В 1893 году заведующий Бийским миссионерским катехиза­торским училищем на Алтае иеромонах Мефодий (Герасимов) [b] был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Алтай­ской миссии, и дорогое сердцу епископа Макария (Невского) [c] миссионерское училище осталось без руководителя. Это училище было открыто святителем в Бийске в 1883 году, когда он был на­чальником Алтайской миссии, и ставило своей целью, как значи­лось в его уставе, подготовку из детей инородцев и русских, владе­ющих языком инородцев, учителей и псаломщиков инородческих миссий и приходов Томской епархии и смежных с нею – Омской, Тобольской и Енисейской. Епископ Макарий считал деятель­ность этого училища настолько важной для просвещения инород­цев, что сам лично вникал в малейшие подробности его жизни и, не жалея на то времени и сил, заботился и хлопотал о нем, всяче­ски способствуя тому, чтобы оно встало на прочную основу. В училище обучались дети представителей национальностей, живших не только на Алтае, но и во всей Томской губернии. После того как владыка Макарий был назначен епископом Томским и Семипалатинским, он не оставил своим попечением дорогой его сердцу Алтайской миссии и катехизаторского училища, став­ших центром просвещения для всего Алтайского края и Томской губернии. В поисках достойного кандидата на должность заведу­ющего училищем он обратился за содействием к ректору Москов­ской духовной академии архимандриту Антонию (Храповицкому), который порекомендовал ему взять на эту должность иеромонаха Амвросия (Гудко). 16 октября 1893 года Святейший Синод назначил иеромонаха Амвросия заведующим училищем, но доехать до места своей службы из-за бездорожья он сумел только после Рождества Хри­стова, приступив к руководству воспитательным и учебным процессом во второй половине учебного года. Отец Амвросий возглавил училище в переломный к лучшему, вселявший большие надежды год и в то же время год скорбный из-за неопределенной перспективы будущего материального по­ложения училища. 9 августа 1894 года в соответствии с ходатай­ством епископа Макария Святейший Синод разрешил Томской духовной семинарии принимать к себе желающих получить семи­нарское образование без сдачи экзамена по древним языкам не только из числа инородцев, кончивших Бийское миссионерское катехизаторское училище, как это было раньше, но и из числа русских, так что и русские теперь могли получить соответствую­щее образование и подготовить себя к предстоящему миссионер­скому служению. Достойнейшие из них после прохождения прак­тики в качестве псаломщиков могли быть рукоположены во диаконов и священников, в которых ощущалась тогда острая необходимость.

http://fond.ru/foto/585/Amvrosiy/

В годы Первой мировой войны отцу Александру не раз приходилось вести свой полк в атаку. Часто под огнем врага он напутствовал умирающих и погребал усопших. 8 июля 1915 года у местечка Покрой (Литва) ему пришлось совершать погребение под огнем тяжелой артиллерии неприятеля. Священник вспоминал: «Копали могилы лежа, и я, лежа … в окопе, отпевал убитых… Ночью все отошли, а меня об отходе не предупредили. Пришлось идти ощупью, без карт и проводника, едва к немцам не попали». Выполнение обязанностей не мешало аскетической жизни священника. Незадолго до смерти он обратился к бывшему ректору Московской духовной академии архиепископу Антонию (Храповицкому) с просьбой благословить его на уход в монастырь. Однако архипастырь не советовал отцу Александру бросать полк до конца войны. Пастырь остался в действующей -армии, хотя жизнь вел монашескую, а у себя в доме допоздна читал службы и акафисты. Священник предчувствовал свою кончину. Летом 1915 года, проходя со священником Сергием Флоринским по деревне Даугишки, он остановился у развилки дорог, где был установлен крест. «Вот здесь, — сказал пастырь, — на этом месте, похороните меня; гроба не нужно, похороните как солдата, наденьте только черную рясу». Жизнь пастыря оборвалась 6 августа 1915 года. Отслужив молебен, отец Александр пошел в окопы кропить солдат святой водой. Здесь священник был смертельно ранен пулей и скончался через десять минут. Как и завещал отец Александр, его похоронили у развилки дорог у деревни Даугишки (предположительно на территории Литвы), но, вопреки его просьбе, в гробу и в полном облачении6. Смерть в окопах принимали и другие пастыри. Так, 8 мая 1915 года погиб священник Филипп Горбаневский, состоявший до войны законоучителем Елисаветинской женской гимназии в Москве. Он ушел на войну добровольно. В окоп, где находился пастырь, попал неприятельский снаряд. О. Филипп был смертельно ранен (7). До последнего дыхания исполнял свой пастырский долг и протоиерей Иоакинф Седлецкий (2-й Лейб-Уланский Курляндский полк). 12 августа 1916 года, во время посещения окопов, пастырь был сражен пулей в лоб (8).

