Священномученик Серафим (Чичагов) в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» называл Антония «благодатным рабом Божиим», сравнивая его со святителем Московским Филаретом (Дроздовым) и преподобным Антонием Радонежским. А. Кондратов в статье «По святым обителям и богоспасаемым градам» (1897) писал, что «пред преосвященным Антонием преклонялась вся Россия». Большой раздел посвящен Антонию в исследовании архиепископа Сергия (Петрова), впоследствии митрополита Херсонского и Одесского, «История Воронежской епархии» (1961-1968). О даре прозорливости Антония и чудесных вспоможениях рассказывается в книге «Серафимово послушание. Жизнь и труды Н.А. Мотовилова» (1996). Имя Антония пользуется почитанием много лет спустя после его праведной кончины. Имеется более 100 письменных свидетельств чудес и знамений милости Божией, явленных по молитвам святителя Антония до 1890 года, более 50 опубликованы. И сегодня память Антония чтится не только в Воронеже, но и по всей России: служатся панихиды, имя его предваряет многие синодики, а в некоторых семьях сохраняются с прошлого века как святыни иконки и молитвы, подаренные или присланные архиепископом Антонием. Могила архипастыря Архиепископ Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело Антония было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. По утверждению митрополита Мануила (Лемешевского) к Поместному Собору 1917-1918 гг. были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония — великого светильника Церкви. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте 760 на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного монастыря. В годовом епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 года на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Среди перечисленных на надгробии — и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года — года 150-летия кончины святителя Антония — и по настоящее время место захоронения уточняется.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205659...

3.В слове о святом Афанасии затворнике Симон, рассказав об исцелении Вавилы от мощей св. Афанасия, продолжает: «аще ли кому не верно мнить написанное се да почтет житие святого Антония отца нашего, начальника русским мнихом, и да верует (Берсен.). Тоже читается и в Кассиановских редакциях, ср. Кассиан 1-я: «аще ли кому неверно мнится се написанное, да почтет житие святого отца нашего Антония...» (изд. Яковлева, 99), при чем в Кассиановской 2-й вм. Антония находим Антония и Феодосия: «да почтет житие святых отец наших, Антония и Феодосия, начальника русским мнихом; очевидно, что вставка имени Феодосия позднейшая. Из этого места Симонова сказания нельзя заключать, чтобы чудо над Вавилой было заимствовано Симоном из Жития Антония (ср. статью Е. Н. Щепкина в Archiv f. Sl. Ph. XIX, Zur Nestorfrage). Возможность необычайного чуда, исцеления расслабленного человека от прикосновения к телу св. подвижника, подтверждается ссылкой на Житие Антония, где рассказывалось об аналогичном случае исцеления больного от кости, вынутой из мощей Моисея Угрина (ср. ниже). 4. Рассказав в Слове о создании церкви о чуде, бывшем при основании каменной церкви Печерской, при чем на место, выбранное для закладки фундамента, сошел небесный огонь, Симон замечает: «в житии святого антония сего пространнее обрящеши, в феодосиеве же житии всем явлена суть, как столп огнен явися от земля и до небеси, овогда же облак, иногда же аки дуга от верха оноя церкви на сие место, многажды же и иконе приходити, ангелом тоу носящим, на хотящее быти место» (Кассиан. и Арсен.). Действительно, в Житии Феодосия мы читаем то, что здесь указано; ясно, что нет основания сомневаться в том, что и ссылка на Житие Антония оправдалась бы, если бы оно дошло до нас. Из слов Симона видно, что в этом житии еще пространнее, чем в его Слове О создании церкви, рассказывалось о чудесных обстоятельствах, сопровождавших основание церкви Успения Божией Матери, при чем Симон дал нам извлечение или пересказ того, что нашел в Житии Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несторов рассказ и Житие Антония, а теперь обращусь к указанию на другие заимствования, сделанные из Жития Антония Печерским летописцем: эти указания послужат вместе с тем новым доказательством того, что названный летописец пользовался Житием Антония. Извлекая из Жития Антония исторические данные, Печерский летописец старался