита Антония//Православное обозрение. 1878. T. 1. Февраль. С. 267–287. Март. С. 392–410. Т. 2. Май–июнь. С. 275–294. Декабрь. С. 697–737. 4 . Архимандрит Антоний, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Май. М., 1908. С. 48–78. 5 . Михаил (Лузин) , архимандрит, ректор Московской духовной академии. Слово, произнесенное 16 мая 1877 года при погребении наместника Свято- Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония//Душеполезное чтение. 1877. Ч. 2. С. 371–380. 6 . И.Ф. Случай из жизни архимандрита Антония//Душеполезное чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Скит Антония и Феодосия Печерских. Пещерная церковь Антония и Феодосия Печерских. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Антония и Феодосия Печерских Год постройки:1846. Адрес: Украина, Донецкая обл., Славянский р-н, г. Святогорск, ул. Заречная, д. 3. Координаты: 49.029053, 37.571014 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Великие святые, на Киевских горах подвизавшиеся и прославившиеся, по праву считаются покровителями всех монахов земли Русской. Милостью Божией под их молитвенным покровительством и особым попечением находится и Свято-Успенская Святогорская Лавра, в храмовом комплексе которой находится один из самых древних храмов Святогорья — древняя пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Пещеры, в которых находится подземный храм, исстари, как и в Киево-Печерской Лавре, назывались «Дальними» — в отличие от «Ближних» пещер, вход в которые находится возле Успенского собора. Ныне пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских относится к одноимённому скиту Свято-Успенской Святогорской Лавры, расположенному на территории, прилегающей к этой подземной церкви. Он был устроен по окончании проведения Святогорским монастырем ремонтно-реставрационных работ, длившихся несколько лет с конца 1999 года. Тогда подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских в числе других объектов была передана государством Святогорской обители, а затем в 2000 году монастырь выкупил у санатория и прилегающую к храму территорию. Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских находится к востоку от монастырских построек, у подножия горы, возле верхнего гостиничного корпуса. Поскольку пещерный храм до 1845 года был всеми забыт и завален землёй, о его происхождении и времени ископания почти ничего неизвестно. До закрытия обители в XVIII веке при Екатерине II в обители хранились лишь предания о древней церкви, находящейся в горе.

http://sobory.ru/article/?object=05584

Антонии, и поисках «исторического» Антония, который, по мнению некоторых исследователей, оказался скрыт за богословскими и церковно-политическими «конструкциями» автора «Жития». Широкую известность получила работа немецкого ученого Г. Дёрриса, вышедшая в 1949 г., которая была непосредственно посвящена исторической ценности сообщаемых «Житием» сведений [Dörries, 1949] 48 . Дёррис сравнил данные «Жития» и 38 апофтегм о преп. Антонии и указал на то, что в ряде случаев они не совпадают: в «Житии», например, содержатся сведения, что преп. Антоний резко отрицательно относился к мелетианам и манихеям, публично обличал ариан и, в то же время, строго и благоговейно подчинялся церковной иерархии, а в Apophthegmata Patrum этих данных нет. Немецкий ученый пришел к выводу, что александрийский епископ вложил в уста Антония свои рассуждения: «отец монашества» спорит с александрийцами о Логосе с помощью богословия самого Афанасия, а речь Антония против языческих философов в точности дублирует идеи Афанасия в его трактатах «Против язычников» и «О воплощении Слова». Разнится и образ пустыни: в апофтегмах это защита от треволнений мира, а в «Житии» – арена борьбы с демонами. На этом основании немецкий ученый сделал вывод, что Афанасий при написании «Жития» руководствовался желанием изобразить Антония как совершенного христианина и строгого поборника ортодоксии из-за чего и произошли подобные искажения. Поэтому, по мнению Дёрриса, «Житие» лишь отчасти отражает подлинную историческую картину и пользоваться им следует с большой осторожностью. Еще одним существенным событием в изучении «Жития преп. Антония» стала монография С. Рубенсона, посвященная Посланиям преп. Антония [Rubenson, 1990 50 ]. Рубенсон сравнил между собой уже три источника: Apophthegmata Patrum, Послания св. Антония и его «Житие» и пришел к выводу, что подлинного «отца монашества» мы можем обнаружить лишь в Посланиях, тогда как его образ в «Житии» и Apophthegmata Patrum достаточно сильно искажен. Рубенсон начал с исследования вопроса о грамотности Антония: в «Житии» свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

