Он использовал метод «позитивного богословия», то есть синтеза на основе тщательного анализа содержания Священного Писания и патристического предания в исторической перспективе. Это привело к возобновлению интереса к церковной истории, акцентированной на догматической истории. С другой стороны, отмечается постоянный интерес к философской трактовке проблемы. В русской религиозной философии 19 века существовало сильное богословское течение, часто называемое «светским богословием» (в частности, А. Хомяков, очень близкий к идеям тогдашней католической школы в Тюбингене, и В. Соловьев). В последние десятилетия 19 века возникает моральное толкование христианского учения. Это направление представлял, в частности, Антоний Храповицкий , впоследствии митрополит Киевский. Он пользовался широким влиянием, хотя написал лишь несколько программных статей. Особенно поражает измененное толкование догмата спасения с переносом центра внимания с Крестной Жертвы на смертную борьбу в Гефсиманском саду. Радикальным представителем этого течения был профессор Московской академии Михаил Михайлович Тареев , который резко отвергал все патристическое предание как скрытый и патологический «гностицизм». Можно упомянуть и своеобразное течение под названием «софиология» – порожденное философскими размышлениями Соловьева и продолженное в 20 веке П. А. Флоренским и С.Н. Булгаковым. При советской власти богословская подготовка и изучение богословия в России были прерваны. Греческое богословие шло по сходному пути. Вслед за конфессиональной полемикой (в 17 веке) наступила эпоха Просвещения. Ее типичным представителем был Евгений Болгарский, который пытался основать академию на Афоне с преподаванием философии Лейбница и Вольфа. Он также составил первый учебник богословия на греческом языке на манер тогдашней западной учености. Он встретил сопротивление, академия была разорена и закрыта. Но течение, которое он создал, продолжало существование и снова обнаруживается в освобожденной Греции. В то время – в 20-х годах 19 века – греческая Церковь была вовлечена в борьбу между сторонниками предания и либеральными западниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Последнюю группу приговоренных из 200 человек, в отношении которых постановление тройки было вынесено только 14 февраля 1938 года, расстреляли в том же феврале прямо на Соловках. Среди расстрелянных под Ленинградом 8 декабря 1937 года были представители различных национальностей и вероисповеданий. 8 декабря, в день памяти убийства 509 соловецких узников, были проведены мемориальные мероприятия, которые начались панихидой в домовом храме Покрова Пресвятой Богородицы при Школе народного Искусства императрицы Александры Феодоровны. В панихиде, которую отслужил священник домового храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы отец Антоний Кованцев и школьный хор, приняли участие ученики и преподаватели, руководство и директор школы Н.И. Пономарева, представители общественных организаций, жители города, представители Фонда «Андреевский флаг » (Москва), который выступил инициатором проведения этого дня народной памяти. В панихиде приняли участие  родственники расстрелянных соловецких узников. Среди них: внук выдающегося богослова и ученого-энциклопедиста отца Павла Флоренского – председатель рабочей группы по исследованию чудесных знамений, происходящих в Православной Церкви, профессор кафедры литологии Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина д.г-м.н. П.В. Флоренский; внук профессора Р.Н. Литвинова – сподвижника и сокамерника отца Павла Флоренского  — член Общественной палаты Российской Федерации Р.Н. Литвинов;  племянник преподавателя  и офицера К.М. Столярова — вице-президент Фонда полярных исследований, заведующего сектором Российского института культурного и природного наследия В.П. Столяров. После окончания панихиды от имени родственников погибших 70 лет назад Соловецких узников выступил профессор П.В. Флоренский, который рассказал о подвиге Соловецких узников и жизни-подвиге отца Павла Флоренского. О судьбе соратника отца Павла Флоренского профессора Р.Н. Литвинова рассказал его внук Р.Н. Литвинов. Для школьного музея были подарены книги отца Павла Флоренского и ксерокопии его отдельных писем.

