Тем не менее, дружба и взаимоуважение обоих иерархов вполне уживались в них с самостоятельностью богословской мысли. Митр. Антоний, к примеру, оставался неудовлетворенным утверждениями архиеп. Илариона о главенствующем значении в деле нашего спасения Боговоплощения: «Мы заявили свою неудовлетворенность тою точкой зрения, по которой сила нашего искупления переносится с события Христовых страданий на событие Его воплощения. Хорошо, однако, то, что авторы подобного направления расширили представление искупительного подвига Господа на всю Его земную жизнь, как это и выражено в тайносовершительной молитве св. Василия Великого: но сущности своей мысли они все-таки не объясняют. Господь принял наше естество, уподобился нам: но почему Его святость на нас переходит?» . Что же касается научной ценности богословских рассуждений митр. Антония, то архиеп. Иларион высказывался о ней критически. По воспоминаниям С. Волкова, «знаменитый в те годы ученый архиепископ Антоний (Храповицкий) отозвался о работе Флоренского достаточно резко, сказав: Или я уже ничего больше не смыслю в философии, или это просто хлыстовский бред!» На это инспектор МДА заметил, что он «готов согласиться только с первой половиной его суждения, поскольку, занятый делами церковного управления и общественности, Антоний " порядком поотстал от философии и недооценивает ее новейших направлений " » . Похожее высказывание о митр. Антонии мы находим и в воспоминаниях архим. Киприана (Керна): «Он, отойдя от Академии, быстро отстал и от науки. Это между прочим говорил про него и замученный в ссылке архимандрит Иларион (Троицкий), профессор Нового Завета Московской Духовной Академии» . Тем не менее, в своих работах архиеп. Иларион неоднократно ссылается на митр. Антония и указывает на то, что высокопреосвященный Антоний первый в русском богословии брался за рассмотрение той или иной темы . Митр. Антоний ратовал за соблюдение тех же принципов богословского рассуждения, которых придерживался сщмч. Иларион. Это прежде всего согласие с верой Церкви, с церковным преданием: «Когда предлагается читателям (более или менее) новое изъяснение христианских догматов, то верующий по-православному автор всего менее рассчитывает ввести в сознание Церкви какую-либо новую истину; напротив, он убежден, что полнота истины есть всегдашнее достояние сознания церковного» .

