X. Диссертация и вообще монографии по предметам, входящим в объём нравственного богословия Особенно много содействовали росту рассматриваемой нами науки у нас – в России ученые диссертации, время от времени появлявшиеся и посвященные специальному выяснению тех или иных нравственных вопросов или близко с ними соприкосновенных. Эти произведения важны потому, что их авторы, большею частью знакомые всесторонне не только с русскою, но и с иностранною литературами по исследуемым ими вопросам, обыкновенно сообщают в своих трудах, так сказать, последнее слово науки... Отсюда добытые ими результаты большею частью могут быть смело положены в основу выяснения тех отделов данной науки, каких они касаются. Об исключениях в настоящем месте не говорим, хотя они и есть. К некоторой, хотя бы и краткой, характеристике таких диссертаций рассматриваемого нами периода времени и перейдем. Располагаемые в хронологическом порядке диссертации принадлежат: А. Ф. Гусеву , Ф. Ф. Гусеву, А. П. Мальцеву, В. С. Соловьеву , А. А. Бронзову , Н. Г. Дебольскому , Д. И. Тихомирову , о. Антонию (Храповицкому) , г. Н. Ланге, С. П. Никитскому, г. И. Невзорову, А. Ф. Гусеву , Я. С. Элпидинскому, г. Н. Страхову, Н. П. Архангельскому, г. М. Селезневу, о. Сергию (Старогородскому), И. В. Попову , о. И. К. Лабутину, П. П. Пономареву, г. Ф. Зелепугину, Д. П. Миртову и г. Н. Егорову, с одной стороны (I), и – А. Н. Надеждину, о. П. Д. Городцову, о. Г. П. Вышеславцеву, Л. И. Писареву , о. Т. И. Буткевичу , г. А. Кремлевскому , о. Палладию, о. Иннокентию, А. А. Бронзову , г. А. Соколову и иным, с другой (II). I. a) Проф. А. Ф. Гусеву принадлежит магистерская диссертация: «Нравственный идеал буддизма в его отношение к христианству» (Спб. 1874 г.). Кроме «предисловия», в книге пять глав: религиозно-нравственные воззрения индийцев, предшествующая буддизму (1); личность основателя буддизма и его биография (2); религиозно-теоретическое учение буддизма (3); религиозно-нравственное учение буддизма (4); сопоставление буддийского нравоучения с христианским (5)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

История одного расстриги: иеромонах Илиодор (Труфанов) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 5 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 Праворадикальное движение в России организационно оформилось во время революционных событий 1905 года. Определенную роль в формировании крайне правого политического крыла сыграли массовые беспорядки и погромы, прокатившиеся по стране после провозглашения Манифеста 17 октября, даровавшего гражданские свободы населению. Наиболее влиятельной, мощной силой правых был образованный в Санкт-Петер­бурге в октябре 1905 Союз русского народа. Невозможно понять характер черносотенного движения, оценивая его исключительно через призму политических программ. Огромное значение в праворадикальном крыле играли духовные вожди. Политические руководители черной сотни стремились не только к соблюдению формальной религиозной обрядности — освящению стягов СРН, штаб-квартир и т. д., но и старались обеспечить духовную опеку правых организаций со стороны харизматических личностей. Как правило, это были представители священства или монашества. Они были эталоном поведения, веры, им подражали. Духовные заблуждения черносотенных пастырей становились “бо­лезнью” всей паствы. Исследование модели поведения, религиозных взглядов вождей позволяет увидеть “культуру безмолвствующего большинства” — рядовых союзников. Одним из наиболее значительных лидеров правых радикалов был иеромонах Илиодор (Труфанов). Воспитанник Санкт-Пе­тер­бургской Духовной академии получил хорошее образование. Монашеский постриг над ним совершил ректор, архиепископ Сергий (Страгородский). Вряд ли стоит считать Илиодора “не­ве­жественным иеромонахом” 1 . По меркам той эпохи он получил превосходное образование. Свое священническое служение начал в Ярославской епархии преподавателем семинарии. В эти годы у него сложились хорошие отношения с губернатором А. П. Роговичем, известным своими правыми убеждениями. Увлечение Илиодора черносотенными идеями привело к конфликту с учащимися и закончилось шумным изгнанием с преподавательской должности. Первоначально иеромонаха приютил у себя на Волыни архиепископ Антоний (Храповицкий). Редакторская деятельность Илиодора в “Почаевских листках” привела его к конфликту с синодальными властями. Так, самый крупный Почаевский отдел СРН опирался на поддержку церковного издательства, принадлежавшего Успенской Лавре. У “Почаевских известий”, формально принадлежавших СРН, “Почаевского листка” и “Почаевских епархиальных ведомостей” был один редактор, архимандрит Виталий (Максименко) 2 . Радикализм “По­ча­ев­ских известий” достигал пика, когда редакторские функции исполнял иеромонах Илиодор. Один из номеров газеты вызвал серьезные нарекания со стороны обер-прокурора Синода. П. П. Из­вольский переслал 17 “Почаевских известий” за 1907 год архиепископу Антонию (Храповицкому) со словами: “Верю, что осудите слова и выражения, каким не место в этом издании” 3 .