http://pravoslavie.ru/25156.html

Последнюю группу приговоренных из 200 человек, в отношении которых постановление тройки было вынесено только 14 февраля 1938 года, расстреляли в том же феврале прямо на Соловках. Среди расстрелянных под Ленинградом 8 декабря 1937 года были представители различных национальностей и вероисповеданий: — русские: литераторы В. Бестужев-Рюмин, Г. Жантиев; священник Павел Флоренский; адвокат А. Бобрищев-Пушкин; писатели: Л. Грабарь-Шполянский, А. Бескина, Е. Мустангова; преподаватели, научные работники, служащие, рабочие, в том числе осужденные в Ленинграде 16 рабочих судостроительного завода им. Жданова, 9 рабочих Пролетарского паровозоремонтного завода, 13 рабочих Охтенского химкомбината и т.д. — украинцы: режиссеры А. Курбас, Д. Ровинский; литераторы Н. Кулиш, В. Пидмогильный; академик С. Рудницкий; профессора Н. Зеров, В. Пидгаецкий, П. Филиппович, Е. Черняк, В. Чеховский, М. Яворский; — немцы, среди них священники приходов Республики Немцев Поволжья; — поляки — 98 человек, в том числе 34 католических священника; — узбеки  — осужденные по делу «Милли истикляр» в Ташкенте В. Абду, И. Мулла, А. Ходжаев; — удмурты, в том числе выдающийся ученый, писатель и просветитель К.П. Чайников (псевдоним — Кузебай Герд), поэты К. Яковлев, И. Бурдюков; — цыгане, среди них выборный глава московского цыганского табора Г. Станеско и его окружение; — корейцы, в том числе один из руководителей Корейского союза в Москве Ан Тай До. 8 декабря 2007 года, в день памяти убийства 509 соловецких узников, были проведены мемориальные мероприятия, которые начались панихидой в домовом храме Покрова Пресвятой Богородицы при Школе народного Искусства императрицы Александры Феодоровны. В панихиде, которую совершил священник домового храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы отец Антоний Кованцев и школьный хор, приняли участие ученики и преподаватели, руководство и директор школы Н.И. Пономарева, представители общественных организаций, жители города, представители Фонда «Андреевский флаг» (Москва), который выступил инициатором проведения этого дня народной памяти.

http://patriarchia.ru/db/text/335922.htm...

Х., 1902. СПб., 19115; Православный противосектантский катехизис. СПб., 1903, 191415; Беседы с молоканами о водном крещении//МОб. 1904. 1. С. 101-110; Из зап. миссионера//Отдых христианина. 1904. 1. С. 39-48; Беседы со штундистами о Христовом священстве//Миссионерский сб. 1904. 1. С. 8-14; За Церковь родную и веру православную. СПб., 1905; О «вероисповедной свободе» в России//Церк. голос. 1906. 11; О двух настроениях//Там же. 1906. 26; Церковь и совр. жизнь//Там же. 1906. 36, 37; Скорбные думы о голоде//Там же. 1906. 44; Божия заповедь и человеческое лицемерие//Там же. 1906. 49; Голос жизни//Там же. 1906. 50; К пасхальной заутрени//Там же. 1906 13, 14; Совопросник Сергий: (Очерк с натуры)//Там же. 1906. 15; Об одном напрасном озлоблении в новой газете//Там же. 1906. 22; В ответ на профессорскую критику//Там же. 1906. 31; Из Нижнего Новгорода: Старообрядцы не дремлют//Там же. 1906. 35; Христианство и социал-демократия. СПб., 1907; О так называемых «иоаннитах» в рус. народе. СПб., 1909; Религиозно-общественные течения в современной рус. жизни и наша православно-христианская миссия. СПб., 1909; Кто это пашковцы, баптисты и адвентисты? СПб., 1912; Противосектантские уроки ревнителям православной веры. СПб., 1913; О вожделенном церковном мире: (Братское обращение к старообрядцам, приемлющим священство)//ЖМП. 1946. 3. С. 22-25; Братский ответ старообрядцам, вопрошающим о Белокриницкой иерархии//Там же. 1946. 7. С. 31-34; Крещение Господне//Там же. 1953. 1. С. 39-40; Сретение Богомладенца Христа старцем Симеоном//Там же. 2. С. 35-36. Лит.: Православное противосектантское руководство: По соч. Д. И. Боголюбова/Под ред. архиеп. Виталия (Устинова). Джорданвилл, 1936; Д. И. Боголюбов [Некролог]//ЖМП. 1953. 7. С. 6; Федорович Я. Анализ противосектантских трудов И. Г. Айвазова, прот. Д. Боголюбова и И. К. Перетрухина: Курс. соч./МДА. Загорск, 1980. Ркп.; Андроник (Трубачёв), иеродиак. Епископ Антоний (Флоренсов) - духовник священника Павла Флоренского//ЖМП. 1981. 9. С. 72, 76. Диак. Сергий Матюшин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/149491.html

