После свт. Филарета в нашем списке, несомненно, должно стоять имя митр. Антония (Храповицкого), который был особенно известен тогда своей статьей «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы». В статье, с одной стороны, вл. Антоний напоминал, что «лицо в нашем непосредственном сознании есть нечто безусловно отдельное от всякого другого лица» (Антоний Храповицкий, 2007, 9), а с другой — приводил текст Ин 17:21–23: Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе… — и утверждал, что всякий христианин «по мере своего духовного совершенствования должен освобождаться от непосредственного противопоставления я и не я » (Антоний Храповицкий, 2007, 11). Достигнутое благодатное единство не предполагает пантеистического растворения личностей, но «единство многих личностей по естеству или тождество жизненного содержания многих лиц, единство воли» (Антоний Храповицкий, 2007, 14) . Нетрудно также установить и источник кенотической терминологии «Столпа». Им, очевидно, является М. М. Тареев, у которого о. Павел почерпнул выражение «норма бытия», перенеся его из христологического в межличностный контекст. Здесь стоит, правда, уточнить, что выражение «норма бытия» по отношению к μορφ из Флп 2:6 еще до Тареева употреблял в русской традиции свт. Феофан Затворник, который понимал под этим свойственную каждому роду существ уникальную и неизменную характеристику естества (в этом смысле можно говорить, например, о «норме» Божественного бытия) (Феофан Затворник, 1998, 466). Для Сына Божия принять зрак раба означает, согласно святителю, принять норму тварного естества, то есть, оставаясь Богом, стать человеком. Иначе смотрел на дело Тареев. «Иисус Христос, — писал он, — сменил в воплощении норму бытия божественного, славного и господственного по отношению ко всему сотворенному, на норму бытия тварного, „работного Богу“. Впрочем, перемена коснулась только нормы бытия, но никак не сущности, что у апостола обозначено именем Иисуса Христа, что, при смене образов бытия, составляло неизменную, устанавливавшую связь между образами, ипостась, почему Иисус Христос говорил: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин 8:58)» (Тареев, 1908, 28).

http://bogoslov.ru/article/6175473

Философски же и исторически я убедился, что говорить можно не о религиях, а о религии, что она есть неотъемлемая принадлежность человечества, хотя и принимает бесчисленные формы. Привыкнув с детства к уединенной жизни среди природы и в кабинете, я нашел в Сергиевском Посаде все благоприятные условия для научной работы, за исключением одного, лаборатории, которую старался частично возместить разными суррогатами». Духовное возрастание П. А. Флоренского проходило под руководством епископа Антония (Флоренсова; † 20 февраля 1918) и старца Гефсиманского скита иеромонаха Исидора (Грузинского; † 3 февраля 1908) (см. о них: Иеродиакон Андроник. Епископ Антоний (Флоренсов)–духовник священника Павла Флоренского . – «Журнал Московской Патриархии», 1981, 9, с. 71–77; 10, с. 65–73; «Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского скита Иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским». Сергиев Посад, 1909). За время преподавания в Московской Духовной Академии (1908–1919) священник Павел Флоренский создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культа, кантовской проблематике, лишь некоторые разделы которых были опубликованы (Пределы гносеологии. – «Богословский вестник», 1913, т. 1, 1, с. 147– 174; «Смысл идеализма». Сергиев Посад, 1915; «Первые шаги философии». Сергиев Посад, 1917). Оценивая вклад священника Павла Флоренского в изучение платонизма, один из лучших знатоков античной культуры, А. Ф. Лосев , писал, что он «дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую всё, что когда-нибудь я читал о Платоне [...] Его имя должно быть названо наряду с теми пятью – шестью именами, которые знаменуют собой основные этапы понимания платонизма во всемирной истории философии вообще [...] Новое, что вносит Флоренский в понимание платонизма, это – учение о лике и магическом имени. Платоновская Идея – выразительна, она имеет определенный живой лик. Как на портрете или в статуе художник вызывает в нас чувство живого движения путем различной трактовки разных частей лица или туловища, так и Платоновская Идея есть живой лик, отражающий в игре световых лучей, исходящих из него, свою внутреннюю, сокровенную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

