Великий Новгород. Церковь Николая Чудотворца на Рождественском кладбище. Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:не позже 1768. Год утраты:1946 (взорвана) Адрес: Новгородская обл., г. Великий Новгород, терр. Рождественского кладбища Координаты: 58.523583, 31.309031 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XVIII веке на Рождественском кладбище были погребены казненные здесь князья Долгоруковы. В 1768 году над их могилой была сооружена церковь в честь св. Николая, разрушенная в середине XX века. http://geocaching.su/?pn=101&cid=18848 Поле красное, место лобное Подписавшись за царя, князь Долгоруков подписал себе приговор К 30-м годам XVIII века Новгород был тих и провинциален. Город жил своей жизнью, не отличавшейся разнообразием событий, во всяком случае, политических. А рядом бурлил Санкт-Петербург с его дворцовыми переворотами. И эта бурная эпоха пожаловала к новгородцам сама: по воле императрицы Анны Иоанновны 8 ноября 1739 года на Красном поле близ города состоялась казнь четверых князей Долгоруковых. Свадьбы не будет! Потерпев неудачу в придворных интригах, представители старинного рода в буквальном смысле этого слова поплатились головой. И первым в этом жертвенном ряду стоял князь Иван Алексеевич Долгоруков. Это он — главный виновник царского гнева. Но как хорошо все начиналось! В 1725 году Иван Алексеевич стал гоф-юнкером при дворе царевича Петра, а вскоре — его любимцем и товарищем. Неудивительно, что враги могущественного тогда Меншикова выбрали своим орудием в борьбе против него Ивана Долгорукова. С его помощью до юного императора доносились сведения, представлявшие Меншикова в самом невыгодном свете. Усилия увенчались успехом — политический соперник пал и был отправлен в ссылку в далёкий Берёзов. Долгоруковы, чтобы ещё больше укрепить свои позиции, подобрали императору невесту — сестру Ивана Алексеевича, Екатерину. Однако 19 января 1730 года, в день, на который была назначена свадьба, Пётр II умер от оспы.

