Глава II. Св. София Игнатьево Ж. патр. Тарасия. – Ж. патр. Никифора. – Ж. Григория Декаполита . – Ж. Евдокима Младого.– Стефаново Ж. Стефана Нового. – Ж. патр. Антония Кавлея. – Ж. патр. Евфимия. Патриаршая школа при Великой Церкви, существовавшая с давнего времени, при первых иконоборцах пережила острый кризис. Возродилась она вместе с временным церковным успокоением и со вступлением на престол патр. Тарасия. Во втором периоде иконоборчества деятельность школы снова замерла, пока наконец торжество православия 842 г. окончательно не восстановило этой академии риторико-философских и богословских наук. Авторы, вышедшие из этой академии, прошли прекрасную литературную школу и почти все известны нам по именам. А наблюдение над агиографическою письменностью привело нас к заключению, что произведения с именами авторов есть обыкновенно сочинения, отмеченные печатью таланта и литературными достоинствами. Переходим к обзору литературной деятельности одного из видных писателей IX века, человека хотя и мало писавшего, но усвоившего себе приемы классиков, и выражавшегося на изысканно-чистом языке с примесью языка старого времени. И этот носитель древнеэллинского духа, блестяще образованный, сумевший удачно гармонировать представления древности с библейскими, евангельскими и современными ему понятиями, был диакон и сосудохранитель Софии. От Игнатия мы прежде всего имеем Житие патр. Тарасия. 159 Автор, имел близкие связи со вселенским патриархом, в молодости своей под его руководством изучал античную поэзию. Заканчивая биографию своего учителя, Игнатий с благодарностью замечает: «не забуду пользы твоего преподанного мне учения и времени моего горячего тебе служения, когда я в цветущую пору юности с наслаждением научался у тебя лучшим урокам о триметрах, тетраметрах, трохеях, анапестах и ироических произведениях, когда я проводил время за беседами, рачительно тобою произносимыми ежедневно к устроению душ и возрастанию всечестной церкви: я записывал их скорописною ставкою и чернилами, отдавал (для переписки) лучшим писцам и заботился о том, чтобы тщательно восстановить твой образ в книгах...; если я забуду тебя, да забудет меня Бог» (р.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ НОВЫЙ [Греч. Παλος νος] (VIII в.), мч. Кайюмский (пам. греч. 8 июня). Источники Сведения о П. Н. содержатся в посвященном ему Мученичестве (BHG, N 1471), к-рое впервые было опубликовано в кон. XIX в. А. Пападопуло-Керамевсом ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 247-251). Эта же редакция содержится в Императорском минологии (Царской Минее) XI в., изданном в 1911-1912 гг. В. В. Латышевым ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 23-27). Е. Папаилиопулу-Фотопулу обнаружила в Патмосской рукописи XIII - нач. XIV в. (Patm. 187. Fol. 152-158v) др. расширенную редакцию Мученичества (BHG, N 1471b), конец к-рой утрачен, а также службу в честь П. Н. и издала их ( Παπαηλιουπολου-Θωτοπολου Ε. Αγιολογιλ και υμνογραφικ εις γιον Παλον τον Νον εν τοις Καουμ επ των Εικονομχων αθλσαντα. Δπτυχα, 1979. Τ. 1. Σ. 53-96). В заглавии этой редакции мученик назван Павлом Новым. Вероятно, греч. Мученичество было написано в К-поле не ранее X или в сер. XI в. По стилю оно примыкает к Житиям IX в., таким как Житие Стефана Нового ( Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680-850): The Sources. Abingdon, 2001). С. Ефтимиадис считает, что греч. оригинал был написан, возможно, во 2-й пол. X или в XI в., после смерти К-польского патриарха свт. Антония II Кавлея (893-901), при к-ром были обретены мощи святого (The Ashgate Research Companion to Byzant. Hagiography/Ed. S. Efthymiades. Farnham, 2014. Vol. 2: Genres and Contexts. P. 87). Сохранилось лат. Мученичество П. Н. (BHL, N 6591; ActaSS. Iul. T. 2. P. 635-639), в к-ром святой также наделен эпитетом Новый, что указывает на его греч. оригинал - редакцию BHG, N 1471b (L " hagiographie et l " Iconoclasme Byzantin: Le cas de la Vie d Étienne le Jeune/Ed. M.