http://e-vestnik.ru/analytics/voennoe_du...

В завершение выступления докладчик подчеркнул, что за пополнение клира отвечает в первую очередь не Священноначалие и духовные учебные заведения, а каждый приходской священник, который должен вырастить и оставить после себя несколько священников из числа своих духовных чад, иначе текущая ситуация будет только усугубляться. Четвертый доклад был посвящен одному из участников Всероссийского Поместного Собора митрополиту Антонию (Храповицкому) и его пастырско-духовническому опыту. Доктор богословия протоиерей Павел Хондзинский рассказал о мнении владыки Антония, богослова и философа, что священник при рукоположении помимо даров духовного рассуждения и совершения Таинств, получает еще и дар сострадательной любви. «Несмотря на то, что нас, священников, слишком мало, как мы видели из предыдущего доклада отца Николая, мы должны согреть любовью всех, кто в этом нуждается, и не бояться, что это потребует от нас слишком много усилий и времени», отметил декан богословского факультета ПСТГУ и привел цитату из брошюры «Исповедь» митрополита Антония: «Почитай книгу Деяний. Разве проповедники обращения к Богу добивались того, чтобы непременно все жители посещаемого ими града уверовали во Христа? Нет, они останавливали свое внимание и свое чувство на немногих уверовавших и потом преподавали им слово Божие и свои души (1 Сол. 2:8) ... Но хотел бы я тебя убедить в том, что, если ты хоть некоторых, хоть немногих смиренных грешников отечески воспримешь в свою душу и голосом участия и любви от имени Божия будешь увещевать их и учить духовной борьбе, то и это будет большим подвигом в очах Божиих и Церкви, чем все прочее, чем ты послужишь Ему и ей. Если ты деятельный секретарь епархиального собрания, председатель свечного завода, член семинарского правления или консистории, то все эти почтенные труды ничего не стоят сравнительно с тем, чтобы хотя одну душу возвратить с пути погибельного на стези спасения». В последней части семинара участники разобрали вопросы от священников, поступившие из зала и заранее присланные через сайт «Пастырь». В завершение встречи все присутствовавшие вознесли молитвы о упокоении погибших и о здравии пострадавших в результате теракта в метро Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/4851294.ht...

