Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Охотин Николай Васильевич; 26.10.1828, с. Урусово Алатырского у. Симбирской губ.- 1.03.1912, Новгород), архиеп. Новгородский и Старорусский. Род. в семье псаломщика. Окончил Алатырское ДУ, Симбирскую ДС, в 1853 г. СПбДА, получил степень канд. богословия за соч. «История Церкви Александрийской до времени Афанасия Великого». С 31 окт. 1853 г. преподаватель истории в Нижегородской ДС. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра богословия. 11 окт. того же года переведен преподавателем словесности в Симбирскую ДС, 10 окт. 1856 г. назначен ее инспектором с преподаванием психологии, логики и патристики, 26 марта 1874 г. утвержден ректором. 17 апр. 1874 г. рукоположен во иерея (целибат) Симбирским архиеп. Евгением (Сахаровым-Платоновым) , 21 апр. того же года возведен в сан протоиерея. Под рук. Охотина Симбирская ДС значительно выросла в научном отношении, в ней поддерживалась строгая дисциплина. Среди выпускников этого времени были буд. ученые Е. А. Малов и Ф. В. Благовидов , М. С. Флоренсов (впосл. еп. Вологодский Антоний ) и др. Сам ректор преподавал Свящ. Писание и философию. Состоял председателем совета братства Трех святителей, учрежденного в 1879 г. при семинарской церкви и в нояб. 1884 г. преобразованного в Симбирское духовно-просветительное братство (в совет братства вошли директор народных уч-щ Симбирской губ. И. Н. Ульянов как товарищ председателя и директор Симбирской классической гимназии Ф. М. Керенский). 15 янв. 1886 г. совершил литию при гробе И. Н. Ульянова в присутствии В. И. Ульянова (см. Ленин ) и участвовал в отпевании. В 1884 г. назначен председателем епархиального училищного совета, возглавив организацию сети церковноприходских школ в епархии. 13 янв. 1885 г. вместе со свящ. Флоренсовым открыл религиозно-нравственные чтения в семинарской церкви. 2 дек. 1889 г. пострижен в монашество Симбирским еп. Варсонофием (Охотиным) , 3 дек. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/168380.html

О. в. было учреждено 1 окт. 1840 г. (после упразднения в 1828 униат. Луцкой епархии), местом пребывания Острожских епископов были Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра (до 1843), Житомир (1843-1860, 1916-1919), Дерманский Свято-Троицкий муж. мон-рь в Дубенском у. (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань) (1860-1873, 1915-1916), г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина) (1873-1902). Острог стал центром вик-ства по причине того, что здесь находились правосл. Преображенский муж. мон-рь, при к-ром в 1796-1821 гг. располагалась Волынская семинария (после уничтожения обители пожаром семинария переведена в мест. Аннополь Острожского у.), и Волынская консистория (переведена в Житомир в 1843). После перехода в 1822 г. из унии в Православие Дерманского мон-ря в нем в 1833 г. было организовано уездное ДУ вместо ранее существовавшей униат. псаломщицкой школы. Уч-щем руководил настоятель мон-ря архим. Иерофей (Лобачевский), в 1845 г. хиротонисанный во епископа Острожского. В 1877 г. уч-ще переведено в мест. Клевань Ровенского у. Позднее в Дермани действовала псаломщицкая школа под руководством Острожских епископов, в 1920 г. переведенная в кременецкий в честь Богоявления монастырь . Острожский еп. Антоний (Флоренсов) наблюдал за состоянием Волынской ДС (в 1836-1902 находилась в Кременце), управлял Дерманским мон-рем, опекал Волынское епархиальное жен. уч-ще, острожское Кирилло-Мефодиевское братство. Острожский еп. Гавриил (Воеводин) являлся настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря, ректором Житомирской пастырской семинарии. Под его управлением в церковном отношении состояли Дубенский и Острожский уезды. 