Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Флоренсов Михаил Симеонович; 27.08.1847, с. Труслейка Корсунского у. Симбирской губ.- 20.02.1918, Москва), еп. Вологодский и Тотемский. Род. в семье пономаря Симеона Ивановича Флоренсова († 10 февр. 1870) и Елизаветы Маркелловны, урожд. Драгомантовой († 23 окт. 1887), дочери священника с. Троицкого-Куроедова того же уезда. В 1858-1870 гг. учился в Симбирском ДУ и Симбирской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Палинодия» Захарии Копыстенского». 27 июля 1874 г. назначен преподавателем лат. языка в Харьковскую ДС, 15 окт. 1874 г. переведен в Симбирскую ДС. 7 янв. 1876 г. М. С. Флоренсов венчался с Екатериной Павловной Охотиной († 13 февр. 1882), дочерью прот. Павла Николаевича Охотина, служившего в симбирском кафедральном соборе свт. Николая Чудотворца. С 31 янв. 1875 по 1 дек. 1878 г. преподавал рус. словесность в симбирской Мариинской гимназии, с 1877 г. являлся членом ревизионного комитета Симбирской ДС. Антоний (Флоренсов), еп. Вологодский Антоний (Флоренсов), еп. Вологодский 4 дек. 1878 г. М. С. Флоренсов был рукоположен во диакона, 6 дек.- во священника; служил в симбирском кафедральном соборе свт. Николая Чудотворца. С 23 июля по 25 авг. 1881 г. и с 1 нояб. по 7 дек. 1884 г. являлся инспектором Симбирской ДС; с 1 сент. 1882 по 22 июня 1884 г.- членом совета епархиального жен. уч-ща; с 27 авг. 1882 г.- членом педагогического собрания правления ДС; со 2 февр. 1886 г.- делопроизводителем совета Симбирского духовно-просветительного братства в честь Трех святителей и членом епархиального училищного совета; с июня 1887 г.- ректором Самарской ДС. 2 авг. 1887 г. в симбирском Покровском муж. мон-ре еп. Симбирским и Сызранским Варсонофием (Охотиным) о. Михаил Флоренсов был пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Римлянина , 6 авг. тем же архиереем в симбирском Троицком соборе возведен в сан архимандрита. 12 дек. 1887 г. назначен цензором Самарских ЕВ, 1 янв. 1888 г.- председателем Самарского епархиального училищного совета, 3 апр. 1888 г.- членом комитета Православного миссионерского об-ва .

http://pravenc.ru/text/116024.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Св. новомученик М. Новоселов. Церковное бессилие   Св. новомученик М. Новоселов. Церковное бессилие     Мы печатаем здесь две статьи. Первая: Иеросхимонах Антоний (Булатович) «Афонский разгром». Эта хроника является мнением афонских монахов и дневником событий, которым отмечается 100 лет. Вторая статья: Св. новомученик М. Новоселов. «Церковное бессилие» - это ответ русской церковной интеллигенции, под которым подписались и Флоренский, и многие другие известные богословы. Мы, конечно, можем сказать, что афонская трагедия - сложная комибинация, искусно подстроенная греками, которые любым способом пытались сохранить Афон греческим. И тем не менее, это не будет причиной событий. Даже если мы вернемся к тонкостям имяславия, мы не приблизимся к причине. А причину просто и гениально выразил нмч. М. Новоселов в статье «Церковное бессилие», которую вы прочитаете ниже. Причина - абсолютная неспособность Синода управлять Церковью. Еще более глубокая причина - само командно-админстративное управление РПЦ. Отсюда ясно, что афонская трагедия  и трагедия всей России - были неизбежны, как неизбежно крушение судна, которое захватили разбойники, думающие, что если избивать матросов, то корабль поплывет куда нужно или куда-нибудь. Интересно, ведь в статье М. Новоселов пророчески замечает, что крушение судна нетрудно избежать: " ...И если бы этого желали, то время еще есть... " Что же, 100 лет достаточный срок, чтобы начать учиться, анализировать события и понимать происшедшее. Напомним мудрость Ватопеда " Умный принимает, дурак стоит на своем " , можно сделать и другой перевод этой греческой пословицы: " Умный учится на чужих ошбиках, дурак - на своих " - Святая Гора Афон   Иеросхимонах Антоний (Булатович) Афонский разгром. (С.-Петербург: " Дым Отечества " , 1913). АФОНСКИЙ РАЗГРОМ 5 июня 1913 года.     Многие лица обращаются ко мне с просьбой разъяснить их недоумение по поводу той правой путаницы, которая произошла на Афоне и закончилась беспримерным в истории по своему бесправию изгнанием афонских иноков. Не имея возможности подробно отвечать каждому в отдельности, я обращаюсь с просьбою дать мне место сим объяснительным строкам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1557