-F. Auzépy. Aldershot, 1999. P. 192-193). Лат. Мученичество содержится в единственной рукописи XVI-XVII вв. (Vat. Reg. Christin. lat. 532. Fol. 17v - 21r), вместе с рассказами о перенесении в 1222 г. мощей П. Н. из К-поля в Венецию, в мон-рь Сан-Джорджо-Маджоре (Ibid. Fol. 21v - 24r; BHL, N 6592) и о чуде П. Н. (Vat. Reg. Christin. lat. Fol. 26r - 27r; BHL, N 6593). Рассказ о перенесении мощей входит еще в одну рукопись XVII-XVIII вв. (Vat. Barbes. lat. 3221). Петр Наталис и Петр Кало в XIV в. составили краткие версии Мученичества П. Н. и поместили их в «Перечне святых» ( Petr. Natal. CatSS. VI. 69) и в Легендарии (BHL, N 9039) соответственно. Жизнь

http://pravenc.ru/text/2578559.html

Константинопольский Патриархат в правление святых предстоятелей Антония Кавлея, Николая Мистика и Евфимия Протоиерей Владислав Цыпин Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский 3 августа 893 года, после кончины 26-летнего патриарха Стефана, сына императора Василия Македонянина, на Константинопольский престол был возведен Антоний Кавлея. Дата его рождения неизвестна. Родители патриарха переселились из Фригии в окрестности Константинополя. В раннем детстве он лишился матери и воспитывался отцом. В 12 лет будущий патриарх поступил в монастырь и принял там постриг. С самого начала монашеского жития он отличался молитвенностью и постничеством, усердным изучением Священного Писания. По прошествии лет Антоний был рукоположен и со временем стал игуменом одного из столичных монастырей, после чего убедил своего отца поступить в его монастырь. Игуменом он проявил особую ревность в делах милосердия, регулярно обходя окраины столицы, где ютились бедняки, подавая им деньги на пропитание и на другие их нужды. Благотворительность святого Антония снискала ему народную любовь. В посвященном ему «Житии» он охарактеризован как «праведный муж, воспитанный в добродетелях, жилище милосердия, источник добра» . Когда после удаления святого Игнатия с патриаршего престола духовенство и церковный народ разделились на сторонников Игнатия и поставленного на его место патриарха Фотия, Антоний Кавлея оказался в числе видных игнатиан. В 12 лет будущий патриарх Антоний поступил в монастырь и принял там постриг Но став патриархом Константинопольским уже в преклонные годы, Антоний II способствовал примирению игнатиан и фотиан. Как и в пору своего игуменского служения, он проявлял особую заботу о благотворительности, располагая для этого теперь уже значительно большими возможностями. В бытность патриархом Константинопольским он восстановил несколько обветшавших столичных церквей и основал загородный монастырь Кавлею, откуда впоследствии пошло его прозвище. Святитель с ревностью стоял на страже основ христианской семейной этики и канонических норм, невзирая на лица, их попирающие. Поэтому он не устрашился осудить вступление императора Льва Мудрого во второй брак с дочерью сановника Стилиана Зоей, поскольку василевс вступил в связь с нею при жизни своей жены святой Феофано и когда Зоя также была замужем. Святой Антоний изверг из сана священника, который из угождения царю совершил венчание. Патриарх Антоний II отошел ко Господу 12 февраля 901 года и был погребен в основанном им Кавлейском монастыре. В его «житии» помещены рассказы о посмертных чудесах, совершенных по молитвенным обращениям к нему. Они послужили основанием для его канонизации.