В мае 1919 г. на Юго-Восточном Рус. Церковном Соборе в Ставрополе, в к-ром принимали участие архиереи, священнослужители и миряне епархий Юга России - епархий, отрезанных от высшего руководства Церкви фронтами гражданской войны и по преимуществу находившихся под контролем Белых Армий, было принято решение о необходимости выделения Кубанского вик-ства из Ставропольской епархии. 18 июня того же года сформированное Собором ВВЦУ ЮВР издало указ о преобразовании Кубанского и Екатеринодарского вик-ства Ставропольской епархии в самостоятельную епархию. Решение Собора было обусловлено прежде всего тем, что викарный Кубанский епископ в соответствии с решением Синода с 1916 г. управлял подведомственным ему вик-ством почти самостоятельно (являлся викарным епископом с особыми полномочиями). На время образования Кубанской епархии в ней действовало 500 храмов, включая домовые церкви. Первым самостоятельным Кубанским и Екатеринодарским епископом стал Иоанн (Левицкий) , бывш. Кубанский викарий. В кон. 1919 - нач. 1920 г. решением ВВЦУ ЮВР еп. Иоанн был удален на покой в связи с допущенными церковно-правовыми нарушениями, временное управление епархией было возложено на председателя ВВЦУ ЮВР митр. Антония (Храповицкого) . В нач. 1920 г. Красная Армия предприняла на Кубани широкомасштабное наступление, 17 марта части Белой Армии оставили Екатеринодар, к нач. мая советская власть была установлена на всей территории края. К сент. 1921 г. во главе Кубанской епархии вновь стоял еп. Иоанн (Левицкий). Об этом известно из письма секретаря канцелярии Свящ. Синода Н. В. Нумерова митр. Антонию (Храповицкому): «Е[пископом] Кубанским и Краснодарским восстановлен е[пископ] Иоанн, удаленный с этой кафедры Вр[еменным] в[ысшим] церк[овным] правлением. За него шла большая агитация на Кубани, было несколько депутаций к П[атриар]ху. Последний сначала упирался, но вынужден был уступить. Теперь бомбардируют просьбами о возведении его в сан архиепископа» (История иерархии РПЦ. 2006. С. 875). В кон. 1921 - нач. 1922 г. Иоанн (Левицкий) был возведен в сан архиепископа. В письме Нумерова сообщается о наличии 2 вик-ств Кубанской епархии - Ейского (вакантного) и Армавирского, состоявшего под упр. миссионера и духовного писателя прот. Симеона Никольского.

http://pravenc.ru/text/189631.html

В феврале 1911 г. Н.Ч. Заиончковский направляет в Синод бумаги, где просит разрешить издать подготовленный им большой толковый молитвослов. Аргументируя необходимость такого издания, Н.Ч. Заиончковский говорит о непонятности церковнославянского текста не только для мирян, но и для священников. Имеющиеся переводы, по его мнению, являются неудовлетворительными, поскольку сами переводчики не всегда правильно понимали греческий текст. «И вот, протекло со дня крещения Руси 923 года, а русский православный народ вместе со своим духовенством до сих пор не понимают, что собственно они произносят в молитвах и поют в храме Божием. А между тем в этом понимании настоит великая и все возрастающая потребность (...). Теперь народ, прошедши школу, хотя бы начальную, привыкает относиться ко всему сознательно, желает и молиться, по наставлению Апостола, не только сердцем, но и умом. Это его законное право, и, не имея возможности реализовать его в Церкви Православной, он уходит к еретикам, которые научают его петь гимны, ему понятные, и таким образом сознательно вступать в общение с Господом Богом. Пора положить этому конец». 184 Синод передал составленный Н.Ч. Заиончковским Молитвослов на рассмотрение архиеп. Антонию (Храповицкому) и проф. А.А. Дмитриевскому . Архиеп. Антоний отозвался об этой работе положительно, полагая, что эта книга будет очень полезна образованным мирянам. А.А. Дмитриевский , поддержав саму идею такого издания, отнесся к переводам Н.Ч. Заиончковского прохладно. По его мнению, этот труд «в своем настоящем виде далек от желательного совершенства и не чужд таких промахов, авторизовать которые именем Св. Синода я полагал бы едва ли удобно». 185 Долгое время обсуждается название подготовленной Н.Ч. Заиончковским книги. Сам автор хотел назвать ее Толковым молитвословом, однако определение Синода от 31 мая-11 июня 1912 г. 4914) в качестве условия публикации требует дать книге «более соответствующее название» – «Собрание домашних и церковных молитв и песнопений, с переводом на русский язык и примечаниями». 186 Предложенный Синодом вариант заглавия категорически не устраивает Н.Ч. Заиончковского. После долгих споров книга выходит под заголовком: «Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян), с переводом, пояснениями и примечаниями Николая Нахимова» (Нахимов 1912).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