Готовится к выпуску девятый сборник по церковному искусству «Хоругвь» Москва, 3 декабря 2004 г. Издатель предлагаемого читателю сборника – приход собора Спаса Нерукотворного Образа в Андроникове монастыре. В сборнике публикуются материалы о церковном искусстве, истории Андрониковской обители, а также уникальные материалы, посвященные древнерусскому знаменному распеву, расшифровке крюков. Готовится к выпуску сборник статей «Хоругвь» 9. В номере: К.П. Семенов-Тян-Шанский. Дмитрий Семенович Стеллецкий; Ю.А. Олсуфьев. О линейных деформациях в иконе Троицы Андрея Рублева; Л.Ф. Трускова, О.В. Никифорова. Архиепископ Владимир (Соколовский) и «Уходящая Русь» Павла Дмитриевича Корина; М.А. Климкова. «С бодростью духа и верою в успех…». О Н.Н. Третьякове; Т.Л. Миронова. Церковнославянский язык на пути православного богопознания; Б.П. Кутузов. О работе М.В. Бражникова «Многоголосие знаменных партитур». Новый сборник, а также и предыдущие выпуски можно приобрести в церковной лавке Спасского собора. Адрес Спасо-Андроникова монастыря: М. Площадь Ильича, Андроньевская площадь, д. 10. Тел.: 911-45-02 Читайте в предыдущих выпусках сборника «Хоругвь» 1–1993 Протоиерей Николай Озолин. К первой годовщине кончины Леонида Александровича Успенского; Л. Успенский. Вопрос иконостаса; Архиепископ Антоний Волынский (Храповицкий). Какие сооружать иконостасы в новых храмах; А.В. Комаровская. Владимир Алексеевич Комаровский; Молитва над начинающим учиться иконописанию; К.П. Трубецкая. Воспоминания о П.В. Истомине; Протоиерей Валентин Свенцицкий. Диалоги. Диалог девятый; Б.П. Кутузов. Об истинно церковном стиле пения; Стихира Архангелу Михаилу. 2–1994 В. Лосский. Спор о Софии; Деяния седьмого Вселенского Собора; Завещание преподобного Феодосия; М. Смирнова-Орлова. Последние дни Нилуса; О.И. Кугушева. Воспоминания; П. Флоренский. Итоги; Ф. Буслаев. Древнерусская борода; Б. Кутузов. Знаменный распев. 3–1996 Ю. Олсуфьев. Заметка о церковном пении и иконописи как видах церковного искусства в связи с учением Церкви;

http://pravoslavie.ru/12054.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 8 декабря, в день 70-летия расстрела под Ленинградом 509 узников Соловецких лагерей, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области прошли мемориальные мероприятия. Инициатором проведения дня памяти стал общественный фонд «Андреевский флаг» (Москва). Утром в домовом храме Покрова Пресвятой Богородицы при Школе народного искусства императрицы Александры Феодоровны была отслужена панихида по погибшим. Поминальную службу возглавил клирик храма иерей Антоний Кованцев. В панихиде участвовали учителя и воспитанники школы, а также родственники расстрелянных соловецких узников. Среди них – внук священника Павла Флоренского, председатель рабочей группы по чудесным знамениям при Богословской комиссии Русской Православной Церкви, профессор кафедры литологии Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина доктор геолого-минералогических наук П.В. Флоренский; внук профессора Р.Н. Литвинова — сподвижника и сокамерника отца Павла Флоренского — член Общественной палаты Российской Федерации Р.Н. Литвинов; племянник преподавателя и офицера К.М. Столярова — вице-президент Фонда полярных исследований, заведующего сектором Российского института культурного и природного наследия В.П. Столяров. По окончании панихиды от имени родственников погибших узников выступили профессор П.В. Флоренский и Р.Н. Литвинов. Школьному музею ими были подарены книги отца Павла Флоренского и ксерокопии его отдельных писем.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-12-12/2...