Тем не менее дружба и взаимоуважение обоих иерархов вполне уживались в них с самостоятельностью богословской мысли. Что касается научной ценности богословских рассуждений митрополита Антония, то архиепископ Иларион высказывался о ней критически. По воспоминаниям С. Волкова, «знаменитый в те годы ученый архиепископ Антоний (Храповицкий) отозвался о работе Флоренского достаточно резко, сказав: „Или я уже ничего больше не смыслю в философии, или это просто хлыстовский бред!» На это инспектор МДА заметил, что он „готов согласиться только с первой половиной его суждения, поскольку, занятый делами церковного управления и общественности, Антоний порядком поотстал от философии и недооценивает ее новейших направлений " » 206 . Не менее добрые отношения сложились у инспектора академии с ректором МДА епископом Феодором (Поздеевским) : «Рад я чрезвычайно, – писал он в первые месяцы своего инспекторства, – и радости не скрываю своей – тому, что преосвященный Феодор относится ко мне очень хорошо. Не ругает, даже когда следует. Отношения наши чрезвычайно просты: таких отношений между ректором и инспектором в Моск. академии давно не было, я не помню» 207 . В 1915 году архимандрит Иларион встает на защиту ученого монашества в ответ на появление «Записки думского духовенства», о чем будет подробней сказано ниже. Без сомнения, такого рода действия инспектора МДА приветствовались ректором академии епископом Феодором, известным апологетом монашества. Тем не менее в защите монашества архимандрит Иларион сохраняет умеренную позицию, и когда на Всероссийском съезде ученого монашества, проходившем под фактическим председательством епископа Феодора, был поднят вопрос о создании «монашеской» академии, архимандрит Иларион вместе с иеромонахом Варфоломеем (Ремовым) воспротивился этой идее, объясняя свою позицию тем, что «ученое монашество в настоящее время, в общем, не близко к богословской науке, а часто, к сожалению, относится к ней без должного уважения» 208 . Также дружен был архимандрит Иларион и с епископом Евдокимом (Мещерским), ректором МДА в годы студенчества в ней Владимира Троицкого. Поддерживал он эти отношения и позже. Например, в июне 1912 года, проведя в Туле два с половиной дня, Владимир Алексеевич «мало кого видел, так как сидел почти все время» у преосвященного Евдокима, в те годы – епископа Каширского, викария Тульского архиерея 209 . Но это не помешало архиепископу Илариону (Троицкому) в 1923 году вести борьбу с обновленческим расколом, активным деятелем которого в то время стал архиепископ Евдоким (Мещерский).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