 Текст сборника «По образу Святой Троицы» (2-е изд., 2013 г.)  Софроний (Сахаров), архим. Единство Церкви по образу Святой Троицы (фр. текст 1988 г.) Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 361. «По выражению его жизнеописателя, Преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, „поставил храм Троицы, как зерцало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистною раздельностью мира“». Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной жи­во­пи­си, II. — Три очерка о русской иконе. СТСЛ, 2011. С. 24 и 7–8 (Предисловие редактора). Житие Преподобного Сергия Радонежского. — Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Мос­ков­ским. Сентябрь, bыn. III (дни 25–30). День 25. СПб., 1883. Стб. 1417. Антоний (Храповицкий), митр. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы, 6. — По образу Святой Трои­цы/Сб. СТСЛ, 2013. С. 38. См.: Сщмч. Иларион (Троицкий). Триединство Божества и единство человечества. — По образу Святой Трои­цы/Сб. СТСЛ, 2013. С. 74, 102. Свт. Григорий Нисский. К Армонию о том, что значит имя и звание «христианин». — Творения. В 8 т. Т. 7. М., 1865. С. 217. См. также: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. 6 (Образ и подобие) и 9 (Два аспекта Церкви). СТСЛ, 2013. С. 181–182, 265. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/3322881

А формальный подход к такому предмету, конечно, скорее отвратит их. Но когда не только из школ убрали Закон Божий, но вообще лишили детей возможности получать религиозные знания, стало намного хуже, чем до революции – теперь это очевидно. Брак и монашество – две руки – Отец Павел воцерковлялся под руководством монахов. А сам он никогда о монашестве не думал? – На последнем курсе университете он вместе с другом Андреем Белым пришел к своему духовнику епископу Антонию (Флоренсову). Они просили благословения на монашество, но владыка Антоний понимал, что это скорее юношеский чистый порыв, и посоветовал молодым людям сначала закончить Духовную академию, а там видно будет. Отец Павел закончил, начал преподавать, потом по знамению Божию женился, родилось в их браке пять детей. Но он всегда очень уважал монашество и, что не менее важно, монахи уважали его. В то время черное и белое духовенство часто противостояли друг другу, и ректор Духовной академии, архиепископ Феодор (Поздеевский) , даже хотел создать чисто монашескую академию, но к отцу Павлу он относился с большим уважением. Конечно, это надуманное противостояние. Брак и монашество – как две руки. А русское монашество традиционно связано с миром. В первые века монахи полностью отгораживались от мира. Они молились за мир, кем-то из мирян даже руководили как духовники, но на расстоянии, удаленно. А главной целью считали молитву за себя и за мир. Это в идеале правильно, но изменились условия жизни, сегодня монашество у нас – передовой отряд, монахов бросают туда, где особо тяжело: например, назначают в отдаленные сельские приходы, где семейному священнику просто не выжить. – О жене и детях отца Павла написано мало. – Жена его Анна Михайловна родилась в селе Кутловы Борки (оно и сейчас существует) Рязанской области. Из крестьян – отец ее был управляющим имением, сама она закончила восемь классов и даже два года учительствовала в родном селе. Но главное не это. Редко я встречал таких мудрых и глубоких людей, как моя бабушка. Она стала связующим звеном между поколением, оказавшимся в лагерях, и нашим, послевоенным поколением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

В 1880 г. викарием Волынской епархии еп. Острожским Виталием (Гречулевичем) при К. м. в память о древнем Богоявленском братстве было учреждено Свято-Николаевское братство, духовно просвещавшее местных жителей. При непосредственном участии и надзоре преподавателей семинарии братчики проводили в соборном Николаевском храме и на приходах города внебогослужебные чтения и просветительские беседы, обучали паству всеобщему церковному пению (привлекался местный архиерейский хор), боролись с сектантством, занимались благотворительностью. В кон. 1888 г. председатель братского совета преподаватель Волынской ДС иером. Владимир основал в Николаевском храме б-ку и пожертвовал ок. 70 экз. книг духовного содержания из личной коллекции. По подписке б-ка получила «Троицкие листки». В 1890 г. в 2-этажном монастырском каменном доме К. м. разместилась братская церковноприходская школа. Настоятелями обители в кон. XIX - нач. ХХ в. были епископы Острожские: в 1883 г.- Израиль (Никулицкий), в 1883-1890 гг.- Александр (Закке-Заккис), в 1890-1894 гг.- Антоний (Флоренсов) , в 1894-1898 гг.- Мефодий (Никольский), в 1898-1902 гг.- Серафим (Мещеряков) . После образования Кременецкого викариатства обитель возглавляли епископы Кременецкие, имевшие здесь резиденцию. Среди них были преосвященные Паисий (Виноградов; 1902), Димитрий (Сперовский ; 1903-1904), Амвросий (Гудко ; 1904-1909), Никон (Бессонов ; 1909-1913), открывший школу псаломщиков, и Дионисий (Валединский ; 1913-1922; впосл. митрополит Варшавский и всея Польши). К 1892 г. в обители проживали настоятель епископ Острожский, 5 иеромонахов, иеродиакон, диакон, 25 послушников. Мон-рю принадлежали 2 дес. 43 кв. саж. усадебной земли, 30 дес.- пахотной и 10 дес. леса под кустарниками. Кроме жалованья, отпускаемого ежегодно в количестве 560 р. за заведование приходом, др. средств К. м. не имел и пользовался содержанием от Дерманского мон-ря. Подсобное хозяйство обители разместилось на хуторе Березина, расположенном на северо-западе от Кременца. Хозяйство состояло из 2 «стодол» и сарая, а также каменного дома для монахов и архиерейской дачи.