дать им хронологическое определение, так как летописный материал располагался им в хронологическом порядке. Древнейшим событием в истории Печерского монастыря было прибытие Моисея Угрина к Антонию, о чем говорилось в Житии Антония. Печерскому летописцу было важно определить год этого события, так как этот год был вместе с тем началом стечения подвижников в пещеру на Берестовом холму и началом самого Печерского монастыря. Житие Антония связало данные о жизни Моисея Угрина с определенными историческими лицами и событиями: Моисей был взят в плен Болеславом польским, когда тот, разбитый Ярославом, бежал из Киева (Пов. вр. лет под 1018 годом: «Болеславъ же побеже ис Кыева, възма именье и бояры Ярославле и сестре его»; Сказания Поликарпа: «възвращь же ся болеславъ в ляхи, поятъ ссобою обе сестре Ярославле, изыма же и бояр его. с ними же и сего блаженого моисия»). Моисей протомился в плену одиннадцать лет, страдая в оковах пять лет, а шесть мучимый за свое целомудрие (Арсен. ред.: «се же и в житии святого отца нашего антония вписано есть о сем моисии. како приде и скончася в добре исповедании о господе, пребыв. ? лет в монастыри. е лет в плене страдал окован. 5. лет за чистоту страдав в страсти) 25 ). Так читалось в Житии Антония, хотя, как увидим, Моисей освободился от плена через шесть лет после 1018 – 1019 года. Освобождение Моисея в Житии Антония было поставлено в связь со смертью Болеслава и последовавшим за нею мятежем, во время которого была убита его госпожа (ср. выше в разборе свидетельств Сказаний Поликарпа о Житии Антония). Но так как но расчету Печерского летописца Моисей, захваченный в плен в 1018 – 1019 году (ср. этот год в Начальном своде, а может быть и в Иаковлевом сказании о Борисе и Глебе), освободился из него через 11 лет, то указанное историческое событие – смерть Болеслава и последующий мятеж были отнесены Печерским летописцем к 1030 году 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Иоанн Златоуст говорит о нём: «Египет произвёл славнейшего после Апостолов мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно, что он предсказал о недугующих Ариевым зловерием и о вреде, который имел от него произойти». С особенным уважением также упоминает о св. Антонии Иероним, называя его блаженным, о коем слава распространилась по всему Египту. Созомен пишет об Антонии: «все согласны, что монашеский образ жизни на высоту строгости и совершенства, своими правами и приличными упражнениями, возвёл монах Антоний Великий ». Феодорит говорит: «много сияло вождей иноческого жития, но превосходнейшим руководителем в исполнении подвижнических уставов был многохвальный Антоний». Имя Великого усвоено было Антонию при жизни его. Память преп. Антония тотчас по смерти его стали творить иноки его обители. В V веке Анатолий Константинопольский предал Церкви некоторые песнопения для прославления св. Антония Великого . Кирилл Скифопольский , писатель VI века, упоминает о празднике в честь св. Антония Великого , бывшем в монастыре св. Евфимия. В 544 году мощи Антония Великого перенесены из пустыни в Александрию. В IX веке. Феофан и Студит умножили священные песнопения Церкви на день св. Антония. В начальных буквах канона преподобному Феофан заключил речение: «Антония божественного восхвалити лепо». Церковь между прочим почитает Антония покровителем немощных, называя его «искуснейшим и честным врачом недугующих». При Богослужении в день памяти св. Антония Великого Церковь произносит паримии (первую из Прем.5:15–16 ; вторую из Прем.3:1–9 ; третью из Прем.4:7, 16–20, 5:1–17 ) о блаженной участи преподобных как в этой, так и в вечной жизни. Евангелие утреннее благовествует о благом и лёгком иге Христовом, которое возложили на себя преподобные ( Мф.11:27–30 ); на литургии чтение – Апостола и Евангелия то же, какое положено в день святителя Алексия, митрополита Всероссийского, 12 февраля. Ибо и преподобный Антоний есть пастырь и отец. † Память преподобного Антония Дымского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что это известие перешло в Печерскую летопись, видно из того, что оно есть во 2-й Кассиановской редакции Патерика. 