http://pravoslavie.ru/147379.html

иером. Макарий Симонопетрский Память святителя Антония II Кавлея, патриарха Константинопольского 491 Родители св. Антония были родом из Фригии и переселились в окрестности Константинополя, чтобы избежать преследований иконоборцев. Антоний появился на свет в IX в. Рано лишившись матери, он был воспитан отцом. То время, которое другие дети проводят в шумных играх, он посвящал изучению Священного Писания и подражал священникам, совершающим Божественную литургию. Святитель Антоний II Кавлей. «Минологий Василия II». XI в. Приняв постриг, Антоний проявил великое рвение к подвигам. Неустанный в молитве, как в храме, так и в келье, он ежедневно умерщвлял плоть постом и бдением. Поэтому вскоре он удостоился священства. Когда святой был против воли избран игуменом, ему удалось убедить отца тоже стать монахом под его началом. Радея о милосердии, он обходил пешком улицы и кварталы бедноты в поисках обездоленных. Однажды во время такого обхода перед ним предстал незнакомец и протянул кошель, полный денег, со словами: «Возьми это для бедных». И сразу исчез. Слава о милосердии Антония была столь велика, что император и Собор единодушно избрали его патриархом (893). Несмотря на преклонный возраст, святой патриарх не ослабил строгость аскезы и продолжал со смирением изливать на свой народ сокровища любви. Без устали идя от церкви к церкви, словно паря на крыльях, он возносил к Богу ходатайства и молитвы за паству, раздавал деньги и пропитание всем приходившим к нему за помощью. Два года патриаршества он посвятил умиротворению Церкви, все еще разделенной фанатичными сторонниками св. Фотия и св. Игнатия фев.]. Святитель восстановил многие обветшавшие храмы и основал монастырь за городом, где впоследствии его ежегодно поминали. Смертельно заболев, он продолжал молиться о своем народе. Узнав о его кончине, последовавшей в 895 г., одна бедная женщина, у которой была сломана нога, призвала его имя и исцелилась во сне. 491 Согласно прп. Никодиму, в этот день поминается, скорее, св. Антоний III (974–979), студийский монах, почтенный титулом синкелла Великой Церкви. Будучи патриархом, он старался восстановить добрые отношения с Римом и мудро организовать богослужебную практику. При его содействии был составлен первый свод житий святых Православной Церкви. Однако, желая избежать политического давления и предпочитая монастырский покой, в 979 г. он отказался от кафедры и провел остаток дней в Студийском монастыре (983) Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц./авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011./Т. 3. Январь-февраль. - 912 с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лев не внял совету старца, и тот удалился из столицы в Агафов монастырь на Босфоре, но в 903 году Лев Мудрый снова вернул его в Константинополь и приблизил к себе. Три года спустя патриарший синкел участвовал в крещении сына Льва и Зои Карбонапсины Константина как восприемник. После вынужденного отречения Николая Мистика император предложил занять патриарший престол своему духовнику После вынужденного отречения Николая Мистика император предложил занять патриарший престол своему духовнику. Вначале на это предложение он ответил отказом, но в конце концов был убежден настойчивыми просьбами царя, который говорил ему: «Если ты будешь противиться… то для меня совершенно не будет надежды спасения, я впаду в пропасть отчаяния и бесстрашно стану делать всякое зло и лукавство – и взыщет Бог Господь душу мою и всех погибающих со мною от рук твоих» . Для сердобольного старца это был сильный довод, и все-таки он еще колебался, но к согласию на патриаршество его подтолкнула реакция Рима на конфликт, разгоревшийся в Константинополе. Дело в том, что император обратился к папе Сергию и восточным патриархам с вопросом о возможности признания его четвертого брака законным. Из Рима ответ был привезен легатом без отлагательства в феврале 907 года: на Западе отношение к подобному многобрачию было более терпимым, а главное, папская курия воспользовалась сложившейся ситуацией для того, чтобы продемонстрировать свой исключительный авторитет в области церковного права и таким образом свою супремацию по отношению к Константинопольскому Патриархату. Ответ папы Сергия III был благоприятным, и это обстоятельство подтолкнуло смиренного монаха Евфимия, никогда не стремившегося к почестям и чинам, согласиться на поставление его патриархом. Состоявшийся в Константинополе собор с участием папских легатов, игравших на нем ведущую роль, принял Льва Мудрого в церковное общение без расторжения его 4-го брака, признал патриарха Николая Мистика заслуживающим низложения и предложил Евфимию принять патриарший сан, и он подчинился этому решению.