http://pravenc.ru/text/2459001.html

В-четвертых, надо заметить, что Хомяков жил, так сказать, в доперсоналистическую эпоху, хотя, кажется, делал все для того, чтобы подготовить ее начало. Он один из первых в нашей традиции выстраивает не христологическую, а триадологическую экклесиологию: Церковь – это образ жизни Пресвятой Троицы (надо признать, что эта линия у него не проработана). Вы скажете, что с первых веков все ссылаются на текст евангелиста Иоанна: Отче Святой! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы. ( Ин.17:11 ). Несомненно, но Отцы в своих толкованиях были здесь очень осторожны и остерегались проводить прямые параллели в том числе и потому, что некоторые из ариан, в частности Максимин, стремясь обосновать таким образом тварность Сына, предлагали считать единство Отца и Сына не существенным, а нравственным, наподобие нравственного единства членов Церкви. Но когда – уже на основе немецкого идеализма – появляется богословский персонализм, то появляется и идея «прозрачности» личностного Я для другого Я. Об этом, как бы продолжая Хомякова и в связи с догматом о Пресвятой Троице, говорил митрополит Антоний (Храповицкий) . Но, пожалуй, окончательно этот тезис сформулировал о. Павел Флоренский : Я, преодолевая свою самость, открывается не-Я, и тогда не-Я для него становится Ты, и эти Я и Ты друг другу прозрачны и едины уже не только на нравственном уровне. То есть речь идет об онтологической структуре, а не о нравственно-психологических аспектах? Да. И отсюда уже рукой подать до триадологической концепции о. Сергия Булгакова – концепции триипостасного Субъекта… Как бы то ни было, стоит подчеркнуть, что вся эта проблематика – и соборности, и персонализма, и Церкви как организма духа – вырастает из немецкой идеалистической философии, в том числе и на русской почве тоже. И как бы этот немецкий идеализм потом ни ругали (в том числе Булгаков в «Трагедии философии»), но попользовались им все. Получается, что в мысли Хомякова соприсутствуют два момента: говоря о Церкви, он говорит о соборности как единстве в многообразии, но христологии у него нет…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В числе протестующих были самые замечательные церковные деятели России: митроп. Петр, арестованный и сосланный, но не отказавшийся от своих прав законный первосвятитель Русской православной церкви, местоблюститель патриаршего престола; митрополит Агафангел, старший иерарх Рус. Церкви, бывший заместитель Патриарха; митрополит Кирилл Казанский, первый кандидат на местоблюстительство, намеченный св. патр. Тихоном; митроп. Иосиф Петроградский, кандидат в заместители митроп. Петра; архиепископ Серафим Угличский, бывший заместитель патриаршего местоблюстителя; архиеп. Иларион (Троицкий) знаменитый сподвижник патриарха Тихона; архиеп. Пахомий Черниговский, архиеп. Прокопий Херсонский; еп. Виктор Глазовский, еп. Варлаам Пермский; еп. Евгений Ростовский; еп. Дамаскин Глуховский, еп. Василий Прилукский; еп. Алексий Воронежский; еп. Иерофей Никольский; еп. Иларион викарий Смоленский; еп. Димитрий Гдовский; еп. Сергий Нарвский; еп. Максим Серпуховской; еп. Павел Новомосковский; епископы: Гавриил, Аверкий, Нектарий, Феодор, Филипп, Стефан, Петр и друг. епископы, находившиеся в ссылках и концлагерях. Среди протестующих были и замечательные представители священства, богословы-профессора и церковно-общественные деятели: знаменитый богослов и философ проф. Моск. Дух. Акад. о. Павел Флоренский , проф. Моск. Дух. Акад. о. Феодор Андреев, бывш. президент Петербург. Религиозно-Философского О-ва, знаменитый рус. философ проф. С. А. Аскольдов, философ А. А. Мейер, проф. Петербургск. Дух. Акад. А. И. Бриллиантов , известн. изд. Религиозно-Нравствен. б-ки проф. М. А. Новоселов; проф. Моск. Консерват. философ А. Ф. Лосев ; проф.