- В февральском номере " Журнала Московской патриархии " вышла статья, посвященная 125-летию Флоренского и подписанная Святейшим Патриархом Алексием II. Вот вам оценка официальной церкви. Хотя в Московской духовной академии есть целое направление, которое " покусывает " Флоренского. Критиков раздражает многое. Например, его работа после 1918 года на государственной службе. При этом умалчивают, что он был сам вынужден уйти из Московской духовной академии, чтобы " не быть изгнанным своими товариществующими со - товарищами " - так писал он одному из претендентов на патриарший престол архиепископу Антонию Храповицкому о сильно " покрасневших " своих коллегах по академии. А почему не работать: это его государство, его Родина. Можно быть с государством и нести тяжесть грехов его тоже. А можно конфронтировать с безбожной властью. Что правильнее - сложный вопрос. " Это возмутительно, священник занимается электрификацией! " . А что ж, священнику при лучине сидеть? Раздражает то, что он был ученым. В конце концов, то, что Флоренский трудился, боролся, и сейчас его признают, говорит о том, что он тоже был прав. Поставлен вопрос о канонизации Флоренского. Дело в том, что канонизация происходит на небесах, а мы только констатируем ее. Павла Александровича, конечно же, канонизировали большевики. Они-то в этом деле разбирались! В своей резолюции - " священник, не снявший с себя сана " - они однозначно решили этот вопрос. Так звучит обвинение, по которому его и расстреляли, что зафиксировано в приговоре. А это самое большое мученичество - за веру и за Бога, мученичество священника. Другое дело, что комиссия по канонизации смотрит, как держал себя во время следствия страдалец. Дело в том, что наша комиссия по канонизации подражает подобной комиссии католиков. Там канонизация происходит по модели суда - со следователями, защитниками и даже прокурором. Легче всего канонизировать тех, кого сразу расстреляли без разговоров. И они, действительно, мученики за веру. Монаху было легче сопротивляться, чем священнику с семьей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Ведь духовная школа в руках Церкви есть именно та мрежа, которую Христос заповедал нам закидывать в мир даже во время совершенного неулова. Ведь она и может, помощью Божией да своею ревностью, преобразовать всю жизнь, внося в нее свет Христов. Из нее выходят потом и епископы, и начальники духовных школ, и законоучителя светских школ, и пастыри народа, и другие учителя народа: это ли не есть помощью Божией? Брат этой обители-школы потом будет ли руководителем православных или проповедником среди инославных и неверных язычников, он везде вложит то Слово Христово, которым жила его обитель, как живая представительница Церкви Вселенской. Вот поэтому-то я с большим удовольствием прочитал о Вашем «Храме». Вам Бог помог в Московской академии, а еще кажется, больше в Казанской, академию обратить в монастырь. Весь этот церковный характер жизни, это бодрое и участливое отношение к разным церковным вопросам и событиям, как и подобает церковным деятелям, эта кипучая проповедническая и учительская деятельность доброй половины всей академической семьи и прочее подобное — всё это ясное свидетельство, что в академии церковная жизнь бьет ключом, что в ней люди действительно проходят церковное послушание, что все они на церковное и, в частности, на академическое послушание смотрят как на общее всех их дело, в котором всяк должен делать известный урок, кто к чему приставлен. Люди мира сего жалуются на отсутствие идеалов у молодого поколения; да где же им и быть, когда они не верят ни во что идеальное и никаких идеалов вечных им никто не предложил? А у Вас нет недостатка в этих идеалах, Ваша семья свято содержит и являет эти вечные идеалы, открытые нам Богом. Помоги Вам Господь. А мы здесь тоже помаленьку прирастаем к доброму древу Вселенской Церкви, преобразуясь, хоть и не быстро, из дикой маслины. После Петрова дня целые три дня был общий сбор священников, диаконов, катехизаторов и представителей от церквей нашей Японской Церкви. Обыкновенно в один год собираются только священники, а в другой год все служащие Церкви и представители. Теперь мы видели почти всех служащих Церкви, за исключением не приехавших за дальностью. Есть очень замечательные батюшки. Например, отец Петр Сасагава, один из самых первых христиан; он, когда услышал, что Савабе Павла (теперь священник в Тоокео, о нем Вы знаете от отца архимандрита Сергия) и других потащили в тюрьму за христианство, то сам пошел и объявил себя тоже христианином. Продержали его там и выпустили. А другого (теперь священник) Матфей Кагета после тюрьмы отправили на место первоначального жительства (а в тюрьму-то он пришел в другой области); для отца Матфея это оказалось, конечно, самым лучшим: он там занялся проповедью и многих обратил, начиная с своих родных. Христиане его весьма уважают, и действительно очень почтенный симпу (батюшка); у него в приходе весьма много случаев, когда крещение или причащение сопровождается таким или иным знамением.

