К этим житиям в IX веке принадлежат: биографии патриархов Тарасия и Никифора; житие царицы Феодоры, жития препп. Феофана Исповедника , Феодора, Платона и Николая Студитов, Михаила Синкелла, Феофана и Феодора Начертанных, Давида, Симеона и Георгия Митиленских, Никиты Мидикийского, Макария Пеликитского и Феофилакта Никомидийского. Остальные жития – второй половины IX столетия открывают новую эру в агиографии и по важности своего культурно-исторического содержания стоят наравне с житиями X века. Чувствуется, что после долгих политических и религиозных замешательств наступило, наконец, известное успокоение и обусловленный им расцвет культуры и мирной религиозности. Место житий, наполненных бурными сценами иконоборческого периода, вероисповедными тирадами и богословскими диспутами, за которыми исчезал бытовой фон и интерес к житейской обстановке святого, заступают жития праведников, долго и мирно совершавшись свой смиренный подвиг веры и любви, и оставивших твёрдую память о массе чисто будничных, повседневных проявлений своих добродетелей. К числу таких житий принадлежат: биографии императрицы Феофано и патриархов Мефодия, Игнатия и Антония Кавлея, житие константинопольского игумена Иоанна Психаита, жития пелопонесских святых: препп. Варвара и Афанасия Мефонского, солунских святых пр. Феодоры, Иосифа Песнописца и Григория Декаполита . Далее идут афонские жития препп. Павла Ксиропотамского и Евфимия Нового; фракийские, преп. Германа Козинитского и Власия Мниха, островные, преп. Афанасии Эгинской, Даниила Фасосского, Феоктисты Лесбийской, Иоанникия В., Евстратия Авгаровского, Антония Нового, Евдокима и мучч. Аморийских, сирийское житие преп. Феодора Эдесского , рассказ о перенесении мощей муч. Евфимии. Значительный численный перевес житий пелопонесских, солунских и островных, над житиями Малой Азии, подтверждает важный факт упадка культурной жизни в этой области, подверженной постоянной арабской опасности, и говорит о не передвижении центра византийской жизни, в относительно более спокойные, хотя и менее населённые и богатые, европейской части империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почти столь же ценны жития, составленные, если не учеником, то, по крайней мере, младшим современником святого, много и живо помнившим о нём, имевшим возможность слышать рассказы людей, близко стоявших к нему, или, наконец, пользовавшимся записями отдельных эпизодов его жизни и совершенных им чудес. Таких житий мы имеем 75, причём самыми выдающимися из них являются жития: препп. Илариона В., Мелании Младшей, Василия В., Авксентия, Кириака Отшельника, Матроны Пергской, Евфимия В., Саввы Освященного, Николая Чудотворца-Сионита, Симеона Столпника Дивногорца, Симеона Юродивого, Иоанна Милостивого, Стефана Нового, Филарета Милостивого, патриархов Тарасия, Никифора, Мефодия, Игнатия, Антония Кавлея и Евфимия, препп. Феодора Студита , Давида, Симеона и Георгия Митиленских, Георгия Амастридского, Григория Декаполита , Иоанна Психаита, Евстратия Авгаровского, Афанасии Эгинской, Феодоры Солунской, Антония Нового, цариц – Феодоры и Феофано, препп. Марии Новой, Луки Столпника, Павла Латрского, Никифора Милетского, Луки Элладского, Мелетия Нового, Христодула Патмосского и Кирилла Филеота. Третье место по своей содержательности и достоверности займут жития несовременные, составленные значительное время спустя после кончины святого на основании письменных или устных традиций о нём. Несовременные жития распадаются в свою очередь на две группы. В первую из них должны быть отнесены те, числом до 30, которые представляют лишь простую переделку, простой пересказ – метафразу старинных современных житий, сделанную с литературными целями. Сюда относятся: житие преп. Ипатия Руфинианского, житие Симеона Столпника Дивногорца, составленное Никифором Магистром, житие Евфросинии Новой, написанное Никифором Ксанфопулом, а главное все те «метафразы» старинных мученичеств и житий в риторическом стиле X века, которые частью действительно принадлежат, частью приписываются перу знаменитого Симеона Метафраста 61 . Сравнивая переработки Метафраста с дошедшими до нас оригиналами, мы убеждаемся, что «метафраза» касалась почти исключительно формы изложения и не затрагивала содержания жития. Содержание обыкновенно очень точно передано в новой редакции, и это обстоятельство достаточно определённо решает в положительном смысле вопрос о достоверности известий не только метафрастовых, но по аналогии с ними, и других несовременных житий, являющихся литературной обработкой недошедших до нас оригиналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие сведения находятся, например, в житиях святых Антония Кавлея, Иоанникия Бриеннского, Никиты Мидикийского (IX b.), Христодула (XI b.), Григория Асского (XII b.), Максима Кавсокаливита (XIV b.) и других. Предметом чтения у византийских школьников служили также творения святых отцов Церкви и жития святых, как это видно на примерах преп. Симеона Нового Богослова (XI b.), читавшего аскетические творения святых Марка, Леонтия Иерусалимского (XII b.), преп. Нифонта (XIV b.) и Нила Россанского (XI b.), читавших жития святых. Последний в молодости ознакомился, между прочим, с житиями преп. Антония Великого , Саввы Освященного и Илариона. Вторым предметом школьного курса в Византии было письмо. Как предмет школьного преподавания, письмо понималось у византийцев в смысле умения писать правильно, красиво и быстро. Отсюда обучение письму распадалось на обучение орфографии, которая входила в состав и грамматики, каллиграфии и тахиграфии, или оксиграфии. Вообще письмо было одним из главных школьных предметов и на него обращалось серьёзное внимание. В житии святого Мефодия, патриарха Константинопольского, рассказывается, что в детстве наряду с другими предметами он хорошо изучил правописание и скоропись ( ρθογραφαν κα ξυγραφαν). Большого совершенства в скорописи достиг и святой Николай Студит, учившийся в школе при Студийском монастыре: своим умением быстро писать он превзошёл всех сверстников. Святой Симеон Новый Богослов (XI b.), учившийся в Константинополе, был известен как каллиграф; святой Дионисий, подвизавшийся на Олимпе, в детстве прекрасно изучил каллиграфию и впоследствии занялся перепиской душеполезных книг. С особенным вниманием письмо изучалось в монастырских школах. Византийские монахи высоко ценили искусство письма и смотрели на переписку рукописей как на дело богоугодное, своего рода подвиг. В некоторых монастырях существовали целые каллиграфические школы из монахов-писцов, на обязанности которых лежало переписывать рукописи для монастырской библиотеки. Писцам-монахам хорошо было известно искусство письма в различных его формах; как каллиграфия или криптография и как хрисография (письмо золотом).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

2064 Император Исаак Ангел обращался к монахам за молитвенной помощью во всех трудных обстоятельствах своего царствования и глубоко был убежден в ее действительности. 2065 Но было бы долго перечислять случаи молитвенной помощи от византийских иноков государству, областям и частным лицам, так как каждый византийский монах, по самой идее восточного аскетизма, был молитвенником по преимуществу, в частности и за мирян. А какие неизреченные благодеяния, какие могущественные и действенные благословения неба они низводили своими молитвами на общество, – это известно одному Всеведущему. Служение византийских монахов обществу выразилось и в исполнении ими обязанностей духовников . В описываемое нами время обязанности эти вверялись преимущественно монахам. 2066 Конечно, звание духовных отцов несли люди благочестивые и вполне способные к нему. Какую пользу монахи могли принести в этом служении своим духовным чадам, это понятно всякому. Что касается византийского общества, то оно высоко ценило монахов как духовных отцов. Почти каждая византийская фамилия имела своего отдельного духовника из монахов, к которому относилась с полным уважением и расположением, которого чтила как истинного духовного отца, как помощника, руководителя и советника в трудных семейных делах. Сами императоры избирали своими духовниками не кого иного, как монахов. Монах Евфимий был духовным отцом императора Льва Философа, а Косьма Цинцулук – Михаила Пафлагона. Особенно характерен для оценки значения монахов в рассматриваемом отношении следующий факт. Когда император Иоанн Комнин почувствовал приближение смерти, то приказал позвать к себе одного монаха, родом из Памфилии, мужа святого, и просил непрестанных его молитв пред Богом. 2067 Вообще монахам как духовникам византийское общество отдавало предпочтение пред белым духовенством. Наконец, не следует забывать служения иноков византийской церкви в качестве высших иерархических лиц. Еще со времени Феодора Студита высшие иерархические места стали замещаться преимущественно монахами, а не лицами из белого духовенства. В одной константинопольской церкви из 43 патриархов, занимавших патриаршую кафедру в период с 842 по 1204 г., 26 вышли из монастырей. 2068 Равно и епископские кафедры большей частью замещались монахами. Вообще монастыри были, можно сказать, рассадниками высшего духовенства Византийской церкви. И современники высоко ценили служение иноков в качестве высших иерархов церкви и восторженно приветствовали избрание многих из них на ту или иную иерархическую должность. Так было с патриархом св. Мефодием, к избранию которого, по словам его биографа, с величайшею радостью отнеслись все благочестивые люди, священники, миряне, монахи и те, которые подвизались в горах. 2069 Восторженно было встречено и избрание на константинопольскую кафедру Антония II Кавлея, великого аскета своего времени. 2070