http://pravmir.ru/istoriya-odnogo-rasstr...

Скачать epub pdf VIII. Христолюбивое русское воинство С глубоким сочувствием и любовию владыка Антоний относился к русскому воинству. Хотя он по своему воспитанию и по своей жизни был совершенно далек от военной среды, но он почитал русское воинство, как лучшую часть Святой Руси, заботился о воспитании русскаго воинства, ценил его храбрость и самоотвержение и давал весьма ценныя указания, как необходимо в религиозно-нравственном и воспитательном отношении устроить жизнь русскаго воинства для того, чтобы оно было на высоте своего призвания. Еще в годы первой революции, после Японской войны, владыкой Антонием были составлены два доклада: «О религиозно-патриотическом воспитании военнаго юношества» и «О более близком отношении к армии пастырей и архипастырей Церкви», в которых были предложены основныя идеи тех реформ, которыя необходимо было осуществить в России для того, чтобы навсегда победить революцию. Оба эти доклада напечатаны в III-м томе Полнаго Собрания Сочинений владыки Антония (стр. 447–454) и содержание их нами приведено во 2-м томе «Жизнеописания» 61 . В годы гражданской войны и заграницей владыка Антоний вдохновлял Белую Армию на борьбу с большевиками, всегда указывал на то, что с большевиками нужно бороться силою оружия и неоднократно высказывал свое сочувствие и любовь русским белым воинам. С генералами Алексеевым и Корниловым владыке Антонию не пришлось иметь личнаго соприкосновения. С генералом Деникиным владыка Антоний был хорошо знаком еще по г. Житомиру, где в бытность владыки Антония Волынским Архиепископом, генерал Деникин был командиром полка, в 1919 году владыка Антоний посетил генерала Деникина в Таганроге. В сентябре месяце 1920 года, по телеграфному приглашению ген. Врангеля, владыка Антоний из Афона возвратился в Крым для того, чтобы оказать ген. Врангелю духовную поддержку в его попытке организовать борьбу с большевиками из Крыма. После эвакуации из Крыма заграницу владыка Антоний в годы своей жизни в Югославии неоднократно обращался к русским воинам, разселившимся по всему миру, со словами утешения и ободрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

В Сербии откроют памятную доску первому главе Русской Зарубежной Церкви 13 ноября, 2014. Новостная служба Памятная доска будет установлена при поддержке Фонда Андрея Первозванного. 13 ноября. ПРАВМИР. В субботу 15 ноября состоится освящение памятной доски митрополиту Антонию (Храповицкому), установленной на здании Патриаршего дворца в Сремских Карловцах (Сербия). В церемонии, которую проведут иерархи Русской и Сербской православных церквей, примут участие сербские и российские общественные, государственные, религиозные деятели, — сообщает Интерфакс-Религия Памятная доска будет установлена при поддержке Фонда Андрея Первозванного. Доска изготовлена из бронзы и представляет собой прямоугольник, в верхней части которого находится портретный барельеф митрополита Антония, а в нижней — надпись на русском и сербском языках: «Первоиерарху Русской православной церкви за границей митрополиту Антонию (Храповицкому). 17 (29) марта 1863 — 28 июня (10 августа) 1936». «О митрополите Антонии (Храповицком) в России, кроме узкого круга специалистов, знают очень немногие. Установка памятной доски может стать поводом для привлечения общественного внимания как в России, так и в Сербии к его личности», — заявили в пресс-службе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 сентября, 2022 18 мая, 2022 17 октября, 2020 14 мая, 2020 25 декабря, 2019 2 июля, 2019 29 апреля, 2019 19 октября, 2018 16 октября, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-serbii-otkroyut-pamy...