священномученик Александр Глаголев (14.02.1872–25.11.1937) Священное Писание Ветхого Завета Слова священномученик Александр Глаголев Ученый-богослов, общественник, знаток множества языков. Состоял в членстве Комиссии по научному изданию славянской Библии, участвовал в издании Православной Богословской энциклопедии. Расстрелян в 1937 г. Биография Александр Александрович Глаголев родился в 1872 году в Тульской губернии в семье священника. Образование получил в Тульской духовной семинарии, которую окончил в 1894 году, и Киевской духовной академии, где учился за казенный счет. В 1898 году получил степень кандидата богословия и право на соискание степени магистра богословия без новых устных испытаний. После окончания курса Александр Александрович был оставлен профессорским стипендиатом при Академии для научных работ, а в следующем году начал чтение лекций в Академии в звании исполняющего должность доцента. В 1900 году после защиты диссертации «Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах» Александр Александрович был удостоен степени магистра богословия и утвержден Святейшим Синодом в звании доцента. Владея почти двадцатью языками, Глаголев был членом Комиссии по научному изданию славянской Библии, принимал участие в издании Православной Богословской энциклопедии, а также сотрудничал в различных церковных журналах. Ему также принадлежат комментарии на 3-ю и 4-ю книги Царств, книги Товита, Притчей, Песни Песней, пророков Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и на Соборные Послания, написанные для «Толковой Библии», выходившей под редакцией А.П. Лопухина и его преемников. Александр Глаголев был старшим современником Николая Бердяева, Льва Шестова, Сергия Булгакова, Павла Флоренского, с которым встречался в 1931 году в Киеве. С его именем связана деятельность «Киевской богословской школы», Религиозно-просветительского общества и разнообразных общин, которые объединяли таких разных людей, как профессоры КДА В.И. Экземплярский и П.П. Кудрявцев, профессор университета В.В. Зеньковский, прот. Михаил Эдлинский, архимандрит Спиридон (Кисляков), совсем молодой Анатолий Жураковский – горячий проповедник и основатель известной общины, которая стала в 30-е годы ядром «катакомбной церкви» в Киеве, и духовный глава церковного подполья архиепископ Антоний (Абашидзе). Протоиерей Александр Глаголев был настоятелем церкви Николая Доброго на Андреевском спуске в Киеве. Выступал свидетелем защиты в деле Бейлиса. 25 ноября 1937 года о. Александр был расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Антоний (Флоренсов Михаил), еп.Вологодский и Тотемский Родился 27 авг. 1647 года в семье причетника с.Труслейки Симбирской губернии. Первоначальное образование получил в Симбирской духовной семинарии. В 1874 окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определен сначала II июля преподавателем Харьковской духовной семинарии, а затем 15 окт. – Симбирской духовной семинарии. 6 дек. 1878 рукоположен во священника. 13 февраля 1882 года овдовел. В 1887 году 2 авг. пострижен в монашество, а 6 авг. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Самарской духовной семинарии. 12 авг.1890 года хиротонисан во епископа Острожского,вик. Волынской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 30 апр.1894 года – епископ Вологодский и Тотемский. 12 дек. 1895 года уволен на покой в Ростовский Яковлевский монастырь. II февр. 1898 года отстранен от управления монастырем и определен на местожительство в Донской монастырь. Старчествовал, юродствовал, считался прозорливым. В 1907 возбудил ходатайство пред правительством о дозволении ему восстановить древний монастырь, находившийся недалеко Симбирска. Ходатайство его ровно через три года увенчалось успехом: древний монастырь был восстановлен. Скончался 20 февраля 1918 года (а по другим сведениям + 18 февраля 1920 года) и при большом стечении народа погребен с левой стороны старого собора Донской Б.