385. См. ниже. 386. Изр. св. ст. Ант 38. 387. Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 15. 388. Там же. Такие беседы — зародыш позднейших «оглашений» игумена, нынешних «оглашений в притворе». 389. Афан В. Жизнь Ант. § 45. 390. Лавс. 20 и др. 391. Афанасий Великий. Жизнь Антония. § 69. Такое значение одной личности в подвижничестве — основа для позднейших больших прерогатив игумена в уставах. 392. Лобачевский С. свящ. Св. Антоний Великий Одесса. 1906; стр. 106. 393. С именем прп. Антония дошли до нас впрочем и письменные правила. Их приводит Бенедикт Анианский (IX b.) в Codex regularum; в несколько другой редакции они открыты в арабской рукописи в XVII b. (обе редакции изд. у Миня, Patrol. s. gr, t. 40; рус. пер. Христ Чт 1880 г., ч. 37). Но подлинность этих правил сомнительна, потому что о них не упоминают св. Афанисий и блж. Иероним, потому что писанные правила для иноков расходились бы с общим взглядом прп. Антония на подвижничество; правила и проникнуты совершенно не духом прп. Антония; в них не отразились богословские воззрения прп. Антония (демонология, полемика с арианами); они предполагают очень сложный для эпохи Антония строй монастырской жизнь: подчинение игумену, храму, заседания братии, монастырские земли, монашеское одеяние с символическим значением. и т. п. «Правила» представляют компиляцию иноческих уставов прп. Пахомия, Исаии и др. с мыслями прп. Антония. Лобачевский. Св. Ант. 168 и д. 394. В Лавс. 23 Макарий (не Егип. и не Алекс., а ученик прп. Антония) представляется не игуменом или аввою монастыря, а простым послушником прп. Антония. Иначе Лобачевский. Св. Ант. В., 118. 395. Руфин, Ист. монах. 30 и др. 396. Лавс. 7. 397. Руфин, Ист. мон. 21. 398. Лавс. 7. 399. Лавс. 19. 400. Руфин, Ист. мон. 22. 401. Лавс. 19. 402. Руфин, Ист. мон. 22. 403. Др. Пат. VII, 56. 404. Др. Пат. VIII, 25. 405. Изр. св. ст. Ис. Кел. 8. 406. Изр. св. ст. Фока 1. 407. Лавс. 19. 408. Изр. св. ст. Фока 1. 409. Навещал прп. Антония: Изр. св. ст. Мак. Ег. 4. 410. Руфин, Ист. мон. 29. 411. Изр. св. ст. Моис. I. Пиор. 3.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

– 7-е Св. Николая о ковре, его же купив и паки возвратив Святой, л. 424 об. – 8-е Св. Ник. о человеце, его же избави из желез и из темницы, л. 429 – 9-е Св. Ник. о монастыри его, его же Св. Николай обогати, л. 433 об. – 10-е Св. Ник. о трех девицах, л. 436. – 11-е Св. Николая, сотворшееся во граде Киеве, л. 437 об. – Св. Николая о Половчине бывшее во граде Киеве л. 441 об. – 12-е Св. Николаи о трех друзьях, л. 448. Слово похвальное Св. Николаю Чудотворцу, л. 450–456. Нач. «Се настоит, братие, светлое празднество предивного отца нашего Чудотворца Николая. Чудо Св. Николая о иконе, л. 456. В 7-й день. Житие и подвиги и отчасти чудес исповедание Препод. Антония игумена, иже на Михайлове езере прочестне монастырь поставльшего во имя Пресвятой Владычицы Богородицы, честного и славного Её Благовещения, иже Исийский нарицается, списано священно-иноком Ионой, тоя же обители постриженником, л. 464–585 об. Нач. «Сего блаженного Антония родители земледельцы бяше, отец его именем Никифор от веси глаголемые Киехта от пределе Двинской области. » О пострижении Святого Антония, л. 472. О пришествии Св. Антония наместо сие святое, л. 493. О создании святого места сего, л. 4 97 об. О пришествии разбойника на Св. (Антония) нощию и о избавлении Божии, л. 504 об. О собрании Преп. (Антонии) о Христе братии л. 509. О послании Преподобного (Антония) к самодержавному Государю, л. 510 об. О поставлении первой церкви Живоначальной Троицы, л. 515 об. О написании чудотворной иконы начального образа Живоначальной Троицы, л. 516 об. Чудо 1-е преславно Живоначальной Троицы новонаписанного образа и о горении первой церквы, л. 519. О создании второй церкви Пресвятой и Живоначальной Троицы, л. 521. О поставлении Святого Антония на игуменство, л. 527 об. О преславным чудесах чудотворцам образа Живоначальной Троицы и о исцелении бесного, л. 538. Чудо 2-е о беснующемся человеце, л. 539. Чудо о слепой жене, л. 540 об. О отшествии Преподобного (Антоши) в первую пустыню, л. 542 об. О прозорливом даре Преп. (Антония), л. 547 об.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