А.А. Горбачев Единство Церкви и Всемирная конференция христианства Предреволюционные годы были временем не только войны, но и оживленных контактов и дискуссий Русской Православной Церкви с инославными конфессиями. С 1913 года в Нью-Йорке начинаются заседания комиссии по подготовке Всемирной конференции «Вера и церковное устройство». В 1914–1918 годах ведется активная переписка членов комиссии с иерархами и учеными богословами-мирянами РПЦ. Мнения в отношении возможности соединения с инославными разделились. Наиболее строгую позицию в этом вопросе заняли архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) и архимандрит Иларион (Троицкий) . «Приглашенный на экуменическую конференцию архиепископ Антоний заявил, что вне Православной Церкви нет благодати, что даже правильная вера (даже если она будет вполне православной) не спасает. Спасает только пребывание в Церкви. Однако он выразил искреннее желание принять участие в конференции и считал, что православная делегация должна начать богословский диалог с конференцией... Позицию архиепископа Антония поддержал архимандрит Иларион Троицкий » 250 . 18 января (старый стиль) 1917 года, в день памяти ревностных борцов за Церковь Христову святителей Афанасия и Кирилла Александрийских , архимандрит Иларион заканчивает «письмо г. Роберту Гардинеру, секретарю комиссии для устройства мировой конференции христианства» 251 . Это ответ на письма Роберта Гардинера 1916 года с разбором его высказываний из писем, адресованных архиепископу Антонию (Храповицкому) . Несмотря на сравнительно небольшой объем работы, в ней наиболее ярко выразился глубокий и ясный ум нашего богослова, сумевшего в сжатой форме, многопланово, четко и убедительно обосновать свою точку зрения на вопрос объединения христиан. Автор вовсе не противник «идеи всемирной конференции христианства». Он заявляет «о своем полном сочувствии и своем молитвенном благожелании проектируемой конференции» 252 . Но главные цели этой конференции он видит не в достижении иллюзии несуществующего единства, а, прежде всего, в достижении понимания, что «Христианская Церковь не есть философская или богословская школа», но «новое человечество, новый благодатный организм любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Арсений (Смоленец), архп. Семипалатинский Родился в 1873 году. Из польской интеллигентной семьи. В молодые годы перешел в православие. В 1896 окончил юридический факультет Варшавского университета со степенью кандидата прав, и назначен младшим кандидатом на служебные должности при Тверском Окружном суде. 1897 – контролер Варшавского акцизного округа. В 1898 поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1902 г. со степенью кандидата богословия. В этом же году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Казанской духовной семинарии, а затем переведен на должность помощника смотрителя Клеванского духовного училища. В 1903 – инспектор Киевской духовной семинарии. С 1904 – ректор Александровской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1907 – настоятель Белыничского Богородицкого монастыря Могилевской епархии. 22 окт. 1910 г. хиротонисан во епископа Пятигорского, вик. Владикавказской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, при участии митрополита Киевского Флавиана, архп.Ярославекого Тихона, архп.Ставропольского Агафодора и архп. Варшавского Николая и других святителей. Одновременно с назначением на Пятигорскую епархию был назначен и настоятелем Второ-Афонского монастыря. С 17 апр.1912 года – епископ Отарицкий Тверской епархии. В 1914 временно управлял Тверской епархией. 7 сентября 1917 года – епископ Приазовский и Таганрогский, вик.Екатеринославской епархии. 1918–1919 гг. примыкал к эмигрантским кругам и был близок митрополиту Антонию (Храповицкому) . Был членом Синода и Собора Южной Деникинской ориентации. С 1918 управлял Ростовской епархией· В 1919 именовался еще епископом Приазовским и Таганрогским. С 1920 по 1922 г. был епископом Ростовской на Дону епархии (правящим). С 6 июня 1925 года управлял Минской епархией. 