Сюда относятся, прежде всего, мученичества из эпохи гонения императора Юлиана, являющиеся подобно всем другими рассказам о мучениях, риторической обработкой сухих протоколов допроса и казни, и почти нет содержания культурно-исторических данных. Таковы мученичества Евсигния, Артемия, Дометия, Варвара, Василия Анкирского; Емилиана, Кириака, еп. Иерусалимского, Мануила, Савела и Измаила, Патермуния и Коприя, Феодорита и муч. Тивериапольских. Далее, к отделу агиографических произведений, классифицируемых по их содержанию, следует отнести жития всех тех знаменитых церковных деятелей, биографии которых изобилуют не столько общебытовыми, сколько специально церковно-историческими подробностями. Это будут жития святителей IV и V вв. преп. Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского Мирона Критского, Маркелла Апамейского, Акакия Мелитинского . Затем биографии константинопольских патриархов: преп. Павла, Иоанна Златоуста , Анатолия, Евтихия, Мины, Иоанна Постника , Каллиника, Германа, Павла, Тарасия, Никифора, Мефодия, Игнатия, Антония Кавлея и Евфимия. Далее, жития исповедников VII, VIII и IX вв. (из эпохи монофелитства и иконоборства): преп. Максима, Феофана Сигрианского, Платона, Феодора и Николая Студитов, Феофана и Федора Начертанных, Никиты Мидикийского, Феофилакта Никомидийского, Синкелла и Макария Пеликитского. Наконец мученичества пострадавших при иконоборстве: мучч. Константинопольских, Феодосии, Стефана Нового и Андрея ν Кρσει. В третью группу следует отнести жития святых из круга высшего византийского общества, дающие ценный материал для характеристики его быта и нравов. Любопытнейшие подробности из жизни знатных девушек IX века сообщают жития императриц: Феодоры, восстановительницы иконопочитания, и Феофано, одной из супруг императора Льва VI. Для понимания экзальтированного благочестия знатных византиек V столетия, имеют большое значение жития преп. Мелании Младшей, Евсевии или Ксении Миласской, Евпраксии Фиваидской и Олимпиады диакониссы. Деятельную религиозность, церковное строительство и широкую филантропию византийских аристократов V и VI вв. рисуют жития преп. Маркиона эконома и Самсона Ксенодоха, редакция Г. сказания об Аморийских мучч. важна своим подробным описанием учебной, придворной и военной карьеры знатного юноши – Каллиста. Наконец, эпитафии-панегирики IV в., принадлежавшие перу великих церковных ораторов эпохи, дают возможность нарисовать обще-византийский идеал семейных, общественных, религиозно-нравственных добродетелей выдающихся по социальному положению лиц. Сюда относятся надгробные слова Григория Богослова своему отцу Григорию Низианзину, брату Кесарию, сестре Горгонии и святителю Григорию Нисскому , панегирики Григория Нисского Макрине, сестре Василия Великого и Мелетию Антиохийскому , похвалы Иоанна Златоуста свв. Евстафию и Филогонию Антиохийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трифона постригся в монашество. Спустя некоторое время, когда нерасположение Льва к Фотию и его родственникам мало-помалу исчезло, Николай был вызван ко двору и даже почтен достоинством мистика – μυστικς, которому поручались государственные дела, подлежавшие тайне. По смерти патриарха Антония Кавлея [Антоний II Кавлей (893–901)] Николай был избран его преемником по кафедре. Он был предпочтён другим кандидатам патриаршества потому, что отличался выдающимся образованием и был вообще талантливым деятелем. И на патриаршей кафедре Николай оказался вполне достойным предстоятелем Церкви и много содействовал внутреннему миру, упорядочению церковного строя, торжеству церковных канонов и независимости Церкви от вмешательства гражданской власти. 35 Что касается его трудов в области духовного просвещения, то и в этом отношении патриарх Николай должен быть выделен из ряда других деятелей эпохи. Продолжатель Феофана говорит, что Николай имел многие преимущества сравнительно с другими в отношении мудрости ( πολλ κατ τς σοφας προτερματα), 36 а Кедрин свидетельствует, что он первенствовал умом и мудростью ( π συνσει κα σοφ δοκν πρωτεειν). 