http://sobory.ru/article/?object=45060

Вениамин, епископ Воронежский и Елецкий (Сахновский) Родился в 1693 году в семье сербского протоиерея города Косово. Юношей тайно ушел из дома к своему соотечественнику Воронежскому митрополиту Пахомию (Шпаковскому), которым был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и отправлен во флот. 19 июля 1726 года определен архимандритом Святогорского монастыря Псковской епархии. В 1730 году переведен в Псково-Печерский монастырь. 25 июля 1731 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского. С 18 мая 1739 года – епископ Вятский. Со 2 декабря 1742 года – епископ Воронежский и Елецкий. Скончался 28 марта 1743 года. О преосвященном Вениамине сохранилось следующее воспоминание: «Он был телом статен, громогласен и гостеприимен, и хотя сам был мало учен, однако ученых любил». Особенная внешность епископа Вениамина, как полагают, послужила причиной его перевода в Вятку. Под влиянием фаворита императрицы Анны Иоанновны Э.И. Бирона, который «ярких образцов русской красоты на виду не любил», преосвященный Вениамин был переведен на Вятскую кафедру. Переведенный в Вятку против собственного желания, епископ Вениамин считал себя не на своем месте и потому ничего не хотел делать и не оставил после себя никаких плодов своей деятельности. После падения Э.И. Бирона и воцарения императрицы Елизаветы Петровны епископ Вениамин был вызван в Москву на коронацию, затем переведен в Воронеж, где вскоре (через 3 месяца) скончался. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 38. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 697. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 386, 391, 799, 838, 1032. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода ( 1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гедеон I, епископ Смоленский и Дорогобужский (Вишневский) Родился на Украине в дворянской семье. Обучался в Киевской духовной академии до философского класса, затем уехал за границу и учился в Вильне, Ковне и Львове, где от иезуитов получил степень доктора философии. Вернувшись на родину, был учителем риторики и пиитики в Киевской духовной академии. В 1712 году преподавал риторику в частном доме. С 1714 года – преподаватель философии в Московской духовной академии. С 1718 года – префект академии. В 1723 году назначен ректором Московской духовной академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. 19 июня 1723 года хиротонисан во епископа Смоленского. В Смоленске он открыл духовную семинарию. Скончался 2 февраля 1761 года. Погребен в Смоленском Успенском соборе. Жизнь преосвященного Гедеона ознаменовалась борьбой и полемикой с архиепископом Феофаном (Прокоповичем) , которая чуть не привела к гибели Гедеона. Архиепископ Феофан (Прокопович) , в царствование императрицы Анны Иоанновны будучи вершителем церковных дел, сумел низложить всех своих противников. Он предложил и епископу Гедеону оставить епархию, но получил смелый ответ: «Пою Богу моему дóндеже есмь». Преосвященный Гедеон отличался энергией, справедливостью и стойкостью в защите интересов духовенства, хотя был очень строг и взыскателен как к духовенству, так и к пастве. За пьянство он наказывал плетьми. Епископ Гедеон был хороший администратор. Он заботился об обучении детей и строил новые школы в разных городах своей епархии. При строгости келейной жизни преосвященный Гедеон имел обыкновение во внешности показывать свое превосходство и важность. Архиепископ Тверской и Кашинский Феофилакт (Лопатинский), не менее авторитетный, чем архиепископ Феофан (Прокопович) , в оценке богословской учености признавал преосвященного Гедеона «совершенным философом и богословом». Литература: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 33–43, 705. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 1102–1103.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Георгий, архиепископ Ростовский и Ярославский, в схиме Гедеон (Дашков) Родился в старинной дворянской семье. С 8 марта 1706 года – строитель Астраханского Троицкого монастыря, затем келарь Троице-Сергиевой лавры. С 15 апреля 1711 года – архимандрит Троице-Сергиевой лавры. 13 июля 1718 года хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского. С 1 июля 1725 года – синодальный советник и член Святейшего Синода. 15 июля 1726 года возведен в сан архиепископа и назначен вице-президентом Святейшего Синода. 21 июля 1730 года по указу императрицы Анны Иоанновны уволен из Синода. 28 декабря того же года лишен сана и сослан в заточение сначала в Харьковский Покровский монастырь, затем в Вологодский Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенского озера. 4 марта 1731 года принял схиму с именем Гедеона. В мае 1734 года перемещен в Селенгинский Троицкий монастырь. 2 декабря 1735 года отправлен в Нерчинский Успенский монастырь. Скончался в ссылке 17 апреля 1739 года. Погребен в Нерчинском Успенском монастыре. Архиепископ Георгий приобрел известность еще будучи настоятелем Астраханского Троицкого монастыря во время усмирения бунта астраханских стрельцов в 1705–1706 гг. Выдающийся ум и энергия настоятеля обратили внимание царского фельдмаршала, и последний рекомендовал его царю Петру I. Царским повелением Георгий был вызван из Астрахани и, пройдя все духовные ступени в Троице-Сергиевой лавре, был возведен во епископа Ростовского. Стремление к славе побудило Георгия добиваться участия в решении церковных дел не в пределах епархии, а в государственных масштабах: он домогался звания синодального вице- президента, но указом Екатерины I в 1725 году он был назначен в Синод третьим архиереем к Феофану (Прокоповичу) и Феофилакту (Лопатинскому). И только спустя год, покровительствуемый князем Долгоруковым, Георгий добился своей цели – стал вице- президентом Святейшего Синода. Архиепископ Феофан (Прокопович) , бывший тогда первым членом Синода, в энергичном Георгии сразу увидел своего соперника, который хотя и не отличался особой ученостью и глубиной богословских познаний, но был человек светлого природного ума, сильной воли, неутомимой энергии и решительного характера. Между этими двумя личностями началась борьба за влияние в Синоде, которая печально окончилась для преосвященного Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев) – сын тамбовского купца, выпускник Казанской Духовной академии. Вел педагогическую деятельность в духовных академиях и семинариях. Во время первой мировой войны добровольно отправился священником в действующую армию. В разгар гонений на церковь, в 1919 году, архимандрит Герман стал епископом Волоколамским. В 1921 году арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Вернувшись после двух ссылок, в 1928 году получает назначение на свою последнюю кафедру – Вязниковскую, на которой оставался до ареста в декабре того же года. Затем – Соловки, северная ссылка, небольшая «передышка» в Арзамасе и новая ссылка. Расстрелян в сентябре 1937 года в Сыктывкаре. Исповедь религиозного фанатика /Автор - Д. С . Фото Евгения Глобенко. Ил.: Гравюра Гюстава Доре//Фома. - – 2004. – С.40-43. – (рубрика « Разговор начистоту »). Имеются две врезки под заголовком « Комментарий священника », где по поводу этого письма размышляют: Протоиерей Димитрий Галкин , клирик Свято-Иоанновского женского монастыря (Санкт-Петербург). – С.41; Священник Николай Емельянов , заместитель декана Богословского факультета, преподаватель кафедры Догматического богословия Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. – С.43. См. отклик на эту публикацию: Арина Анивел , Санкт-Петербург//Фома. - – 2005. – С.102. – (рубрика « Отклики »). ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.44-67. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Современники: Спасатель или почему дядю Степу не взяли бы в МЧС (герой очерка – Алексей Легошин , возглавляет Департамент управления в кризисных ситуациях МЧС России). Беседовала Елена Меркулова. Фото Евгения Глобенко, Любови Поповой, Владимира Веленгурина//Фома. - – 2004. – С.46-51. – (рубрика « Современники»). Имеется биографическая справка « Андрей Донатович Легошин…» (С.46). Дело: Не прячет страус голову в песок! В монастырском хозяйстве выращивают страусов. Это не только выгодно, но и интересно. Беседовала Анна Ершова. Фото Анны Ершовой, Людмилы Ивановой и Елены Костеревой//Фома. - – 2004. – С.52-54. – (рубрика « Дело »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-23-i...

