Антоний не был лично знаком с основателем общежительного монашества Пахомием. «Об отце вашем, говорил он ученику Пахомия Закхею, много раз слышал, что он живет по писаниям и желал его видеть во плоти, но должно быть не достоин был этого. В царстве небесном по благодати Божией увидим друг друга» 274 . Под влиянием и руководством Антония ученики его в разных местах пустыни собрали около себя иноков и основали монастыри или лавры, представлявшие ряд келий, построенных в отдалении одна от другой и образовавших некоторое подобие улиц 275 . Из таких монастырей кроме монастыря Писпер, находившегося на месте прежнего поселения Антония у берега Нила 276 , известны монастыри на горе Нитрийской 277 , основанные но инициативе Антония учеником его Аммоном. Пустынники горы Нитрийской пользовались наставлениями пр. Антония. В пустыне Келий, отстоявшей от Натрии на 10 тысяч шагов к юго-востоку, были также рассеяны келий отшельников, основанные здесь по благословению Антония тем же Аммоном. Не вне влияния Антония находились иноки, жившие и в Скитской пустыне. По крайней мере основатель монашества в этой пустыне Макарий Египетский был учеником Антония и пользовался его наставлениями 278 . Вообще ученики Антония Великого и основанные ими лавры или монастыри наполнили собою многие места в пустынях Египетских. Даже в Палестине начало монашеству положил ученик Антония Илларион. Относительно числа и места поселений учеников Антониевых Созомен замечает: «они были везде, но нелегко найти их; потому что в продолжение своей жизни они ревностнее старались скрываться, чем многие из людей нынешнего времени, волнуемые честолюбием, домогаются известности» 279 . Едва прошло 50 лет после того, как Антоний дозволил селиться вокруг себя инокам, как «в пустыне появилось столько же почти иноков, сколько жило народу в городах» 280 . Так говорили тогдашние посетители этих местностей. Еще при самом Антонии число его учеников настолько уже было значительно, что св. Афанасий представлял их «целою областью благочестия и правды» и говорил, что «во всех этих многочисленных монастырях Антоний был отцом и руководителем» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Еще при жизни Антония — «жителя из села Божией Матери, Лавры ее Печерской постриженника», как он сам себя называл, многие современники почитали его святым. Преподобный Серафим Саровский питал к Антонию особенное благоговейное отношение, часто направлял богомольцев за духовным советом в Воронеж и называл Антония не иначе, как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагией Ивановной Серебренниковой. Жизнеописание святителя Антония. Чудеса по его молитвам. Первое жизнеописание было составлено по благословению Антония его биографом Н.М. Савостьяновым и издано в 1852 году в Санкт-Петербурге под названием «Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского». Уже в нем Антоний представлен как доблестный иерарх, истинный праведник, осиянный благодатию святости. Позже стали появляться воспоминания о почитаемом иерархе в журналах, альманахах и епархиальных ведомостях. Создание пространного жизнеописания было поручено епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику протоиерею Михаилу Некрасову (впоследствии — епископ Тульский и Белевский Лаврентий). Вслед за ним вышли жизнеописания Е. Поселянина (в «Душеполезном чтении») и архимандрита Александра (Кременецкого), наместника Воронежского Благовещенского Митрофановского монастыря, с последующими переизданиями. Кроме книг об Антонии, архимандрит Александр собрал наиболее яркие случаи, подтвержденные свидетельскими показаниями, и постоянно публиковал в 1913-1916 годах сообщения в «Воронежских епархиальных ведомостях» о чудесах по молитвам Антония, в которых подвиги и духовные дарования Антония ставили его в один ряд со святителями Митрофаном и Тихоном. П. Никольский в своем исследовании «Антоний II, архиепископ Воронежский, и открытие мощей святителя Тихона» (1911) также сравнивал Антония с великими Воронежскими святителями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205659...

Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело почившего владыки было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. По утверждению митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского; † 1968), к Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917–1918 годов были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; † 1970) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи как подателя исцелений и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительства на месте снесенного Митрофанова монастыря. В епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых перенесены с городского кладбища. Среди перечисленных на надгробии – и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года – года 150-летия кончины святителя Антония – и по настоящее время благословением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) место захоронения святителя Антония уточняется. Тогда же была завершена подготовка к прославлению архиепископа Антония в лике местночтимых святых Воронежской епархии. Ходатайством митрополита Мефодия и по результатам рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых жизнеописания архиепископа Антония Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил совершить прославление святителя митрополиту Мефодию 23 мая 2003 года, а также издать житие и писать новопрославленному святому службу.

http://lib.cerkov.ru/authors/358

Правда, св. Афанасий мог придать тем или другим явлениям из жизни Антония свой смысл, некоторым его речам (напр. беседам с философами) свою окраску, но это удел всякой почти биографии. Лучшим доказательством того, что автор не выдумывал рассказов, а только передавал факты в том виде, как он сам слышал их от Антония и его учеников, и излагал их сообразно с духом тогдашних воззрений и народных верований, служат различные рассказы, сохранившиеся об Антонии в писаниях подвижнических (в достопамятных сказаниях, в Лавзаике и пр.), а также – различные наставления и письма самого Антония, упоминающие о тех же искушениях, видениях, чудесах, о которых записано и Афанасием в «жизни Антония». В опровержение же того мнения, что «vita Antonii» написана кем-либо из позднейших монахов, а не св. Афанасием, достаточно указать на свидетельства древних церковных писателей, которые, видимо, забываются защитниками этого мнения. Так, о принадлежности ее св. Афанасия говорит Евагрий антиохийский, как это видно из слов Иеронима: «Евагрий епископ антиохийский, человек остроумный, читал мне трактат... в нем он сделал перевод на наш язык с греческого жизни блаж. Антония, написанной Афанасием» 22 . В других местах того же сочинения (de script, ecclesiast.) Иероним замечает: «предлагается история Афанасия, содержащая жизнь монаха Антония» 23 и «монах Антоний, которого жизнь описывал в замечательной книге (insigni volumine) Афанасий епископ г. Александры» 24 . Григорий Назианзин , высказывая в своем похвальном слове Афанасию желание достойно изобразить его подвиги, замечание, что он так будет говорить о нем, «как и сам он (Афанасий) описал жизнь Антония и представил в форме истории образцы монашеской жизни» 25 . Ефрем Сирин говорит об Антонии: «он был таков, каким изображение его и св. Афанасий епископ в жизнеописании, составленном им» 26 . Иоанн Златоуст тоже упоминает о книге, в которой содержится жизнеописание Антония, впрочем, автора ее прямо не называет 27 . Руфин говорит, что «о добродетелях Антония, его наставлениях, трезвости ума...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

К 1996 году маленький пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских уже не мог вместить всех приезжавших в обитель паломников и 21 мая 1996 года, на праздник преподобного Арсения Великого, с согласия руководства музея в храме святителя Николая на меловой скале состоялась первая литургия. С этого времени небольшая церковь святителя Николая, несмотря на трудность к ней доступа, приютила в своих стенах братию обители и стала центром монастырской жизни. В 1999 году при пещерном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских была восстановлена подземная часть семейной усыпальницы казацкого рода Иловайских. 12 сентября того же года обнаружили в одном из разрушенных склепов Иловайских памятник первому главному врачу Славянских минеральных вод, действительному статскому советнику Степану Васильевичу Курдюмову. Видимо, его могила находилась рядом с родовой усыпальницей Иловайских. Всего во время раскопок здесь было обнаружено 8 склепов с 11 захоронениями, большинство из которых были разрушены. Пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских относится к 17 веку. До 1844 года сведения о памятнике практически отсутствуют, за исключением свидетельств о провале под землю. В 1844-1845 гг. иноки Святогорской обители расчистили пещеру, произвели реконструкцию храма с вырубкой дополнительных объемов, что позволило выделить алтарную часть и устроить иконостас. Освящение церкви в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских состоялось 30 августа 1846 года. После закрытия монастыря в 1922 году церковь была превращена в овощехранилище. В 1984 году пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских была передана историко-архитектурному заповеднику для реставрации. В 1994 году в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских был устроен иконостас на средства заповедника: архитектор А.Б. Дашевский, художники Г.В. Жуков, В.А. Теличко. После передачи подземной церкви преподобных Антония и Феодосия в 2000 году в пользование Свято-Успенскому монастырю, были выполнены работы по устройству ограды и колокольни. На колокольне имеется 10 колоколов. Самый большой – 300 кг.

