О священно и церковнослужителях, обучавшихся в школах Мы перечислим здесь всех священно и церковнослужителей епархии, о которых знаем, что они учились в школах. При сем, где возможно, будем обозначать степень их образования и познаний. 1) При Петропавловском соборе все священники и диаконы были народ ученый, а именно: протоиерей Слонский, ключари: Феодор Листьев, Иван Семенов, священники: Петр Гребневский и Василий Баранович, протодиакон Михаил Алексеев, диаконы: Георгий Нерунович и Алексей Флоров. Они, поочередно, исправляли обязанности экзаменаторов для ставленников и держали предики в соборе. 2) Священник Александр Стефанов. В бумагах С.-Петербургской Духовной Консистории о нем имеется следующая сказка, им собственноручно данная: родился в 1711 году, учился в Московской академии, до школы богословия, которую в четыре года кончил. Греческому языку учился один год, но за неимением книг на этом языке, позабыл его. Он состоял священником при Семеновском полку. 3) Петр Павлов Козицкий. Родился он в Киеве в 1700 году, учился в Киевской академии до философии, которую слушал два года, а именно: в 1719 и 1720 годах. Греческому языку не учился. Священником состоял при Морском полковом дворе. Преосв. Никодим предлагал ему место протоиерея в Исаакиевском соборе, но Козицкий не захотел переменить своего места. 4) Симеон Ушкалевич, воспитанник Киевской академии. Во время войны с турками в царствование Императрицы Анны Иоанновны, он состоял священником при всех лейб-гвардии походных батальонах. Оттуда определен священником к Нежинской Богословской церкви, Киевской епархии. В 1742 году, Св. Синодом, согласно его прошению и по ходатайству начальства лейб-гвардии Измайловского полка, перемещен в С.-Петербург к полковой церкви. 5) В 1744 году 11 марта, хиротонисан во священника к Вознесенской церкви, из ученых, Пантелеймон Поморский. Он был сын священника Кронштадтской Богоявленской церкви Василия Иоанникиева. Отец обучил его дома читать и писать. В 1746 году Пантелеймон поступил в Александро-Невскую семинарию, прошел все классы, с сентября 1743 года слушал богословие. В семинарии, по отзыву начальства, вел себя как надлежит честному и добропорядочному во всем ученику. В 1744 году ему шел 27-й год. В январе сего года он, с разрешения Преосвященного, женился. Епископ Никодим дал ему лучшее место из бывших на тот раз праздными.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Оренбургская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкая Симеонова обитель милосердия Оренбургская область — субъект Российской Федерации. Входит в Приволжский федеральный округ. Область была образована 7 декабря 1934 года путём выделения из Средневолжского края, в период с 1938 по 1957 годы называлась Чкаловской областью. Административный центр — город Оренбург . Содержание Православие в Оренбургской области [ править править код ] С 30-х годов XVIII столетия, после принятия решения о добровольном вхождении в состав Российского государства башкирских и казахских племен, территория современного Оренбуржья стала активно осваиваться переселенцами из центральных губерний В 1743 году была основана пограничная крепость Оренбург, ставшая административным центром Оренбургской губернии, учреждённой именным Указом императрицы Анны Иоанновны в 1744 году. У истоков основания губернии стояли известные государственные деятели и исследователи той эпохи — В. Н. Татищев, И. К. Кирилов, П. И. Рычков и И. И. Неплюев, ставший первым оренбургским губернатором. Губерния объединила в своём составе часть современных территорий Казахстана, Башкортостана, Татарстана, Челябинской и Самарской областей. Южная её граница проходила по берегам Каспийского и Аральского морей. Приходов (по состоянию на 1 января 2015 года) — 118, храмов — 133, часовен — 33, молитвенных комнат — 8. Населённые пункты [ править править код ] Оренбург Святыни Оренбургской области [ править править код ] ОРЕНБУРГ. Кафедральный Никольский собор: список «Табынской-Казанской» иконы Божией Матери. С. ВЕРХНЯЯ ПЛАТОВКА, Новосергиевского района. Покровский храм: икона Божией Матери «Достойно есть». Святые пещеры в селе Покровка Новосергиевского района [ править править код ] В России существует множество святынь, появившихся чудесным образом. В Оренбуржье одним из таких мест являются Святые пещеры Свято-Николаевского монастыря. Еще в XIX веке жители Покровки видели над горой, находящейся недалеко от села, знамение в виде уходящего в небо огненного столпа. В это же время казаку из станицы Верхне-Озерной Захарию Карцеву было предзнаменование идти в Покровку и строить обитель.

http://azbyka.ru/palomnik/Оренбургская_о...