Иваново. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2008 и 2014. Ссылки:   Адрес: Ивановская обл., г. Иваново, ул. Генерала Хлебникова, 32 Координаты: 56.968634, 40.995576 Проезд:От автовокзала по проспекту Строителей до остановки Дом моды; на перекрестке налево по ул. Огнеборцев; храм расположен среди новостроек с левой стороны Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 14 октября 2008 года в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы состоялось знаменательное событие, которое по праву можно считать приходским торжеством. В этот день неподалёку от церкви преп. Серафима состоялась закладка первого камня нового каменного храма в честь Покрова Матери Божией. Чин освящения начала строительства можно считать событием городского масштаба. Освящение закладки будущего храма совершил преосвященный Иосиф, епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский, в присутствии многих молящихся и почётных гостей из областной и городской администрации во главе с губернатором Ивановской области Михаилом Александровичем Менем. Руководство строительством Покровского храма взял на себя настоятель церкви преп. Серафима Саровского протоиерей Андрей Львов. Этот нелёгкий, но благодатный труд, который отец Андрей совмещает с настоятельством уже действующего храма, несомненно, требует соучастия всех, кому не безразличен будущий храм и возможность без сутолоки присутствовать на богослужениях православным христианам окружающего района и всем желающим. А потому клирики и работники прихода храма преп. Серафима убедительно просят всех прихожан нашего храма о молитвенной и деятельной помощи в строительстве нового Покровского храма. Источник: сайт Серафимо-Саровского храма: http://www.ivpokrov.ru/temple.aspx. В старинные времена при церкви Покрова Пресвятой Богородицы существовал мужской монастырь, именовавшийся по имени церкви Покровским. Настоятельство в монастыре было игуменское, игумен зависел от Юрьево-Польского Архангельского монастыря. В царствование императрицы Анны Иоанновны Покровский монастырь содержался на ружном иждивении князя Алексея Михайловича Черкасского, в пользу монастыря выдавалось из вотчинного правления 29 руб. деньгами и 50 четвертей хлеба. В 1754 г. монастырь вследствие прекращения ружного содержания упразднен, монашествующие перемещены в Спасокукоцкий монастырь Суздальского уезда при селе Сербилове, а церковь обращена в приходскую.