-психиатр В. Н. Финне, диакон-доцент Петерб. Университета В. В. Финне, проф. Петрогр. Универ-та Д. И. Абрамович и В. Л. Комарович; профессора Военно-Юридическ. Акад. С. С. Абрамович-Барановский и А. Н. Колосов , философ доктор М. Н. Маржецкий, о. Василий Верюжский , о. Сергий Тихомиров , о. Валентин Свентицкий, о. Александр Сидоров, о. С. Мечов, о. Викторин Добронравов, о. Никифор Стрельников, о. Николай Прозоров, о. Александр Кремышанский, о. Николай Пискановский, о. Сергий Алексеев, о. Анатолий Жураковский , игум. Варсонофий (Юрченко), протоиерей Григорий Селецкий, протоиер. Антоний Котович и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Насильственное изгнание имябожниками игумена Иеронима с частью братии из Андреевского скита. 29 января. Кинот (афонское соборное управление) отлучает от церковного общения «иеромонаха Антония и архимандрита Давида, как зловерных, а вместе с ними и всех единомышленников их» т. 1, с. 387] и весь Андреевский скит. Иеросхимонах Антоний (Булатович) и архимандрит Давид не подчиняются решению кинота и продолжают совершать богослужения. Январь. Послание на Афон члена Святейшего Синода архиепископа Никона (Рождественского) , бывшего Вологодского, с увещанием не читать книгу «На горах Кавказа», послужившую «причиной разномыслия в великом деле иноческом» [Там же]. 15 февраля. Грамота на Афон новоизбранного Константинопольского патриарха Германа V с требованием к иеросхимонаху Антонию (Булатовичу) и архимандриту Давиду явиться на суд (в Константинополь поехал только архимандрит Давид, который «вину распространения ереси, и беспорядка, и бунта в скиту свалил на Булатовича» 11, с. 37 , а сам Булатович отправился в Россию). 5 апреля. После нового рассмотрения вопроса богословами Халкинской школы Константинопольский патриарх Герман V посылает на Афон грамоту, в которой учение имябожников называется «хульным злословием и ересью» 22, с. 37 . 9 апреля. Ответ афонских имябожников архиепископу Никону, в котором говорится о «не замеченной доселе богословами догматической истине» c. 38]. Апрель. Прибывший из России на Афон игумен Арсений возглавляет андреевских имябожников, организует в скиту «Союз исповедников имени Господня во имя архистратига Михаила» и рассылает свои листовки по всей России. Преследование братии скита имябожниками усиливается. Весна. Выходит в свет «Апология» иеросхимонаха Антония (Булатовича) с предисловием священника Павла Флоренского , изданная «Религиозно-философской библиотекой» М. А. Новоселова. 16–18 мая. Заседание Святейшего Синода, на котором были заслушаны доклады архиепископа Волынского Антония, архиепископа Никона и кандидата богословия С. В. Троицкого . Послание Святейшего Синода «Всечестным братиям, во иночестве подвизающимся», с осуждением «новоизмышленного учения», как ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь, Со мной случилось то, что нынче я прозрел. Прощай, мой Бог , иду. И вряд ли уж вернусь. Как странно, но теперь я смерти не боюсь... Господь готов встретить каждого Бывают такие жизненные обстоятельства, когда человек, кажется, и не думает о Боге, но Господь всегда готов встретить каждого. И тогда человек может сказать: «Свет сый, Христе, просвети мя Тобою!» Митрополит Антоний Сурожский рассказал о двух таких случаях. Молодой человек во время немецкой оккупации ночью шел по мосту в Париже (это в такое время запрещалось). И вдруг его охватило такое чувство присутствия и величия Бога, что на этом пустом мосту он стал на колени и поклонился до земли. Вот это было нечто реальное, потому что он не был ни в храме, ни на молитве, ничем благочестивым в таком специальном смысле не занимался, – вдруг он стал перед Богом, вернее, Бог предстал перед ним. Другой случай – тоже с молодым человеком, который уверовал во Христа, молился и искал правды Божией. И он мне рассказывал, как он ехал в автобусе и молился, прося Господа дать ему понять, что значит «вселение Святого Духа». И вдруг его охватило нечто: свет, тишина и любовь вдруг раскрыли его сердце любовью ко всему, ко всем обстоятельствам, ко