http://pravoslavie.ru/2904.html

Во-вторых, это была эпоха bceмiphoro экономического кризиса и начавшегося крушения «версальской» раскладки сил в Европе. Неспособные справиться с этим кризисом демократические правительства одно за другим уступали место авторитарным режимам фашистского типа. Образцом для них был итальянский фашизм, установивший новый строй – корпоративизм, бросивший вызов масонско-еврейскому засилью. Фашистские партии множились по всей Европе, и «мipobaя закулиса» понимала, что справиться с этой опаснейшей для нее национальной альтернативой можно только путем новой всеевропейской войны. (Для этого еврейские банки Уолл-стрита и стали вскармливать Гитлера как агрессивного «полезного идиота» для развязывания войны и устранения всего европейского фашизма славянской кровью.) Все это побуждало и русскую эмиграцию к сплочению и к избавлению от собственного масонского засилья (см. «Миссию русской эмиграции», гл. 10). Русская Зарубежная Церковь, чувствуя свою ответственность, с 1932-1933 годов начала предпринимать ряд важных организационно-политических шагов. В их числе отметим знаменитое Окружное послание против масонства (15/28.8.1932), подготовку церковного объединения всей православной эмиграции (оно состоялось в 1935 г.) и проведения II Всезарубежного церковного Собора (1938). В ряду этих усилий Церковь стала добиваться и перенятия мощей Царственных мучеников в свое ведение для их отпевания и достойного упокоения в одном из храмов. В частности, известный историк русской армии А. Керсновский писал об этом (21.12.1932/3.1.1933) из Парижа первоиерарху Зарубежной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому): «Психологически момент выбран нами удачно – как раз по опубликовании Окружного Послания [против масонства. – М.Н.]. Затрещит Треугольник! В дальнейшем, если это святое дело удастся, надо будет повести кампанию по освобождению РОВСа от масонов и по приведении его в законопослушность, – а во всяком случае к открытому исповедыванию «За Веру, Царя и Отечество»... Все это можно будет осуществить еще в наступающем 1933 году (обещающем политически быть особенно важным). Однако главное и предварительное условие – это первая победа над масонами в деле спасения Царского праха. Она создаст необходимую, единственно возможную обстановку для дальнейшей работы...».