30 авг.1927 года уволен на покой по прошению. I ноября 1927 года возведен в сан архиепископа с назначением на Ставропольскую епархию. С 25 ноября 1927 года – архиепископ Сталинградский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанн (Максимович) Иоанн (Максимович) , еп. Шанхайский. Родился в 1897 году в Одессе. Сын Одесского градоначальника генерал-лейтенанта Максимовича. Родственник св. Иоанна, митр. Тобольского. Окончил Одесский кадетский корпус. Был участником гражданской войны в звании офицера. По окончании войны оказался на улице гор. Константинополя. Просил милостыню. В своём безвыходном положении он обратился к архп. Анастасию (Грибановскому) за помощью, который отправил его к митр. Антонию (Храповицкому) . Последний определил обездоленного в монастырь Роковицы (Югославия), где и был он пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. В 1936 или 1937 г. хиротонисан митрополитом Антонием во епископа Шанхайского. В 1946 году выступил во главе церковной оппозиции против Патриарха и своего правящего архиепископа Пекинского Виктора. В 1949 году выбыл в Америку, где возведён в сан архиепископа. Скончался в Китае. В жизни своей был великий аскет, молитвенник. Верующие считали его праведником и прозорливым. Благотворитель. Литература «ЖМП» 1950, 10, стр. 29 Еп. Сергий. «Православие и гитлеризм». (Машинопись) Одесса, 1946–1947 гг., стр. 150 EB Ioann (Michajl) wurde 1896 in Adamovka, Gouv. Char’kov in einer adeligen Familie geboren. Einer seiner Vorfahren war der M Ioann von Tobolsk und Sibirien (gest. 1715). 1907–1914 studierte er an der Kadettenanstalt in Poltava, dann bis 1918 Jurastudium an der Universität Char’kov. Er floh nach Jugoslawien und studierte in Beograd Theologie, von M Antonij ( Chrapovickij) 1914 für den geistlichen Stand gewonnen. 1924 wurde er psalomšik, 1926 empfing er die Mönchsweihe, 1929 die Priesterweihe; bis 1934 war er Religionslehrer an verschiedenen Schulen, zuletzt am GS in Bitol’. Am 03.06.1934 wurde er zum В von Shanghai geweiht, wo er bis 1949 blieb. Er weigerte sich, die Jurisdiktion des Moskauer Patriarchen in China 1945 anzuerkennen und verließ mit den letzten Flüchtlingen China. Über die Philippinen kam er in die USA und wurde zum Leiter der Westeuropäischen Eparchie der Auslandskirche als EB von Brüssel und Westeuropa bestellt. Er war sehr um die Mission bemüht und gründete holländische und französische orthodoxe Gemeinden. Zugleich war er für die Flüchtlinge aus China zuständig. Ab 1956 war er Ständiges Mitglied des Hl. Synod.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн В Сремских Карловцах состоялись торжества по случаю 160-летия со дня рождения митрополита Антония (Храповицкого) 17 октября 2023 г. 14:43 15-16 октября 2023 года в Сремских Карловцах (Сербия) прошли торжества по случаю 160-летия со дня рождения митрополита Антония (Храповицкого). По приглашению иерарха Сербской Православной Церкви  епископа Сремского Василия в торжествах принял участие митрополит Будапештский и Венгерский Иларион . 15 октября в соборном храме святителя Николая Мирликийского в Сремских Карловцах митрополит Иларион совершил Божественную литургию в сослужении епископа Сремского Василия. По окончании богослужения епископ Василий приветствовал гостя из Русской Православной Церкви и выразил радость по поводу его пребывания в Карловцах, вручив памятный подарок. Со своей стороны митрополит Иларион поблагодарил правящего архиерея Сремской епархии за гостеприимство и напомнил о том, как в трудные послереволюционные годы группа русских иерархов, клириков и мирян во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) нашла приют в Сремских Карловцах. Вечером того же дня владыка Иларион посетил Карловацкую богословскую семинарию, где прочитал лекцию, посвященную вкладу митрополита Антония (Храповицкого) в развитие богословского образования в Русской Православной Церкви. На лекции присутствовали ректор семинарии протоиерей Иоанн Миланович, члены профессорско-преподавательской корпорации, студенты и приглашенные гости. 16 октября митрополит Иларион посетил монастыри, входящие в комплекс Фрушка-Гора: женские монастыри Гргетег и Язак, мужской монастырь Хопово. Вечером того же дня в Патриаршем дворце в Сремских Карловцах открылась выставка, посвященная митрополиту Антонию (Храповицкому). На церемонии открытия представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Сербском протоиерей Виталий Тарасьев огласил приветствие Предстоятеля Русской Православной Церкви участникам торжеств. В приветственно послании, в частности, говорится: «С особой благодарностью мы вспоминаем великодушное и исполненное подлинной евангельской любви отношение к ним со стороны сербского народа и братской Сербской Православной Церкви, тепло принявших тысячи изгнанников и окруживших их вниманием и заботой. Сремски Карловцы, где находится славная в веках кафедра сербских Архиепископов Карловацких, стали в то время важным центром и Русского Православия. Отрадно, что и по сей день в этом граде бережно хранится память о митрополите Антонии и прочих русских церковных деятелях, обретших здесь пристанище себе в те грозные годы».