http://pravoslavie.ru/147379.html

Легаты, утвердившие эти решения, опять, как и в 861 г., вышли за пределы данной им папой инструкции, поэтому папа Иоанн VIII, согласившись с восстановлением Фотия, не одобрил той интерпретации прошлых поступков Константинопольского патриарха, которая была дана на соборе 879–880 гг. 1201 Кроме того, на этом соборе Фотий убедил легатов подписать определение, осуждающее использование Символа веры с Filioque. Легаты легко могли это сделать, т. к. в Риме Filioque никогда не употреблялось. Судя по всему, после смерти папы Uoahha VIII отношения Фотия с Римом вновь испортились, и новый папа Марин (882–884 гг.) отказался признавать Фотия Константинопольским патриархом 1202 . Именно в это время Фотий вновь обращается к полемике против Filioque и пишет «Послание к патриарху Аквилейскому» 1203 . В нем Фотий проявляет определенную осведомленность об аргументации оппонентов, что позволяет предполагать некоторое его знакомство с сочинением монаха Рантрамна Корбийского «Против обвинений греков, хулящих Римскую Церковь », написанным от имени собора епископов восточно-франкского королевства против «Окружного послания» 867 г. 1204 В 886 г. византийский император Лев Мудрый по непонятным причинам снова сместил Фотия с патриаршего престола и отправил его в почетную ссылку, где патриарх и скончался в 891 г. Если верить т. н. «Антифотиевскому сборнику», у сменившего Фотия патриарха Стефана и его преемника патриарха Антония Кавлея возникли значительные проблемы с признанием в Риме, т. к. римские папы снова отказались признавать Фотия и его ставленников 1205 . В этой ситуации нового обострения споров о своем патриаршестве Фотий приступает к своему последнему и самому большому труду, посвященному проблеме Filioque, – это «Слово о тайноводстве [мистагогия] Святого Духа» 1206 . Это сочинение во многом похоже на «Послание к патриарху Аквилейскому», но более чем в два раза превышает его объем. Основой «Слова о тайноводстве» является последовательное опровержение доказательств правильности учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, приводимых каким-то западным полемистом (судя по всему, Рантрамном Корбийским), но потом первоначальный текст был дополнен излюбленными патриархом Фотием многочисленными логическими доводами, сводящими учение о Filioque к абсурду.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Но, несомненно, Римская история Г. есть источник первостепенной важности для ознакомления с гражданской и церковной историей Византии с 1204 до 1359 года. Из богословских трудов Г. известны, прежде всего, те, которые были направлены против исихастов и защитника их св. Григория Паламы . Из них на первом месте надо поставить «Десять полемических слов» (Δκα λγοι αντιρρητικο κα στηλιτεοτικο), за которыми после 1347 года последовали еще восемь. Так как все они еще не изданы, то точная характеристика их невозможна. Издан только диалог «Флорентий, или о мудрости», имеющий своим содержанием спор Г. с Варлаамом, который произошел в 1330 и 1331 году. Г. выводится здесь под именем Никогора, а Варлаам под именем Ксенофана, Диалог написан в сатирическом тоне и имеет цель осмеять Варлаама, который надмевается своим энциклопедическим образованием, а между тем не знает самых простых начал науки. Диалог имеет важное историко-литературное значение, так как изображает любопытный исторический факт, рисует литературные обычаи XIV века и показывает направление главнейших научных и литературных течений того