http://sobory.ru/article/?object=11928

Иоанн-Конрад Ostermann, пастор бокумский (в графстве Маркском, в Вестфалии) имел двухъ сыновей. Старший, Иоанн-Христофор-Дитрих, прибыл в Россию и получил звание наставника дочерей Царя Иоанна Алексеевич а, Царевен: Екатерины Иоанновны, Анны Иоанновны (в последствии Императрицы) и Прасковии Иоанновны. Когда Царевна Екатерина Иоанновна выша за герцога Леопольда Мекленбург-Шверинского, герцог Леопольд пожаловал Остермана бароном, тайным советником и мекленбургским посланником при Российском Дворе. Барон Остерман пробыл в России до 1742 года, потом уехал в Германию, и там скончался бездетным. Младший брат его, Генрих-Иоанн-Фридрих, а в России Андрей Иванович (рождение 30 мая 1686 † 20 мая 1747), прибыл в Россию при Петре Великом, служил в посольском приказе, был советником Царской канцелярии; и за мир Нишадтский (заключённый им и графом Брюсом) пожалован, 30 августа 1721 года, Бароном Российского Царства и получил чин тайного советника. При Екатерине I пожалован действительным тайным советником, вице-канцлером, членом верховного тайного совета, воспитателем Царевича Петра Алексеевича, и получил Андреевскую лету. При Императрице Анне Иоанновне возведён, 28 апреля 1730 года, в Графское Российской Империи достоинство, и пожалован кабинет-министром, а при Иоанне Антоновиче был генерал-адмиралом. По восшествии на престол Императрицы Елисаветы Петровны, сослан в Сибирь, в Берёзов, где и скончался. – Муж истинно-гениальный, первый дипломат своего века, высокооценённый и Петром Великим и Фридрихом Великим, граф Остерман был, в эту эпоху, для России на поприще дипломатическом, тем самым, чем был Миних на поприщах военном и государственном: проницательный и дальновидный в изумительной степени, министр глубокомысленный, сановник безкорыстный, истинно-преданный своему новому отечеству, граф Остерман обезсмертил имя своё в летописях России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой (рождение 1698 † 24 февраля 1781); имел двух сыновей, Фёдора и Ивана, и дочь графиню Анну Андреевну (рождение 22 апреля 1724 года † 15 февраля 1769 года), за генерал-аншефом Матвеем Андреевичем Толстым (см. родословие Толстых).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

К сожалению, многочисленные русские новомученики, в основном погибшие в 1920–1930-е годы, оставили после себя мало трудов, где бы анализировались причины катастрофы 1917 года и планы будущего устройства России. Эта задача должна была лечь на русскую эмиграцию. Один из главных и наиболее известных трудов на эту тему – «Русская идеология» – был написан архиепископом Серафимом. Основой благополучия государства архиепископ Серафим считал симфонию властей – церковной и царской. Эта идея, сформулированная императором Юстинианом в VI веке, состояла в органичном взаимодействии двух даров Божиих – священства и царства. Это взаимодействие – забота Церкви о духовном состоянии империи и забота царской власти о Церкви – должно, по мнению императора Юстиниана, вести народ ко благу. Архипастырь считал, что в принципе, за исключением некоторых периодов, симфония существовала и в Византии, и в России. Серьезным ударом по симфонии архиепископ Серафим считал «Соборное уложение» 1649 года и петровские реформы. Признавая военные и государственные заслуги царя Петра, архиепископ настаивал, что в целом его правление было гибельным и для Церкви, и, в конечном счете, для государства. Нанеся удар Церкви, Петр, по мысли архиепископа Серафима, уничтожил основу симфонии – почитание царской властью священства. Вместо симфонии он дал Руси абсолютную монархию. Идеал – Святая Русь – был при этом отвергнут. «В уничтожении Петром симфонии властей и была заложена причина гибели России», – подвел итог петровскому правлению архиепископ Серафим. Как тяжелый для Церкви период рассматривал архипастырь и царствование Анны Иоанновны, при которой имели место даже гонения за защиту православной веры. Однако даже это царствование архиепископ не считал столь печальным, как внешне благополучное правление Екатерины II, с его секуляризацией и упразднением 4/5 всех монастырей. XIX век архипастырь считал более благоприятным для Церкви, однако сделанное в веке XVIII-м уже нельзя было исправить. Близорукие властители XVIII века не предполагали, что следствием их реформ, направленных против симфонии, станет падение авторитета Церкви, а затем разрушится и авторитет монархии. Все это привело к тому, что в начале ХХ века идея о высоком назначении царя была народом утрачена, и последнему императору – Николаю II – повиновались уже не потому, что осознавали высокое назначение царской власти, а по второстепенным побуждениям. Это и стало причиной легкости, с которой русский народ отказался от государя

http://radonezh.ru/radio/2021/01/05/20-0...