5 сент. 1913 г. он освятил рядом с Дерманским мон-рем новое здание Волынской Феодоровской епархиальной церковно-учительской семинарии - единственного в епархии учебного заведения для подготовки учителей церковноприходских школ (семинария открылась в Дермани в 1906). Острожский еп. Аверкий (Кедров) в 1915-1919 гг. являлся настоятелем Дерманского Свято-Троицкого мон-ря, однако из-за военных действий жил в житомирском Богоявленском мон-ре. Под управлением викария с 1916 г. состоял основанный в 1910 г. Пляшевский Георгиевский скит, являвшийся первоначально отд-нием Почаевской лавры и получивший в 1916 г. статус самостоятельного мон-ря в непосредственном подчинении Волынско-Житомирской епархии. По благословению Острожских архиереев в ведении Пляшевской обители были основаны Иовский скит в с. Рудня-Почаевская Дубенского у. (1913), скит св. Гавриила Заблудовского (Белостокского) в с. Крыжи Кременецкого у. (1916) и Почаево-Богородичный скит в мест. Здолбуново Острожского у. (1914). Делалась попытка открыть в 1916 г. скит в с. Липки (ныне Гощанского р-на Ровненской обл.), скит был создан позднее - в 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

прот. Константин Борщ Часть вторая. Развитие афонских событий Глава 1. Истина об Истине к предотвращению имяборчества 262 «Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты ecu БОГ СПАС мой... Ради Имени Твоего, Господи, очисти грех мой» ( Пс. 24:5, 11 ) 1. Беседа инока Досифея со Старцем Амвросием о новой имяборческой ереси Однажды, беседуя с одним из старейших наших духовников (55 лет прожившем на Афоне) о современных наших афонских нестроениях и разногласиях относительно Имени «Иисус», и весьма скорбя о том, что сколь великие и уничижительные мнения об Имени Иисусовом и хуления на оное не только высказывается открыто начальствующими и духовниками и высокообразованными монахами, но даже печатаются в духовных журналах, как то, например, было в «Русском Иноке», где архиепископ Антоний лично на всю Россию возвестил, что Имя Иисус постольку же не есть Бог, поскольку и имена многих других Иисусов 263 . – Итак, весьма скорбя о сих небывалых хулениях, я вопросил старца: – Отче мой, что же делать мне? Молчать ли, или изобличить хулителей Имени Божия, но они суть власть имущие в нашей обители и на меня тогда обрушатся разные беды и гонения?! – Надо узнать волю Божию, и узнав её, действовать согласно с ней, – отвечал мне духовник, – тогда совесть твоя мирная будет, что бы с тобой из-за этого не случилось. – А как мне узнать волю Божию? – говорю я. – Писано есть: «вопроси отца твоего, и возвестят тебе старцы твоя, и рекут тебе» ( Втор. 32:7 ). – Но которого же отца вопросить мне, который воистину мог бы мне открыть волю Божию? – вопросил я. – В Зографе есть великий старец, о. Амвросий. Он одарён великой благодатью, и даже некогда только что умершего, и не успевшего приобщиться, воскресил и приобщил, он имеет дар прозорливости, и есть воистину старец благодатный, и ты можешь, несомненно, верить, что уста его будут для тебя Божиими устами. Давай помолимся, и ступай к нему, и как скажет, так и сотвори. Этот совет пришёлся мне весьма по душе, и так мы сделали, и наутро я пошёл в Зограф. Когда я постучался к старцу, то оказалось, что он отдыхал, но келейник, почему-то, не постеснялся немедленно его разбудить, я же стоял в дверях. Пробудившись и ещё не видя меня, но, только вставая с ложа и усаживаясь на стул, столетний старец говорил как бы про себя, но громко:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