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

2. Вифиния, Палестина. 3. Слово о преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью житие Феодора Студита). Житие святого Тарасия Константинопольского. Деяния VII Вселенского Собора. Житие преподобного Стефана Чудотворца.   IX век 1–е поколение 1. Преподобный Феодор Студит, святой Никифор, патриарх Константинопольский, преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Палестина. 3. Творения и жития Феодора Студита и патриарха Никифора, жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2–е поколение 1. Преподобный Иоанникий Великий, святой Мефодий, патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Сирия. (Палестина.) 3. Жития: преподобного Иоанникия Великого, равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; святого Мефодия, патриарха Константинопольского; житие и творения святого Феодора Едесского; житие Николая Студита. 3–е поколение 1. Преподобный Иосиф Песнописец, святой Мефо–дий, просветитель славян, блаженный Фотий, патриарх Константинопольский, святой Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский, преподобный Григорий Хан–дзитийский (Грузия), преподобный Евфимий Новый, южноиталийские подвижники (греки). 2. Константинополь, славянские страны, Афон, Ви–финия, юг Италии, Грузия. 3. Жития и творения: преподобного Иосифа Песно–писца, святого Мефодия, просветителя славян; житие святого Антония Кавлея, Евфимия, патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, преподобного Григория Хандзитийского, жития южноиталийских святых; творения блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX века до половины XIII века. Казань, 1894. Житие равноапостольных Кирилла и Мефодия (см. Книгу для чтения по Истории средних веков под ред. П. Виноградова. Вып. 2–й). 1–е поколение 1. Преподобный Михаил Малеин, преподобный Андрей, Христа ради юродивый, преподобный Василий Новый, блаженный Симеон Метафраст, святой Евфимий, патриарх Константинопольский, святой Петр Аргосский, святой Климент Величский (Охридский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

3-е поколение 1 . Преподобный Платон Исповедник (и преподобный Феодор Студит ), святой Тарасий, патриарх Константинопольский , преподобный Феофан Сигриан, преподобный Стефан Чудотворец. 2 . Вифиния, Палестина. 3 . Слово о преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью житие Феодора Студита ). Житие святого Тарасия Константинопольского . Дeяhuя VII Вселенского Собора. Житие преподобного Стефана Чудотворца. IX век 1-е поколение 1 . Преподобный Феодор Студит , святой Никифор, патриарх Константинопольский, преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Палестина. 3 . Творения и жития Феодора Студита и патриарха Никифора, жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2-е поколение 1 . Преподобный Иоанникий Великий, святой Мефодий, патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Сирия. (Палестина.) 3 . Жития: преподобного Иоанникия Великого, равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; святого Мефодия, патриарха Константинопольского; житие и творения святого Феодора Едесского; житие Николая Студита. 3-е поколение 1 .Преподобный Иосиф Песнописец, святой Мефо-дий, просветитель славян, блаженный Фотий, патриарх Константинопольский , святой Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский, преподобный Григорий Хан-дзитийский (Грузия), преподобный Евфимий Новый, южноиталийские подвижники (греки). 2 . Константинополь, славянские страны, Афон, Ви-финия, юг Италии, Грузия. 3 . Жития и творения: преподобного Иосифа Песно-писца, святого Мефодия, просветителя славян; житие святого Антония Кавлея, Евфимия, патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, преподобного Григория Хандзитийского, жития южноиталийских святых; творения блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX века до половины XIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