http://sobory.ru/article/?object=05584

Из всех рассмотренных произведений, приписываемых Антонию, одни, не смотря на некоторые (незначительные впрочем) позднейшие вставки и изменения в них, имеют несомненные основания для того, чтобы считать их за произведения Антония (XX писем и XX речей), хотя по смерти его собранные и приведенные в настоящий свой вид, – другие, заключающие в себе множество указаний на последующие обычаи и образ жизни монахов и представляющие по своему содержанию значительное сходство не только в мыслях, но часто даже и по букве с произведениями других подвижников, в большей своей части не могут принадлежат Антонию. Поэтому, если первого рода произведения Антония составляют важный материал для изображения его личности, то последние в этом отношении не имеют большого значения. К разряду даже последних произведений Антония (правил, духовных наставлений и увещаний) нельзя относить наставлений для нравственности человеков и доброй, жизни, в 170 гл., приписываемых некоторыми также Антонию. Они изданы в 1782 г. Иоанном Маврокордато с именем Антония и помещены также в «Добротолюбии» на славянском языке 403 . Маврокордато, приписывавший их Антонию Великому , основывал свое мнение на древнем их образе речи, а также и на свидетельстве Петра Дамаскина . В «Христ. Чтении» за 1821 г. ч. I (где они помещены на русском языке) они также признаются за произведения Антония Великого . Но ни в арабских кодексах, с которых переведены Авраамом Енхелленским на латинский язык произведения Антония, ни в издании писем Антония, сделанном у Саразия с греческого языка на латинский, они не встречаются. Нет их и в последующих изданиях произведений Антония – у Дюна Картезианского (1536 г.); они не помещаются также в «Biblioheca veter. patrum» Галланди и затем – у Миня (Т. XL). Они еще и в прошлом столетии большинством западных критиков не признавались за произведения Антония Великого . Рассматривая содержание этих 170 глав, нельзя не заметить, что и мысли, высказываемые здесь, и предметы суждений, и самая форма изложения говорят не в пользу принадлежности их Антонию Великому .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

При своей суровой и пустынной жизни преп. Антоний к другим всегда был ласков и человеколюбив, благоразумен и твёрд, в обращении кроток и приятен, в беседах терпелив, в защищении обижаемых неутомим, за которых, он ходатайствовал пред городскими начальниками; св. Афанасия Александрийского , гонимого арианами, часто посещал и неоднократно писал о нём к равноапостольному Константину. Скрываясь от людей, Антоний не скрыл, однако ж, своей славы от мира. Слава святой его жизни была столь велика, что когда приходил он в Александрию, особенно в последний раз, все жители города сбегались видеть Антония. Даже язычники и жрецы их приходили в храм Господень, говоря: желаем видеть человека Божия. Ибо так называли его все. Многие даже из язычников желали хоть прикоснуться только к старцу, в той уверенности, что получат от него пользу. И действительно, в сии немногие дни столько обратилось в христианство , сколько в иные времена обращалось в продолжение года. Император Константин Великий и дети его уважали великого пустынника, как отца, просили его прийти к себе, или прислать им благословение. Слава его при конце его подвигов пронеслась во всех странах, в Африке, Испании, Галлии и Италии. Великий подвижник Египетский после 85-летних пустынных подвигов мирно преставился на 105 году от роду, в 358 году по Р.