http://bogoslov.ru/article/3546585

В 1876 г. женился на дочери кафедрального протоиерея Павла Николаевича Охотина Екатерине Павловне. В 1878 г. рукоположен в священники. «Жена моя была больная, неизлечимо больная. Только год я жил с ней как с женой, а все остальное время — лет шесть — как брат с сестрой» — скажет впоследствии о себе епископ Антоний . В 1882 г. он овдовел. В июне 1887 г. назначен ректором Самарской семинарии, тогда же принял монашеский постриг, возведён в сан архимандрита. Принятию монашества предшествовали долгие сомнения и тяжело перенесённая болезнь (холера). Будучи больным, Михаил Семенович дал обет по выздоровлении принять монашество . 12 августа 1890 г. архимандрит Антоний рукоположен в епископа Острожского викария Волынской епархии, с 30 апреля 1890 г. он епископ Вологодский и Тотемский, 12 июня 1895 г. уволен на покой с назначением настоятелем ростовским Спасо-Яковлевским монастырём, 11 февраля 1898 г. отстранён от управления монастырём, проживал до своей кончины в московском Донском монастыре . Себя епископ Антоний ощущал очень больным человеком: в автобиографии он пишет о плеврите «от простуды в холодной Вологде» , но ещё в начале служения в Вологде говорил, что страдает «болезнью позвоночника и ужасным малокровием» и при том он «человек крайне нервный. Опасностей никаких я не боюсь и бесов не боюсь, но боюсь неожиданностей» . В Москве был известен как духовный наставник, эксцентричный, даже с некоторым юродством. В литературе он чаще всего упоминается как духовник Павла Флоренского, значительно повлиявший на его жизненный выбор. Многократно перепечатаны благоговейные воспоминания о еп. Антонии о. Александра Ельчанинова . Среди публикаций, появившихся в последние годы, на первое место следует поставить книгу недавно почившего игумена Андроника (Трубачёва) «Епископ Антоний (Флоренсов) старец московского Донского монастыря» , в которой кроме уже публиковавшейся биографии епископа Антония напечатаны его дневники за 1902 и 1917 гг., воспоминания о нём духовных чад, переписка с о. Павлом Флоренским, статьи, речи, отзывы и многое другое.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Я бы предложил почитать, как наш первый после Синодального периода патриарх фактически обрёк о. Антония (Булатовича) – старого и почти слепого человека, на голодную смерть, отказав ему в просьбе скоротать последние дни в монастыре. А уж если речь идёт о том, что-де о. Антоний (Булатович) в молодости и сам был не прочь размять свои руки о чужие телеса, то напомнил бы о святителе Николае Мирликийском, о котором Предание отчетливо говорит, будто именно он «заушал» ересиарха Ария на Никейском Соборе 325 года. И хотя сам по себе этот факт оспаривается, откровенно говоря, но вполне уместен для примера в виде иллюстрации. Другой автор – иеромонах N – высказался мне в том духе, что о. Антоний (Булатович) сам виноват в случившемся, поскольку: а) произвёл мини-революцию на Афоне «под благовидным предлогом», б) под конец жизни не жил монашеской жизнью, в) не являл послушания архиереям. Но любая революция или мини-революция преследует конкретную цель, какую в данном случае можно приписать о. Антонию (Булатовичу)?! В чём выражался этот «предлог»? И если речь идёт о «насаждении» им «имяславия», то тогда к «революционерам», как минимум, следует отнести св. Иоанна Кронштадтского и весь цвет русской богословской мысли – С.Л. Франка, о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского, А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева и т.д. Не говоря уже о Паламе и вообще всей исихастской практике Восточной церкви. Тезисы о том, кто жил монашеской жизнью, а кто – нет, ввиду субъективизма вообще я лично предпочитаю не рассматривать. Вы считаете, что о. Антоний (Булатович) нарушал монашеские обеты? Но таких свидетельств не приводится. Он что, не работал на «монастырских колхозных полях»? – что у нас уже стало синонимом «правильной» монашеской жизни. Но монастырь – не колхоз и не орган социального обеспечения, у него свои задачи, а у монаха – свой крест, свой подвиг духовного служения. Послушание монах держит перед своим старцем, а не перед системой церковного управления. И вообще в вопросах веры послушание, мягко говоря, не приветствуется Церковью, если оно приводит к следованию еретическим учениям. А именно это и демонстрировал наш Святейший Синод или, как минимум, архиепископы Никон (Рождественский) и Антоний (Храповицкий).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/09/ar...

– Батюшка, можно ли преодолевать себя, стать лучше, но при этом без Бога? Мы как-то удивительно автономно живем, даже верующие. Для нас Бог далеко. А Бог очень близко! – Можно, конечно, заниматься аутотренингом, тренировать себя в какой-то другой вере или в другой философской системе. Люди занимаются этим. К примеру, древние стоики в этом упражнялись. Есть очень яркие примеры тому, как люди очень хорошо себя преодолевали. Но без Бога, без Господа Иисуса Христа все наши усилия остаются тщетными, то есть пустыми, они не дают человеку ту полноту жизни, которую Бог задумал о человеке. Мы как-то удивительно автономно живем, даже верующие. Для нас Бог далеко. Пойду в церковь, помолюсь – а вышел из храма и что хочу, то и делаю. А Бог очень близко. Это очень хорошо видно из жизнеописания старца Силуана. Когда он молился и пришел в отчаяние, Господь явился ему – и не как-то так, как в Ветхом Завете, это были не какие-то странные явления, а он просто увидел рядом с собой Господа Иисуса Христа. Когда святой Антоний Великий сражался с бесами и был ими избит до полуживого состояния, то, лежа на земле в пещере, в которой он подвизался, увидел стоящего над ним Господа Иисуса Христа. Он не пришел откуда-то издалека, Он стоял рядом. Это память о Боге, о которой говорил наш замечательный еще не прославленный «священномученик» Павел Флоренский. Я его очень люблю и почитаю, потому что его книги меня наставили в жизни и в вере, и «Столп и утверждение истины» и «Философия культа» дали мне возможность смотреть с открытым лицом на всё окружающее. Такие он дал сильные слова и много такого продумал! Так вот, отец Павел Флоренский своим детям писал с Соловков вместо завещания: «Дети, ходите всегда пред Богом», и дальше сказал знаменательную фразу: «Все остальные мои слова будут просто комментарием вот к этим». Это самое главное – ходить пред Богом, присутствие Божие ощущать. – А как выйти из этой автономности, о которой вы говорили? Как устроить свою жизнь так, чтобы всегда чувствовать себя ходящим пред Богом?