М. Донского монастыря в которой похоронен Святейший Патриарх Тихон. В Москве считался местночтимым, как великий праведник и подвижник. Имя его было занесено во многие сотни и тысячи поминаний верующих Москвы Труды : Речь при наречении его во епископа Остроясского, вик.Волынской епархии. «Приб. к «Церк.Вед.» 1890, 34, стр.1128. Захарий Копыстенский Палинодий. «Киев.Епарх. Вед.» 1873 год. Литература: «Церк.Вед.» стр.351.· стр.180. «Приб. к «ЦВ» стр.1128. «Церк.Вестн.» стр.831. «Сам.епарх. вед.» стр.199· Булгаков, стр.1397,1398. БЭС m.I, стб.542. БЭЛ m.III, стб.719· «Мисс.Календарь» 1907, стр.129· «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1894 г., стр.34. 1903 г., стр.236. 1905 г., стр.252. 1906 г., стр.254. 1910 г., стр.274. 1916 г., стр.332. 1917г., стр.348–349. Теодорович Е.Н. «Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской иерархии». (Историч.очерк) Почаев, 1893. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

VI. Богословская и философская литература Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит и Исаия (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. Амвросий, Оптинский старец, преподобный, иеросхимонах. Собрание писем к мирским особам. Сергиев Посад, 1908. Антоний (Храповицкий) , митрополит Киевский и Галицкий. Опыт христианского катехизиса. Изд. Австралийско-Новозеландской епархии, РПЦЗ, 1989. Афонский патерик. Гласхауэр У. Дж. Как возник наш мир. Christliche Literatur – Verbreitung е. V., Postfach, Bielefeld, 1994. Дашевский 3. Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов. Университет Бар-Илан, Израиль. Капитанчук В. Имясловие. История богословских споров об имени Божием. Журн. «Царь-колокол», 1990, 6., М. Капитанчук В. Имясловие. Опыт догматического исследования об Имени Божием. Журн. «Царь-колокол», 1990, 7, М. Кураев Андрей, диакон. Школьное богословие. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. Ассоциации «Путь к истине», Киев, 1991. Лосский В.Н. Спор о Софии, Статьи разных лет. Изд. СвятоВладимирского Братства, М., 1996. Ляшевский Стефан, протоиерей. Библия и наука: Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших раскопок и исследований. Изд. Православного Братства «Неопалимая купина», М., 1996. Макарий, архиепископ Харьковский, доктор богословия. Православно-догматическое богословие, т. 1, СПб., 1868. Макарий, епископ Виницкий (мит. Московский), доктор богословия. Православно-догматическое богословие, т. 2, СПб., 1857. Мурачёв Афанасий, монах старообрядческого скита в Туруханском районе. «Труды разных лет. Об останке Израилевом». Машинопись, 2004. Паскаль Блез. Мысли. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2000. Петжик Тадеуш, священник. Свидетели Иеговы – кто они? Изд. центр «Claretianum», Красноярск, 1996. Розанов В. В. Религия и культура, т. 1. М.: Изд. «Правда», 1990. Розанов В. В. Уединенное. Опавшие листья, т. 1. М.: Изд. «Правда», 1990. Сибаров Антоний, священник. Огненный пророк Исаия. Изд. Хакасского ГУ им. Н.Ф. Катанова, Абакан, 2000. Соловецкий патерик. М., Синодальная библиотека, 1991. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. Изд. Западно-Европейского экзархата МП, 1989. Феофан Полтавский Новый Затворник, святитель. Творения. Общество свт. Василия Великого , СПб., 1997. Философия русского религиозного искусства вв. Антология. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. Флоренский П.А., священник. Столп и утверждение истины, тт. 1–2, М.: Изд. «Правда», 1990. Франциска Ассизского, святого, Цветочки. Изд. «Мусагет». Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 2. – 2008. - 472 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Бытие Божие 1518. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Диалог атеиста с христианином: Интервью, данное корр. ВВС Марганите Ласки/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//АиО. 2000. 1(23). С. 277–297. 1519. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Бог под вопросом/Пер. с фр.: Е. Л. Майданович//АиО. 2000. 4(26). С. 264–274. 1520. Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Тайна и откровение: О смысле жизни//ХЧ. 1991. 1. С. 87–95; 2. С. 97–107; 3. С. 61–67; 5. С. 44–55. 1521. Ильин В. Н. Несколько слов о природе безбожия//ВРЗЕПЭ. 1961. 38/39. С. 142–149. 1522. Култаева М. Д. Философский пантеон, или Бог в философии и Бог в религии//В1Р. 2000. 1. С. 124–130. 1523. Лега В. П. О доказательствах бытия Бога//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 32–37. 1524. Мефодий (Ермаков), иером. Телеологическое доказательство бытия Божия в свете достижений современной науки//ДМ. 1996. Вып. 3. С. 19–32. 1525. Почему Вы порвали с религией?: Открытое письмо бывшему свящ. Дарманскому по поводу его ст. «Почему я порвал с религией»//ВРЗЕПЭ. 1963. 42/43. С. 164–171. Защита основ христианского вероучения и нравственный укор П. Дарманскому – бывшему выпускнику ЛДА, публично похулившему имя Божие и извергнутому из сана (1958–1959 гг.). 1526. Софроний (Сахаров) , архим. Православие – свидетельство Истины//ЦиВр. 2000. 3(12). С. 226–252. Из писем к Д. Бальфуру. 1527. Флоренский П. А., свящ. Из богословского наследия: 1. Страх Божий; 2. Культ, религия, культура; 3. Культ и философия; 4. Таинства и обряды; 5. Дедукция семи Таинств; 6. Освящение реальности; 7. Свидетели; 8. Словесное служение. Молитва; 9. Философия культа//БТ. 1977. Сб. 17. С. 85–248. Публ. труда «Философия культа» (с неоговоренными купюрами). Ср. 2228. 1528. Харди Д. В., Форд Д. Ф. Хвала и пророчество/Пер. с англ.: И. Кукота//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 350–365. Гл. из кн.: Hardy D., Ford D. Praising and Knowing God [=Восхваление и познание Бога]. Philadelphia, 1985. 1529. Шкода В. В. Теологический аргумент//BiP. 2000. 1. С. 108–116; 2001. 2. С. 131–139. См. также 521, 1418. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в родословной Московской Духовной Академии соединились две линии – эллинская и русская, сошлись два родоначальника – философ-идеалист и игумен обители Живоначальной Троицы, два ярчайших представителя различных человеческих стремлений в их высшем развитии, весьма возможно для того, чтобы показать, как немудрое Божие оказывается премудрее всякой человеческой мудрости ( 1Кор.1:25 ), и пред Крестом Христовым упраздняется мудрость человеческая ( 1Кор.1:17 ). Как представлял отец Павел будущее Академии? «Московская Духовная Академия, – писал он, – питомица Лавры, из Лаврского просветительного и ученого кружка Максима Грека вышедшая и в своём пятисотлетнем бытии, при всех своих скитаниях, неизменно блюдшая крепость уз с Домом Живоначальной Троицы, не без глубокого смысла, после четырёхсотлетней своей истории нашла себе, наконец, место успокоения в родном своем гнезде и вот уже более ста лет пребывает здесь, с рукописными и книжными своими сокровищами. Эта старейшая Высшая Школа России духовно была и должна быть, конечно, отнюдь не самостоятельным учреждением, а лишь одною из сторон в жизни Лавры. [...] Не исчислить всех культурных возможностей, столь естественных около Лавры, нельзя и предвидеть те новые дисциплины науки, сферы творчества и плоскости куль туры, которые могут возникнуть и, наверное, возникнут с свершившимся переломом мировой истории – от уединенного рассудка ко всенародному разуму. Скажу короче: мне представляется Лавра в будущем