37 Патриарх Николай хорошо знал и понимал Священное Писание , как это видно из некоторых его писем XXII), где он приводит тексты Писания и объясняет их, – был сведущ в святоотеческой письменности (письмо к римскому папе Анастасию III о четвёртом браке, принятом Западной церковью) и особенно в канонах: известно, что он почти всё своё патриаршество посвятил борьбе в защиту акривии канонов, ввиду их нарушения императором Львом VI и разногласия в их оценке со стороны Римской церкви, причём был даже насильственно лишён кафедры (907г.) за свою стойкость в охранении авторитета и независимости Церкви. Затем, патриарх Николай известен и литературными трудами. Особенную историческую ценность имеют те письма, которые относятся к столкновению патриарха Николая с императором Львом VI и Римской церковью из-за четвёртого брака басилевса. Просвещённый и энергичный патриарх, строгий блюститель церковных канонов, вовсе не хотел быть послушным орудием императора Льва, вопреки его расчёту и предположению, что придворный монах и мистик, соученик басилевса, будет и на патриаршем престоле снисходительно относиться к вмешательству царя в церковные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Целый ряд свидетельств вскрывает перед нами то значительное притягательное влияние, которое во все века оказывала византийская столица на население империи. Торговля, ремесла, служба, образование, умственная деятельность и религиозная жизнь постоянно привлекали в Константинополь провинциалов, жаждущих составить ту или иную карьеру. В прелестном синаксарном рассказе о честном пафлагонском крестьянине, мы читаем, как один сельский юноша, отправленный родителями в столицу, стал здесь патрикием и паракимоменом 223 . О преп. Никите Исповеднике узнаём, что он в возрасте 17 лет прибыл из Пафлагонии в Константинополь и скоро выдвинулся при дворе 224 . Преп. Власий вслед за своим братом прибыл в столицу, причём оба скоро стали клириками Великой Церкви 225 . Патриарх Мефодий, сын знатных и богатых родителей, приехал в столицу из Сиракуз, желая поступить в придворную службу 226 . Преп. Кесарий, брат Григория Богослова , получив медицинское образование в Александрии, стремится в Константинополь, где делается придворным врачом 227 . Преп. Александр Акимит, сын знатных родителей, из Азии прибывает в столицу и зачисляется в придворную гвардию 228 . Патриарх Евтихий отроком был прислан в Константинополь для получения образования 229 . С этой же целью направлены сюда родителями сын восточного вельможи, один из аморийских мучеников – св. Каллист 230 , преп. Никифор Милетский 231 и преп. Нифонт 232 . Юный Афанасий Афонский сам страстно стремится в Константинополь, чтобы здесь докончить своё обучение 233 . В Константинополь же выписывает сына солунского друнгария Константина – будущего св. Кирилла, покровительствующий его отцу столичный логофет 234 . В столицу стремилась как вся провинциальная знать Византии, жаждавшая видной и блестящей жизни, например, отец преп. Феофана, богатый восточный вельможа 235 , отец патриарха Антония Кавлея, видный императорский чиновник 236 , преп. Евфросиния Новая, дочь пелопонесского стратига, посланная в Константинополь родителями, для составления приличествующей партии 237 , так и все провинциальные неудачники, все бродячие элементы населения, рассчитывающие так или иначе выдвинуться в богатой и пышной жизни миллионного центра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четвертый брак императора Льва в «Томосе» не упоминался, но отсутствие этого упоминания обозначало, с одной стороны, признание его неканоничности, а с другой – его действительности, и самое главное, что оставалось актуальным, тем самым негласно снималось клеймо незаконнорожденности с Константина Порфирогенета. Собор 920 года не подвергал прещениям священнослужителей, признававших вслед за патриархом Евфимием четвертый брак Льва. «Томос единения» таким образом «удовлетворял обе стороны: николаиты достигли того, что четвертый брак на будущее время был решительно запрещен, а евфимиты… получили полную амнистию… Николаиты и евфимиты, изнеможденные взаимной борьбой, наконец заключили мир между собою» . В ознаменование восстановления единства церквей Востока и Запада в Святой Софии патриарх совершил