Х. Честное тело Антония, по завещанию его, предано земле учениками его в прославленной им пустыне, – в сокровенном месте. Современник Антония св. Афанасий, епископ Александрийский, который был другом Антония и которому завещал Антоний свою милоть и ризу, написал о его примерном и назидательном житие. По словам, св. Афанасия, «жизнь Антония есть образец подвижничества; все знавшие Антония называли его Боголюбивым, человеком Божьим. Антоний был истинный Богоносец, имевший благодатные дары прозорливости, целения, совета и различения духов. Он дарован был Богом Египту как врач, отец и руководитель. Всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его, – и это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души. Лицо Антония было выражением его св. души – имело великую и необычайную приятность, так что не знавшие его прямо подходили к нему. Поскольку душа его была безмятежна, то внешние чувства оставались невозмутимы. Весьма чуден был по вере и благочестив; никогда не имел общения с отщепенцами и еретиками; был готов умереть за Христа. По блаженном успении Антония каждый из получивших милоть и изношенную одежду его – хранит, как нечто великое. Ибо взирать на сие значит как бы видеть самого Антония».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

385. См. ниже. 386. Изр. св. ст. Ант 38. 387.  Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 15. 388. Там же. Такие беседы — зародыш позднейших «оглашений» игумена, нынешних «оглашений в притворе». 389.  Афан В. Жизнь Ант. § 45. 390. Лавс. 20 и др. 391.  Афанасий Великий. Жизнь Антония. § 69. Такое значение одной личности в подвижничестве — основа для позднейших больших прерогатив игумена в уставах. 392.  Лобачевский С. свящ. Св. Антоний Великий Одесса. 1906; стр. 106. 393. С именем прп. Антония дошли до нас впрочем и письменные правила. Их приводит Бенедикт Анианский (IX b.) в Codex regularum; в несколько другой редакции они открыты в арабской рукописи в XVII b. (обе редакции изд. у Миня, Patrol. s. gr, t. 40; рус. пер. Христ Чт 1880 г., ч. 37). Но подлинность этих правил сомнительна, потому что о них не упоминают св. Афанисий и блж. Иероним, потому что писанные правила для иноков расходились бы с общим взглядом прп. Антония на подвижничество; правила и проникнуты совершенно не духом прп. Антония; в них не отразились богословские воззрения прп. Антония (демонология, полемика с арианами); они предполагают очень сложный для эпохи Антония строй монастырской жизнь: подчинение игумену, храму, заседания братии, монастырские земли, монашеское одеяние с символическим значением. и т. п. «Правила» представляют компиляцию иноческих уставов прп. Пахомия, Исаии и др. с мыслями прп. Антония. Лобачевский. Св. Ант. 168 и д. 394. В Лавс. 23 Макарий (не Егип. и не Алекс., а ученик прп. Антония) представляется не игуменом или аввою монастыря, а простым послушником прп. Антония. Иначе Лобачевский. Св. Ант. В., 118. 395.  Руфин, Ист. монах. 30 и др. 396. Лавс. 7. 397.  Руфин, Ист. мон. 21. 398. Лавс. 7. 399. Лавс. 19. 400.  Руфин, Ист. мон. 22. 401. Лавс. 19. 402.  Руфин, Ист. мон. 22. 403. Др. Пат. VII, 56. 404. Др. Пат. VIII, 25. 405. Изр. св. ст. Ис. Кел. 8. 406. Изр. св. ст. Фока 1. 407. Лавс. 19. 408. Изр. св. ст. Фока 1. 409. Навещал прп. Антония: Изр. св. ст. Мак. Ег. 4. 410.  Руфин, Ист. мон. 29.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Постановили: Вышеприведённое определение сообщить бывшему архимандриту Антонию» 1068 . Приложение VII. Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ по делу архимандрита Антония (Граббе) «Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей со скорбью наблюдает всё учащающиеся нападки на законную церковную власть на страницах печати в связи с некоторыми мерами, принятыми Церковью касательно её клирика архимандрита Антония (Граббе), и относительно некоторых учреждений, с которыми он был связан. Не желая вызывать в нецерковной печати полемику по своим чисто церковно-административным делам, Церковь до сих пор избегала преданию огласке имеющиеся материалы и факты по делу архимандрита Антония. Однако, сейчас, ввиду всё шире и шире распространяющихся толков среди наших пасомых, вызванных, по-видимому, кругами, враждебными Святой Церкви, и желая оградить нашу боголюбивую паству от душевредной дезинформации, Синодальная Канцелярия вынуждена довести до сведения клира и верных чад Русской Зарубежной Церкви следующее: 1 . Архиерейский Собор в сентябре 1985 года, созванный в Мансонвилле, Квебек (Канада), после доклада Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антония (Граббе), назначил Комиссию, состоящую из преосвященных Антония, архиепископа Лос-Анжелесского и Южно-Калифорнийского, архиепископа Лавра, Сиракузского и Троицкого, и епископа Илариона Манхэттенского для ревизии денежных и административных дел Начальника Миссии архимандрита Антония. 