2355. Флоренский П. А., свящ. Проповеди: Начальник жизни; Радость на века//БТ. 1982. Сб. 23. С. 310–320. Воздвижение Креста Господня 2358. Василий (Осборн), еп. Сергиевский. Проповедь в Неделю после Крестовоздвижения/Пер. с англ.: И. Ю. Смирнова//АиО. 2000. 1(23). С. 5–7. 2359. Рафаил (Карелин) , архим. Воздвижение Креста//ППр. 1995. 4. С. 5–12. Крест Господень – в истории и современности. 2360. Сорокин И., прот. Проповедь в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня//АВ. 2000. 1. С. 10–12. …на празднования святых 2361. Анатолий (Грисюк) , митр. Одесский и Херсонский, сщмч. Слово в праздник св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова к воспитанникам духовной школы/Митр. Анатолий//АВ. 2000. 1. С. 5–9. 2362. Венедикт (Кантерс), игум. Поучение в день памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова//ВестнЛДА. 1990. 3. С. 127–129. 2363. Киприан (Керн) , архим. Слово в день Всех святых, просиявших в земле Русской//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 163–165. 2364. Свенцицкий В., прот. Беседы о прп. Серафиме Саровском //ППр. 1994. 3. С. 226–250. См. также 1163, 1213, 1214, 1276. ...при наречении во епископа и возведении в сан 2365. Замен К. О служении Русской Церкви/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 182–183. О «Слове при наречении во епископа» Мефодия (Кульмана) . 2366. Николай (Еремин), митр. Корсунский. Слово при наречении/Еп. Николай//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 8–10. 2367. Николай (Еремин), митр. Корсунский. [Слово после соборного служения Литургии по случаю назначения экзархом МП в Западной Европе и возведения в сан архиепископа]/Архиеп. Николай//ВРЗЕПЭ. 1954. 20. С. 204–206. 2368. Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Слово... при вручении жезла новохиротонисанному епископу Николаю (Еремину)/Архиеп. Питирим//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 11–12. ...на погребение 2369. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Проповедь на погребение архим. Льва [Жилле]/Пер. с фр.: Ф. А. Иогансон; Ред.: Е. Л. Майданович//АиО. 1996. 1(8). С. 85–87. 2370. Николай (Еремин), митр. Корсунский. Надгробное слово... при погребении прот. Георгия Шумкина янв. 1965 г.]//ВРЗЕПЭ. 1965. 49. С. 6–7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

·        Д.Романовский (Польша). К. Раннер, (Karl Rahner). Церковь, церкви и религии 17.30-18.30 –круглый стол 1 19.00 – ужин ·        20.00 – лекция: Прот. Павел Хандзинский (ПСТГУ). Достоевский как " учитель Церкви " .   24 апреля, вторник. Модули 4 - 6. 9. 00 – завтрак. 10.00-12.00 –Первый модуль: ·        М. А. Маслин (МГУ). Русская идея в творчестве В. В. Розанова ·        А.Г.Гачева (ИМЛИ). Церковь, как область религиозной жизни, должна быть всем (антисекулярный пафос русской христианской философии) 12.00-12.15 – кофе-пауза 12.15-14.15 – Второй модуль ·        Т.А.Касаткина (ИМЛИ). Вселенская литургия ·        Свящ. Георгий Ореханов (ПСТГУ). Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и отрава гуманизма: новая жизнь дискуссии о «розовом христианстве» 14.15 – 15.30 – обед. 15.30-17.30 – Третий модуль ·        Н.Ю. Сухова (ПСТГУ). Духовенство и миряне в высшей духовной школе России: достижения и проблемы (XIX - начало XX в.) ·        Н.А. Ваганова (ПСТГУ). Антиклерикальная тема в русской музыке: от Мусоргского к Римскому-Корсакову   17.30-18.30 –круглый стол  2. 19.00 – ужин. 20.00 – лекция К.А.Степаняна (журнал «Знамя»). Две картины мира (вопросы секулярного сознания к Церкви и попытка ответа).   25 апреля, среда. Модули 7 - 8. 9. 00 – завтрак. 10.00-12.00 –Первый модуль ·        Ф.А. Гайда (МГУ). Церковь в представлении русских либералов в последние годы Империи (1909-1917) ·        А.В. Мошненко (МГУ). Критика Православного духовенства со стороны правых радикалов (начало ХХ в.) 12.00-12.15 – кофе-пауза 12.15-14.15 – Второй модуль ·        Г.М. Запальский (МГУ). «Исторические аргументы в идеологической борьбе: споры вокруг духовенства во время столетнего юбилея Отечественной войны 1812 г.» ·        К.Я. Паромов (ПСТГУ). « " Интеллигент-переверт " во главе " клерикальной партии " : вл. Антоний (Храповицкий) в переписке о. П.А. Флоренского и В.В. Розанова» 14.15 – 15.00 – обед. 15.00-17.00 – финальный круглый стол «Взаимоотношение Церкви и общества в современной России». Подведение итогов конференции.