Божественную литургию в сослужении папских легатов Последствием преодоления кризиса стало также возобновление канонического общения Константинопольского Патриархата с Римской Церковью. В ответ на послание Льва Мистика папе Иоанну X, в котором изложено было содержание «Томоса единения», в 923 году папа направил в Константинополь двух легатов – епископов Феофилакта и Карла. Легаты одобрили «Томос», тем самым отступив от прежней позиции Римской кафедры, не отвергавшей четвертого брака. В ознаменование восстановления единства церквей Востока и Запада в Святой Софии патриарх совершил Божественную литургию в сослужении папских легатов. Патриарх Николай проявлял особое попечение о христианском просвещении народов Северного Кавказа. Сохранившиеся до наших дней в Зеленчукском ущелье три церкви были построены в X столетии миссионерами, которых он направил к аланам. 15 мая 925 года Николай Мистик отошел ко Господу. Патриарха похоронили, согласно его завещанию, в Галакринском монастыре, где он пребывал после своего низложения. Впоследствии он был прославлен в лике святых. Литературное наследие святителя составляют «Беседа на взятие Фессалоники», которую он произнес в 904 году, и 163 послания, адресованных разным лицам. Они, естественно, посвящены разным темам и не содержат поэтому целостного и систематического изложения его богословских идей, но имеющиеся в них суждения догматического и канонического плана свидетельствуют о неукоснительном следовании их автора православному вероучению и о его приверженности каноническим нормам церковного строя и христианской этики. Это писания мудрого архипастыря, нетерпимого ко греху, но доброжелательного по отношению к грешникам и заблуждающимся, не теряющего надежды на их исправление.

http://pravoslavie.ru/147379.html

«Его письма – к папе ли, византийскому епископу, придворному диакону, или даже к простому монаху, безразлично, – всегда носят характер задушевного, отеческого или братского слова. В них нет сухой морали… но везде видно живое чувство. Просьба, негодование… удивление, сожаление, скорбь… радость, молитва – вот что выражается в… письмах патриарха, выражается чуждым риторизма, простым и легким языком. Николай Мистик был не только ревностным пастырем, знатоком Св. Писания и церковных правил, но и писателем, владевшим даром увлекательного и даже поэтического слова» . Видным церковным деятелем и духовным писателем первой трети X века был архиепископ Кесарии Каппадокийской Арефа. Он родился в знатной семье в Элладе, вероятно, в 861 году, потому что в одном из своих сочинений он написал, что в 934 году ему было 73 года. Арефа получил основательное образование, был хорошо начитан в христианской и классической литературе. До 886 года он перебрался в столицу империи, где познакомился с патриархом Фотием, которого считал своими учителем. До 895 года Арефа был рукоположен в диакона, а в 901 году он предстал перед судом по обвинению в безбожии. Что в самом деле стояло за этим делом – неизвестно. Возможно, его незаурядная начитанность в классической литературе, к которой он, подобно позднейшим гуманистам средневекового Запада вроде Петрарки или Лоренцо Валлы, относился с большим пиететом. Судом он был оправдан за отсутствием улик. Вскоре после этого процесса Арефа получил назначение при дворе – стал дворцовым ритором, составлял похвальные речи императору и слова, посвященные церковным праздникам, которые, очевидно, получили высокую оценку современников, потому что не позже 902 года он был хиротонисан на кафедру Кесарии Каппадокийской с титулом архиепископа. Занимаемая им кафедра считалась в Константинопольском Патриархате второй по диптиху после столичного первосвятительского престола. При этом он, очевидно, большую часть времени оставался в столице. Высоте его иерархического статуса соответствовали его личные качества: сильный характер, незаурядный ум, основательное богословское образование. Он имел поэтому значительное влияние на ход церковных дел и на взаимоотношения патриархии с правительством, а его позиция по болезненному вопросу о четвертом браке императора Льва и возможности его церковного признания не оставалась неизменной.