С.В.Чертков Скачать epub pdf Автор не пропагандист, прельщаемый и прельщающий, но проповедник, исповедующийся и исповедующий, – проповедник бесконечно искренний. митр. Антоний (Храповицкий) . «Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям. Ф. М. Достоевского» Богослов, публицист, прозаик и драматург Валентин Павлович Свенцицкий родился в Казани 30 ноября 1881. В 6-м классе гимназии стал духовным чадом прп. Анатолия (Потапова). Оптинский старец утвердил ищущую душу на спасительном пути ко Христу, и для юноши с несомненностью определилось, что в христианстве заключена полнота истины, выяснились задача и смысл существования. Поступив в 1903 на историко-филологический факультет Императорского московского университета, Валентин обрёл любимого преподавателя – С. Н. Трубецкого, учился ораторскому мастерству у В. О. Ключевского , подружился с В. Ф. Эрном, познакомился с А. Белым, А. В. Ельчаниновым, П. А. Флоренским. После Кровавого воскресенья 9 января 1905 создал с друзьями Христианское братство борьбы, дабы противостоять сковавшему Церковь самодержавию и сформировать христианскую общественность. Одной из форм его легализации стало Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва, где Свенцицкий был товарищем председателя. При содействии С. Н. Булгакова ХББ издавало брошюры, газеты и журналы. Поставленные Братством задачи в корне отличались от европейской идеологии «христианского социализма»: экономика и политика признавались лишь внешними формами устроения духовной жизни; в основе всех человеческих отношений мыслились Христовы любовь и свобода, а не внешние законы; идеалом была Церковь , а не государство. Свенцицкий никогда не был революционным радикалом, неоязычником или мятущимся интеллектуалом-декадентом, как ныне измышляют незнакомые с его творчеством. Современникам это не пришло бы в голову: даже противники признавали – это «яркий и выразительный представитель того религиозного движения», которое «ищет обновления душ человеческих путём христианства, и в самом христианстве – не путём какого-нибудь сектантства, старого или нового, но... церковным, царственным, средним путём» (В. В. Розанов ); «верующий во Христа искренно и пламенно... За словами его так и чудится строгий коричневый лик со сжатыми бровями, с тяжким золотым нимбом, мерцающим в лампадных лучах» (З. Н. Гиппиус).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В 1918 году в Донском монастыре в Москве скончался Преосвященный Антоний Флоренсов, бывший епископ Вологодский. В Москве и провинции многие знали Владыку, как мудрого и благодатного духовного руководителя. Он был настоящим православным «старцем» – руководителем людей и в их практической жизни и на их путях к спасению. Но вместе с тем он имел свои особенности, отличавшие его от наших старцев и приближавшие его к нашей современности. Во-первых, он был епископ, с необычайно сильным сознанием в себе силы и власти епископа Вселенской Церкви: во-вторых, он очень широко смотрел на условные формы современной ему церковной обстановки и, хотя часто принужден был подчиняться этой обстановке, но внутренне всегда был от нее свободен; наше синодальное управление, обер-прокуратура, архимандриты и консистории никогда не казались ему вечными и неизменными категориями. Он был свободен и широк и в своих суждениях о науке, языческой древности, которую он очень чтил, природе, семье. Я имел счастье личного общения с Владыкой в течение 1908–1910 гг. Последующее имеет задачей познакомить читателя с его образом, поскольку он отразился в нескольких его беседах, которые я тогда же с буквальной точностью записывал. Этим записям я предпосылаю небольшое введение, где попробую собрать все то немногое, что уцелело у меня в памяти о Владыке. Он жил в Донском монастыре «на покое» с 1898 года, занимая точно то самое помещение, которое впоследствии было отведено Святейшему Патриарху Тихону, – от ворот сейчас же направо, в монастырской