http://e-vestnik.ru/db/22-25_aprelya._ko...

Указом Святейшего Синода от 22 мая 1890 г. А. был вызван в С.-Петербург для священнослужения и проповеди. 12 авг. 1890 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры А. был хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. В качестве викарного архиерея А. наблюдал за состоянием Волынской ДС в г. Кременец, управлял Дерманским жен. мон-рем , опекал Волынское епархиальное жен. уч-ще, острожские Кирилло-Мефодиевское братство, жен. уч-ще и прогимназию. 15 мая 1892 г. награжден орденом св. кн. Владимира 3-й степени. 30 апр. 1894 г. назначен на Вологодскую и Тотемскую кафедру, 12 июля 1895 г. уволен на покой с одновременным назначением управляющим ростовским Спасо-Яковлевским мон-рем . 11 февр. 1898 г. А. был уволен от управления обителью с назначением пенсии и с 20 апр. поселился в Донской иконы Божией Матери московском мон-ре . Духовный и житейский опыт А. сочетал с талантом педагога, знанием основ философии, психологии, истории, искусства, лит-ры, математики и др. наук; он был убежденным поклонником и знатоком греч. античной культуры. Возможно, именно это и привлекало к нему философов и писателей - у А. бывали С. М. Соловьёв , В. Ф. Эрн , А. В. Ельчанинов, А. А. Блок , А. Белый и др. Свящ. Павел Флоренский с марта 1904 г. до кончины А. находился под его духовным руководством. Особую пастырскую ревность А. проявлял об исправлении духовного пути тех, кто был увлечен нехрист. и антихрист. мистикой, теософией , оккультизмом . В 1907-1908 гг. А. вел большую работу по восстановлению Симбирской Соловецкой муж. пуст. в междуречье р. Свияги и Волги, где задумал устроить естественный природный заповедник. А. много сил отдавал духовному попечению о московской жен. классической гимназии С. Н. Фишер. При большом стечении народа был погребен в Донском мон-ре. Митр. Мануил (Лемешевский) свидетельствовал, что А. «в Москве считался местночтимым как великий праведник и подвижник. Имя его было занесено во многие сотни и тысячи поминаний верующих Москвы». Арх.: ЦНБ НАНУ. ОР. Ф. 175. Д. 2233; Письма, дневники, восп. о нем, служебная переписка//МФ. Архив священника Павла Флоренского.