Освящение иконостаса во Владимирском соборе Санкт-Петербурга Владимирский собор г. Санкт-Петербурга 8 сентября 2006 года, в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери, состоялось освящение иконостаса правого придела санкт-петербургского Владимирского собора. Этот придел посвящен мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Собор в честь иконы Владимирской Богоматери один из старейших в городе на Неве. Построенный во второй трети XVIII века, он находится в самом центре, близ Невского проспекта на Владимирской площади. Тогда граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке. Въезд в город находился у моста на Невской «першпективе». Здесь были шлагбаум и застава, называемые Аничковыми. Эта местность носила название – Московское предместье. В петровские времена строительство велось лишь вдоль «першпективной дороги» и Фонтанки – остальная территория долгое время пустовала. Постоянное поселение в Московском предместье возникло лишь в 1737 году. После опустошительных пожаров 11 августа 1736 и 24 июня 1737 года, когда тысячи людей оказались без крова, правительство императрицы Анны Иоанновны предприняло решительные меры для урегулирования городской застройки, обеспечения людей жильем и предотвращения новых пожаров. Высочайшим указом придворным служащим было выделено место для строительства собственных домов за Аничковой заставой. Внутри слобод предусматривалось устроить площадь с церковью, но к постройке храма приступили лишь в 1745 году. Инициатива строительства принадлежала начальнику Придворных слобод (так стали именовать район, в который пересели придворных, конюшенных и дворцовых служителей), управляющему кабинетом ее императорского величества барону Ивану Антоновичу Черкасову. Первая церковь была выстроена из дерева и имела один купол. 25 августа 1747 года преосвященный Феодосий (Янковский) совершил торжественное освящение храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. На следующий день, 26 августа (8 сентября по новому стилю), в храмовый праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, на литургии присутствовала императрица Елизавета Петровна, пожертвовавшая на благоустройство храма 300 рублей. Деревянная церковь с примыкавшей к ней с запада трехъярусной колокольней простояла в Придворных слободах 23 года.

http://pravoslavie.ru/583.html

От Балтики до Черного моря. Россия и европейские члены СНГ. Часть 3 Очевидным отражением геополитических устремлений совершенно земных государственных интересов является активная и совершенно противоправная с точки зрения церковно-канонического права деятельность Румынской православной церкви по созданию приходов на территории Молдавии - многовековой канонической территории Русской Православной Церкви. Как и во всех новых государствах, где вера становится объектом политики, активность проявляет Ватикан. Именно в Румынию римский понтифик совершил первый визит на поствизантийское пространство, которое становится объектом не только геополитического, но и духовного соперничества. С 1991 года Румынский патриархат пытается охватить и подчинить территорию Молдавии. В начале 90 годов Бухарест объявил о создании на территории Молдавии своей бессарабской митрополии. К инспирированному расколу присоединился лишь один молдавский епископ Бельский Петр (Пэдурару). Несмотря на титанические усилия, результаты пока ничтожны, поскольку преобладание Русской Православной Церкви в Молдавии не случайно, а имеет глубокие исторические корни. Еще в XVIII в. в результате антицерковной политики Петра I, Анны Иоанновны и Екатерины Молдавия стала местом эмиграции русского ученого монашества, выдающимся представителем которого был преп. Паисий Величковский, основавший там целые научно-богословские центры. Румынская Церковь не имеет влияния над православными Молдавии, тем более, она представляет крайний экуменизм, что категорически не приемлет большинство верующих. Но именно эта линия на вытеснение Русской Православной Церкви пользовалась поддержкой государственных структур, что было особенно ясно в годы эйфории идей присоединения к Румынии. Приднестровье занимает особое место в истории постсоветского периода. Явление Приднестровья, отметившего свой десятилетний юбилей, опровергло многие политологические доктрины о всеобщем отторжении России всеми ранее входящими в нее народами. Пример, впрочем, отнюдь не единственный, но тем более впечатляющий, что народ левобережья Днестра как нигде многонационален – молдаване, русские, украинцы, гагаузы, турки, евреи, но ощущает себя частью общероссийской истории. Поскольку Молдова объявила о независимости, связав ее с ликвидацией последствий пакта Молотова-Риббентропа, Приднестровье, которое в течение двухсот лет постоянно в составе России и в судьбе Бессарабии ХХ века не участвовало, получило возможность провести безупречные юридические процедуры для провозглашения своей государственности, которая в силу обстоятельств не была принята де-юре, но де-факто реализовалась. Из всех “несогласных” с навязанной им судьбой в декабре 1991 года – Юж. Осетия, Абхазия, Крым – Приднестровье единственное состоявшееся образование, которое достаточно успешно развивается экономически, несмотря на отсутствие западных кредитов и всякой помощи России, и внутренне стабильно.