2 . В конце октября 1985 года, в течение трёх недель, члены Комиссии посетили Иерусалим и приступили к ревизии финансовой отчётности Русской Духовной Миссии, проверили имеющиеся документы и допросили лично архимандрита Антония по разным вопросам, связанным с ревизией. 3 . Комиссия обнаружила, что денежная отчётность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме находится в хаотическом состоянии, несмотря на то, что Ревизионная Комиссия 1973 года дала архимандриту Антонию точные указания, как исправить отчётность. Как пример, можно указать на то, что приходо-расходная книга вообще отсутствовала, некоторые очень крупные суммы церковных денег шли непосредственно на личный счёт о. Антония. Также было много недочётов и в связи с разными финансовыми вопросами и с продажей земельных участков Миссии. Доклад Комиссии по делу о. Антония, излагающий подробно явные нарушения обязанностей опекунства русского церковного имущества архимандритом Антонием (в американском судопроизводстве называемых fiduciary responsibilities был представлен Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемуся в г. Нью-Йорке во второй половине января 1986 года. На основании этого доклада и после продолжительного обсуждения этого вопроса, Собор предложил о. Антонию подать в отставку от своих обязанностей в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и в Православном Палестинском Обществе, и постановлением от 21 января/3 февраля отстранил его от вышеуказанных обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из ученых пособий по рассматриваемому предмету имеет особенное значение сборник Росвейда о первоначальном монашестве под названием «Vitae Patrum». Здесь между многими жизнеописаниями восточных подвижников находятся жития Павла Фивейского, пр. Антония 53 , Иллариона (написанное Иеронимом) с объяснениями и учеными примечаниями. Затем исторические сведения об Антонии излагаются во всех церковных историях, когда там говорится о начале монашества. Из прежних церковных историй для жизни Антония имеют значение «annales ecelesiastici» Барония 54 . Здесь вследствие особого плана сочинения жизнь Антония излагается в различных местах по годам. Поэтому известия, содержащиеся об Антонии у Барония, имеют значение в хронологическом отношении. Из других более новых сочинений западных у нас были церковный истории: Неандера, у которого дов. подробно излагается жизнь Антония 55 , Шаффа 56 , Ниля 57 , Куртца 58 , Газе и другой. В нашей новейшей русской литературе также есть несколько произведений, касающихся рассматриваемого предмета. Самое лучшее из исследований, рассматривающие между прочим и жизнь св. Антония, это без сомнения «история православного монашества на Востоке» проф. М. Д. А. Казанского. В этом сочинении после указания на зачатки иноческой жизни до Антония, автор начинает изложение жизни и деятельности этого подвижника, причем часто приводит значительные выдержки из его писем и речей, не касаясь однако вопроса, в каком смысле их нужно считать произведениями Антония. Можно упомянуть еще о соч. архим. Агапита «жизнь пр. отца нашего Антония Великого » изд. 1866 г. Здесь, правда, много рассказов об Антоние, которые приведены в некоторую связь, но это сочинение, имеющее в виду прежде всего цель назидательную, относится к известиям об Антонии без всякой критики, а в вопросе о сочинениях, носящих имя Антония, ограничивается простым утверждением их подлинности, изложением содержания некоторых писем 59 (ссылка поставлена произвольно, стр.12), или же просто перечислением их заглавий.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010