и далее вместо «их же ни оум постигнет и память принесет» ... «постиже ... принесе». Если это так и если указанные изменения были сделаны при внесении рассматриваемого отрывка в середину между Поликарповыми сказаниями, слова «прежде речении черноризци» могут относиться ко всем тем подвижникам, сказания о которых заимствованы Поликарпом из Жития Антония: сюда могут принадлежать Григорий чудотворец , Лаврентий затворник, Моисей Угрин, Иоанн затворник. 6. Рассказав о подвижнической жизни Моисея Угрина, Поликарп говорит: «се же и в житии святого отца нашего Антония вписано есть о сем Моисии, како приде и скончася в добре исповедании о господе пребыв. Т. лет в монастыри, е. лет в плене страдав окован, з. лет за чистоту страдав в страсти» (Берсен. сп.). В Кассиановских редакциях последние слова несколько изме¬нены: «а в пленении страда в оузах. ?. лет, шестое лето за чистотоу»; кроме того выше вместо слов «како приде»: «бе бо пришел блаженный в дни святого Антония» (Румянц. Из слов Поликарпа видно, что рассказ о Моисее Угрине заимствован в существенных частях своих из Жития Антония. 7. В сказании о Федоре и Василии Поликарп влагает в уста Федора, поставленного на суд перед князем Мстиславом Святополковичем, который спросил его, много ли в найденном им сокровище золота, серебра и сосудов и известно ли, кем оно сокрыто в пещере, следующие слова: «в житии святого Антония поведается, варяжскии поклажяи есть, понеже съсоуди латиньстии соуть, и сего ради варяжская печера зовется и до ныне, злата же и сребра бесчислено множество». Из этих слов видно, что в Житии Антония говорилось между прочим о какой-то варяжской пещере, при чем объяснялось и происхождение самого названия ее. Указанные здесь места из Симоновых и Поликарповых сказаний дают нам возможность восстановить в общих чертах содержание Жития Антония. В этом любопытном памятнике были изложены предания, связанные с преподобным Антонием и с основанием Печерского монастыря. Поэтому здесь излагались и подвиги первых черноризцев святой обители; так здесь говорилось о прибытии к Антонию Моисея Угрина (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таков общий абрис основных богословских идей митр. Антония (Храповицкого), из которого видно, что их автору не удалось остаться верным высказанным им же самим принципам богословствования, согласно которым «верующий по-православному автор всего менее рассчитывает ввести в сознание Церкви какую-либо новую истину; напротив, он убежден, что полнота истины есть всегдашнее достояние сознания церковного» . Вероятно, идейные ориентиры митр. Антония были обозначены им точнее в другом высказывании: «Прежде всего Библия, потом церковный устав, а на третьем месте Достоевский». На это архим. Киприан (Керн) резонно заметил: «Ну, а где же, владыко, святые отцы?» Митрополит умно посмотрел и по-своему незабвенно улыбнулся . Эта высокая оценка Достоевского и художественной литературы вообще (примерами из которой пестрят богословские статьи владыки Антония) несколько приоткрывают ту сферу, к которой было бы более правильным отнести сотериологические рассуждения нашего автора. По своему стилю и методу рассуждения работы митр. Антония – это не столько богословские статьи, сколько литературные зарисовки, или даже литературно-психологические этюды на богословские темы. Богословский подход предполагает серьезную проработку темы, рассмотрение ее с различных сторон, широкий охват и сравнительный анализ источников. Для литературы главное – увлекательность, вдохновенность. «Богословствование его близко к экспрессионизму», – замечает иером. Серафим (Роуз) . Поэтому неисполнение митр. Антонием обещания подтвердить собственные идеи писаниями святоотеческими не выглядит случайностью. Мысль высказана, по мере сил обоснована, а кропотливая работа с источниками оставлена другим. Это своего рода литературный прием митр. Антония (Храповицкого), это его метод. «Он скорее бросает, чем развивает свои мысли, – пишет прот. Георгий Флоровский, – не досказывает, точно обрубает их» . Но при таком подходе к богословским вопросам ошибки становятся неизбежными. Впрочем, возможно, подобные ошибки не только не пугали митр. Антония, но даже входили в его планы: «Антоний мне однажды говорил, – вспоминал митр. Сергий (Страгородский), – что не нужно бояться высказывать свои мысли, хотя бы они и не получили окончательной обработки; если мысль ценная, она не умрет, другие ее подхватят, а если ее никто не подхватит, значит она и не заслуживает жизни» . Отсюда понятна отмеченная выше плодотворность митр. Антония (Храповицкого) как инициатора разработки многих богословских идей и как «катализатора» решения сложных богословских вопросов, что да послужит оправданием тем грубым ошибкам, которые он допустил.