времени. Г. написал и некоторые герменевтические труды, один в форме диалога по вопросу, создал ли Бог человека смертным или бессмертным, а также собрание изречений из больших и малых пророков и из книги Иова с толкованиями, пролог к эпизоду с Сусанной; но и эти труды все не изданы. Издан только его комментарий на сочинение «О сновидениях» Синесия Киринийского, где сделаны замечания по поводу отдельных мест и фраз, без внутренней связи. Далее, Г. известен и синаксарными своими трудами. В рукописях сохранилось достаточное число синаксарных житий, которые были составлены Г. для чтения в церкви в дни памяти тех или иных святых. Но многие из них были, по распоряжению императора Кантакузина, преданы огню, когда составитель их впал в немилость. Из них изданы лишь мученичество св. Кодрата, епископа Коринфского, и житие императрицы Феофаны, супруги Льва VI Мудрого. В рукописях сохранились жития Константинопольского патриарха Антония Кавлея, Михаила синкелла Иерусалимского, митрополита Ираклийского Иоанна, дяди автора и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

По предложению императора на Константинопольскую кафедру синодом эндимуса был избран патриарший синкел Евфимий, по характеристике Продолжателя Феофана, «муж священнодостойный, скромный и богобоязненный» . Он появился на свет в 834 году в Селевкии Исаврийской и был родственником святого Григория Декаполита. С ранних лет он стремился к аскетическому житию и уже в юные годы принял постриг в одном из монастырей Вифинского Олимпа, откуда впоследствии перешел в обитель, расположенную в окрестностях столицы. В пору противостояния фотиниан и игнатиан Евфимий, вероятно, принадлежал к сторонникам патриарха Игнатия. Своим смирением, молитвенностью и подвижническим житием он снискал известность, и в правление Василия Македонянина был приближен ко двору, став духовником его сына Льва, которого он поддерживал и утешал, когда тот подвергся опале и оказался в заточении. Взойдя на престол, Лев Мудрый возвысил Евфимия. Он был назначен патриаршим синкелом и вскоре затем игуменом построенного тогда близ Золотых ворот Псамафийского монастыря, храм которого был освящен в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Став одним из советников императора, Евфимий не страшился противоречить ему. Он воспрепятствовал уходу в монастырь супруги василевса святой Феофано в пору увлечения царя дочерью самого влиятельного из сановников Стилиана Зауцы Зоей. После преставления Феофано Евфимий не дал благословения своему духовному сыну Льву Мудрому на брак с Зоей, за что впал в немилость царю и в 897 году был сослан в монастырь святого Диомида. После смерти Стилиана и Зои, когда император вновь овдовел, он вернул Евфимия в столицу, и тот снова занял должность патриаршего синкела. Евфимий I, Патриарх Константинопольский      Но Евфимий не одобрил намерение царя устроить пышные похороны его третьей жены Евдокии в самый день Святой Пасхи и писал по этому поводу Льву: «Не помрачай управляемого тобою города в светлый и всечестный день святого Воскресения, и вместо веселия и радости о нашем спасении и воскресении не вводи плача и жалких воплей, ибо это недостойно нашей христианской веры; но, если принимаешь совет смиренного монаха-старца, пусть она (царица) предана будет гробу без публичного торжества. Да и какая ей польза от криков и бесчинных воплей следующих за гробом? Ведь и при этом она будет в гробу. Я знаю, что эти слова смирения ты сочтешь болтовнею; но ты увидишь – справедливость их – после» .