http://pravoslavie.ru/5148.html

После многовековых ожиданий иудеев наконец наступило предвозвещенное святыми пророками время явления обетованного Мессии, так как предопределенные для этого седьмины Данииловы ( Дан. 9, 24–27 ) уже приходили к своему концу и уже исполнилось пророчество патриарха Иакова об оскудении князя от Иуды ( Быт. 49, 10 ), ибо на престоле Давида восседал чужестранец Ирод идумеянин. Но грядущему Мессии, по пророчествам святых Исаии ( Ис. 40, 3–5 ) и Малахии ( Мал. 3, 1 ), имел предшествовать необыкновенный посланник, предуготовитель пути Мессии. Таким Предтечей Его явился в 779 году от основания Рима (ср. Лк. 3, 1–3 ) Иоанн, сын праведных священника Захарии и Елизаветы, свыше предуказанный еще до рождения своего ( Лк. 1, 13–17 ). Спустя полгода по рождении Иоанна ( Лк. 1, 36 ) чудесно наитием Святого Духа родился от Преблагословенной Девы Марии Иисус – Мессия, бывший чаянием народов. Вот уже около тридцати лет прошло после этого; но Иисус все еще тихо и сокровенно проводил дни Свои в бедном жилище мнимого Своего отца – плотника Иосифа – в незначительном галилейском городе Назарете. Необычайное рождение Иоанна от престарелых Захарии и Елисаветы, затем чрез полгода последовавшее на вифлеемских полях явление пастухам ангелов с благовестием о родившемся Спасителе мира ( Лк. 2, 8–14 ), далее дивное велегласное в храме пророчество праведного старца Симеона и Анны пророчицы о Богомладенце Иисусе ( Лк. 2, 25–38 ), знаменательное прибытие восточных волхвов в Иерусалим для поклонения этому новорожденному Царю Иудейскому ( Мф. 2, 1–11 ) – все эти произведшие большую сенсацию в иудействе, необыкновенные события теперь, ко времени явления Иоанна Захариина на проповедь , можно полагать, были уже забыты или сохранялись в памяти очень немногих иудеев. Вероятно, изгладилось из памяти жителей города Иерусалима и то поразительное впечатление, какое на ученых книжников и толпу поучаемых ими в притворе храма произвел двенадцатилетний Иисус дивными Своими ответами и вопросами ( Лк. 2, 46–49 ). Вслед за этими явлениями, которые для внимательных к путям Промысла Божия заключали в себе явные признаки имеющего вскоре последовать явления Утехи Израилевой, наступило продолжительное молчание. При безотрадном для еврейского народа направлении современных представителей иерархической власти (в лице синедриона и первосвященника), умственного просвещения и нравственности (в лице ученых книжников, фарисеев и саддукеев), при тиранической языческой политике правителя Иудеи Ирода, проявившейся в тяжелых и горьких для Израиля угнетениях и порабощенности, еврейский народ однако же продолжал свято хранить веру в свое высокое призвание и сохранять в сердце светлую надежду на имеющего из его среды явиться Мессию. Без сомнения, это было время самого напряженного в еврейском народе ожидания обетованного Мессии. Но особенно твердая и определенная вера и притрепетная надежда на скорое явление Мессии наполняла, озаряла и согревала сердца благочестивых израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Собор в честь Святой Живоначальной Троицы: История Классическая фотография собора с открытки 1980-х годов. В это время в соборе еще находился склад. Каждый петербуржец знает величественный белоснежный собор с синими куполами, что находится сразу за Фонтанкой, на Измайловском проспекте. В годы большевистского режима оскверненный: ободранный, затопленный, сегодня возрождающийся, украшаемый, этот Собор поистине является символом государства нашего Российского. …Солнечным теплым днем 13 мая 1828 года звон колоколов города возвестил о том, что в Петербурге должно быть новому собору. Митрополитом Петербургским и Новгородским Серафимом, в присутствии Императрицы Марии Феодоровны, наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II), был торжественно заложен новый храм. Самый большой православный храм в России, один из самых величественных и прекрасных соборов Православной Церкви. Троицкий собор лейб-гвардии Измайловского полка. Картина кисти А.Н. Раковича. 1835. Так выглядел собор в год открытия. Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для императорского полка, на поле боя не знавшего поражений, – лейб-гвардии Измайловского полка. История полка и полковой церкви Сам полк был сформирован Высочайшим указом Императрицы Анны Иоанновны 22 сентября 1730 года и был третьим после Преображенского и Семеновского полков. Наречен полк был по месту жительства Императрицы – селу Измайловскому, недалеко от Москвы. По штату в то время полк состоял из 2381 человека, через год был увеличен. 17 февраля 1731 года полк был приведен под присягу, получил знамена и был благословлен на службу Богу, царю и Отечеству. Одною из первых забот нового полка была постройка церкви. Так как полк постоянных квартир не имел, было решено построить церковь малую, походную. Сооружение церкви-палатки было поручено поручику Савелову, причем указано было ему не мешкать, а поторапливаться: «Извольте приложить старание, чтобы строение церкви по возможности скорее окончено было» и «о строении той церкви извольте приложить свое прилежное старание, дабы оная построена была самым добрым мастерством».