http://pravoslavie.ru/93773.html

Отношение о. Андроника к епископу Антонию видно уже по названию книги: для него владыка Антоний праведник и местночтимый московский святой. Важной вехой в изучении влияния епископа Антония на современников стала вышедшая в 2015 г. статья Ю. В. Розанова «Старец Антоний (Флоренсов) и декаденты» , в которой прослеживаются отношения епископа Антония с группой молодых интеллигентов: А. С. Петровским, Андреем Белым (Б. Н. Бугаевым) и другими, по материалам сохранившихся дневников и переписки. Отношения эти эволюционировали от восторженного почитания старца-прозорливца к разочарованию, к образу епископа-странника из «Кубка метелей» Андрея Белого. Но если литературно-музыкальный портрет Антония у А. Белого лишь угадывается по отдельным намёкам, то зарисовка владыки Антония в романе Валентина Свенцицкого «Антихрист» вполне детальна и достоверна. Это также взгляд разочарованного посетителя. Соответствие художественного описания фактически состоявшимся событиям обосновывается С. В. Чертковым в примечаниях к недавнему переизданию романа . Ещё одним источником сведений о епископе Антонии стал архив митр. Мануила (Лемешевского). Сохранившиеся в нём материалы, среди них записи духовных бесед с вл. Антонием Христины Сергеевны Арсеньевой, были опубликованы в 2000 г. в самарском журнале Духовный собеседник . Важная автобиографическая заметка еп. Антония, обнаруженная среди материалов о выпускниках Киевской духовной академии прот. Ф. И. Титова, опубликована в 2019 г. в Словаре выпускников КДА . Наконец, некоторые данные о малоизвестном периоде жизни епископа Антония, когда он был настоятелем ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, удалось собрать А. Е. Виденеевой на основании монастырских богослужебных журналов . В настоящей статье мы обращаемся к свидетельствам современников о деятельности еп. Антония в Самарской, Волынской и Вологодской епархиях, не привлекавших до сих пор внимания исследователей. Свидетельства эти, по большей части фрагментарные и односторонние, не дают целостного портрета епископа Антония, однако они служат ценными дополнениями к биографическим работам игумена Андроника.

http://bogoslov.ru/article/6174623

был принят старцем Парфением в Благовещенскую келию. 13 авг. направляет письмо в К-поль Патриарху Иоакиму III с просьбой защитить имяславие. В то же время противники имяславия также обращаются к Патриарху. 12 сент. посланием Патриарха Иоакима афонским инокам запрещается чтение кн. «На горах Кавказа» всем живущим на Св. горе, послание содержит предупреждение тем, кто распространяет «это бессмысленное и богохульное учение, смущает Св. гору», к ним «приняты будут со стороны Церкви строжайшие меры». А. делает разбор послания и направляет его Патриарху (История афонской смуты. С. 71, 76-77). Он направляет обер-прокурору Святейшего Синода жалобу на архиеп. Антония, с благословения к-рого на страницах «Русского инока» печатались статьи против имяславцев, в т. ч. и самого архиепископа. В янв. 1913 г. А. принял активное участие в низложении и изгнании игум. Андреевского скита Иеронима и избрании игуменом архим. Давида. Ватопедский мон-рь , к-рому был подчинен скит, не признал выборы законными, А. было предложено покинуть скит. (О дальнейшем развитии событий в скиту, называемых в лит-ре «афонской смутой» или «афонским восстанием», см. в ст. « Андрея Апостола скит» .) В марте 1913 г. в издании «Религиозно-философской библиотеки» мч. Михаила Новосёлова выходит в свет «Апология» А. с неподписанным предисловием («От редакции») свящ. Павла Флоренского и включенным в него письмом М. Д. Муретова . В опубликованной вскоре ст. «Афонская смута» С. В. Троицкий сближает взгляды, высказанные в «Апологии», со взглядами варлаамитов , обвиняет А. в неточном прочтении отцов Церкви; «добросовестным недоразумением,- пишет он,- следует считать все ссылки Апологии (см. главы IV, с. 55, и V) на тексты из писаний о. Иоанна Кронштадтского (С. 39, 55-56), св. Симеона Солунского (С. 56-59), Игнатия и Каллиста Ксанфопула и др., говорящих на самом деле не об объективном тождестве имени с Богом, а о субъективном отождествлении именования с именуемым лицом в молитве, в призывании Господа». Это недоразумение, считает Троицкий, явилось исходным пунктом афонской смуты (Афонская смута.