http://pravenc.ru/text/116024.html

Протоиерей Сергий Булгаков – человек, который нашей Церковью оставлен впрок, недопонят. Однажды священнику Павлу Флоренскому приснился маленький человек в черном, который объяснил ему тексты Булгакова. Вот так же и нам нужен такой человек, который расскажет о Булгакове. Но, несомненно, о нем нужно говорить и снять фильм.   Митрополит Антоний – один из самых выдающихся богословов современности. Он нашел, как говорить о Боге очень лично, и для многих это стало открытием нового языка религии.   Митрополит Сурожский Антоний Когда к нам в Гомель приехала выставка о митрополите Антонии, она просто захватила город. Перед Великой Отечественной войной Белоруссия была объявлена самой атеистической республикой, и сегодня у нас очень сильна эта атеистическая инерция. А эта выставка стала для многих моих друзей-атеистов открытием. Во-первых, она показала, что епископ – это человек. Ведь для многих людей сегодня епископ – это нечто заиконное, закадровое, а здесь он на фотографиях стоит в шортиках. Как такое возможно? И многие люди благодаря этой выставке поверили, что Православие может быть живым, пестрым и многообразным. Также митрополит Антоний ценен для меня тем, что за ним я вижу протоиерея Сергия Булгакова. Так что это тема для диссертации – как богословие протоиерея Сергия Булгакова повлияло на мировоззрение митрополита Антония Сурожского. Найти правду атеиста Протоиерей Сергий Булгаков имел удивительный талант видеть правду каждого явления. Хотя в жизни он был человеком строгого нрава, но он оправдывал каждую правду, даже жест атеиста, его обиду на Бога. Атеисты – живые люди, у которых есть опыт любви, ненависти, уважения. Когда я разговариваю с человеком, мне прежде всего важно понять, кого он любит, кого уважает. Также у нас в монастыре есть правило – я не узнаю человека, пока не увижу его в ярости. Да, это встреча с другой точкой зрения. Недавно я получал водительские права, и для меня это было открытие целого нового мира – жестов, знаков, иной логики. Вот так же уникален взгляд каждого человека. Христианство – это терапия зрения, мы должны учиться видеть и оправдывать до того, как судить. Надо уметь оправдать человека, найти его правду. Все наше духовное развитие – это лечение глаз, обретение зрения.

http://pravmir.ru/arhimandrit-savva-mazh...

Я не изучал его творческий путь, но знаю, что начало было связано с Институтом истории естествознания и техники - знаменитым ИИЕТом. Это очень серьезная научная организация тогда еще советской Академии наук, где работали такие выдающиеся философы, как Василий Павлович Зубов, где начинали многие наши известные философы, например братья Визгины. Соответственно, работая в этом институте, Николай Константинович занимался философией науки. Здесь он писал работы о Циолковском, русском космизме. Сейчас ряд его статей вошел в его финальный, как оказалось, сборник «У колыбели смыслов». Например, он там ставит проблему, кто впервые упомянул термин «ноосфера»; пишет о связи Вернадского и Тейяра де Шардена. Впоследствии Николай Константинович, уже будучи профессором Московской духовной академии, печатал серьезные работы, посвященные истории русской религиозной философии. Надо заметить, что он всегда был критиком русской религиозной философии. И за это его не жаловали многие приверженцы определенных знаковых фигур, например отца Павла Флоренского. В 1985 году вышла статья в «Богословских трудах» - по сути в единственном тогда научном издании Русской Православной Церкви - по истории новгородской иконописи. Эта статья была подписана тогдашним митрополитом Ленинг радским Антонием. Николай Константинович в своей книге «По следам рыцарей Софии» в приложении пишет о том, как шла работа над этой статьей, что, по сути, она написана им, Николаем Константиновичем, а митрополит Антоний поправил всего несколько слов. Но была выпущена статья под именем одного из ведущих церковных иерархов, в которой осуществлялась критика софиологической традиции. Было написано, что эта традиция связана с гнозисом, масонством. Тогда мало что еще знали о русской религиозной философии, Владимире Соловьеве, отце Сергии Булгакове, отце Павле Флоренском. Некоторые весьма неодобрительно относились к такому поступку. Эта статья закрывала возможность говорить в Церкви об этих философах как о философах, представляющих православную традицию. Но сейчас мы вполне понимаем, что та линия, которую Николай Константинович продолжал, была линией протоиерея Георгия Флоровского, его книги « Пути русского богословия». Известно, что Флоровский также критически отзывался о Соловьеве и своем духовном отце - отце Сергии Булгакове. Хотя о втором он это делал более косвенно, уважая его как своего духовника и выдающегося пастыря, богослова. Так что это была линия отца Георгия Флоровского, линия имманентной православной критики, где к философии относятся как к религиозной ересиологии. Николай Константинович выступал здесь в роли даже не Климента Александрийского, а Иринея Лионского, который эти разномыслия (hairesis по-гречески значит «разномыслие, выбор») измерял в соответствии с каноном православной традиции.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/16/hr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010