всем людям – любовью, которая в течение последующих пятидесяти лет в нем не умирала. Крест В раннехристианской иконографии, – отмечал отец Павел Флоренский (Иконостас. Богословские труды. Вып. 17), – лицо Господа как бы заменялось крестом. Блаженному Андрею, Христа ради юродивому, было явление Господа, но видел он крест. Так было и с Прокопием, о котором повествует «Палестинский патерик»: дано было ему увидеть крест кристалловидный, из середины которого был голос: «Я – Иисус распятый, Сын Божий». По-разному являет Себя Господь людям, но крест чаще всего является как бы печатью Его присутствия, благословения и благоволения. Душу свою не отдам Встреча с Богом желанна каждому верующему как начало жизни с Богом. Но жить с Богом, памятью о Боге, любовью к Нему нельзя, не борясь и с врагом нашего спасения. Борьба даже в форме посильного сопротивления всегда показатель выбора. И тому, кто выбирает Бога, Господь всегда помогает. Даже если борец остается на поле брани, умирает физически, он побеждает, ибо в нем побеждает Бог . Такое самоощущение помогало многим и многим людям в годы лихолетья. Об одном из таких людей, священнике, пострадавшем за веру и закончившем земной путь в лагере, рассказала (в возрасте 96 лет) его духовная дочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Основные деятели имяславского движения, такие как иеросхимонах Антоний (Булатович), опровергали обвинения в том, что они обожествляли звуки и буквы имени Божия и что они придавали имени Божию особую магическую силу. В то же время ученые имяславцы, в частности, Флоренский и Лосев, разрабатывали тему магической природы слова и имени. С точки зрения святоотеческого Предания всякий магизм представляется ошибочным и неприемлемым. Учение имяславцев о действии имени Божия в таинствах Церкви кажется нам односторонним. Так, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы на Евхаристии происходит не только благодаря произнесению над ними имени Божия 2226 , но и благодаря многим другим факторам, в частности, наличию рукоположенного священника. Что касается выражения святого Иоанна Кронштадтского “имя Божие есть Сам Бог”, то его понимание было у имяславцев, как кажется, вполне православным: они не отождествляли Бога с именем Божиим (ученые имяславцы уточняли, что “Имя Божие есть Сам Бог, но Бог не есть имя”), не считали сущность Божию именуемой. Однако настойчивость, с каковой некоторые имяславцы употребляли эту формулу в качестве едва ли не догматического выражения учения об имени Божием, следует признать неоправданной. Столь же неоправданной была претензия некоторых имяславцев на то, что их учение об имени Божием выражает “новый догмат”, открытый ими и требующий соответствующего признания. Следует указать не только на отсутствие единого понимания имяславия различными представителями этого течения, но и на тот факт, что у основных богословов этого направления была своя динамика развития. Так например, если в книге схимонаха Илариона “На горах Кавказа” содержится вполне традиционное учение о молитве Иисусовой и теоретические выкладки о природе имени вообще сведены к минимуму, то в более поздних произведениях он излагает теорию связи между именем и предметом, не соответствующую тому пониманию, которое мы находим, например, у Григория Нисского или Григория Паламы . У иеросхимонаха Антония (Булатовича), напротив, наблюдается движение от более резких, почти “имябожнических” формулировок в его статьях 1912 года к более умеренным и сбалансированным формулировкам, содержащимся в книге “Моя мысль во Христе” (что является, на наш взгляд, следствием критики в его адрес со стороны С. В. Троицкого ). У протоиерея Сергия Булгакова наблюдается постепенное движение от осторожной поддержки имяславия в 1913 году до полного принятия основных постулатов имяславского учения в 1920-х годах, когда он писал свою “Философию Имени”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010