http://pravoslavie.ru/147379.html

Под домостроительством (οικονομια) византийцы понимали воплощение Христа и искупление Им рода человеческого. То, что икона входит в таинство домостроительства как его явление, есть один из постулатов византийского богословия, начиная с Иоанна Дамаскина. Примечательно, что подражание превращается в природу благодаря сошествию Святаго Духа, и, таким образом, иконопись, по мнению Фотия, приобретает пневматологическое измерение. Первоисточником этой фразы, вероятно, является Великий канон св. Андрея Критского, 4-я песнь, Богородичен: «И раждаеши и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин». – Триодь постная. М., 1992. Л. 302 об. Греческий текст: Τριωδιον κατανυκτικον. Αθηναι, 1993. Концепция «священного реализма» является стержневой для патриарха Фотия. Для него важно доказать, что икона – не предмет фантазий художника и даже не попытка подражательно передать образ святого, а его подлинное явление. Позднее эту концепцию будет развивать его ученик император Лев VI в проповеди, посвященной монастырю Кавлея: «Ты, пожалуй, скажешь, что видишь не дело искусства, но Самого явившегося в природе смертных Надзирателя и Управителя всего, только что переставшего увещевать и наложившего на губы молчание». Под убийством могут подразумеваться, прежде всего, гонения на иконопочитателей, часто завершавшиеся казнями, особенно при Константине Копрониме. Однако, если вернуться к идее второго плана, то, возможно, здесь содержится косвенный намек на то, как Аморийская династия пришла к власти – через убийство Льва Армянина (см.: Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. С. 21). Представление о том, что иконоборчество является своего рода продолжением иудейства, содержится как в нарративных памятниках, таких как «Повесть об обращении императора Феофила» (см.: Афиногенов Д.Е. Повесть об обращении императора Феофила. М., 2006), так и в догматико-полемических памятниках. Так, патриарх Никифор сравнивает иконоборческий собор с совещанием первосвященников против Христа у Каиафы: «Лукавый собор, родственный собранию Каиафы, поскольку и они (т.е. иконоборцы) на Христа замыслили тщетное (Пс. 2: 1) и, подобно иудейскому сборищу, взволновались против Христова воплощения». – Nicephorus. Refutatio et eversio. Cap. 4//Nicephorus. Op. cit. P. 10.