стене. Пройдя под обширными массивными сводами ворот, посетитель поднимался по узкой лестнице во второй этаж. В годы моего знакомства с Владыкой при нем жил все тот же келейник Ж.; но часто Владыке самому приходилось подходить к двери на робкий звонок (колокольчик) посетителя. После обстоятельных расспросов через запертую дверь, посетитель через маленькую переднюю приглашался в небольшую приемную, которая обычно служила и столовой – диван с подушками, овальный стол, кресло, несколько стульев, дверь в кабинет и спальню. Комната эта нисколько не характерна для хозяина: настоящие комнаты его, с его образами, книгами, большим сундуком биографических материалов – записей о его беседах с посетителями – все это было дальше – в кабинете и спальне Владыки, куда он допускал немногих, как особую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

20 февраля Московское синодальное училище церковного пения на Б. Никитской ул. Закрыто после 1917 г. 1918 год – Священный Синод и Высший Церковный Совет приняли постановление о мерах по сохранению духовных школ. В постановлении говорилось: «Признавая необходимым приложить все заботы и меры к сохранению духовной школы в ведении Церкви: 1) предложить епархиальным преосвященным всеми возможными способами выяснить православному населению особливую необходимость в настоящее время сохранения и поддержания духовной школы ввиду ее значения как единственного теперь, при запрещении преподавания Закона Божия в светских школах, рассадника христианского просвещения и призывать духовенство и мирян прийти на помощь духовной школе в ее тяжелых обстоятельствах и, где представится возможность, созвать экстренные епархиальные собрания, там созвать таковые не позже мая сего года; 2) определить в пользу духовно-учебных заведений 6%-го сбора валового церковного дохода 1917 г . в дополнение к ныне взимаемому процентному сбору, каковой и представлять для последнего… применительно к условиям денежной пересылки в переживаемое время; 3) разрешить епархиальным управлениям выдавать на содержание личного состава духовно-учебных заведений и на пенсии по 1 августа сего года потребные средства из свободных переходящих сумм свечных заводов в зачет означенного 6%-го сбора и 4) просить Священный Синод определить положение духовной школы с начала будущего учебного года». 1918 год – Скончался епископ Вологодский и Тотемский Антоний (Флоренсов). Владыка Антоний много потрудился не только на ниве церковного, архиерейского служения (он управлял Дерманской женской обителью, ростовским Спасо­Яковлевским монастырем, в 1894—1895 гг. возглавлял Вологодскую епархию), но и в области духовного наставничества. Талантливый педагог, знаток психологии, классической философии, литературы, точных наук, поклонник античной культуры, он стал другом и духовным руководителем для русских философов, писателей, поэтов нач. ХХ в. (среди них — В. Ф. Эрн, А. А. Блок, Андрей Белый). До самой кончины владыки Антония под его духовным окормлением находился о. Павел Флоренский.

http://pravoslavie.ru/5363.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Духовность 31.03.2014 «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век; правдою Твоею избави мя и изми мя; прикло­ни ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя; буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя…» 23.03.2014 Божественную благодать, но также не даешь ее потерять. Какая глубина Божественной премуд­рости кроется в тебе! Блаженны взыскавшие тебя. Еще блаженнее вкусившие твоих священных пло­дов. Поистине, ты — необоримая сила, «бесстра­шие смерти, безбедное плавание, путешествие спя­щих» 24.02.2014 На Афоне, особенно в греческих монастырях, символ веры во время литургии не поют, а читают. Также и «Отче наш». Если в монастыре присутствует гость, то очень часто его могут просить прочитать эти молитвы. Утром на службе это делает «белый человек» 14.02.2014 Он потерял много крови, его лицо стало очень блед­ным. Знакомые, кто чем мог, пытались ему помочь. Кто-то предлагал принести таблетки, содержащие железо, но он отнекивался и отшучивался: «У меня здесь в келье железа много, мне нужно не железо, а сталь». Так Паисий Святогорец отказывался от предлагаемой ему помощи. 