http://pravoslavie.ru/147379.html

Мы с намерением несколько продолжили выписку, чтобы яснее выступил по крайней мере в самом конце современник Игнатия. В предыдущей части отрывка, само собою разумеется, внимание и особенно воображение А. И. Пападопуло-Керамея было поражено всего сильнее словом «преемники». Тут, пожалуй, есть некоторое основание к недоумению. Но, кажется, все дело заключается в неловкости выражения; разумеется не преемники Фотия в патриаршем достоинстве, ибо о смерти его ничего не сказано, напротив, он предполагается живущим виновником разделения, а преемники или лучше последователи его в лицемерии и крестопопрании (выражение имеет специальный смысл), так что речение «диадох» противополагается выражению «первоначальник», разумеются Фотием рукоположенные епископы и митрополиты, среди которых, конечно, можно было предусматривать и будущего ему преемника в сане. Во всяком случае, А.И. Пападопуло-Керамей идет уже очень быстро и далеко, шагая прямо в XII век. Он допускает большую неточность, утверждая, что все непосредственные преемники Фотия были правильно канонически поставленнными патриархами и признавались такими со стороны римского престола, римских пап. Во-первых, зачем у него самого над всем господствует предполагаемая римская точка зрения? Разделение прежде всего касалось внутреннего мира самой Константинопольской церкви. Да и папы разве признавали непосредственного преемника Фотиева, юного патриарха Стефана? Разве из-за возведения на патриарший престол этого постриженика Фотиева не возникла долгая и пренеприятная переписка у царя Льва и тогдашнего заправителя греческих церковных дел, Стилуана, с папским престолом, так и не приведшая к удовлетворительному результату? Разве теперь нет прямых свидетельств, что только в последний год патриарха Антония Кавлея удалось примирение с Римом? А.И. Пападопуло-Керамей ссылается несколько раз на вновь открытое и изданное де-Боором житие патриарха Евфимия, правда, не всегда точно передавая толкование издателя, а в данном случае он совсем забыл о новых данных в этом источнике относительно продолжительности схизмы, хотя факты вошли уже в научный обиход и в русских сочинениях 2 . Если ему уже непременно хотелось слово «диадохи» истолковать в смысле непосредственных преемников Фотия, то ему совсем не было нужды странствовать в XII даже XIII и XIV столетии, а просто следовало взять Стефана, сына царя Василия, и Антония Кавлея ранее последнего года его жизни (†12 Февр. 901 г.); они оба тоже не признавались партией Игнатия, не признавались Римом, и могли почитаться наследниками новшеств Фотия. Это было бы согласно и с другими предположениями г. Пападопула о времени жизни Никиты Давида, о сочинении им пасквиля на царя Льва и патриарха Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

2 поколение: 1. Святой Иоанн Дамаскин, Преподобномученик Стефан Новый и другие Вифинские Подвижники. 2. Палестина, Вифиния. 3. Творения и песнопения Святого Иоанна Дамаскина и Космы Манумского, Жития Стефана Нового и Иоанна Дамаскина. 3 поколение: 1. Преподобный Платон Исповедник (и Преподобный Феодор Студит), Святой Тарасий, Патриарх Константинопольский, Преподобный Феофан Сигриан, Преподобный Стефан Чудотворец. 2. Вифиния, Палестина. 3. Слово о Преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью Житие Феодора Студита). Житие Святого Тарасия Константинопольского. Деяния VII Вселенского Собора. Житие Преподобного Стефана Чудотворца.   IX BEK 1 поколение: 1. Преподобный Феодор Студит, Святой Никифор, Патриарх Константинопольский, Преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Палестина. 3. Творения и Жития Феодора Студита и Патриарха Никифора. Жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2 поколение: 1. Преподобный Иоанникий Великий, Святой Мефодий, Патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Сирия (Палестина). 3. Жития: Преподобного Иоанникия Великого, Равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; Святого Мефодия, Патриарха Константинопольского, Житие и творения Святого Феодора Едесского, Житие Николая Студита. 3 поколение: 1. Преподобный Иосиф Песнописец, Святой Мефодий, просветитель славян, Блаженный Фотий, Патриарх Константинопольский, Святой Антоний, Патриарх Константинопольский, Преподобный Григорий Хозевит (Грузия), Преподобный Евфимий Новый, Южноиталийские Подвижники (греки). 2. Константинополь, Славянские страны, Афон, Вифиния, Юг Италии, Грузия. 3. Жития и творения: Преподобного Иосифа Песнописца, Святого Мефодия, просветителя славян, Житие Святого Антония Кавлея, Евфимия, Патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, Преподобного Григория Ханзитийского. Жития южноиталийских Святых; Творения Блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010