2) Известие о путешествии Антония до поселения Варяжской пещере на Афон: что в Печерской летописи говорилось об этом, со слов Жития Антония, видно из начала Сказания о печерском монастыре, как оно читается в Кассиановской 2-й редакции. Но Печерский летописец, как увидим ниже, для согласования Жития Антония с Несторовым рассказом о поселении его в Иларионовой пещере, сочинил второе путешествие Антония на Афон. В Повесть временных лет, при позднейшей переработке Сказания, внесено только это второе путешествие. Что известие о путешествии Антония на Святую Гору попало в Печерскую летопись (а оттуда в Повесть временных лет и в Кассиановскую 2-ю редакцию Патерика) именно из Жития Антония, можно заключить в виду отчасти легендарности жития, отчасти стремления его составителя связать историю Печерской обители с греческими святынями и благословением славного греческого монастыря: ср. читавшееся в Житии Антония известие о пострижении Моисея Угрина от чудесно к нему явившегося Святогорского монаха. 3) Известие о том, что Антоний собственноручно постригал стекавшуюся к нему братию: что это известие перешло в Печерскую летопись, видно из Сказания о начале печерского монастыря по Повести временных лет, где читаем: «и нача пряимати и постригати я». Нестор прямо говорил, что Антоний поручал пострижение Никону, как имевшему священнический сан. Но что в Житии Антония утверждалось обратное, видно из приведенных выше слов Симона: «илариона же митрополита и сам чел еси в житии святого антония. яко от того пострижен бысть и тако священства сподоблен». 4) Известие о том, что монастырь и деревянная церковь выстроены первым туменом Печерского монастыря, а не вторым, то есть Феодосием. В Печерской летописи (что видно в Повести временных лет) это приписывается Варламу, предшественнику Феодосия; но все относящееся собственно к Варламу попало в Сказание о начале Печерского монастыря, читавшееся в Печерской летописи, из Несторова рассказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И тако водруженъ бысть въ стну церковную извне...» 192 . На камне красками написали изображение Антония, держащего в руках модель Рождественского собора 193 . Перенесение камня было осуществлено в царствование Ивана Грозного, то есть не раньше 1547 г., но и не позже 1552 г., поскольку в этом году игуменом в монастыре был уже не Вениамин, а Варлаам Царица 194 . Следующий этап почитания камня отражён в рассказе «О преложении тела», созданном до 1598 г 195 . Здесь говорится о сооружении над камнем гробницы, поскольку написанное на камне изображение Антония размывается дождём, и приводится ряд чудесных исцелений, предшествовавших открытию мощей Антония. Примечательно, что если до перенесения мощей чудесные исцеления происходили только от камня и тростей Антония Римлянина 196 , то после – уже только от мощей святого 197 . Первое из чудотворений камня, связано с исцелением игумена Кирилла, отравленного ядом. Спасённый от смерти игумен, придя к камню Антония, «...возда ему честь велию – не бездушну каменю честь воздая, но стоящему на немъ преподобному и богоносному отцу нашему Антонию чудотворцу. И повел на немъ написати образъ, как б и прежде, и Пречистую Владычицу нашу Богородицу, яже на руку Христа держитъ, да преподобного Антония чудотворца образъ, имя же на руц воображенну чудную церковь Богоматери Пречистая Богородицы...» 198 . В 1655 г. Павел Алеппский, посетивший Новгород, побывал в Антониевом монастыре, отметил приверженность новгородцев культу этого святого, и упомянул о камне в числе других реликвий монастыря 199 . Традиция, связывающая камень с именем Антония, существовала и в более позднее время. Первое обстоятельное описание камня относится к 1696 г 200 . В XIX в. гр. М.В. Толстой и А.Н. Муравьев упоминали о камне в числе других достопримечательностей монастыря 201 . Одно из современных описаний камня Антония Римлянина, принадлежит исследователю этой реликвии Н.А. Макарову: «Камень Антония Римлянина лежит в западном притворе собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, справа от входа в собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он представляет собой серый валун, овальный в плане, длиной 126 и шириной 94 см. Высота камня 37 см, нижняя его поверхность плоская, верхняя – немного выпуклая...» 202 . На этом камне при некотором воображении можно увидеть выемку, напоминающую след человеческой ноги 203 . Таким образом, почитание в Новгороде камня-следовика, связанного с Антониевым монастырём, и устные предания, рассказывающие о чудесном плавании святых, вот основа сюжетной схемы в Житии Антония Римлянина. Типичные мотивы миссионерских преданий о плавании святого (в данном случае, на камне), и основание сакральных объектов на месте остановки камня в XVI в., получили в Житии Антония Римлянина новое осмысление и наполнились новгородскими реалиями. Римский христианин Антоний, чудесно путешествуя на камне по воде, приплывает в Великий Новгород, и затем становится основателем одной из самых ранних в Новгородской земле обителей. 