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-v-che...

Санкт-Петербург. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Карта и ближайшие объекты В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона - Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей Империи. Датируемая концом XVI века, икона появилась в Петербурге в 1710 году; ее, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Феодоровна. Вначале икона была помещена в " небольшой светличке " - деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы. Через два года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 ее закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости. Местная икона уже в те годы считалась чудотворной. По проекту М. Г. Земцова 6.IX.1733 на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Ее освятили З.VII.1737 в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное - мастер И. Геринг, иконы написали И. П. Горскин и Г. И. Мелентьев. Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге. В 1799 Император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св.

http://sobory.ru/article/?object=01954

Санкт-Петербург. Церковь Пантелеимона Целителя в Соляном переулке. Церковь Святого Великомученика Пантелеимона в Соляном переулке Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Одновременно с созданием Партикулярной верфи на берегу Фонтанки, на её территории была сооружена часовня. В 1722 году был выстроен деревянный мазанковый храм. Освящение его состоялось 2 сентября 1722 года в отсутствие императора Петра I, бывшего в Астрахани и приславшего приказ об освящении церкви во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Особое внимание к этому храму связано с тем, что он был задуман императором как храм-памятник боевой славы российского флота, в знак благодарности за две морские победы в Северной войне - при Гангуте 27 июля 1714 г. и Гренгаме 27 июля 1720 г. - обе в день памяти св. Пантелеймона. В 1734 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны рядом с обветшавшей к тому времени деревянной церковью был заложен каменный храм, сохранившийся почти в первоначальном виде до нашего времени. Каменная церковь строилась в 1735 – 1739 годах по проекту архитектора из штата Полицеймейстерства Н. Шумахера. Однако на стадии проектирования неопытный в храмовом зодчестве архитектор, вероятно, был вынужден внести существенные поправки, предложенные Иваном Коробовым, который одновременно перестраивал в камне сооружения Партикулярной верфи. Освящение церкви состоялось 27 июля 1739 года. Поднявшийся вблизи Фонтанки одноглавый храм с высоким куполом стал одним из самых посещаемых петербуржцами. Строение решено в стиле анненского барокко, особенностями которого являются сложность конфигураций высоких кровель и фронтонов, уплощенность фасадов, украшенных пилястрами, фигурное обрамление окон и двухцветность окраски. Здесь мы видим фасады, скупо декорированные плоскими пилястрами дорического ордера, фигурный барочный фронтон над полукруглой алтарной апсидой, барочное оформление восьмигранного барабана, перекрытого граненым куполом с небольшой луковичной главкой под крестом, колокольню со шпилем своеобразного рисунка. В самом начале 1764 г. при храме была устроена и 25 января освящена церковь святой великомученицы Екатерины, однако в 1783 году по повелению императрицы Екатерины II ее перенесли в храм святого Пантелеймона и сделали западным боковым приделом.