http://pravenc.ru/text/115940.html

Директор Амстердамского центра восточно-православного богословия Михаил Баккер обратил внимание на то, что Святая Гора не может сегодня восприниматься как некий музей, поскольку Афон, прежде всего, это живая традиция. Он отметил важность такого антропологического понятия, хранимого на Афоне, как «духовный интеллект». На Западе данное понятие заменил разум. Председатель Христианско-демократического движения Словакии, бывший еврокомиссар по науке, образованию и культуре Ян Фигель отметил, что Европа - это больше, чем просто общий рынок, ей для успешного развития необходимо осознавать свои культурные корни, которые как мозаика складываются из разных духовных традиций. Особая роль в этом процессе принадлежит Афону. Президент Фонда Андрея Первозванного Сергей Щеблыгин рассказал о значимости связей России с Афоном и назвал монашескую республику «духовной родиной» для русской культуры. Так, на Афоне принял монашеский постриг преподобный Антоний Печерский. Из Ватопеда прибыл в Московию для перевода греческих книг преподобный Максим Грек. С Афоном связаны судьбы писателей Андрея Муравьева, Константина Леонтьева, Бориса Зайцева, творчество ученых и подвижников архиепископа Василия (Кривошеина) и архимандрита Софрония (Сахарова), священников Павла Флоренского и Сергия Булгакова, Алексея Лосева. Именно поэтому для современной России так важно не прерывать духовную связь с Афоном. Сергей Щеблыгин отметил, что по инициативе Фонда Андрея Первозванного с Афона в Россию были принесены мощи апостола Андрея Первозванного и евангелиста Луки, также фонд оказывает помощь Русскому Свято-Пантелеймонову монастырю и организовывает паломнические поездки. Участникам конференции была представлена уникальная выставка фотографий Афона. На ней были представлены работы из альбома великого князя Константина Константиновича Романова, сделанные в фотомастерской Свято-Пантелеймонова монастыря в конце XIX века и современные фотографии, снятые насельниками Ватопедского монастыря. Перед гостями выступили Византийский хор «Тропос» с исполнением афонских песнопений, а также ансамбль русской духовной музыки «Светилен». 9 июля в храме Румынской Православной Церкви в Зальцбурге была совершена Божественная литургия по афонскому чину, которую возглавил архимандрит Ефрем (Кутсу).

http://e-vestnik.ru/world/sohranit_iskon...

Духовником его был епископ Антоний (Флоренсов) — высокоавторитетный старец, под духовным окормлением которого находилось множество людей из самых разных слоев общества, многочисленные представители интеллигенции. И он деликатно даже не благословил, а скорее посоветовал Флоренскому жениться и тоже объяснил, почему. Ведь отец Павел был пламенный, горящий, всему отдавался до конца. И духовник, зная его, увидел, что этот огненный темперамент, возможно, помешает исполнению монашеских обетов. По благословению владыки отец Павел избрал себе в супруги очень простую девушку, и брак был великолепный: родились прекрасные дети, семья была очень дружной. Письма отца Павла матушке из заключения поражают высотой любви, которой их отношения буквально пронизаны.   Монахи и блуд — Но есть ведь примеры и обратного, и лично я знаю таких несколько. Когда брак по благословению оказывался несчастливым и распадался. Когда уход в монашество по благословению духовников приводил к печальным последствиям. Почему в каких-то случаях благословение «не срабатывает»? — Да, случаи нарушения монашеских обетов бывают. Знаю одного архимандрита, даже настоятеля монастыря, который оставил монашество, священный сан и женился. До этого он окончил семинарию, был человеком богословски образованным. Он возглавил новый монастырь и строил обитель, вкладывая всю душу и сердце. Но встретилась на его пути женщина, которая была спонсором, жертвовала на обитель средства… Частое общение с ней привело сначала к блудному падению, а затем и к браку. При этом сейчас своим друзьям он открыто говорит, что совершил огромную ошибку, оставив монашество, и очень об этом сожалеет. Еще случай, о котором знаю не понаслышке. Девушка ходила к одному иеромонаху на исповедь, у них завязались тесные отношения, закончившиеся блудом. Он впал в уныние. Правящий архиерей, человек мудрый и рассудительный, не лишил его сана, но перевел из города в далекий монастырь. Прошло время, человек до сих пор в монашестве. Более того, я заметила, что он стал более опытным в решении довольно сложных житейских вопросов, потому что, как говорится, «за одного битого двух небитых дают». А осудить монаха легко… Люди считают, что раз надел черные одежды, значит, уже свят. Однако понять сложности иноческой жизни очень непросто. И те монахи, которые прошли через духовные падения, сердечно раскаялись и остались верны своему выбору, как раз умеют и другим помогать врачевать тяжелые духовные недуги.

http://pravmir.ru/igumeniya-serafima-duh...