http://pravoslavie.ru/105137.html

Выходками учеников не смущайтесь, но главное — и не ожесточайтесь на них, а смотрите как на царапинки, наносимые котятами, которые чрез 5 минут сами же будут к Вам ластиться, увидев, что Вы им добра желаете и их не боитесь. У меня опять масса гостей: два черноризца и 8 мирян из доцентов и кандидатов Московской академии, съехавшихся из разных городов. Мой привет всей во Христе братии монастырской и семинарской. Любящий архимандрит Антоний, просящий молитв Ваших. 17 ноября 1896 год ? 4 Достолюбезный и дорогой отец архимандрит Арсений! Наконец получил я карточки и спешу исполнить обещание. В писании краток; ибо глубокая ночь, а завтра служение. И всякий день так — я даже похудел от утомления. Вот что, отче святый, передайте Вашим студентам, что у нас все дыры заняты, благодаря тому, что Святейший Синод всех [больных?] и всех уволенных направляет в нашу академию и теперь мы никого принимать в сем учебном году не будем. Архиепископа ожидают к 10 ноября; нить такая: Архиепископ Агафангел [Преображенский], Антоний [Каржавин] Великоустюжский, Гавриил [Голосов] Старицкий; другая v Евсевий [Никольский] епископ, Никанор [Надеждин] архимандрит, Григорий [Полетаев] в Томск из Иркутска. Третья нить: в Холм Тихона [Белавина], а на его место отец Евлогий [Георгиевский]. От Ваших мест идет весть об архиерействе отца Лаврентия [Некрасова] и Вашем ректорстве. Дай Бог! Полюбите отца Фаддея [Успенского] — это святой человек. Отца Никона [Бессонова] определили начальником Бийского миссионерского училища, а отца Амвросия [Гудко] начальником Корейской миссии и архимандритом. Академической жизни своей теперь почти не ведаю, да и служить то в Академии почти не приходится. Прошу Ваших молитв. Сердечно преданный епископ Антоний. 14 октября 1897 год Письмо отца Арсения (Стадницкого) от 3 августа 1897 года отцу Антонию (Храповицкому). Глубокоуважаемый отец Антоний! Приветствую Вас с днем Ангела. Дай Бог, чтобы Вы при крепости душевных и телесных сил, с присущею Вам ревностию многая, многая лета трудились во славу Святой Церкви и во спасение своей души.

http://pravoslavie.ru/5540.html

Едва родившись, новоиспеченная церковь расплевалась с теми, кто остался в России, и активно полезла в политику. Отмежевывались от Русской церкви либо потому, что она воспринималась как " ненастоящая церковь в ненастоящей стране " , либо потому, что без нее было легче жить, не расхлебывая беды советского режима. После гражданской войны за границей оказались приблизительно пять миллионов русских эмигрантов. Измученные люди, страдая на чужбине, могут ожесточиться. Даже если на груди у них наперсные кресты, а на головах митры и камилавки. Но как бы там ни было, те, кто за каждой литургией призывали помнить, что " блаженны миротворцы " , продолжили гражданскую войну со своих беженских церковных кафедр и амвонов. Батюшки-зарубежники не стеснялись публично и смачно оскорблять иерархов американской митрополии, спекулировать в церковных оградах " антибольшевизмом " и строить из себя бескровных мучеников. Но рыба подгнивала и с головы. Первое поколение русской эмиграции помнило историю распри " партии великого князя Николая Николаевича " с " партией императора Кирилла I " . Русский Архиерейский синод в Стремских Карловцах решил вдруг признать российским императором великого князя Кирилла, а митрополиту Антонию (Храповицкому), долгие годы стоявшему у руля РПЦЗ, дать титул " его блаженства " . Впрочем, в православном мире это было воспринято как неумная шутка. Даже самые лихие радикалы вроде архиепископа Анастасия (Грибановского) не признали самозваного " императора " . Митрополит Антоний (Храповицкий), старейший по сану, возрасту и кафедре за границей, был избран главой РПЦЗ на Карловацком соборе. Там же была изготовлена одна из самых гнусных по своим последствиям прокламаций в истории взаимоотношения двух церквей. Группа особо активных товарищей составила патриотическое обращение к русскому зарубежному воинству и тогдашней Лиге наций со скромной просьбой о военной интервенции в Советский Союз для возвращения на престол царя из дома Романовых. Кроме того, они нижайше просили державы, собирающиеся на Генуэзскую конференцию, где должна была состояться первая встреча большевиков с иностранцами, не пускать в свою среду представителей правительства СССР, то есть отрезать Советскую Россию от всего мира. Митрополит Антоний не поленился разослать всем правительствам и просьбу помочь противобольшевистским силам.

http://religare.ru/2_42270.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010