1 Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина//Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 137−148. Изучив 34 списка произведения, исследовательница пришла к выводу о том, что их можно разделить на две редакции – А и Б. Выделяемые ею разночтения касаются следующих сюжетных эпизодов произведения: обращение братии к Антонию с просьбой избрать игумена, избрание игуменом инока Андрея и др. (Там же. С. 140, 142−144). См. также: Белоброва О.А.К. изучению Жития Антония Римлянина//Монастырская культура: Восток и Запад/Сост. Е.Г. Водолазкин. СПб. 1999. С. 93−101; Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов и исслед. Н.В. Рамазановой. СПб. 2005. В данном издании опубликовано Житие Антония Римлянина и Похвальное слово святому в редакции Б по списку конца XVI в. (РНБ, Соловецкое собр., 834/944), а также Служба святому по списку конца 1580 гг. (РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 586/843) и списку, созданному до 1611 г. (РНБ, собр. Погодина, 577). Кроме того, Житие Антония Римлянина издано по списку XVII в. (ИРЛИ, колл. Ф.А. Каликина, 35) в серии «Библиотека литературы Древней Руси» (подгот. текста, пер. и коммент. О.А. Белобровой): БДДР. СПб. 2005. Т. 13. С. 8−35. 4 Там же. С. 307−309. В настоящее время существуют разногласия относительно вопроса о подлинности грамот Антония. С.Н. Валк считал, что оба документа появились около 1573 г. в связи с тяжбой за земли Антониева монастыря между монастырём и новгородскими посадскими людьми (Валк С.Н. Начальная история древнерусского частного акта//Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. ст. М.Л. 1937. С. 295−303). Напротив, В.Л. Янин пришёл к выводу о том, что духовная – список с подлинного документа XII в., принадлежавшего перу Антония. Духовную В.Л. Янин датирует 1131 г., а купчую, более поздним временем: 1354−1357 гг. (Янин В.Л. Новгородские грамоты Антония Римлянина и их дата//Вестник ЛГУ. 1966. Сер. 9: История. 3. С. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1117–119 гг. в Антония Римлянина монастыре при преподобном Антонии был возведен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (сохранился), где впоследствии покоились до обретения мощи преподобного Антония. В 1386 г., при подходе войск святого благоверного князя Димитрия Донского к Новгороду, Антония Римлянина монастырь был сожжен новгородцами, затем восстановлен. Постройки монастыря горели также в 1378, 1396, 1467 гг. В память преподобного в 1-ю пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) был учрежден крестный ход из новгородского Софии Святой собора в Антония Римлянина монастырь. В 1708–1723 гг. Антония Римлянина монастырь стал кафедральным, в нем размещалась резиденция Новгородских викарных епископов. В XVIII-XIX вв. 25 настоятелей Антония Римлянина монастыря стали архиереями. В 1775 г., после того, как сгорел новгородский Сокольницкий монастырь, в Антония Римлянина монастырь были перенесены мощи преподобных братьев Алфановых, помещены в пределе во имя апостола Иоанна Богослова Рождественского собора, где почивают и в настоящее время. ... Антония Римлянина монастырь относился к числу наиболее влиятельных и богатых новгородских монастырей. По количеству земельных владений во 2-й половине XV в. (588 обжей) (Обжа – древнерусская (новгородская) поземельная мера. Мы не станем входить здесь в рассмотрение вопроса о размере обжи в новгородское время: это дело новгородской истории. Но в московское время большинство данных показывает, что под обжей разумелось пространство земли в 10 четвертей или 5 десятин 56 С. 361) он занимал 4-е место после Юрьева, Варлаамиева, Хутынского и Аркажского монастырей. Вотчины Антония Римлянина монастыря располагались главным образом в Водской и Шелонской пятинах. Вероятно, в 1-й половине XIII в. святой благоверный князь Александр Невский даровал обители Бронницкий перевоз через Мсту, что позволило собирать немалые пошлины с купцов, проезжавших по московской дороге. Святой Александр Невский особо почитался в Антония Римлянина монастыре, в XVII в. икона с изображением