Литургическое богословие, так же как и творения отцов Церкви, относятся к Священному Преданию. Оно тоже по внушению Святого Духа. Его значение еще большее, чем у патристического богословия, так как Церковь Христова пользовалась этими источниками почти две тысячи лет. Это его Lex Orandi. Это ответвление богословия начали исследовать только в последнее время. Но можно утверждать, что и раньше ссылались на творения отцов почти в каждой книге богословия, часто и в проповедях. Это конечно следует одобрить, но большая разница, – употребляется ли иногда какая-нибудь фраза какого-нибудь отца Церкви или изучается его учение о каком-нибудь богословском вопросе. Большая ошибка двух русских крупных личностей и богословов П. Флоренского и Сергия Булгакова была в том, что они, опираясь на церковное Предание, пользовались выдержками, чтобы подтвердить свои богословские выводы. Церковное богословие патристическое и литургика по богословскому содержанию богаче и глубже, – чем так называемое училищное богословие. Это очень помогает в решении вышеупомянутых и современных трудностей. Один пример. Все мы помним, как учит катехизис и учебники о догмате воплощения Сына Божия и искуплении, а также о страданиях Христа и значении смерти на кресте. Общеизвестно, что на школьное объяснение догмата искупления повлияла средневековая латинская юридическая теория. Отцы Церкви и богослужебные книги поясняют нам, что цель воплощения Бога Слова была возобновить, вновь возродить, вновь создать религиозно-нравственно падшего человека. И еще более – его прославление и вновь присоединение к Божественной жизни, его обожение. Святой Антоний Великий учит: «Бог стал человеком, чтобы мы обожились». И слово антропология, которым предусматривается узкий путь подвижничества, встречаем у всех Отцов Церкви, в церковной гимнографии и литургических книгах. Например, в анафоре Василия Великого , в Каноне Рождества и рождественского сочельника и в Каноне Великой Субботы ( Иоанна Дамаскина ). Спасение человека, учит Святое Предание, это его (θωσις) обожение. О высоком достоинстве человеческого существа также говорят все Отцы – отшельники пустынь и монастырских келий. «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». Второй пример. Под влиянием средневекового латинского учения многие члены Церкви боятся таинства соборования, того таинства, которое дано Церкви для исцеления болезней и выздоравливания благодатью Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/dok...

На издание журнала было дано разрешение Святейшего Синода, признавшего программу «предполагаемаго к изданию при Московской духовной Академии журнала... соответствующею своей цели» 4 . Во избежание финансовых недоразумений сразу же были приняты «правила отчетности», составленные первым редактором журнала П. Горским-Платоновым 5 . Перед тем, как начать редакционные и издательские труды, 8 ноября 1891 г., в праздник Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных, Ректор Академии архим. Антоний (Храповицкий) совершил торжественный молебен в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы. В своей проповеди, посвященной бесплотным силам, он представил «Богословский вестник» как светоч церковного учения, носители которого - по примеру ангелов, служащих меньшей братии, т. е. людям, - должны вразумить «русских эллинов» и «русских иудеев». Под эллинами владыка подразумевал представителей российской вольнодумной интеллигенции, а под иудеями - консерваторов и традиционалистов 6 . В первом номере журнала вслед за словом архим. Антония была опубликована заметка первого редактора журнала П. Горского-Платонова о печатном слове, которое может употребляться как в лживых целях, так и для служения истине 7 . Подразумевалось, что новый журнал станет образцовым органом русской церковной печати. 2. Организация издательского процесса Владелица одной из известных московских типографий А. И. Снегирева в стремлении помочь Академии открыла 1 декабря 1891 г. специально для «Богословского вестника» в Сергиевом Посаде особое отделение с хорошей полиграфической базой. В этой типографии публиковались также ученые труды профессоров Академии: П. И. Горского-Платонова 8 , И. Д. Андреева 9 , А. Д. Беляева 10 и др. Не ранее чем с 1898 г. при новом редакторе журнала А. Спасском журнал стал печататься в типографии Троице-Сергиевой лавры. В архиве МДА (172 фонд РГБ) сохранился договор одного из последних редакторов дореволюционного «Богословского вестника» свщ. Павла Флоренского о издании журнала в Лаврской типографии, заключенный с Духовным собором Лавры за подписью наместника Лавры архим.

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010