    3 поколение: 1. Преподобный Иосиф Песнописец, Святой Мефодий, просветитель славян, Блаженный Фотий, Патриарх Константинопольский, Святой Антоний, Патриарх Константинопольский, Преподобный Григорий Хозевит (Грузия), Преподобный Евфимий Новый, Южноиталийские Подвижники (греки). 2. Константинополь, Славянские страны, Афон, Вифиния, Юг Италии, Грузия. 3. Жития и творения: Преподобного Иосифа Песнописца, Святого Мефодия, просветителя славян, Житие Святого Антония Кавлея, Евфимия, Патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, Преподобного Григория Ханзитийского. Жития южноиталийских Святых; Творения Блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия: Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX в. до половины XIII в. Казань, 1894. Житие Равноапостольных Кирилла и Мефодия (см. Книгу для чтения по Истории средних веков под ред. П. Виноградова, вып. 2-й) Х ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Михаил Малеин, Преподобный Андрей, Христа ради Юродивый, Преподобный Василий Новый; Блаженный Симеон Метафраст, Святой Евфимий, Патриарх Константинопольский, Святой Петр Аргосский, Святой Климент Величский. 2. Константинополь, Вифиния (Юг Италии). 3. Жития: Преподобного Михаила Малеина, Преподобного Андрея Юродивого, Преподобного Василия Нового, Святого Евфимия, Патриарха Константинопольского. Творения: Блаженного Симеона Метафраста, Патриарха Николая Мистика, Петра Аргосского, Житие и творения Святого Климента Величского.     2 поколение: 1. Святой Афанасий Афонский, Преподобный Симеон Благоговейный, Преподобный Лука Элладский, Преподобный Фантин-Калабрийский (Фессалоникийский), Преподобный Павел Латрский. 2. Афон, Константинополь, Юг Италии (особенно Калабрия), Эллада. 3. Житие Преподобного Афанасия Афонского. Его Устав и другие творения. Поучения Преподобного Симеона Благоговейного (о нем см. в «Словах» Преподобного Симеона Нового Богослова), Жития: Преподобного Луки Элладского, Преподобного Фантина и других южноиталийских Подвижников. В Житии Преподобного Нила Россанского о Преподобном Павле Латрском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В его именно царствование выступили на литературное поприще патриархи Николай Мистик и Евфимий, Кесарие- Каппадокийский митрополит Арефа; Никита Пафлагонский; Никомидийский митрополит Георгий; Марк, эконом при церкви св. Мокия, потом епископ Отрантский; монах Григорий, составивший житие св. Василия Нового; магистр и патриций Лев, автор экзегетических трудов по Св. Писанию Ветхого и Нового Завета и тропарей на некоторые праздники; Косьма Веститор, составивший похвальные речи в честь св. Иоанна Златоуста , Иоакима и Анны, пророка Захарии и канон на Богоявление; Никифор Философ, автор похвального слова в честь патриарха Антония Кавлея. Наконец, Лев своей любовью к науке, литературной деятельностью и всем вообще отношением к просвещению обеспечил и дальнейшее его процветание в Византии, которое с особой силой и продуктивностью выразилось в царствование его сына – Константина VII Порфирородного. V. 2. Император Константин VII Порфирородный и его заслуги в области духовного просвещения Константин VII Порфирородный занимал престол в продолжение 47 лет (912–959), но фактически начал управлять Империей лишь с 945г., когда он освободился от влияния и опеки своего тестя Романа I Лакапина (920–944) и его сыновей, захвативших в свои руки власть в Византии и державших Константина вдали от государственных дел. Впрочем, порфирородный наследник престола не тяготился ни этой опекой, ни удалением от политики. Сын Льва Мудрого, он получил хорошее образование 330 и унаследовал от отца большую любовь к науке и весь свой досуг посвящал учёно-литературным занятиям. Царский дворец сделался приютом учёных, которые составляли постоянное общество для юного басилевса, читали вместе с ним книги по богословию, философии, юриспруденции и истории, вели непрерывные беседы по научным вопросам, живо интересовались научными изысканиями и литературными работами. Получая от своего экономного тестя небольшой денежный фонд на содержание, молодой царь могущественной и богатой Империи расходовал и эти деньги преимущественно на приобретение драгоценных кодексов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Власия согласуются с другими историческими и географическими данными. Св. Феодора царица . Жизнь ее см. у Филарета: Подвижницы Восточной церкви. Она отказалась от правления царством в 854, по мнению других в 856 году. Скончалась, по Болландистам, 11 февр. 867 года, по других вскоре после отречения от царства (Herzog. XV, 725. Деян. св. Febr. II. 554). В греческом часослове ( ρολγιον 1838 г.) под 12 декабря говорится, что во время взятия турками Константинополя 1453 г. 20 мая иерей Георгий взял мощи Феодоры Августы и в 1460 г. передал их жителям острова Коридиры. По всей вероятности здесь – разумет сию Феодору августу, а не супругу царя Иустиниана 14 ноября. 