русскими Афинами, живым музеем России, в котором кипит изучение и творчество и где в мирном сотрудничестве и благожелательном соперничестве учреждений и лиц совместно осуществляются те высокие предназначения дать целостную культуру, воссоздать целостный дух античности, явить новую Элладу, которые ждут творческого подвига от Русского народа» (27, с. 26, 28–29). Священство Годы преподавания отца Павла в МДА сложились из периодов его жизни совершенно разного духовного устроения. В личной жизни он за эти годы пережил глубокий кризис (1908–1910) и его преодоление – брак (1910). В своём творчестве отец Павел за эти годы перешёл от теодицеи к антроподицее. Но было и то, что скрепляло разные звенья как в личной жизни, так и в творчестве – священство. К священству П. А. Флоренский стремился в течение многих лет, чувствуя в этом и духовное, и родовое призвание. Но духовник П. А. Флоренского, епископ Антоний (Флоренсов), мудро предостерегал его не принимать священного сана, пока он не женится. Лишь вступив 25 августа 1910 года в брак с Анной Михайловной, урожденной Гиацинтовой (31 января 1889 –† 18 марта 1973), П. А. Флоренский смог исполнить свою заветную мечту.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Кн. «На горах Кавказа», содержащая описание бесед И. со старцем Дисидерием, впервые увидела свет в 1907 г.; деньги на ее издание дала вел. кнг. Елизавета Феодоровна по рекомендации оптинского старца Варсонофия (см.: Варсонофий Оптинский. 1999. С. 281; Материалы к спору о почитании Имени Божия. 1913. С. 204-205). Книга сразу же обратила на себя внимание как монашествующих в России и на Афоне, так и верующей интеллигенции, вызвав восторженные отклики. С одобрения духовно-цензурного комитета она была переиздана дважды - в 1910 и 1912 гг. (в последний раз - 10-тысячным тиражом). «Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину ее содержания,- говорил о ней старец Варсонофий.- Она должна доставить громадное наслаждение людям, имеющим склонность к созерцательной жизни» ( Варсонофий Оптинский. 1999. С. 281). Известный религ. философ кн. Е. Н. Трубецкой по прочтении книги И. написал: «Эта книга прожгла мне душу. Ничего более чистого, прекрасного и святого из человеческих произведений я не читал. Это - человек, который видит Бога» (Взыскующие града. 1997. С. 551). Даже архиеп. Антоний (Храповицкий) , к-рому суждено будет сыграть ключевую роль в разгроме имяславия , признавал, что книга И. «произвела большое впечатление на афонских монахов», так как «написана ярко, с большим подъемом» (Беспорядки на Афоне//Рус. слово. 1913. 21, 25 янв.). Основной темой книги является не теоретическое оправдание имяславия, а практическое руководство к молитве Иисусовой . Поэтому в книге не следует видеть «манифест имяславия». Более того, ошибкой было бы рассматривать учение об имени Божием, изложенное в кн. «На горах Кавказа», исключительно через призму полемики, развернувшейся вокруг имяславческой лит-ры в 10-х гг. XX в. В ходе этой полемики книгу рассматривали вкупе с сочинениями иеросхим. Антония (Булатовича) , такими как «Апология веры во Имя Божие», несмотря на то что еще в 1913 г. свящ. Павел Флоренский предлагал отделить оценку книги и личности И.- то, что он называл «Иларионовским вопросом»,- от оценки сочинений иеросхим. Антония: «Если о. Иоанн [Кронштадтский] и о. Иларион говорили духовное и по-духовному, то о. Антоний, желая оправдать себя и учение перед теми, перед коими надлежало хранить молчание, уже начал рационализацию, уже лишил Иларионовскую мысль, древнюю мысль, ее священного покрова непонятности» ( Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. М., 1999. Т. 3(1). С. 297).

http://pravenc.ru/text/389175.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010