http://bogoslov.ru/article/3546585

Елена Майданович: «Неужели ЭТО никто не записывает?» Редактор книг митрополита Антония Сурожского – о жизни, о встрече и общении с Владыкой 12 июня, 2014 Редактор книг митрополита Антония Сурожского – о жизни, о встрече и общении с Владыкой «Когда первая книга вышла, у меня были какие-то сомнения и тревоги – так или не так. Я Владыке писала, он не ответил. Если он доверил один раз, значит дальше – сама! Такая ответственность доверия!» Наверное, счастливы люди, знавшие митрополита Антония лично, имевшие радость общения молитвы вместе с ним. Но тысячи, десятки тысяч людей во всем мире знают владыку Антония, никогда не встречав его в этой жизни. Они знают Владыку по его книгам, которые настолько ярко передают это его живое слово, что создается полное впечатление реальности общения, близкого знакомства. Проповеди, беседы владыки Антония дошли до читателя благодаря трудам сестер Елены и Татьяны (+2013) Майданович. Они не только собирали его выступления разных лет, но и готовили тексты к публикации, но так, что их редактура не забивала, не искажала, а лишь выявляла простоту и глубину слова владыки Антония. Редактор книг митрополита Антония, Елена Львовна Майданович – о жизни, о встрече и общении с Владыкой. – Мои родители были эмигрантами первой волны, послереволюционной. Родилась я в Париже, у меня были старшие сестры – Наталья, Ирина, Татьяна. Сейчас мое имя всегда стоит на книжках Владыки Антония, просто потому, что я оказалась крайней, потому что продолжаю этим заниматься. На самом деле начала это дело моя старшая сестра Татьяна. В Россию мы приехали в 1956-м году, родителям хотелось вернуться на родину, мы приехали с ними. Татьяне это было довольно тяжело. В Париже она немножко работала в экзархате (Париж тогда был центром Западно-Европейского экзархата), и она уже была немного знакома с владыкой Антонием. Когда она оказалась на родине отцов, то ей это было довольно тяжело, и она старалась встречаться с людьми, которые приезжали из Европы. В 1960 году Владыка в первый раз был в России. Для него это, наверное, было очень большое событие: в Лавре преподобного Сергия он служил с патриархом Алексеем, с которым у него сложились хорошие, теплые отношения. Татьяна встретила Владыку во дворе монастыря, он ее, видимо, вспомнил, они общались в каждый приезд Владыки в Москву. Я же познакомилась с Владыкой на несколько лет позже в 1966 году.

http://pravmir.ru/elena-maydanovich-neuz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010