святого князя находилась рядом с храмовым образом Рождества Богородицы в местном ряду иконостаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Согласно завещанию Преподобного Антония, тело его похоронено было учениками его в горе без свидетелей. «Имя человека, – говорит Афанасий в заключении жития Антония, – скрывшегося в неизвестных и непроходимых пустынях, Бог прославил в Африке, Испании и Галлии, Италии и самом Риме». Будучи в Риме, ещё при жизни Преподобного Антония, Афанасий разсказами о подвигах сего подвижника и других пустынножителей Египта воспламенял сердца благочестивых слушателей, помогал им отрешаться от земных привязанностей, и пример Антония нашел себе ревнителей в Риме. Первая Маркелла основала у себя иноческое общежитие 172 . Мы видели, что все почти великие подвижники Египта были или учениками Антония, или искали его наставлений. В Палестине монашество основано его учеником Иларионом. «Ученики Антония, – говорит Созомен, – были везде, но не легко найти их; ибо они, в продолжение своей жизни, старались скрываться ревностнее, чем многие из нынешних людей, волнуемые честолюбием, домогаются известности» 173 . Жизнь Антония осталась навсегда высоким образцом жизни иноческой, и учит его примером во все времена. Посылая инокам жизнеописание Антония, Афанасий писал: «Старайтесь, братия, тщательно прочитывать эту книгу; пусть знают все, какова должна быть жизнь иноков, пусть уверятся все в том, что Спаситель наш Иисус Христос прославляющих Его прославляет и служащим Ему дарует не только царство небесное, но и земную славу среди пустынь, дабы и они сами пожинали награды за труды свои, и другие последовали пути их 174 . Чрез три года после смерти Преподобного Антония приходил на его гору Преподобный Иларион. Он нашел здесь двух учеников Антония, Исаака и Пелузиана. Память о великом учителе жива была у его учеников. Вот здесь, говорили они Илариону, указывая на место, он пел псалмы, здесь молился, здесь работал, здесь обыкновенно отдыхал, утрудившись. Эти лозы, эти деревца он сам насадил; этот дворик он сам сделал. Этот прудок для орошения садика он сам с большим трудом устроил. Этим заступом много лет он копал землю. Указали и постель его 175 . Иларион лег на нее и лобызал её.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

РНБ, O.I. 22, л. 2) и «многогрешным Иваном колена Августова от племени варяжского, родом Русина» (Житие Антония Сийского. РНБ, О. I. 22, л. 73). В.Н. Топоров указывает на несомненную «антиримскую» направленность Жития, рассматривая некоторые особенности композиции памятника: предысторию появления Антония Римлянина в Великом Новгороде, его пребывание в Риме, житийный сюжет, связанный с новгородским епископом Нифонтом, а также отмечая особую роль главы, рассказывающей об обретении в Новгороде дельвы (бочки) Антония Римлянина (Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «житии». С. 27−28:40). Говорит о новгородской направленности легенды об Антонии и Е.Д. Захарова, приводя это соображение в качестве обоснования причины того, почему Житие не было написано во время составления ВМЧ (Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина. С. 146−147). Я.С. Лурье также видел причину невключения Жития Антония Римлянина в ВМЧ в том, что проновгородский дух Жития противоречил основной их идее, идее централизации Русского государства вокруг Москвы (см. История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т. 1. С. 246). Несмотря на отсутствие до конца XVI в. официальной канонизации Антония Римлянина, он упоминается в Похвальном слове русским святым, составленном царевичем Иоанном Иоанновичем около 1580 г. В Похвальном слове не сообщается о плавании Антония на камне, хотя и указывается, что он явился из Рима: «Радуйся и ты, мужу желаний духовных Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новград!» (РНБ, O.I. 22, л. 373. Текст Похвального слова в редакции царевича опубликован: Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича/Подгот. текста, пер. и коммент. Е.А. Рыжовой//БЛДР. Т. 13. С. 668−677, 832−835. Более подробно о царевиче Иоанне Иоанновиче – писателе см.: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. С. 49−96). Ещё В.О. Ключевский отмечал, что «ни в летописях, ни в других памятниках, составленных до половины XVI в.» имя Антония «не является с таким эпитетом» – Римлянин (Ключевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010