12 Св. Мелетий . По исследованию об нем в Деяниях св. (Febr. II. 599) он умер 12 или 14 февраля или немного спустя, но не в августе, ибо в мае уже прибыли египетские епископы на собор по смерти св. Мелетия. (См. Сократа кн. V. гл. 8.) – Мощи его перенесены были из Царьграда в Антиохий через города, что тогда не позволялось в отношении к другим телам, и везде встречаемы были торжественно. (См. о нем Herzog. IX. 305.) Св. Антоний Кавлей. Родители Антония, по прозванию Кавлея, были из Фракии или Фригии, славны в синклите и отличались благочестием. Св. Антоний родился в Константинополе во время смятений от иконоборства в 898 или 829 году. В младенчестве еще замечено было в нем стремление к священным действиям, так что, будучи еще 5 лет, он подражательно возносил хлеб и держал кадильницу; 12 лет поступил в обитель по смерти матери и, подражая настоятелю, проводил ночи в молитве и вел жизнь истинного подвижника; со временем против воли сделан иеромонахом и затем настоятелем обители, в которой и отца своего постриг в монашество; во время настоятельства отличался особенною любовию в нищим и бедствующим, простирая свои благодеяния на отдаленных Скифов, Фракиан и Мазийцев, так что сам приходил в бедственное положение. Когда он однажды находился в оскудения, вдруг является человек или ангел в виде человека, подает ему узел с золотом и быстро удаляется, сказав только: прими это на нужды тех, о которых заботишься. Наконец в 893 году он сделан патриархом и с императором Львом VI Мудрым (888–912) много сделал добра для церкви. Скончался мирно в 895 году и вскоре после кончины много сотворил чудес; на 8 день по кончине его мощи его издавали благоухание. Жизнь его и чудеса по кончине весьма скоро описаны современником его Никифором философом и оратором в виде ораторской реки. (См. Деян. св. Febr. II. 622 et Aug. I. 113). Этот патриарх жил после Фогия, но чтится западную церковию, как святой 12 же февраля. Этим римская Церковь сама себя осуждает. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Если, таким образом, житие Парфения Лампсакского показывает нам целую ответственную, перед правительством, общину красильщиков пурпурных тканей, выделка которых составляла государственную монополию, то житие пр. Авксентия (V в.) ведёт нас в константинопольские мастерские шёлка, сосредоточенные в части города, называвшейся Βαττοπóλιον 783 . Перед нами уже не обширные мануфактуры, а скромный ремесленный труд мастеров шёлкового дела, вероятно, предшественников тех серикариев, о которых в X веке говорит Устав Эпарха, и которые работали в своих ργαλεοις с наёмными рабочими или рабами, образовывая особую коллегию, и выделывая только низшие сорта шёлковых тканей 784 . Подобно им, мастера, изображённые в житии Авксентия, работают в своих эргастериях с помощью наёмных подёнщиков, причём нередко страдают от безработицы до такой степени, что вынуждены закрывать мастерские. Высшие сорта шёлковых тканей, и особенно пурпур, как в IV, так и в последующих столетиях, выделывались исключительно в царских мануфактурах. Житие патриарха Антония Кавлея из X в. называет нам одного из управляющих этими мануфактурами (τς βασιλεου τν σηρν στουργας) 785 , а в книге «De ceremoniis» не раз упоминаются «управляющие мастерскими» (ρχοντες τν ργοδοσων) 786 , причём, несомненно, имеются в виду те самые царские монополии пурпура и шитых золотом тканей или парчи, о пожаре которых сообщает Феофан под 793 годом. Другими центрами шёлковой индустрии, кроме Константинополя, являлись Пелопоннес и Фивы. Мы уже приводили замечательное место из жития пр. Никона Метаноите показывающее, что в Спарте в X в. существовала значительная еврейская община, члены которой являлись особенно искусными мастерами по отделке шёлковых тканей 787 . Диалог «Тимарион» указывает на ту видную роль среди товаров Солунской ярмарки, которую играли шёлковые φσματα из Виотии и Пелопоннеса 788 . Вениамин Тудельский, как мы уже говорили, пишет, что в Фивах жило до 2.000 опытнейших по всей Греции серикариев-евреев. Цеца восхваляет прозрачность, блеск и лёгкость фиванских тканей 789 . Оттон Фрейсингенский, в качестве центров шёлковой индустрии в Греции, кроме Фив, называет также Коринф и Афины 790 . Наконец, Михаил Акоминат сообщает интересные подробности о добывании пурпурных раковин на острове Кеос, куда за ними приезжали купцы из Халкиды, Афин и Каристы 791 . Этими известиями, насколько мы можем судить, исчерпываются наши познания о текстильных промыслах в Византии. Чтобы покончить вообще с ремёслами, так или иначе относящимися к изготовлению одежды, следует отметить молчание и агиографических, и, кажется, всех прочих источников, касательно портняжного ремесла. Конечно, это молчание объясняется вполне случайными причинами. Портные и их эргастерии, несомненно, существовали в византийских городах, и сообщение Палладиева Лавзаика о том, как один «мирской портной» (ρπτης κοσμικς) приходит наниматься в женский монастырь 792 , является достаточно убедительным в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010