http://sobory.ru/article/?object=01571

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной в Красном Селе. Красносельский Гарнизонный храм (собор) Троицы Живоначальной Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Троицкая церковь в Красном Селе - одна из старейших церквей Санкт-Петербурга. Согласно дошедшим до нас сведениям, самой первой в Красном Селе была церковь св. великомученицы Екатерины, построенная по повелению Императрицы Екатерины I между 1725 и 1727 годами (т. е. в период ее пребывания на престоле). К сожалению, более точной даты основания этой церкви и каких-нибудь сведений о ее убранстве обнаружить не удалось. Известно лишь, что церковь была деревянная и находилась на месте, где впоследствии были построены здания военного госпиталя (современный адрес - ул. Восстановления, в районе д. 13). Просуществовал этот храм недолго - в 1732 г. он был полностью уничтожен пожаром. В 1733 г. Санкт-Петербургское Духовное Правление выпустило указ о постройке в Красном Селе нового каменного храма, на который Императрица Анна Иоанновна выделила из личных средств 350 рублей. Новая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была заложена 16 августа 1733 года в центре Красного Села и строилась по проекту архитектора Ивана Яковлевича Бланка. Спустя два года строительство храма было окончено, и 20 июля 1735 года её главный престол был освящен настоятелем Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиереем Иосифом Чедневским. В 1737 году был освящен правый придел во имя Святой Великомученицы Екатерины (храм изначально планировался двухпрестольным). Позже, в 1738 году к церкви был пристроен левый придел во имя Святителя Николая, освященный, однако,лишь в 1761 году. В 1822 году в средней части храма, с правой стороны, был устроен придел во имя Святых Праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора в Петропавловской крепости протоиереем Стахием Колосовым. В 1851 – 1854 годах церковь подверглась частичной перестройке и расширению по проекту архитектора А. И. Резанова, при участии А. М. Камуцци, сохраняясь в таком виде на протяжении последующего столетия. В том же 1854 году церковь была обнесена оградой с небольшой каменной часовней (по проекту Резанова) в её юго-западной части.

http://sobory.ru/article/?object=01569

Свое начало и особую известность Телепнево получило при князе и воеводе, члене Боярской думы Иване Федоровиче Овчине Телепневе-Оболенском, который " имел в Вязьме богатый дом, а недалеко от города владел обширными поместьями,...куда этот вельможа приезжал для житья в свое удовольствие " . В тридцатые годы XVI века Телепнев-Оболенский пользовался широким покровительством великой княгини Елены Васильевны, дочери литовского вельможи князя Василия Львовича Глинского и княгини Анны Глинской (урожденной Якшич). В 1526 г оду она стала второй женой великого князя Московского Василия III Иоанновича, прожившего двадцать лет в бездетном браке с Соломией Сабуровой. От этого брака у нее родились два сына - Иоанн (Грозный) и Юрий. После кончины Василия III она стала регентшей при малолетнем сыне Иоанне, фактически управляя государством в 1533-1538 годах. Через свою родную сестру Агриппину Федоровну Челяднину, " мамку " - воспитательницу великого князя Иоанна, Телепнев быстро смог приобрести исключительное влияние на великую княгиню. С первых дней своего пребывания на Московском престоле, Елена Васильевна, пользуясь поддержкой Телепнева-Оболенского и митрополита Даниила (Рязанца), решительно поддерживала самодержавную власть и отличалась твердостью. Она выбрала путь жесткого подавления всяческих притязаний Боярской думы. Так от управления сразу был оттеснен сын боярский Иван Юрьевич Шигона-Поджогин. Дмитровского князя Юрия Ивановича, начавшего " вборзе всякия неправды делати великому князю " , посадили в темницу, где он умер от голода. Вскоре и князь Андрей Иванович Шуйский, обвиненный в подстрекательстве помещиков против центральной власти, и перезывании к себе на службу детей боярских, был арестован. В тюрьме скончался и наиболее близкий родственник Елены Васильевны - Михаил Глинский. В августе 1534 г ода были посажены в тюрьму князья Иван Федорович Бельский и Иван Михайлович Воротынский. Князья Симеон Бельский и Иван Лятский, бежали в Литву, пытаясь оттуда добиваться возвращения своих вотчин. Существует разное мнение о правлении великой княгини Елены Васильевны. Часто суровые меры, к которым прибегала великая княгиня Елена Васильевна, объяснялись обстоятельствами того времени. Они применялись только после тщательного расследования, а не под влиянием раздражения или гнева. Необходимо отметить, что многие решения Елены Васильевны были направлены исключительно на благо государства и во всем согласовывались с заветами предшественников ее сына - Иоанна IV. По свидетельствам современников, великая княгиня отличалась большой набожностью и благотворительностью. Она часто посещала монастыри и храмы, горячо молилась и раздавала щедрые милостыни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010