Карамышево. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенская церковь построена в 1831 г., имеет престолы Преображения Господня, Казанской иконы Божьей Матери, Святителя Николая. Сохранились остатки росписи 1874 г. Под колокольней уцелели фигуры Макария Калязинского и Анны Кашинской. Приход церкви включал деревни: Лысцево, Нефедьево, Черная, Сулоиха, Раменец, Крылово, Полозницы. В приходе находились пять часовен: в деревне Нефедьеве, каменная, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, построена в 1865 году; в деревне Сулоихе, каменная, Казанской и Смоленской иконы Божией Матери, построена в 1888 году; в пустоше Бочихе, деревянная, Петра и Павла, построена в 1857 году; в деревне Крылове, деревянная, 12-ти Апостолов, построена в 1877 году; на приходском кладбище, деревянная, построена в 1863 году. В 1901 году служили: Священник Василий Иоаннович Введенский 44-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1878 года, священником с 1895 года. Псаломщик Павел Никольский 25-ти лет, в должности с 1900 года. Церковный староста - крестьянин Иван Флоров в должности с 1899 года. В 1914 г. служили: Священник Иоанн Смирнов 39 лет, окончил духовную семинарию, на службе 11 лет. Псаломщик Иоанн Федотов 34 лет, окончил земское училище, на службе 3 года. Каменная церковь Спаса Преображения с приделами Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери возведена в 1831 году. Объемная храмовая композиция, ядром которой является четверик, несущий световую ротонду, завершенную куполом и главкой, выполнена в традиционном для тех времен архитектурном стиле - ампир. К четверику, фасады которого акцентированы пилястрами и треугольным фронтоном, примыкают алтарная апсида, прямоугольная в плане трапезная и трехъярусная колокольня. В конце XIX столетия расширялась трапезная, а в 1874 году в храме выполнена роспись внутренних стен, уцелевшая частично и до наших дней. Хуже сохранилась штукатурка наружных стен сооружения, видимо, причиной тому послужил состав раствора. С приходом советской власти храм был закрыт и разграблен.

http://sobory.ru/article/?object=19186

Кой. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Село Кой, от Твери 140 верст, от Кашина 40 верст. Церковь Троицкая, построена в 1731 году, каменная, двухэтажная, престола три: верхний Святой Троицы, в нижней: Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Благоверного Князя Александра Невского. Церковные документы: опись 1846 года, план на землю. В 1901 году служили: Протоиерей Василий Иоаннович Баженов 72-х лет, студент семинарии, священником с 1851 года, состоял духовником и депутатом, в 1898 году награжден Орденом Святой Анны третьей степени. Священник Петр Александрович Садиков 40-ка лет, студент семинарии, состоял заведующим церковно-приходской школы, смотрителем Свечной Епархиальной лавки, духовным следователем, в служении с 1881 года, священником с 1884 года, смотритель Свечной Епархиальной лавки, в 1896 году награжден скуфьей. Священник Николай Алексеевич Морошкин 36-ти лет, студент семинарии, состоял катихизатором, в служении с 1885 года, священником с 1892 года, в 1895 году награжден набедренником. Диакон Николай Арсеньевич Ильинский 62-х лет, в служении с 1853 года, диаконом с 1883 года. Псаломщик Александр Феодосиевич Тодорский 28-ми лет, в должности с 1892 года. Псаломщик Иван Алсеевич Смирнов 31-го года, в должности с 1894 года. Псаломщик Павел Иванович Ахматов 35-ти лет, в должности 1884 года. Прихожан: Протоиерея Баженова в селе Кой, в деревнях Колачеве, Хругине, Фоминском, Корине, Гридине, Бабаеве - 217 дворов (771 мужчина, 1009 женщин). Священника Садикова в селе Кой, в деревнях Почапе, Елупове, Лбове, Белораменье, Колыжине, Волкове - 197 дворов (678 мужчин, 877 женщин). Священника Морошкина в селе Кой, в деревнях Старове, Михалях, Усатых, Лемехове, Бабаеве - 190 дворов (647 мужчин, 826 женщин). Всего 604 двора (2096 мужчин, 2712 женщин). В 1914 году служили: Священник Петр Садиков 54-х лет, окончил семинарию, на службе 30 лет, в Троицком храме 23 года. Священник Григорий Нечаев 52-х лет, окончил семинарию, на службе 28 лет, в Троицком храме 13 лет. Священник Николай Морошкин 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 22 года. Штатный диакон Виктор Ильинский 37-ми лет, на службе 10 лет, в Троицком храме 9 лет. Псаломщик Леонид Богданов 24-х лет, на службе 2 года. Псаломщик Евфимий Зайцев 21-го года, на службе 2 года. Псаломщик Александр Смирнов 24-х лет, на службе 3 года, в Троицком храме 1 год.

http://sobory.ru/article/?object=20733

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010