http://pravoslavie.ru/61321.html

Житие Антония Римлянина Подготовка текста и комментарии О. А. Белобровой ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА Сказание о житии преподобного Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород – житие популярного новгородского святого, сочетающее черты легендарности и реальных событий. В Житии названы исторические личности XII в.: новгородский епископ Никита, князь Мстислав Владимирович Мономах, посадники Иван и Прокопий, отмерявшие землю для основания монастыря и храма Рождества Богородицы, описывается тяжба между Антонием и местными рыбаками, поставление Антония в игумены и его пространные предсмертные наставления братии. Появление Антония – италийского отшельника – в новгородских пределах объясняется в Житии как чудо: он приплывает из Рима, стоя на камне, через Неву, Ладожское озеро и достигает реки Волхов, воды которой приносят бочку с сокровищами, принадлежавшими еще родителям Антония. В Житии отплытие Антония из Рима отнесено к 1105 г., а его кончина к 1142 г.; в Новгородской I летописи Антониев монастырь упоминается впервые под 1117 г., а о смерти Антония сообщается под 1147 г. Житие написано в XVI в. монахом Антониева монастыря Нифонтом, а повествование ведется со слов инока Андрея, бывшего духовным отцом Антония. Житие известно в многочисленных списках XVI–XVIII вв. По мере его переписки к нему были добавлены Предисловие, похвала, чудеса, статья о перенесении мощей Антония. Текст Жития публикуется нами (без Похвального слова и чудес, но с Предисловием) по списку ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Ф. А. Каликина, 35, XVII в., лл. 176–196. ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В СЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ И АВГУСТА В ТРЕТИЙ ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА, БЫВШЕГО ИГУМЕНОМ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И ОСНОВАВШЕГО МОНАСТЫРЬ И ХРАМ ВО ИМЯ ЧЕСТНОГО И СЛАВНОГО РОЖДЕСТВА ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. СПИСАНО УЧЕНИКОМ ЕГО СВЯЩЕННОИНОКОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ АНДРЕЕМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ЕГО ДУХОВНЫМ ОТЦОМ, А ПОСЛЕ НЕГО ИГУМЕНОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» София 1943 г. Содержание Предисловие По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» Часть первая. Отрицание М. Антонием юридического взгляда на искупление Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония об искуплении, вследствие его необоснованности на Священном Писании и святоотеческих творениях. Ссылки М. Антония на труды лиц, не имеющих богословского авторитета. Неправильность взгляда на Еп. Феофана Затворника, как на схоластического толковника в учении о первородном грехе. Отрицательное отношение М. Антония к понятиям: «удовлетворение» и «искупительные заслуги Христа» Глава вторая. Неправильное учение М. Антония об оправдании и неосновательность его ссылок на некоторые тексты из посланий святого Ап. Павла Глава третья. Неправильное учение М. Антония о первородном грехе. Несостоятельность изъяснения им апостольского изречения: «в немже» (Рим.5:12). Истолкование данного текста Еп. Феофаном Затворником, выражающее собою святоотеческое учение о первородном грехе Глава четвертая. Несостоятельность ссылки М. Антония для утверждения своего учения о первородном грехе на тексты Священного Писания: Иер.31:29; Иез.18:2; на блаж. Феодорита и Св. Иоанна Златоуста. Несообразные выводы, проистекающие из этого учения М. Антония Глава пятая. Другие несообразности, проистекающие из неправильного учения М. Антония о первородном грехе Часть вторая. Утверждение М. Антония, что искупление наше совершилось не крестною смертью Христа, а Его сострадательною любовью, что то же душевными муками в саду Гефсиманском. Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе. Крещенская благодать Святого Духа, как возрождающая сила, по учению Священного Писания и Святых Отцов. Сострадательная любовь, как второстепенное средство для раскрытия в нас благодати Святого Духа. Несообразный вывод, проистекающий из учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе Глава вторая.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