http://patriarchia.ru/db/text/6068115.ht...

В Сербии освятили мемориальную доску митрополиту Антонию (Храповицкому) Москва, 16 ноября 2014 г. фото:http://www.spc.rs/      В рамках мирного визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сербию в субботу 15 ноября в Сремских Карловцах состоялось освящение мемориальной доски в честь митрополита Антония (Храповицкого), 150 лет со дня рождения которого исполнилось 29 марта 2013 года, сообщает Синодальный Информационный Отдел . В качестве места установки доски были выбраны врата Патриаршего дворца в Сремских Карловцах, переданного в 1921 году Сербской Православной Церковью в пользование русским архиереям и до 1946 года являвшегося резиденцией Русской Православной Церкви Заграницей. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла освящение мемориальной доски возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. В церемонии также приняли участие архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, епископы Сербской Православной Церкви Зворничко-Тузланский Хризостом и Сремский Василий, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев и секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. фото:http://www.spc.rs/      Перед началом церемонии освящения в Никольском кафедральном соборе был совершен молебен, по окончании которого митрополит Волоколамский Иларион обратился к собравшим со словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память одного из выдающихся русских иерархов ΧΧ века — митрополита Антония (Храповицкого), 150 лет со дня рождения которого исполнилось в минувшем году. Личность митрополита Антония (Храповицкого) — ревностного архипастыря, видного мыслителя, вдохновителя и наставника академического монашества — занимает особое место в истории Русской Православной Церкви. Последние 15 лет жизни митрополита Антония вплоть до его кончины в 1936 году прошли здесь, в Сремских Карловцах, куда он был в числе прочих русских архиереев-беженцев приглашен Святейшим Патриархом Сербским Димитрием. Святейший Димитрий с любовью передал им в пользование это прекрасное здание своей Первосвятительской резиденции. По этому поводу уместно вспомнить богодухновенное слово Премудрого Соломона: Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья (Прит. 17. 17).

http://pravoslavie.ru/75190.html

В Сремских Карловцах состоялось освящение мемориальной доски митрополиту Антонию (Храповицкому) 16 ноября 2014 г. 12:21 В рамках мирного визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сербию в субботу 15 ноября в Сремских Карловцах состоялось освящение мемориальной доски в честь митрополита Антония (Храповицкого), 150 лет со дня рождения которого исполнилось 29 марта 2013 года. В качестве места установки доски были выбраны врата Патриаршего дворца в Сремских Карловцах, переданного в 1921 году Сербской Православной Церковью в пользование русским архиереям и до 1946 года являвшегося резиденцией Русской Православной Церкви Заграницей . По благословению Святейшего Патриарха Кирилла освящение мемориальной доски возглавил председатель Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион . В церемонии также приняли участие архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , епископы Сербской Православной Церкви Зворничко-Тузланский Хризостом и Сремский Василий, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев и секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. Перед началом церемонии освящения в Никольском кафедральном соборе был совершен молебен, по окончании которого митрополит Волоколамский Иларион обратился к собравшим со словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память одного из выдающихся русских иерархов ΧΧ века — митрополита Антония (Храповицкого), 150 лет со дня рождения которого исполнилось в минувшем году. Личность митрополита Антония (Храповицкого) — ревностного архипастыря, видного мыслителя, вдохновителя и наставника академического монашества — занимает особое место в истории Русской Православной Церкви.  Последние 15 лет жизни митрополита Антония вплоть до его кончины в 1936 году прошли здесь, в Сремских Карловцах, куда он был в числе прочих русских архиереев-беженцев приглашен Святейшим Патриархом Сербским Димитрием. Святейший Димитрий с любовью передал им в пользование это прекрасное здание своей Первосвятительской резиденции. По этому поводу уместно вспомнить богодухновенное слово Премудрого Соломона: Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья (Притч. 17. 17).

http://patriarchia.ru/db/text/3841757.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010