31.08.2013 Пояс Пресвятой Богородицы, фильм про Ватопед, Афон 05.07.2013 Мы печатаем здесь две статьи. Первая: Иеросхимонах Антоний (Булатович) «Афонский разгром». Эта хроника является мнением афонских монахов и дневником событий, которым отмечается 100 лет. Вторая статья: Св. новомученик М. Новоселов. «Церковное бессилие» - это ответ русской церковной интеллигенции, под которым подписались и Флоренский, и многие другие известные богословы. 21.03.2013 Родившийся без рук и без ног, Ник Вуичич с самого детства верил, что Бог создал его таким для какой-то особой цели. И однажды понял свое предназначение. «Господь взял мое необычное тело и наделил меня способностью воодушевлять и вдохновлять людей. У Бога есть планы на людей, планы, которые дают людям надежду и будущее» 21.10.2012 Одна моя знакомая старуха была жутко скупой. А вот дочка у неё была очень хорошая. Когда она хотела подать милостыню, то выбрасывала какую-нибудь вещь из окна, выходила из дома с пус­тыми руками (потому что её мать следила, чтобы та ни­чего не выносила из дому), потом подбирала под окном выброшенную вещь и отдавала нуждающимся.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=10&pid=4

Рабочеостровск. Церковь Троицы Живоначальной. Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря Карта и ближайшие объекты Кемское подворье находится на берегу Попова острова (современное название – остров Октябрьской Революции), недалеко от порта в поселке Рабочеостровск. У берега моря, на узкой полосе между храмом и водой, сохранилась насыпь бывшей лагерной железной дороги. По ней проходили заключенные Соловецкого лагеря. Среди них были священномученик Иларион Троицкий, священномученик Петр (Зверев). Этим путем прошли отец Павел Флоренский, Георгий Осоргин, Олег Васильевич Волков. В полукилометре от Подворья установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь находился Кемский пересыльный пункт Соловецкого лагеря Особого назначения». Исторически Кемь, как и многие беломорские селения, была связана с Соловецким монастырем. В начале XX века строилась Мурманская железная дорога, и через Кемь могли ехать на Соловки многочисленные паломники. В кемском порту действовала церковь святителя Николая, точное местонахождение которой не установлено. Сохранились несколько бывших монастырских домов, которые были гостиницами. После возрождения Соловецкого монастыря Подворье строится на новом месте. Администрацией города был передан обветшалый корпус довоенной постройки (бывший клуб воинской части). С 1992 года трудами иеродиакона Иринарха (†1994) было положено начало новой жизни Кемского подворья. В ноябре 1993 года Святейший Патриарх Алексий II благословил учредить Кемское подворье Соловецкого монастыря. Настоятелем его был назначен иеромонах Антоний (Плясов). Началось сооружение деревянного храма во имя Живоначальной Троицы. Проводились богослужения. Первая Божественная Литургия в храме была совершена в День Святой Троицы 15 июня 1997 года. К осени 2002 года в основном завершено строительство храма. На подворье постоянно находятся двое монахов и несколько послушников, а также несколько человек трудников. По материалам Официального сайта Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря .

http://sobory.ru/article/?object=07020

Репортажи «Кто познакомился с владыкой Антонием, тот знает и Христа, потому что он нес Его с собой» Биография митрополита Сурожского Антония, написанная Аврил Пайман, вышла на русском языке 05.05.2022 10:40 Москва, 4 мая, Благовест-инфо. Презентация русского перевода книги Аврил Пайман «Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь» (издательство «Медленные книги», 2022) состоялась 27 апреля в Культурном центре «Покровские ворота». Аврил Пайман (Соколова) – британский славист, специалист по русской литературе Серебряного века, переводчик, член Британской академии, в течение многих лет была духовной дочерью и соработником митрополита Антония. Посредством видеосвязи она выступила на презентации, в которой приняли участие те, кто был причастен к изданию книги, а также ее первые читатели. Как сообщает издательская аннотация, предлагаемая биография митрополита удачно сочетает фактологию (автор работал с архивными документами и свидетельствами современников) и личностный подход. Вот как об этом аспекте работы говорит сама Аврил Пайман: «...единственное, что давало мне право взяться за биографию митрополита Антония – некоторый опыт в этом литературном жанре и любовь к моему герою: о. Антоний принял меня в Православную Церковь в 1963 году и стал моим крестным, а потом всю жизнь оставался другом и духовником как для меня, так и для моего мужа, художника Кирилла Соколова» Автор обратилась к участникам презентации из Дарема (Великобритания), поблагодарив всех, кто работал над русским изданием биографии создателя Сурожской епархии. О работе над этой книгой Аврил Пайман 10 лет назад подробно рассказывала в Москве на конференции, посвященной осмыслению наследия митрополита Антония. Тогда она скромно назвала себя «просто ученой дамочкой», сейчас же уточнила, что она – литературовед, автор монографий по истории русского символизма, а также посвященных Блоку и Флоренскому, и еще – «одна из тех мирян, которые работали плечом к плечу с митрополитом Антонием в приходе в Англии». «Владыка – мой старший современник. Он поразил меня здравым смыслом, простотой, отсутствием ложной важности, редкой доступностью, умением помочь, преобразить жизнь ближнего. Он настаивал на том, что мы друзья», – сказала она.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Репортажи Богословие общения Фонд «Христианская Россия» приступил к изучению нового направления современного богословия 28.10.2010 11:03 Сериате (Италия) – Москва, 28 октября, Благовест-инфо. Осмыслению богословия общения как нового направления богословской мысли  ХХ в. была посвящена ежегодная международная конференция, которую провел итальянский фонд «Христианская Россия»  22-24 октября. Участники конференции – священнослужители, философы, богословы, историки, публицисты из Италии, России, Украины, Франции, Германии посвятили свои выступления теме «Богословие общения: пути развития и точки соприкосновения между Россией и Западной Европой». Открытию конференции, которое вот уже второй год проходит в Миланском католическом университете, предшествовало открытие выставки, посвященной о.Павлу Флоренскому и подготовленной студентами университета. Они же составляли большинство заинтересованной аудитории, внимавшей двум пленарным докладам. Первым выступил философ и богослов Александр Филоненко (Харьков). По его словам, хорошо известные традиции софиологического богословия и неопатристического синтеза дополняет очевидно проступающая новая линия – богословие общения, которое исходит не из опыта богопознания, но из богообщения.  Характеризуя это направление богословия, ученый отметил, что исходной точкой здесь является «событие встречи человека с Богом, которое служит основанием для всякой встречи и общения людей друг с другом и с творением». Началом этой линии считается «евхаристическое богословие» о. Николая Афанасьева. Продолжают ее такие имена, как мать Мария (Скобцова) с ее интуицией «внехрамовой литургии», митрополит Антоний Сурожский и его богословие встречи, протопресвитер Александр Шмеман (литургическое богословие), библеистика и миссионерское служение протоиерея  Александра Меня, Сергей Аверинцев с его богословием Славы Божьей, гимнографические исследования и каритативное служение о. Георгия Чистякова. Оппонируя целому ряду современных коммуникативных теорий, богословие общения исходит из того, что ядро человеческого существа - личность – проявляется только в событии встречи, которая являет себя в «ликовании, в радости, в собирании в общении, в обнаружении лика». Есть ряд условий, без которых подлинное богообщение невозможно, продолжает философ: это необходимость «рациональности веры, преодолевающей воображение», жертвенность и уязвимость, благодарение, через которое богословие общения раскрывается как евхаристическое богословие. Подтверждая свои обобщения словами митрополита Антония, матери Марии (Скобцовой), о.Георгия Чистякова, С.Аверинцева, а также митрополита Пергамского Иоанна Зизиуласа, Х.У. фон Бальтазара и Ж.-Л.Мариона, докладчик заключил: «Богословие общения, дополняя софиологическую и неопатристическую традиции, преодолевает наметившийся в них разрыв между умозрением, аскетикой и этикой и делает это через обращение к порождающему опыту встречи».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010