288 Sermo XI De verecund. Говорится: «не стыдитесь священнику открывать грехи свои». Это наставление Антония могло быть сказано и приходившим к нему мирянам. 289 Лавз. §25 с.91. Этот рассказ содержится у Созомена (кн. I, гл. 13), Кассиодора Histor. trip. I. 1. c.11), Никифора (кн. VIII, гл. 40). 292 В Дост. Сказ. Есть намек, что ученики Антония ели рыбу и мясо (§12 с.5). В конце IV и начале V в., как видно из свидетельств св. Епифания и из некоторых рассказов в Дост. сказ., монахи употребляли всякую пищу одни отказывались даже от овощей, другие не пренебрегали рыбою и даже мясом (Общ. Очерк жизни иноков Египитск. В IV и V вв. казанский). 294 Первый, кто ввел монашескую одежду для иноков, был отшельник Патермуфий. Первоначальной же одеждой монахов была обыкновенная одежда того времени. (Казанский. Очерк жизни инок. в IV и V в. с.10). 299 О скепсисе современников Иероним говорит в прологе к «vita s. Hilarionis»: «qui olim detragentes Paulo meo, nunc forte detragent Hilarioni… ut qui semper latuit, non fuisse». 301 Неандер говорит, что сага эта мало заслуживает внимания, хотя не отвергает ее совсем. Gesch/-Kirch. T. III. s. 330; Gchaff Gesch. alt Kirch. s. 579. 305 Вследствие неточности указаний на год рождения, нельзя точно указать и год смерти Антония. Днем его смерти считается 17 января как в восточ., так и в западных мартирологах. В египетском мартирологе днем его смерти считается 22 число месяца Тибе (Tybi). Так как 1-й день Тибе соответствует 27 декабря, то 22 должно соответствовать 17 января. Под которым и помещается обыкновенно житие Антония (Ideler. Handbuch der mathemat und chronol. B. 1, c.143). 306 Впоследствии тело Антония будто бы было перенесено в Александрию (в 561 г.), а по завоевании Египта арабами в 635 г., из Александрии – в Константинополь. В конце X или начале XI ст. оно появилось в диоцезе Виенском – в Галии; в Виенне оно находилось до 1491 г., когда реликвии св. Антония перенесены были ы Арл и положены были в церкви св. Юлия. Вследствие чудес, которые совершались пред его мощами, особенно вследствие исцеления от жестокой головной боли и горячки эта самая болезнь названа огневицею св. Антония. В 1096 году в честь св. Антония назван был монашеский орден – антонинцы, утвержденный на Клермонском соборе папою Урбаном 11-м (Kirchenlexikon. Wetzer und Welte c. 300). Но все эти известия о перенесении тела Антония мало заслуживают доверия в виду свидетельства Афанасия о неизвестности места погребения Антония. Коптские монахи монастыря пр. Антония и доселе показывают место, где лежит тело Антония и находятся его гробница (Петш. По Египту и в монаст. Св. Антония. Арх. Порфирия. стр.199).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Чудесная и легендарная обстановка, в которой представлялись события в Житии Антония, должна была поразить летописца и он признал превосходство и большую достоверность именно за этим житием, сравнивая его с Несторовым сказанием. Нестор не знал, кто постриг Антония, кто благословил его на подвижничество. Житие Антония рассказывало, как это можно предполагать, что он постриженник св. Горы и основал монастырь по благословению Святогорского игумена. Заключая свой рассказ о поставлении монастыря, Нестор в своем Сказании, так же как в Житии Феодосия, говорил: «и бысть манастырь славен еже и доныне есть печерьскыи наричем иже от святого отца нашего Феодосия составлен бысть». Житие Антония выразилось бы иначе: монастырь поставлен слезами и пощением, святою подвижническою жизнью Антония, а пошел монастырь от благословения святой Горы. Студийский устав введен по Нестору Феодосием, доставшим его через Ефрема каженика; по Житию Антония, как я укажу ниже, его ввел Антоний, получив от Михаила грека. Монастырь и большая деревянная церковь выстроены по Нестору Феодосием; Житие Антония, как можно думать, не называя игумена, относило это построение к более раннему времени, к эпохе первого игумена, поставленного Антонием. Каменная церковь по Нестору основана и начата была постройкой исключительно благодаря трудам Феодосия; Житие Антония подробно рассказывало о выдающемся участии Антония в этом деле и о тех чудесных знамениях, которые он при этом вызвал. Подвижничество Антония, согласно его житию, началось со времен Владимира Святославича, когда он поселился в Варяжской пещере; рассказ Нестора заставал Антония в пещерке, оставленной Иларионом, а о путешествии его на Святую Гору ничего не сообщал. Для составителя Печерской летописи явилась таким образом необходимость слить оба рассказа – Несторов и Антониева жития, что он и сделал в статье, сохранившей Несторово заглавие «Сказание, что ради прозвася печерскый монастырь». Ниже я укажу на то, как отразились в этом сказании оба его источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010